Симон Геррит де Грааф
Обетование и избавление
9. Благословение через большего
Бытие, глава 14
Аврам был прообразом Христа, но сам он не был Христом. На самом деле он был носителем обетования, но спасение обитало не в нем. Источник благодати и основание для надежды Аврама положено не в нем, а над ним. Поэтому Авраму необходимо было увидеть своего главу в Мелхиседеке, который затем стал олицетворять Посредника между Богом и человеком. Даже Авраму нужно было взирать на кого-то еще. В этом заключается значение их встречи.
Это становится ясным исходя из того, как Новый Завет говорит об этой встрече в главе 7 Послания к Евреям: меньший был благословлен большим. Аврам должен был обогатиться только в этом благословении. В данных обстоятельствах это благословение имело для него особое значение. Освободив Лота, он впервые сыграл важную роль в жизни хананеев. И какой же выдающейся была эта роль! Теперь они готовы были признать его одним из своих. Аврам, должно быть, также испытывал искушение считать себя одним из них и жить в Ханаане как хананей. Но Господь помог ему победить это искушение, когда Мелхиседек благословил его.
То, что Аврам не поддался этому искушению, ясно из того, что он отказался от добычи. Этот поступок означал, что пришелец не хотел принимать никакого участия в жизни хананеев. Он не хотел зависеть от них или считать себя одним из них. Поэтому все двери в ханаанскую жизнь остались закрытыми для Аврама. Жизнь должна была открыться для него и открыться иначе: Христос станет благословением для человечества. Мы можем надеяться, что двери жизни откроются для нас таким же образом. Но если мы хотим для себя лишь одних жизненных удовольствий, тогда эти двери останутся закрытыми для нас. Любовь открывает их.
Кедорлаомер, царь Еламский, был главнокомандующим во время совместной кампании, предпринятой четырьмя царями. В те дни Елам был мировой державой. Тем не менее, имя Амрафела, царя Сеннаарского, упоминается первым. Могло ли это как-то быть связано с прошлым Сеннаара? (см. Быт. 10:9-10) Или, возможно, это случилось, потому что Вавилон, который находился под владычеством Амрафела, должен был скоро освободиться от господства Елама?
Во время этого похода четыре царя, очевидно, следовали привычным путем: на север от Месопотамии, затем на запад в Сирию, затем на юг вдоль восточной стороны Иорданской долины до северной Аравии. В ходе этой кампании они наносили поражение всем, кто мог бы содействовать царям долины Сиддим. Затем они изменили направление, и после нескольких одержанных ими побед вступили в сражение с пятью царями долины Сиддим.
Главная мысль: Аврам, меньший, благословляется Мелхиседеком, большим, чтобы Аврам понял, что только Господни благословения делают человека богатым.
Искушение, возникающее в связи с поражением Кедорлаомера. Расставшись с Аврамом, Лот пошел на юг в Иорданскую долину и раскинул свои шатры под дымом города Содома. Возможно, он искал защиты у городских стен. В любом случае, он пришел, чтобы разделить участь жителей Содома, потому что он стремился к близкому общению с ними. После прибытия Лота, Содом постигает несчастье. Вместе с четырьмя другими городами, Содом обязался платить подать Кедорлаомеру, царю Еламскому, который пытался расширить свое господство над всем тогдашним миром.
Пять городов долины Сиддим отделились от владений Кедорлаомера и отказались платить ему подать. Тогда этот могущественный царь пошел в наступление на эту область со своей армией и тремя другими царями, чтобы подчинить все народы, которые жили неподалеку от долины Сиддим. Пять царей оказали сопротивление Кедорлаомеру и его союзникам – завязалось сражение пяти против четырех. Этим пяти царям было нанесено поражение, а все, что было в их городах, захвачено, включая имущество и продовольственные припасы, жен и детей. Лот и его семья были также взяты в плен.
