03.01.2010
Скачать в других форматах:

Фрэнсис Шеффер

Сущий - Имя Божье

Определение  терминов

 

Абсолют: понятие, обозначающее совершенное бытие; совершенство его исключает любые изменения под воздействием переменных факторов (культуры, индивидуальной психологии или внешних обстоятельств). Используется как антитеза релятивизма.

Автономный: отъединенный, имеющий закономерности существования и развития, соответствующие собственной природе.

Агностик: человек, который не знает (или думает, что нельзя узнать), существует ли Бог.

Антиномианизм: учение, по которому нравственный закон в эру благодати не нужен или необязателен.

Антитеза: контраст, полная противоположность оппозиций (например, в паре “радость”—“горе”).

Антифилософия: атрибут многих философских течений, отказавшихся от попыток отыскать рациональное решение вопроса о соотношении жизни и умозрения.

Антропология: учение, центральное место в котором занимает проблема человека, и только человека (в его отношении к самому себе и ближним, например, в психологических и социологических штудиях).

Апологетика: раздел богословия, посвященный вопросам благовествования и защиты христианства.

Априорный: до-опытный или вне-опытный.

Архетип: символы бессознательного, выявленные психологом Юнгом путем анализа психических образов сновидений и фантазий человечества, появлявшихся на протяжении всей истории.

Атеист: тот, кто полагает, что Бога нет.

Атрибут: необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Отличается от акциденций, то есть случайных, преходящих состояний.

Аутентичность: самотождественность.

Бытие: категория, обозначающая существование (в противоположность небытию).

Валидность: достоверность чего-либо, подтвержденная обоснованным и достаточным свидетельством.

Вербализация: изложение семантической пропозиции в словесной форме.

Верификация: процедура установления истинности или ложности утверждения на основе его соответствия эмпирическим данным.

Верхний ярус: этот термин обозначает то, что в философствовании связано со смыслом или значением, оставаясь при этом недоступным верификации со стороны реальной действительности, формирующей нижний ярус.

Гносеология (теория познания): раздел философии, в котором изучаются природа и возможности познания, а также условия его достоверности и истинности.

Гуманизм: имеется два значения: (1) любая философия или система философствования, в исканиях смысла бытия ставящая в центр человека как высшее существо; (2) раздел гуманистического философствования в описанном выше широком значении, в котором особая роль отводится упованию на оптимистическое будущее человечества.

Дадаизм: название, данное модернистскому художественному течению, сложившемуся в Цюрихе в 1916 г. Это название выбрано наугад из словаря французского языка и означает “деревянная лошадка”.

Деперсонификация: неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми.

Детерминизм: учение о причинной обусловленности человеческого поведения (например, на уровне психической и генетической организации); из этого учения следует, что свобода воли это иллюзия.

Дефиниция: краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.

Диалектика: движение бытия в ритме “триады”. Теза имеет свою оппозицию—антитезу. Обе находят разрешение в синтезе, который превращается в новую тезу, что приводит к новому витку “диалектического” процесса.

Дилемма: затруднительное положение; затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями.

Дихотомия: разделение целого на две совершенно самостоятельные части. В этой книге обозначает полное отделение рационального и логического в человеке от смысла и веры.

Досократики: ранние греческие философы 6–5 в.в. до н.э., а также их ближайшие преемники в 4 в. до н.э., не затронутые “сократической” традицией.

Дуализм: это понятие приложимо к учениям и концепциям, утверждающим равноправность любых противоположных начал или сфер; так, Кант говорит о дуализме мира природы и мира свободы.

Естественное богословие: истины о Боге, которые человеческий разум может почерпнуть из творения.

Импрессионизм: направление в искусстве, в котором классические тенденции французской живописи 19-го столетия проявились в наибольшей степени; в русле этого течения сложилось современное искусство.

Историческое христианство—синоним фундаментализма; ортодоксальные (преимущественно протестантские) воззрения, в соответствии с которыми в качестве основы, “фундамента”, вероучения принимается только содержание Писания и отвергаются попытки его аллегорического и рационалистического истолкования.

Исходные предпосылки (мыслительные предпосылки): догмы или теории, на основе которых совершаются дальнейшие логические построения. Подобные предварительно принятые постулаты часто в разных ситуациях сознательно или внесознательно влияют на дальнейший ход рассуждений субъекта.

Категории: фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения бытия и мышления.

Коммуникация: сообщение, передача идей и сведений.

