30.11.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Распад, изгнание и восстановление

3.7. На пути к Новому Завету

1. Из большого количества личностей, которые встречаются в Книге Царств и Паралипоменоне, в Новом Завете упоминаются всего лишь несколько. Не будем говорить о Давиде и Соломоне, поскольку о них было уже сказано в книге “От Иисуса Навина к Соломону” (4.7). Наиболее часто встречается имя Илии. Ангел, возвестивший о рождении Иоанна Крестителя, связывает его с Илиёй. Иоанн будет идти перед Богом “в духе и силе Илии” как Его вестник. Сам Иисус утверждает эту связь (Мф. 11,14). Другие видят в Иисусе самого пророка Илию (Мф. 16,14). Вместе с Моисеем Илия появляется на “горе преображения” (Мф. 17,3). Стоящие у креста, которые совсем неправильно поняли обращение Иисуса к Богу, приписывают Ему призывания Илии (Мф. 27,46). Апостол Павел поясняет своё понимание, что также в его время осталась горсть тех, которых выбрал Бог по Своей милости. Они вместе с теми семью тысячами, которые не преклонили свои колена перед Ваалом, хотя Илия думал, что он остался только один (Рим. 11,2). Апостол Иаков ссылается на молитву Илии, который сначала просит, чтобы не было дождя, а через три с половиной года – о даровании дождя. Молитва праведника – сильна и всегда приносит результат (Иак. 5,16; срн. Откр. 11,6). Тот факт, что Илия был послан к вдове в языческую Сарепту в Сидоне, а не к другим вдовам в Израиле, Иисус использует, чтобы показать, что Он также нежелательный в Своём родном городе (Лк. 4,23).

Рядом с Илией также Елисей является для Иисуса примером особенного пути, которым может идти Бог с не-израильтянами: много людей в Израиле страдали от проказы, но только сириец Нееман был исцелён (Лк. 4,27). Как Илия сравнивается с Иоанном Крестителем, так мы можем сравнить Елисея с Самим Иисусом. Некоторые чудеса, которые совершил Елисей, напоминают нам чудесную силу Иисуса (чудесное насыщение сотни пророков (4 Цар. 4,42), исцеление Неемана, страдавшего от проказы (4 Цар. 5,1)). Однако следует указать и очевидные различия: например, если вспомнить умерщвление Елисеем насмехающихся мальчиков из Вефиля (4 Цар. 2,23) и молитву Иисуса о прощении людей, которые Его распяли (Лк. 23,34).

Из множества пророков времён царей рядом с Илией и Елисеем называется только Захария, в ситуации, когда Иисус указывает фарисеям и старейшинам на серьёзную ответственность за пролитую невинную кровь: “Да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля, до крови Захарии, сына Варахия, которого вы убили между храмом и жертвенником” (Мф. 23,35; срн. 2 Пар.24,20).

В родословной Иисуса (Мф. 1,1) действительно упоминаются имена разных царей Иуды, но ни те, ни другие цари обоих царств Израиля дальше не встречаются в Новом Завете. Даже в Евр. 11 среди тех, кто прославляется за свою истинную веру, не упоминается ни один царь, кроме царя Давида. К  тем, кто своей верой покорил царства, мы должны причислить скорее судей, таких как Девора и Барак, Гедеон и Иеффай (Суд. 4,15; 7,22; 11,33), чем царей Иуды.

 

Очевидно, следует говорить о пророке Захарии, сыне Иодая, как он назван в 2 Пар. 24,20. Почему этот пророк в Матфея называется сыном Варахия, понять нельзя. Поскольку Паралипоменон – последняя книга в еврейской Библии, пара Авель (Бытие, начало первой библейской книги) и Захария (2 Паралипоменон, конец последней библейской книги) может охватить всех невинно убиенных праведников (особенно пороков). Также после Захарии в ветхозаветном периоде происходят убийства пророков, как напр., Урии, сына Шемаии из Кариаф-Иарима (Иер. 26,20) при правлении царя Иоакима.

Для более детального рассмотрения параллелей между Илией и Иоанном Крестителем с одной стороны и Елисеем и Иисусом с другой см. Гамильтона [Hamilton 2001,445]. Коллинс [Collins 2004,268] выносит негативный приговор над Елисеем. Его чудеса, по его словам, слабо демонстрируют мораль, которая присутствует во всей еврейской Библии. Чудеса Елисея – это легенды, берущие своё начало в народной религии.

Где Новый Завет показывает Израиль как предупреждение (1 Кор. 10,6) или всех людей как грешников (Рим. 3,9), упоминается либо период хождений по пустыне, либо цитируются псалмы, но мы нигде не находим, чтобы говорилось о духовном падении в период царей.

 

2. Из сказанного выше, конечно, не сделаешь вывод, что Новый Завет категорически стоит против царей и царств. Хотя эта тема как таковая нигде не обсуждается, мы имеем достаточно сведений, чтобы не делать негативных выводов. После благодарения Иисусом Своего Отца за то, что утаено от мудрецов и разумных, а открыто простым людям, Он говорит Своим ученикам: “Говорю вам, многие пророки и цари желали видеть то, что вы видите” (Лк. 10,24). В этом случае мы можем думать о таких царях, как Мелхиседек (срн. Евр. 7,1), Давид, Соломон (в его лучшие дни), Езекия и Иосия. Множественное число “цари” позволяет увидеть, что далеко не все цари в Ветхом Завете имели плохое имя!

Конечно, земное царство наполнено такими сомнительными аспектами, как богатство царей (Мф. 11,8) и их властвование, позволяющее угнетать свои народы (Мф. 20,25). Ведение войны – это их занятие (Лк. 14,31).

Самуил зашёл слишком далеко, когда он нарисовал только образ жадного царя (1 Цар. 8,10). Однако он не наговорил нелепостей. Поскольку власть царя делает его также очень опасным. Мы должны быть благодарны, что сегодня имеем дело с конституционными монархиями, когда власть правителя ограничена и закон стоит выше личности царя.

 

Мы можем быть благодарны за наш царский дом и в то же время иметь возражения против триединства “Бог, Нидерланды и дом Оранских”, будто бы оно, чтобы выразиться по-библейски, - “втрое скрученная нитка”, которая не может порваться (срн. Еккл. 4,12). После изгнания в триединстве “Бог, Израиль и царский дом Давида” мы больше не находим никакой политики. Пусть такое триединство будет актуальным для Нидерландов.

 

Царство, как оно обретает свои очертания в Иисусе, демонстрирует совсем иной характер, чем земное царство. В Его Царстве властвует другой стиль, чем в земных царствах (Ин. 18,36). Столкновение с силами мира – неизбежно. Христиане будут преследоваться царями и правителями (Мф. 10,18).

Однако царство как таковое вовсе не заслуживает осуждения. Христиане должны подчиняться мирским властям, так как они поставлены Богом (Рим. 13,1). Человек должен молиться за всех царей и начальствующих (1 Тим. 2,2). Имя Иисуса должно быть возвещено Павлом перед всеми народами и царями (Деян. 9,15). Вероятно, ещё Иоанн Креститель занимался таким прославлением перед Иродом четвертовластником (Мф. 14,3), а также Павел перед правителями Феликсом и Фестом и царём Агриппой (Деян. 24,3; 25,9). Апостол Павел даже был готов отвечать перед кесарем (Деян. 25,11; 28,19). Кто желает просветить народы Евангелием, не может пройти мимо их правителей. Следует заметить такой красноречивый факт, что в новом Иерусалиме цари засвидетельствуют свою славу (Откр. 21,24).

Но нигде не проявляется позитивная оценка царства яснее, как самим Иисусом, Который как Мессия является Царём “иудеев” или “Израиля” (Мф. 2,2; 27,11.42; Ин. 1,49; 12,13; 18,37). Он происходит из дома Давида, и многие иудейские цари являются Его предшественниками (Мф. 1,6; Деян. 13,22). На страшном суде Сын Человеческий выступит в роли Царя (Мф. 25,34.40). Царство Иисуса распространяется не только на Израиль, так как Ему дана вся власть на небе и на земле (Мф. 28,18; 1 Кор. 15,24; 1 Тим. 6,15). Иисус правит в Небесном Царстве, о котором так подробно написано в Новом Завете (Мф. 5,3.10.19; 20,1; 22,2 и др.). Из всего видно, что в этом Царстве всё происходит совсем по-другому, чем в каком-либо мирском царстве (срн. Ин. 18,36). Но оно всё-таки называется Царством с подчинёнными, над которыми Иисус Христос – Царь. В отличие от всех других царств, Царству Иисуса не придёт конец (Лк. 1,33; 2 Петр. 1,11), пока не будет завершена Его работа как Спасителя. Он – Царь, пока Бог не положит к Его ногам всех врагов. После этого Христос передаст Свою царскую власть Богу Отцу, Который будет править всем и всеми (1 Кор. 15,25).

 

Лука 10,24 называет пророков и царей, в то время как параллельный текст из Матфея 13,16 говорит о пророках и праведниках. При разных обстоятельствах Иисус говорит о трёх категориях (пророки, цари и, больше в общих чертах, праведники). В Исаии 52,15 тоже говорится о “царях”, которые умолкнут, когда увидят “страдающего Раба Божьего” (Ис. 53). И также в Исаии 60,3, где цари будут приведены светом Иерусалима. Однако в этих эпизодах речь идёт о царях после особенного откровения о спасении, в то время как Лука и Матфей говорят о царях до деяния Мессии.

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.