05.11.2010
Скачать в других форматах:

Кларенс Стам

Дух и Невеста. Размышления о работе Духа Святого

10. Возрастание в Духе Святом

 

«Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»

(Деяния 2:41,42).

 

Работа Духа Святого в новом периоде дает нам основание расширить свои пределы. Я имею в виду то, что излияние Духа Святого знаменует начало всемирной проповеди и даёт всеохватывающую и панорамную перспективу от Иерусалима до края земли. Это перспектива, о которой говорится в Псалме 85: «Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё, ибо Ты велик и творишь чудеса, - Ты, Боже, един Ты». Макрокосм Вселенной наполнится Божьей хвалою.

Но работа Духа Святого также должна производиться с тем, что происходит глубоко внутри сердца личности, в микрокосме человеческой души. Дух Святой приходит, чтобы обитать внутри нас. Нам необходимо уделять надлежащее внимание этой глубинной работе Духа Божьего.

В день излияния Духа, как описывается в главе 2 книги Деяний Апостолов, произошёл сверхъестественный рост численности церкви. В Деяниях 1:15 мы можем прочесть, что количество членов церкви до дня Пятидесятницы было около ста двадцати человек. Это не большое количество, если учесть силу служения Христа в течение Его земной жизни. Результатом многих Его проповедей и чудес стали  чуть больше ста членов церкви. Но в Деяниях 2:41 открывается совершенно другая картина: «…присоединилось в тот день душ около трёх тысяч».

Представьте себе – целых три тысячи человек присоединилось к церкви за один день. Если бы такое случилось сегодня в любой обычной церкви, то, возможно, старейшины не смогли бы справиться с подобным наплывом. Даже сама мысль о том, чтобы крестить три тысячи людей в один день – феноменальна. Но нам не сказано о том, как это было сделано, или было ли это сделано тотчас же.

Сейчас нас не интересуют цифры как таковые. Мы не будем сосредоточиваться на цифрах, как в случаях примеров движения церкви. Не всегда возрастает количество членов церкви, а на самом деле, оно иногда сокращается. Тем не менее, мы ценим рост церкви. Хотя куда важнее то, как возникает рост и к чему он приводит.

 

Покаяние и вера

 

Примечательно, что работе Духа Святого всегда сопутствует провозглашение Истины и слушание Слова. Где присутствует Дух, там всегда есть проповедь и слушание. Именно посредством данных двух средств Дух Святой производит веру в наших сердцах.

В своей проповеди в день Пятидесятницы апостол Пётр без колебаний говорил о реальной ситуации: слушатели распяли Христа, но Он воскрес из мёртвых и излил Духа Своего. Требования Евангелия довольно просты (ст. 38): «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».

Данная проповедь – это описание богатств во Христе и призыв принять эти богатства через покаяние и веру. Призыв покаяться и верить – очень настоятельный и сильный. Прочитаем  стих 40: «И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого».

Спасайтесь? Не следует заблуждаться относительно сказанного Петром. Он совершенно не предполагает, что наше спасение зависит от каких-либо наших собственных предварительных действий. Каждый христианин должен знать, что он не может спасти сам себя. Спасение – это результат могущественного действия Божьей суверенной благодати в нашей жизни.

 

Ответственность откликнуться

 

Но данная истина нисколько не исключает нашей ответственности за отклик на Божий призыв. Нам дано Слово и мы должны внимать всему сказанному в нем. Это включает в себя деятельность и разума, и воли. Слово покаяться означает полное умственное и эмоциональное (духовное) изменение. Проповедь всегда адресуется как к разуму, так и к совести слушателя.

Мы можем сидеть в церкви и слушать проповедь Слова, но оно должно привести к действиям с нашей стороны. Действием в данном отрывке названо принятие: «Итак, охотно принявшие слово его, крестились». В этом же стихе отмечено, что было много тех, кто принял Слово. Также здесь говорится, что не все приняли Слово. Мы ничего не знаем о том, кто конкретно был там в тот день, но три тысячи человек на фоне довольно большого населения не такое уж огромное число. Само по себе оно огромное, но в контексте возможной численности всей толпы оно может оказаться небольшим.

Многие обратились, но другие, слышавшие ту же проповедь, не раскаялись и не приняли Слово. Это вновь демонстрирует, что проповедь всегда приводит к  двойственной реакции – либо вера, либо неверие. Некоторые, столкнувшись с Евангелием, принимают Его осознанно и с радостью, в то же время другие отвергают Его также осознанно и с непреклонной решительностью.

