Джон Дункан Макки
История Шотландской Реформации
Глава IX. УРЕГУЛИРОВАНИЕ 1560 ГОДА
Источник: http://refspb.ru/
Было ли урегулирование законным?
«Что касается Шотландии, Эдинбургский договор ознаменовал главный момент в ее истории». Так писал Хум Браун, и не без основания.
Фактически, договор оставил власть в руках протестантов, и хотя в рядах реформаторов не было единогласия относительно точной формы Церкви, которую следовало создать, главным было то, что Протестантская Церковь возникла.
Тем не менее, хотя договор был эффективным, выражались серьезные сомнения по поводу законности религиозного урегулирования, произведенного Парламентом, который был собран по условиям договора.
Один критик предположил, что даты, изложенные в договоре для собрания и перерыва в работе Парламента, устроены так, чтобы у Конгрегации было время для информирования королевы и получения ее согласия. Фактически, «продолжение» Парламента от официального дня созыва (который вводил его в законное существование) до более поздней даты, когда начиналась работа, было довольно обычным делом в Шотландии. Действительно, сам договор гласил, что это «продолжение» происходит «согласно обычаю».
Более того, когда сообщение морем задерживалось на дни или недели по причине встречных ветров, давался запас времени — с 10 июля по 1 августа — которого было вполне достаточно, чтобы послать сообщение и получить ответ.
И, наконец, обязанность информировать королеву возлагалась не на лордов Конгрегации, а на собственных послов королевы. Сословия должны были лишь послать нескольких достойных человек для представления правителям вопросов религии и всех других проблем, в обсуждении которых послам было отказано.
Что касается созывов и заседаний Парламента, деятельность реформаторов была довольно постоянной.
Как насчет конституции Парламента? Договор гласил, что «он является законным для всех присутствующих, и присутствовать должны все, находящиеся в употреблении, без запугивания и сдерживания со стороны других лиц». Высказывались возражения о том, что собрание наводнит наплыв помещиков — мелких баронов. Существуют довольно неполные данные, но ясно, что присутствовали, по крайней мере, сто помещиков, тогда как в большинстве Парламентов XVI века эти незначительные главные арендаторы были представлены в гораздо меньших количествах. Это можно объяснить тем, что незначительные главные арендаторы никогда не теряли свое право на посещение — Закон 1428 года был всего лишь рекомендующим, и статья договора, вероятно, гарантировала присутствие римским католиками, которых, в противном случае, можно было терроризировать до самоотлучения. Помещики имели полное право на посещение заседаний.
Однако в одном отношении возражения на действия Парламента были обоснованы. Договор лишил сословия права принимать решения относительно некоторых статей, касающихся религии, оставляя им право избирать делегатов для подачи своих прошений самой королеве. Фактически, они послали сэра Джеймса Сандиландса из Калдера с докладом по их работе, и единственным возражением Марии было то, что он менее известен, чем представители, посылаемые в королеве Елизавете. Мария отказалась ратифицировать Законы Парламента, но с эмиссаром обошлась учтиво.
Оправдание Ноксом работы Парламента заслуживает рассмотрения. Он отклонил возражения, основанные на отсутствии королевы, утверждая, что ее самоустранение из Шотландии не является виной протестантов, и что «ее Глава, король Франции» дал сословиям полную власть на собрания и исполнение всего, что можно сделать в законном Парламенте. Он добавил, что Парламент, собирающийся на таком основании, является более законным и свободным, чем любой Парламент за последние сто лет, так как голоса людей свободны и преданы совести.
Все это очень хорошо, но его аргумент не убедителен. В его собственной (в сокращении) оценке Эдинбургского договора он откровенно утверждает, что представители королевы предоставили решение религиозных вопросов своим Величествам. Тем не менее, он продолжает писать, будто сословия выполнили свой долг, послав сэра Джеймса Сандиландса для изложения Франциску и Марии законченных постановлений Парламента и включения отказа правителей утвердить постановления, касающиеся религии, как части их общего отказа что-либо ратифицировать. «Но мы мало считались с этим, и все еще не считаемся», — писал он. Для него голос этого свободного Парламента было голосом Шотландии. В действительности, это не было голосом всей Шотландии, но, несомненно, действия сословий отражали убедительное мнение большинства.[6]
Тем не менее, следует указать, что другие протестанты были менее сознательными, чем Нокс, в том, что необходимая праведность работы служила основанием законности. Фактически, Законы 1560 года получили утверждение Шотландского Парламента в декабре 1567 года, который заседал под регентством Джеймса Стюарта, к этому времени графа Морэйского, и законность этого Парламента оспаривалась на том основании, что отречение королевы Марии считалось недействительным, так как было произведено насильно.
Но по сути Нокс был прав. Революции сами для себя являются законом. Шотландские протестанты могли свободно основать собственную религию, и законодательство этого Парламента, которое в то время признавалось большим и довольно представительным собранием, ратифицировалось как признаваемое большинством разумных шотландцев, а его постановления вливались в опыт и характер нации.
