Питер Г. Феенстра
Невыразимое утешение. Комментарий на каноны Дортского синода
Вторая глава. Безусловное избрание
Изучив контекст канонов Дортского синода, мы приступаем к рассмотрению содержания каждой главы и каждой статьи. Итак, первая глава повествует об избрании и осуждении.
Избрание — это источник, из которого текут все благословения Божьего искупления. Арминиане считали реформатское учение об избрании (как оно представлено в Бельгийском исповедании веры) самым страшным. Они предполагали, будто реформатская доктрина о предопределении и избрании по своей природе и направленности отвращает сердце человеческое от благочестия и религии. Арминиане утверждали, что реформатское учение об избрании – это «снотворное для плоти, предлагаемое диаволом, и опорный пункт сатаны, где он поджидает свои жертвы, поражая великое множество народа и нанося смертельные раны стрелами отчаяния и ложной безопасности» (Выводы из канонов Дортского синода). Тем не менее, о безусловном избрании «...проповедовали пророки, Сам Христос и апостолы...» (гл. 1, ст. 14).
Нападки на учение об избрании не должны удивлять или шокировать нас. Некоторые могут обвинять Господа и злобно требовать от Него ответа: почему Он не устроил жизнь человеческую иначе, почему не сделал так, чтобы не было необходимости ни в грехопадении, ни в избрании. Однако мы не имеем права судить о Божьем всеведении с точки зрения нашего ограниченного знания. Как говорится, всяк сверчок знай свой шесток. Более того, «непостижимые суды Божии превыше человеческого разумения».[19]
Принятие учения об избрании, в том виде как оно изложено в канонах Дортского синода, происходит благодаря просвещению Святого Духа. Святой Дух должен произвести работу в наших сердцах и открыть наши глаза, чтобы мы могли признать деяния Господа. Павел пишет в Первом Послании к Коринфянам 2:11, 12, 14: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно». Некоторые учения Святого Писания трудны для понимания. Невежды и неутвержденные искажают их к собственной погибели (2 Пет. 3:16).
Все Писание (весь совет Божий) должно быть проповедано в церквях, ему нужно учить. Мы не должны избегать обсуждения учения об избрании только по той причине, что оно трудно для понимания. «...посему ныне в Церкви Божией, для которой это учение особенно предназначено, оно должно тщательно изучаться в духе благоразумия, свято и благочестиво, в должное время и в должном месте, без любопытствующего проникновения в пути Всевышнего...» (гл. 1, ст. 14).
Существуют определенные ограничения относительно проповеди и учения о Божьем избрании. Все, во что мы верим, должно быть основано на Божьем Слове. Святое Писание устанавливает пределы и определяет, что можно сказать, а что нет. «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Поэтому, учение о безусловном избрании должно излагаться в духе повиновения Божьему повелению и в соответствии с явленной Им волей.
Такой важный предмет как учение об избрании и осуждении не может быть полноценно объяснен, чтобы утвердить тех, кто верит в него, убедить тех, кто сомневается в нем и опровергнуть те заблуждения, которые окружают его, если будет отсутствовать желание целиком и полностью подчиниться Божьему Слову. Все же Господь по Своей милости избавляет нас от ограничений времени и позволяет мельком взглянуть на то что происходило прежде основания мира. Он разрывает завесу и разрешает нам туда заглянуть.[20]
Первая статья: все человечество виновно пред Богом
Поскольку все люди согрешили в Адаме, находятся под проклятием и обречены на вечную смерть, Бог не поступил бы несправедливо, если бы пожелал оставить все человечество во грехе и под проклятием, и осудить людей за их грехи. Как говорит апостол: "Весь мир становится виновен пред Богом" (Рим. 3:19), "Все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23), "Возмездие за грех — смерть" (Рим. 6:23).
Интересно отметить, что каноны Дортского синода приступают к изложению сути спора между реформатскими церквями и арминианами с самой первой статьи. Первая статья начинается описанием не Божьего суверенного постановления об избрании, а падшего состояния человечества. Другими словами, отправной точкой служит не то, что случилось в вечности, а то, что произошло в контексте человеческой истории.
Надлежащее исследование избрания и осуждения требует принятия библейского учения о всеобщей греховности и виновности всех людей перед Богом. Отправной точкой наших рассуждений является принцип нашего единения со всем человечеством. Каноны Дортского синода делают радикальное заявление: все люди согрешили в Адаме (первородный грех) и заслуживают Божьего осуждения и вечной смерти.
Первородный грех
Первородный грех — это результат первого греха, который совершили Адам и Ева. «Первородный грех является как следствием греха Адама, так и наказанием за этот грех».[21]
Все люди согрешили и лишены славы Божьей. У Бога есть полное право осудить нас. По своей природе мы заслуживаем только осуждения. У греха и неповиновения есть серьезные последствия. Посредством греха «смерть перешла на всех человеков» (Рим. 5:12). Весь мир виновен пред Богом (Рим. 3:19), так как все согрешили в Адаме. Поэтому не было бы несправедливым со стороны Бога, если бы Он пожелал оставить человеческий род в грехе, под проклятьем.
Мы ответственны перед Богом
Первый грех часто называют «грехопадением». Ни в коем случае это выражение не должно умалять нашу личную ответственность или подотчетность. Тот факт, что сатана был подстрекателем, не снимает с людей вины за неповиновение Господу. Никто не может переложить свою вину на кого-то или оправдаться тем, что дьявол заставил его это сделать. Мы не впадаем в грех бессознательно. Мы совершили грех не потому что кто-то сбил нас с толку и заставил идти против собственной воли. Наши прародители с головой окунулись в трясину греха. Все потомство Адама погрузилось вместе с ним в состояние смерти, обрекая себя на вечные муки ( Бельгийское исповедание веры, ст. 16). С самого начала каноны Дортского синода подчеркивают, что Бога нельзя обвинить в несправедливости в вопросе избрания и осуждения. Все люди заслуживают только смерти.
Вторая статья: ниспослание Сына Божьего
Но вот как Бог явил Свою любовь: Он послал в мир Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (1 Ин. 4:9; Ин. 3:16).
По причине греха смерть вошла в жизнь и поразила каждого человека. Тем не менее, наряду с провозглашением Своего праведного суда, Бог также проявляет к нам Свою любовь, посылая на эту землю Своего Сына. Господу не нравится ни грех, ни падение человечества, и не следует полагать, что Ему доставляет удовольствие держать нас над адским пламенем, наслаждаясь нашими мучениями и страданиями. Никак нет! Он призывает людей выйти из ужасного состояния, в которое они сами себя ввергли (Иез. 18:32, Ин. 3:16). Работа Христа стала известной сразу же после грехопадения (Быт. 3:15). Дабы избавить нас от плачевного положения, Бог даровал нам Того, Кто был наиболее дорог для Него: Он даровал нам Своего Сына.[22]
Инициатива избрания основана на Божьей любви
Основа нашего вечного избрания — это любовь Отца. Он любит нас и поэтому является инициатором нашего спасения. «...Наш милостивый Бог в Своей чудной мудрости и благости вознамерился взыскать человека, который в трепете бежал от Него» (Бельгийское исповедание, ст. 17). Христос был избран и назначен Богом-Отцом быть Спасителем человечества. Когда пришла полнота времени, Отец послал Своего Сына к нам в качестве Спасителя и Посредника. Господь посетил Свой народ со спасением и искуплением (Лк. 1:68). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
В определенные периоды церковной истории данной истине не уделялось надлежащего внимания. Например, в одном религиозном движении XVIII столетия, люди поклонялись Иисусу за дарованное спасение, не уделяя достаточного внимания работе Бога-Отца и Святого Духа. Они верили в то, что Бог-Отец постоянно гневался на людей на протяжении всего Ветхого Завета, вплоть до явления Иисуса, Который «исправил ситуацию к лучшему».
Нам следует быть осторожными, чтобы самим не попасть в подобную богословскую западню. Христианские книжные магазины завалены литературой, в которой придается особое значение только Христу, и не обращается внимания на то, что именно Отец послал Сына в наш мир. В молитвах христиане часто обращаются только к Иисусу, забывая о том, что Он Сам учил нас обращаться в молитве к Отцу. Библия — это не просто повествование об Иисусе и Его любви. В ней говорится, что в руке Иисуса мы находимся в безопасности, потому что Отец взыскал нас в Своей любви и милости.
