Питер Г. Феенстра
Невыразимое утешение. Комментарий на каноны Дортского синода
Третья глава. О смерти Христа и спасении человека через нее
Божье решение избрать определенное число людей и отвергнуть остальных также влияет и на труд Христа. Избранные Отцом и дарованные Сыну должны быть искуплены для спасения. Поэтому Сын Божий принял человеческую природу, дабы действовать как законный заместитель человека.
Ограниченное искупление
Искупление подразумевает внесение исправлений и установление правильных отношений между двумя сторонами. Христос умер, дабы искупить наши грехи и даровать нам общение с Отцом. В отличие от учения иудеев, мусульман и язычников, христианская Церковь всегда утверждала, что только «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин.1:7). Апостолы проповедовали об Иисусе Христе распятом. Павел пишет: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор.5:14,15).
Необходимо точно объяснить, что мы подразумеваем под выражением «ограниченное искупление». Учение арминиан ограничивает труд Христова искупления так, как будто бы ничего не происходит без волеизъявления человека. Если человек не выбирает Бога, тогда искупление теряет для него силу. В таком случае, труд Христа предоставляет человеку только возможность спасения.[50]
Некоторые люди предпочитают использовать термин «определенное искупление» или «партикулярное искупление», потому что выражение «ограниченное искупление», по их мнению, подразумевает недостаток действенности работы Христа. Мы не должны отказываться от термина «ограниченное искупление» до тех пор, пока помним, что искупление не ограничено в своей силе, но оно ограничено определенным числом людей.[51] Иисус Христос умирал не за каждого человека на этой земле, а только за тех, кто был избран и призван Отцом. Искупление принадлежит не всем, кто живет под солнцем, а тем, кто живет под покровом Сына. Хотя грех Адама лежит на каждом члене человеческого рода, тем не менее, не так дело обстоит с искуплением в Иисусе Христе. Искупление применимо лишь к определенному числу людей.
Противление этому учению со стороны социниан
Возвратившись к Слову Божьему, церкви великой Реформации заново открыли для себя правильное понимание особого искупления и спасения. Тем не менее, это учение подвергалось резкой критике и отвергалось социнианами. Они отвергали учение о Троице и двух природах Христа. Они учили, что Иисус был хорошим человеком – примером правильных взаимоотношений с Богом. Социниане считали, что у человека есть свободная воля и поэтому он способен выбирать добро или зло.[52] В четвертой статье «Опровержений заблуждений» упоминается учение социниан, потому что арминиане во многом с ними соглашались.
Социниан можно считать предвестниками либерального богословия.[53] Например, доктор Х. Вирсинга (нидерландский богослов) написал в 70-х годах ХХ столетия диссертацию, в которой отвергалась необходимость заместительного искупления. С точки зрения этого богослова, Господь желает примирения с людьми посредством изменения, а не умилостивления. Бог послал Христа в этот мир, дабы Он передал людям это послание. Иудеи, однако, не поняли миссии Иисуса Христа. Они применили к Господу силу, пригвоздив Его ко кресту.[54]
Искупление и работа Христа как пример
Хотя мнение о том, что Христос был всего лишь примером, должно быть отвергнуто, тем не менее, мы не должны «выплеснуть младенца вместе с водою». Христиане должны следовать примеру, который был показан Господом Христом. Христов труд искупления — это образец кротости (1 Пет. 2:21) и повиновения (Евр. 5:8).[55]
Противление этому учению со стороны арминиан
Арминиане категорически выступали против учения об искуплении и спасении в том виде как оно представлено в Бельгийском исповедании веры и в Гейдельбергском катехизисе. С точки зрения ремонстрантов, «спасительная работа Христа была предназначена для того, чтобы сделать возможным спасение для всех людей при условии их веры, хотя сама по себе смерть Христа никому не гарантирует спасения».[56]
В евангельских кругах, где придерживаются учения о безошибочности Святого Писания и признают господство Иисуса Христа, учение об искуплении излагается с точки зрения арминиан. Многие евангельские христиане верят, что Бог любит всех людей нашего мира. Иисус Христос сделал возможным спасение для всех без исключения людей, благодаря Своей заместительной жертве за грехи всего мира. Для того чтобы Христово искупление стало действенным, люди должны сами, с помощью своей свободной воли, решить, принять ли им «Иисуса Христа как личного Спасителя» и «отдать ли Ему свои сердца».
Утверждая, что Христос даровал нам возможность примирения с Богом и искупление, мы, на самом деле, провозглашаем себя собственными спасителями. Наша способность верить, в данном случае, становится определяющим фактором. Более того, мы должны понимать, что отвержение учения об ограниченном искуплении не является чем-то незначительным и маловажным. Под угрозой имя и слава Бога. Ибо утверждая, что Христос умер за всех людей, а Бог любит каждого, мы, тем самым, изменяем простоту, неизменность и силу Бога.[57]
Первая статья: наказание, которого требует Божья справедливость
Бог не только в высшей степени милостив, но также в высшей степени праведен. Его праведность требует (как Он Сам открыл в Слове), чтобы грехи, которые мы совершили против Его беспредельного величия, были наказаны не только временным, но и вечным наказанием души и тела. Мы не можем избежать этих наказаний, если только не будет удовлетворена праведность Божия.
