Симон Геррит де Грааф
Обетование и избавление
2. Завет Божьего благоволения
Бытие 2:4-25
В первой главе книги Бытие говорится об установлении Божьего Царства. Во второй главе мы читаем об учреждении завета. Утверждение, будто в этой главе нет буквального или явного упоминания о завете, не имеет никакого основания, так как здесь можно найти все элементы завета. Решающим подтверждением этому является тот факт, что Бог здесь назван Яхве, т.е. Богом верности завету.
Мы никогда не должны забывать об огромной значимости завета. Без завета нет религии, нет осознанных отношений между человеком и Богом, нет взаимной любви и преданности.[6] Без завета человек был бы просто инструментом в руках Бога. Создавая человека, Бог задумывал не инструмент: Он создал творение, способное откликаться на Его призыв. Только имея способность откликаться, человек смог бы принять свое положение как участника завета. Без завета Бог имел бы только требования, а человек – обязательства. Как только Бог дал человеку обещание, в ту же минуту у человека появилось требование к Богу, а именно человек настаивал на выполнении Богом этого обещания. И тогда у Бога появилось обязательство по отношению к человеку исполнить это обещание. Обещание дается однажды (мы говорим о завете), ведь завет – это соглашение двух сторон, в котором определяются требования и обязательства. Конечно, мы никогда не должны забывать, что завет был инициирован Богом, и что Божье обещание поднимает человека до уровня участника завета. Так как завет скрепляется Божьим обещанием, деятельность, описанная в первой главе книги Бытие (которая также включает в себя обещание), подготавливает для этого путь.
ЗАВЕТ БОЖЬЕГО БЛАГОВОЛЕНИЯ
Мы привыкли говорить об этом завете как о завете дела. Однако не следует понимать этот термин как надежду человека заработать вечную жизнь в награду за совершение добрых дел, как если бы вечная жизнь была вознаграждением за оказанные услуги. Так как человек обязан Богу всем, что он имеет, и тем, кем он есть, мы не можем говорить, что человек получает плату от Бога. По этой причине более разумно было бы говорить о завете Божьего благоволения. Под благодатью вообще подразумевается также и благоволение, но в Писании благодать всегда имеет особое значение благоволения, которое прощает вину. Эту разницу мы можем выразить, говоря, что Бог заключил завет благоволения с Адамом и завет благодати с Христом. Единственное требование, предъявленное Адаму, заключалось в том, чтобы он сознательно избрал данное ему Богом благоволение; в таком случае он и его потомство могли вечно пребывать в этом благоволении. Таким образом, различие с Христом очевидно: Христос должен был продолжать выбирать Божье благоволение даже тогда, когда оно полностью покинуло Его. Таким образом Христос должен был примирить и искупить то, что разрушил Адам.
Особое повеление[7] Бога предназначалось для того, чтобы привести человека к сознательному послушанию, т.е. к сознательному принятию завета. До этого человек совершал добрые дела, потому что его сердце не влекло его ни к чему другому. Лишь столкнувшись с возможностью противоречия (конфликта), он мог научиться осознанно делать выбор.
Человеку была дана эта возможность в форме особого повеления. В саду росло определенное дерево, плоды которого были явно хороши для употребления в пищу, но человеку было запрещено есть эти плоды. Таким образом он узнавал («узнавал» используется здесь в качестве «различал, проводил различие»), что «добро» есть то, что повелевает Бог, и «зло» – что Он запрещает. Значит, это не было средством для суда человека. Суть этого вопроса заключалась в том, как человек отличит добро от зла: в послушании Богу не примет этот плод, или в пренебрежении Богом вкусит его. Поэтому Бог говорит позже: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная [т.е. самостоятельно различая] добро и зло». Вкушение плода от дерева жизни, от другого дерева, удачнее всего можно сравнить с принятием таинства в наше время. Когда человек вкушал плод этого дерева и тем самым утверждал завет, подкреплялась его вера в то, что Бог приведет его к вечной жизни, т. е. к полному, вечному владычеству в Своем Царстве. Тем не менее, сравнение с таинством не является совершенной аналогией, потому что когда-то все творение говорило о Божьем благоволении. Откровение этого благоволения затем достигло своей кульминации в дереве жизни. Для сравнения, в наше время гнев открывается с неба. Поэтому Бог отделяет хлеб, вино и воду для употребления в таинствах, которые свидетельствуют о Его благоволении. Прежде грехопадения «знак» и то, что он представлял, были настолько крепко связаны, что невозможно было представить одно без другого. С тех пор путь к дереву жизни закрыт для грешного человека, иначе он мог бы вкусить от его плодов и жить вечно.
ПЕРВЫЙ МИР
В этом разделе начинается описание истории. Полнота, заложенная Богом в творении, открывается и развивается в истории. В истории человеку дается его предназначение. Процесс его раскрытия и развития происходит в отношениях с Господом. Эти отношения завета должны руководить историей. Таким образом, начало истории тесно связано с учреждением Божьего завета. Завет включает в себя культурную задачу для человека: человек призван «возделывать» [8] сад (Быт. 2:15). Задача человека уже была определена в словах: «и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5).
