Кларенс Стам
Дух и Невеста. Размышления о работе Духа Святого
3. Дух вездесущий
«Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Псалом 138:7
Данный Псалом, авторство которого относят к Давиду, примечателен тем, что описывает предельную полноту взаимоотношений между Богом и Его детьми завета, между Господом и нами. Потрясающе то, что Господь является абсолютным авторитетом в Своей славе и силе, которые открываются в Его вездесущности, и, в то же время, Он даёт объять Себя в любви и благодати, пережить Свою неизменную близость. Всемогущий Бог – наш Отец.
Здесь есть ещё одна деталь, на которую необходимо обратить внимание. В данном тексте о Духе Святом говорится по-особому: «Куда пойду от Духа Твоего?». Поскольку мы из года в год рассматриваем значение Вознесения Христова, а также последующее излияние Духа Святого, то должны помнить, что Дух Святой всегда действовал на земле, пребывал и работал среди народа Божьего, и был признан Богом.
Событие Пятидесятницы не подразумевает, что Дух Святой пришёл на землю впервые, но свидетельствует о том, что Он пришёл специальным образом, как следствие работы искупления Христова. Дух пребывает до сих пор со времён сотворения мира, Он заботится о земле, а также пребывает среди народа Своего. Дар Пятидесятницы не был случайным, упавшим с голубых небес, но созидался на присутствии Духа в Ветхом Завете. Работа Духа становится более обильной всё время, но новая работа всегда проистекает из той, что была совершена от начала времён.
Это порядок, которому придаётся особое значение в Библии.
Вездесущность и всеведение
На примере этого Псалма мы учимся славить Господа Бога нашего, Который знает нашу жизнь и управляет ею. Давид впервые говорит нам, что Бог пребывает с ним в каждом шаге каждого дня. Для Господа возможно всё это, потому что Он вездесущ и всеведущ (присутствует везде и знает всё). Следовательно, от Бога невозможно скрыться. Более того, он утверждает, Господь знает Своё дитя ещё с тех дней, когда оно было сотворено во чреве матери своей. Богу известен день нашего рождения и день смерти (стих 16): «… в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные».
И раз всё это действительно так, Давид заканчивает Псалом, приглашая Господа прийти и узнать его сердце, исследовать его (беспокойные) помыслы, испытать, не на опасном ли он пути, и направить на путь вечный. Не закрывайтесь пред Богом, впустите Его внутрь. Испытай меня, о, Боже! Вы можете сказать: «Он всегда внутри нас», но, тем не менее, мы призваны открывать своё сердце и разум Господу. Бог хочет быть частью нашей жизни в любви, сотрудничестве и признании.
В свете вышесказанного становится более понятным восклицание: «…куда пойду от Духа Твоего, и от лица (присутствия) Твоего куда убегу?». Невозможно скрыться, и глупо даже пытаться. Для послушных детей Господних нет необходимости скрываться. Присутствие Духа Святого должно быть поводом великой радости, а никак не страха.
Этот Псалом полон назидания о том, что наполненная любовью забота Господа выражается в действенном присутствии Духа Святого. Сфокусируемся на двух аспектах: на безграничной вездесущности и беспредельном всеведении Духа.
Написано для каждого
В начале Псалма отмечено: начальнику хора. Читая о начальнике, мы думаем и о хоре. Слушая о хоре времён Ветхого Завета, мы думаем о левитах. Их обучал начальник, а они, в свою очередь, обучали пению народ. Данный псалом, вследствие этого, предназначен не только по отношению к определённой личности, или в качестве семейной молитвы, но написан для всего народа Божьего.
Я упоминаю об этом из-за очень личностного характера Псалма. Иногда люди усматривают большой разрыв между индивидуальным и совместным (или общинным) поклонением, но здесь не должно быть никакого разрыва. Одно проистекает из другого. Всё то, что мы поём от себя, мы также можем петь как народ завета Господнего.
Также это значит, что восклицание «…куда пойду от Духа Твоего, скроюсь от присутствия Твоего?» является истинным для всех израильтян. В данной точке Пятидесятница ещё не свершилась и пребывание Духа в каждом сердце не является реальностью, но Давид отдаёт должное тому, что Дух действует и совершает Свою работу в Израиле.
Пожалуйста, обратите внимание еще на один очень важный аспект. В первой строке текста Давид говорит о Духе. Затем он добавляет на одном дыхании: «…Твоё (Яхве) присутствие». Вездесущность относится как к Господу, так и к Духу. Господь есть Дух. Здесь мы видим вновь ясное доказательство того, что по Ветхому Завету Дух Святой был определён как Бог.