Иисус Христос послан в мир как второй Адам. Он приводит тех, кто лишился славы Божьей, к Отцу, посредством пролития Своей крови. Он принял образ раба и умер на кресте, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).
Третья статья: проповедь Евангелия
Чтобы привести людей к вере, Бог милостиво посылает провозвестников этой радостной вести к тем, к кому Он желает [послать], и в то время, в которое Ему угодно. Через это служение людей призывают к покаянию и вере в распятого Христа. "Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?" (Рим. 10:14-15).
Бог-Отец делает все необходимое для того, чтобы послание о спасении достигло людей. Он посылает к нам проповедников Евангелия. Господь не оставляет все человечество пребывать в грехе и страданиях. Нас призывают к покаянию и вере через проповедь Евангелия. Никто из людей не обладает в себе самом силой уверовать в Господа.
Бог приводит нас к вере
Заметьте, что в статье 3 говорится о том, что Бог приводит нас к вере. Иногда люди говорят, что уверовали благодаря действиям других людей. Например, они могут сказать: «Он привел меня к познанию Господа Иисуса Христа». Однако, если Святой Дух не действует в нас, никакие даже самые убедительные слова людей не смогут побудить нас уверовать. Человек не может сам по себе придти к вере. В Иоанна 6:44 Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Отец и Святой Дух должны привлечь и тянуть нас к Иисусу как буксир тянет корабль.[23]
Бог через проповедь приводит людей к вере и к познанию спасения. Он посылает верных проповедников, которые провозглашают благую весть спасения в Иисусе Христе. Люди слышат Евангелие, приходят к вере и начинают служить живому Богу. Петр пишет церквям в Малой Азии: «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек... но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:23,25).
Кто принимает послание?
Господь вправе позволить Своему Слову действовать там, где Он пожелает. Послание услышат те, кто был для этого предназначен. По Своему суверенному благоволению Бог определяет, где и для кого будет проповедано Евангелие. У апостола Павла было желание потрудиться в Малой Азии, однако Святой Дух не позволил ему отправиться в эту местность. В соответствии с Божьим советом и замыслом, евангельское послание должно было распространяться, прежде всего, в Европе (Деян. 16:6-10).
Далеко не каждый человек в этом мире услышит евангельскую весть. В Матфея 24:14 Христос не обещает, что Евангелие будет услышано каждым человеком. Он говорит: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
Тем не менее, чтобы спастись, каждый человек должен услышать проповедь о Христе. Божьи пути раскрыты и явлены с помощью служения примирения. Люди не могут придти к спасительному знанию через рассмотрение красоты творения. Они должны уверовать. Святой Дух насаждает семена Евангелия в наших сердцах, заботится о них, взращивает, дабы они могли принести плод.
Власть проповедующих
Христовы посланники призваны провозглашать Евангелие спасения от Его Имени и Его властью. Таким образом, первый вопрос, на который отвечают служители и миссионеры во время своего рукоположения, звучит следующим образом: «Чувствуете ли вы в своем сердце, что Сам Бог через Свою общину призывает вас к этому святому служению?» Слова проповедующих — это слова Христа. Проповедующие провозглашают послание, которое им вручил Царь.
Не у всех служителей или миссионеров есть право произносить слова: «Так говорит Господь». Только в том случае, если это служение верно Христу, можно услышать Его слово через уста человека. Каждый проповедник должен провозглашать Слово Божье (весь совет Божий) и избегать соблазнов использования человеческой мудрости и идей или ублажения слуха слушателей. Истории из личной жизни или из опыта служителя не помогут общине возрастать в Господе. Только посредством верной проповеди мы можем познать Христа.
Будучи членами Церкви, мы обладаем привилегией слышать послание Евангелия. Библия повествует нам о жертве Христа, которую Он совершил ради нашего спасения от рабства греха. Посредством проповеди Евангелия Бог производит в нас смиренный отклик веры.
Четвертая статья: двойной результат
Божий гнев остается на тех, кто не верует Евангелию. Но те, кто веруют и принимают Христа Спасителя истинной и живой верой, освобождаются чрез Него от гнева Божия и от погибели, и получают дар жизни вечной.
Не нужно искусственно придавать словам Писания бодрость или восторженность, чтобы они стали действенными. Божье Слово «живо и действенно и острее меча обоюдоострого» в двух отношениях и результатом его является либо покаяние, либо ожесточение сердца в грехе: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:10,11).
Если послание о спасении не находит отклика в сердцах слушателей, тогда гнев Божий остается на них. На самом деле, наказание станет более суровым (см. Евр. 10:26-31; 12:25-29). Одно и то же Евангелие «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2:16). Иоанн пишет о двойной реакции на пришествие Христа: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:9, 11-13). Плод Божьего избрания — это живая, истинная вера. Верою мы принимаем Личность, работу и слова Иисуса Христа.
Два аспекта веры
У истинной и живой веры есть две стороны. Во-первых, это полная уверенность, посредством которой мы принимаем как истину все сказанное Господом в Святом Писании (Седьмой день Господень, Гейдельбергский катехизис). Другими словами, чтобы принять Христа, мы должны принять как истину учение Писания о днях творения. Мы должны принять то, что Библия говорит о змие в Эдемском саду, о Валаамовой ослице, которая укоряла его, об Ионе, который в течение трех дней находился в чреве большой рыбы. Живая и истинная вера принимает события истории искупления как истину: непорочное зачатие, воскресение и вознесение Христа. Мы соглашаемся с тем, что Святое Писание говорит о роли мужчины и женщины в церкви. Посредством Слова мы становимся причастны Христу. Если наши Библии пылятся на полках, тогда мы не можем утверждать, что у нас есть живая и истинная вера.
Во-вторых, истинная вера является твердой уверенностью в том, что Божьи обетования относятся не к каким-то абстрактным людям, но ко мне лично. Посредством живой и истинной веры мы укрепляем уверенность в том, что дети Божьи будут спасены. Мы также уверены в том, что принадлежим к числу людей, которых Христос искупил Своей драгоценной кровью. Наша уверенность основана на Божьем обетовании: принимающие Евангелие и «...принимающие Иисуса как Спасителя с истинной и живой верой, спасаются Им от Божьего гнева, Божьего уничтожения, и получают жизнь вечную». Иисус сказал иудеям, искавшим убить Его: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Мы можем принять Христа, потому что Он вместо нас понес на Себе всю тяжесть Божьего гнева, из-за которого мы погибли бы навеки.
Пятая статья: причина неверия, источник веры
Причина (или вина) неверия, так же как и всех других грехов, находится не в Боге, а в человеке. Однако вера в Иисуса Христа и спасение чрез Него являются милостивым даром Божиим. Как говорит Писание: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2:8). Равным образом: "Вам дано ради Христа не только веровать в Него" (Фил. 1:29).
Нельзя винить Бога в собственном неверии. «Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов. 34:10). Человечество впало в грех по причине собственного осознанного неповиновения. Таким образом, причина неверия заключается не в Творце, а в творении.
Те, кто не желает покаяться, остаются в собственных грехах, они виноваты перед Богом и заслуживают наказания. Сказанное Христом иудеям, которые не желали каяться перед Богом, относится ко всем неверующим до конца времен: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37).
Неверующие несут ответственность перед Богом за то, что отказываются придти к Христу. Святое Писание говорит, что они не могли и не хотели уверовать (Ин. 12:39; 5:40). Опечаленный поведением Своих детей-отступников, Господь говорит Исаии: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня» (Ис. 30:8,9).
Но как происходит, что некоторые люди приходят к вере и спасению в Иисусе Христе. Арминиане утверждают, что у людей есть способность уверовать в Господа. Избрание для веры возможно при условии, если человек будет правильно пользоваться интуицией, будет благочестивым, покорным, смиренным, подходящим для вечной жизни» («Опровержение заблуждений», гл. 1, ст. 4). Однако мы верим, что спасение не зависит от человеческих действий. Вера — это бесплатный дар Божьей благодати, который был дан нам по Божьему благоволению (Еф. 2:1-10). Наша вера укоренена в Божьем избрании. Он делает так, что мы желаем и можем уверовать (Фил. 1:29).
Превыше человеческого понимания
Если мы попытаемся логически осмыслить учение данной статьи, то будем поражены. Арминиане рассуждали следующим образом: если причина неверия заключается в человеке, тогда и причина веры также заключается в человеке. Таким образом, арминиане пришли к неправильному логическому умозаключению. Мы не на равных с Богом. Его работу нельзя измерить на основании человеческих стандартов.
