30.11.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Распад, изгнание и восстановление

3.6. Детали Паралипоменона

В заключение к тому, что я написал в книге “От Иисуса Навина к Соломону” о сведениях, которые предлагает Паралипоменон о царях Давиде и Соломоне, я хочу добавить следующее. В Паралипоменоне речь идёт о продолжении царства Давида, при этом без описания историй царей Десятиколенного царства.

Описание истории в Книге Царств и Паралипоменоне не всегда гармонирует с критериями современного писания истории. Много деталей ставят нас перед трудно разрешимыми проблемами. Но в основных чертах нет никаких расхождений. Так, не существует ни одного царя, который бы в одной книге был представлен в позитивном свете, а в другой – в негативном, или наоборот. Это не относится также и к царю Авии, хотя его образ в Паралипоменоне выглядит немного позитивнее, чем в Книге Царств.

Такая направленность на Иуду как настоящий Израиль вовсе не значит, что цари Давида лучше представлены, чем в Книге Царств. Паралипоменон также не щадит их, даже царя Иосию, хотя он, как и Езекия, может выдержать сравнение с Давидом. Что касается смерти Иосии, Паралипоменон сообщает, что он не послушал голоса Бога, Который говорил к нему через фараона Нехао (2 Пар. 35,22).

Очень часто в Паралипоменоне прослеживается связь между непослушанием и наказанием (2 Пар. 12,2; 16,7; 24,23; 25,20; 28,5.19; 33,10), или между послушанием и благословением (2 Пар. 13,18; 17,4; 27,6). Но описание истории в Книге Царств в равной мере обращает внимание на эти закономерности (3 Цар. 11,33; 13,21; 14,7.13; 20,28.36.42; 21,29; 4 Цар. 1,16; 10,30; 19,28; 21,15; 22,19). Согласно некоторым толкователям автор Паралипоменона считал своим долгом акцентировать внимание на такого рода соотношениях, поскольку он не встречал их в своих источниках. Так он дал объяснение длительному периоду правления царя-беззаконника Манассии, выдумав раскаяние Манассии. Ведь иначе Манассия никогда не смог бы править так долго!

Но и в Паралипоменоне существует аналогичная ситуация, когда вторжению врагов не дано никакого объяснения. Я имею в виду вторжение Зарая эфиопа при правлении царя Асы (2 Пар. 14,8), моавитян при царе Иосафате (2 Пар. 20,1) и Сеннахирима при Езекии (2 Пар. 32,1). Кто испытывает трудности в связи с соотношением грех – наказание, должен чувствовать эти трудности на протяжении всей Библии. От Бытия к Откровению существуют сотни таких примеров. Было несправедливо воспринимать связь между грехом и наказанием как догму, и фальсифицировать историю, чтобы поддерживать эту догму. Конечно, связь между непослушанием и наказанием существует, но она вовсе не что-то само собой разумеющееся, поскольку в таком случае она бы сковала все неожиданные действия Яхве. Это всё чаще становится понятным, и может быть продемонстрировано словами из Книги Царств и Паралипоменона: Яхве поступает с Израилем и Иудой не по их грехам и воздает им не “по их беззаконию” (срн. Пс. 102,10).

Гнев Господний может стать настолько сильным, что больше невозможно будет никакое спасение (2 Пар. 36,16). Однако после этого тоже остаётся надежда. Вспомним, что Паралипоменон был написан после возвращения изгнанников в пределы Иудеи и Израиля (2 Пар. 36,22). Тогда было ещё очень мало таких, кто бы думал о восстановлении былой славы. И всё же кто-то пишет здесь историю Израиля с убеждением, что Яхве дальше будет следовать Своим обещаниям дому Давида. В период изгнания земля получила возмещение за свои субботние годы, которые в своё время не были приняты во внимание, по словам автора (2 Пар. 36,21). А потом? Описание нужды из прошлого не может быть ничем другим, как только с пророческой целью. Яхве, Который совершил такие великие дела, и дальше будет действовать. Остались обещания, которые ещё не выполнены. Существует надежда для маленькой Иудеи, хотя она стала частью большого Персидского царства. Но маленькая Иудея – это целый Израиль (срн. 2 Пар. 11,3; 29,24 и др.), который ожидает выполнения обещаний, данных царю Давиду.

Поэтому вовсе не случайно, что при описании служения в храме, которое в Паралипоменоне играет главную роль, огромное значение придается радости и пению “по уставу Давидовому” (2 Пар. 23,18; 29,25; 30,21). Как Книга Царств, так и Паралипоменон описывают падение царства Иуды. Однако песня не должна умолкать, поскольку авторы Паралипоменона знают, что после изгнания Яхве снова присутствует в обновлённом храме, и люди могут верить Его обещаниям.

 

Некоторые утверждают, что Книга Царств говорит о царе Авии в негативном плане, в то время как Паралипоменон делает из него благочестивого царя. Но всё хорошее, что говорит Паралипоменон о Авии, не исключает того приговора, который выносит ему Книга Царств. Авия совершал такие же грехи, как его отец (Ровоам) грешил до него, так что его сердце не полностью принадлежало Яхве (3 Цар. 15,3). Мы должны быть очень осторожны в своих суждениях, прямо связывая выражения подобные “он делал зло (добро) в глазах Яхве” с реальным приговором. Речь идёт о неправильных поступках, а не (всегда) о личностях, достойных порицания. Также о Давиде (2 Цар. 12,9 касательно Вирсавии) и о Соломоне (3 Цар. 11,6 – почитание чужих богов) говорится, что они делали зло в глазах Яхве, но при этом данные слова не являются основными в их образе.

Ван ден Борн [Van den Born 1960,224] утверждает, что Паралипоменон стоит перед проблемой, как мог очень грешный царь Манассия править не менее 55 лет. Паралипоменон разрешил бы это “противоречие”, вставив наказание и раскаяние Манассии. Это мне напоминает фальсифицирование истории, которое базируется на догматической точке зрения, приписываемой автору Паралипоменона. См. также Раубоса [Roubos 1985,301] о царе Иосии. Когда этот благочестивый царь гибнет в сражении против фараона Нехао, он, должно быть, не обратил внимания на предупреждения Яхве. “Мы находимся на опасной территории, где также находились друзья Иова. Они очень хорошо все это знали! Автор Паралипоменона тоже знал это очень хорошо!” Раубос ссылается на веру в неисповедимость Господних путей. Я считаю, что проблема вовсе не в том, что автор Паралипоменона “знал это очень хорошо”, но в том, что мы очень быстро вынесли ему свой приговор.

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.