 

Принятие Слова

 

Со стороны Петра и других учеников было приложено много сил, чтобы убедить людей принять Слово. В стихе 40 представлены доказательства их усилий. Люди не сразу же принимали то, что им говорили. Чтобы привести слушателей к вере и принятию, необходимы убедительные аргументы и  повторение.

Но есть те, кто принимает Слово. Принимать означает сперва взять, а затем   впитать в себя сказанное.  Это подразумевает, что нужно тщательно взвесить то, о чём идёт речь, убедиться в истинности сказанного и затем принять это в свой разум. И какие бы вопросы или сомнения не оставались на этот момент, обоснованной причины отвергать сказанное нет. Такие люди в основном понимают послание, соглашаются с ним и убеждены в его истинности. В этом  заключается смысл глагола «принимать».

Нам необходимо осознавать, что принятие Слова является великим чудом, даже в день Пятидесятницы. Всякий раз, когда кто-нибудь принимает Слово – это поразительно, это было поразительным также и в день Пятидесятницы. Это значит, что в тех людях произошли и происходят сильнейшие изменения.

 

Стали восприимчивыми

 

Глагол «принимать» указывает на то, что люди стали восприимчивыми посредством Духа Святого и Слова Христа. Бог желал убедить их и убедил. Принятие Слова не является естественным для людей. Как мы уже заметили, первой реакцией слушающих  в основном бывает отвержение сказанного. Из Деяний 2:13 мы уже узнали, что некоторые люди очень быстро и легко осудили происходящее. Они говорили, что ученики «напились сладкого вина». Некоторые пребывали в недоумении, тогда как другие просто насмехались. Но никто из них не желал принимать сказанного.

Павел писал об этом ранее в Первом Послании к Коринфянам: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (2:14). Вы нуждаетесь в действии Духа Святого, чтобы принимать и различать духовные вещи (также см. Ин. 3).

Были и такие, кто в день Пятидесятницы принимали сказанное, потому что Дух производил в них значительные изменения. Дух Божий открывал умы и сердца, и люди становились способными принимать и усваивать всё, сказанное им.

 

Принятие совершается верою

 

Здесь Библия не объясняет принципы внутреннего действия или механизмы принятия. Она просто констатирует факт. Принятие Слова совершается верою. Люди верят тому, что сказанное Петром – истинно. Доказательство этого содержится в знамениях Пятидесятницы, и, более того, в Писании, которое совершенно открыто и применимо. Может быть, многие из слушателей еще отчётливо помнили, о чём учил Иисус и как Он умер. Многие из них, возможно, даже видели Господа во плоти, когда Он нес служение среди них. И то, что они сейчас, в день Пятидесятницы, видят и слышат, задело их чувствительную струнку, и они приняли Слово настолько, что оно стало частью их самих. Теперь оно стало подчиняющей и руководящей движущей силой их жизни.

Такое принятие имеет свои последствия. Слово становится частью вас самих.  Слово имеет такую силу, что вы начинаете многое, причём в очнь важных сферах жизни, воспринимать по-другому. И действовать соответственно. Принятие Слова означает решительные изменения и в мышлении, и в действиях.

Очень важно обратить на это внимание. Мы можем ходить в церковь воскресенье за воскресеньем, неделю за неделей и непрестанно слушать проповедь Слова, но принимаем ли мы Слово на самом деле? Становится ли оно частью нас самих, подчиняющей и руководящей силой нашей жизни? Изменяет ли оно наше мышление, влияя, таким образом, на поведение? Или мы всего лишь продолжаем делать то, что делали раньше, не производя никакого определённого видимого результата?

 

Слово и таинство

 

Люди, о которых говорится в главе 2 книги Деяний, понимали, что принятие Слова имеет определённые последствия. Здесь сказано: «Итак, охотно принявшие слово его крестились». Это крещение во имя Иисуса Христа (ст. 38), в то самое Имя, которое было официально проклято еврейскими лидерами. Через крещение люди публично признавали, что хотят принадлежать Иисусу, к Его ученикам и к Его Церкви. В те дни это было, безусловно, смелым поступком, не без риска и опасности. Мы видим, что принятие Слова приводило к весьма осознанному публичному акту крещения. Через крещение человек официально присоединялся к последователям Иисуса Христа.