Два вопроса в одном
Здесь Давид фактически поднимает два вопроса, или как было сказано: два в одном. Давайте проанализируем первый: «куда пойду от Духа Твоего?». Второй вопрос включает в себя элемент «убегу» от Бога, который, вероятно, в качестве линии параллелизма, подчеркивает смысл первого вопроса. «Куда я могу уйти от Духа Твоего?», то есть, - попытаюсь выйти из трудного положения.
Почему же израильтяне или вообще любой из нас, когда либо имел желание убежать от Духа или скрыться от Бога? Разве жизнь без Бога лучше, чем жизнь с Богом? Зачем сбегать? Какой в этом смысл?
Возможно, должны были бы быть какие-то важные, хотя, по-настоящему, безосновательные причины бежать, но можем ли мы спрятаться от Господа? Вопрос, конечно же, риторический. Ответ очевиден. Никто не может сбежать от Духа Святого. Давид говорит не о желательности побега, а об утешении от его невозможности. Не имеет значения, куда он направляется, и что окружает его, Дух Святой прямо здесь, вокруг, защищает, руководит, направляет. Поэтому я пишу о безграничной вездесущности Духа.
И ещё одно определение: попробуем сказать то же самое кратко, в двух словах. А именно: плеоназм (избыток; употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания) или чрезмерность. Разве вездесущность (пребывание везде) не значит безграничность (не имеет предела)? Да, это истинно так. Но Давид хочет выразить особенное ударение на то, что куда бы мы ни направлялись, скрыться от Духа Святого невозможно. Не упоминая непосредственно об определённых местах, он говорит, что вездесущность является в самом деле неограниченной, абсолютно не имеющей лимита.
Иногда мы исповедуем вездесущность Духа, но затем, в нашем разуме, незамедлительно её ограничиваем. Например: Дух, конечно же, везде, но что-то мы его последнее время не замечали. Да ведь мы просто не смотрели… Или, вдруг появляются места или времена, где мы не ощущаем Его присутствия. Или же мы думаем, что можем сделать каким-то образом что-то, на что Дух Святой не обратит внимания, что-то, что Он не увидит. И, в конце концов, Он слишком занят великими планами и проектами, чтобы ещё и о нас беспокоиться.
Каково сердце Псалма?
Наверное, сейчас мы подобрались к самому сердцу данного Псалма. Давид подчёркивает своё изумление тому факту, что Бог, через Дух Святой, тратит Своё собственное внимание на каждую деталь его жизни.
«Куда пойду от Духа Твоего?» Обратите внимание, как Давид говорит далее про высоты (небеса) и бездну (преисподнюю), и самые отдалённые места (край моря). Имеются в виду все пути по другой конец Средиземноморья, неизведанные течения и воды, в которых никто никогда не бывал. Также Давид упоминает тьму, покров ночной, когда люди не могут видеть, и совершается множество преступлений. Временами, в ситуации военных действий, когда вражеская атака ожидается ночью, войска защищающейся стороны посылают разведчиков, чтобы они осветили окружающую обстановку. Но, все, что было возможно тогда увидеть, - это движущиеся тени. В наше время существуют бинокли ночного видения, специальные инфракрасные оптические приспособления, улавливающие вражеские передвижения. Что ж, найдены способы прорываться сквозь тьму, хотя бы частично. Дух же никогда не нуждается ни в разведчиках, ни в бинокле. Для Него не существует барьеров, даже среди чёрной как смоль тьмы.
Везде и в полной мере
Не существует места, где можно было бы скрыться. Нам нужно принимать эту истину в позитивном смысле: нет смысла бояться, что Дух Святой не сможет присутствовать с нами, - не существует таких преград или затруднений, таких границ или ситуаций, нет такой сущности, что смогла бы препятствовать быть Ему с нами. Это и есть проявление истинной безграничной вездесущности, присутствия Духа Святого в полной мере, присутствия, которое не имеет предела.
«Взойду ли на небо – Ты там. Сойду ли в царство смерти, в преисподнюю, откуда нет возвращения…», - но Дух может войти и выйти свободно, как захочет. Полагаете ли вы, что когда умрёте, окажетесь вне зоны досягаемости или вдали от силы Духа Святого? Вы не сможете никогда зайти так далеко, чтобы Дух хотя бы на мгновение потерял вас из виду. Бог никогда не спросит: куда подевался такой-то и такой-то? Что-то Я не вижу его сейчас.