Конгруэнтный: соразмерный, соответствующий, совпадающий.

Коннотация: переосмысление значения слова, придание ему дополнительных, сопутствующих значений.

Консенсус: единство мнений, единодушие, согласие.

Космология: учение о природе и наиболее общих законах мироздания.

Лингвистический анализ: отрасль философии, которая надеется решить философские проблемы путем перевода их в контекст естественного языка для анализа языковых средств и выражений. Такой анализ не предлагает толкований, ибо его задача—переформулировать высказывание, скрывающее подлинное значение, таким образом, чтобы это значение стало явным.

Логика: наука делать правильные умозаключения. Рациональный анализ с получением предсказуемых и неизменных результатов. Классическая логика могла утверждать, что “А” нельзя связать знаком равенства с “не–А”.

Логический позитивизм: аналитическая тенденция в современной философии, в соответствии с которой все метафизические теории в строгом смысле слова не являются осмысленными, ибо в принципе не поддаются надежному обоснованию с помощью конкретных опытных данных.

Макрокосм: внешний мир есть большой мир, в котором реально воплощается вся полнота духовного мира.

Микрокосм: человек есть маленький мир, но в нем есть все, что есть в большом мире

Менталитет (ментальность): совокупность готовностей, установок и предрасположенностей человека или группы людей действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

Методология: совокупность методов и принципов, при помощи которых решаются проблемы истины и познания.

Мистицизм: имеет два значения понятия: (1) стремление установить связь с предельной действительностью “божественного начала” с помощью непосредственного, живого проникновения, интуиции, инсайта или озарения; (2) Туманное и безосновательное теоретизирование.

Монолитное: то, что составляет неразрывное целое; то, что придает идее (современной культуры) строгое постоянство. 

Мыслеформы: постоянно воспроизводящиеся формы мыслительной деятельности, образ мышления.

Натурализм (материализм): воззрение, по которому природа является универсальным принципом объяснения всего сущего.

Натурфилософия: философия природы, умозрительное истолкование природы, которая рассматривается в ее целостности.

Неоортодоксия: название, относящееся к богословию, созданному на основе радикального переосмысления диалектического метода и учения о духе по Гегелю с учетом прыжка веры, отчаянного прорыва в неведомое (по Кьеркегору).

Нигилизм: отрицание всех объективных основ истины; умонастроение, основанное в целом на представлении о бессмысленности и бесполезности человеческого бытия; часто сопровождается деструктивными тенденциями на уровне социальной и духовной организации.

Новая наука: наука нового времени в противопоставлении науке античной и средневековой.

Ноумен: понятие, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.

Ортодоксия: неуклонная приверженность какому-либо принципу, учению.

Прозрение (откровение): знание, данное человеку извне, от Бога, основа познания.

Пантеизм: философское учение, основанное на отождествлении Бога с природой. Согласно пантеистическим представлениям природа есть эманация, продолжение божественного существа, а не Его творение.

Прагматизм: философское учение, в соответствии с которым практические достижения, работоспособность идей являются единственным критерием их истинности.

Пропозициональная истина: истина, высказанная в форме повествовательного предложения, в котором сказуемое в отношении подлежащего утверждается или отрицается.

Рационализм (философский): ср. Гуманизм в первом значении.

Рациональное: все, что установлено человеческим разумом, проистекает из него или доступно его пониманию.

Рациональность: синоним разума.

Решающий опыт: термин, предложенный Карлом Ясперсом для обозначения убедительного, значимого и достаточно сильного переживания, ведущего к прорыву экзистенции и дающего надежду на смысловой перелом (обретение смысла человеческой жизнедеятельности).

Романтика: отношение к жизни, умонастроение, проникнутое чрезмерным оптимизмом и идеализацией действительности.

Самопрояснение (процесс самоопределения аутентичности человеческого бытия): этот термин экзистенциалисты используют для обозначения самопознания души, когда человек, совершая решающий выбор или переживая экзистенциальный страх, утверждается в подлинности своего бытия.

Семантика: (1) наука, изучающая эволюцию (изменения) значения и употребления слов и выражений; (2) разработка коннотаций и двусмысленности, неопределенности слов.

Синтез: соединение относительных истин тезы и ее антитезы на более высоком уровне истины, ср. Диалектика.

Современная новая наука: наука и научное мышление, которые сложились в европейской культуре в XIX-ом и XX-ом веках.

