06.04.2011
Скачать в других форматах:

Джеймс И. Пакер, Уэнди Зоба

Джеймс Пакер отвечает на актуальные вопросы

1. Спрямление пути

Почему Вы так упорно изучаете Библию 

и стремитесь познать Господа?

Когда ты предаешь себя Христу, ты становишься членом семьи Небесного Отца, который с этого момента становится твоим Небесным Отцом. И как только ты поймешь, что этим ты обрел бессмертие (а это действительно так), ты испытаешь сильное потрясение и захочешь как можно лучше узнать своего Небесного Отца, понять Его разум и волю, Его замысел и цели. Но для того чтобы это произошло, тебе необходимо изучать Библию, ведь она — Его Слово.

Мне кажется, что для человека вполне естественно испытывать интерес к своей новой семье, в особенности к ее главе. И если бы я не заинтересовался Библией, с моей стороны это выглядело бы несколько странно и неблагодарно по отношению к той милости, благодаря которой я оказался в этой семье, заново родившись и унаследовав Божью славу.

Когда более полувека назад я принял христианство, я тотчас же начал изучать Библию, чтобы узнать о Боге как можно больше, и это стало для меня самым увлекательным занятием. Откровенно говоря, для меня оно остается таковым и по сей день. Бывает, что с возрастом некоторые увлечения уходят на второй план, но только не это.

 

Почему многие люди считают познание Бога 

и изучение Библии трудным и скучным делом?

Очень часто приходится сталкиваться с негибкой манерой преподавания христианского учения: «Вот то, во что вы должны поверить и о чем должны рассказать другим, а вот ошибки, которые вы обязаны признать за собой и повторения которых должны избегать». Простое следование традиции не стимулирует разум, потому что ответ известен еще до того, как вы успели задать вопрос. Такое учение нерезультативно, оно отвращает от себя самих христиан.

Подобный подход к познанию Бога и изучению Библии уязвляет душу, которая, сосредоточившись на величии Бога, начинает возрастать. Человек парадоксальным образом возвеличивается через уничижение. Величие Бога смиряет нас, понижая уровень нашей самооценки. Я всегда стараюсь представить истину таким образом, чтобы она принизила грешника и возвысила Спасителя. При таком подходе христианин обретает совершенно иные качества, чем при традиционном изучении Библии, направленном на формирование навыка цитировать ее по любому случаю.

 

Христианство, возвеличивающее Бога 

и принижающее человека, что предлагает оно нашей культуре, 

возвеличивающей человеческое «Я»?

Для многих людей религия стала видом деятельности, призванной обеспечить человеку счастье. Все, что расширяет зону комфорта человека, считается подходящим и даже благочестивым и должно стать частью его религии.

Культура Северной Америки, как светская, так и церковная, всем предоставляет «равные права на счастье».

Но истинное познание Бога подвергает этот постулат сомнению, поскольку призывает нас возвеличивать Бога, а не себя самих. Бог обещает счастье тем, кто ищет святости. И оно приходит, как неведомая миру радость. Христианин, умеющий отказаться от своего «Я», испытывает большую радость и счастье, чем тот, кто по-светски взращивает свое эго. Не познавшие Бога не поверят мне, но это правда.

 

Справедливо ли считать христианство 

инструментом роста личности?

Справедливо, если уметь избегать ошибок, которые делают эту мысль неверной. Основная ошибка заключается в том, что нам свойственно представлять себя центром вселенной, а Бога существующим ради нашего удобства и чтобы благословлять нас. Увы, от таких представлений следует избавляться.

Мы живем ради Бога. Господь по великой Своей милости обещал благословить наше учение, но на первом месте для нас должен быть только Он. Если этого не понимать, то нельзя говорить и о том, что христианство таит в себе секрет счастья. Проповедники часто используют такой подход, но при этом они вводят нас в заблуждение и еще больше укрепляют наше внимание к самим себе, и в конечном итоге мы начинаем видеть в христианстве лишь формулу счастья. Такое учение ведет к появлению ханжей.

