06.03.2011
Скачать в других форматах:

Симон Геррит де Грааф

Обетование и избавление

3. Завет Божьей благодати

Бытие, глава 3

Этот отрывок я намеренно озаглавил как «Завет Божьей благодати», а не «Грехопадение». Безусловно, грехопадение заслуживает нашего внимания, но если мы чрезмерно на нем сосредоточимся, то можем просто не заметить откровения Божьей благодати. Когда мы читаем третью главу книги Бытие, мы видим, что описание грехопадения содержится лишь в семи стихах, в то время как оставшаяся часть главы посвящена Божьей благодати. Для рассмотрения нашей основной темы более важным является тот факт, что Писание – это не книга деяний человека, а книга Божьего откровения. Здесь, в третьей главе книги Бытие, Бог показывает как Он противодействует вошедшему в Его творение греху и побеждает его Своей благодатью. Эта глава служит напоминанием, чтобы мы использовали позитивные выражения, рассказывая детям о Божьей благодати. Поэтому мы не должны делать основное ударение на грехопадении.

Еще раз мы видим, что Бог повернулся к творению Своих рук тогда, когда Он должен был бы отвернуться от них. Как мы можем помочь детям понять, что значит этот добровольный поступок Бога? Он мог бы применить Свое наказание, чтобы разрушить грех, и таким образом позволить миру погибнуть. Но вместо этого, по Своей всемогущей милости, Он выбрал другой путь. И это еще одна весомая причина, чтобы славить Его.

Следует отметить, что до откровения Божьей благодати Адам и его жена находили оправдание своему поступку и не признавали своей вины. Откровение Божьего наказания не приводит нас к раскаянию и признанию своей вины – для этого нам необходимо откровение Его благодати. Когда обнаруживается доля благодати в наказании, провозглашенном в отношении змея, исповеданием своей вины Адам и Ева показывают свою веру.  Вера в благодать Бога всегда содержит в себе исповедание вины. Третья глава книги Бытие не говорит об учреждении завета благодати, так как этот завет был заключен не с Адамом, а с Христом. Поэтому мы должны говорить здесь об откровении завета благодати (мы уже рассмотрели этот завет в предыдущей главе).

Главная мысль: Завет благодати открывается человеку для того, чтобы он мог верить.

Мир погиб в грехопадении. Бог создал небо и землю совершенными. Он подчинил землю человеку и заключил с ним завет. Но у Бога в этом мире был неприятель – ангел, который отступил от Него и стал демоном. Вместе с этим падшим ангелом, который заслужил имя сатана, и многие другие ангелы также отступили от Бога и стали демонами.

Вся сущность сатаны – это ненависть к Богу. Его единственная цель – разрушить все, что создал Бог. Соответственно, он страстно желал увидеть мир разрушенным. Но он знал, что этот мир был подчинен человеку. Поэтому он решил не направлять свои атаки против Адама, который получил повеление непосредственно от Бога и нес на себе всю ответственность как глава мира. Вместо этого он вначале подошел к женщине, надеясь через нее добраться до Адама. Но как же ему искусить женщину? Тогда он не мог делать того, что он делает сейчас, а именно непосредственно внушать греховные мысли. Теперь наши сердца открыты для его влияния, но сердца тех двух безгрешных людей были закрыты для него. Поэтому он и был вынужден искать окольные пути.

В каком обличье ему предстать перед женщиной? Как ему говорить с ней, чтобы не быть тотчас же изобличенным как неприятель Бога? Он решил, что от его лица должен говорить змей. Конечно же, он не мог убивать земные существа, пока человек оставался царем, но он мог использовать животное в своих целях. Он выбрал змея, потому что тот был самым умным среди животных. В то время его внешний вид, несомненно, был совершенно другим. Возможно, змей не был чем-то необычным для окружения человека, а, напротив, был частью повседневной жизни женщины. Возможно, змей ответил взаимной привязанностью на любовь человека к низшим существам. Даже сегодня еще остается некоторое взаимодействие и взаимопонимание между человеком и животными. Так или иначе, сатана решил заговорить с женщиной через змея. Сатана знал о заповеди, данной Богом относительно дерева познания добра и зла, и он решил воспользоваться этим в удобный момент. Сам Бог послал человеку  испытание; теперь же сатана захотел побудить человека разорвать отношения с Богом. В случае успеха, он мог бы уничтожить через человека весь этот прекрасный мир.

Змей приблизился к женщине, спрашивая ее: «Бог поселил тебя в этом саду и не разрешает тебе есть плоды этих замечательных деревьев?» Здесь сатана намеренно искажает Божий замысел, представляя благую заповедь как жесткое ограничение. Он надеялся, что это пробудит в женщине желание не повиноваться заповеди. Но женщина быстро исправляет его: «Мы можем есть от любого дерева, кроме одного. Если мы вкусим плодов от этого дерева, то умрем». Все же попытка пробудить в ней желание того, что запретил Бог, была предпринята.

Тогда сатана продолжал открыто противоречить Слову Бога: «Нет, не умрете». Он пытался отделить человека от Бога, пробуждая в нем неверие, потому что человек соединяется с Богом через веру в Слово Божье. К сожалению, этот подход возымел успех, и теперь сердце человека открыто для любого обмана, внушаемого ему сатаной.

«Вы будете как боги». Другими словами, он говорит о вероятности существования мира, в котором Бог не является Богом, и где человек – высший авторитет. Только представьте себе такой мир. Сатана играет на даре воображения, данном нам Богом. Именно по той причине, что мы можем представить себе такой мир, и что сатана убеждает нас в возможной реальности этого мира, мы погружаемся в мир фантазий и воображения. Пока мы считаем, что можем жить без Бога, мы еще не оставили этот воображаемый мир. Большая часть человечества живет в этом иллюзорном мире. Каждый день мы подпитываем этот мир фантазий, потому что он предлагает нам много того, что выглядит для нас привлекательно.

Затем женщина увидела плоды того дерева в совершенно другом свете. Когда ей показалось, что вкусив в неповиновении плод, она сможет обрести полную независимость, плоды этого дерева вдруг стали еще более желанными. Сатана вводит нас в заблуждение, показывая зло в ложном свете, и тогда оно кажется намного желаннее, чем могло бы казаться само по себе. Знаете ли вы, какое чувство первым охватывает нас после совершения греха? Нет, не угрызения совести, а огромное разочарование, чувство обманутых надежд. В тот момент, когда мы совершаем грех, ложный свет гаснет, и греховное деяние больше не кажется таким привлекательным.

Женщина взяла плод и ела его. Какой же жалкой она должна была бы почувствовать себя после этого! Однако она не была готова взять на себя ответственность за то, что сделала. Как же мы безрассудны в своем грехе! Где же тот чудесный результат, который обещал сатана? Она обманула сама себя, думая, что это обещание все еще ожидает своего осуществления, потому что Адам еще не ел этого плода. Как только он освободится от зависимости, она будет свободна в нем. Поэтому она повторила Адаму то, что сказал ей змей. (Обратите внимание, позже Адам оправдывается, что женщина «дала» ему плод, а сама женщина говорит, что змей «обольстил» ее. Искушение женщины змеем было хитрым обманом и ложью, тогда как искушение Адама было безрассудством или самообманом. Это принципиальное различие между дьявольским и человеческим грехом.)

Ева заставила Адама выбирать между Богом и собой. Адам также ослушался Бога и объединился с сатаной против Бога. Теперь Адам и Ева чувствовали себя несчастными. Они больше не осмеливались смотреть друг на друга, потому что их страдание было написано на их лицах. Теперь, изменившись, они поняли, что их сердца были полны неправедности.

Адаму и Еве внезапно стало стыдно быть нагими в присутствии друг друга, и поэтому они прикрылись фиговыми листьями. Они стали чужими друг для друга, и все творение стало чуждым для них, казалось, опасность грозит им со всех сторон. Даже в мире животных появилась враждебность. Они боялись всего – особенно Бога, хотя раньше глубоко любили Его и испытывали особенную близость с Ним. Не только человек, но также и весь мир оказался оторванным от Бога.

Победа над грехом. Бог видел, что сделали Адам и Ева. Что Он должен был сделать? Позволить миру погибнуть под Его осуждением? Конечно, Он мог поступить так. Но вместо этого Он повернулся к Своему творению, делу Своих рук. Было ли нечто в этом творении, что все еще привлекало Его или побуждало быть милостивым? Конечно же, нет, весь мир был погибшим в Его глазах. Но все же Он хотел прославить Себя, сохранив мир. Поэтому Он решил проявить милость. Только по Своей благодати Он снова повернулся к миру, намереваясь победить и разрушить грех.

Вскоре после совершения греха человеком, Бог пришел в сад с намерением поговорить с мужчиной и женщиной. Легкое дуновение ветра донесло до них звуки Его приближения. Они часто слышали, как Он приближается, но на этот раз они испугались! Охваченные волнением, они скрылись среди деревьев сада, думая, что человек может спрятаться от Бога. Как бы глупо это ни казалось, но мы также постоянно пытаемся использовать ту же хитрость, стремясь скрыть от Божьих очей то зло, которое есть в наших сердцах. Но зачем? Если мы исповедаем свое нечестие, Он услышит нас. Когда Бог обратился к Адаму, тот сознался в своем страхе перед Богом, прячась от Него из-за своей наготы. Сам не осознавая того, он выражал свое страдание. Он больше не осмелился  показаться перед Богом, так же как и вы или я. К счастью, Бог все же искал его.

