Йохем Даума
Малые пророки I. Осия, Иоиль, Амос, Авдий
3. КНИГА ПРОРОКА АМОСА
3.4. Амоса 3
1. Третья глава примыкает к пророчествам о народах, сказанным в Ам. 1 и 2. Слушатели в Израиле, должно быть, сильно удивились, когда услышали резкое осуждение своих поступков. Они противостояли этому пророку из юга. Может он думает, что он владеет словом Яхве? Несчастья, о которых они услышали, на самом деле не будут такими ужасными!
Что ж, Амос снова призывает их слушать Яхве. И сразу же заявляет о главном в стихе 2: именно потому, что Яхве вывел Израиль из Египта и из всех народов выбрал только этот, Он накажет их за все их беззакония.
Чтобы объяснить несомненность и неизбежность суда Яхве, пророк использует множество сравнений, взятых из повседневной жизни. Видели ли вы когда-нибудь двух людей, которые куда-то целенаправленно идут вместе, предварительно не договорившись об этом? Если вы слышите, как рычит лев в кустарнике, то можете сделать вывод, что он поймал добычу. А если он ревёт в своём логове, тогда понятно, что он не поймал ничего. Птица не попадает в клетку, если там нет корма. И клетка не захлопывается сама по себе, если в неё ничего не попало. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы трубила труба и никто из жителей не испугался? Ведь эта труба предназначена для того, чтобы оповещать жителей об опасности, а значит, глас её тянет за собой определённые последствия. Происходит ли когда-нибудь в городе бедствие, чтобы люди не понимали, что Яхве допустил это бедствие?
Амоса 3,3-6 приводит различные примеры, которые предполагают, что каждый в Израиле знает на них однозначный ответ. Ответ на все вопросы без исключения – «нет»! Также вопрос из Ам. 3,6 (происходит ли какое-либо несчастье без ведома Яхве?) предполагает, что каждый израильтянин ответит на него “нет”. Атеистов там нет, каждый из них “верит”. Если происходит беда, то она от Яхве.
Однако если жители Израиля пришли к этим очевидным выводам, почему же они пожимают плечами, когда Яхве ещё раз сказал Своё слово? И когда Он, как всегда, открыл Свой замысел сначала Своим слугам – пророкам (срн. Ам. 2,11)? Лев (Яхве) зарычал (срн. Ам. 1,2) – и кто не устрашится? Яхве сказал – и как пророк (в этом случае Амос) не передаст эту весть Израилю? Какой может Израиль не видеть, что Амос с разрешения Яхве пробил в колокол и поэтому люди должны испытывать большой страх перед тем, что случится?
Вывод находится в ст. 8: Лев прорычал (срн. Ам. 1,2). Яхве открыл Амосу Свой замысел. Амос сказал – и поэтому весть о надвигающихся наказаниях Яхве должна потрясти Израиль.
Не следует искать “более глубокого” смысла в выше упомянутых сравнениях: например, что двое идущих по дороге (Ам. 3,3) – это Яхве и Израиль или Яхве и пророк. Голверда справедливо отвергает подобные “аллегоризации” [Holwerda 1953,37v]. Я считаю, в отличие от Голверды, что самый главный смысл всех этих сравнений лежит не в ст. 6, а в ст. 8. В ст. 6 подытоживается то, что было “само собой разумеющимся”: в Израиле все находят связь между уже случившимся несчастьем и Яхве, Который послал это несчастье. А взаимозависимость между только надвигающимся бедствием и Яхве, Который посылает его, израильтяне ещё должны понять!
2. Израильтяне, видимо, не понимают, насколько всё плохо в их положении. Пусть жители дорогих дворцов в Азоте (над которым в Ам. 1,8 прозвучал приговор) и в Египте ещё раз посмотрят на Самарию и её окрестности! Они увидят, как там богатые притесняют бедных. О справедливых поступках в Самарии не может быть и речи, если они наполняют свои дворцы угнетением и насилием. И поэтому Яхве снова возвещает Самарии, что эта земля будет окружена врагами, её крепости падут, а дворцы будут уничтожены.
Неужели все погибнут? Пастух спасает из пасти льва, который ухватился за овцу, не больше чем пару копыт или часть уха. Так же от израильтян в Самарии, которые прожили свою жизнь в роскоши, валяясь в постели и опираясь на свое ложе, не останется ничего ценного.
Возможно, следующие стихи (Ам. 3,13сл.) обращены к вышеупомянутым представителям из Азота и Египта или к определённым израильтянам. В любом случае они должны предупредить “потомков Иакова”, что день суда приближается. Яхве будет наказывать Израиль за все его преступления и Его наказание в первую очередь коснется жертвенника в Вефиле. Социальный беспорядок и притеснение бедных имеют в своей основе религиозный аспект. Кто желает знать об источнике всех бед, должен отправиться в Вефиль и увидеть, как там искажено служение Яхве. В Свой день суда Яхве коснётся всех жертвенников. Будут отсечены четыре рога жертвенников. Кровь для очищения и омовения грехов больше не сможет стекать по этим рогам, как велел закон Яхве (Исх. 29,12; Лев. 4,7.18.30; срн. Иер. 17,1). И люди, которые искали убежища в Божьем доме, больше не смогут держаться за эти рога (срн. Исх. 21,13сл.; 3 Цар. 1,50сл.; 2,28сл.).
Потом Яхве уничтожит роскошь богатых с их зимними и летними дворцами, с домами, украшенными дорогими материалами. У тех, кто имел всё вдвойне, изнуряя с этой целью бедных, не останется ничего.
Вряд ли можно сказать, что Ам. 3,12 говорит об остатке, который будет спасен в Израиле. Такой остаток существует, однако о нём будет сказано позже (Ам. 5,15). А здесь пара копыт и кусок уха, которые пастух вытянул из пасти льва, выступает всего лишь свидетельством того, какая смертоносная хватка у льва.
Этот материал еще не обсуждался.