Проповедь и таинства идут рядом. За Словом следует знамение, и там, где люди принимают Слово, они также жаждут крещения. Таким образом, люди были призваны открыто и публично принять очень важное решение. Великое множество тогда ответило на призыв, «…и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч».

 

Присоединённые к существующему Телу

 

Обратим внимание на слово «присоединилось». Люди присоединились к существующему Телу, Церкви Христовой. Они не создавали в тот день что-либо подобное новой организации, но были добавлены к уже основанной общине, которая, несомненно, ассоциировалась с Иисусом Христом. Покаяние и вера не означают, что вы основываете что-то новое, скажем, новую церковь, но то, что вы присоединяетесь к церкви, которая верна Слову Божьему.

Теперь кто-то может сказать: если в тот день было присоединено около трёх тысяч человек, тогда отдельный человек мог быть всего лишь частью толпы и даже особенно не замеченным. В толпе можно легко спрятаться. Кто вел точный учет? Это правда. Когда какое-то движение вдруг становится массовым, то присоединиться к нему может быть даже престижно. Кому бы не захотелось присоединиться к церкви в день Пятидесятницы? Но не заблуждайтесь –  решение принять крещение не обошлось бы без последствий. Всякий близкий или дорогой для вас человек вскоре узнал бы: вы были крещены в тот день и присоединились к Церкви Иисуса Христа. И это уже не просто скрытая приверженность, а публичное обещание, очевидное для всех.

Рост церкви – это предмет значительных изменений и публичного обязательства в человеческой жизни. Без таких изменений не было бы роста вообще. Но когда происходят изменения, то это полные и радикальные изменения. С данных пор человек бесспорно принадлежит и ассоциируется с Церковью Господа Иисуса Христа. Теперь это становится его жизненным приоритетом.

Какие критические замечания не высказывались бы по этому поводу в адрес крупных евангелизационных объединений – например, Евангельской ассоциации Билли Грема, – следует признать, что доктор Грем определённо наблюдал одну очень важную вещь довольно ясно: приверженность Христу обязательно должна быть публичным решением, поскольку зажегши свечу, не ставят её под сосудом.

Каждому должно быть видно, что вы действительно осознанно вверили себя Господу. Это не обязательно означает «призыв к покаянию», но должно быть очевидным в вашем соединении с церковью Господа. К сожалению, обычно точно не обуславливается, что верующему должно присоединиться к церкви. Человек призывается к свету, но оставляется во тьме.

Принять Слово и пройти крещение означает, что старый жизненный путь окончен, и начат новый. Сильнейшее изменение ведёт к новому жизненному началу. И это многообещающий старт.

 

Возрастание в вере

 

То, что произошло – только начальный этап. Все эти люди совершили начинание, которое потребует дальнейшей активности. Мы читаем в  стихе 42: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

Покаяться и креститься – это еще не все. Теперь надлежит возрастать в вере. Поэтому и написано, что необходимо «постоянно пребывать в учении Апостолов». Используемое здесь слово очень выразительное и сильное. Они посвятили себя тому, чтобы бережно сохранять, пребывать, сосредоточиваться и быть послушными апостольскому учению.

Апостольское учение обозначает заслуживающее доверия провозглашение Евангелия, смерти и воскресения Христа в соответствии с достоверными фактами, а также с пророчествами Ветхого Завета. Апостолы начали открывать этим людям Писание, и они принимали учение. Мы видим, что главным служением церкви является служение проповеди и учения, чтобы снарядить святых Словом для жизни и служения. Ничего не изменилось с тех пор, не правда ли?

 

Общение и празднование

 

Данный текст также говорит об общении. Это может значить общение с апостолами, но к тому же включать в себя и новое общение друг с другом. Люди не держались особняком, но они искали и находили друг друга вокруг и внутри учения апостолов.

Общаться значит делиться. Церковь – это сообщество святых. Там, где верующие собираются, чтобы слушать, там и я хочу быть среди них. Здесь можно увидеть, как исполняется то, что написано в Псалме 83: стремление верующих к общению, радость, мир и покой нового и истинного Иерусалима. Один день в Божьем доме хвалы лучше тысячи дней за пределами дворов Его спасения. Они посвятили себя новому общению и не могут им насытиться.