Будучи членами Церкви Христа, нам не следует делать вид, будто у нас есть все ответы на все вопросы. Не следует ожидать, что мы сможем получить ответы на все свои вопросы. Нам необходимо покорно прислушиваться к тому, что Бог говорит в Своем Святом Слове. В Библии говорится, что Бог полностью суверенен, а мы полностью подотчетны Ему. Ни одно человеческое существо не способно вполне осознать этот факт. Святое Писание — это математическая задача, которую можно при желании решить.
Шестая статья: Божье вечное постановление
То, что некоторые люди в определенное время получают от Бога дар веры, а другие нет, происходит из Его вечного установления. Ибо «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18; Еф. 1:11). Согласно этому установлению, Бог милостиво смягчает сердца Своих избранных, как бы ни были они тверды, и располагает их к вере, но по Его же справедливому решению Он оставляет неизбранных в нечестии и упрямстве. И именно в этом нам лучше всего раскрывается Его непостижимое, — сколь милостивое, столь и праведное, — различение равно потерянных людей; это и есть явленное в Слове Божием установление об избрании и осуждении. Сие установление искажается нечестивыми, порочными и колеблющимися людьми к их собственной погибели, но оно же дает святым и благочестивым душам невыразимое утешение.
В данном случае, исповедание веры обращает наше внимание не на земное (видимое), а на небесное, на Божьи деяния в небесах (невидимое). Бог оглашает Свое вечное постановление, в соответствии с которым одни люди уверуют в проповедуемое Евангелие, а другие нет.
Общее использование термина «избрание»
Чтобы понять смысл термина «избрание», нам следует посмотреть, каково его значение в Новом Завете. Слово «избрание» означает «призвать», «подобрать», «избрать». Например, Иисус Христос избрал двенадцать апостолов: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:13). Из великого множества учеников, которые следовали за Иисусом, Он суверенно избрал двенадцать апостолов. В книге Деяний повествуется о том, что из членов иерусалимской церкви были выбраны семь диаконов. Из множества кандидатов одни были выбраны, а другие нет. На основании общепринятого использования слова «избрание», мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, действие избрания — это прерогатива и привилегия избирающего. Во-вторых, действие избирающего активно, а избираемого – пассивно.
Избрание людей завета
Далеко не каждая ссылка на избрание в Святом Писании связана с Божьим вечным избранием. Господь также избирает определенное количество людей, чтобы они жили с Ним в заветных отношениях. Он обещает им прощение грехов и вечную жизнь. На границе с Ханааном Моисей говорит Израилю: «ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6). Петр пишет нескольким новозаветным церквям: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Из этих текстов видно, что мы не имеем права игнорировать общий аспект завета и избрания. В своей (весьма полезной) книге о завете и избрании Д. Ван Гендерен пишет:
«Обсуждая вопрос завета и избрания, а также вопросов направленности, содержания и реализации заветного обетования, мы часто мыслим категориями отдельно взятого человека. Однако личностный аспект является не единственным фактором. На основании Святого Писания можно утверждать, что он вообще не может считаться первостепенным аспектом».[24]
Вопрос: «Принадлежу ли я к числу избранных?» является индивидуалистским вопросом, и поэтому бесполезным. На него нельзя ответить в отрыве от Христа и Его общины. Учение об избрании обязывает верующего пребывать в общении с Церковью.[25]
Можем ли мы, в таком случае, сказать, что каждый член завета и церкви принадлежит к числу избранных к вечной жизни? Конечно же, нет! Даже несмотря на то, что завет исходит от Божьего совета об избрании, они не одинаковы. Завет — это такие отношения Бога с грешниками, когда Он связывает Себя с ними, чтобы быть их Богом, и связывает их с Собою, чтобы они могли быть Его людьми.[26]
Избранные пользуются благословениями завета, однако не все дети завета получают дар вечной жизни. Господь избирает посредством завета. По этой причине Иисус сказал: «Много званых, но мало избранных» (Мф. 22:14). Прежде чем говорить об избрании, мы должны поговорить о завете.
На протяжении истории искупления Господь показывает нам Свою любовь. Вот почему Авраам был призван Богом из Ура Халдейского, Иаков был избран носителем мессианских обетований, Израиль назван избранным народом, а апостол Павел преображен на дороге в Дамаск.
Бог вкладывает в сердца избранных желание верить. Господь преображает волю Своих людей, чтобы они вершили Его волю. Если бы Господь суверенно не учредил постановление об избрании, тогда проповедь Евангелия всегда бы отвергалась людьми.
Учение об избрании даровано нам для нашего утешения
Божье предвечное постановление об избрании — это суть Церкви. Оно служит постоянным напоминанием, что всякая человеческая слава и самонадеянность бессмысленны.[27] Это учение было дано не для устрашения или сомнений, а для невыразимого утешения и внутреннего покоя.
Наш покой в Господе. Он наша сила, наша твердыня, наше спасение. Он вырывает нас из мира зла и дарует Свою защиту и прибежище. Верующие получают утешение, потому что их избрание непреложно. Избранные не могут сойти с пути и погибнуть навеки («Опровержение заблуждений», гл. 1, ст. 6), потому что Бог является их твердыней. Избранные могут пасть (и действительно падают), но наш Небесный Отец остается верен Своим обетованиям. Он не позволит разрушить то, что было создано Его руками. Невежды, нечестивцы и непостоянные в вере люди искажают это учение, высмеивают его или используют для оправдания своей греховной жизни. Что же касается народа Божьего, то это учение побуждает его жить в смиренной благодарности пред Богом.
Седьмая статья: определение избрания
Избрание есть Божие неизменное намерение, согласно которому прежде основания мира, по свободному изволению Своей воли и одной лишь благодати, Бог избрал из всего человечества, впадшего по собственной вине из [состояния] непорочности во грех и погибель, определенное число людей, — и они были не лучше и не хуже других, ибо так же пребывали в пагубном состоянии, — к спасению во Христе, Которого еще от вечности определил быть Ходатаем, Главою всех избранных и основанием их спасения. Чтобы спасти этих избранных Он предрешил дать их Христу, призвать их и действенно привлечь в общение с Ним через Свое Слово и Дух. Он решил даровать им истинную веру во Христа, чтобы оправдать их, освятить и затем, после надежного сохранения их в общении со Своим Сыном, — прославить. Бог сделал все это, дабы явить Свою милость, к похвале богатства Его великолепной благодати. Как говорит Писание: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном" (Еф. 1:4-6). И в другом месте: "А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:30).
Определение вечного избрания, как оно представлено в этой статье, лучше всего понять, используя формат вопросов и ответов.
Что такое избрание? «Избрание — это неизменная цель Бога».
Когда произошло избрание? «Прежде основания мира».
Кто такие избранные? «Определенное число людей из всего человечества, которые ничем не лучше и не хуже остальных».
Как избрание становится действенным? «Согласно суверенному благоволению Его воли», «по Его благодати», «во Христе».
Предопределение
Определение избрания подводит нас к вопросу о предопределении. Прежде чем Господь создал небо и землю, Он определил Свой замысел относительно этого мира. Как дом строится в соответствии с заранее подготовленным проектом, так и Господь сотворил этот мир и все что в нем согласно Своему замыслу.
Жан Кальвин дал следующее определение предопределению:
«Мы называем предопределение Божьим вечным постановлением, в соответствии с которым Он определил судьбу каждого человека. Ибо не все сотворены в равных условиях; скорее, одни предопределены к вечной жизни, а другие к вечному наказанию. Поэтому мы говорим о человеке как о предопределенном к жизни или смерти».[28]
Бог сделал Свой выбор прежде чем были заложены основания Его творения.