Вы же не вскрываете кокон бабочке, чтобы помочь ей появиться на свет. Если бабочка, выбираясь из кокона наружу, не будет прилагать к этому усилий, она не научится летать, у нее просто не хватит на это сил. Человек, начинающий христианскую жизнь без покаяния, не сможет развиваться дальше как христианин.

 

Препятствует ли североамериканская масскультура 

возникновению живого интереса к христианству?

Я не думаю, что эта проблема присуща только Северной Америке. Это проблема общечеловеческая, и она была таковой с момента грехопадения. Каждый из нас носит в себе образ Божий, и это значит, что мы сотворены для того, чтобы искать и находить Бога через поиск и нахождение истины о Боге. Такими уж мы созданы, и я верю, что пребывать в мире с самими собой мы можем только в том случае, если наш разум понимает божественную истину и сознательно покоряется Господу. Пока мы не поднимемся до такого уровня, наша жизнь не может считаться достойной.

 

Позволительно ли побуждать людей 

к покаянию, апеллируя к их чувству вины?

С этим ничего не поделаешь. Когда люди сталкиваются с тем, что они всю жизнь игнорировали Бога и не оказывали Ему должного уважения, они, безусловно, начинают испытывать чувство вины. Они узнаю€т, что€ Бог говорит им об их неправедной жизни, о необходимости измениться, оставив свою прошлую жизнь. В их сердцах действует Дух, и Он позаботится об этом!

Следующим вопросом будет такой: «Как мне стать искренним с Богом?» Другими словами: «Как избавиться от чувства вины?» И здесь мы уже можем говорить о том, как Христос, согласно Писанию, Своей смертью искупил наши грехи, как Он избавил нас от проклятия Закона, ради нас приняв это проклятие на себя.

От многих проповедников можно услышать, что сегодня люди не считают себя виновными и поэтому не реагируют на взывание к их чувству вины и утверждение того, что Бог через Распятие избавил их от него. Если это так, то это наша ошибка, потому что мы не рассказали им об их виновности. Мы не дали им возможности осознать, что они совершенно не почитали Бога, а то и полностью игнорировали Его. Мы бросили их на пути, приводящем к счастью в «самих себе», но не в Боге, и в этом мы не правы.

 

Не пора ли прекратить пугать людей адским пламенем?

Воображаемые картины преисподней, вечного пламени и все такое прочее во многих христианских кругах вызывают резко негативную реакцию. Но человеку необходимо знать о том, что он на самом деле может пропасть.

Мое личное представление об аде сложилось главным образом под влиянием романов Клайва Льюиса и выражается в следующем утверждении: чему вы позволили произойти в этом мире, вернется к вам в загробной жизни. Если вы предпочли закрывать глаза на Божью благодать, вместо того чтобы принять ее, так же вы будете жить и в вечности. Ад в моем понимании — это состояние оторванности от Бога, в котором все доброе, бывшее в этом мире, перестает для нас существовать. Остается лишь то, что скрыто в нас самих, и это позволит нам понять, чего мы лишились, отказавшись от Бога.

В пьесе Жана Поля Сартра «Выхода нет» четыре человека, оказавшись в комнате без дверей, не могут избавиться друг от друга. Писатель показывает непрерывный и бесконечный процесс взаимного уничтожения людей. И хотя Сартр был атеистом, эта кошмарная картина, на мой взгляд, вполне может быть физическим воплощением ада или по крайней мере одной из его сторон. Помимо этого, в аду человека беспрерывно преследует мысль о том, что он прогневал Бога и потому отвергнут Им.

 

Как Вы разговариваете с людьми 

о Библии, если им безразлично ее учение?

У меня нет для таких случаев готового правила. Могу лишь сказать, что когда люди действительно хотят познать Бога и укрепить свои отношения с Ним (подобно влюбившемуся юноше, который мечтает о более тесных отношениях с любимой девушкой), все Писание становится им интересным.

Мне неизвестны простые и быстрые способы, побуждающие людей к изучению Библии. Поэтому я стараюсь рассказывать о доброте, величии и славе Отца, Сына и Святого Духа таким образом, который, надеюсь, пробуждает в людях желание познать Бога. Но, в конечном счете, мне не всегда под силу решить эту задачу, поскольку это может сделать только Святой Дух.

 

Можно ли ссылаться на волю Божью 

в качестве ответа на все наши вопросы?

Можно ли добавить в наше понимание Бога 

некоторую «терапевтическую составляющую»?

Сегодня я не думаю (да и раньше не думал), что христианам следует полагаться на Святого Духа в том, что Он может защитить их от душевных и эмоциональных недугов или исцелить от них. В этом меня убедили пуритане. В течение первых двух лет после моего обращения я читал их труды и обнаружил откровенные признания в том, что многие верующие в этом мире имеют различные душевные недуги, например депрессию.

Время от времени я тоже испытываю состояние подавленности, но это, как вы понимаете, не клиническая депрессия, а просто разочарование — от малого количества хороших проповедей в наших евангельских церквах. Наверное, это не очень хорошо и уж точно не славит Бога. Такие ситуации неизбежно приводят к укреплению в человеке эгоцентризма, о котором мы уже говорили, а именно: самое важное в этом мире — это я и мои чувства (пусть даже самые благие). Помимо этого возникает мысль, что замысел Божий заключается в том, чтобы дарить мне добрые чувства. В результате, если я вдруг замечаю в себе отсутствие таковых, то обязательно прихожу к ощущению, что Бог предал меня либо у Него что-то не получилось, Он ушел спать или свалился со Своего престола. Это крайне нездоровая ситуация.

По отношению к тем из нас, кто нуждается в исцелении тела и души, Бог снова и снова являет Свою волю в том, что нам предстоит жить со своими недугами всю жизнь. Вспомните, апостолу Павлу было дано «жало в плоть», которое он трижды безуспешно просил Господа удалить (см. 2 Кор. 12:7).

 

Какие признаки указывают на движение 

человека от эгоцентризма к духовной зрелости?

Зрелость проявляется в людях, которых я называю великодушными. Желание следовать за Христом придает им достоинство, уравновешенность и проницательность. Поэтому, даже подвергаясь оскорблениям и испытывая мучения, они вызывают уважение.

Тем не менее иногда к ним испытывают сильнейшую ненависть. Я искренне восхищаюсь Ричардом Бакстером, пуританином, жившим в XVII веке. Он был великим человеком, с огромным самообладанием, наделенным страстными желаниями и цельным характером. Одно только присутствие рядом этого прекрасного человека, преданно служащего Богу, вызывало у некоторых людей недобрые чувства, и в конечном счете это привело к очень печальным для него последствиям.

 

Какую роль в нашем духовном становлении 

играют познание Бога и изучение Библии?

Истина о Боге и Его благодатных путях есть пища для алчущей души. В Библии содержится полуфабрикат, необходимый для приготовления блюда. Нас, проповедников и учителей, можно уподобить поварам, в задачу которых входит приготовить аппетитное блюдо. Хорошее учение или проповедь становится пищей для души. Размышления о преподанной нам или прочитанной в Библии истине, разговор о ней с Богом, поверку ею самого себя и передачу своей жизни под ее руководство можно сравнить с процессом духовного пищеварения. Качественная и регулярно принимаемая пища укрепляет тело на пути роста и взросления, а в процессе потребления духовной пищи то же самое происходит и с душой. Потеря духовного аппетита, так же, как и духовное обжорство (когда огромное количество пищи не успевает перевариваться), уводит нас в сторону от истинного духовного здоровья и развития. Поэтому очень важно уметь не поддаваться обоим этим недугам.

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.