Кларенс Стам
Дух и Невеста. Размышления о работе Духа Святого
12. Водимые Духом Божьим
«Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии»
Римлянам 8:14
Существует вопрос, который вновь и вновь возникает в жизни христианина. Как мне узнать волю Божью, чтобы принимать верные решения повседневно, день ото дня? Отрывок из Библии, приведенный в начале данной главы, говорит о том, что нам нужно быть водимыми Духом Святым, но как Дух совершает Своё водительство? Как мы можем быть уверенны, что следуем именно Божьему руководству, а не какому-либо своему собственному пониманию?
Заявления о непосредственном водительстве Духом Святым бывают крайне сомнительны, особенно, когда кто-либо утверждает, что Дух ведёт его сделать нечто, требующее участия других людей. Некоторые довольно легко говорят: «Дух направляет меня сделать это», или же: «…я чувствую, что Дух ведёт меня…, Господь приготовил и призвал меня для этого…, Бог открыл дверь…, Он возложил это бремя на меня и т.д. … и поэтому вы должны делать то, что я скажу».
Я уже затрагивал эту тему раньше, но и сейчас хочу упомянуть о ней в важном контексте. Что бы вы сказали в ответ на подобные заявления? Если Дух ведёт кого-то к определённой задаче, позиции или пониманию, то для всех нас будет лучше сидеть и слушать, не правда ли? Любой, кто бы осмелился сказать, что Бог ведёт его, например, к тому, чтобы стать лидером церкви, впечатлит каждого, и горе тому, кто не увидит или не распознает Божьего водительства и руководства за подобным громким заявлением.
Подобные харизматичные личности являются либо особыми инструментами Божьими, либо в высшей степени самонадеянными людьми. Такие личности наиболее часто являются схизматиками, а не харизматиками. Где-то я читал, что нам никогда не следует возводить в абсолют наши собственные решения или чувства, как будто бы они имеют силу Божественного откровения*. Слишком легко люди выдают свои собственные представления за Божье руководство.
*Дональд Маклауд, Обетованный Дух, Издание Христианский Центр, 1986, стр.67
Разница между провидением и откровением
Что значит быть водимыми Духом? Переживаем ли мы это в своей жизни? Как нам обнаружить Божье руководство? Или его можно увидеть, только оглядываясь назад? Затем мы можем сказать: ретроспективно я вижу Божье водительство. Всегда ли это водительство различимо в настоящем? Получаем ли мы ясные указания для будущего?
В данном отрывке Библии Павел чётко делает вывод, что водительство («водимые» - настоящее время) является непрерывной работой Духа Святого. Дух ведёт нас сегодня так же, как Он делал это вчера. Вопрос в том, как нам распознать это водительство и сотрудничать с ним.
Важно отметить глубокую разницу между откровением (Бог говорит мне) и провидением (Бог направляет меня). Откровение заканчивается, а провидение продолжается ежедневно. Божьи взаимоотношения с нами во Христе находятся в сфере Его провидения, чтобы мы могли понять водительство Духом Святым.
Восклицание
В данном отрывке апостол представляет водительство Духом Святым как величайший дар Божий Своим детям. Текст в действительности записан в форме восклицания: «Ибо все, водимые Духом Святым, суть сыны Божьи!» Так, что мы не смогли бы не заметить работу Христа относительно духовного водительства и Божественного руководства в нашей жизни, но стали бы восторгаться им.
Господь Иисус Христос посредством Духа Святого учит нас жить как подобает детям Отца. Мы должны распознать доказательства и приобрести уверенность в водительстве Духа Святого. И затем водительство Духом Святым будет определяться в нашей жизни не вопросительным, а восклицательным знаком. Он ведёт нас!
Основные темы
В Послании к Римлянам апостол рассматривает и поясняет великие основные темы христианской веры. Он пишет об оправдании (гл. 3-5), освящении (гл. 5-7) и прославлении (гл. 8). Затем, главы 9-16, следует множество увещеваний и предупреждений. Отрывок о водительстве Духом Святым находится в части прославления. Если сказать более точно, то он находится на стыке перехода от освящения к прославлению.
Эти три основных темы прекрасно соотнесены друг с другом . Мы оправданы по вере, свободны от греха, но всё ещё существует смерть, с которой нам придется встретиться. Мы освящены, и будучи освящены, имеем Духа, Который пребывает в нас, но в нас всё ещё остаются последствия греха. Мы покорились Христу, разделяем Его славу, и как сонаследники примем полноту славы, но всё ещё существует реальность страдания. Видны чёткие параллели: оправдание – и всё же смерть; освящение – и всё же грех; прославление – и всё же страдания.