Те из нас, кто хорошо знают содержание Гейдельбергского катехизиса, наверное, уже заметили, что язык этой статьи напоминает содержание четвертого и пятого дня Господня. Отцы Дортского синода не предлагали и не отстаивали какого-то нового учения. Более того, заметьте, что уже в те времена считалось достаточным привести цитату из катехизиса в качестве нормы реформатского учения, даже без упоминания ссылки из Святого Писания.[58]
Искупление необходимо, потому что Бог по Своей сущности прост
Искупление необходимо, потому что Бог – единое, простое, духовное Существо (первая глава Бельгийского исповедания веры). Вот почему каноны Дортского синода, используя выражения Гейдельбергского катехизиса, утверждают следующее: «Бог не только в высшей степени милостив, но также в высшей степени праведен».
Однако, что значит выражение «Бог по Своей сущности прост»? Человеческий язык не в состоянии ёмко выразить одним словом или фразой Божью простоту. Достаточно сказать, что это вовсе не значит, что Бога легко понять. Скорее, это выражение описывает гармонию Его атрибутов. То есть Бог есть любовь, но в то же время, Он есть и гнев. Он одновременно и справедлив, и милостив. Мы не имеем права превозносить одно качество Бога над другим или противопоставлять их друг другу. Хотя Господь является милостивым и сострадательным Богом, тем не менее, Он остается справедливым и верным Своему Слову.[59]
Господь явил гармонию Своих атрибутов, обращаясь к Моисею: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6,7).
Божья справедливость
Заключив с Адамом и Евой завет в раю, Господь потребовал от них полного послушания и любви. Наши прародители должны были любить Бога всем своим сердцем, душой, разумением и крепостью. Следует отметить, что после грехопадения Божьи заветные обязательства не изменились. В этом проявляется Его справедливость.
Справедливо и правильно ли поступает Бог, требуя от грешных человеческих существ совершенной любви? Почему Он не отказывается от Своих требований? Господь знает, что мы грешники, но тем не менее Он не изменяет Свою цель и замысел. Вот почему Бог поддерживает высочайший уровень требований Своего закона. Господь не может требовать от современного человечества меньше того, что Он требовал до грехопадения в прошлом. Вместо того чтобы считать Бога несправедливым, мы должны прославлять Его за то, что Он остается верен Своим заветным обязательствам. Он и вчера, и сегодня один и тот же, будучи верен Своему Слову и Самому Себе.
Божье наказание
Господь не меняет своего отношения к греху после того как тот был совершен. Он не делает вид, будто ничего не случилось. Грех оскорбляет Бога. Бог не позволит, чтобы нарушение Его закона осталось безнаказанным, «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10). Господь гневается не только из-за нашего первородного греха (в Адаме), но также и по причине наших личных (повседневных) грехов. Божья справедливость требует, чтобы грехи, которые мы совершили против Его бесконечного величия, были наказаны не только в сем веке, но и в веке будущем. Наказанию должны подвергнуться и тело, и душа.
Божье наказание «в сем веке» проявляется в таких областях, которые мы не всегда замечаем. Излияние Его гнева проявляется в том, что Он предает людей их грехам и похотям. Убийство нерожденных детей и философия, которая отстаивает права гомосексуалистов, не должны шокировать или удивлять нас. Коррупция в правительстве, порнография, лжепророчества и отступничество навлекают на себя Божий гнев (Рим.1).
Безнравственность этого мира заслуживает наказания. Тем не менее, наша неспособность признать обетования Божьего завета – это то же, а то и хуже, чем аборты или коррупция власти. Гнев Бога завета изольется горящим пламенем на наше неверие.
Предпринимались попытки смягчить суровость Божьего наказания. Однако давайте прислушаемся к словам автора Послания к Евреям: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Другие утверждают, что в последний день Бог простит всех людей без исключения. Но прочитайте предупреждение Христа в Матфея 25:41,46: «... идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Тем не менее, находятся люди, которые пытаются смягчить Божье наказание, утверждая, что только верующие будут сознательно существовать в вечности, в то время как неверующие будут полностью уничтожены. Но текст из Иоанна 5:28,29 исключает такое учение. Христос говорит: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения».
Вторая статья: удовлетворение, совершенное Христом
Поскольку нам самим невозможно оправдаться или избавить себя от Божьего гнева, Бог в Своей бесконечной милости дал нам Поручителя — Своего единородного Сына, Который, чтобы дать за нас удовлетворение [праведности], понес на Себе грех наш и вместо нас подвергся проклятию на кресте.
На основании первой статьи можно сделать следующий вывод: мы не сможем избежать наказания, если не будут удовлетворены требования Божьей справедливости. Примирение и искупление возможны только после принесения удовлетворения. Какого рода оплату мы должны внести, дабы восстановить Божье благоволение? Никто не должен думать, что речь идет о деньгах, как если бы совершенный грех можно оплатить звонкой монетой. Мы искуплены (спасены) от наших суетных путей «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет.1:18,19).
Невозможно также совершить оплату посредством религиозного опыта или личного благочестия. Христос призывает Своих последователей: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:24). Нам необходимо войти сквозь тесные врата Христовой праведности, ибо в этом случае наши дела совершенно бесполезны.[60]
Мы не смогли бы заплатить за свои грехи, даже если бы отдали в качестве оплаты собственную жизнь. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» (Пс.48:8,9). Господь не берет нас за шиворот, требуя оплатить долг. Мы ни к чему не принуждаемы, и мы ничего не приобретаем, отдавая то, что у нас просят.
Что мы должны
Оплата — это основополагающий закон Божьего завета. Посредством возмещения каждая сторона получает то, на что имеет право претендовать. Даже в Триедином Боге одна Ипостась «возмещает» другой. Отец выплачивает то, что Он должен Сыну и Святому Духу, Святой Дух – Отцу и Сыну, а Сын – Отцу и Святому Духу. Поэтому, будучи посланным в этот мир, Сын наслаждается исполнением воли Своего Небесного Отца. Будучи покорным Сыном, Он возложил на Свои плечи бремя наших грехов и восстановил благоволение Отца к нам.
