05.11.2010
Скачать в других форматах:

Кларенс Стам

Дух и Невеста. Размышления о работе Духа Святого

20. Грех против Духа Святого

 

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»

(Матфея 12:31,32). 

 

Время от времени поднимаются вопросы относительного того, что является грехом против Духа Святого. В этом тексте Матфей  пишет о хуле на Духа Святого или о противлении Духу Святому. В параллельных текстах Писания мы читаем, что Марк пишет о хулении Духа Святого, и добавляет, что люди, поступающие таким образом, «подлежат вечному осуждению» (Мк. 3:28). А евангелист Лука не употребляет подобных специфических слов (Лк. 11:17-22).

В Послании к Евреям 6:6 можно прочесть о грехе отступничества (отпадении), о грехе, после совершения которого невозможно быть обновленным  покаянием. Апостол Иоанн ссылается на «грех к смерти» (1 Ин. 5:16) и добавляет: «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:17).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существует ряд грехов, которые признаются худшими, чем другие . Но один грех – хула на Духа Святого - наиболее серьезный, поскольку он приводит к смерти, вечному осуждению и является непростительным. В этой связи католическая теология ссылается на простительные и непростительные грехи, и мы знаем о списке семи смертных грехов. Реформатские церкви отбросили список семи смертных грехов, но все же один грех к смерти остается очевидным: хула на Духа Святого.

 

Все ли грехи одинаковы?

 

Существует ли градация степени согрешений? Не все ли грехи одинаковы? Есть ли грех, который не может быть прощенным, и какой именно? В своей пасторской работе я иногда встречал  верующих людей, которые считали, что совершили непростительный грех, и это приводило их в ужас и отчаяние, поскольку они думали, что им больше не будет прощения. Когда таких людей спрашивали, что конкретно они совершили помимо своих остальных постоянных грехов, что заслуживало бы вечного осуждения, они часто сами не знали. Они всего лишь имели отвратительные переживания.

Мы избегаем разговора об этом грехе, потому что его последствия очень серьезны, и, возможно, поскольку не можем должным образом охватить его смысл. Что же это на самом деле? Довольно редко приходится слышать проповеди служителя, предупреждающие о данном грехе. Это не тот грех, о котором так просто упоминается, если упоминается вообще в пасторской работе с людьми. А как часто служители (включая пресвитера) предупреждают об опасности этого греха в личной беседе?  Господь Иисус ясно предупреждает о нем, это также делают и апостолы в своих посланиях. Как же мы можем его игнорировать?

 

Пристальное внимание

 

Один аспект необходимо прояснить с самого начала. Когда Господь Иисус  в разговоре с фарисеями касался темы хулы на Духа Святого, Он не намеревался устрашить этим Свою Церковь. Нам не нужно бояться. Он желает, чтобы мы пристально обратили внимание на данный вопрос. Этим объясняется Его выразительное обращение в 31 стихе: «Посему говорю вам…». Для нас это означает: слушайте внимательно, не устрашайтесь, а принимайте наставление и увещевание. Христос предупреждает, чтобы мы не  совершили этого греха. Это также проповедь любви Божьей, которая движет Иисусом Христом.

Господь Иисус из любви предупреждает об опасности  хулы на Духа. Дальше мы рассмотрим, когда именно Христос делал подобное предупреждение, что подразумевает под этим предупреждением Господь, и почему это предупреждение Им так выделяется.

 

Нет постоянного упоминания об этом грехе

 

Важно отметить, что Господь Иисус не обращается постоянно  к упоминанию данного греха и его предупреждению. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки утверждается, что предупреждение было сделано только один раз – во время особенной конфронтации с фарисеями, в очень критический момент Его служения. Здесь очень важно отметить, что этот факт имеет решающее значение в нашем понимании греха против Духа Святого. Сейчас мы ограничимся описанием, сделанным Матфеем, поскольку оно обозначит непосредственный контекст для нашего дальнейшего исследования.

