Йохем Даума
Малые пророки I. Осия, Иоиль, Амос, Авдий
3.11. Этическое значение пророчеств Амоса
1. Если обратить внимание, на какие грехи Израиля указывает пророк Амос, то в первую очередь, несомненно, бросается в глаза социальная несправедливость. Люди притесняют бедных и относятся к ним, как к товару (Ам. 2,6сл.; 4,1; 5,11сл.8,6). Честный суд больше не производится (Ам. 5,10; 6,12). Шаббат и другие праздничные дни воспринимаются как помеха, потому что в эти дни нельзя ни продавать, ни зарабатывать. Люди обманывают мерами и гирями, чтобы увеличить свои доходы (Ам. 8,5). Правосудие настолько отравлено, что к тем, кто заступается за правду у ворот, относятся с пренебрежением. Люди берут взятки и лишают бедных их прав (Ам. 5,10сл.; 6,12). И в то время как бедные стонут, богатые со своими женами живут роскошной жизнью, которая поражает внутренней пустотой (Ам. 4,1сл.; 6,4сл.).
Такие грехи носят не только социальный, но и религиозный характер. В центре внимания стоит не бедный земляк, к которому относятся как к товару и чьи права нарушают, а честь Самого Яхве. Можно вспомнить, что интимные отношения отца и сына с одной и той же девушкой позорят имя Яхве (Ам. 2,7). Кто в Израиле оскверняет своего ближнего, оскверняет имя Яхве. Это становится очевидным, когда мы прочитаем Ам. 3,2. Яхве выбрал из всех народов только Израиль (Иудею) и поэтому Он будет наказывать их за все злодеяния. Если Израиль грешит, он грешит более тяжко, чем народ за пределами Израиля, поскольку Израиль должен возносить имя Яхве. Социальная несправедливость – это несправедливость по отношению к Самому Яхве. Невозможно отделить “социальную” несправедливость по отношению к ближнему от “религиозной” несправедливости по отношению к Богу. Искать Яхве – значит одновременно искать добро (Ам. 5,6.14).
Сочетание служения Яхве и справедливого отношения к (бедному) ближнему для Амоса настолько важно, что он категорически выступает против отмечания праздников, посещений святилищ и жертвоприношений. Ведь они носят лицемерный характер. Невозможно быть благочестивым и в то же время угнетать своего ближнего. Ведь это свидетельствует о том, что человек не искренний перед Яхве.
Пророк должен выступить против Израиля ради имени (чести) Яхве. Было бы неправильно осуждать притеснение бедных богатыми, чтобы только поднять на щите бедного, притеснённого человека. В Самарии будут уничтожены все дома, большие и малые (Ам. 6,11). В социальном отношении речь идёт не о дилемме «богатые против бедных», а о жизни «за или против Яхве».
2. Пророчества Амоса раскрывают, как плохо человек начинает управлять своим разумом, волей и чувствами, если он не восхваляет Яхве и возвышает себя. Это особенно видно, когда мы посмотрим на описание нежелания народа Израиля раскаяться.
В первую очередь, Книга Амоса подчёркивает, что это нежелание раскаяться является следствием отсутствия благоразумия. Все, кто бы прислушался к голосу разума, могли бы придти к такому выводу, к которому их подталкивает Амос примерами из обыденной жизни (Ам. 3,3-6). То, что израильтяне не слышат, как рычит лев Яхве, и не желают слушать своего пророка Амоса, можно расценивать как некую форму безрассудства. Так же глупо надеяться на то, что общество устоит на ногах, если убирать у него из-под ног основу – честное правосудие. По скале же не бегают кони, и ее ведь не распахивают? (Ам. 6,12).
Такого рода размышления часто встречаются в Библии и всегда использовались церковью. Кто служит Богу, использует также свой разум. А кто Ему не служит, теряет трезвый взгляд на действительность, которую можно понять только с помощью разума.