Главная мысль: Завет Божьего благоволения устанавливается для того, чтобы человек мог жить в общении с Богом.
Особенное сотворение человека. Божьим намерением не было, чтобы все, что на небе и на земле, осталось таким, каким Он создал. Он вложил в этот мир много того, что было сокрыто, но должно было однажды обнаружиться. Вспомните маленькое зернышко – в нем сокрыта жизнь целого цветка. Таким же образом мир содержит в себе скрытые сокровища, заключенные Богом, которые однажды раскроются. Но эти сокровища не будут выкопаны произвольно. У человека есть своя роль в осуществлении этого плана. Начало, данное Богом этому миру, в то же время было и началом истории: то, что Бог вложил в творение, должно было обнаружиться в этой истории.
Это то, чего очень хотел Бог от мира, которому Он дал так много. Теперь в ответ этот мир должен воспроизвести для наслаждения человека все то, что Бог создал в виде семени. Этот ответ был, прежде всего, причиной человеческого труда. Но человек не способен достигнуть предназначенной цели, пока Бог не дарует Своего благословения и участия миру и особенно человеку. Бог в Своей любви открылся бы человеку еще более удивительным образом, а человек отдал бы затем все, что было в нем и в мире. Именно это подразумевал Бог, когда решил жить в завете с человеком. Когда два человека заключают завет, они соглашаются дать что-то друг другу, чтобы посредством этого обмена связать друг друга обязательствами. В самом замечательном завете на земле – брачном завете, его участники отдают друг другу все свое сердце. Бог пожелал вступить в такой же союз с человеком: Бог дарил бы Свою любовь в еще большей степени, а человек отдавал бы Богу все то, что есть в его сердце и в мире.
Поэтому Бог создал человека непохожим на остальные творения. Когда Он создал небо и землю, растения и все другие творения, Он также создал человека как одного из многих творений. Было время, когда известных нам растений просто не существовало. До этого времени не было дождя и еще не существовало ни одного человека, который бы начал заботиться о растениях. Был только туман, увлажняющий землю. А из этой увлажненной земли Бог производил растения – кустарники, многолетние растения и травы на полях, которые обновлялись каждый год.
Затем Бог создал человека как одно из творений, но Он дал ему особое задание. Человек должен был заботиться о мире; он призван был возделывать (т. е. сохранять и украшать) этот мир и все, что его наполняет. Человек существенно отличался от всех остальных творений, потому что ему была дана привилегия жить в осознанном общении в завете с Богом. Поэтому сотворение человека произошло особенным образом. Он был создан из праха, как и все другие творения, но жизнь в него вошла благодаря особенному действию Бога: Сам Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни. Вместе с этим началом Бог даровал человеку особое место среди всего творения.
Откровение завета Божьего благоволения. Бог выбрал для человека особенное место на земле. Конечно, вся земля была изумительно красива, но в одном особенном месте Он насадил самые чудесные деревья, которые приносили особенно питательные плоды и радовали глаз. Через эту местность протекала река, которая разделялась на четыре рукава.
Сад, в котором жил человек, был неописуемо прекрасен. Мы не знаем точно, где он находился, но приблизительное представление об этом имеем, так как можем определить две протекавших через него реки. В конце концов, земля сильно изменилась. Как следствие греха, сад полностью исчез с лица земли.
Вы можете быть уверены, что человек наслаждался этим садом. Он прохлаждался в тени деревьев, слушая журчанье воды в реках. Но больше всего человек наслаждался благоволением Бога, выбравшего для него самый замечательный уголок во всем творении. Весь сад свидетельствовал человеку о Божьем благоволении. Человеку, который был наиважнейшим созданием.
Конечно же, Бог поместил человека в этот сад не для того, чтобы тот жил праздной жизнью. С самого начала у человека было задание: он должен был возделывать сад и ухаживать за ним. На самом деле, там было много работы. В это время человек далеко не осознавал всего, что входило в его обязанности. Более того, он должен был беречь (охранять) сад. Очевидно, в мире существовала враждебная сила (в следующей главе я расскажу об этом подробнее). А пока человек должен был сохранять сад для Бога и отдавать Господу сокровища земли и благодарную любовь своего сердца.