Текст данного отрывка Писания начинается словами: «Посему говорю вам…». Буквально здесь говорится: «Вследствие этого Я говорю вам…».  Господь Иисус делает нам предупреждение в виде вывода, сделанного вследствие процесса размышления над определенными событиями. Мы увидим, каким образом он возник.

 

Противостояние относительно субботы

 

Мы читаем в 12 главе о противостоянии, которое произошло с фарисеями  в  субботу из-за исцеления человека, имевшего сухую руку. На самом же деле, фарисеи хотели спровоцировать Господа, спрашивая: «…можно ли исцелять в субботу?» Они искали повод (а точнее, законный повод), чтобы обвинить Иисуса и осудить Его за совершение проступка. Иисус не стал избегать противостояния. Господь Иисус исцелил человека, и был, мы читаем об этом далее, в 14 стихе, осужден на смерть: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его». Еврейские лидеры приняли решение и избрали линию поведения: Иисус должен быть убит, потому что Он является нарушителем закона.

Отметим, что Сам Господь Иисус пока не хотел, чтобы ситуация зашла так далеко. Далее, в 14 стихе, говорится: «Но Иисус, узнав, удалился оттуда». Еще не пришло время завершающего противостояния. Но обратите также внимание на то, как тяжело, как непросто было Господу по-настоящему скрыться от толп людей. Они следовали за Ним, а Он продолжал исцелять всех больных (ст. 15). Многие больные были одержимы бесами. Христос постоянно испытывает, что Ему противостоит лукавый, который вместе со своими бесами мучает Божий народ.

Не без причины Матфей затем ссылается на отрывок из книги пророка Исаии, особый мессианский отрывок из 42 главы, где о Мессии говорится  как о Том, Кто особенным образом исполнен  Духом Святым, чтобы принести спасение и утешение страждущим.

В данном отрывке есть две вещи, говорящие о Мессии, которые занимают выдающееся положение и должны быть отмечены. Во-первых, Мессия будет Человеком великого смирения, который тихо следует Своему пути, не возвышает голоса на улицах, не привлекает к Себе внимания и не ищет признания. Еврейские экзорцисты вовлекались в подобные громкие представления, но только не  Иисус Господь. Во-вторых, не путайте это смирение со слабостью, поскольку Мессия будет наделен силою Духа Святого. Он смирен, но силен. И сатане и его бесам необходимо еще добраться до Духа Святого. И эта битва не только физическая и земная, но –  духовная и небесная. Дух Святой разрушает силу сатаны в жизнях детей Божьих через служение Мессии.

 

Наихудший вариант

 

В 22 стихе мы читаем о человеке, приведенном к Господу, который имел множество проблем, –  намного больше, чем у всех тех, кто приходил к Господу до сих пор. Он был не только бесноватым, но также слепым и немым. Этот человек не мог видеть, не мог говорить. Если он и мог слышать, то не мог взаимодействовать со своим окружением. Его нужно было привести к Господу. Отметьте данный глагол. Этот человек был заключен внутри себя, внутри одержимого бесами тела. Кто может представить себе весь страх и ужас, в котором он пребывал? Этот человек страдал от жуткой комбинации физического увечья и умственного расстройства. Каждый понимал: для него нет надежды, такое сосредоточие физических и духовных проблем, бесспорно, будет слишком тяжелым даже для Господа Иисуса.

Что делает Господь? В 22 стихе говорится просто: «…и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть». Неожиданно этот человек стал полностью здоровым. Доказательство явлено. Люди были просто потрясены, и в стихе 23 говорится, что они начали спрашивать: «…не это ли Христос, сын Давидов?» Может быть, Иисус и есть тот Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, – великий Царь, долгожданный сын Давида?

Вы заметили, что мы подошли сейчас к очень критическому моменту? Теперь вопрос, требующий ответа, выглядит так: является ли Иисус Божиим Мессией? Разве это доказательство не свидетельствует абсолютно ясно, что здесь был явлен обетованный Слуга ГОСПОДЕНЬ?