Также мы видим, что они посвятили себя «преломлению хлеба». Несмотря на то, что  это просто может обозначать обычный приём пищи – и они наверняка имели совместные трапезы – также данное выражение подразумевает празднование Вечери Господней. Таково моё понимание. Проповедь о спасении подтверждается  совершением Вечери Господней. Искупительная смерть Христа всегда остаётся в центре. Они стали «лелеять благословенную память мучительной смерти Христа» (Отрывок из Книги Хвалы «Совершение Вечери Господней», стр.599). Крест уже является для них не камнем преткновения, но смыслом хвалы и славы.

 

Многообещающее начало

 

Также данный текст говорит о том, что они посвятили себя молитвам. Отметим чёткую определённость данного значения: именно молитвам. Евреи определяли время и содержание своих ежедневных молитв. Христианская община не пренебрегала этой стороной христианской жизни. Разве Дух не побуждает нас взывать: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Дух Святой – Дух хвалы, благодарения и прошения. Христианская жизнь не может функционировать без молитвы, она подобна ртутному столбцу  в нашем градуснике веры.

Если суммировать всё сказанное выше, следует согласиться:  какое многообещающее начало! Этим трём тысячам человек предстояло пройти долгий путь, но они положили ему уверенное и решительное начало. И их посвящение должно продолжаться, так как признак Церкви Христа: повиноваться Слову, искать общения в церкви, участвовать в таинствах, пребывать в постоянной хвале и молитве. В этом мы видим истинную глубину Пятидесятницы. Дух посредством Слова создает и формирует назидание, общение и поклонение.

Находите ли вы себя в этой картине? Ведь это не просто единичное описание произошедшего, а нормативное предписание того, как должно быть всегда. Дух приводит к глубоким изменениям, и эти изменения очевидны в радостном и искреннем участии в общении и поклонении Церкви Христовой. Пятидесятница – это начало роста, за которым следует совершенный рост, полное участие в жизни и радостях общины.

Проповедь и учение (апостольская доктрина), поклонение, таинства и совместные молитвы – все это остается главным. Разве не в этом заключается служение церкви? В этом смысл Пятидесятницы. Только в таком случае многообещающий старт будет иметь продолжение и прочность.

 

Движение в том же направлении

 

Люди нуждаются в подобном служении, в противном случае они духовно закостенеют и прекратят расти во Христе и вскоре вернутся назад к прежнему образу жизни.  Христос уже не будет главным в их жизни, вместо преданности появится равнодушие. Посвящение станет незначительным. Мы наблюдаем это сегодня, всё происходит так, как и раньше. Когда люди больше не посвящены поклонению и общению и не ревнуют об апостольском учении церкви, можно увидеть, как они медленно исчезают за горизонтом христианской жизни.

Также сегодня есть те, кто прошли многообещающий старт. Но, так или иначе, они не устояли. Некоторые могут представлять и даже быть в этом убеждены, что они истинно прощены и имеют жизненное хорошее основание, но дело в том, что внутри сердца их этого никогда не было. Внутри не произошло никаких изменений, и вскоре это станет явным внешне. Если вы по-настоящему не приняли Слово, то вы не посвятите себя сообществу святых. Это так просто. Личностная вера ведёт к общности взглядов, там, где нуждается один, сопереживает другой.

 

Лично, а не индивидуалистически

 

Сегодня людям нравится говорить о переживаниях силы Духа Святого. Многие передают их в индивидуалистических терминах. Правда в  том, как уже было отмечено, что действие Духа Святого очень личностно. Никто этого не должен отрицать. Но личностный элемент не теряется в духовном единении, общем посвящении в поклонении Слову Христа, проповеди, хвале и молитвах общины в единстве, как описано в данной главе.

Личная вера должна проявляться через жизнь в святости и посвящении поклонению в сообществе церкви. Это путь, следуя по которому церковь растёт и в вере, и в делах. Пятидесятница – это   возрастание. Мы вместе возрастаем во Христе к зрелости в вере и в плодах веры.

Мы можем вторить словам апостольского Символа веры, которые выражены в гимне 1В:3 (Книга Хвалы):

 

«В Бога уха Святого я верю.

Он нас сделал новым твореньем.

Верю я во Вселенскую Церковь,

Что Христовой общиною стала.

Всех тех истинное общенье,

Кто был Богом избран однажды,

Чтобы стать Его славным народом».

 

Личная вера и общение святых – это дары Духа и плод Пятидесятницы.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.