Йохем Даума
Распад, изгнание и восстановление
3. ДВУХКОЛЕННОЕ ЦАРСТВО ИУДЫ
3.1. Пророки в Иудее
1. Терпение, которое Яхве демонстрировал по отношению к Израилю, к Иуде оказалось ещё больше. Между разделением царства и изгнанием Десятиколенного царства прошло около двухсот лет. Между разделением и изгнанием Двухколенного царства прошло триста пятьдесят лет. Не существует другого объяснения такого длительного периода, чем то, что Иерусалим – это город, который Яхве избрал, чтобы утвердить там Своё Имя. Там Он хотел дать “светильник” потомкам Давида (3 Цар. 15,4; 2 Пар. 21,7).
Большее терпение к иудеям объясняется вовсе не лучшим отношением к Яхве. Ещё при первом царе Ровоаме на каждом холме и под каждым деревом можно было найти высоты и посвященные камни. По праву можно поддать сомнению, что эти “высоты” на данной стадии развития истории Иуды использовались для служений Яхве. Даже встречался “посвященный” блуд. Люди занимались тем, что было свойственно народам, населявшим Ханаан до поселения там народа Израиля (3 Цар. 14,24). Похоже, что автор считает народ на юге ещё более укоренившимся во зле, чем на севере. Ведь о севере мы читаем, что цари заставляли народ грешить, следуя плохому примеру Иеровоама, сына Навата. Здесь же мы прямо читаем, что Иуда (3 Цар. 14,22), или народ (3 Цар. 22,44; 4 Цар. 12,4; 15,4.35) испытывали терпение Яхве и совершали жертвоприношения на высотах. Могло быть, что царь (Иоафам) хотел выбрать правильное направление, но народ продолжал грешить (2 Пар. 27,2).
Если дальше сравнивать ситуацию с Израилем, можно прийти к выводу, что здесь влияние пророков выделяется намного меньше, чем среди Израиля. Они там тоже находились, начиная с “человека Божьего из Иудеи” при правлении Ровоама (3 Цар. 13,1) и до Иеремии во времена последнего царя Седекии (2 Пар. 36,12). Мы встречаем сообщения о пророках при всех иудейских царях, кроме четырёх (Охозии, Иоафаме, Ахазе и Аммоне встречаем упоминания о пророках при всех иудейских царях, кроме четырёх ()е поселения там народа Израиля. ). Среди пророков упоминается одна женщина – пророчица Олдама (4 Цар. 22,14; 2 Пар. 34,22).
В Двухколенном царстве было намного больше пророков, чем названо. Так, иногда о пророках говорится во множественном числе, что создаёт впечатление, что в Иудее пророки тоже жили и действовали группами (4 Цар. 21,10; 23,2; 2 Пар. 20,20; 24,19).
Пророки в Иудее действовали не так ярко, как Илия и Елисей в Десятиколенном царстве. Этот факт можно соотнести с обстоятельством, что в Иерусалиме помимо пророков находились ещё и верные Яхве священники. Среди них нужно вспомнить таких сильных личностей, как первосвященника Иодая и его сына Захарию при правлении царя Иоаса (4 Цар. 11,4; 2 Пар. 24,20) и первосвященника Хелкию во времена царя Иосии (4 Цар. 22,8).
Терпение Яхве, продемонстрированное при безбожном царе Иораме иудейском, который женился на дочери Ахава, выражается следующим образом: Иорам делал плохое в глазах Господних, но Яхве не хотел искоренять дом Давида из-за завета, который Он с ним заключил; Он ему обещал, что светильник его царского дома будет гореть навеки (4 Цар. 8,19; 2 Пар. 21,7). “Светильник” (евр.: nēr или nīr) выступает прообразом продолжительности династии Давида. Возможно, что и царя тоже можно считать горящим светильником. Так Давида называют “светом Израиля”. В 2 Цар. 21,17 люди Давида клянутся, что он больше не будет выступать с ними против филистимлян, “чтобы ты не погасил светильника Израиля”. Царя называют “светильником”, поскольку благосостояние народа зависит от него. Такого рода светильником должен быть снова его сын и преемник [Van der Kooy 1974,49].
Наряду с вышеназванными первосвященниками следует сказать и о первосвященнике Амарии (2 Пар. 9,11), о котором мы читаем, что он через восстановление судейства Иосафатом был поставлен главным в коллегии, состоящей из левитов, священников и старейшин (2 Пар. 19,8). Мы читаем, что было проведено разделение между “всяким делом Господним” и “всяким делом царя” (2 Пар. 19,11). Так как в судейской коллегии восседали также старейшины, можно представить себе такое разделение как разделение на “общественные” и “культовые” дела. Старейшины будут заниматься больше общественными делами (“всякое дело царя”), а священники – делами, связанными со служением. См. Ноордтзея [Noordtzij 1957,234], который при этом замечает, что на Древнем Ближнем Востоке одним из наиболее серьёзных пороков была почти полная бесправность широких кругов населения.
Единственный раз и левит действует с силой пророка. Когда моавитяне, аммонитяне и маонитяне в большом количестве выступили против Иудеи при правлении Иосафата, в Иерусалиме был объявлен пост. На левита Иозиила сошёл Святой Дух. Он призвал не бояться, поскольку Яхве дарует им победу (2 Пар. 20,14).