Утраченный контроль

 

Фарисеи находятся пака еще на стадии обсуждения данного вопроса, в то же время осознают, что они могут утратить контроль над толпой, и влияние на нее будет иметь Господь Иисус. Им нужно захватить нарушенный контроль вновь, и сделать это быстро, иначе популярность Иисуса стремительно возрастет. Но как они могут доказать, что Иисус не является Сыном Давида? Как опровергнуть доказательства, завоевавшие признание толпы? Ведь они не могут отрицать, что Иисус творил великие чудеса и знамения. Природа и сущность этих знамений указывает на то, что они действительно мессианские. Фарисеи  не могут просто все это отрицать. Что же им говорить?

Вы либо признаете Господа, либо отрекаетесь от Него. Если то, что Он делал, не было сделано посредством Духа Святого, то есть, если то, что Он делал, не являет силу и славу Божью, тогда этому можно найти только одно объяснение: это являет силу сатаны. Либо это делает Бог, либо сатана.

 

Веельзевул делал это

 

Фарисеи говорили, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Имя «веельзевул» было сленговым словом для обозначения князя Ваала, господина Ваала. Если изменить в нем одну букву, то имя приобретает значение «господин мух», и вы уже начинаете думать о мухах, летающих над навозной кучей. Оно стало саркастическим прозвищем сатаны.

Так вот, за всем этим стоит сатана, господин мух. Этот Человек не Мессия, а негодяй, мошенник, разоблаченный обманщик, и его так называемые знамения не что иное, как подделка, заблуждение и обман. Это не Царство света являет себя во Христе, а князь тьмы и царство сатаны. Изгонять бесов? Зачем, ведь бесу беса следует знать?!

Прямая опасность утраты контроля приводит к недвусмысленному предупреждению: не верьте этому Человеку, не доверяйте Ему, не следуйте за Ним, потому что Он в союзе с сатаной. Не Дух Божий проявляется в Нем, а сила сатаны.

 

Критическая точка

 

Наступает критическая точка, решающий момент. Господь Иисус показывает, что точка зрения фарисеев не имеет ничего общего с логикой. Никто не может изгнать сатану иначе, чем силой Божьей. Бесы не изгоняют друг друга. Это просто абсурд. Напротив, все происходит совсем по-другому. Только тот, кто сильнее сатаны, могущественнее его, кто свяжет сатану, может изгнать бесов. Вывод фарисеев не имеет логики.

 Более того, такой вывод не имеет под собой духовного основания. Только Дух Святой, Кто есть Сам Бог, имеет власть над бесами. Здесь Дух Святой являет славу Царства Божьего. А если так, то это бесспорно означает, что  пришел Мессия. И, следовательно, кто не с Христом, тот против Него. «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (ст. 30). Сейчас фарисеи препятствуют людям приходить к вере и обретать спасение. Они воздвигают свое собственное неверие и ненависть к Иисусу как барьер между Ним и людьми. Не идите к Иисусу за спасением – Он от сатаны.

Таков контекст, в виду которого Христос делает предупреждение о грехе против Духа Святого. Он не говорит: вы возводите хулу на Меня, Сына; или же: вы грешите против Меня. Он говорит, что это хула на Духа Святого. Вы стремитесь препятствовать Духу Святому исполнять Свою работу – приводить людей к вере и покаянию, к единственному способу обрести спасение.

Поступая так, вы отсекаете путь к спасению для других, дискредитируя славу Божью. Вы блокируете действие Духа в служении Мессии. И это есть критическая точка, самый большой грех, единственный грех, который не простится. Это и есть грех отступничества или преднамеренное неверие, которым спасение Божье, действие Духа Святого отрицается как полное и абсолютное проявление в служении Мессии.

 

Решающий момент

 

Фарисеи подошли к решающему моменту. Они должны были понимать это. Наступила точка невозврата. Они достигли этой точки. Поэтому нам необходимо отчетливо понимать, чем в действительности является этот грех, и что под ним подразумевает Господь Иисус. Это духовный грех, и если до сих пор фарисеи  не знали об этом, то теперь для них наступило время дать себе отчет и быть предельно прямыми в том, что они делают.