Лот оставил Аврама добровольно, и на самом деле он не понимал ценности обетования, данного Авраму. Вместо этого он искал дружбы с хананеями. Поэтому, он больше не был защищен обетованием, данным Авраму. Однако Господь вспомнил Лота, Он сделал это ради Аврама и потому что Лот был верующим, Божьим чадом. Некто сбежавший, когда сражение было проиграно, оповестил Аврама о поражении Содома и рассказал ему, что случилось с Лотом. Аврам сразу же вооружил 318 мужчин из своего семейства и присоединился к трем главам хананеев (Мамре, Анер и Эшкол), преследуя Кедорлаомера.
Однажды ночью он разделил мужчин на группы. Затем неожиданно напал на войска неприятеля в их же собственном лагере, обратил в бегство людей Кедорлаомера и долго преследовал их. После того как добыча, а также жены и дети, были собраны, они вновь направились домой. Бог явно был с Аврамом. Он и его небольшая группа людей одержали победу над Еламом, мировой державой. Как же Аврам, должно быть, благодарил Бога за то, что Господь предал врагов в его руки! Он, вероятно, благодарил Бога также и за Лота, которого он смог спасти от рабства.
Тем не менее, эта победа таила в себе и искушение для Аврама. Он был почитаем среди хананеев, которые теперь с радостью признали бы его своим. Стал ли из-за этого Аврам ближе к хананеям, как это уже произошло с Лотом? В конце концов, он заработал значительный авторитет. Аврам был единственным, кого благословил Господь; он был носителем обетования.
Если бы Аврам поддался этому искушению, он возложил бы свою веру на самого себя, на носителя обетования. Тогда Аврам возвысился бы в своих глазах и таким образом перестал бы видеть свою полную зависимость от благословения и благоволения Господа. Это привело бы его к мысли, что он что-то значит сам по себе. Точно так же и для всех верующих существует большая опасность. Они начинают возвышать себя так, как будто больше не зависят от Господа.
Аврам был не вправе участвовать в жизни хананеев. Эти двери должны были остаться закрытыми для него, если ему надлежало получить иную славу, – славу, которая откроет другие двери.
Встреча с Мелхиседеком. Аврам, должно быть, боролся с этим искушением. Так или иначе, он должен был устоять в нем. Для того чтобы всецело поднять Аврама над этим искушением, Господь приготовил для него удивительную встречу. Возвращаясь со сражения, Аврам проходил мимо Иерусалима. Мелхиседек, царь этого города, вышел встретить его, что было несколько необычно. Мелхиседек был царем (Иеру)Салима, т.е. царем мира. Его имя означает «царь праведности». Этот человек боялся Господа, Бога неба и земли, и был Его священником. Как удивительно, что среди тех нечестивых, безнравственных хананеев, были сохранены знание и страх Божий!
Сам Господь позаботился об этом, потому что этому царю, Мелхиседеку, предназначалась особенная роль в среде хананеев. Мелхиседек вышел, чтобы подкрепить Аврама и его воинов, вынеся им хлеб и вино. Он встретил Аврама как священник Господа и благословил его. Должно быть, Авраму это показалось странным. Разве он не был носителем обетования, тем единственным, кому особым образом была дарована Божья благодать? Как же он мог теперь получать благословение от кого-то другого, а именно от священника, который одновременно был еще и ханаанским царем?
Тем не менее, Аврам не сомневался. В конце концов, спасение пребывало не в нем, а в Господе, Который благословил его. Господь посылает в этот момент Своего священника, чтобы благословить Аврама. По вере он склонил свою голову под рукой Мелхиседека и получил это благословение. Аврам смирился пред Господом, не подавая и признака гордости. И это благословение удалило искушение искать положения в обществе и признания в глазах хананеев.
В Мелхиседеке Аврам несомненно увидел предзнаменование Спасителя, Который однажды родится по его линии. Аврам сам по себе ничего не значил, но он хотел получить благословение от Спасителя, Посредника между Богом и человеком. Этот Спаситель и будет истинным и святым Священником Божьим, истинным Царем мира и Царем праведности.
Заглядывая внутрь себя, мы не должны совершать ошибки, говоря, что мы всего лишь грешники, или думая, что в нас самих есть что-то стоящее. Все что мы можем делать – это смотреть на руки Посредника, протянутые к нам в благословении, небесные руки, благословляющие нас. Именно это благословение обогатит нас, несмотря на нашу земную нищету.