Почему Дух?
Почему в данном контексте говорится именно о Духе? Разве Давид не мог прямо написать: «Куда пойду от Тебя, Яхве, и от лица Твоего куда убегу?». Дух присутствует здесь специально, потому что живёт среди народа Божьего, присматривает за ним, заботится о нём, хранит его общность, возвращает тех, кто заблудился или сбился с пути, поддерживает Израиль, чтобы они оставались духовными людьми. Так было во времена закона Ветхого Завета, и, по Божьему произволению, эта истина еще более раскрылась и обогатилась во времёна Нового Завета.
Теперь уже можно проследить некоторые очертания того, что произойдёт через Пятидесятницу. Ученики, ведомые Духом, разошлись по всему миру, и не существовало никаких пределов для Духа Святого. Любые расстояния для Него – ничто. Все препятствия преодолимы для Духа Святого. Пока мы пребываем в вере, Дух проявляет Свою безграничную вездесущность.
Были времена, когда Дух удалялся от определённых мест или людей. Так было на Голгофском кресте, когда Он отошёл от Господа Иисуса Христа. Давид мог исповедать: «…поведёт меня рука Твоя, и удержит меня десница Твоя». Но Иисус Христос должен был сказать: «…Ты отнял руку Свою от Меня, сокрушил Меня, а не защитил»; и продолжить воззванием из Псалма 21: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?» Такова цена за грехи. Дух свят, и куда бы Он ни направлялся сейчас, Он очищает и освящает посредством крови креста, пролитой Господом Иисусом Христом.
Помним ли Иону?
Необходимо понимать, что сейчас разговор поведётся о Духе, посланном нашим Господом Иисусом Христом. Мы получили Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Это тот же Дух, Который был и от начала времён, но также Он Тот, Кто даёт нам сейчас всё, что Христос приобрёл для нас посредством креста. Господь Иисус сказал такие слова: «От Моего возьмет и возвестит вам».
Нам не скрыться от Духа. Вспомним, как пророк Иона попытался сделать это. Он взошел на корабль, направляющийся в Испанию или ещё дальше, куда-то за пределы цивилизации. Но он натолкнулся на стену Божьей вездесущности. Иногда мы задаёмся вопросом, как Иона вообще смог выжить, находясь три дня и три ночи в утробе рыбы. Но вопрос, на самом деле, существует только один: как он мог додуматься до того, что он сможет спрятаться от Бога? Сегодня многие люди находятся в бегах, иногда они в буквальном смысле слова пытаются заблокировать работу Духа, порывая связь с церковью. Но они не обретают покой, даже полностью погружаясь в мир, чтобы спрятаться там.
Тайных мест не существует
Хочу еще раз обратить внимание на восклицание: «…от лица Твоего куда убегу?», или «…куда убегу от Твоего присутствия?». Ответ на этот вопрос очевиден: никуда. Иеремия 23:23,24, «Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? Говорит Господь». Даже во время великого изгнания для Господа не представляет никакой проблемы найти и вновь вернуть Свой народ, избранный им.
Пред лицом Господним не существует тайных мест. От Него невозможно ничего утаить. И нам нужно постоянно помнить об этом. Вместо того, чтобы восклицать: «Куда мне скрыться от лица Твоего?», пожалуйста, обратите особое внимание на факт его повсеместного присутствия. Бог здесь, не далеко, а совсем рядом. Буквально это означает: всегда нахожусь пред лицом Твоим.
Мы живём и трудимся пред лицом Господним. Где бы мы ни были, что бы мы ни делали, Он присутствует и видит всё. И если первая часть данного места Писания отмечает безграничную вездесущность, то вторая совсем не является её абсолютным повторением. Но ещё более углубляет первоначальную мысль: Твой Дух … Твоё присутствие … повсюду.
Дух: Божье присутствие
Я нахожу примечательным то, что когда в Ветхом Завете упоминается о Духе, часто употребляется слово «присутствие», подобно как в этом и многих других стихах Слова Божьего. Приходит на ум Псалом 50:11 «Отврати лицо Твоё (присутствие) от грехов моих изгладь все беззакония мои». Или посмотрим Иезекииль 39:29 «И не буду уже скрывать от них лица (присутствия) Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог».
Божье лицо или Божье присутствие возможно почувствовать в близости Духа Святого. Дух Святой – это и есть присутствие Бога среди Своего народа. Когда Бог обращает Своё лицо на нас, Дух Святой почиёт на нашей жизни, и мы пребываем в Его присутствии. Излияние Духа в день Пятидесятницы углубило это присутствие. Дух Святой пришёл, чтобы обитать в наших сердцах. Новые взаимоотношения становятся глубже и богаче, потому что основываются на совершенной жертве Иисуса Христа, совершенною однажды за всех.
Иногда, в ту пору, когда мы были ещё детьми и узнавали что-то новое, например, научившись плавать держа голову над водой, мы восклицали: «Посмотри, папа, смотри мама», - и затем дожидались, пока они действительно посмотрят, и только потом действовали дальше. Протерев воду с глаз, мы всегда сначала смотрели в сторону папы и мамы, чтобы удостовериться, что они действительно смотрели. Если они всё видели и отметили наше достижение, мы чувствовали себя такими счастливыми. Мама с папой любят меня, они наблюдали за мной, они обратили лица свои на меня. Я так важен для них, я живу в их присутствии, пред их лицом. Такие переживания приобретают более глубокий смысл, когда они относятся к Духу Святому и детям Божьим.
От безграничного к сокровенному
Как же безграничное теперь становится сокровенным, глубоко личностным? Находясь в присутствии других людей, мы становимся близкими с ними. Они могут говорить с нами, а мы – откликаться, отвечать. Происходит обмен любовью. Божий взор обращается на нас, а наши глаза смотрят на Него. Мы молимся и знаем, что Он слушает. Мы взываем и знаем, что Он слышит. Мы смеёмся и знаем, что Он разделяет нашу радость.
Мы всегда будем переживать Божье присутствие в близости Духа Святого. Он пребывал посреди Израиля. Посмотрим Исаия 63:11б: «… где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего?». В следующей главе мы рассмотрим этот отрывок Библии более тщательно. Позднее Дух ограничивает Своё непосредственное близкое присутствие до определённых официальных барьеров, например, служение Моисея и семидесяти старейшин. Но Бог продолжал жить среди Израиля, и все они оставались в Его присутствии.
Бог всё знал о каждом из Своего народа. В этом открывается значение всеведения. Не имеет значения, что они делали, когда и где, Он знал об этом. Он знал это со всей доскональностью: всеведение глубоко сокровенно, личностно. Израилю приходилось осознавать эту истину вновь и вновь. Это очень сильно и ясно показано на примере Ахана, который взял из заклятого в поверженном Иерихоне, когда израильтяне вошли в обетованную землю. Ахан совершил свой поступок в присутствии Господнем, пред лицом Бога, Который видел его всё время, и знал о его внутренних мотивах (Иисус Навин 7). Подобный пример можно наблюдать и в Новом Завете: в случае Анании и Сапфиры (Деяния 5).
Сейчас ещё большая близость
Теперь Дух уже излит и обитает в наших сердцах. И реальность личностного, сокровенного всеведения сегодня возрастает. Позвольте отметить, что Давид в своих переживаниях был скорее исключением, чем правилом. Большинство израильтян не имели таких близких взаимоотношений с Духом Святым, какие имеем мы. Сейчас Дух пребывает внутри наших сердец. Сокровенное всеведение означает, что Бог знает даже наиболее глубоко скрытые тайны сердца. Наша жизнь для Него, как открытая книга.
Когда кто-нибудь наблюдает за вами всё время, изучает вас, и видит глубины вашего сердца, вы можете совершить одно из двух. Первая реакция в подобной ситуации - нервозность и попытки жить жизнью непрерывного, тщетного укрывательства и отрицания. Как часто хочется скрыть или отказаться от своих поступков… По этой причине мы часто пытаемся сосредоточиться на грехах других людей, указывать им на их ошибки. Это бессмысленно, так как пред Богом всё как на ладони, даже то, от чего нам хочется укрыться и сбежать, стряхнуть с себя. Вы живёте постоянно оправдываясь и всё отрицая? Тогда каким образом Дух, присутствие Бога, действует в вашей жизни?
Когда кто-то смотрит на нас всё время, беспрерывно наблюдая, то становится нелегко. Мы говорим: прекрати на меня таращиться, перестань наблюдать за мной постоянно. Мы также пытаемся уйти с его поля обозрения. Но дело в том, что на самом деле мы говорим: пристально смотреть – это оскорбительно.
Но ведь Бог не смотрит на нас глазами обвинения. Он глядит на нас с любовью. Временами Его взгляд наполнен гневом или грустью. Это происходит, когда Его дети непослушны. В Библии упоминается еще в Ветхом Завете, что Израиль «…возмутился и огорчил Святого Духа Его», Исаия 63:10. Подобные случаи открываются Святым Писанием и в Новом Завете, но они происходят перед Пятидесятницей. Великим грехом для Израиля было огорчить Дух Божий, уклониться от Его слова, нарушить завет.
Пригласить Бога в своё сердце
Давид открывает нам в данном Псалме ещё один путь. Если моя жизнь открыта перед Богом с самого зачатия, от рождения до смерти и далее, что ещё мне остаётся делать, кроме как полностью открыться Ему? Я не буду пытаться удерживать Господа снаружи, но приглашу Его внутрь. Прочитаем последние стихи Псалма 138:23,24, «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».
Псалом начинается словами: «Господи! Ты испытал меня и знаешь». Бога удержать снаружи невозможно. Давид провозглашает это, как великое утешение. Господь с ним всегда, в каждом шагу на пути, благодаря вездесущности и всеведению Духа Святого. Не произойдёт никакого побега, потому что нет нужды убегать. Не стоит играть с Богом в прятки или догонялки. О, Господь! Приди. Продолжай испытывать и узнавать моё сердце, сохрани меня на пути правды и направь на путь вечный.
Трудные решения
Нужно быть готовыми к тому, что иногда придётся принимать трудные решения. В Псалме 138 говорится о нечестивых людях, - 19,20 и 21 стихи. Эти слова звучат как внезапная вспышка, взрыв гнева, и как будто не подходят к основному тексту. Но, на самом деле, они подходят совершенно. «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя?». В присутствии Божьем, пред Его лицом, с Его Духом в сердце, невозможно любить врагов Господних. Его враги становятся моими врагами. Ненавижу тех, кто ненавидит Его. Всё, чего они добиваются: превратить в руины взаимоотношения с Господом и друг другом.
Если быть последовательными, то значение вышесказанного становится довольно ясным. Мы не сообщаемся с теми, кто ненавидит Бога. Как это возможно? Живём мы в Божьем присутствии, не так ли? Если да, то истина для нас в том, что мы любим тех, кто любит Бога, и осуществляем вместе с ними сообщество святых.
Апостол Павел даёт коринфянам прямое назидание (1-Коринфнам 5:9). Мы не можем полностью избежать общения с неверующими людьми. Тогда лучше было бы вообще оставить этот мир. Существуют деловые операции, общественные обязанности и многое другое, в чем мы принимаем непосредственное участие. Но мы делаем это лишь постольку, поскольку мы должны это делать. Не стоит строить дружеские отношения или сообщаться с нечестивыми, так как мы не имеем с ними общего основания. Мы призваны жить в сообществе детей Божьих.
Бог внимательно наблюдает за нами
Имеем ли мы глубокое понимание того, что живём в присутствии Божьем не только в церкви по воскресеньям, но каждый день, каждую ночь, в течение всей недели? Дух Святой наблюдает за нами не как незаинтересованный свидетель, но как близкий советник, увещеватель. Он участвует в нашей жизни и на работе и дома, и в школе и на отдыхе.
Бог смотрит на нас в любви, открывшейся в Иисусе Христе на кресте. Отец следит за Своими детьми, как земные родители, папа или мама следят, чтобы их дитя не настигла опасность или ему не был причинён вред.
Дух заботится о нас в глубоком личностном всеведении. Истина об этом открывается в полноте со дня Пятидесятницы. Мы были куплены дорогою ценой посредством крови Иисуса Христа, и наша жизнь стала местом действия Духа Святого. Божьи глаза сосредоточены на нас во Христе. Он ничего не пропускает и видит как добрые дела, так и проступки.
Мы благодарим Бога за Его благие дела, которые Он производит в нас. Мы исповедуем наши грехи, веря, что Он избавит нас. Он обновляет жизнь. Он знает меня насквозь. Со дня моего зачатия Он видел меня и пребывал со мною. Я открываю Богу свою жизнь, познаю Его в красоте Святого Писания и в таинстве молитвы. В любви Иисуса Христа я обретаю Отца и Духа, истинного вечного Бога, чья рука почиет на мне, и Кто направляет меня на путь вечный.
Всё это слишком прекрасно для меня, и я не могу постигнуть всего. Но я верю и стремлюсь так жить во все дни своей жизни.
Этот материал еще не обсуждался.