Определенное число людей
Согласно Своему суверенному благоволению, Господь избрал определенное количество людей для спасения. Число Божьих избранных неизменно. Их не может быть больше или меньше. Избранные Богом не лучше и не более достойны спасения, чем другие люди. Они так же виновны пред Богом, как и те, кто был Им отвергнут. Они делят с остальными людьми тяготы земной жизни. В Послании к Ефесянам 2:3 говорится следующее: «Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
Избрание во Христе
Говоря об избрании на основании Святого Писания, мы должны указывать исключительно на Личность Христа. Он представляет Собой зеркало избрания. Чтобы узнать, в каком состоянии находятся ваши волосы (причесаны или нет), вам необходимо посмотреть на себя в зеркало. Если вы хотите узнать о собственном избрании, вам необходимо обратиться к Христу.[29] Более того, работа Христа в истории не может быть отделена от Божьего предвечного избрания. Благодать и любовь Бога во Христе и вечное суверенное постановление об избрании тесно взаимосвязаны между собой. Бог не только постановил, что избрание будет совершено, но также установил как оно будет совершено. Поэтому Отец назначил Христа Посредником и Главою избранных.
Отцовское избрание и выбор скреплены во Христе, основаны на Нем, и окружены Им. Наше избрание пребывает во Христе и никогда не будет от Него отделено (Еф. 1:3-5; 1 Пет. 1:20). Благодаря истинности этого факта, мы можем откликнуться на призыв Евангелия Царства. Таким образом, наше взаимодействие с Евангелием приводит к появлению плодов избрания.[30] Призванные Отцом дарованы Христу, объединены с Христом и сохранены в Нем.
Избрание и Божий суверенитет
Господь действует в соответствии с суверенным благоволением Своей воли. Бог всемогущ и превознесен в Своем царственном величии. Он никому не обязан отчитываться в Своих действиях. Бог суверенен, и поэтому всё Им повелевается и позволяется. За Богом остается последнее слово во всем. Все творение подотчетно Ему. Используя язык, который может понять даже маленький ребенок, наш Господь Иисус Христос указывает на инициатора и источник нашего спасения: «И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк. 13:20).
Восьмая глава: одно постановление об избрании
Это избрание не есть многоразличным; оно одно и то же для всех спасаемых в Ветхом и Новом Заветах, ибо Писание утверждает, что существуют единое благоволение, цель и план воли Божией, согласно которой Он от вечности избрал нас к благодати и славе, спасению и пути этого спасения, предуготованного Им для нашего хождения.
Божья работа по предопределению и избранию едина. Арминиане считают, что существуют разные виды Божьего избрания к вечной жизни. Один вид общий и неопределенный, а другой – особый и определенный. Один определяет, кто принадлежит к числу избранных, а второй нет. Они утверждают, что есть избрание к вере и избрание к спасению. Вы можете быть избраны к благодати без принятия славы.[31] Ваше избрание зависит от духовного состояния в конце вашей жизни. Дортский синод отверг эти взгляды как «изобретение человеческого разума, которое не основано на Святом Писании» («Опровержение заблуждений», гл. 1, ст. 2). Божьи избранные получат как благодать, так и славу.
Одно и то же постановление для Ветхого и Нового завета
Более того, существует только одно постановление об избрании как в Ветхом, так и в Новом завете. Святой Дух должен был производить веру в сердцах верующих Ветхого Завета точно так же как и в сердцах верующих Нового Завета. Верующие в ветхозаветной диспенсации обретали спасение с помощью тех же средств, что и современные верующие. В Иерусалиме, рассказывая старейшинам и апостолам об отношениях между иудеями и язычниками, Петр говорит: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян. 15:11).Наш Господь Иисус Христос собирает Свою Церковь для вечной жизни от края до края земли.
Уверенность веры основана на этом постановлении
Уверенность нашей веры основана на библейском учении о постановлении об избрании. Бог даровал нам Себя в любви. Бог полностью завершит «начатое в нас» (Пс. 137). Процесс избрания проявляется там, где Христос совершает Свою работу, а именно в общине, которую Он искупил Своей драгоценной кровью. Все происходящее в Церкви — это свидетельство Божьего избрания.
Апостол Павел пишет об этом в первой главе Послания к Ефесянам. Приступая к написанию этого послания, апостол представляет жизнь ефесской церкви в свете всех Божьих искупительных деяний в контексте Божьего предвечного совета и замысла. Павел рассматривает жизнь общины (ее освящение, обновление, прощение и т. д.) в свете Божьего избрания. Все происходящее в церкви и в жизни отдельных верующих – не случайность, а часть системы, с помощью которой Господь исполняет Свое постановление об избрании. Апостол возликовал, раскрыв взаимосвязь между Божьей работой в настоящем и Его предвечным замыслом. Из уст Павла изливается прекрасная песнь хвалы: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:3,4).[32]
Путь к спасению
Единое постановление об избрании также подразумевает, что Господь избрал нас от вечности к спасению и к пути спасения, который Он подготовил для избранных, дабы мы могли идти по нему. Поэтому, «невозможно, чтобы привитые к Христу истинной верою, не принесли плоды благодарения» (Гейдельбергский катехизис, двадцать четвертый день Господень). Бог определяет, кто будет избран, и как избранные должны жить в общении с Ним и друг с другом.
Девятая статья: избрание не основано на предвиденной вере
Десятая статья: избрание основано на Божьем благоволении
Сие избрание не основывается на предвиденной вере, послушании вере, святости или иной какой-либо заслуге и качестве, которые являлись бы предварительной причиной или условием в избранном человеке, но, напротив, избрание служит основанием веры, послушания вере, святости, и прочее. Именно избрание есть источник всякого блага спасения: вера, святость и другие спасительные дары, и наконец, сама вечная жизнь, проистекают от избрания как его плоды и результат. Как говорит Апостол: "Он избрал нас", [не потому что мы были, но] "чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф. 1:4).
Причина такого не заслуженного нами избрания есть исключительно благоволение Божие. Оно состоит не в выборе из всех возможных человеческих качеств или поступков каких-либо определенных, служащих условием спасения, но в принятии в Свое владение определенных людей из всего числа грешников. Как говорит Писание: "Ибо, когда они [дети Ревекки] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого [...] сказано было ей: "больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим. 9:11-13). А также: "И уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни" (Деян. 13:48).
Основание избрания
Каково основание нашего избрания? Достаточно ли у человека благости, чтобы с помощью Святого Духа выбрать Иисуса? Арминиане прошлого и настоящего считают, что сначала человек выбирает Бога, а затем Бог выбирает человека. Бог избирает нас, потому что Он знал, что мы уверуем в Него.
Наше исповедание опровергает эту точку зрения в статьях 9 и 10. Избрание не основано на предвиденном условии, которое одними людьми будет выполнено, а другими нет. Вера не является основой нашего вечного спасения. «Выбор Бога никогда не зависел от мыслей, слов или действий человека».[33] Избрание — это не плод веры, но вера — плод избрания.
Порядок спасения
Согласно Божьему предвечному постановлению, порядок спасения всегда один и тот же: избрание, призвание, оправдание, прославление. Такая последовательность представлена в Послании к Римлянам 8:29-30: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».
В данном случае, каноны Дортского синода снова подчеркивают тот факт, что избрание является работой не человека, а Бога. Господь избрал Иакова, когда тот еще был в чреве матери и не сделал ничего доброго или худого. Так как избрание является работой Бога, оно может быть названо «источником благого спасения, из которого проистекают вера, святость, другие спасительные дары и в конечном итоге сама вечная жизнь».
Избрание исходит только от Бога
Избрание зависит только от Самого Бога и больше ни от кого. Он избирает по Своему собственному благоволению. Совет Божий пребудет вовеки, и Он совершит все, что Ему угодно (Ис. 46:10). Человек не может заработать спасение. Господь не принимает нас на основании тех действий, которые мы для Него совершаем. Мы стали детьми Божьими благодаря усыновлению. Это учение ясно изложено в Деяниях 13:48: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян.13:48). Не больше и не меньше!
Есть и другие тексты, в которых подтверждается, что избрание зависит от Божьего суверенного выбора: Рим. 11:5-6; Еф. 1:5, 9; 2:4-10 и Ин. 4:10.
Но разве избрание, основанное на благорасположении Бога, не предполагает (как обвиняют некоторые), что Господь избирает людей произвольно и непредсказуемо? Не участвуем ли мы в универсальной вселенской лотерее? Разве избранные не принадлежат к кругу «счастливчиков» - победителей?
Отвечая на эти вопросы, Р. С. Спраул пишет:
«Быть произвольным, означает делать что-то без причины. Совершенно ясно, что нет никаких причин, по которым Бог должен был избрать нас. Однако это не одно и то же, что утверждать, будто у Самого Бога нет причин на это. Бог ничего не делает без причины. Он не капризное или своевольное божество. Бог такой же здравомыслящий как и суверенный. В лотерее намеренно присутствует элемент случая. А Божьи действия не случайны. Господь знал, кого Он выберет».[34]
Более того, само Святое Писание провозглашает: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим. 9:20,21).
Благодаря Своему суверенному выбору, Бог «показал Себя таким, каков Он есть на самом деле: милосердным и справедливым. Милостивым в спасении от наказания тех, Кого по вечному и неизменному совету Он избрал во Христе нашем Господе, по Своей чистой благости, не принимая во внимание их дела, и справедливым в отношении к остальным людям, оставляя их во грехе и погибели, в которые они сами ввергли себя» (Бельгийское исповедание, гл. 16).
Одиннадцатая глава: неизменность избрания
Поскольку Бог является в высшей степени мудрым, неизменным, всезнающим и всемогущим, так и соделанное Им избрание не может быть ни отложено, ни изменено, ни отменено, ни уничтожено; не могут быть изгнаны избранные Его или уменьшено число их.
Господне постановление об избрании не меняется с течением времени, так как Бог неизменный, премудрый, всезнающий и всемогущий. Верующие не свернут на неправильный путь (Мф. 24:22-24). Христос сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин.6:39). Тех, кого Господь предопределил, тех и прославил (Рим. 8:30). Избрание нельзя отменить и создать новое. Мы можем изменить мнение и пересмотреть свои решения, достигнув лучшего и более глубокого понимания определенного вопроса, однако Бог неизменен, так как Его знание и Его пути совершенны. Он знает что лучше, и поэтому выбирает наилучший путь для достижения Своей цели.
И раскаялся Господь...
Но что тогда означает выражение «и раскаялся Господь...» в том, что Он собирался совершить? Это выражение не подразумевает, что Господь подвержен изменениям, но что у Него есть разные подходы к людям. Божье раскаяние можно сравнить с солнцем. Солнце, будучи неизменным, может даровать жизнь (способствуя росту растений) или стать причиной смерти (способствуя увяданию растения).
Текст из 1 Царств 15:28-29 помогает нам лучше понять, что собой представляет Божье раскаяние. «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Глава 15 завершается следующими словами: «И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар.15:35). Эти тексты могут смутить и озадачить нас. Что же все-таки получается, раскаивается Господь или нет? С нашей точки зрения, одно должно исключать другое. Однако такая дилемма отпадает сама собой, если мы рассматриваем эти утверждения в их собственном контексте. В данном случае, обсуждаются два разных вопроса. Божье раскаяние, о котором написано в 1 Царств 15:35, касается отношения Бога к Саулу. Саул отверг Бога завета, не послушав Его. Поэтому Господь отвергает Саула. С течением времени Божье отвержение возымеет действие. Однако слова Самуила (ст. 29): «...и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев» произнесены в контексте слов Господа. Бог сказал, что царство будет удалено от Саула. Он отверг Саула как царя и не переменит Своего решения. Господь неизменен в исполнении Своего замысла и совета. Его слова не расходятся с делом. Слова Господни непреложны.
Божье раскаяние отличается от нашего. Слова: «Я раскаялся в том, что сделал царем Саула», не следует рассматривать как: «Саул так разочаровал Меня, он подавал такие надежды. Я очень сожалею о Своем выборе». Бог заранее знал, что должно произойти. Изменения проявляются в том, как Господь относится к Саулу. Бог не взирает бесстрастно на деяния людей.[35]
Двенадцатая глава: уверенность в избрании
В должное время избранным дается, хотя и различным образом и в разной степени, уверенность в вечном и неизменном избрании к спасению. Подобная уверенность происходит не от настойчивого исследования глубин и тайн деяний Божиих, но от наблюдения в себе (в духовной и святой радости) безошибочных плодов избрания, указанных в Слове Божием, — таких как истинная вера в Христа, сыновний страх Божий, благочестивая печаль о грехах, жажда праведности и другие плоды.
Избрание — это суверенное и неизменное действие Бога. Но как нам узнать, что мы избраны? Разве исповедание о суверенном и безусловном избрании не представляет скорее угрозу, нежели утешение в уверенности веры? Ремонстранты отвечали утвердительно: «Да, так и есть. Вы не можете быть уверенными в своем избрании вплоть до последнего вздоха, потому что избрание зависит от вашей веры». В отличие от арминиан, реформатские церкви постоянно учили о том, что «избранные, в надлежащее время, на протяжении разных периодов и не в равной мере, получат уверенность в том, что их избрание к спасению вечно и неизменно».
Бог не предоставляет нам список фамилий избранных людей. Тем не менее, вместе с учениками Иисуса Христа мы можем радоваться тому, что наши имена записаны на небесах (Лк. 10:20; см. также «Опровержений заблуждений», гл. 1, ст. 7). Господь не посылает нам некое особое откровение, посредством которого мы получаем уверенность в своем избрании. Уверенность в избрании дарована нам во Христе и в деяниях, которые Он совершает в нашей жизни.[36]
Двенадцатая статья настойчиво предупреждает нас не совать свой любопытный нос в тайны и непостижимые пути Господа. Мы знаем, что принадлежим к числу избранных, на основании того, что даровал нам Господь. Некоторые люди предпочитают получить непосредственное удостоверение в том, что они избраны Богом, однако учение Святого Писания по этому вопросу очень ясное: уверенность не возникает вследствие особого откровения или некоего внутреннего голоса. Такой подход не препятствует личной уверенности человека. Препятствие будет возникать в том случае, если «человеку, прежде чем он будет уверен в том, что обладает обетованным спасением, нужно увидеть в собственной жизни признаки или плоды избрания».[37]
Призвание и избрание
Наша обязанность — стремиться к уверенности в спасении. Апостол Петр пишет: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше призвание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет.1:10). Обратите внимание на то, что Петр призывает своих читателей стараться делать твердым не их избрание и призвание, а призвание и избрание. Почему он ставит призвание перед избранием? Он начинает оттуда, откуда видно Божье избрание.
При обсуждении вопроса об уверенности в избрании, нашей отправной точкой должно быть Божье призвание в завете. Предвечное постановление Господа об избрании проявляется и открывается в нашем призвании. Если мы не начинаем с положения, которое получаем в Божьем завете и церкви, тогда нас ждет бесконечный круг вопросов и сомнений. Уверенность в избрании основана «на Божьих непреложных обетованиях» («Опровержение заблуждений», гл. 5, ст. 5).
Как приобретается уверенность в избрании
Избранные приобретают эту уверенность, «наблюдая в себе с духовной радостью и святым удовлетворением неувядающие плоды избрания, о которых говорится в Святом Писании (например, истинная вера во Христа, сыновний страх пред Богом, печаль ради Бога о грехах и жажда праведности). Каждый из этих плодов заслуживает отдельного рассмотрения.
Истинная вера
В истинной вере во Христа есть доверие и уверенность в том, что совершенная работа Христа, которую Он выполнил ради Своих людей, относится ко мне лично через Святого Духа. Эта вера может быть подвержена серьезной проверке, однако избранные никогда не лишатся ее. Вера в Божью явленную волю открывает наши глаза, дабы мы узрели Его работу в наших жизнях.
Сыновний страх
Сыновний страх — это не животный страх, а предстояние в благоговении пред святым величием Бога. Мы относимся к Нему с почтительностью и восхищением.
Печаль ради Бога
Существует разница между печалью ради Бога и эгоистичной печалью о наших грехах. Павел проводит это различие во 2 Коринфянам 7:10: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Истинно сожалеть о грехе — это «...искренне скорбеть о том, что мы оскорбили Бога нашими грехами, все более и более испытывать к ним ненависть и убегать от них» (Гейдельбергский катехизис, тридцать третий день Господень). Истинная печаль о грехе влияет на то, как мы просим у Господа прощения. Просить прощения у Бога — это не то же, что извиняться. Приносящий извинения человек, говорит: «Сожалею о содеянном», а человек, который просит прощения у Бога, исповедует: «Я согрешил против Бога. Я оскорбил Его».
Жажда праведности
Жажда праведности — это то же, что и отречение от самих себя в Иисусе Христе. Он Единственный, Кто исполнил вместо нас Божий закон.
Наше исповедание не предоставляет исчерпывающий список плодов избрания. Нам следует упомянуть также о плоде Духа: любви, мире, радости, долготерпении, милосердии, благости, вере, кротости, воздержании (Гал. 5:22-23).
Все плоды избрания укоренены во Христе. Он, будучи Виноградной Лозой, приносит плод. Мы приобретаем уверенность в нашем избрании, занимаясь исследованием того, что Он совершил в нас.
Тринадцатая статья: ценность этой уверенности
В осознании этого избрания и уверенности в нем дети Божии каждодневно находят все большее основание смирять себя пред Богом, восхищаться неисследимой глубиной Его милосердия, очищать себя и отвечать горячей любовью Тому, Кто прежде возлюбил их. Как далеко от истины утверждение, будто учение и размышление об избрании делают детей Божиих небрежными в соблюдении Его заповедей или плотски самоуверенными. По Божиему справедливому осуждению это обычно случается с теми, кто самонадеянно полагает, что уже имеет благодать избрания, или вступает в праздные и дерзкие разговоры о ней, не желая ходить путями избранных.
Какова цель обладания этой уверенностью? Уверенность в избрании способствует не высокомерию, а смирению. Если кто-то хвастается своим избранием, тогда следует усомниться в избранности такого человека. Высокомерие и гордость не могут быть плодами веры. Вместо того чтобы гордиться, мы должны поклоняться Богу за бездну Его богатства и мудрости, явленной нам в Его бесконечном милосердии и благодати.
Уверенность в избрании имеет ценность для всех членов Христовой Церкви. В юности или в какой-либо другой период жизни мы терзались сомнениями. Тем не менее, даже в такие периоды мы верили, что Бог желает быть Богом для нас. Мы можем рассчитывать на получение плодов Божьих обетований, а именно прощения грехов и ежедневного обновления, потому что Бог не человек, чтобы Ему лгать.
К тому же, истинная уверенность искореняет самодовольство и беспечность. Эта уверенность ведет к старательности в святости, честному самоанализу и желанию жить в общении с Господом и Его народом. Все наши силы направлены на подтверждение того факта, что Бог действует в нас. Так же как корабль удерживается стальными тросами от вероятности выхода из гавани в открытое море, так и наше призвание и избрание должны быть связаны, укреплены и подтверждены жизнью освящения.
Четырнадцатая статья: как следует учить об избрании
Поскольку, согласно мудрому совету Божию, учение о Божественном избрании было провозглашено через пророков, Самого Христа и апостолов, как во времена Ветхого, так и Нового Заветов, и последовательно изложено в Священном Писании, посему ныне в Церкви Божией, которой это учение особенно предназначено, оно должно тщательно изучаться — в духе благоразумия, святым и благочестивым образом, в должное время и в должном месте, без любопытствующего проникновения в пути Всевышнего, во славу в высшей степени святого имени Божьего и для большего утешения Его народа.
Избрание — это основание нашей жизни, и поэтому мы должны говорить о нем, проповедуя Слово. Верующим как Ветхого, так и Нового Заветов излагалось учение о Божьем избрании посредством проповеди пророков и апостолов. Вот несколько примеров: Второзаконие 7:7, Псалом 32:11, Исаии 46:10, Ефесянам 1:1-14. Учение об избрании является основополагающей истиной. Нет ничего более опасного, чем когда истина Божьего Слова замалчивается или на нее не обращают внимания.[38] Служители церкви, которые подписываются под исповеданием веры, своей подписью объявляют, что они искренне верят в учение об избрании, в том виде как оно представлено в «Трех формах единства», и обещают старательно учить и с верностью защищать эту доктрину.
Все же, рассказывая об избрании, нам следует быть крайне осторожными. Бог позволил нам мельком взглянуть на Свою работу избрания, потому что оно провозглашает Его славу и дарует невыразимое утешение Божьим людям, которые живут и трудятся в порочном и лукавом мире. Бог избрания — это Господь завета, Который «вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов» (Пс. 104:8). Учение об избрании является частью Божьего живого слова, поэтому его нельзя представлять как сухую, абстрактную и теоретическую концепцию. Это учение должно излагаться с почтением и в святости, дабы укрепить Божий народ в вере.
Следствием проповеди об избрании должно быть наше исповедание: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим.11:33).
Пятнадцатая статья: описание осуждения
Более того, вечная и не заслуженная нами благодать избрания особенно ярко освещается Священным Писанием и наиболее ясно открывается через свидетельство о том, что не все люди избраны, что некоторые не избраны или не включены в Божие вечное избрание — это те, о которых Бог, на основании Своего всецело свободного, наиболее справедливого, безукоризненного и неизменного благоволения, вынес следующее решение: оставить их во всеобщем прискорбном состоянии, куда они ввергли себя по своей собственной вине; не даровать им спасительной веры и благодати обращения; и, наконец, осудить и навечно наказать этих людей (оставив их на своих собственных путях и под Его праведным судом) не только за их неверие, но также за все другие их грехи, чтобы явить Свою справедливость. Таково установление об осуждении, которое ни в коей мере не делает Бога автором греха (кощунственная мысль!), но показывает Его грозным, безупречным, справедливым судией и отмстителем.
Определение осуждения
Не все люди принадлежат к числу избранных. Есть и те, кого Бог не включил в Свой суверенный вечный замысел избрания. Говоря простым языком, избрание — это «призвание», осуждение — это «отвержение». Е. Х. Палмер определяет осуждение как «Божье вечное, суверенное, безусловное, неизменное, мудрое, святое и таинственное установление, в соответствии с которым Он, избирая некоторых людей к спасению, проходит мимо остальных, справедливо осуждая их за совершенные грехи. Бог поступает таким образом ради Своей славы».[39]
Объяснение осуждения
Учение об осуждении вызывает у арминиан чувство отвержения. И в этом они не одиноки. У многих волосы на голове становятся дыбом при мысли о том, что определенное количество людей может быть обречено на вечное наказание. Такие люди считают, что нам следует делать ударение на решении человека следовать за Христом, вместо того чтобы говорить о вечных Божьих решениях.
Отвергнув учение об осуждении, вы будете подвергать сомнению и остальные учения Святого Писания. Вот один из свежих примеров. В конце 70-х годов ХХ столетия, преподобный Гарри Бур подал жалобу (официальное возражение против общепринятого учения церкви) синоду христианской реформатской церкви. Он утверждал, что во всем Святом Писании нет ни одного доказательства в пользу учения об осуждении.[40] Взгляды преподобного Бура были только вершиной айсберга. В недавно опубликованной книге «An Ember Still Glowing» («Уголек все еще тлеет») он подвергает сомнению учение о полной человеческой греховности, ограниченном искуплении, индивидуальном избрании и Божьем суверенитете в области благодати и возрождения.[41]
Многие считают учение об осуждении неприемлемым. Ведь оно подразумевает, что Бог обрек некоторых людей на вечные мучения в аду еще до того как человечество впало в грех. «Бог сотворил и предопределил большую часть мира для вечного осуждения Своим суверенным волеизъявлением, не принимая во внимание какой бы то ни было грех» (заключение канонов Дортского синода).
Однако учение об осуждении ясно предполагает факт грехопадения. Осуждение избранных основано на их грехе и неверии. Те, мимо кого Бог прошел в соответствии со Своим вечным установлением, не являются грешниками из-за того, что Бог так решил (то есть пройти мимо них, не желая спасти).[42] Мы верим, что Господь совершенно справедливо вынес решение оставить большое количество людей в грехе и плачевном положении, в которое они сами ввергли себя. У Него есть право осудить их и наказать вечной смертью.
Господь решил, что Его гнев будет пребывать на осужденных. Он ожесточает их сердца. То есть Господь предает их собственным грехам и иногда использует их злые намерения для исполнения собственных целей в деле искупления. Во время судебных разбирательств, следствием которых было распятие Христа на кресте, Ирод, Понтий Пилат, язычники и народ Израильский вступили в заговор против Господа, дабы погубить Его. Но в конечном итоге, они совершили то, что было определено Богом от вечности в Его замысле относительно истории человечества.
Например, обратите внимание на текст Деяния 2:23, где Петр обращается к собравшимся иудеям: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили». Заметьте, что первая часть данного стиха указывает на то, что смерть Христа входила в Божье установление, тем не менее, вторая часть показывает, что человек полностью ответственен за свои грехи и неверие и достоин осуждения. Все люди ответственны перед Богом за свои поступки. Подобное учение представлено и в Деянии 4:27,28: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». И снова мы видим непосредственное соседство Божьего установления и человеческой ответственности. Таким образом, действующие лица не являются беспомощными марионетками в руках судьбы.
Мы не можем винить Бога за неверие человечества. Он отвергает не бедных невинных людей, а злых, порочных и нечестивых грешников. Осужденные не приходят к Христу. У них нет желания придти к Нему. «Ни одна живая душа за всю историю существования человеческого рода не получила отказа от Бога, возжелав от Него спасения. Еще не было ни одного человека, который, пожелав получить вечную жизнь, не смог обрести ее».[43] Господь предупреждал неверующих иудеев и призывал их порвать с греховной жизнью, однако они не послушали Его гласа. Бог отверг их как сосуды гнева, приготовленные для уничтожения (Рим. 9:22). Они преткнулись, не подчинившись Слову, к чему они и были предопределены (1 Пет. 2:8). Дабы показать Свою справедливость, Бог решил позволить им идти собственными путями.
Причина, по которой явлено осуждение: более великое прославление Бога
Но разве учение об осуждении не противоречит Божьей благодати и милости? Никак нет! Напротив, Божье установление было явлено нам, дабы мы могли познать Бога во всей полноте Его добродетелей и качеств. Бог есть любовь (1 Ин. 1:4), но также Бог есть гнев (Пс. 7). Наш Бог есть огонь поядающий. Как говорится в данной статье: «Более того, вечная и незаслуженная нами благодать избрания особенно ярко освещается Священным Писанием и наиболее ясно открывается через свидетельство того, что не все люди избраны, что некоторые не избраны или не включены в Божие вечное избрание». Аналогичная мысль была ранее выражена в первой статье канонов Дортского синода: «... Бог не поступил бы несправедливо, если бы Он пожелал оставить все человечество в грехе и под проклятием и осудить людей за их грехи...».
Учение об осуждении должно преисполнять нас благоговением и большим желанием прославлять Бога за благодать, которую Он даровал нам: «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен» (Рим.11:22). Господь позволяет Своим избранным понять, что Он вовсе не был обязан избирать их.
Учение Святого Писания об осуждении, представленное в канонах Дортского синода, не поддается человеческой логике. Осуждение — это непостижимая тайна. Поскольку мы уважительно относимся к богодухновенности Святого Писания, мы принимаем все изложенные в нем учения. Господь отвергает точно так же, как и избирает. Мы должны знать об Исаве, фараоне, Иуде и остальных людях, которые были созданы для осуждения, дабы еще больше прославить Его за наше искупление во Христе.
Шестнадцатая статья: объяснение учения об осуждении
Те, кто все еще не ощущает в себе живой веры во Христа или полного доверия сердца, мира совести, ревности сыновнего послушания и радости в Боге через Христа, но кто, тем не менее, использует средства, через которые Бог обещал соделать все это в нас, — такие люди не должны ни тревожиться об осуждении, ни причислять себя к осужденным; напротив, им следует продолжать быть усердными в применении этих средств, и ожидать времени преизобильной благодати в почтительности и смирении. Также тем людям, которые серьезно желают обратиться к Богу, угождать Ему одному и быть избавленными от тела смерти, но все еще не способным ходить путями праведности и веры, как бы они этого ни хотели, следует гораздо меньше страшиться учения об осуждении, поскольку наш милостивый Бог обещал, что Он не угасит курящегося льна и трости надломленной не переломит. Тем не менее, те, кто забыли Бога и своего Спасителя Иисуса Христа и предали себя всецело заботам мира и похотям плоти, — такие люди имеют полное основание пребывать в страхе перед этим учением, пока они всерьез не обратятся к Богу.
Учение об осуждении не должно вызывать тревогу о своей участи у благочестивых людей
Немощные в вере, которые все же пользуются средствами благодати (проповедь и таинства), не должны тревожиться при упоминании учения об осуждении, ибо это учение не предназначено для того чтобы сомневающиеся в своей вере падали духом.
Когда в шестнадцатой статье говорится о тех, «кто все еще не ощущает в себе живой веры во Христа...», там есть и продолжение, что верующие «...не должны тревожиться об осуждении...». В то же время, в данной статье дается объяснение, как верующие должны ходить в вере и указывается на способ, посредством которого они могут достичь преизобильной благодати.
Мы должны быть крайне прилежными, дабы укорениться в Господе и обетованиях Его Слова, принимая во внимание Его милость. Ибо Он начертал нас на дланях Своих (Ис. 49:16). Укрепление нашей веры требует старательности в использовании дарованных нам средств благодати, когда мы слышим Слово Господа и действуем в соответствии с ним. Ибо «...кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:25).
Должно проповедовать об осуждении
В Церкви нашего Господа Иисуса Христа необходимо проповедовать об осуждении. Служители должны без колебаний провозглашать всю волю Божью относительно нашего искупления (Деян. 20:27). Они не должны скрывать то, что явил Господь. Хотя Божье установление об осуждении относится к отдельно взятым людям, тем не менее, мы не знаем кто они. По этой причине нам не позволено считать какого бы то ни было человека осужденным Богом от вечности. У Церкви есть поручение проповедовать неповрежденное Евангелие всем людям.
Кроме того, как отмечает Жан Кальвин, Господь может использовать проповедь, чтобы собрать горящие уголья на головы осужденных. «Да, Его глас обращен к ним, но для того чтобы они еще более оглохли. Да, Он проливает свет, но для того чтобы они еще более ослепли. Да, Он провозглашает учение, но для того чтобы они еще более обезумели. Да, Он предоставляет целебное средство, но для того чтобы они не получили исцеления».[44]
Семнадцатая статья: дети верующих родителей, которые умирают в младенчестве
Поскольку все суждения о воле Божией должны быть основаны на Его Слове, которое удостоверяет, что дети верующих святы не по природе, но в силу благодатного завета, в который они включены вместе с их родителями, благочестивым родителям не следует сомневаться относительно избрания и спасения тех своих детей, которых Бог призывает из этой жизни в младенчестве.
Что мы можем сказать в данном случае о детях? Они зачаты и рождены в грехе и по своей природе являются детьми гнева. Следует ли их считать осужденными и невозрожденными до тех пор, пока они не докажут, что являются Божьими избранными? Может нам следует крестить их, подразумевая, что они избраны Богом?[45] Какова участь тех детей, которые умирают в младенчестве?
Арминиане обвиняют реформатов в том, что они крайне жестоко относятся к детям. С точки зрения арминиан, реформаты полагают, будто «множество невинных детей верующих родителей отрываются от материнской груди и ввергаются Богом-тираном в адское пламя, так что ни кровь Христова, ни крещение, ни молитвы церкви во время их крещения не могут помочь им» (заключение канонов Дортского синода). Эта статья ведет нас в правильном направлении, указывая на невыразимое утешение, которое получают богобоязненные родители посредством веры в обетования Бога завета. Дети также призваны из тьмы к свету вместе с родителями. Им принадлежат богатства Божьих обетований по причине того, что они являются членами завета и Церкви (Гейдельбергский катехизис, день 27, вопрос / ответ 74). В день Пятидесятницы апостол Петр обращается к народу завета со следующими словами: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим...» (Деян.2:39).[46]
Мы не становимся членами Церкви в момент публичного исповедания веры. Христос есть Глава и Царь Церкви. Дети являются такими же членами Его Тела и подданными Его Царства как и взрослые люди. Какой царь отвернется от детей и прикажет им покинуть пределы своего царства?
Дети верующих родителей освящаются во Христе (1 Кор. 7:14) и отделяются от греха для служения. Участь детей верующих родителей отличается от участи детей неверующих родителей. Поэтому нам не нужно попадать в паутину спекуляций относительно избрания и возрождения детей, которые умирают в младенчестве, но рассматривать данный вопрос с точки зрения Божьего завета.[47] На основании завета, родители могут быть уверены в избрании своих детей, умерших в младенчестве.[48] Святое крещение запечатлевает и подтверждает обетование Святого Духа, Который «посредством этого таинства уверяет нас в том, что Он будет обитать в нас и соделает живыми членами Тела Христова, передавая нам то, чем мы обладаем во Христе, а именно очищение наших грехов и повседневное обновление нашей жизни вплоть до того дня, когда мы предстанем без пятна и порока в собрании Божьих избранных в вечной жизни».[49]
В день возращения Христа, все дети верующих, которые умерли в утробе матери или в младенческом возрасте, воскреснут из мертвых и обретут прославленные тела. Мы исповедуем в статье 37 Бельгийского исповедания: «Тогда все люди: мужчины, женщины и дети, все, кто когда-либо жил на земле, от начала и до конца мира, предстанут пред великим Судьей... В качестве благодатной награды, Господь наделит их такой славой, какую человек никогда не смог бы представить. Поэтому мы с великим нетерпением ожидаем сего великого дня, чтобы насладиться полнотой Божьих обетований в Иисусе Христе, нашем Господе. Аминь, ей гряди, Господи Иисусе!»
Восемнадцатая статья: не возражение, а восхищение
Тем, кто недовольно ропщет в отношении благодати незаслуженного избрания и строгости справедливого осуждения, мы ответим словами Апостола: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:20), и словами нашего Спасителя: «Разве я не властен в своем делать, что хочу?» (Мф. 20:15). Мы же с почтительным восхищением этими тайнами восклицаем вместе с Апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь». (Рим. 11:33-36).
Первая глава завершается доксологией (славословием). Вся хвала и благодарение принадлежит Господу. Греховное сердце человека противится учению об избрании. Тем не менее, эта доктрина учит нас всецело полагаться на Божью милость. В то же время, всякая гордость, гуманизм, арминианство и самовосхваление подавляются этим учением. Наше непонимание всех аспектов и граней учения о безусловном избрании не дает нам права сопротивляться или противиться ему. Ребенок поступит неправильно и несправедливо, если предпримет попытку изменить родительские решения, которые он не полностью понимает. Попытка изменения решений нашего вечного, мудрого и совершенного Отца намного опасней и страшней. Вместо того, чтобы возражать Богу, мы должны восхищаться глубинами Его мудрости и знания (Рим. 11:33).
Апостол Павел прекрасно излагает эту истину в Послании к Фессалоникийцам: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес.2:13).
Вопросы
§ Почему многие люди либо противились учению о безусловном избрании, либо подвергали его сомнению? (Введение)
§ Достаточно ли называть первый грех «грехопадением»? (ст. 1)
§ Кто является инициатором нашего спасения? Используя примеры из современной жизни, обсудите, в каких случаях этот вопрос освещается не так как это должно быть на самом деле. (ст. 2)
§ Каким образом у нас возникает вера? Использует ли Господь людей в качестве орудия для достижения Своих целей? (ст. 3)
§ Кто определяет, где должно проповедоваться Евангелие? Действительно ли каждый человек услышит проповедь Евангелия, прежде чем возвратится Христос? (ст. 3)
§ Что такое истинная живая вера? (ст. 4)
§ Если причина неверия заключается в человеке, почему мы, в таком случае, не можем сказать, что причина веры также заключается в человеке? (ст. 5)
§ Действительно ли каждая ссылка на Божье призвание и избрание взаимосвязана с Его избранием от вечности? (статья 6)
§ Многие люди считают учение об избрании трудным для понимания и внушающим страх. Как эта доктрина может даровать нам утешение? (ст. 6)
§ Какова связь между избранием и заветом? (ст. 6)
§ Объясните, что такое предопределение и избрание. (ст. 7)
§ Мы не можем отделить работу Христа в истории от Божьего избрания в вечности. Объясните это утверждение. (ст. 7)
§ Где проявляется процесс избрания видимым образом? (ст. 8)
§ Избрание является плодом нашей веры. Обсудите это утверждение. Истинно оно или ложно? (ст. 9 и 10)
§ Как объяснить факт неизменности Бога в свете библейского учения о покаянии? (ст. 11)
§ Можем ли мы быть уверены в том, что принадлежим к числу избранных к вечной жизни? (ст. 12)
§ Почему мы не вольны жить так, как нам заблагорассудится? (ст. 13)
§ Принимал ли Бог во внимание греховные действия человечества, вынося постановление об осуждении? (ст. 15)
§ Должно ли Евангелие проповедоваться всем людям, если некоторые из них уже отвергнуты Богом? (ст. 16)
§ Как родители могут быть уверены в том, что их дети, умершие в младенчестве, избраны Богом? (ст. 17)
[19] Ж. Кальвин, Concerning The Eternal Predestination of God (перевод и вступительная статья Д. К.С. Райда, опубликованы издательством «Джеймс Кларк энд компани», 1982), стр.58
[20] В. Х. Кайенга, The U in Tulip – Unconditional Election, Christian Renewal (29 апреля 1996 года)
[21] Р. Ч. Спрол, Chosen by God (Wheaton, Tyndale, 1986), стр.98
[22] Д. Фабер, To the Praise of His Glory (Launceston, Geneva, 1971), cтр.14
[23] В Деяниях 16:19 и Иакова 2:6 то же самое греческое слово, переведенное в Иоанна 6:44 как «привлечет», используется и переводится на английский язык как «drag» - «привлечь», «влечь». «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян.16:19).
[24] Д. Ван-Гендерен, Covenant and Election (Neerlandia, Inheritance, 1995), cтр.76
[25] Там же, стр.78
[26] Там же, стр.58
[27] Г. К. Берковер, Divine Election (Grand Rapids, Eerdmans, 1960) cтр.51
[28] Ж. Кальвин, Institutes of the Christian Religion (McNeill and Battles edition, Westminster Press, 1960), 3:21:5.
[29] Д. Ван-Амстел, Dort in Kort (Goes, Oosterbaan and Le Cointre, 1987), cтр.18
[30] Д. Камфус, Aantekeningen Bij D. A. Heyns Dogmatiek (Kampen, Vandenberg, 1982), cтр.33
[31] Д. Г. Феенстра, De Dordtse Leerregelen (Kampen, Kok, 1950), cтр.40
[32] Для дополнительного чтения, С. Тримп, The Brides Treasure, стр. 48, 49
[33] И. Палмер, The Five Points of Calvinism (Grand Rapids, Baker, 1972), cтр.26
[34] Р. Ч. Спраул, Chosen by God, 157 стр.
[35] Е. Куп, De Dordtse Leerregels Dicterbij Gebracht (Campen, Vandenberg, 1983), cтр.44-45
[36] Г. Кваккел, Uitgekozen (Barneveld, Vuurbaak, 1990), cтр.39
[37] Covenant and Election, cтр.74
[38] De Dordtse Leerregelen, cтр.59
[39] Е. Х. Палмер, стр. 95.
[40] Х. Бур, The Doctrine of Reprobation in the Christian Reformed Church (Grand Rapids, Eerdmans, 1983) стр.7
[41] Больше информации по данному вопросу вы можете почерпнуть из работы Д. Болта A Smoldering Ember: Harry Boer's continuing battle with Reformed tradition, Calvin Theological Journal, 26 (1991) cтр.111-124
[42] Ф. Х. Клоостер, Harry Boer's battle against reprobation, Calvin Theological Journal 19 (1984) cтр. 59
[43] Г. Гирод, The Deeper Faith (Grand Rapids, Reformed Publications, 1958) cтр. 25
[44] Наставление в христианской вере, 3:21:13.
[45] Положение младенцев и детей обсуждалось на протяжении лет, предшествовавших отделению части нидерландских реформатских церквей от официальной государственной церкви в 1944 году. Больше информации по данному вопросу вы можете почерпнуть из работы П. К. Кайзера, Church History (Neerlandia, Inheritance, 1990) cтр.196-203, и В. В. Г. Ван-Она, Inheritance Preserved (Winnipeg, Premier, 1991) cтр. 35-43
[46] У Кальвина есть несколько достойных внимания высказываний относительно вопроса о положении детей в завете в комментарии на Быт. 17:7, Деян. 2:39 и Рим. 9:6.
[47] С. Тримп, стр.54
[48] В своей книге Surprised by Syffering (Wheaton, Tyndale, 1988) cтр.186-187 Р. Ч. Спраул пишет: «Каждый раз, когда человек умирает до достижения сознательного возраста (который зависит от развития умственных способностей), мы должны обращаться к особому ниспосланию Божьей милости». В таких утверждениях не приняты во внимание обетования Божьей благодати, которые дарованы как верующим, так и их детям. Богу не нужно применять «особую» благодать к тем, кто умер до достижения сознательного возраста.
[49] Форма крещения младенцев, Книга хвалы.
Этот материал еще не обсуждался.