На второе место можно поставить отсутствие желания. Яхве не виноват, если человек сам отказывается покаяться. Он достаточно часто давал знать, что для Него это серьёзно. Вспомните пять бедствий, которые послал Яхве. После каждого бедствия звучали слова: “Но вы ко Мне не обратились” (Ам. 4,6сл.). Упрямство по отношению к Яхве сочетается с высокомерием, которое проявлял народ Иакова по отношению к Нему. Яхве питает отвращение к высокомерию. Кто перед Ним возвышается и строит замки (Ам. 6,8), узнает, Кто Он. Как мы видели при обсуждении Ам. 5,1сл., не их имя, но имя Яхве стоит в центре внимания.
В-третьих, заметим, что и чувства израильтянина начинают неправильно функционировать, как только он отходит от Яхве. Тогда появляется беззаботность, которая делает из Израиля господина. Люди больше не чувствуют, что между истинным служением Яхве и той набожностью, которую они показывают, существует значительное расхождение. Амос цинически призывает их ходить в Галгал и Вефиль, чтобы грешить ещё больше. Они уже не понимают, что человек должен искать Яхве и не посещать подобные святые места (Ам. 5,4сл.). Люди живут беззаботно и беспечно (Ам. 6,1сл.). Ведь Яхве всё равно с ними (Ам. 5,14)? Люди желают “дня Яхве” (Ам. 5,18), не осознавая, что они сами могут стать жертвами. У них отсутствует предчувствие того, что народ Иакова погибнет (Ам. 6,6).
Таким образом, пророчества Амоса показывают, как плохо человек начинает управлять своим разумом, волей и чувствами, если он не восхваляет Яхве и проявляет высокомерие.
На самом деле я не собираюсь рассматривать всё схематически и утверждать, что в Книге Амоса мы можем прочитать о строении человеческой природы из разума, воли и чувств (то есть об антропологии). Я просто хочу показать, что грех разрушает всего человека.
3. Всё, что сказано в Ам. 1сл. о поступках языческих народов, также актуально для нашего параграфа об этике. Окружающие народы осуждаются, взирая на то, что они сделали Израилю (Иуде), а также что они сделали друг другу. Моав осуждается за то, что он осквернил кости царя Эдома (Ам. 2,1). Это можно воспринимать как негуманный поступок, который все народы считали злодеянием. Эти народы также понимают, что союзы, которые они заключают друг с другом, не должны нарушаться (Тир-Израиль, Ам. 1,9). Неправильно было бы утверждать, что у языческих народов отсутствовало этическое понимание. Это можно увидеть из различных сведений из Ветхого Завета, особенно на примере мудрых высказываний, которые рождались также за пределами Израиля (3 Цар. 5,10сл.; Притч. 31,1; Иер. 49,7; Иез. 28,1сл.; Авд. 8). Книга Амоса также позволяет увидеть это: язычников из Азота и Египта призывают, чтобы они своими глазами убедились, насколько несправедливо поступают люди в Самарии (Ам. 3,9сл.). Внешний мир обладает острым зрением и сам может определить, что в Израиле дела идут намного хуже, чем в их собственном языческом мире!
То, что языческие народы провинились работорговлей (Газа, Тир) или стремились расширить свои владения (Дамаск, Аммон), мы не должны расценивать как нарушение прав человека, взирая на нормы тогдашнего общества. Ведь Израиль также знал некоторые формы рабства (Ам. 2,6сл.), к которому также подключилась работорговля. Рассечение беременных женщин в военное время (Аммоном) свидетельствует о жестокости, которая была свойственна также Израилю. Однако перечисленным здесь грехам уделяется особое внимание, поскольку они были сделаны против Израиля и Иудеи. В очередной раз мы сталкиваемся с тем, что мы называли “небеспристрастностью” Яхве. Зло нужно называть злом, однако оно обретает особенные черты, когда народы наносят ущерб Израилю.
Следует сказать, что особенное положение Израиля и Иудеи как народа Яхве проявляется двумя способами. Народам вокруг Израиля выносится приговор, взирая прежде всего на то, что они сделали народу Яхве. Однако особенное положение народа Яхве приводит к тому, что этому особенному народу достаются самые сильные удары. Завет с Яхве предполагает как особенные преимущества, так и особенные обязательства.
Израиль согрешил рассечением беременных женщин при правлении израильского царя Менаима (4 Цар. 15,16). При осуждении серьёзности этого злодеяния мы снова сталкиваемся с небеспристрастностью Яхве. См. об этом 2.5.3.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.