Субстанциальное (сущностное свойство): термин, обозначающий степень исцеления человека в отношениях с Богом, ближними и самим собой; такое исцеление должно проявляться в жизни христианина, хотя и не совершенное, но явственное в практическом смысле.

Сюрреализм: направление в искусстве, воспроизводящее причудливо искаженные или несовместимые образы средствами наложения, сопоставления и комбинации реальных и нереальных предметов.

Трансцендентное: переступающее за границы человеческого разума и являющееся в этом отношении недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры.

Универсалии (универсальные основы): наиболее общие понятия, лежащие в основе мировоззрения.

Фальсификация: принципиальная опровержимость любого утверждения.

Феномен: объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы, ноумена; 2) явление, постигаемое в чувственном опыте.

Человечность (человеческое достоинство, личность): в это понятие входят свойства человека (например, значимость, любовь, разум и страх небытия), которые отличают его от животных и механических устройств, и свидетельствуют о том, что он сотворен по образу божественной личности.

Экзистенциальное: относящееся к экзистенции, то есть последовательному ряду моментов “теперь” человеческого бытия, которое достигается в мгновении, прыжком, скачком и не мыслится пространственно. Говоря об экзистенциальном, мы говорим об эмпирической действительности как оппозиции чистой теории, имея в виду исключительно бытие данного сущего, не давая никаких содержательных определений.

Экзистенциализм: современное учение о сознании, выдвигающее на передний план уникальность человеческого бытия, которое не познается разумом, и не передается на лексиконе научных или рациональных понятий. Экзистенциализм подчеркивает императивную необходимость совершения важнейших жизненных выборов свободно самоопределяющимся человеком в непредсказуемом и явно бессмысленном мире.

Экзистенциальный страх: метафизический ужас, или потрясающее человека прозрение.

 

 

Примечания

 


РАЗДЕЛ I

 

Глава 1

 

1  Анализ классической и априорной апологетики мы продолжим в разделе IV, глава 2, стр. 126 ff.

2  Allen and Unwin, London, 1961

3 Соборное послание святого апостола Иакова 1:27.

 

Глава 2

 

1 Я не стремлюсь осветить в этой книге исторический процесс от эпохи Возрождения до Гегеля. В другой книге, Бегстве от свободы, я привожу достаточно полный обзор исторической эпохи Фомы Аквинского, Возрождения и зарождения современной науки, в том числе роль и значение Канта.

2 Ср. например, проф. А.Дж.Эйер Во что я верую под ред. Unwin (Allen and Unwin, London, 1966), и проф. Энтони Флу Должна ли окупаться нравственность? The Listener,13 октября 1966 г.

3 The Humanist Frame под ред. сэра Джулиана Хаксли, стр. 46

4 там же, стр. 409.

5 University Books, New Jork, 1964.

 

Глава 3

 

1 См. стр. 56, 60.

2 Этот перевод предложен д-ром H.R.Rookmaaker в книге Synthesis Art Theories (Амстердам, 1959), стр. 23 и примечание W к главе IX.

3 Письмо, написанное в феврале 1898 г.

4 Д-р Rookmaaker, op. cit.примечания n, p, aa, af  к главе 9.

5 Две работы Пикассо с написанным на них именем “Ева”, экспонировались на выставке “Пикассо и Человек” в Картинной галерее (Торонто), январь 1932 г.

6 FUR THEO van Doesburg, DE STIJL, January 1932.

 

Глава 4

 

1 См. параграф о “Битлз”, стр. 42–43

2  Ducretet-Thompson, Paris, no. 320 c. 100.

3 Collected Poems, 1934–52 (J.M.Dent and Sons, London, 1959),pp. 179–180.

4 S.M.O. Records, 81.045.

5 E.M.I. Records, R5570.

6 E.M.I. Records, P.M.C. 7027.

 

Глава 5

 

1 Frederick A. Praeger, New York, 1964.

2  Selected Poems by Leopold Sedar Senghor (Oxford University Press, 1964).

3 Член Французского Общества Иисусова, палеонтолог; автор труда Феномен человека (Collins, London, 1959) и других книг.

4 Сэр Джулиан Хаксли написал предисловие к английскому изданию труда Феномен человека 1958 г. Здесь он не возражает против методологии и обширных выводов Тейяра де Шардена в отношении эволюции человека в будущем. Позднее в 1961 г. во вступительной части книги The Humanist Frame он уже говорит о своем полном согласии с этими выводами в отношении роли религии. То, о чем Сенгор говорит в своей книге относительно применения выводов Тейяра де Шардена в плане Республики Сенегал, Хаксли старается распространить в глобальном масштабе.