Но мы торжествуем и будем торжествовать во Христе. И это торжество можно увидеть и пережить различными путями. Основная тема главы 8 говорит о тех, кто во Христе Иисусе (хотелось бы рассмотреть данное выражение более подробно позже), читайте стих 9: «…вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас».
Пребывать во Христе
Обратите внимание на условное выражение в предложении: «…если только Дух Божий живёт в вас». Павел продолжает в этом же стихе: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». И вновь: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив…». Стих 11: «Если же Дух … живёт в вас…». Мы имеем, как минимум, четыре слова «если», которые заслуживают нашего внимания.
Дух Божий должен жить в нас – это крайне важный факт. Поскольку мы далеки от славы и продолжаем находиться в страданиях, Дух Святой должен непременно пребывать в нас. Он должен вести и направлять , иначе мы не сможем устоять.
В главе 8:1 Павел пишет о тех, кто «во Христе». Быть во Христе значит быть частью Его Самого и Его Тела, Церкви. Это значит, что мы принимаем Его по вере, как нашего единственного и совершенного Спасителя. Это также означает, что увидев свои грехи, мы исповедуем их и порываем с ними. Теперь мы с ними сражаемся.
Вы не можете быть во Христе, если живёте в грехе. Вы не можете быть руководимы Духом, если дьявол управляет вашими мыслями и поступками. Не нужно обманывать самих себя, но следует реально оценивать ситуацию своей жизни. Самоанализ необходим постоянно. Поэтому Павел бросает вызов, написав: «…если только Дух Божий живёт в вас».
Не значит подвергать сомнению
Реформатские толкователи согласны в том, что данные характеристики не означают, что следует подвергнуть сомнению, имеют ли христиане в Риме Духа Святого или нет. Скорее они подчёркивают богатство имеющих Духа и выделяют печальные последствия не имеющих Его. Дело не в том, чтобы верующие задавались вопросом, имеют ли они Духа, а в том, что они должны видеть великий и прекрасный результат наличия Духа в своей жизни. Для этой цели они должны каяться в своих грехах.
Обратите внимание, как тщательно Павел освещает этот вопрос. Община действительно должна понять, как ужасно было бы не иметь Духа Святого. Его присутствие должно быть очевидным, и как же прекрасно, что Дух был дан Церкви, стих 9: «Но вы не по плоти живёте, а по духу…». Также и стих 15 говорит: «Потому что вы не приняли духа рабства … но приняли Духа усыновления». Павел убеждён, что римские христиане приняли Духа усыновления.
Павел основывает написанное им на факте, что римские верующие, без сомнения, получили Духа Святого. Следовательно, он пишет в стихе 12: «Итак, братия, мы не должники плоти (поскольку Дух живёт в вас), чтобы жить по плоти». Он подчёркивает, что обладание Духом Святым ведёт к величайшему обязательству.
Духовное обязательство
Мы знаем, что слово «обязательство» – это слово Завета. При крещении мы говорим в форме, соответствующей случаю*: завет имеет две части – обещание и обязательство. Павел, в главе 4 Послания к Римлянам, пространно пишет об обетовании, данном Аврааму и всем его потомкам, к которым, как определенно он утверждает, также относимся и мы. Обетованное приходит по вере и даётся исключительно по благодати. Бог исполнил Свои обетования Завета для Авраама и всех, кого Он призвал, и сейчас возлагает обязательства на нас.
Мы обязаны умерщвлять дела плотские (ст. 13), и «живы будем». Это возможно, потому что (ст. 14) все, водимые Духом Божьим, «суть сыны Божии». Дух Святой даёт нам способность посредством Своего присутствия и водительства умерщвлять грешную природу и дела плотские.
Обратите внимание на слова «потому что». Обязательства, возложенные на нас, мы не должны исполнять самостоятельно, своими собственными силами. Мы можем умерщвлять дела плоти и будем живы, потому что водимые Духом Божиим «суть сыны Божии». Бог делает нас, как Своих детей, способными умерщвлять дела плоти посредством Своего Духа. Мы находимся под обязательством Завета, но можем выполнить его посредством Духа Божьего, как Его дети. Так мыслит Павел.