Бог спросил об изменении отношения человека к Нему. Он хотел знать, что произошло, и не ели ли Адам и Ева запретный плод. Но Адам не мог признаться в непослушании и взять вину на себя. Он не видел никакого способа избежать наказания. Он еще ничего не знал о спасении и благодати, и поэтому не мог признаться в совершенном грехе. Если бы Бог не открыл нам Своей благодати, были бы мы способны признаться в своих грехах? «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»! А женщина указала на змея.

Бог заставил сатану почувствовать Свой гнев, поскольку тот использовал змея в своем заговоре с целью разрушить Божий труд. Проклятие Бога, которое затронуло весь мир, оставило след на змее. «За то, что ты сделал это… ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Это стало знаком унижения как змея, так и сатаны.

Сатана будет побежден Человеком! Точно так же как в начале человек разрушил мир, другой Человек восстановит его. С этой целью Бог разрушил союз между человеком и сатаной, заменив его враждой. Снова возвращая человека на Свою сторону, Бог вступил с ним в завет против сатаны. Вражда между человеком и сатаной сохранится навечно. Хотя сатана и будет продолжать делать попытки нанести человеку много вреда, но однажды родится Человек, Который полностью победит сатану и спасет мир.

Слова проклятия, обращенные к сатане, обещали человеку освобождение и благодать. Когда Бог обратился к мужчине и женщине, Он не проклинал и не осуждал их.  Да, Он действительно сделал жизнь человека тяжелой, но это было лишь способом вернуть его обратно к Богу. Женщине было сказано, что она в болезни будет рожать детей. Это должно было стать ее участью, и так она научится взывать к Богу. Также она была подчинена господству своего мужа. Если когда-нибудь она ослушается, пытаясь освободиться от господства своего мужа, она узнает, что значит страдать! Только через послушание она снова сможет стать по-настоящему свободной – как помощница своему мужу.

Жизнь мужчины станет тяжелой. Он понесет на себе почти невыносимую ответственность за жизнь семьи. Ему будет тяжело обеспечивать ее всем необходимым, потому что земля, которой он когда-то управлял, восстанет против него, производя терния и волчцы.

Сама жизнь будет наполнена всевозможными терниями и волчцами. Кроме того, теперь жизнь будет омрачена страхом смерти, потому что человеку суждено возвратиться в прах. Бог использовал наказание смертью, чтобы обрезать крылья безрассудным человеческим стремлениям, вынуждая его вернуться к своему Творцу и воззвать об освобождении.

Жить верой. Как только человек услышал обетование, он уверовал. Он постиг долю благодати, содержавшейся в наказании. Человеческая жизнь на земле продолжится, но  в страдании. Теперь, когда человеческие крылья обрезаны, он сможет научиться взывать к Господу, своему союзнику в борьбе против сатаны. Поэтому Адам назвал свою жену Евой.* Выбирая это имя, он демонстрировал свою веру в обетование.

Адам и Ева были сломлены осознанием безмерности того, что они сделали. Господь дал им одежду, сделанную из шкур животных. Он также обеспечил их средством, способным угасить огонь греха.

Адам и Ева все еще были в Раю,* где все свидетельствовало о Божьем нерушимом благоволении. Дерево жизни было особенным символом непрерывных отношений. Но на самом деле эти отношения были разрушены. И хотя Бог вновь взглянул на человека с благоволением, первоначальные, совершенные отношения все же были утеряны. Теперь человек должен был учиться жить верой, ведь наш грех и страдание в мире стали причиной появления мысли, что человек не может ожидать благоволения от Бога. Если быть точным, то человек также жил верой и в Раю, но тогда его вера имела совершенный смысл. После грехопадения человек должен учиться жить только верой. Бог изгнал человека из Рая и поручил ангелу охранять дорогу к дереву жизни. С этого момента начались испытания для жизни одной только верой. Тем не менее, человек по-прежнему наслаждался счастьем веры в продолжающееся Божье благоволение.

 

 

*Еврейское слово, известное нам как Ева, тесно связано с еврейским словом жизнь, как в тосте 'L Chaim – За жизнь!

 

*Рай (Paradise) – древнеперсидское слово, обозначающее царский парк или сад наслаждений.

 

 

 

 


Симон Геррит де Грааф

С. Г. Де Грааф (1889-1955) – выдающийся служитель Евангелия, проповедовавший в Амстердаме. Долгие годы он размышлял над библейскими повествованиями и учил других людей рассказывать их. Его труды во многом повлияли на преподавание библейских историй в воскресных школах, в христианских средних школах и в детских клубах, организованных с целью благовестия.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.