5 Ср. Первое Послание Коринфянам святого апостола Павла 15:13–14, 32.

 

РАЗДЕЛ II

 

Глава 2

 

1 Размышляя об этом, я пришел к тому мнению, что есть некоторая коллективная культурная сознательная сфера или память, связанная со словами. Предложил бы поделить эту сферу на две части: коллективная память конкретного рода, и коллективная память всего человечества в отношении представлений о человеке и действительности.

            Итак, человек посредством своего языка “помнит” (без всякой связи со своими убеждениями), что Бог существует. Например, русские правители клянутся, они клянутся Богом, и ничем иным; безбожные художники нередко используют “божественную” символику. Полагаю, что это более глубокое и вместе с тем более простое толкование представления Юнга о боге как о высшем архетипе, появляющемся эволюционно по мере становления человеческого рода. Более того, на своем языке человек часто вспоминает, что человечность—это уникальное явление (творение по образу Бога) и, стало быть, такие слова как цель, любовь, нравы несут со своей коннотацией своей действительное значение. Вот в чем дело, и оно не зависит от личных мировоззренческих представлений индивида и того как его представляют словари и учебники.

            Временами коннотации слова бывают глубже и более “бессознательны”, нежели их дефиниции. Применение подобных слов вызывает ответные реакции во многих отношениях более глобальные, нежели может помыслить некоторый отдельный род и действовать в соответствовать с этим, и в меньшей степени в отношении того, что происходит на самом деле и что представляет собой человек. Далее мне бы хотелось предложить, что после того как мировоззрение и жизненный опыт этого рода приходит к определенным дефинициям и коннотациям слов того или иного конкретного языка, он становится символическим средством для поддержания жизни и учения этого мировоззрения и опыта.

            Стало быть, мне представляется, что  первичное связано с языком, то есть тем как человек мыслит и сообщается посредством языка. Хотелось бы добавить, что в этом контексте разделение языков при постройке Вавилонской башни является чрезвычайно важным моментом истории.

2  Leonardo da Vinci (Raynal and Company, New Jork, 1956), p.174.

3 Я здесь намеренно опускаю промежуточную и колоссальную перемену в определении этой проблемы в эпоху Канта (1724–1804) и Руссо (1712–78). Тогда это соотношение принимало такой вид:

Свобода

Природа

4 Ср. отношении к учению Павла иудеев из Верии, Деян. 17:11–12.

 

Глава 3

 

1 Sylvia Sprigge, Berenson, A Biography (Houghton Mifflin, 1960).

2 Ср. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла 15:6.

3 Опубликован в 1920 г.

4 Нечто похожее можно видеть и в отношении жен Пикассо. Портрет первой жены Пикассо, Ольги, написан в 1917–18 г. весьма человечно; вторая картина, прекрасный портрет Жаклин, законченный 5 октября 1954 г. Параллель можно продолжить. Жаклин держит эту картину у себя в гостиной. Все три картины говорят не только о любви художника к жене, но и о том, что женщина значительна как человеческое существо.

5 Вслед за картиной Эта корзина с хлебом он написал много других, мистическим средоточием которых была фигура, напоминающая образ Девы Марии. В Музее современного искусства, Нью-Йорк, выставлены некоторые из мистических картин Дали, в которых эта фигура неоднократно повторяется на одной и той же картине. Однако при внимательном рассмотрении можно увидеть в этих фигурах портреты Галарины, жены Сальвадора Дали.

6 Vision Press Ltd., London, 1956.

 

Глава 4

 

1 Columbia KL 6005 or KS 6005.

2  28 ноября 1964 г., Калвин Томкинс.

3 Так как композиционный метод Кейджа порождает в музыке только шум или тишину, а все это довольно монотонно, современная музыкальная общественность по большей части не следует ему. Однако через Merce Cunningham и других Джон Кейдж становится ударной силой современного танца, направленной против Марты Грэхем, отводящей важную роль форме и значению танца.

4 Перевод этого предисловия появился в декабрьском номере Vogue за 1964 г.

5 В предыдущем контексте речь шла о водородном оружии.

 

Глава 5

 

1 В последние годы не устают повторять, что Карл Барт изменил свои взгляды. Если это так, тогда все, что ему потребовалось бы сделать, пока он жив, так  это написать еще одну, до кучи, книжку, где объявить, что он отрекается от своих прежних взглядов на Библию с недооценкой роли и значения конкретно-исторического грехопадения и скрытым универсализмом. В свете его существенного влияния в качестве основоположника нового богословия и весьма плодовитого писателя, не думаю, что нечто менее значительное могло бы искупить его вину перед Богом и человечеством. Если он поступит так, то многие из нас были бы просто рады. Критические заметки о концепции оправдания и месте универсализма в новом богословии см. на 102, 103 стр.

2 Курсив мой.

3 Например, см. д-р Alan Richardson Когда слово становится событием? в The Listener, June 3, 1965.

4 The Unknown Christ of Hinduism (Darton, Longman and Todd, London, 1964).

5 Jubilee, November 1963.

6 Экуменический форум в университете Лойолы (по сообщению в Chicago Daily News-Post Dispatch, 14 декабря 1963 г.

 

РАЗДЕЛ III

 

Глава 1

 

1 Иисус в молитве Отцу говорит о любви, которой Бог возлюбил Его прежде основания мира (От Иоанна святое благовествование 17:24). В первой книге Моисеевой Бытие 1:26 говорится о коммуникации внутри троичного Божества.

2 Дикая утка.

 

Глава 2

 

1 Constable and Co. Ltd., London, pp. 90–91.

2  Вторая книга Моисеева Исход 24:12.

4 От Иооанна святое благовествование 17:24.

 

Глава 3

 

1 В переводе с французского Stuart Guilbert (Penguin Books в содружестве с Hamish Hamilton, 1966), La Peste, 1947.

2 Продолжение разбора повести-притчи Чума см. стр. 106–107.

3 От Иоанна святое благовествование 5:24; Послание к Колоссянам святого апостола Павла 1:13.

4 Первая книга Моисеева Бытие 2:17.

5 Занятно, что “новый” Хайдеггер, переменивший свои позиции, попытался включить историческое грехопадение в свой новый метод. Так, он утверждает, что досократическая Древняя Греция благоденствовала в Золотом веке (непосредственно перед этим грехопадением); затем Аристотель, а с ним  и его последователи, совершили “первородный грех”. Их грех состоял в том, что они начали мыслить рационалистически. Итак, Хайдеггер теперь утверждает, что человек аномален. Никаких доказательств существования в истории Золотого века не имеется, но в действительности все это просто означает, что обычный рационалистический подход к дилемме человека, когда человека рассматривают таким, каким он был всегда, в данном случае недостаточен. Доведенный до отчаяния Хайдеггер помещает в своей теории Аристотеля на место Адама, человека павшего, и отсюда выходит, что Хайдеггер почитает себя тем, кто может спасти. Однако обратим внимание, что в его концепции грехопадения и спасения не касается ни каких нравственных проблем. Аномальность человека не относится к числу нравственных; в новой системе Хайдеггера аномальность человека скорее гносеологического и методологического характера. Нет никакой нравственной вины Аристотеля в том, как считает Хайдеггер, что он разрабатывал свою систему; он только начал внедрять ошибочную, испорченную методологию антитезы и рационалистический модус мышления. Помощи человеку с его дилеммой здесь не жди, но Хайдеггер недвусмысленно показал, что философия, исходящая из предпосылки о “нормальности” человека и истории, бессильна. Может показаться, что Хайдеггеру пришелся по душе христианская реакция на дилемму человека, но это не так, поскольку для  этого нужно поклониться Богу в раскаянии и с просьбой открыть глаза, просветить ему разум.

 

Глава 4

 

1 Ср. стр. 101.

2 Симона де Бовуар рассматривает аналогичную проблему в несколько иной декорации в книге Очень легкая смерть (Putnam, 1966).

3 См. Библейские и теологические штудии B.B.Warfield (Scribners’ Sons, New Jork, 1912), Об эмоциональной жизни нашего Господа, стр. 35–90.

 

Глава 5

 

1 В ипостаси архи-революционера Эйнштейн утверждает: “Исторический процесс показал, что среди всех мыслимых теоретических конструкций имеется одна неизменная, несомненно и безоговорочно возвышающаяся над всеми остальными. Никто из числа воистину проникнувших в существо дела не станет возражать против того, что сенсуальный мир определяет эту теоретическую систему фактически непротиворечивым образом”. Человек, включившийся в решение неплохо сконструированной словесной головоломки может воистину предложить в качестве решения любое слово, однако имеется только одно слово, которое на самом деле решает эту головоломку во всех ее формах. Это решение проистекает из веры в то, что природа приобретает свойство этой хорошо сформулированной загадки. Научные достижения до сей поры, воистину, в определенной мере подтверждают эту веру. Scientific Theories by H.R.Post in The Listener, February 10, 1966.

2 Послание к римлянам святого апостола Павла 1:18–20.

3 В статье Христианский век от 12 мая 1965 г. с подзаголовком Характерные черты современного фундаментализма John Opie Jr. допускает две основные ошибки. Он правильно отмечает, что историческое христианство (которое он называет фундаментализмом) отличается от нового богословия прежде всего не в конкретике богословских подходов, но в сфере гносеологии и методологии, поскольку настаивает на роли и значении разума. Тем не менее, далее автор продолжает в следующем ключе: для исторического христианства важным представляется исключительно разумное. Это вовсе не так. Другое заблуждение, в которое впадает автор, просто нелепо. Он утверждает, что род мышления, на котором основывается историческое христианство, то есть мышление рациональное, начинается с зарождением философии. Подобная точка зрения не находит признания ни у кого, кроме Хайдеггера, утверждающего, что основы рационального мышления были положены Аристотелем, так что придерживаться ее еще меньше оснований, чем первого утверждения автора. Вслед за ним в такое же заблуждение попал и другие представители нового богословия. Например, Ernest R. Sandeen в статье Богословие в Принстоне в Истории церкви, сентябрь 1962 г.

4 Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 4:1–3.

 

РАЗДЕЛ IV

 

Глава 1

 

1 Деяния святых апостолов 17:26.

2 Псалом 138:8.

3 Послание к римлянам святого апостола Павла 1:32 – 2:3.

 

Глава 2

 

1 См. РАЗДЕЛ I, стр. 15

2  Основные идеи, изложенные здесь, впервые опубликованы мной в статье под названием Обзор обзоров в The Bible Today, vol. 42, No. I, October 1948.

            В Послании к римлянам святого апостола Павла 1:18 указано: “Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою”. Из контекста следует, что это “подавление истины неправдою”  относится к “общему откровению” “человеческого достоинства” индивида и внешнего мира в стихах 19 и 20. Понятие о “подавляющих истину неправдою” имеет два толкования: во многих более поздних переводах глагол из этой фразы переводится словами удерживать, мешать, обуздывать или пресекать истину— ту, которую люди познали из общего откровения (внешней природы) и “человеческого достоинства” человека. Быть может, в более точном значении в греческом подлиннике речь идет о том, что подавляют ту часть истины о внешнем мире, которой должны придерживаться (несмотря на свои нехристианские мыслительные предпосылки), но вследствие неправедности, мятежа против Бога, не доводят логику общего откровения к ее естественному и должному заключению. Следовательно, в точном значении слова, они безответны.

 

Глава 3

 

1 Послание к евреям святого апостола Павла 11:6.

2  Деяния святых апостолов 16:30–32.

3 Беньян ссылается в этом месте на святое Благовествование от Матфея 11:28: “Приидите ко Мне все труждающиеся  и обремененные, и Я успокою вас”.

4  Девятый этап Пути Паломника.

5  Следующие ссылки на Библию помогут желающему узнать больше о том как стать последователем Христа: От Иоанна святое благовествование 3:15–18, Послание к Римлянам святого апостола Павла 3:9–26, Послание к Римлянам святого апостола Павла 3:9–26,

Послание к Римлянам святого апостола Павла 4:1–3, Послание к Галатам святого апостола Павла 2:16, Послание к Римлянам святого апостола Павла 3:9–26, От Иоанна святое благовествование 8:24, От Иоанна святое благовествование 14:6, Деяния святых апостолов 4:12. Послание к Римлянам святого апостола Павла, главы 1 –  8   хорошо представляют единство того, как обретают веру Христову и что с уверовавшим во Христа после этого происходит.

 

 

РАЗДЕЛ V

 

Глава 1

 

1 От Иоанна святое благовествование 20:30, 31.

2  От Луки святое благовествование 1:1–4.

 

Глава 2

 

1  От Марка святое благовествование 12:30; Пятая книга Моисеева Второзаконие 6:5.

 

РАЗДЕЛ VI

 

Глава 1

 

1 От Иоанна святое благовествование 17:21.

2  От Матфея святое благовествование 5:48.

3  Первое соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова 2:1.

4  Послание к Римлянам святого апостола Павла 7:22–25.

5  Второе Послание к Коринфянам святого апостола Павла 13:13.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.