Часто людям тяжело осознать и понять то, о чем говорит Иисус в 32 стихе: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».  Принципиально рассуждая, в чем разница между Сыном Человеческим и Духом Святым? Не являются ли обе Личности Богом? Если вы говорите против одной Личности, не значит ли это, что вы говорите и  против другой? Почему Господь Иисус делает такое резкое различие?

Думаю, что это нужно понимать следующим образом. Вы можете заблуждаться относительно Сына Человеческого, Который пришел в этот мир кротким, без очевидной небесной славы. В какой-то момент вы даже можете сделать неправильные и злобные заявления против Господа Иисуса. Другого вы пока не знаете. Никто еще не прояснил для вас и не предоставил вам доказательств, что Иисус Христос есть Сын Божий, единственный Посредник между Богом и человеком, и обещанный Мессия. Отвержение Христа в этом случае основывается на невежественности или недостаточной информации.

Невежество или недостаток информации можно устранить или исправить. До сих пор это относилось и к ситуации с фарисеями. Это могло быть их оправданием до определенного момента. Но называть изгнание бесов действием веельзевула – это нелепо. И они наверняка знали об этом. То, что делал Иисус в свете Святого Писания, очень ясно представляется как работа Духа Святого. Этот человек был помазан Духом Святым, как пророчествовал о Нем Исаия: «Дух Господень на Мне!»

Называть работу искупления непосредственной работой дьявола означает не просто демонстрировать глупость или  недостаток знания принципов логики и Писания, а совершать хулу на Духа Святого. Также  подразумевается, что фарисеи это хорошо знали. Бог ожидает от них большего, чем эта достойная сожаления, поверхностная небиблейская манера рассуждения.

 

Жестокое сопротивление

 

Не заблуждайтесь: грех против Духа Святого является также грехом и против Сына, и против Отца. Это отречение от работы искупления, которую Бог производит через Христа. Почему этот грех называется грехом против Духа? Потому что это прямое и жестокое сопротивление доказательству, предоставленному Духом  Святым, а также отступление от истины, поскольку Дух Святой – есть Дух Истины. Это грех сознательного неверия в комбинации с активным сознательным сопротивлением истине.

Фарисеи должны были знать и знали более чем достаточно, чтобы не характеризовать служение Иисуса как работу сатаны. И в этот момент Христос предупреждает их, что они достигли критической точки. Они стоят перед чертой, перейдя которую, невозможно будет вернуться назад. Их неверие пронесет их прямо мимо Понтия Пилата, Голгофы, и даже дальше, когда они будут отрицать свидетельство стражей, видевших гробницу открытой. Они настолько сделались слепыми к истине, что уже больше не могли ее обнаружить, хотя и смотрели прямо на нее. Их неверие будет иметь страшную движущую силу, которая увлечет их прямо в ад.

 

Ультиматум Господа

 

Господь Иисус не говорит здесь, что фарисеи уже совершили этот грех. Взгляните на мгновение на 33 стих. Господь Иисус неожиданно стал рассказывать о дереве и его плоде. Он говорит: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Это и есть ультиматум Господа. Что теперь? Является ли Господь Иисус хорошим деревом с хорошим плодом или плохим деревом с плохим плодом? Взгляните на плод и по нему узнаете дерево. Взгляните на дела Христа: проявляет ли Он силу сатаны или же силу Духа Святого? Разве не один лишь Дух Божий господствует над бесами сатаны?

Вы просто не сможете смотреть на то, что делает Христос и называть это действием сатаны. Это и есть хула на Духа Святого. Поразительно то, что хула всегда производится с насмешкой и гневом, выражая неправдивые вещи о Боге. Хулить – значит давать ложное представление о Боге, показывать в ложном свете Его Слово. Выражение «говорить против» имеет то же значение: отрицать очевидную истину, вводить в заблуждение других людей, удерживать их от Христа, Его истины и спасения в Нём. Отступничество всегда означает отпадение от уже познанной, доказанной истины вопреки полученному неоднократно предупреждению и назиданию, что есть истина. В этот момент Господь подводит черту и говорит: «Вы достигли крайне критической точки».

 

Ожесточение в неверии

 

Уже говорилось о том, что грех против Духа Святого может быть совершен только теми, кто возрастал в истине, кто был научен истине, и, вероятно, в какой-то мере даже следовал истине. Были ли такие люди когда-нибудь истинными верующими? Но дело не в том, кем они, возможно, однажды были, а кем они стали: врагами Евангелия Христова и теми, кто отрицает благодать Божью, хвалясь своими собственными делами.

Этот грех не обязательно проявляется сразу же или полностью, но он не может быть скрыт совершенно и навсегда. Он проявляется как закостенение и ожесточение в неверии, и такое неверие все больше и больше определяет действия и поступки человека. Точно так же как вера не может быть скрытой и оставаться бесплодной, так и неверие обязательно должно проявиться. Плохое дерево приносит плохой плод и распознается по этому плоду.

Примечательно то, как в Писании говорится о противниках христианства: «Они вышли от нас» (1 Ин. 2:19). Самые ярые враги Евангелия вышли из Церкви, они отвернулись именно от того самого Евангелия, с которым полностью были ознакомлены. Это и есть тот процесс возрастания в нечестии, который в конечном итоге приводит к последнему рубежу и точке невозврата.

 

6 глава Послания к Евреям

 

Сейчас давайте обратимся к 6 главе Послания к Евреям. Здесь мы встречаемся с подобным случаем, когда человек знаком с Евангелием, но отвратился от него. В стихах с 4 по 6 говорится: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого (пожалуйста, отметьте это выражение.Прим. авт.), и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием…» Поразительно, что данные слова используются именно в Послании к Евреям, потому что здесь имеет место язык завета, а иудеи (иудейские христиане) знали всё о завете Бога.

То, о чем говорится в данных стихах, является благословением, которое Бог дает в Своем Завете любви, и которое нам следует принять и использовать по вере. Некоторые утверждают, что этот отрывок из 6 главы Послания к Евреям доказывает, что мы никогда не сможем быть уверенными в своем избрании, поскольку в любой момент мы все еще можем отпасть. Но ведь здесь не упоминается о Божьем постановлении об избрании. Здесь говорится о пути Божьего Завета: он просвещает нас, дает нам возможность жить, имея взаимоотношения с Ним и Его народом, в нём мы можем видеть и разделять все привилегии Завета, и даже водительство Духа Святого. Но там, где преобладает отступничество, там также  возрастает отрицание истины и нежелание жить в соответствии с истиной. Контекст отрывка из Послания к Евреям предельно ясен: как мы поступаем с благословениями Завета Господнего? Нам не стоит прятаться за избранием или же искать в нём себе оправдание или извинение, но нам нужно откликнуться на Завет Божьей любви во Христе.

Точно так же как Господь Иисус использовал образ о принесении плода, так и автор послания пишет евреям: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается». Такая земля получает благословение от Бога. В противном случае она непригодна и будет сожжена. Что же нам делать с дождем, изливаемым на нас Духом Святым через Слово Божье? Реагируем ли мы как верный народ Завета?

 

Вы не сможете обойти Иисуса Христа

 

То, что в действительности представляет из себя грех против Духа (для «соделавшихся причастниками Духа Святого»), фактически описывается следующисм выражением: «…когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Если мы можем сказать, что находим в 6 главе Послания к Евреям тот же грех, о котором Господь предупреждает фарисеев, то вновь стоит обратить внимание на то, что нечто становится видимым и явным. Господь Иисус, как сказано, подвергается публичному уничижению.

Именно так говорили фарисеи. Они называли служение Иисуса работой сатаны, будто бы Он действовал силой веельзевула. Иисус Христос был публично уничижен ими, и в полной мере Он пережил подобное уничижение  на  кресте Голгофы. Там они говорили, что Он ложный Мессия, и насмехались над Ним. Но Иисус воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Бог дал Ему Имя превыше всякого имени, чтобы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Фил. 2:10,11).

Вы не сможете обойти Иисуса Христа. Либо Он - тот камень, о который вы споткнетесь и сломаете себе шею, либо скала, на которой будет созидаться ваша вечная жизнь. В особенности не удастся обойти Иисуса Христа детям Завета, потому что они были крещены в Имени Его. И как бы мы ни пытались, нам не избавиться от этого притязания, от этого знака, от этого призвания. Иисус Христос будет или жизнью, или смертью для каждого дитя Завета.

 

Всё во Христе?

 

Грех против Духа Святого имеет вечные последствия, поскольку он обнаруживает, ищите ли вы спасения единственно во Христе Иисусе или нет. Есть только один путь к обретению спасения – через веру во Христа посредством заключенного Им Завета. Господь указывает на этот путь не только фарисеям, но и каждому из нас: всякий, кто говорит против Духа Святого, не будет иметь прощения ни в этом веке, ни в будущем. И до тех пор, пока пребудет мир, данная истина будет пронизывать всё и каждого. Этот вопрос будет стоять перед лицом всей вечности: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» И вечное спасение находится в ответе на него: «Ты –Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16).

В противном случае нет прощения ни теперь, пока существует этот мир, ни потом, когда зародится новый. Никогда не будет прощения, потому что есть только один Путь – Иисус Христос. «Я есмь путь и истина, и жизнь», – сказал Он (Ин. 14:6).

Это немыслимо. Нет прощения, я не вынесу этого. Но вспомните, ведь Господь Иисус Христос сказал это не для того, чтобы мы боялись. В 6 главе  Послания к Евреям также читаем: Бог не несправедливый, Он не позабудет ваш труд и вашу любовь, которые вы оказали Ему, помогая Его народу, и продолжая делать это. В Своей любви Господь дарует нам награду благодати на всякое доброе дело в Его служении. Давайте будем всегда помнить об этом. Бог не бывает несправедливым или забывчивым.

 

Не боязнь, а истинный страх Божий

 

Наш Господь говорит об этом грехе не для того, чтобы напугать нас. Он напоминает о нём, чтобы возбудить внутри нас истинный страх Божий. Он говорит о нём, чтобы мы были как следует внимательны. Он отдал всё. Мы также должны отдать всё, несмотря ни на что, даже если придется предать распятию нашу собственную плоть.

Всё это приводит нас к заключению. «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).  Затем нам придется жертвовать, но не для того, чтобы заслужить спасение, а в  доказательство радостной действительности своего спасения, подобно дереву, приносящему плод, достойный Господа.

Только те, кто откажется сделать это, кто не порвет со своими грехами, кто не будет бороться со своими пороками, однажды окажутся на пути греха против Духа Святого. И вот, таковые уже преданы сатане и стали заклятыми врагами Креста. Это не происходит мгновенно, но обязательно произойдет. Иисус говорил о таком случае: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Нужно заметить, что слово «сатана», по сути, имеет значение «тот, кто расточает».

Мы не часто говорим о хуле, о противлении Духу Святому. Со мной всё нормально. Кто захочет прослыть паникером? Необходимо мыслить позитивно. Тогда пусть будет всем предельно ясно, что Иисус как раз мыслил позитивно, когда говорил об этом. Он думал о тебе и обо мне.

Тем не менее, давайте будем сведущими о том, чем является данный грех, чтобы нам не распять Сына Божия в себе опять. Иисус Христос провел черту и сказал: не пересекай, здесь столкнешься лицом к лицу с действием Духа Святого, единственного, Кто может привести к вере и сохранить в вере.

Давайте будем почитать благодать Божью, посредством которой Христос предупреждал и предупреждает нас об этом грехе, чтобы мы могли идти твердой поступью по тропе вечной жизни. Вы знаете дорогу, по которой идете, и знаете также, куда она приведет. Не совершите ошибки.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Скиния Давида
20.02.2012 | 21:11
Хула на Духа Святого. Могут ли верующие похулить Святого Духа, может ли христианин быть одержимым бесами?
http://​josefshmuel.narod.ru/study/​holy_spirit/