*Книга Хвалы, стр.594
Что значит быть водимым?
Мы водимы Духом. Как нам понять это водительство? Данное слово имеет различные коннотации, каждая из которых важна, но я хочу сфокусировать внимание на переводе слова «водимы». Это не значит, что Дух идёт впереди нас, а мы решаем, следовать ли за Ним. Именно так часто понимают и практикуют лидерство. Мы избираем кого-то лидером, и затем или следуем за ним, или нет.
Однако слово, использующееся здесь, гораздо сильнее. Некоторые переводят его как «управляемые». Дух управляет нами. Что мне нравится в данном переводе, так это то, что он должным образом передает силу Духа в Его водительстве. Но должно быть ясно, что Дух не принуждает нас совершать что-либо против нашей воли. Наоборот, Он возрождает нашу волю так, чтобы мы желали того, чего хочет Бог. Куда Он ведёт, туда мы и следуем, верно и искренне.
Такое водительство неизменно находится впереди нас и всегда будет там, оно осуществляет точное руководство, и мы, следуя за Духом, даже находим в этом радость. С нашей стороны это означает расти в послушании и ученичестве.
Как Дух производит Своё водительство? Где реальное тому подтверждение? Можно говорить или думать, что Дух ведёт нас, но как удостовериться в этом? Слышим ли мы Его голос? Или может это чувство, перерастающее в убеждение? Существуют ли особые послания, которые передаются нам посредством определённых знамений, снов или же природных явлений? Как это работает?
Средства, которые использует Дух
Вопрос в том, является ли водительство Духа непосредственным, то есть без каких-либо удостоверяющих средств. Приходит ли Дух открыто, чтобы осуществлять руководство и управление, или же Он приходит посредством различных способов, которые Он Сам предопределил? Последнее – действительный факт. Прямое откровение прекратилось. Те, кто заявляют, что получают его, основывают секты, а не церкви, и дезориентируют верующих.
Дух ведёт нас посредством различных способов. Первейшим из всех является Слово Божье. Если лидер-самозванец говорит вам, что Слово Божье непонятно или его недостаточно и поэтому необходимо руководствоваться переживаниями, ощущениями, знаками, подтверждениями, снами (как случается со старцами), и что вы должны следовать его, лидера, личным идеям, тогда вы можете быть уверенными, что сборщик податей вышел на работу. Изумительно, как наш Господь Иисус полагался только на данное Слово. Он вновь и вновь говорил: «Написано…»
Если кто-нибудь приходит с учением, противоречащим Слову Божьему, или что-либо отнимает или добавляет к Слову Божьему – можно быть уверенными, что это не является результатом Божьего водительства. Доказательство истинного духовного водительства лежит в сущности Святого Писания и содержится в том, чему оно учит.
Невозможно, чтобы Дух вёл нас против Слова Божьего. Напротив, Он даёт нам «просвещение», свет, чтобы понять Слово Божье ещё лучше.
Дух также ведёт нас с помощью данных на законных основаниях официальных служителей, которые верны Святому Писанию и могут правильно применять Слово Божье. Когда Павел пишет в Послании к Ефесянам, что восшедший и прославленный Христос «…дал дары человекам», эти дары были точно определены: быть апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и учителями. Они будут строить Церковь на основании истинного познания Сына Божьего.
Лидерство в общности
Здесь нам предоставляется другой важный аспект. Дух производит руководство не через одного человека, возвышающегося над толпой. Это типичное сектантство. Дух ведёт через содружество и общность святой Вселенской Церкви.
Апостол Пётр имеет это в виду, когда пишет (1 Петр. 2:4), что «мы, как живые камни, устрояем из себя дом духовный». Церковь – это дом, храм Духа, и если мы хотим быть водимыми Духом, нам надлежит быть частью этого дома, подобно живым камням. Духовные камни не то же самое, что камни «перекати-поле». Но это та самая Церковь, тот же дом духовный, который апостол Павел называет «…столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Мы не просто водимы сами собой, отделившиеся от стада, но ведомы вместе, как сообщество святых, что есть Церковь всех времён, подвизавшись за веру, однажды преданную святым (Иуда 3).
Если кто-то решит прекратить исповедание и начнёт игнорировать историческое основание Церкви, как может быть в этом человеке водительство Духа? В водительстве Духом Святым присутствует использование законного служения примирения, общение святых, и, следовательно, совместное возрастание в истине Слова Божьего. Мы смиренно подчиняемся истинной дисциплине церкви, как мы и обещали.