Возможно ли было объединение протестантских церквей
Шотландии и Англии?
Из всего сказанного можно сделать вывод, что Реформация, произошедшая в Шотландии, была существенной. Для людей того времени ее вероятность казалась менее правдоподобной, чем для нас. Архиепископ Спотиссвуд, чей отец был тесно связан с созданием новой Церкви, рассказывает случайную историю о предложении, сделанном архиепископом Гамильтоном из Св. Андрея — а именно, что он послал сообщение Ноксу, соглашаясь, что для изменения доктрины есть некоторые основания, но разрушение прежней «политики», которая была делом многих веков, слишком опрометчиво. Возможно, он надеялся, что в Шотландии, как и в Англии, структура средневековой Церкви останется нетронутой. Возможно, эта история правдива, но несомненно, что для некоторых реформаторов приветствовалось любое тесное приближение к Англиканской Церкви. Английская «Книга общественного богослужения» однажды уже использовалась в Шотландии; Киркалди из Гранже в письме Сесилу, утверждал, что Конгрегация заменила мессу, которую они подавили книгой «благочестивого короля Эдуарда», и сам Нокс в июне 1559 года писал Сесилу: «Мои глаза долгое время смотрели на вечное согласие этих двух государств». Возможно, шотландские реформаторы надеялись, что Англиканская Церковь согласится с некоторыми изменениями, которые отстаивали пуритане, но в действительности, вскоре стало ясно, что Елизавета, добившись своей цели и изгнав французов, теперь склонялась к тому, чтобы держать Шотландию на почтительном расстоянии. У нее не было желания вновь ссориться с Францией или Испанией. Она сразу отказалась от предложения выйти замуж за Аррана. Она понимала, что зашла достаточно далеко в поддержке бунтовщиков.
Не говоря о воле властной королевы, существовало сильное различие между обстоятельствами шотландской Реформации и Реформации в Англии. Английскую Реформацию произвела корона; шотландскую — в основном, бароны и горожане с небольшой поддержкой со стороны народа. Английскую Реформацию совершила установленная власть; лидеры шотландских реформаторов, к примеру, Нокс, уже были хорошо известны как критики господствующей власти.
Англиканская Церковь сохранила такое сходство со средневековой церковью, что даже, по мнению убежденных католиков, только шестьсот человек из общего количества 6600 из духовенства Марии отказались войти в новую церковь. Уже во Франкфурте было ясно, что английские и шотландские реформаторы не могли прийти к согласию по поводу формы богослужения, и письмо, посланное Ноксом и Гудманом Кальвину в 1554 году, является достаточным свидетельством отношения Нокса к «Книге общественного богослужения». Если, действительно, и была надежда на то, что в 1560 году шотландская и английская церкви объединятся, то, очевидно, что она была тщетна.
Различие между английским и шотландским урегулированием
Различие между английским и шотландским урегулированием заметно в самой сути этого процесса. Новая церковь в Англии была создана Актами о Превосходстве и Единообразии, принятыми в первые годы правления королевы Елизаветы. Первый отдавал короне все полномочия, которые до сих пор имел в Англии папа, под предусмотренной законом шкалой наказаний, доходящих до смертной казни за третье правонарушение. Сопутствующий Акт о Единообразии делал обязательным использование на открытом богослужении второй «Книги общественного богослужения» Эдуарда VI с некоторыми изменениями под страхом наказаний, доходящих до пожизненного заключения.
Шотландское законодательство напоминало законодательство Англии в том, что оно было и разрушительным, и созидательным одновременно, но интересно, что первое, что сделали шотландские сословия, было принятие Исповедания Веры в качестве стандарта истинной религии и рассмотрение разрушительного и конструктивного механизма, необходимого для создания Церкви на таком духовном основании.
Три успешных постановления уничтожили власть прежней Церкви. Первое отменило всю юрисдикцию и полномочия, исходящие от папы, с наказанием нарушающих закон. Второе аннулировало все законы в пользу прежней Церкви и противоречащие обнародованному теперь Исповеданию Веры. Третье предписывало празднование мессы с постепенной шкалой наказаний, достигающей высшей степени в смертной казни за третье нарушение.