2. Влияние пророков на развитие в царстве Иуды было также немаловажным. Это мы замечаем, прежде всего, когда звучит призыв к реформации. Так, пророк Самей побуждает Ровоама к раскаянию. Яхве не погубил его окончательно, так как “и в Иудее было нечто доброе” (2 Пар. 12,12). Это “доброе” является более броским в описании истории Иуды, чем Израиля.
Во времена правления Асы пророку Азарии, сыну Одеда, удалось склонить Асу убрать всех идолов из Иудеи и Вениамина. Его чистка коснулась даже тех городов, которые он завоевал в горной земле Ефрема. Люди из колен Ефрема, Манассии и Симеона, которые жили в его царстве как чужеземцы, поклялись в верности Яхве (2 Пар. 15,8). Равно как из действий “пророка из Иудеи” при Иеровоаме, так и при Асе и более поздних царях Иуды мы не раз видим, что люди осознавали своё духовное родство с северным царством.
Пророки, чьё имя нам неизвестно, играли свою роль при правлении Иоаса. В его дни приобрели огромное значение реформаторские действия под руководством первосвященника Иодая. Однако этот процесс длился недолго. После смерти Иодая царь Иоас выбрал другой курс, к чему его склонили князья Иуды. Пророки увещевали его и князей Иуды, но это было бесполезно. А наказание не заставило себя долго ждать. Войско сирийцев вторглось в землю Иуды, а Иоас погиб через заговор (2 Пар.24,17).
В дни царя Езекии произошла вторая реформация со своего рода обновлением завета (2 Пар. 29,10) и празднованием Пасхи, на которое были приглашены также израильтяне, которые не находились в изгнании. Начиная с храма, вся земля (Иуда и Израиль) были тщательно очищены от всяких идолов (2 Пар. 29). О пророках, которые бы сыграли при этом свою роль, не сказано ни слова. Великий пророк Исаия появляется на сцене, когда Иерусалим был осаждён Сеннахиримом, и Исаия образно рассказывает об освобождении города (4 Цар. 19,2.20). Также Исаия предрекает смертельно больному Езекии ещё пятнадцать лет жизни (4 Цар. 20,1). И снова именно Исаия приходит наказать Езекию за то, что он показал все свои сокровища посланникам из Вавилона, и предвещает его потомкам изгнание (4 Цар. 20,12).
Во времена преемника Езекии Манассии снова появляются пророки, чтобы объявить об изгнании. Безбожностью Манассии Иудея опускается на самый низ. После его деяний звучит окончательный приговор. Над Иерусалимом Яхве “протянет мерную верёвку Самарии и отвес дома Ахавова” (4 Цар. 21,13). Что случилось с северным царством, теперь коснётся и южного царства!
Однако это ещё не был конец. При правлении царя Иосии в храме находят книгу закона, текст которой был предан забвению. После того, как ему прочитали книгу закона, Иосия просит совета Яхве. Пророчица Олдама помогает ему. Она открывает, что Яхве сошлёт несчастье на Иерусалим, поскольку люди отреклись от Него. Но в то же время у неё была и добрая весть для самого царя, который смирился перед Яхве. Ему не придётся собственными глазами видеть несчастье, которое Яхве сошлёт на Иерусалим. Иосия не остаётся пассивным и берет на себя руководство реформами, которые после первосвященника Иодая и царя Езекии можно назвать третьей волной реформ. “Весь народ” присоединился к (обновлённому) завету с Яхве (4 Цар. 23,1). По-новому и ещё величественней, чем при царе Езекии (2 Пар. 35,18), была отпразднована Пасха, в которой участвовало также множество народа из севера. Снова – то есть, третий раз в истории Иуды – происходит “уничтожение языческого культа”, в котором далеко за пределами Иуды уничтожаются “мерзкие вещи”, которые стали на пути правдивого служения Яхве (4 Цар. 23,4; 2 Пар. 34,4). Проведение этих реформ зашло настолько далеко, что Иосия обязал всех жителей Израиля служить Яхве, их Богу (2 Пар. 34,33).
Всё же исполнение приговора над Иудой невозможно было остановить. Навуходоносор из Вавилона исполнил этот приговор, который стал неминуемым после всего, что было сказано Яхве через пророков. До последнего момента. Также изгнанный царь Седекия не прислушался к убеждениям пророка, который был послан к нему Самим Яхве, – пророка Иеремии (4 Цар. 24,2; 2 Пар. 36,12.16).
Как в Израиле, так и здесь есть такие пророки, о которых мы узнаём что-то особенное. При царе Ровоаме – Самей (3 Цар. 12,22; 2 Пар. 11,2); при царе Авии – Адда (2 Пар. 13,22); при царе Асе – Азария, сын Одеда (2 Пар. 15,1); при царях Асе и Иосафате – Ананий (2 Пар. 16,7; 19,2); при царе Иосафате – Елиезер, сын Додавы (2 Пар. 20,37); при царе Иораме – Илия или кто-то из его учеников (2 Пар. 21,12); при царе Амасии – “человек Божий” и “пророк” (2 Пар. 25,7.15); при царе Ахазе – Одед (2 Пар. 28,9); при царе Езекии – Исаия, сын Амоса (4 Цар. 19, 20; 2 Пар. 32,20); при царе Иосии – пророчица Олдама (4 Цар. 22,14; 2 Пар. 34,22); при царях Иосии и Седекии – Иеремия, который также сложил плачевную песню после смерти Иосии (2 Пар. 35,25; 36,12).
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.