Господь выплачивает то, что Он поклялся выплатить, даруя нам Себя безвозмездно и во всей Своей полноте. Он открывает нам в любви Свое сердце. В завете мы также обещаем относиться к Нему с любовью. Но после грехопадения мы не способны выполнять свои обязательства завета. Наш долг заключается в неспособности почитать, прославлять, восхвалять, любить Господа и повиноваться Ему.
С первой секунды человеческого существования Божья справедливость требовала от людей любить Господа и повиноваться Ему. Это требование остается неизменным и после грехопадения, так как Сам Бог не подвержен изменениям. У нас остается обязанность «оплаты», но по причине греха нам стало намного труднее ее выполнять. Ведь кроме требования любить Бога существует еще огромное количество наших грехов и преступлений, которые должны быть покрыты. Для того чтобы восстановить Божье благоволение к людям, необходимо вначале угасить Божий гнев.
Удовлетворение и милость Бога
Господь не только в высшей мере справедлив, но и милостив. Страница за страницей, Святое Писание раскрывает глубину и бесконечность Божьего милосердия. Мы не должны под милостью подразумевать поверхностное отношение к греху. Божья милость — это желание Господа открыть для нас путь, чтобы была удовлетворена Его справедливость. Верующие могут просить у Бога милости, потому что Он даровал им возможность избежать Своего гнева, благодаря пролитию Крови Христа.
Необходимость замещения и его ниспослание
Мы не можем заплатить за свои грехи, пролив собственную кровь. Поэтому мы нуждаемся в заместителе. Заместитель — это тот, кто занимает место другого. В данном случае мы говорим о заместительной жертве. Это учение ясно представлено в Римлянам 5:6-8: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»; и в 2 Коринфянам 5:21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
В течение ветхозаветного периода, в день искупления проводился обряд, который подчеркивал необходимость заместительного искупления. Первосвященник должен был выбрать двух козлов. Одного из них приносили в жертву, а второго отправляли в пустыню к Азазелю. Жертвенной кровью окроплялся ковчег завета и рога жертвенника. Таким образом священник совершал искупление за себя, свою семью и за все собрание израильского народа. Возложив руки на второго козла, священник должен был исповедать все грехи Израиля, после чего это животное (на котором символически пребывали все грехи израильтян) отправляли в пустыню (Лев. 16). Сами козлы не были оплатой или искуплением за грех. Они представляли собой тень будущих благ.
Потоки крови ветхозаветных жертвоприношений указывали на Искупителя. Все жертвы подчеркивали необходимость искупления. Грехи людей, в свете небес, должны быть покрыты. Искупление посредством жертвы было как даром, так и требованием Бога.[61]
Но кто внесет изменения в систему жертвоприношений и совершит искупление за грех? Бог обратился к Себе, к Своей сущности, дабы обнаружить в ней Спасителя. Только в Самом Себе Он смог найти полную гарантию, что удовлетворение за грехи людей совершится. Господь примиряет нас с Собой с помощью Самого Себя! Кровь Сына Божьего была пролита ради совершенного прощения и отпущения всех наших грехов.
Будучи нашим заместителем, Христос принимает на Себя наше проклятие
Будучи заместителем Своего народа, Христос исполнил закон во всей полноте. В литургической форме совершения Господней вечери прекрасно изложено значение заместительного искупления:
«От начала воплощения Господа и вплоть до конца Его жизни на земле, Он испытывал Божий гнев, подпав под который, мы бы погибли на веки вечные. Своим совершенным послушанием Он исполнил вместо нас всю праведность Божьего закона. Особенно ярко это проявилось в Гефсиманском саду, когда гнет наших грехов и гнев Божий стали причиной появления кровавых капель пота на Его челе. Он был связан, дабы освободить нас от наших грехов. Он перенес тысячи оскорблений, дабы мы никогда не были постыжены. Он был несправедливо приговорен к смерти, дабы нам получить оправдание пред Божьим престолом. Он даже позволил, чтобы Его благословенное тело прибили к кресту, дабы устранить преграду, возникшую по причине наших грехов. Этими деяниями он принял на Себя наше проклятие, дабы облагодатствовать нас Своими благословениями. На кресте Он смирил Себя телом и душой, пережив глубочайшее поругание и невыразимые муки ада».[62]
Христос в совершенстве исполнил Божий закон во время Своего земного служения, особенно на Голгофском кресте. На кресте Он стал грехом за нас, и к нему относились как к проклятому Богом: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13,14). Иисус испытал полное забвение, будучи отвергнут Отцом. Так как Он испытал муки ада на кресте, у Него не было необходимости нисходить в него.[63]
По благодати Господа Иисуса Христа все привитые к Нему истинной верой не только получают освобождение от долга греха, но и наделяются способностью исполнять свои обеты, данные Господу в присутствии Его народа. Они могут жить жизнью освящения.
Вторая статья называет Христа нашим Поручителем. Это выражение заимствовано из Послания к Евреям 7:22, где Он назван «Поручителем лучшего завета». Поручитель может дать определенные гарантии. Поэтому Христос, будучи нашим Поручителем, принимает на Себя все долги и обязательства Своего народа. Он уверяет нас в том, что удовлетворение за грех было действительно совершено. Он любит нас и отдал Себя за нас (Гал. 2:20).
Третья статья: вечная ценность смерти Христа
Смерть Сына Божия есть единственная и самая совершенная жертва и удовлетворение за грехи; величайшая в своей ценности и значимости, более чем достаточная для искупления грехов всего мира.
Смерть Христа как жертва
Смерть Сына Божьего – единственная и наиболее совершенная жертва и удовлетворение за наши грехи. Жертва Христа относится к единственной в своем роде категории. «Единственная» в данном случае означает превосходнейшая. Жертва Иисуса Христа – последняя и величайшая (Евр. 9:12,26; 10:14). Хотя ветхозаветные жертвы и были настоящими, тем не менее, они не были совершенными. Христос принес совершенную жертву посредством Своей смерти на кресте. «Совершенная» указывает на безошибочное достижение желанной цели. Иисус, в отличие от нас, не уклонялся от выполнения Своей задачи. Ничего не нужно добавлять к тому, что сделал Христос для удовлетворения вины и искупления за наши грехи.[64] Вот почему Он сказал: «Свершилось!», пережив четыре страшных часа оставленности Богом.
Иисус Христос — совершенная и единственная жертва за грех. Его жертва была необходимой для омытия как первородного греха, так и наших личных грехов. Арминиане считают, что благодаря смерти Христа «все люди были приняты в состояние примирения и получили благодать завета, поэтому никто не подлежит осуждению на основании первородного греха, так как все человечество освобождено от вины первородного греха ( «Опровержение заблуждений», гл. 2, ст.5). С точки зрения арминиан, Христос приобретает спасение для всех людей, хотя и применяет его не ко всем. Спасение приобретается через использование свободной воли человека.
Дортский синод осудил этот взгляд, потому что он «возвращает из ада пелагианскую ересь» и «выступает против Святого Писания», которое учит, что мы по природе «чада гнева». Как только мы начинаем думать, что можем внести вклад в собственное спасение, мы поворачиваемся на сто восемьдесят градусов от правильного пути. Вместо исповедания имени Христа, мы отвергаем Его. Ибо Иисус не является Спасителем почти праведных людей. Он также и не толчок преодоления преграды из греха и зла.
Христос-Первосвященник
Одна жертва Тела Христа была исполнением Его священнического служения. Пришедший в плоти Господь принадлежал не к колену священников, а к царскому роду. Посему Иисус Христос является священником по чину Мелхиседека. Это значит, что Он был помазан на это служение не по причине священнической преемственности, а потому что Он был назначен непосредственно Самим Богом. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.5:5,6).
Все наше спасение зиждется на основании того факта, что Бог помазал Христа на священство по чину Мелхиседека (Пс. 109:4; Евр. 7:15). Спасение полностью зависит от священнической работы примирения и искупления. Вот что пишет Жан Кальвин по этому поводу:
«Ибо, как было упомянуто ранее, ни мы, ни наши молитвы не могут достигнуть Бога, разве только Христос, как наш Первосвященник, омыв наши грехи, освятит нас и приобретет для нас благодать, благодаря которой мы избавляемся от нечистоты наших преступлений и пороков. Таким образом, мы видим, что нам следует начинать с рассмотрения смерти Христа, дабы осознать действенность и пользу Его священства».[65]
Священство Христа уникально, потому что только Он был одновременно и священником, и жертвой за грех. Он принес собственное Тело и пролил собственную Кровь, дабы приобрести полное прощение всех наших грехов.
Наш Господь принес Свою Кровь не в Святое Святых земной скинии или храма. Христос стал причиной того, что завеса в храме разодралась посредине, потому что Он «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12). Благодаря жертве нашего Первосвященника, был навсегда открыт путь к живому Богу.
Действенность и достаточность смерти Христа
Жертва Христа на кресте была и действенной (так как она единственная и наиболее совершенная жертва и возмездие за грехи), и достаточной (достаточной в полной мере искупить грехи всего мира). Арминиане выдвигали обвинения, будто реформатская точка зрения относительно искупления лишает смерть Христа значимости и важности. Но разве Христовой смерти не было достаточно, чтобы уничтожить грехи всего человечества? Дабы усилить свое утверждение, арминиане ссылаются на такие тексты как 1 Иоанна 2:2: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» и Иоанна 4:42: «Он истинно Спаситель мира, Христос».
Реформатские церкви не отрицают и не игнорируют значения вышеупомянутых текстов (см. далее ст.8). Тем не менее, ссылки на Святое Писание далеко не всегда гарантируют верность в учении и проповеди. Следует помнить, что сатана использует Святое Писание в качестве одного из своих орудий. Принимая вид ангела света, он уводит людей с истинного пути.[66]
Говоря о достаточности смерти Христа, Дортские каноны вторят пятнадцатому дню Господню из Гейдельбергского катехизиса: «Во время всей Своей земной жизни и особенно на ее исходе, в плоти и душе Своей Он нес гнев Божий за грехи всего рода человеческого». Гнев Божий изливается на грехи всего человечества. Поэтому, чтобы спасти некоторых, Христос должен был понести наказание за всех людей. Количество людей, спасенных на самом деле, не изменяют и не влияют на характер, глубину или обширность Христова искупления.
Жертвы Христовой достаточно для того чтобы покрыть все наши грехи. Хотя по причине немощи мы падаем и вынуждены сражаться с грехом на протяжении всей жизни, тем не менее, мы можем быть утешены и уверены в том, что жертва нашего Господа удаляет от нас наши грехи. Никто не может сказать: «Мой грех слишком велик, чтобы Бог мог его простить». Ни один грех или немощь, которые все еще пребывают в нас, не смогут против нашей воли воспрепятствовать получению нами Божьей благодати. Ибо «... если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис.1:18).
Четвертая статья: почему смерть Христа имеет вечную ценность?
Эта смерть имеет такую огромную ценность и значимость по причине того, что Личность, Которая подверглась страданию, — не только истинный и совершенно святой Человек, но также единородный Сын Божий, имеющий одну вечную и бесконечную сущность с Отцом и Святым Духом, что необходимо для того, чтобы стать нашим Спасителем. Кроме того, смерть сопровождалась гневом Божиим и проклятием, которые полностью заслуживали мы нашими грехами.
В третьей статье говорилось о бесценности и невыразимой значимости смерти Божьего Сына. В четвертой статье представлены причины, почему никто не может «повесить ценник» на важность и ценность смерти Христа. Господь Иисус был способен достичь Своей цели благодаря тому, Кем Он был, стал и есть.
Согласно справедливости и милости Бога, тот, кто платит за грех, должен обладать тремя характеристиками. Во-первых, он должен быть настоящим человеком, во-вторых, он должен быть совершенно святым человеком и, в-третьих, он должен быть Единородным Сыном Божиим.
Первая характеристика: Христос должен быть настоящим человеком
Еще в новозаветные времена христианской Церкви пришлось столкнуться с учением людей, которые отрицали человеческую природу Христа. Как Иисус мог быть Человеком, подобным нам, и в то же время быть реальным Богом. Они не могли понять, как такое возможно. Эта ересь называется докетизмом. Докетисты утверждали, что Иисус выглядел как человек, но по Своей сути не был таковым. Они сравнивали Его с ангелами, которые принимали вид и подобие человеческих существ во время посещения земли.
Это лжеучение имело последователей и в XVI столетии. Например, Менно Симонс, основатель меннонитского движения, считал невозможным для Христа принять плоть от Марии (то есть человеческую плоть), так как в таком случае, по его мнению, мы лишимся истинного Христа и получим земное греховное существо: человека, рожденного от плоти Адама – греховной и нечистой.[67] Менно Симонс выдвинул также предположение, что даже само воплощение по своей сущности греховно. Придерживаясь дуализма природы и благодати, Симонс считал, что наше спасение было бы частично человеческим, если бы Христос воспринял плоть от Марии.
Однако Святое Писание утверждает следующую истину: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины...» (Ин.1:14). Господь воспринял нашу плоть и кровь. Автор Послания к Евреям пишет: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:14-17).
Для того чтобы соответствовать характеристикам нашего Посредника, Христос должен был быть подобен нам во всем, кроме греха. Он был обязан воспринять человеческую плоть. Таким образом, Иисус, предназначенный для принесения удовлетворения за наши грехи, стал истинным Человеком.
Вторая характеристика: Христос должен быть совершенно святым человеком
Наш Спаситель и Посредник должен быть не только настоящим человеком, но и совершенно безгрешным. Иисус из Назарета целиком и полностью соответствует этому критерию. Закон Божий был начертан на скрижалях Его сердца.
Грех поразил все стороны нашего естества и влияет на все наши действия. Однако этого нельзя сказать об Иисусе Христе. Никогда в Нем не было найдено ни пятна, ни порока. Он наслаждался исполнением воли Своего Небесного Отца. Петр пишет в Первом послании: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:22-24).
Будучи единственной искупительной жертвой за грех, Христос повиновался Отцу во всем. Он пришел в этот мир, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Благодаря послушанию Христа, многие были провозглашены праведными (Рим. 5:19).
Третья характеристика: Христос должен быть Единородным Сыном Божьим
Иисус должен быть истинным Богом, дабы вынести огонь Отцовского гнева. Человеческое существо не может избежать смерти и ада и тем более победить эти силы.
Лжеучители лишали Христа чести быть не только Человеком, но даже Богом. Они спрашивали: «Как Он может быть Богом? Бог не может страдать и умереть, разве не так?» Нам следует признать, что мы рассматриваем учение, которое превыше нашего человеческого понимания. Это тайна нашей религии (1 Тим. 3:16). Мы верим в это учение, потому что оно изложено в Святом Писании. Если бы Иисус не был Богом, тогда основания нашей веры были бы полностью разрушены, а надежда на новое небо и новую землю осталась бы пустой мечтой и не более того.
Вне сомнений, мы можем верить, что Иисус Христос является истинным Богом, так как у Него есть Божественные имена (Ин. 1:1-3,14,18,27; 8:58; 20:28; Рим. 9:5; Тит. 2:13; 1 Ин. 5:20), Божественные атрибуты (Ин. 8:58; Ин. 2:25; Отк. 22:12; Кол. 1:15), Он совершает Божественные деяния (творение: Ин. 1:3; Кол. 1:16,17; Евр. 1:3; искупление: Ин. 5:21; Мф. 16:18; 1 Кор. 1:30), Ему поклоняются и возносят Божественные почести (Мф. 28:17-19; Ин. 10:30; Деян. 7:59; 2 Кор. 13:14; Гал. 1:1).
Ирония, заключающаяся в том, что Сын Божий стал человеком
То, что совершил Господь в Личности и работе Своего Сына, исполнено иронией. В Эдемском саду человек превознес себя над Богом, думая, что сможет быть подобен Ему. В отличие от Адама, превознесенный Сын Божий, «...будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6-8). Человек пожелал стать подобным Богу, а теперь Бог должен стать подобным нам.
Господь Бог, установивший стандарты нашего спасения, полностью соответствует им в Личности Своего Сына Иисуса Христа. Через Христа было совершено искупление за грех, утолен Божий гнев и восстановлено Божье благоволение к людям.
Пятая статья: всеобщее провозглашение Евангелия
Более того, обетование Евангелия состоит в том, что всякий верующий во Христа распятого не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Это обетование, наряду с повелением покаяться и уверовать, должно быть провозвещено и изложено без различия или предпочтения всем нациям и народам, которым посылается Евангелие по благоволению Божию.
Провозглашенное обетование
Содержание Евангелия — это обетование, заключающееся в том, что «...всякий верующий во Христа распятого, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную». В Дортских канонах приведена ссылка из Иоанна 3:16. В данном тексте описана беседа Господа с Никодимом. Для лучшего понимания этого повествования будет лучше, если мы рассмотрим его контекст. В стихах Иоанна 3:14,15 Иисус ссылается на книгу Чисел 21:4-9: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Подобно тому, как израильтяне должны были взглянуть на медного змия для исцеления и жизни, мы обязаны взирать на распятого Христа, дабы обрести избавление от смерти. В проповеди провозглашается благая весть о жизни, которую мы можем получить через веру.
Проповедующие евангелие прощения грехов должны придерживаться строго очерченных Святым Писанием границ учения о примирении, удовлетворении и искуплении за грех. Провозглашение Божьих обетований должно сопровождаться обусловленными Богом требованиями. Миссионер или благовестник не имеет права обращаться к собравшимся людям со словами: «Иисус Христос умер за вас». Господь умер за грешников. У всякого верующего в Него есть обетование, что его грехи прощены. «Если Святое Писание говорит, что Христос умер за избранных, тогда благовестнику не следует выступать в роли Бога и утверждать, будто все его слушатели избранные, и, следовательно, Христос умер за них».[68]
Всеобщее провозглашение
Обетование Евангелия должно быть объявлено и провозглашено без различия или предпочтения всем людям. Работа Христа не ограничивается одним народом или этнической группой. Работа Христа по своей сути экуменична (то есть действует на весь населенный людьми мир), кафолична и универсальна. По этой причине Евангелие должно быть проповедано каждому племени, народу и языку без различий и разграничений. Наш Господь Иисус Христос дал следующее повеление Своим апостолам: «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15, см. также Мф. 28:19,20). Таким образом, были исполнены слова Псалма 21: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс.21:28,29).
Учение об ограниченном искуплении не должно способствовать нерадивому отношению Церкви к своей обязанности проповедовать Божье Слово. Однако заповедь провозглашать Евангелие связана Божьим суверенным благоволением.
Шестая статья: почему некоторые не верят
Седьмая статья: почему другие верят
Тем не менее, то, что многие, призываемые через Евангелие, не раскаиваются или не веруют в Христа и погибают в неверии, происходит не потому что жертва Христа на кресте была неполноценной или недостаточной, а исключительно по их вине.
Но все те, кто истинно верует, кто благодаря Христовой смерти освобожден и спасен от грехов и погибели, получают такую милость единственно по благодати Божией (которую Он никому не должен), данной им во Христе от вечности.
Причина неверия
Многие услышавшие евангельскую весть не каются в своих грехах. Причина их неверия кроется не в Боге, а в них самих (гл. 1, ст. 5). Следует добавить, что причиной неверия не может быть недостаточность или неприемлемость жертвы Христа. Его труд искупления подобен источнику, который никогда не иссякнет. Вот почему Господь может сказать: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» (Ин. 7:37). В своем неверии человек должен винить только самого себя. Человек ответственен за все свои поступки. Вот почему Иисус Христос сказал неверующим иудеям: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:44-47).
Люди грешат не потому что Бог желает этого, а по причине зла, укоренившегося в их сердцах и открытого неповиновения и противления Богу. Господь не желает смерти грешника, но Он хочет, чтобы нечестивец обратился от пути своего и жил (Иез. 33:11).[69]
Вера есть дар
Ни один человек не станет искать Бога по собственной воле. Вера – это плод искупления и дар, который Бог не обязан никому давать. В данном случае вспоминаются два знакомых текста Святого Писания из Послания к Ефесянам и Послания к Филиппийцам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9), «потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29).
Господь свободен даровать Свою благодать кому пожелает. Согласно суверенной цели и замыслу Господа, всем избранным будет дарована вера и спасение. Таким образом, плод страданий и смерти Христа не является чем-то неопределенным и неясным вплоть до Судного дня. Пророк Исаия еще до прихода Господа рассказал о плоде Его искупительной работы: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:10,11).
Божьи дети принимают с верою блага работы Христа. Они принимают то, что вначале получили от Господа. Они верою откликаются на Божьи деяния: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор.4:7).
Восьмая статья: действенность смерти Христа
Ибо таковыми были всецело свободный совет и в высшей степени милостивая воля и намерение Бога Отца, чтобы оживляющая и спасающая сила бесценной смерти Сына действовала во всех Его избранных, с тем, чтобы им одним даровать оправдывающую веру и ею благоуспешно вести их к спасению. Другими словами, такова была Божия воля, чтобы Христос, пролив на кресте кровь (которой Он подтвердил Новый Завет), действенно избавлял из всякого народа, племени, нации и языка всех тех и только тех, кто был от вечности избран к спасению и дан Ему Отцом; чтобы Он даровал им веру (которую, подобно другим спасительным дарам Святого Духа, Он приобрел для них Своею смертью); чтобы Он очистил их Своею кровью от всех грехов – как первородного, так и содеянных, будь они совершены до уверования или после; чтобы Он надежно оберегал их до конца и затем представил их Себе — славный народ, без пятна и порока.
В этой статье представлены ключевые положения учения об ограниченном искуплении. Смерть Христа действенна, то есть она произведет, в конечном итоге, желаемый результат. Избранные будут оправданы, искуплены и очищены от грехов, совершенных до и после уверования.
Некоторые считают слишком узким утверждение, что спасение обретет только определенное число людей. Подобные мысли можно найти и у представителей реформатской веры, кроме того, они были представлены на Дортском синоде. Мартин из Бремена составил двадцать пять тезисов, в которых утверждал, что Христос умер за всех.[70]
Такие мысли не исчезают бесследно. В XVII столетии Моиз Амиро, преподаватель французской школы города Сомюра, попытался соединить учение о безусловном избрании с доктриной о неограниченном искуплении. По мнению этого богослова (и последователей этого учения), Христос умер для спасения всего человечества. Но данное спасение применимо только к избранным при условии наличия веры. Амиро стал отцом «четырехпунктных кальвинистов» или «амиральдистов».[71]
Те, кто придерживаются учения о неограниченном или всеобщем спасении, отпарируют вам текстами из Святого Писания. Разве не говорится в самой Библии, что все человечество будет спасено через Христа? Позвольте мне привести несколько примеров:
- «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин.1:29).
- «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5:18).
- «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор.5:18).
- «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11).
Наши убеждения не должны пошатнуться из-за аргументов в пользу всеобщего искупления и примирения с Богом, которые, на первый взгляд, выглядят весьма серьезно и убедительно. Каждый стих следует рассматривать в его контексте. Контекст — это воздух, которым дышит текст.
Контекст некоторых из этих стихов содержит вопрос, который обсуждался еще в новозаветной Церкви, а именно: «Предназначалось ли Евангелие для язычников, так же как и для иудеев?» Церковь пришла к следующему выводу: «Иисус умер за всех, вне зависимости от расы, цвета кожи и пола». Ваше вечное избрание не зависит от национальности, будь вы иудеем, эллином, голландцем, австралийцем, американцем, канадцем или украинцем.
Весь мир является объектом Божьего избрания. Он умер не за один народ или расу, Он умер для того, чтобы создать Себе народ из всех племен и языков земли. Во Христе Бог протягивает руку всему Своему творению. Поэтому труд искупления Христа обладает бесконечной ценностью не только для отдельно взятого человека, но также и для всего мира. Апостол Павел начинает свое Послание к Колоссянам с восхваления вселенской значимости Христа: «Ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:19,20).
Кроме того, слово «все» в рассматриваемых нами текстах может относиться к любому человеку в общине. Например, стих 11 главы 2 Послания к Титу следует истолковывать следующим образом. Фраза «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» следует за призывом Павла к всей общине отказаться от мирских похотей и жить в сем мире благоразумно, правильно и благочестиво. Христос был послан Отцом на землю, дабы умереть за грехи Своего народа. К какой бы возрастной группе вы ни принадлежали, каким бы ни было ваше положение, вы должны служить Господу – пожилой и молодой, женатый и холостой, раб и свободный. Ибо благодать Божья явилась всем человекам.
В Святом Писании не говорится, что как все без исключения люди погибли в Адаме, так и все без исключения люди будут спасены во Христе. На самом деле, оно учит обратному. Когда Иисус родился, Ангел возвестил: «...наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). В ночь, в которую предан был, Господь взял чашу и возблагодарив, сказал Своим ученикам: «...пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28).
Получение Отцовского благоволения благодаря Сыну и освобождение от Его гнева — это привилегия, которая не дается автоматически всем без исключения людям. У нас должна быть вера. Петр провозгласил эту истину в день Пятидесятницы. После того как он рассказал людям об искупительной работе Христа, «...они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:37,38).
Но почему Бог не спасает всех людей этого мира? Отвечая на этот вопрос, Гордон Жиро пишет: «Это не тот вопрос, который следует задавать людям. Полный благоговения, чудный, дивный вопрос, который должны задавать люди, звучит следующим образом: «Почему Бог вообще спасает людей?» Именно этот вопрос должен по праву заставить наши души трепетать: “Почему Бог вообще спасает людей?”».[72]
Девятая статья: исполнение Божьего замысла
Этот замысел, исходящий из Божией вечной любви к Своим избранным, от начала мира до нынешнего времени действенно осуществляется и будет осуществляться в будущем, и врата ада не одолеют его. В свое время избранные соберутся воедино; и всегда пребудет Церковь верующих, основанная на Христовой крови, Церковь, которая крепко любит, непрестанно поклоняется, и здесь и в вечности возносит Ему хвалу как своему Спасителю, Который за нее отдал Свою жизнь на кресте как Жених за Свою невесту.
Вторая глава канонов Дортского синода заканчивается статьей об уверенности. Божий замысел относительно человека будет полностью исполнен. Божья цель будет достигнута. Христос умер за Своих людей, так что все блага Его искупления будут дарованы им. Нам следует смотреть в будущее не со страхом, а с уверенностью. Церковь давно была бы сметена с лица земли, если бы Божья работа избрания не была выполнена или если бы она зависела от решения человека.
Христос собирает Свою общину посредством пролитой на Голгофе крови, соединяя, тем самым, воедино избранных. В соответствии с Божьим замыслом и благодаря работе Святого Духа, Христос производит веру в сердцах Своих избранных и очищает их от всякого греха и вины. Церковь, как упоминалось ранее, не состоит исключительно из избранных. Если бы было не так, тогда выражение «Церковь верующих будет существовать всегда», не имела бы смысла. Хотя Церковь и состоит из верующих, тем не менее, это не значит, что все члены поместной церкви избранные. Церковь — это средство собрания избранных. Поэтому, она должна верно служить Христу, любить и прославлять Его. Это возможно лишь тогда, когда в церкви проповедуется истинное Слово Божье, в богослужении применяются библейские принципы, а церковная дисциплина соответствует заповедям Христа.
Данная статья обращает наше внимание на обетование, которое Христос дал, пребывая на земле: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Конечно, сатана может быть очень сильным и ходить вокруг нас подобно рыкающему льву, который ищет, кого бы поглотить, однако, он не в состоянии разрушить работу Бога (1 Пет. 5:8). Церковь «существовала от начала времен и пребудет до конца, ибо Христос является вечным Царем, Который не может не иметь подданных. Сия святая Церковь защищается Богом от ярости всего мира, хотя, время от времени, она и может выглядеть незначительной и практически вымершей в глазах человека. Так было во времена царствования Ахава, когда Господь сохранил для Себя семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом» (Бельгийское исповедание, ст. 27).
Когда последний из избранных обретет спасение, тогда Господь возвратится на облаках небесных. Невеста и Жених полностью воссоединятся друг с другом. Будет одно стадо и один Пастырь. Хвала, возникшая на земле, будет продолжаться и в вечности!
Вопросы
- Что такое ограниченное искупление? Поразмышляйте над значением слов «ограниченное» и «искупление». (Введение)
- Правильно ли говорить об искуплении, исходя из того, что Христос – наш пример? В чем социниане допустили ошибку? (Введение)
- Что означает выражение «простота Бога»? Как простота Бога взаимосвязана с Христовым искуплением? (ст. 1)
- Бог наказывает грех как в сем веке, так и в будущем. Каковы признаки Божьего гнева в сем веке? (ст. 1)
- Какого рода плату мы задолжали Господу? Можем ли мы удовлетворить требования Божьей справедливости? (ст. 2)
- Что значит выражение «Жертва Христа была единственной и совершенной жертвой за грех»? Чем отличалась жертва Христа от жертв, которые приносили ветхозаветные священники? (ст. 3)
- Почему так важно, чтобы Иисус Христос был нашим Первосвященником? Почему Он священник по чину Мелхиседека, а не Аарона? (ст. 3)
- Что подразумевается под действенностью и достаточностью Христова искупления? (ст. 3).
- Каково было учение Менно Симонса относительно Христова воплощения? (ст. 4)
- Как можно без тени сомнения утверждать, что Иисус есть истинный Бог? Рассмотрите библейские тексты, в которых представлены Его Божественные имена, атрибуты, деяния и поклонение. (ст. 4)
- Как истолковать Иоанна 3:16 в контексте Евангелия от Иоанна и второй главы Дортских канонов? (ст. 5)
- Существует ли вероятность того, что неверие человека является следствием недостаточности жертвы Христа? (ст. 7 и 8)
- Говорится ли в этой главе Дортских канонов об ограниченном искуплении? Как нам, в таком случае, объяснить Титу 2:11? (ст. 8)
- Объясните выражение «Церковь — это средство для собрания избранных». (ст. 9)
[50] В. Х. Куенга, The L in Tulip – Limited Atonement (Christian Renewal, 14:16:15).
[51] Е. Х. Палмер, The Five Points of Calvinism (Grand Rapids, Baker, 1972) cтр. 42.
[52] Е. Куп, De Dordtse Leerregels Dichterbij Gebracht (Campen, Vandenberg, 1983) cтр. 86
[53] Л. Дукес, De Dordtse Leerregels в De Poortwake, 1981.
[54] Х. Вирсинга, De Verzoening in de Theologische Diskussie (1972) стр. 183-203
[55] Жан Кальвин отнес тему примера не к оправданию, а к освящению. Данный вопрос рассматривается в книге Роберта А. Петерсона, Calvin's Doctrine of the Atonement (1983) cтр.77-82
[56] Д. Стил и С. Томас, The Five Points of Calvinism (Phillipsburg, Presbyterian and Reformed, 1978) cтр.39
[57] Для более подробной информации, рекомендую книгу Г. Лонга, Definite Atonement (Phillipsburg, Presbyterian and Reformed, 1983) cтр.8-11
[58] Х. Хуксема, The Voice of Our Fathers (Grand Rapids, Reformed Free Publishing, 1980) cтр.329
[59] Г. Зомер, Bride's Treasure (Launceston, Geneva Press, 1979) cтр.57
[60] De Dordtse Leerregels Dichterbij Gebracht (Campen, Vandenberg, 1983) cтр.70
[61] Д. Ван-Гендерен и В. Х. Велема, Becnopte Gereformeerde Dogmatiek (Kampen, Kok, 1992) cтр.471
[62] Форма празднования Господней вечери, Книга хвалы.
[63] Для более подробного рассмотрения данного вопроса рекомендую Наставление в христианской вере Жана Кальвина (2:2.8-12).
[64] Д. Г. Феенстра, De Dordtse Leerregels в De Poortwake, 1980.
[65] Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, 2:15.6.
[66] Л. Докес, De Dordtse Leerregels в De Poortwake, 1981.
[67] Менно Симонс, The Complete Writings of Menno Simons (Scottsdale, Herald Press, 1956) cтр.792
[68] Е. Х. Палмер, The Five Points of Calvinism (Grand Rapids, Baker, 1972) стр.53, см. также,
Д. Г. Феенстра, De Dordtse Leerregels в De Poortwake, (1980) стр. 76
[69] Г. Гиро, The Deeper Faith (Grand Rapids, Reformed Publications, 1958) cтр.41
[70] В. Р. Годфри, Tensions Within International Calvinism: The Debate on the Atonement at Synod of Dort, 1618-1619 (Ann Arbor, A Xerox Company, 1974) cтр.196-197
[71] Для более подробного рассмотрения данной темы, рекомендую книгу Г. Лонга, Definite Atonement.
[72] Г. Гиро, The Deeper Faith (Grand Rapids, Reformed Publications, 1958) 42 cтр.
Этот материал еще не обсуждался.