Различия между двумя урегулированиями очевидны. Англия наделила корону всеми правами и прерогативами, забранными у папы; Шотландия отменила все эти полномочия. Англия предписала использование официальной формы открытого богослужения. Шотландия осудила только один акт религии. «Книга общественного богослужения» (основанная на «Женевской книге» Нокса) упоминается в «Книге церковного порядка», но только в 1562 году общее собрание приняло решение, что некоторые обряды должны исполняться согласно «Женевской книге», и только в 1564 году оно постановило, что «Книга общественного богослужения» наряду с Псалмами в стихах должна быть в наличии и употреблении у каждого служителя, увещевателя, чтеца в молитве, при бракосочетании и проведении таинств. Следует добавить, что формулировка шотландской книги допускала вариации в богослужении, и хотя, фактически, напечатанные формы повсеместно использовались, «Книга общественного богослужения» оставалась чем-то вроде справочника. И, наконец, заметно различие между Англией и Шотландией в вопросе организации. Англия почти целиком приняла структуру средневековой церкви, в то время как шотландцы в «Книге порядка» стремились создать совершенно новую Церковь, основанную на апостольском авторитете, и ни на чем другом. Англиканская Церковь естественно начала свое существование, но «Книга порядка» никогда не была принята шотландским Парламентом, и хотя большая ее часть основывалась на практике Церкви и признании людей, определенные элементы прежней организации сохранились или прокрались в новую структуру.
Исповедание Веры
Как уже говорили, первое, что сделал шотландский Парламент, было указание служителям составить Исповедание Веры, и спустя четыре дня Исповедание было предложено. Не стоит думать, что весь документ был подготовлен за короткий промежуток времени. Нокс, рассказывающий нам, что его авторами были те же шесть человек, которые составили «Книгу порядка» — Винрам, Спотиссвуд, Виллок, Дуглас, Роу и сам Нокс («Шесть Иоаннов») — ясно дает понять, что первое поручение о подготовке Исповедания был дано 29 апреля. Однако, возможно, что его готовили в спешке, потому что библейские ссылки, приводимые в первых двадцати главах, отсутствуют в последних пяти. Но, тем не менее, это убедительное Заявление веры. Оно очень похоже на Исповедание Веры, переведенное Джорджем Висхартом, катехизис Кальвина и реформатские исповедания вообще. Действительно, его богословская основа напоминает основу догматов вероисповедания Англиканской Церкви (хотя последние большее внимание уделяют традициям Церкви).
Вводная часть Исповедания содержит известное заявление:
«И, если кто-либо заметить в нашем Исповедании статью или предложение, противные святому Слову Божьему, чтобы они удовлетворяли его доброте и христианскому милосердию, пусть укажет нам на это в писании; и мы по своей чести и верности обещаем ему удовлетворение из уст Божьих (т.е. из Святого Писания) или изменение того, что окажется неправильным».
Далее Исповедание давало логическое истолкование истины, выведенной из Святого Писания, которое является хранилищем всех истин. Оно начинает с признания Бога, единого по сущности, но различного в трех лицах, Творца всего, чем Он правит по Своей вечной мудрости, благости и справедливости с Им же определенной целью. Далее в Исповедании рассматривается творение человека, которому была дана свобода воли и ясное знание о Боге, но который, тем не менее, отпал от чести и совершенства через грех непослушания. Этим прегрешением, известным как «первородный грех», образ Божий крайне исказился в человеке, так что он стал слугой «Сатаны» и теперь способен к возрождению, только когда это происходит свыше силой Святого Духа, живущего в сердцах избранных Божьих и укрепляющего веру в Божественное Обетование.
Это Обетование с радостью принимали благочестивые верующие, чьи жизни подробно изложены в Ветхом Завете, до тех пор, пока Бог в полноте времен не послал собственного Сына, «Сущего Бога и истинного Человека», чтобы она стал «нашим Главой, Братом, Пастором и Великим Епископом наших душ».
После изложения истории о смерти Христа, страданиях и воскрешении Исповедание объясняет, что вера, которая есть уверенность в спасении, исходит не из естественной силы внутри нас, а от вдохновения Святого Духа, и что хорошие дела являются плодом этой веры. Хорошие дела определяются десятью заповедями. Человек по своей природе не может достичь совершенства, требуемого законом. Никто не может спастись по своим делам, но Бог, смотрящий на нас в теле своего Сына Христа, принимает наше несовершенное послушание за совершенное.
Далее Исповедание даёт определение Церкви. Это сообщество истинно верующих, избранных всех веков, которые имеют общение с Богом Отцом и Его Сыном, Иисусом Христом, через освящение Его Святым Духом. Эта Церковь является невидимой, известной только Богу, который единcтвенный знает, кого он избрал, и охватывает умерших избранных, еще живущих и борющихся против греха и «Сатаны» и тех, кто будет жить и бороться в будущем. Видимая Церковь на земле основана как ветвь этой истинной Церкви не по праву прямого наследования, места, названия или числа членов, а по ее верности трем «признакам» — истинное проповедование Слова Божьего, правильное проведение Таинств и честно исполняемая церковная дисциплина.[7]
Следуя логической последовательности, Исповедание переходит к определению «правильного проповедования Слова», объясняя, что доктрина, которой учат в наших церквях, содержится в книгах Ветхого и Нового Заветов, которые считаются каноническими и которые следует толковать с помощью Святого Духа, посредством которого и было написано Писание. Дух Божий, являющийся духом единства, ни в чем «себе не противоречит». Всеобщие Соборы не имеют права создавать новые догматы веры, противоречащие Слову Божьему, хотя их можно использовать, принимая во внимание соблюдение приличия и правильности:
«Мы не считаем, что на все времена и для всех селений можно установить одну политику и один порядок в обрядах; ибо так как обряды (изобретаемые человеком) всего лишь временные, они могут и должны меняться, когда своим существованием они скорее поощряют предрассудки, нежели наставляют Церковь».
Что касается Таинств, их не следует считает всего лишь «открытыми и простыми знаками»; они обладают таинственной силой; но признаются только два из них, крещение и Вечеря Господня, и проводит их должны законные служители согласно исполнению Иисуса и учению трех евангелистов и Св. Павла. Эффективность причастия зависит от принимающего его.
Установив, таким образом, природу видимой Церкви, Исповедание логически рассматривает её связь с «гражданским магистратом», обычным правительством. Оно заявляет, что все гражданские власти устанавливаются Богом, и лица, обладающие ею, должны почитаться как «заместители Божьи», а борьба против них — это борьба против точно выраженной Божьей воли. Но — и в этом загвоздка — правители назначаются свыше для сохранения истинной религии, и восстание против них, исполняющих свой долг в данном деле, является преступлением.
Предполагается, что Церковь и государство должны работать вместе ради Божьей славы; но документ внезапно останавливается на объяснении, кто должен решать, исполняют или нет правители возложенные на них свыше обязанности, и что должно произойти, если окажется, что они не выполняют божественную заповедь.
Исповедание, прошедшее через Парламент, принималось раздел за разделом лишь с несколькими голосами против.
Книга церковного порядка
Менее удачной была судьба документа, в котором шестеро служителей излагали систему правления, основывающую общество, которое выполнит учение, содержащееся в Исповедании Веры.
«Книга порядка» объясняла программу для устройства всего народа. Слово «порядок», как уже отмечалось, применяется в двух значениях. В общем смысле оно выводит форму и порядок церкви согласно ее доктрине. Но одним из свойств создаваемого общества было поддержание «порядка» в другом смысле, а именно, требование соблюдения высоких стандартов нравственного поведения во всей Церкви под страхом сурового наказания — а, фактически, во всем государстве, так как согласно этой великой идее вся земля должны была стать в каком-то смысле Церковью Христа.
Устройство создаваемой Церкви, очевидно, должно быть таким, чтобы гарантировать верность трем «признакам», упоминаемых в Исповедании. Из них первыми шли истинное проповедование Слова и правильное проведение Таинств, и предлагаемое введение, главным образом, было планом по сохранению искреннего и проповедующего служения во всей Шотландии. Развитие плана обязательно требовало рассмотрения средств, с помощью которых будет поддерживаться Церковь, системы образования, которая будет готовить истинных служителей и благочестивое общество, и сущность нравственного «порядка», который следовало провести в жизнь. Между прочим, уделялось внимание оказанию помощи действительно бедным, которые не могли себя содержать.
В общем, очевидно, что план согласовывался с программами других реформатских церквей, и хотя доминирующим было влияние Гельветических Церквей, извлекались уроки также из Лютеранской и Скандинавской Церквей. Следует добавить, что документ не был окончательно завершен; план несовершенен, и некоторые детали (например, относительно помощи бедным) не были разработаны.
Организация Церкви: служащие
Как и следовало ожидать, организация Церкви сильно напоминала устройство, изложенное в «Женевской книге» и позднее «Служебнике Шотландской Церкви». Кальвин в «Ordonnances Ecclesiasticues» признавал четырех служителей, который наш Господь назначил для управления Своей Церковью. Прежде всего, пасторы, затем — богословы, далее — старейшины, и, наконец, диаконы. Те же служители присутствуют в Женевской церкви Нокса, по крайней мере, трое из них, потому что «Женевская книга» далее говорит, что «мы знаем, что Писание упоминает о четвертом виде служителей, которые очень полезны, если позволяет время и место, но которых мы не можем использовать в нашем изгнании. Эти служители называются учителя, или богословы». Поэтому в Женевской церкви остаются только старейшины и диаконы. Это стоит подчеркнуть, потому что, если Нокс предполагал, что существует особый сан епископов, он наверняка бы упомянул о нём, говоря, что его община не могла ввести должность учителя. Поэтому «Книга порядка» дает определение ряду должностей служителя, старейшины и диакона, которые должны заниматься по избранию. Старейшин и диаконов каждая община должна выбирать ежегодно, но выбор служителя является делом официальным.
Никому не разрешается проповедовать или проводить Таинства, пока «их должным образом не призовут». Признавалось, что иногда призвание может быть экстраординарным по особому вдохновению Святого Духа, но «обычное призвание заключается в избрании, испытании и допущении». Испытание проводится открыто в присутствии людей самого здравого суждения, собравшихся из окружающих районов в одном главном городе, которым кандидат должен доказать свою способность к проповедованию и толкованию Писания. Затем его публично должны проверить служители и старейшины церкви по всем вопросам, отличающим шотландскую Церковь от папистов, анабаптистов, ариан и всех врагов христианской религии. Если кандидата находят приемлемым, он должен отправиться в церковь и общину, где будет служить и удовлетворять ее. После этого его следовало признать во время обычного богослужения, на котором какой-либо известный служитель произносит соответствующую проповедь:
“Никакой обряд, кроме открытого одобрения народа и заявления главного служителя о том, что представленный человек назначается на служение этой церкви, мы не можем признать; ибо хотя апостолы использовали возложение рук, но ввиду того, что чудо прекратилось, мы не считаем данный обряд необходимым”.
Таким образом, сразу отклоняется доктрина об апостольской преемственности.
Будучи признанным, служитель не может уйти по своему соизволению, как и его паства не может отвергнуть его, если только они не докажут, что он виновен в нарушении, заслуживающем смещения.
Обязанности служителя по управлению и помощи своим прихожанам очень ясно изложены в разделе «О политике церкви». Ежедневно в крупных городах должны проходить проповеди или общественные богослужения с некоторым чтением Писания. Везде необходимо строго соблюдать воскресенье, как до, так и после полудня, и хотя таинства отправляются иначе, по необходимости, крещение обычно проводится при открытом богослужении, а причастие празднуется четыре раза в год. В каждой церкви должна быть Библия на английском языке. Каждый глава дома должен наставлять свою семью. Более того, целесообразно, чтобы в каждом городе, где есть школы и запас образованных людей, один день в неделю уделялся тому, «что святой Павел называл пророчеством» для толкования Писания. На этом собрании каждый должен иметь право голоса, предложить своё объяснение трудных отрывков, высказать сомнения, разрешить трудности, а ближайшие служители должны сделать вывод. Так несовершенно образованные продвинутся в истине, а Церковь приобретет знание о способностях своих членов.
Вместе со своими служащими, особенно старейшинами, служитель было обязан сохранять «порядок». Однако он сам, его жена и дети также подчинялись «порядку». Диаконы отвечали за сбор доходов церкви.
Ясно, что система основывалась главным образом на собрании. Не упоминается о каком-либо церковном суде, кроме церковной сессии и собрания, которое стало известно как общее собрание. Сначала оно собиралось дважды в год и состояло большей частью из светских членов, нежели из служителей. О нем просто упоминается в «Книге порядка», и его организация остается неопределенной. Только в 1563 году появился пробный председатель.
Чтец
По этой причине в «Книге порядка» были введены две должности, предназначенные для удовлетворения возникшего требования. Первой была должность чтеца. Его обязанностью было простое чтение Писание в собственной области по мере его сил. Он не должен был проповедовать и еще менее проводить Таинства. Если он делал успехи, он мог стать «увещевателем», затем — проповедовать; но отправлять таинства он не мог. Только если, укрепившись в благодати и дарах, его должным образом призывали к служению, у него появлялось на это право. Обыкновенный чтец, похоже, обычно имел иную профессию, помимо «чтения»; возможно, это были учителя.
В Англии, когда возникли планы основания реформатской Церкви, Джон Роджерс, позднее ставший промучеником, сказал, что, «они были осмотрительны в своевременном вытеснении папистов. И для решения проблемы нехватки хороших служителей для церквей он (как и епископ Хупер в то время) советовал назначить для каждого десятка церквей одного хорошего и образованного суперинтендента, который будет иметь под своим руководством верных чтецов, каких только можно было найти, чтобы совершенно устранить папистских священников, а епископ один раз в год будет наблюдать за использованием приходов и выгонять тех служителей и управляющих, кто не исполняет свои обязанности».
В Шотландии, где необходимость в обеспечении приходов была настоятельной, принятие должности чтеца было довольно естественным событием. Следует заметить, что по плану Роджерса вместе с назначением чтецов предлагалось ввести суперинтендентов.
Суперинтендент
Еще одна должность, упоминаемая в «Книге порядка», это должность «суперинтендента», чье определение не совсем понятно. В разделе V «О суперинтендентах» объясняется, что служителей очень мало, и если лучших из них назначить в крупные города, как это фактически и было,[8] то «большая часть этого государства будет лишена всей доктрины». Поэтому нашли «самый целесообразный выход для настоящего времени» (фраза «для настоящего времени» встречается в этом же параграфе второй раз): двенадцать или десять благочестивых и образованных людей «будут поставлены над провинциями, на которые поделена страна, с поручением и повелением насаждать и создавать церкви, устанавливать порядок и назначать служителей, как предписывает прежний порядок..., там, где сейчас их нет».
Десять провинций, названных «епархиями», приблизительно соответствовали прежним епархиям епископов, хотя были проведены значительные изменения, чтобы привести организацию в соответствие с нуждами времени, так как первоначальные епархии, некоторые из которых имели более давнее кельтское основание, были неравно распределены. Епархии Кайтнесса, Дунблана, Дункельда, Галловей, Айлз и Морэй исчезли, в то время как суперинтенданты были назначены в Эдинбурге, Джедбурге и Думфрисе.
В обязанности суперинтенданта, конечно, входило официальное посещение, которое должно было быть основательным и глубоким. Им не следовало оставаться более трех-четырех месяцев в главном городе и во время своего объезда не задерживаться на одном месте более двадцати-тридцати дней.
Они должны были не только проверять поведение служителей, порядок церкви и нравы людей, но и обращать внимание на состояние бедных и наставление молодых. Однако, прежде всего, суперинтенденты должны были непрерывно проповедовать в собственном городе и в посещаемых церквях, по крайней мере, три раза в неделю; потому что для авторов «Книги порядка» первостепенным делом Церкви было объяснение Слова Божьего.
Определенное место отводилось суперинтендентам в избрании служителей. Именно в его городе должна была проходить проверка избранного служителя; а если по истечению сорока дней собрание не делало выбора, он вместе со своим советом должен был представить подходящего человека, хотя в качестве особого условия оговаривалось, что никакому собранию никого нельзя насильно навязывать. Если в его области был Университет, он должен был принимать участие в его управлении.
Относительно финансовой стороны, ему назначалась гораздо большая зарплата по сравнению с обычным служителем, включая содержание его лошади. Было ясно, что на тот момент строгое исполнение правила назначения, испытания и допущения могло стать невозможным, и было бы достаточно назначения советом или поручения этого дела другим. Фактически, лорды Тайного Совета попросили церкви Лотиана выбрать своим суперинтендентом м-ра Джона Споттисвуда; но даже в этом случае действительные выборы проводил служитель, сам Джон Нокс, и была составлена определенная процедура для будущих выборов.
Из всего этого становится ясно, что в заявлении «Книги порядка» о суперинтендентах не хватает последовательности. С одной стороны, предлагается, чтобы эта должность была временной — «на настоящее время» — а с другой, все приготовления создают видимость постоянной должности. И еще, несмотря на подчеркивание, что основной обязанностью суперинтендента является личное проповедование и наблюдение за тем, чтобы собрания, находящиеся под его попечением, были обеспечены проповедниками, ему также предоставляется власть в управлении Церковью.
Возможно, создатели новой церкви поняли, что между отдельной конгрегацией, составлявшей стержень их системы, и неопределенным общим собранием, являющимся её единственным начальником, существует огромная пропасть, и для выполнения некой посреднической функции они изобрели суперинтендентов.
В конечном результате, назначили только пять суперинтендентов — для Лотиана, Файфа, Глазго, Ангуса и Мернса и Аргила и Айлза. Ясно, что целиком план не был осуществлен. Кто-то может предположить, что необходимость в суперинтендентах частично была там, где, как в Англии и лютеранской Германии, большое количество католического духовенства, заявляющих об обращении в другую веру, стремилось войти в новую церковь. Но такое предположение трудно объяснить. Конечно, в Св. Андрее многие из бывших каноников присоединились к новой Церкви. Вероятно, из многих представителей духовенства в Глазго и около него некоторые стали придерживаться новой веры, и, возможно, что в Аргиле и Айлзе сохранились представители прежней веры. Тем не менее, с одной стороны, нет особых причин для предположения о том, что церкви Лотиана, Ангуса и Мернса приняли большой наплыв представителей прежней церкви, а, с другой стороны, как сообщает д-р Доналдсон, большое количество Галовейских приходов, действительно, было заполнено прежним католическим духовенством. Некоторые из старых епископов, часть которых были протестантами, все еще оставшиеся в своих епархиях, пришли для исполнения хотя бы административной работы суперинтендента. Ясно, что, как и в других вопросах, «Книга порядка» осталась несовершенной.
Образование
Для создателей «Книги порядка» вопрос об образовании был одним из наиболее важных. Они считали, что по природе человек «рождается незнающим о всяком благочестии», а благочестие является основой всего познания; и что важной частью Церкви является паства, которая должны уметь избрать служителя и вместе с церковным советом и в «проявлении» определенным образом сотрудничать с ним и даже критиковать его. Поэтому было важно, чтобы в целом люди были хорошо обучены.
Соответственно, они разработали план образования не только духовенства, предназначенного для служения, а для всего народа. Созданная ими система, возможно, была наилучшей из когда-либо существовавших в Шотландии, с двумя оговорками: она предполагает, что весь народ Шотландии будет исповедовать одну религию, и, во-вторых, высшее образование для женщин не предусматривается.
Программа, которую они излагали, по своей сути была великолепна. Ни один ребенок не лишался образования по причине бедности и не отстранялся от него из-за родительского состояния. Возможность обучения предоставлялась всем, и каждый ребенок мог, если действительно хотел, пойти настолько далеко в своём образовании, насколько позволяли его возможности.
Школы
Церковь, разумеется, была основанием. Каждая община должны была иметь школу. Если в сельской школа училось, предположительно, только несколько учеников из простых семей, сам служитель, или чтец должны были учить детей «элементарным знаниям» (по-видимому, «три R») и катехизису Кальвина, который стал доступным в служебнике Шотландской церкви.
В каждом значительном населенном пункте церковь должна предоставлять учителя, способного преподавать латынь. В каждом заметном городе, к примеру, в городе суперинтендента, должен быть колледж, где будут преподаваться «языки», логика и риторика; где, в действительности, можно было бы изучать программу первого года Университета. Необходимо было обеспечить в таких школах поддержку бедных студентов, особенно выходцев из провинции. Подробно излагались предметы обучения и время, отводимое на изучение каждого. Каждую четверть служители и старейшины должны проверять успехи учеников. Если обнаруживалось, что ученик не способен достигнуть большего успеха на академическом поприще, ему следовало обратиться к изучению какого-либо ремесла или профессии, в которой он мог бы сделать свою карьеру.
Если узнавалось, что он является «понятливым», что значит «обучаемым», он мог перейти в Университет, имея при себе рекомендательные письма от служителя и школьного учителя относительно его нравственности и академических достижений. Если в колледже в течение года он изучал курс, в котором были логика и риторика, он мог предложить преподавателям Университета принять у него экзамен, и после успешной сдачи его сразу же приступить к изучение второго года университетской программы.
Университеты
Для маленькой страны Шотландия была довольно хорошо обеспечена Университетами. Она могла похвастаться не менее тремя, каждый из которых был основан епископом и, в основном, придерживался программы, общей для всех Университетов западной Европы. Во всех учебных заведениях студент начинал учебу, посвящая три-четыре года изучению «философии» — что нам следует называть «искусствами» или «гуманитарными науками» — которые считались основанием для хорошего образования. Только по завершению «философии» он мог продолжить освоение более высоких предметов, на которых он собирался основывать свою будущую карьеру.
Составители «Книги порядка» придерживались знакомого образца — «шести Иоаннов», некоторые из которых сами преподавали в Университетах — и из их рук вышла хорошо составленная и четко сформулированная программа обучения.
В старшем Университете (Св. Андрея) уже было три колледжа, и теперь каждому из них было предоставлено определенное место в образовательном плане. В первом колледже, которые должны были посещать все, студентам следовали пройти три курса, по году каждый, по диалектике, математике и естественной философии. Студент, сдавший экзамены, мог получить степень магистра гуманитарных наук, и затем перед ним был выбор: остаться в этом же колледже и посвятить пять лет изучению медицины (считающейся тогда практическим, а не академическим предметом), или же он мог перейти во второй колледж. Там можно было изучать этику, экономику и политику на первом курсе, а затем перейти к двухгодичному изучению права и получить степень юриста. Но если он собирался получить степень по богословию, которое считалось вершиной всего обучения, он мог, сдав экзамены только за первый курс обучения во втором колледже, перейти в третий. Там, изучив за год греческий и иврит, он приступал к курсу Нового и Ветхого Заветов, на который уходило пять лет.
Как известно, преподавания латыни не было. Предполагалось, что ее студент изучит в школе или школах, где, как правило, он проведет около шести лет. Вся его карьера должна закончиться в возрасте 24 лет, и если к этому возрасту ему следовало завершить самый длинный курс обучения (т.е., по богословию), то, следовательно, он начинал свое обучение в возрасте восьми или девяти лет. Окончив Университет, он должен выйти в мир и использовать то, чему научился, на пользу Церкви или государства.
В Глазго и Абердине, где в то время было по одному колледжу, теперь должно было быть по два: первый, чтобы учить гуманитарным наукам, а второй — для преподавания закона и богословия.
Было условленно, что управляющий каждого колледжа по порядку и организации будет избираться из состава трёх добропорядочных людей, представленных колледжем, суперинтендентом, ректором и директорами других колледжей в Университете. Этим избирателям он был обязан после своего назначения подавать отчёты и доклады первого ноября каждого года.
Ректор, по традиции являющийся главой академического общества, избирался косвенно освящённым веками способом. Директора колледжей и все профессора входили в правление трёх, которое было сделано общедоступным, и затем, накануне Михайлова дня преподаватели, выпускники и даже некоторые старшекурсники, которые еще не закончили учебное заведение, должны были вместе голосовать, что они делают и по сей день, и набравший наибольшее количество голосов становился ректором.
Подробный план был разработан в отношении финансов, обеспечения двадцати четырёх стипендий в каждом колледже, оплаты преподавателей и служащих. Предлагалось, чтобы такие постоянные расходы покрывались из церковных доходов епархий и университетских церквей. Но что касается других расходов, ожидалось, что содействие будут оказывать студенты, за исключением стипендиатов, согласно тарифу, различному в зависимости от факультета и состояния родителей студента.
Рассматривая программу в целом, создается ощущение, что она удивительно современна. Её планы, направленные на прогрессивное обучение, эквиваленты предоставления аттестатов, вступительные экзамены и «классные билеты», возможность прохождения первого курса Университета в школе, признание того, что некоторые дети более походят для профессионального обучения, нежели для академического — всё это показывает, что правительственные законодатели 1560 года уже соглашались со многими принципами, принимаемыми сегодня.
Финансы
Весь замысел «Книги порядка» основывался на продуманном бюджете. Организационные моменты, касающиеся Университетов, мы уже обсуждали. Остается описать соглашения, достигнутые в отношении шотландской Церкви в целом. Законодатели считали необходимым обеспечение поддержки преподавателей и заботу о бедных. Были сделаны следующие предложения. Признавали, что богатство прежних религиозных братств большей частью уже было присвоено Короной или представителями аристократии, и в любом случае, в них не было места для монастырей или приорств.
Однако средства не монашеской Церкви остались в прежнем состоянии. Из этих церковных доходов епархий, как уже было показано, покрывались расходы Университетов, но духовный годовой доход белого духовенства (церковная десятина и некоторые мелкие источники дохода) сохранился, и его, как считали законодатели, теперь следовало направить на духовные нужды, для которых он первоначально и был предназначен.
В эпоху средневековья десятины часто ассигновали крупным церквям или религиозным братствам. В других случаях посредством тайных интриг, либо обычного дарения земли или аренды они переходили в руки мирян. Теперь требовалось, чтобы каждый служитель имел собственные десятины. Только в случае пользователей земли или арендаторов, получивших землю через официальное предоставление, выплачивалось возмещение тем, кто так долго неправильно употреблял духовные доходы Церкви. Теперь диаконы собирали десятины каждого прихода, и хотя в связи с отменой платежей, приуроченных к какому-либо событию, например, пасхальные приношения, ненавистное смертное сукно, выдача трупа и др. приходской доход уменьшился, он одновременно увеличился за счет поглощения доходов из приорств, монастырей и более мелких пожертвований в пределах каждого прихода или города.
Полученным доходом должны были распоряжаться служитель и старейшины, направляя его на конкретные цели, содержание служителя и/или чтеца, зарплату школьного учителя и поддержку бедных.
Допускалось, что в финансовой системе возникнут некоторые местные отклонения в зависимости от условий каждого прихода, но каждый служитель пользовался своим домом и церковной землей, не превышающей шести акров, а зарплата устанавливалась согласно основной шкале. Суперинтендент получал более 700 шотландских фунтов стерлингов, обычный служитель — около 120 товарами и различное содержание наличными. Проповедник получал 100 или более в год, а чтец, который, как ожидалось, будет пополнять свой доход из других источников, возможно, преподаванием, должен был получать только 40, хотя ему могли платить лучше, если он становился более опытным. Кроме содержания служителя и чтеца, из приходских доходов оплачивался школьный учитель, выделялись средства на поддержку открывающейся больницы и на побочные расходы, среди которых значительными были расходы на проведение службы причастия.
Нельзя отрицать, что идея «Книги порядка» была замечательной. Некоторым образом она напоминает «Утопию» Томаса Мора, хотя рассматривает скорее духовные, нежели материальные вопросы. В ней изложен план основания общества, которое должно жить и процветать в страхе Божьем под руководством Церкви, объясняющей волю Божью, представленную в Писании. Книга нацелена на создание нации, чья вера делает ее праведной, и которая способна обосновать свою веру. Великий замысел никогда не был осуществлен. Его не приняли. Возможно, действительно, он не был завершен в время Парламента Реформации 1560 года. В январе 1561 года 33 выдающихся человека каждый по отдельности подписали документ с некоторыми оговорками, но Тайный Совет, как орган, не дал своего одобрения, и «Книга Порядка» никогда не получила санкции Парламента. «Шесть Иоаннов» поставили слишком высокую цель.
[6]Мнение наиболее политически сознательной части Шотландии, например, бюргеров — ср. с действиями граждан Св. Андрея, о которых уже говорили. Оппозиция в Парламенте была незначительной. Из присутствовавших духовных лиц только три епископа (Св. Андрея, Дункельда и Дунблана) выразили своё несогласие. Из временных лордов только граф Атоллский, граф Кайтнесский и граф Кассилисский и лорды Сомервилл и Бортвик проголосовали против Исповедания Веры, объясняя это тем, что они придерживаются веры своих отцов.
[7]Эти три “знака” отмечены в “Наставлении Парламенту”, представленному английскими пуританами в 1572 году.
[8]Города Эдинбург, Св. Андрей, Абердин, Перт, Джетбург, Дунди, Дунфермлин и Лейт — каждый получил выдающегося служителя.
Этот материал еще не обсуждался.