Я нахожу очень красноречивым то, как многие из заявлявших о своём исключительном водительстве Духом, серьезно нарушали духовную дисциплину церкви, и им недоставало смирения, которое присуще истинным детям Господним. Они всегда знают лучше, и только они знают истину. Лидерство, которое признаёт мудрость других и не господствует над другими, является лидерством в соответствии с библейскими законами*.
*В Притчах 11:14 мы читаем: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует». Лидерство, в конечном счете, может находиться в руках одного человека, но он нуждается во многих советниках, чтобы управлять мудро.
Мыслить духовно
Дух Святой ясно ведёт нас в понимании Святого Писания. В каждодневных решениях, которые приходится принимать, мы стараемся наиболее точно применять нормы и правила Писания. Грустно замечать, как иногда мы в повседневной жизни осознанно принимаем решения, явно идущие против Слова Божьего, и отказываемся быть водимыми Духом. Павел говорит о делах плоти, проявляющихся в грешных желаниях, несмотря на наступающие затем их последствия, в игнорировании того, что мы должны делать, и в преднамеренном следовании против водительства Духа Святого.
Я должен добавить, что водительство Духом не значит, что нам не нужно учитывать наряду со Святым Писанием законы природы и правила здравого смысла. Нам необходимо использовать свой разум и учиться мыслить духовно и ответственно. Бог создал нас не лишёнными разума, но посредством Духа Он обновляет наш разум*. Думайте по-библейски, разговаривайте с другими, прислушивайтесь к их мнениям и приходите к благоразумному выводу.
Меня поражает то, что когда дело доходит до самооценки, некоторые люди переоценивают свои дары. Они высокого мнения о себе, хотя это скрывается под маской ложного смирения. Но также есть люди, которые имеют тенденцию недооценивать свои дары, они не видят собственные таланты, и, следовательно, не умножают их. Дух направляет нас к правильной оценке даров, способностей и талантов, данных нам; и тогда мы будем иметь здравое суждение (Рим. 12:3) и ценить вклад других членов церкви.
*Рим. 12:2 «…преобразуйтесь обновлением ума вашего…»
Назидает ли то, что мы делаем?
Быть водимыми Духом означает, что Бог побуждает нас исследовать собственные сердца, мотивы, дары, чувства, и даже открывать жизнь взглядам тех, кто верен здравому учению. Водительство Духом всегда направляет нас делать то, что назидает. Павел пишет в 1-Коринфянам 6:12: «Всё мне позволительно, но не всё полезно…» (назидательно). Бог ведёт нас, чтобы мы не обижали и не служили соблазном для других, не становились причиной разделений, но ревновали о бескомпромиссном созидании на основании Слова Божьего. Цель состоит не в том, чтобы продемонстрировать свою правоту, а чтобы подумать о том, какую пользу наши действия могут принести Церкви Христовой.
Быть водимыми Духом значит возрастать в мудрости Писания. Мы должны молитвенно размышлять над Словом Божьим каждый день. Необходимо обновлять наше мышление, то есть рассматривать все вопросы разумом, управляемым Духом, использовать данные нам таланты, природные способности и здравый смысл, измененные Писанием, и прислушиваться к братству, среди которого живём и трудимся.
Лидерство подобных людей будет принято в среде святой Вселенской Церкви.
Никогда не забывать молиться
И при всем этом необходимо никогда не забывать молиться: «Авва, Отче!» Так учит нас молиться Господь Иисус. Водительство Духом имеет подтверждение в близком хождении с Господом, в смиренной, но и непрестанной молитве, прося Его о благословении, мудрости и понимании. Более конкретно мы поговорим о взаимосвязи Духа Святого и молитвы в другой главе, а сейчас позвольте сказать в контексте водительства Духом Святым: тот, кто не молится в соответствии со Словом, не может быть водимым Духом. Но, молитвенно используя все дары, данные нам Богом, мы можем достичь успеха в познании и совершении воли Божьей.
Значит ли это, что мы никогда не будем делать ошибок? Не будем даже иногда впадать в грех или заблуждение? Сделает ли нас водительство Духом фактически непобедимыми и неприкосновенными? Нет. Дух не заменит нашу природу какой-либо другой, скажем, безупречной , но обновит нашу природу. И это будет не единичным событием, а продолжительным процессом. И именно на этом пути мы также получим уверенность, что мы – дети Божьи. Павел пишет: «…живы будете. Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии».