Испытание и укрепление в завете. Итак, человек жил как Божье дитя, наслаждаясь Его любовью. Но он по-прежнему должен был делать выбор. Бог позволил Своему благоволению покоиться на человеке, но захочет ли Адам и его потомки жить в этом благоволении вечно? Будет ли человек по-прежнему желать этого благоволения, если придет кто-то другой, чтобы сделать другое предложение, стараясь увести его иной дорогой? Если человек выберет Божье благоволение, тогда ему и его потомкам будет позволено жить в этом благоволении вечно. Если же нет – его ожидает смерть. Чтобы решить этот вопрос, Бог подвергает человека испытанию. В самом центре сада Господь помещает дерево, которое Он назвал деревом познания добра и зла. Бог сказал человеку, что ему разрешено есть плоды любого дерева в саду, кроме одного. Плоды этого дерева были, несомненно, очень вкусными и приятными на вид; разум человека подсказывал ему, что они были бы хороши для пищи. Однако Бог запретил употреблять их в пищу, и таким образом человек должен был научиться различать добро и зло. Добро – это не то, что подсказывает мне мой разум, игнорируя Бога; добро – это то, что повелевает Бог, а зло – это то, что Он запрещает. Сама по себе Божья воля – благо, и я должен подчиняться ей, не задавая вопросов. Если бы человек хотел навсегда остаться в Божьем благоволении, он должен был бы сделать выбор в пользу Бога и Его благоволения, подчиняя себя Божьей воле. В день, в который бы он вкусил от этого особенного дерева, он бы умер. Отношения с Богом затем разрушились бы. Для человека это означало бы вечную смерть.
Испытание было тяжелым. И все же Бог нечто дал человеку, чтобы укрепить его веру в то, что он сможет располагать Божьим благоволением вечно, если останется послушным. Посреди сада было еще одно важное дерево – дерево жизни. Несмотря на то, что весь сад свидетельствовал человеку о Божьем благоволении, это благоволение было особым образом засвидетельствовано в плодах именно этого дерева.
Два дерева, стоящие посреди сада, представляли собой два противоположных направления. Если человек ел плод дерева жизни, он выбирал вечное Божье благоволение и отвергал плоды другого дерева. Если же он вкушал плод дерева познания добра и зла, то отказывался от плодов дерева жизни и уже никогда больше не мог есть их снова.
Брачный завет. Однако Господь дал человеку больше. Конечно, тот наслаждался жизнью в завете с Господом, но среди всего творения не было никого, с кем бы он мог иметь настоящие отношения. Впервые Бог дал человеку это осознание, когда привел к нему всех животных, чтобы он дал им имена. Тогда человек увидел нечто вроде сокровищ творения, как только он правильно понял природу каждого животного и дал ему имя, соответствующее этой природе. Однако не было ни одного животного, которое могло бы ответить на любовь человеческого сердца. Это помогло человеку осознать нужду в другом существе, которое тоже было бы человеком и все же отличалось от него.
Бог хотел восполнить эту нужду. Погрузив человека в глубокий сон, Бог вынул одно из его ребер и сотворил из него женщину. Пока человек был без сознания, Творец приготовил для него величайшее земное сокровище. Он создал женщину из мужского ребра, чтобы она по-настоящему стала частью его – только тогда двое могут стать одним целым. Мужчина должен был стать главой женщины так же, как он был главой своего рода. Как для нее, так и для своего рода, он должен был выбирать Божье благоволение.
В тот момент, когда человек проснулся и Бог привел к нему его жену, он увидел, что она отличается от всех других творений. Она была ему ровней, и поэтому человек мог отдать ей все сокровища своего сердца. Он знал, что женщина была взята от него, что позволяло двоим стать одним целым. Поэтому человек назвал ее женой. В их браке, который являлся также заветом, его сердце открылось ей, а ее – ему. Поэтому он мог обнаружить то, что было сокрыто внутри него. Тогда человек получил еще более глубокое понимание Божьего замысла относительно завета, в котором получил право жить вместе с Богом. Бог и человек должны были дарить друг другу то, что было внутри них, без страха, без недомолвок, без чувства стыда – точно так же, как муж и жена не чувствуют стыда даже когда они обнажены. В их сердцах была только любовь. Забегая немного наперед в этой истории, я могу сказать, что все это не осталось в прежнем состоянии. Завет был разрушен грехом. Значит, мы больше ничего не знаем об этом завете? Должны ли мы сейчас жить без всяких отношений с Богом?
Завет, который был разрушен первым человеком, вновь заключен и восстановлен Господом Иисусом Христом, но уже в другом виде. Теперь Адам для нас уже больше не является главой завета. Господь Иисус Христос, Который выбрал Божье благоволение в гораздо более сложных и ужасных обстоятельствах, занял его место. Посредством Христа мы все по-прежнему имеем вечную жизнь, если верим. В этой новой жизни Бог дарует нам Свою любовь еще более обильно, позволяя нам предложить Ему все то, что есть в наших сердцах и в мире.
[6] Вестминстерское Исповедание Веры говорит следующее: «Расстояние между Богом и тварью так огромно, что хотя разумные создания и должны повиноваться Ему как своему Творцу, все же они никогда не смогли бы достичь блаженства и награды, если бы не добровольное снисхождение со стороны Бога, которое Ему было угодно выразить в виде завета» (гл. 7, пар. 1). – Прим. перев.
[7] Этот термин часто встречается как испытательное повеление («probationary command»). – Прим. перев.
[8] Еврейский глагол, означающий работу как служение Богу. – Прим. перев.
Комментарии: