05.11.2010
Скачать в других форматах:

Кларенс Стам

Дух и Невеста. Размышления о работе Духа Святого

11. Противиться Духу

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили»

(Деяния 7:51–53)

 

В наше время, в том числе и в среде реформатских церквей, существует много вопросов относительно личности и работы Духа Святого. Некоторые члены церкви жаждут знать больше о непостижимой, но тем не менее прекрасной работе Духа Святого. Молодые люди, возрастающие в более открытом и экспрессивном обществе, желают иметь лучшее понимание работы Духа. И это хорошее желание.

С одной стороны, Библия говорит в очень ободряющих и точных выражениях о Духе в нашей жизни. Мы видим, что Он назван нашим Утешителем и Увещевателем, который всегда пребывает с нами и наполняет нас богатствами, приобретенными Христом для нас. На этом всегда нужно делать акцент. Дух Святой пришел, чтобы остаться. Но, с другой стороны, мы предостережены против того, чтобы огорчать Духа или даже угашать Духа, и здесь подразумевается, что Он может удалиться от нас. Имеем ли мы в этом случае дело с противоречивыми посланиями?

Ввиду этого можно было бы сослаться на отрывок из Деяний, 7:51, где Стефан обвиняет Синедрион в противостоянии Духу Святому: «Вы всегда противитесь Духу Святому». При толковании данного текста эта линия мысли часто приводит к следующему утверждению: Дух должен явить человеку его бедственное положение и произвести в нем жажду спасения. Также Ему необходимо убедить народ, что Слово Божье истинно и верно. Это действие (Духа Святого), тем не менее, не является гарантией спасения – очевидно противление  благодати.

Некоторые полагают, что, особенно на раннем этапе действия Духа Святого, человек может Ему противиться. Я не уверен в том, что подразумевается под ранним этапом в сравнении с любым другим, более поздним, в котором (я это допускаю) Духу не так легко противостоять. Но обратите внимание, что противление Духу одним выражением приравнивается к противлению Божьей благодати: «Благодать не является непреодолимой, как мы думали и учили, ибо Стефан делает вывод, что Духу может быть оказано сопротивление»*. И это ошибочный способ мышления.

*Ссылка: Исаак Смит, «Молитва о дожде» (Гора Надежды, 1998), стр. 42

 

 

Непобедимая  благодать

 

Как автор, хочу отметить, что больше не буду говорить ни о непреодолимой благодати, ни, следовательно, о преодолимой благодати. Данная догматическая терминология является неподходящей для описания сути. Мы научены говорить о непобедимой  благодати. Поскольку Дух Святой является всемогущим Богом, благодать Божья непобедима. Суверенной благодати Бога по природе противится всякий, и даже истинные верующие могут иногда утрачивать осознание Божьей благодати из-за своих грехов, но благодать Божья, как и Сам Дух, остается непобедимой. Иначе говоря, когда Дух Святой намеревается спасти нас, мы можем сопротивляться, но не сможем пересилить Духа, ибо Он берет верх над нами. Бог всегда остается более сильным, чем человек.

А это возвращает нас к рассматриваемому нами отрывку Писания и, таким образом, к вопросу: что значит «противиться Духу»? Именно это на самом деле требует нашего внимания, ведь было бы очень не хорошо, если бы непосредственно о нас говорилось, что, подобно евреям апостольских времен, сегодня мы противимся Духу Святому.

 

Помня о контексте

 

В действительности этот отрывок является единственным в Библии, где используется термин «противиться Духу», что должно предостеречь нас от скоропалительных выводов. Также это должно побудить нас быть бдительными, чтобы мы понимали данный оборот речи в полном соответствии с его контекстом, ибо это первое правило надлежащей экзегезы, или истолкования Писания.

В контексте 7-й главы Деяний противление совершенно не является чем-то, что имеет место на ранней стадии нашего обновления или освящения. И напротив, это то, каким образом долгое время, на протяжении столетий, поступал Израиль. Стефан говорит: «Вы всегда противитесь Духу Святому». Он подразумевает, что евреи поступают так и до сих пор. Четко обозначено, что здесь мы видим не начало процесса возрождения, но конец долгой истории ожесточения в грехе.

Данная глава Деяний Данная глава Деяний сообщает нам о великом переломном моменте в истории Израиля и церкви Христовой. До сих пор уже имели место определенные запреты для христианской церкви и несколько случаев краткосрочного лишения свободы. Апостолов уже «били по рукам», порицали, приказывали прекратить проповедовать имя Иисуса (Деян., гл. 4). Но теперь дела обстоят очень серьезно. Стефан становится первым мучеником, и здесь пути иудаизма и христианства по-настоящему расходятся.

 

Массовые гонения

 

Необходимо смотреть на изложенные обстоятельства с высокой проницательностью; в противном случае мы категорически неверно поймем этот отрывок и весь текст. Противление Духу Святому, которое веками явно прослеживалось в истории Израиля, находит свое сильнейшее выражение в отвержении и распятии Христа. Теперь же оно срывается с цепи, оборачиваясь против церкви нового завета, и позже это приведет к значительным последствиям.

После смерти Стефана начинаются массовые гонения, и Иерусалимская церковь рассеивается повсюду. Противление Израиля Духу Святому достигает беспрецедентно высокого уровня. Нужно понимать, что через свидетельство Стефана Господь обращается с заключительным призывом к иудейскому Синедриону относительно греха Израиля, греха противления Духу Святому. Рассматриваемый нами отрывок повествует о ключевом элементе данного греха, окончательном доказательстве данного греха и единственном избавлении от него.

 

Резкость и страстность

 

Данный отрывок примечателен своей неожиданной резкостью и страстностью. Стефан продвигался в своем повествовании неторопливой поступью, был добр ко всем, просто перечислял основные моменты истории Израиля, как вдруг произошел неожиданный взрыв: «Жестоковыйные! Люди с необрезанными сердцами и ушами!» Некоторые были почти ошеломлены его резким тоном и силой высказывания. Вполне ясно, что первые слушатели вряд ли остались довольными.

Пожалуйста, отметьте две вещи. Во-первых, Стефан обращается к Синедриону, официальному Иудейскому суду, будучи обвинен в богохульстве. Ему вменялось ужасное преступление. Стефан знал, как знали и все остальные, что его признают виновным, и он получит в наказание смерть, как и Иисус Христос. Поэтому он не рассказывает сказки, которые всегда начинаются словами: «Однажды случилось так, что…», но подробно излагает конкретную историю. 

Во-вторых, он сделал это в определенном ракурсе. Ведь в его защиту свидетельствовало то, что происходило неоднократно, даже постоянно, а именно: Израиль имеет целую историю противостояния верным пророкам. Иосиф был продан в рабство в Египет собственными братьями. Моисей был предан людьми, которым пытался помочь. Моисей говорил о пришествии великого пророка, но они смеялись над Моисеем. Позже Бог дал им обетованную землю и место поклонения, но они этого не оценили.

Защита Стефана зиждилась именно на том, что Израиль на протяжении всей своей истории был жестоковыйным народом с необрезанным сердцем. История не безучастна. Возможно, слушатели медленно проникали в суть затронутой проповедником темы и начинали гневаться. Осознавая возрастающее недовольство, Стефан обращается прямо: «Вы – жестоковыйные, люди с необрезанными сердцами и ушами». Представьте себе: человек, обвиняемый в богохульстве, сам обвиняет своих судей в противлении Духу.

 

Жестоковыйные

 

Быть жестоковыйным значит иметь грех человеческой гордыни. Отказываться преклониться перед Господом и Его Словом. Народ Израиля не научился зависеть только от Господа и полностью вверять себя Его заботе, но ходил своими собственными путями и искал своей собственной защиты. Он неоднократно впадал в глубокое отступничество, служил мертвым идолам, а не живому Богу.

Жестоковыйность также означает непокорность Божьей дисциплине. Вместо того чтобы подчиниться Ему и Его служителям, люди становились еще более дерзкими. И все потому, что у них были «необрезанные сердца и уши». Обрезание было знаком обновленной жизни. Грех необходимо было отсечь. Но для евреев обрезание стало чисто внешним обычаем, утерявшим свое реальное духовное значение. Они возгордились знаком завета, но не почитали его сущность. Это очень серьезно, и должно было привести ко гневу Господнему.

Возможно, вы ожидаете, что евреи времен Стефана усвоили свой урок. У них было Писание. Они знали, как Бог наказывал Свой народ в прошлом. Разве пророки уже не предостерегали их по поводу необрезанных сердец и ушей? Конечно же, они не попадут в ту же ловушку, что и их отцы. Они чтут память пророков, убитых их отцами. Они строят гробницы пророкам и украшают памятники праведникам (Матф. 23:29, 30). Они думают, что они лучше, что не похожи на своих бедных, заблудших, нераскаявшихся, недуховных отцов. Они лучше знают…

 

Как отцы ваши

 

Но Стефан говорит недвусмысленно: «Вы точно такие же, как отцы ваши. Вы произошли от них, вы мыслите, как они, действуете, как они, и отказываетесь слушать. Вы всегда противитесь Духу Святому». Времена меняются, поколения приходят и уходят, но грех противления Духу Святому всегда одинаков. Он постоянно присутствует, как будто уродливое родимое пятно. Этот грех особенно выделяется: «Вы всегда противитесь Духу Святому».

Примечательно, что здесь не говорится в общем о язычниках, но о Божьем народе завета. Противление Духу Святому – то, о чем особенно должен быть осведомлен народ завета. Духу Святому люди противостоят везде, но только среди Божьего народа известно, Кому они противостоят. Можно сказать, данный грех порожден не в мире, который не знает Бога, но в церкви, которой Бог открылся.

 

Можно ли противиться Духу?

 

Что такое противление Духу Святому? Допустимо ли в действительности противиться Духу? На самом деле Ему противиться возможно. Противиться значит не желать уступать или сдаваться. Не иметь согласия или соответствия. Вы идете своим собственным путем, упрямо и непоколебимо. Продолжаете противостоять, но, если Бог силою Своею не сокрушит это противление, оно вас убьет.

Стефан не говорит о какой-либо слабости Духа или невозможности сокрушить человеческое противление, ведь Дух Святой – всесильный и непобедимый Бог. Скорее, суть в том, что мы ужасающе непреклонны и непоколебимы. Если бы не Божий завет любви и бесконечной верности, народа завета просто не осталось бы – мы так чрезвычайно непреклонны и жестоковыйны, что Бог не терпел бы нас.

Стефан ясно показывает, что Бог желает проломить эту непоколебимость. Он не говорит: «Ладно, идите своей дорогой, делайте, что хотите, это не Моя забота». Напротив, ГОСПОДЬ посылает пророка за пророком. Приходит к Своему народу со Своим Святым Словом. Через пророков и Слово Он провозглашает обетование великого Мессии, Который спасет народ от греха.

 

Неприятие пророческого слова

 

Стефан спрашивает: «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» Это риторический вопрос, так как его подтекст таков, что все пророки переживали гонения или даже были убиты. Когда Бог по Своей любви посылал пророков, которые говорили о великом Избавителе, сыне Давида, никого из них не слушали, и к тому же их убивали. И в конце концов в наивеличайшем проявлении своего греха они убили даже Самого Мессию. Стефан говорит: «...Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы». Он не просто был лишен жизни, но убит предумышленно – убит, потому что Он был невиновен во всем том, что ставили Ему в вину. Кроме того, они ложно обвинили Иисуса в богохульстве и сознательно осудили невинного человека.

Противление Духу Святому не тождественно первичному нежеланию быть спасенным. Позвольте упомянуть о наших естественных колебаниях и сомнениях, когда Бог часто ожидает, наблюдает, какой мы сделаем выбор, возможно, даже побуждает нас, слегка подталкивает в правильном направлении. Но здесь все гораздо серьезнее – имеет место отвержение пророческого Слова Божьего, которое в конечном счете приводит к отказу и отвержению Иисуса Христа.

Стефан стоит перед Синедрионом, и на чаше весов его собственная жизнь, а он осмеливается им сказать: «Вы всегда противитесь Духу Святому». Как? Посредством неприятия пророческого Слова, с которым Дух неоднократно являлся им, неприятия даже пророков, говоривших о Мессии, и, в итоге, пренебрежения всеми Его знамениями и Его очевидным, заслуживающим доверия, ясным учением, посредством убийства Самого Мессии, нашего главного Пророка и Учителя.

Противление Духу Святому – это отказ или уклонение от Слова Божьего, ведущие к неприятию Христа как единственного и совершенного Спасителя. Это склонность всех людей – будь то иудей или еллин, как писал Павел в Послании к римлянам. И самый большой спрос с тех, кому Дух Святой открыл и провозгласил Божье наставление об искуплении.

 

Критическая точка

 

Стефан проясняет, что критическая точка достигнута. И это не подлежит обсуждению. Это переломный момент для всех, кто содействовал ложному учению. Здесь уже невозможно вести переговоры. Синедрион сейчас должен осознать и исповедать свой грех, в противном случае пришел тот момент, когда апостолы и другие члены церкви пойдут к язычникам.

Постоянное противление Духу в конечном счете означает, что Бог воздает по заслугам. В этом смысле вряд ли есть дорога назад. Один толкователь предположил, что очень близко ко греху против Духа Святого находится сознательное и умышленное неприятие ясного свидетельства Слова Божьего относительно искупления во Христе.

Противление Духу не является изначальной человеческой реакцией, которая приводит к тому, что Бог ожидает и наблюдает, и дает вам возможность сомневаться. Но это противление Духу провозглашает, несмотря на то что были приведены все доказательства и ясно прозвучало Слово, что существует другой, лучший способ быть спасенным. Отвергая путь во Христе, мы выбираем свой собственный путь.

Некоторые думают, что критической точки в отношениях с Богом не существует, что люди могут продолжать противиться Духу бесконечно. Но это и есть критический момент. Стефан предупреждает Синедрион, что ныне этот момент наступил. Евреи упрямо строили планы, двигаясь по собственному курсу, и сейчас упорствуют в этом

 

Христос или закон

 

Этот момент Стефан также полностью проясняет. Прямо перед тем как они окружили его и выволокли из здания, он сказал (стих 53): «…вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».

Синедрион следовал путем спасения, которое обеспечивалось исполнением и подчинением закону. Если вы отвергаете Христа, единственного, Кто уже исполнил закон вместо вас, то единственный способ освобождения – это тот, когда вы сами исполняете закон, сполна подчиняясь ему. Если Христос не спасает вас полностью и совершенно, то вы остаетесь сами по себе. И куда это вас заведет?

Отвергните Христа как совершенного Спасителя, и вам придется самим себя спасать. Таков единственный оставшийся путь. Стефан сейчас не отрицает важность закона. И не утверждает, что закону не нужно подчиняться. Напротив, очень важно, чтобы имели место добрые дела как плоды веры. Закон добр и духовен, как пишет позднее Павел (Рим. 7:13–20).

Стефан говорит о законе с почтением, как о том, который был приведен в жизнь при служении ангелов. Может показаться, что Стефан таинственным образом ссылается на что-то, не подтвержденное словами Ветхого Завета. Но он говорит здесь об ангелах только для того, чтобы показать, что закон пришел от Бога и через собственных Божьих посланников. Неудивительно будет предположить, что, когда Бог спускался на гору Синай, множество ангелов сопровождало Его и что эти ангелы также играли определенную роль в Его общении с Моисеем. Но не в этом здесь дело.

Ясно, что Стефан не хотел отрицать важность закона. Закон настолько важен, что ты не хранишь его, то подпадаешь под его осуждение. Те, кто ищет спасения посредством исполнения дел закона, будет судим по закону. В своем отвержении Христа и противлении Духу евреи сделали ясный выбор человекоцентричного спасения, ориентированного на дела, в котором упор делается на то, что необходимо сделать, чтобы спастись. Следовательно, Бог будет судить их на этом основании. Пусть же станет понятно, что они не спасутся таким путем, поскольку они не подчинились закону. Единственный путь к избавлению – через веру в Иисуса Христа, что также означает через непротивление Духу Святому, соглашение с Ним и полное принятие свидетельства Слова Божьего касательно Его суверенной благодати во Христе.

 

Единственный путь – принять Евангелие

 

Мы не должны противостоять Духу Святому. Это значит, что нам необходимо абсолютно и полностью принять Евангелие, которое мы получили, и, таким образом, стать благоразумными по отношению ко спасению. Потом мы обнаружим, что любовь Бога во Христе значит на самом деле, как Его благодать чудесным образом передается нам и что все, чем нам стоит гордиться, сокрыто единственно в Господе.

Хочется чему-то противостоять? Библия говорит нам, что мы должны противостать дьяволу, и он убежит (Иак. 4:7; 1-е Пет. 5:9). Теперь силою Духа Святого мы можем противостоять греху. Чем больше нашей жизнью управляет Слово и Дух Христа, тем меньше наша жизнь остается под контролем сатаны и греха. Затем мы вновь начинаем покоряться Божьим заповедям. Мы стараемся соблюдать Его закон, не ради того, чтобы заслужить спасение, а из признательности за уже полученное спасение. И далее идем единственным путем освобождения, данным человечеству, – путем веры в Иисуса Христа.

Перед своей смертью Стефан ясно сказал, что есть только один путь спасения – через веру в Иисуса Христа. Отвергая этот факт, вы верхом на своих делах и заслугах прямиком скачете в ад, потому что вы уже не исполнили закон.

Есть лишь один путь избавления. Это путь Евангелия, которое провозглашалось и провозглашается по всему лицу земли. После смерти Стефана наступили времена сильных гонений и ученики рассеялись повсюду, но истина Евангелия снова отстаивалась перед лицом иудейского Синедриона. Это был последний призыв к ним как к обладающим официальными полномочиями еврейским лидерам.

Позднее Павел предстал перед иудейскими предводителями, такой же самый человек, который согласился со Стефаном в убеждениях, только это случилось в присутствии римских управителей Феликса и Феста. Члены Синедриона были всего лишь лжесвидетелями и озлобленными наблюдателями. Бог больше не обращался непосредственно к ним. Для них определенно наступил переломный момент.

Через свидетельство Стефана Бог до сих пор призывает Свой народ быть верным, оставаться на пути спасения по вере во Христа. Ведь это единственный путь.

Не противьтесь Духу Святому, но доверьтесь Ему.

Пусть Дух направит невесту ко Христу.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.