Не стать сыновьями, а быть ими
Заметьте, что Павел не пишет: «…все, водимые Духом Божиим, стали сыновьями Бога». Он пишет, что они и есть сыновья Божии. Данное водительство не просто дает надежду, предполагает или допускает, что мы сыны Божьи, но вселяет уверенность, что мы являемся сыновьями Божьими.
Некоторые размышляют так: если мы действительно будем сильно стараться и достигнем определённого уровня послушания, тогда, возможно, станем сыновьями Божьими. Это требует многого, и его можно потерять, если не будем достаточно бдительны. Здесь может быть всего лишь малая доля твёрдой уверенности, поскольку мы постоянно можем споткнуться вне любого положения благодати. Тогда можно понять так, что водимые Духом в определенное время являются сынами Божьими, но не прекращают быть таковыми тогда, когда падают или спотыкаются. Это арминианская точка зрения, которая отрицает стойкость святых*.
Но мы можем сказать: если мы Духом умерщвляем дела плотские, и если находимся в процессе истинного освящения, то мы также движемся по пути к славе, поскольку все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии. Оправдание ведёт к освящению, а это часть нашего прославления. И увенчается полным проявлением нашей сущности как сынов Божьих.
*Это также традиционная позиция Джона Уэсли, которая широко распространена в британской и американой теологии.
Дух ведёт к Христу
Даже тогда, когда мы водимы Духом Святым, мы всё ещё можем впадать в серьёзные грехи. Вспомним, что греховная природа остаётся с нами, пока не придёт время прославления. Иногда мы можем даже начать сомневаться в своем сыновстве. Дьявол обвиняет нас, так же как и наши грехи, и наша совесть, и тогда мы отчаиваемся: «Действительно ли я дитя Божье, ведь я ещё способен на такие ужасные грехи?»
Собственные грехи могут шокировать нас. Я читал однажды, что это состояние подобно тёмному туннелю, в который мы не должны были попасть, но затем мы видим свет не в конце туннеля, а во всем туннеле. Так случается, когда грехи тревожат нас, и мы учимся быть бдительными и молиться, бежать единственно к Христу за прощением и восстановлением. Апостол Павел называет это «…печалью ради Бога» (2 Кор. 7:10).
Что касается Духа, в Своём руководстве Он всегда ведёт нас к Христу, к Голгофе. Дух Святой – однонаправленный. Он, так сказать, не однопространственный, а именно однонаправленный. Он всегда возвращает нас назад к Господу Иисусу, от креста к престолу. Он даёт уверенность в нашем сонаследии. Мы получаем наследие не благодаря собственным заслугам, и не потому, что мы были столь верными и плодовитыми. Но принимаем его единственно через Сына Божьего.
Сыновство означает наследие
Отметим, как пишет Павел: «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть Сыны Божьи». Надеюсь, женщины, читающие эту книгу, не обижены подобным речевым оборотом апостола. Здесь Павел использует слово сыны, потому что хочет придать особое значение слову наследие. Но оно включает всех, кто водим Духом. В стихе 10, после определения, кто именно является законными наследниками, он использует выражение «дети Божьи». Быть детьми Божьими – не вопрос рода, а вопрос веры.
Подходя к вопросу наследия, только одно имеет значение: являешься ли ты наследником Царства Небесного? Принадлежишь ли ты Завету Божьему? Ты Его дитя, но подтверждается ли это Духом? Уверен ли ты во Христе и своём сонаследии?
Поэтому Дух ведёт нас к Христу, к Сыну. Тот же Дух удостоверяет нас, посредством креста Христова, что мы, несомненно, дети Божьи. Нам необходимо возрастать в уверенности, и даже когда мы проходим через покаяние в тяжких грехах, нужно знать: я (всё ещё) наследник обетований Божьих, я вновь возьму на себя обязательства Завета, так как имею обновлённое желание умертвить дела плоти.
Тогда жизнь станет обновленной. Невозможно пережить большую радость, чем порвать с определённым грехом с помощью Божьей силы и благодати и жить дальше в уверенности в спасении: я есть сын Божий. Как прекрасно переживать благодать утешения во Христе и вновь видеть, как путь оправдания становится путём освящения и путём прославления.
«Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6).
Комментарии: