06.03.2011
Скачать в других форматах:

Симон Геррит де Грааф

Обетование и избавление

7. Благословлены через одного Человека

 

Бытие, глава 12

В  главе 11 книги Бытие мы читаем историю о том, как человечество было разделено и рассеяно после строительства Вавилонской башни. Единство человеческого рода в этом мире было разрушено. Появление Того, с Чьей помощью человечество снова будет собрано под Божьим господством, теперь стало необходимостью. Этот Человек и станет благословением для всех народов. В то время Аврам и был отделен для того, чтобы быть Его временным представителем.[9]

 

Жизнь посредством Духа Того, в Ком благословится мир, кардинально отличается от плотской жизни. Верующие, жившие до Аврама, уже тогда хорошо знали, что никто, как тогда, так и сейчас, не родившись свыше, не увидит Царствия Божьего. Чтобы не путать веру с религиозной жизнью плоти (поклонением идолу), должен был ясно виден контраст между верой и жизнью по плоти, между Христом и всем, что является плотским. Достигнуть этого удалось, удалив Аврама из его страны, от его родственников и отцовского дома. Этот контраст также обнаружился и в чудесном рождении Исаака. Чудо благодати должно было стать очевидным в мире. И уже здесь мы можем увидеть, что, в конечном счете, Христос является этим чудом.

 

Тем не менее, призыв, обращенный к Авраму, оставить свою землю и народ не содержал в себе ни малейшего намека на то, что благодать, как «полная противоположность»,  будет продолжать противиться человеческой жизни, как если бы жизнь на земле не должна была быть освященной. Наоборот, Авраму было дано обетование, что он станет отцом народа, что его имя будет возвеличено на земле и что в нем благословятся все народы земли. Благодать вошла в жизнь и освятила ее. В конечном счете, она вошла в жизнь каждого народа. В обетовании, данном  Авраму, было сделано особое ударение на том, что однажды земля будет принадлежать ему. 

С самого начала благодать Христа тесно связана с землей и человеческим обществом. Тот, в Ком благословятся все народы, – это Человек, Который повинуется Богу. Этот Человек – Христос, в Котором соединяются Бог и человек.

Это также отражено в повествовании об Авраме. Аврам был первым человеком, которому явился Бог после строительства Вавилонской башни, а также первым, кому довелось пережить особое присутствие Бога. Во время строительства Вавилонской башни Бог «сошел», чтобы посмотреть, что делал человек. Но здесь (Бытие, 12 гл.) мы впервые видим, что Бог «явился» в земле обетованной. В истории Израиля явление Бога и Его пребывание с людьми становилось все более и более значимым.

Позднее это стало явным для Аврама, когда Сара была спасена в Египте от бесчестия. Под угрозой находились не просто жена Аврама или их брак – обещанное семя, которое должно было родиться от их союза, также находилось под угрозой. Когда мы рассказываем детям историю о призвании  Аврама, нам следует подчеркнуть эти действия со стороны Бога, а не акцентировать внимание на вере Аврама как таковой. Взращивание веры также является Божьей работой. Помните, что хотя мы не можем жить чьей-то верой, мы можем жить Божьим откровением.

 

Главная мысль: Благословение для всех дано через одного Человека, чтобы все могли крепко держаться Его в вере.

 

Призыв выйти и последовать. Строительством Вавилонской башни люди на земле показали, что они не хотели жить верой в Божье обетование  о том, что человеческая раса будет сохранена, и однажды в мир будет послан Спаситель. Это обетование не придавало им сил. Они боялись, и поэтому приняли меры для того, чтобы обеспечить себе защиту перед лицом любой опасности. Так как они не хотели исполнять Божью заповедь наполнять землю, Он был вынужден рассеять их. Тогда на земле постепенно распространились идолопоклонство и религиозные предрассудки (суеверия), наличие которых не должно удивлять нас. Без веры в Божье Слово народы стали верить в свои собственные представления о Боге, не желая крепко держаться того, что Он Сам о Себе открыл.

Тогда Бог позволил им идти своей собственной дорогой, как иногда мудрый отец позволяет своему чаду следовать собственным безрассудным путем: если ребенок отказывается слушаться, ему придется усвоить урок на своем горьком опыте. Бог решил дать народам понять, куда заведет их собственное неповиновение. Но это не означает, что Бог оставил людей. На самом деле Он был благ к ним. Бог посылал  дождь и позволял людям благоденствовать, но также Он часто наказывал их, когда их грехи становилось  невыносимыми для Него. Он все еще не посылал пророков, чтобы проповедовать народам Свое Слово и не давал им никаких новых откровений.

Даже после того,  как Бог рассеял народы по всей земле, Он не оставил их. Несмотря ни на что, Он по-прежнему намеревался послать Искупителя, через Которого спасутся все народы. Спаситель не будет потворствовать нечестию народов. Он будет исполнять Божью волю во всем, а Его надежда будет покоиться в Божьем Слове. Он будет послушен во всем и искупит грехи мира.

Народы не могли и не стали бы жить с Господом. Тем не менее, Бог пошлет Искупителя как чудо Своей любви, чтобы спасти их. Тогда все они придут к Нему и оставят свой безбожный образ жизни.

Для того чтобы показать народам и людям всех последующих веков, что Спаситель будет абсолютно не похож на нас с нашим нечестием, Бог решил, что народ, из которого родится Спаситель, должен жить полностью обособленной жизнью. К этим людям он, конечно же, пошлет Своих пророков. Внутри этого народа Он сохранит знание Своего имени. Так как Его избранный народ будет жить обособленно, они должны будут осознать, что их вера в Спасителя требует порвать с нечестием и идолопоклонством соседних народов. В конечном счете, это также побудит и другие народы отказаться от своих грехов.

Но этот народ еще не родился. Он произойдет от одного человека. Бог осмотрелся вокруг в поисках того, кто станет отцом этого народа, и остановил Свой взгляд на Авраме, рожденном по линии Сима и жившем в Уре Халдейском. Если вы помните, то Христос должен был родиться как потомок по линии Сима.

Почему Бог выбрал Аврама? Был ли его род лучше, чем все другие? Вовсе нет. На самом деле, в доме его отца Фары поклонялись идолам. Мы просто не знаем, почему Бог обратился к Авраму. Когда Бог позволяет кому-то иметь с Собой близкие отношения и наследовать вечную жизнь, это происходит не потому что этот человек лучше, чем другие. Все, что мы можем сказать: такова Божья воля.

Фара и его семья покинули Ур Халдейский. Они ушли из Вавилонской земли и поселились в Харране. Мысль о том, чтобы жить где-то в другом месте, вероятно, была вложена Богом в сердце Аврама, когда он еще жил в Уре. Это вполне могло послужить причиной, почему Фара снялся с места и отправился в поисках земли для своей семьи, места, где могли бы приумножаться его потомки.

Пока они были в Харране, Бог дал  ясно понять Авраму, что он должен был оставить не только отцовский дом, но даже и свою семью, и землю; Аврам должен был отправиться в другую землю, которую укажет ему Господь. Мы не знаем, как Бог донес это послание до Аврама. В любом случае, это произошло, и Аврам был абсолютно убежден, что получил указание от Господа.

Безусловно, Господь предъявил Авраму непростое требование, когда повелел ему порвать всякие отношения со всем, что было для него привычным и дорогим. Это требование должно было научить Аврама, что жизнь с Господом полностью отличается от греховной жизни, к которой он привык. Спаситель не разделил бы устремления людей, живших во время Аврама; Он станет даром от Господа.

Нам уже больше не нужно порывать со всем, что нам дорого, для того чтобы служить Господу и любить Спасителя. Однако невозможно избежать необходимости расстаться с греховностью в собственной жизни и сердце. Через веру в Искупителя  Аврам был способен пойти на этот разрыв. Через подобную веру мы становимся способными сделать то же самое. Аврам все еще не знал, куда он должен был идти. Господь, должно быть, указал ему направление, куда следует идти, но не сказал, в какую землю. Таким образом, впереди у Аврама была неизвестность. Он просто должен был следовать за Господом. Все, что мог сделать Аврам, это двигаться вперед в вере, доверяя во всем Господу. Таким же образом и мы должны следовать за Господом. Иногда Он ведет нас путями, которые озадачивают нас, но если мы продолжим следовать за Ним в вере, в итоге обретем благословение.

 

Обетование благословения. Господь укреплял Аврама в его послушании, даровав ему обетование. Аврам должен был доверять Господу и следовать за Ним просто потому что Господь позвал его. Тем не менее, Бог хочет облегчить этот путь через обетование. Подобно Авраму, мы должны следовать за Господом, потому что Он позвал нас. Даже в таком случае у нас есть замечательные обетования, придающие нам силы.

Что же Господь пообещал Авраму? В то время Аврам был одинок, он должен был все оставить. Но Господь пообещал ему, что он не всегда будет один. В сущности, Бог сказал, что Он произведет великий народ от Аврама. Другими словами, из его чресл должен был появиться великий народ. Могло показаться, что Аврам стал одиноким человеком, когда однажды  покинул всех в Харране, но придет час и мир поймет, что он отнюдь не был забыт. Господь позаботится о том, чтобы его имя было почитаемо. Когда Аврам покидал свою землю, действительно, казалось, что он ничего не значил. Почему же еще он захотел бы жить в неизвестной земле? Все это должно было измениться; Аврам должен был стать благословением для многих, потому что Господь всегда был на его стороне. Все, избравшие путь Аврама, в действительности избрали путь Господа и поэтому испытают Его благословение. И, следовательно, все, проклинавшие Аврама, отвергали Господа и будут прокляты Богом. В конце концов, все земные народы благословятся в Авраме, он станет благословением для всех людей.

Разве Господь не исполнил обетование, данное Авраму, чудесным образом? Аврам стал отцом израильского народа, из которого родился Христос. Если мы верим в Господа Иисуса Христа, то фактически являемся духовными детьми Аврама. В таком случае мы принадлежим к великому народу, который произошел из чресл Аврама. Следовательно, Аврам не забыт. Мы по-прежнему часто о нем говорим, потому что Христос родился как потомок по его линии. Через Спасителя Аврам стал благословением для всех народов. Господь всегда исполняет Свои обещания.

Ободренный обетованием, Аврам все оставляет, уходя из Харрана. Господь даровал ему веру. Должно быть, Авраму было больно разрывать все связи и отношения, но он все равно послушался Божьего требования. Он отдал себя Господу и вверил свою жизнь и будущее в Божьи руки. В его жизни действовал Дух Господа Иисуса Христа – Того, Кто вручил Себя во всем Своему Отцу вплоть до того, что отдал Свою жизнь.

Единственным, кто покинул Харран вместе с Аврамом и его женой Сарой, был его племянник Лот, сын Арана, брата Аврама. Мы не знаем, почему Лот решил присоединиться к своему дяде Авраму. Возможно, он ощутил отчасти ту благодать, которая следовала за призывом Господа. Или могло случиться так, что он был привлечен новизной предприятия Аврама, которое, возможно, казалось приключением, слишком захватывающим, чтобы отказаться от него. Писание не открывает нам причины, по которой Лот присоединился к Авраму. Позднее, как мы увидим, между Аврамом и Лотом возникнут разногласия.

 

Явление Господа в Ханаане. По повелению Господа, Аврам двинулся дальше и пошел в землю Ханаанскую. В это время она была заселена несколькими племенами хананеев – народами нечестивыми. Даже зайдя  далеко вглубь территории, заселенной хананеями, Аврам по-прежнему не знал, какую именно землю Господь должен был отдать ему. Господь пообещал показать ему эту землю, но Аврам наверняка  интересовался, в какой же форме будет явлено это откровение. Когда он пришел в Сихем, который находился в самом сердце Ханаана, ему явился Господь и сказал, что это именно та земля, которую Он намеревался дать потомкам Аврама. Мы не знаем, каким образом Господь явился Авраму. Возможно, это был сон или видение. Как бы это ни случилось, подобное явление должно было быть необычным. Ранее Господь вложил определенную уверенность в сердце Аврама относительно того, что он должен сделать, но теперь он на самом деле услышал то, что Бог говорит ему  и увидел часть Божьей славы.

Со времен потопа Господь не являлся ни одному человеку. А теперь в Ханаане Он явился Авраму. Более того, позже Он являлся ему еще несколько раз. Господь желал снова обитать с человеком. Для Аврама Господь был не просто каким-то далеким Богом, но Богом, Который  был очень близок к нему. И это было только началом. Затем Господь явился во славе потомкам Аврама, Он даже жил среди них. Но самым славным божественным явлением из всех стало явление Господа Иисуса Христа.

Как прекрасно, что Бог желает находиться в близких отношениях с человеком,  несмотря на человеческие грехи! Бог намеревается одержать победу над грехом и искупить его. Каким же славным должно было быть Его явление Авраму! Нам оно кажется даже более славным, так как мы знаем о явлении Господа Иисуса Христа! Через Его Дух Бог желает теперь обитать в наших сердцах.

В благодарность  Аврам построил жертвенник в Сихеме. Позднее он также построит другие жертвенники в иных местах. Он хотел приносить жертвы Господу и так возвеличивать Его имя. Знаменательным было воздвижение этих жертвенников, так как они указывали на узы, установленные однажды между Господом и людьми, живущими в земле Ханаанской. Люди будут почитать Бога на этой земле, несмотря на нечестие народов, живших в Ханаане во времена Аврама.

 

Брак Аврама как святилище. Когда Аврам и Сара покинули Харран, у них не было детей, и казалось, что эта пара так и останется бездетной. Однако Господь сказал, что от Аврама должен произойти великий народ. Как же такое возможно? Действительно ли Сара должна была стать матерью? Или Господь исполнит Свое обетование Авраму совершенно иным путем?

Вскоре Аврам получил знамение, хотя оно и получено было в то время, когда он совершил  грех. Пока он странствовал по Ханаану, голод поразил ту землю. Поэтому Аврам решил отправиться в Египет, который на тот момент был самым богатым на урожай зерна районом той области. В пути его волновала мысль: «Что если египтяне увидят красоту Сары и пожелают ее?» При таком раскладе Аврама могли убить, чтобы можно было  взять Сару себе в жены. Поэтому они вдвоем согласились представить Сару в качестве сестры Аврама. На самом деле она была его сестрой по линии отца, в те дни подобные браки не были запрещены. Если египтяне примут Сару за сестру Аврама, вероятно, ради нее они будут обращаться и с ним хорошо.

Когда Аврам представил Сару как свою сестру, он произнес «ложь во спасение», так как на самом деле они были женаты, о чем он преднамеренно умолчал. Поступая неправильно, мы не можем ожидать Божьего благословения. Случилось то, чего так боялись Аврам и Сара. Некоторые египтяне поговаривали о красоте Сары при дворе фараона, и она была взята, чтобы стать ему женой. Тогда фараон завалил Аврама подарками, однако не стал спрашивать его разрешения, чтобы жениться на Саре. Должны ли Аврам и Сара теперь разделиться? Если да, то как же Сара сможет когда-нибудь стать матерью обетованного чада и обетованного народа?

К счастью, у Господа были другие планы. Он наслал на фараона и его дом бедствия, прежде чем он смог сделать Сару своей женой. Господь дал ему понять, что все эти бедствия были результатом его замысла взять жену другого мужчины. Тогда фараон укорил Аврама в его «лжи во спасение», и Авраму нечего было сказать в свою защиту. Фараон отдал ему его жену и приказал своим солдатам выпроводить Аврама и Сару из Египта, пока из-за Аврама египетская земля не была поражена еще большими проклятиями. Фараон был напуган, так как ему открылась сила Господа.

Таким образом, Господь сохранил брак Сары и Аврама. В конце концов, она должна была стать матерью обетованного чада и обетованного народа. Однажды из этого народа родится Спаситель. Ради Христа брачные узы Аврама и Сары остались нерушимыми. Все, что связано с Господом Иисусом Христом, находится под Божьей защитой.

 

 


[9]              Этот абзац редактируется для публикации в Интернете.

Симон Геррит де Грааф

С. Г. Де Грааф (1889-1955) – выдающийся служитель Евангелия, проповедовавший в Амстердаме. Долгие годы он размышлял над библейскими повествованиями и учил других людей рассказывать их. Его труды во многом повлияли на преподавание библейских историй в воскресных школах, в христианских средних школах и в детских клубах, организованных с целью благовестия.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.