Теперь Аврама нисколько не волновало, что двери для жизни в Ханаане были для него закрыты; он наслаждался иным счастьем – благословением Господа. По вере мы должны жаждать быть богатыми таким благословением.
Отделение десятины. Что сказал Мелхиседек, благословляя Аврама? «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои!» Мелхиседек впервые благословил Аврама во имя Бога, Который все держит в Своих руках. Затем он продолжал благословлять, восхвалять и возвеличивать Всевышнего Бога. Бог был доволен тем, что прославился в благословении Аврама. Мелхиседек увидел нечто изумительное и говорил об этом очень возвышенно и величественно. Бог прославится через искупление Своего народа и дарование Спасителя. Если это было так, тогда искупление является неоспоримым фактом. Бог по-прежнему находит удовольствие и прославляется в том, что Он спасает грешников. Как же надежно наше спасение, когда мы отдаемся Богу в молитве: «Спаси и меня!». Это было видение Господа, данное Мелхиседеку и Авраму. Единство в вере Аврама и Мелхиседека видно из того, что Аврам отделил Мелхиседеку десятую часть из всей добычи, считая его Божьим священником. Отдавая Мелхиседеку эту десятину, на самом деле он отдавал ее Господу.
Аврам имел право распределять добычу таким образом. Согласно военным законам того времени, распорядиться ею именно так было его правом. Для Аврама не было ничего слишком дорогого, чтобы он мог не отдать его своему великому Богу. Действительно, нет ничего слишком удивительного в том, чтобы отдать это Господу. Если бы только мы могли понять, как Бог удивителен , и если бы только могли узреть Его славу в том, что Он послал Господа Иисуса Христа ради нашего спасения! Тогда мы отдали бы Ему все – свои сердца, свою жизнь, самих себя. Тогда нашим единственным желанием было бы стремление служить Ему всеми своими способностями, всем тем, что у нас есть.
Отказ от добычи. Царь Содома присоединился к Мелхиседеку, чтобы вместе с ним выйти навстречу Авраму. Этот правитель был преемником того царя, который воевал против Кедорлаомера, но пал в битве. Как и многие другие, предыдущий царь оказался недостаточно быстрым, чтобы спастись из долины Сиддим со всеми ее илистыми (асфальтовыми) ямами. Новый царь сказал Авраму: «Отдай мне только женщин и детей, а добычу оставь себе. Ты получил на нее право, потому что взял ее мечом». Должен ли был Аврам позволить одному из этих хананеев обогатить его? У Аврама уже было достаточно личного имущества, и он не хотел иметь дружеских отношений с хананеями или даже занимать какое-то положение среди них. Никоим образом он не желал считаться одним из них, что случилось бы, если бы Аврам оставил у себя их имущество. Поэтому он поклялся Господом, что не возьмет себе из добычи даже нити или ремня для обуви.
Аврам очень хорошо знал, что его отказ оставить добычу будет воспринят как оскорбление. Он всегда будет чужим для хананеев, а двери в их общество закроются для него навсегда. Однако Аврам не хотел иметь ничего общего с хананеями. Его богатство состояло в том, что сам он был благословлен Господом, что однажды он станет благословением для всех народов через Спасителя, Который должен родиться по его линии. Во имя Спасителя он имел честь стать благословением для других, быть проводником Божьей любви. В его жизни открылись другие двери, а сама жизнь стала праведной, полной и богатой.
Если мы хотим быть детьми Божьими и служить Господу, мы тоже натолкнемся на двери, закрытые для нас. Мы не можем жить так как неверующие, но это нисколько не делает нас беднее. Неверующие не знают истинных радостей жизни. Истинные радости жизни остаются за пределами их понимания, но они станут доступны нам, если мы отдадимся Иисусу и станем затем проводниками Божьей любви, каналами, через которые Он благословляет других. Тогда можно вполне наслаждаться жизнью, потому что мы будем богаты в этой жизни и, в то же время, независимы от других.
Этот материал еще не обсуждался.