Фрэнсис Шеффер
Сущий - Имя Божье
Слово о христианской коммуне Лабри
Д-р практического богословия Дж.А.Кирк
B.D., B.A., A.K.C. профессор Нового Завета
Объединенной богословской семинарии,
Буэнос-Айрес
Впервые я познакомился с д-ром Шеффером и его супругой во время их очередного визита в Кембридж. Наше знакомство произошло в начале летнего триместра 1963 г. Это был мой последний семестр в богословском колледже. Многие из нас, помышляющих о возвещении Благой вести, были тогда сбиты с толку волной новомодного учения, которое попросту называлось тогда “новым богословием Кембриджского университета”. В сборнике под названием Soundings, книга эта была издана в 1962 г., несколько выдающихся богословов предприняли попытку пересмотреть значение христианского вероучения в связи со все большим отторжением его светскими мыслителями. В предыдущем семестре четыре члена совета колледжа, преподававших тогда на богословском факультете, провели курс лекций под общим названием “Препятствия в христианской вере”, каждая из которых собирала толпы студентов. В марте того же года лебединой песней с ложа болезни звучала поддержка современной богословской мысли д-ром Джоном Робинсоном, бывшим ученым из Кембриджского университета. Церковный лексикон цензурных слов пополнился тогда словом “закваска”. И вот обо всем этом стали сильно и громко спорить.
Сам я тогда занимался богословием Нового Завета и чувствовал, что был в общем слабо подготовлен, чтобы тщательно продумывать еще и философские умозаключения, которые должны были последовать за лавиной написанного в то же время. Я был убежден по своему в правдивости Библии как слова Божьего, достаточного для сообщения людям. Я знал тогда довольно много из области новозаветных штудий, чтобы в высшей степени сомнительно относиться к выводам, сделанным из многих этих штудий и объявленным объективными и достоверными. Я не был в силах постигнуть тех существенно важных методологических критериев исследования библейских текстов, которыми руководствовались многие скептически настроенные немецкие и английские ученые. Мне казалось, что многое из материалов, часто бездумно принимавшихся за достоверное в критическом учении, было ничем иным как голой спекуляцией. Так, я не видел никаких оснований полагать, что Библия целиком состоит из ошибок. Вот где я приблизительно остановился в своем противостоянии современного критического богословия. Последний альманах, выпущенный в Кембридже, показался мне деструктивным и пустым, причем там не предлагалось подлинного ответа на интеллектуальные и нравственные искания современного поколения. Конечно, может быть и так, что никто из авторов этого альманаха и не считал себя в силах указать на должные ответы. С другой стороны, мне было не легче от того, что нынешний евангельский подход к возникшим дебатам на самом деле был благодушным, что с точки зрения защиты библейского христианского вероучения, то и попечения о большинстве наших современников, оказавшихся в тупике своих внехристианских представлений. Болезненная форма евангельского вероучения, это было всегда и теперь это так, старается отделаться от противоположных представлений, называя их неискренними, лицемерными и даже безбожными, не определяя при этом разумных альтернатив.
С точки зрения актуальных тогда дебатов визит доктора Шеффера пришелся ко времени и принес много пользы. Те из нас, что слышали его речь под названием Честное слово, соглашались мы с ним или нет, а некоторые не соглашаются и до сих пор, тем не менее согласились с услышанным в том, что показалось нам совершенно свежим подходом в евангельском вероучении. Из сказанного им меня впечатляло больше не то, что он старался разложить идеи, представленные в альманахе, по полочкам, а другое—как эти идеи соответствуют всей запутанной истории современной мысли и культуры, как светской, так и сакральной, как мирской, так и богословской. Иными словами перед нами была развернута широкая панорама последних двух столетий или около того истории западной мысли и восточного созерцания, а не микроскопическая подборка идейных исканий одного человека. Естественно, я не имею в виду того, что в одной лекции и последующем обсуждении д-р Шеффер объял необъятное; я всего лишь хочу заметить, что на примере этого альманаха он рассмотрел современные богословские дебаты в широком плане, на фоне современной общей культуры, прослеживая ее корни до эпохи Возрождения.
Такого я прежде никогда еще не слышал из уст протестанта, и нашел в этом восхитительные возможности для полного свидетельства в пользу библейской истины. То, как сам д-р Шеффер уверовал во Христа, осмелюсь предположить, во многом направляло его в разумении актуальных проблем.
В последующие три года, слушая записи некоторых лекций д-ра Шеффера и временами в Лондоне его самого, я начал осознавать, что среди нас, верующих в непогрешимость Священного Писания, появился человек, имеющий особенное дарование от Бога понимать умственное состояние ХХ–го века и отождествлять себя с людьми, которые находятся под его влиянием. Господь предоставил ему такое дарование, что давало ему возможность публично разоблачать характер, ментальность, психологию этого века и вместе с тем, глубоко сочувствуя, находить единственно верные ответы, способные удовлетворить глубочайшие человеческие устремления к устройству и подлинной сущности бытии.
Я все больше размышлял о том, что говорил д-р Шеффер, и как Господь вел его, семейство его и христианскую общину, встававшую на ноги в Швейцарии, и все это в конце концов побудило меня посетить их летом 1966 г. и получить некоторые дополнительные сведения.
Средоточие всего предприятия—деревушка на высоте около трех тысяч футов над длиной Роны. Это одна из тех деревень, которые по пути на “модный” курорт проезжаешь мимо, не обращая особого внимания; ибо эта деревушка расположена по дороге, ведущей к знаменитому лыжному центру.
Здесь в сельском домике двенадцать лет тому назад семья Шефферов начала трудиться, стремясь объяснить каждому из тех, что посланы были к ним от Господа то, как чудесно решает вера Христова все величайшие человеческие дилеммы. Первой душой, посланной к ним, оказалась одна молодая американка, затем поступившая на учебу вместе с одной из дочерей Шеффера в университет Лозанны. После долгих блужданий в 1966 г. она, выдержав трудный поединок и сохранив веру Христову, вернулась на праведный путь.
С тех пор сотни людей, преимущественно, но не исключительно молодежь, поднимались по крутой горной дороге и находили теплый и радушный прием в семействе из Лабри—поскольку именно так называется эта община. Люди, посланные сюда Господом, прибывают из многих частей света и разными путями.
Когда девушка из Германии, учившаяся в Лабри, повстречала гречанку, студентку факультета философии одного из европейских университетов, та стояла перед Лозаннским собором с потерянным видом. Она была незамужней и ожидала ребенка, и теперь не представляла себе куда деваться. Не зная что ее ждет, она приняла приглашение остановиться у Шефферов, а когда прибыла в Лабри, то несказанно поразилась тому, что именно здесь можно обрести философские решения жизненных вопросов на основании христианской веры. Она пробыла здесь шесть месяцев, родила и в трудное для себя время, будучи в стесненных обстоятельствах, находила здесь неизменную поддержку.
В Лабри из Женевы на уикенды приезжало много школьников, правда, до тех пор, пока школьное начальство не положило конец этим визитам. Один из школьников, подросток из Америки на одном из уикендов открыто исповедовал вееру Христову. Так получилось, что затем он вернулся в Америку и здесь его, не имевшего добрых христианских корней и постоянно натыкавшегося вокруг лишь на “либеральные” церковные общины, унесло в одно из каких-то побочных внехристианских сектантских движений. Со временем его привлек индуизм и через это он отправился на корабле в Индию, чтобы исследовать его у гуру самого по возможности фундаментального толка. Однако во время этого путешествия он вспомнил о Лабри и о том, что он приобрел там в течение небольшого срока. Поэтому он обратился в молитве к Богу, что Он указал ему верный путь к Себе. И тогда почти немедленно он наткнулся на несколько миссионеров, направлявшихся в Индию на том же корабле. В результате этой встречи молодой человек оставил индуизм и направился прямиком из Бомбея в Женеву, а оттуда прибыл в Лабри и проучился в Farel House около года.
Можно было привести множество примеров того, как чудесно складывались обстоятельства, приводившие людей в эту швейцарскую деревеньку, и о каждом из таких примеров можно было бы рассказать удивительную историю.
У людей, приходивших сюда, были не только разные происхождение, биографические данные, подготовка, квалификация, национальность и цвет кожи (здесь бывали, например, японцы и голландцы, африканцы и немцы, индусы и англичане, жители Южной Африки, Южной Кореи, американцы и многие другие), но и разные верования. Среди них были атеисты, агностики, экзистенциалисты, последователи индуизма, благочестивые и безбожные евреи, римские католики, либеральные протестанты, буддисты и многие другие, благоволившие к релятивистскому философствованию ХХ–го века. Большей частью все прибывающие сюда выказывают недовольство своими представлениями и жаждут обрести действительно существенно важные ответы на свои вопросы. Далее, среди прибывающих много христиан, проявляющих желание трудиться во славу Божью с большей пользой во второй половине ХХ–го века. Многие из таковых уже слышали д-ра Шеффера во время посещения им их стран, подобно мне, или узнали о Лабри через других как, например, один студент, остановившийся в одном юношеском отеле в Норвегии.
Слово “Лабри” в переводе с французского означает “убежище”. Желание сердца таково, чтобы все, приходящие сюда, христиане ли, старающиеся отыскать ответы на животрепещущие фундаментальные вопросы жизни, или еще нехристиане, ищущие ответа на смысложизненные вопросы и цели, могли найти здесь духовное убежище.
С прибытием сюда в первое время, если вам посчастливится больше чем мне, прибывшему сюда в проливной ливень и ураган, вас очарует здешняя природа. Где бы ни находиться в деревушке, отовсюду видна долина Рона в направлении к хребту Монблан. По обеим сторонам долины поднимаются другие горные вершины высотой в несколько тысяч футов, образуя величественный горный ландшафт. Особенно великолепна знаменитая Dans du Midi (Южная), от которой невозможно оторвать глаз. Когда солнце, совершив круг, садится за горами, окаймляющими Женевское озеро, оно озаряет малиновым светом снежные вершины гор, отражается и играет гаммой ярких красок на деревьях и скалах. Пейзаж, исполненный сильного душевного движения, отражающий до некоторой степени величие и благолепие Бога, его Творца, вкупе с целеполаганием, ради которого и восстала коммуна Лабри, кажется, вторит словам Исаии, “Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих”.
В деревне разбросано много различных шале, и все они играют определенную роль в предприятии “Община Лабри”. Место, откуда началась ее деятельность, называется Шале Les Melezes Шеффера. Восхитительная на вид церквушка, прилепившаяся к слону крутой горы,—это главное место для служения и благодарения Богу на воскресных собраниях и формальных по средам и неформальных концертов. Недавно установленный Flentrop-орган играет большую роль в возрастающем музыкальном сопровождении деятельности Лабри.
Хотя имеется много других шале, которые используются для проживания или столовых для гостей и студентов, остающихся здесь, поток прибывающих сюда усиливается год от году, что расходы на содержание всего хозяйства истощают все ресурсы. Надо сказать, что люди, рассчитывающие найти здесь место отдыха, испытывают сильное разочарование. Прибывающих в Лабри специально для прохождения курса обучения называют здесь “студентами Farel House”, в связи с первым швейцарским деятелем Реформации, который оказывал существенное влияние на эту часть Швейцарии.
Основная, важнейшая особенность, отличающая деятельность всякого рода, хотя на вид и тривиальная,—это девиз членов христианской семьи в Лабри, характеризующий цель и желание их сердец—“Свидетельствовать, выказывая в своей жизни и труде, бытие Бога”.
Они все твердо держатся того, что утверждать действительность бытия Бога можно не только свидетельствами разума, но и демонстрацией того, как Бог, ибо “есть на небесах Господь” (Сущий—имя Божие), действенно отвечает на особые молитвы о Его народе. Стало быть, молитва, обращенная к Богу, творится в отношении всех сторон жизни в Лабри.
За прошедшие с начала деятельности Лабри двенадцать лет, предприятие это выросло от небольшой семьи, живущих в одном шале, до порядочного по размерам семейства трудящихся, совместно молящихся и принимающих людей со всех концов земли во многих шале. Работники Лабри имеются и в Милане, Лондоне, Амстердаме и в Америке. Д-р Шеффер получает значительно больше приглашений на чтение лекций из богословских семинарий, университетских общин, колледжей, церквей и внехристианских объединений, чем может принять. Живой интерес и ревностное желание найти подлинную сущность в своем бытии со стороны столь многих людей, о которых большая часть протестантов, по крайней мере, писали как о недоступной для проповеди христианской Благой вести, не перестают удивлять. Никто из сотрудников Лабри не захочет иного, чем благодарить единого истинного Бога, сделавшего все это возможным, открывая всем, кто желает слушать, достойный ответ на величайшую жажду этих людей.
В этой книге излагается заявление о настоятельной уместности библейского христианского вероучения в качестве ответа на духовные искания множества людей, пришедших в отчаяние от умонастроения ХХ–го века. Она не только обличает несостоятельность секулярной и современной богословской мысли, но более того подает хорошо обоснованную надежду на то, что человек обретет свою подлинную личность и цель снова, если обратится к животворящему Слову, которое Бог передал в писанной Библии.
Читая эту книгу, надо постоянно иметь в виду, что христианская апологетика никогда не замыкается на самой себе. Сила мысли д-ра Шеффера состоит в том, что она исходит из кабинета ученого и проходит постоянные испытания, разрешая чьи-то сомнения, и крепнет, помогая преодолевать трудности многим людям самых разных судеб.
Цель этой книги могут неправильно истолковать, если утилизируют из нее лишь необходимое, чтобы выйти из-под пресса современной мысли, или победные интеллектуальные теологемы. Если же, наоборот, эта книга поможет читателю лучше понять свое отношение к Богу и даст возможность жить по определенным принципам, сообщая веру Христову более реалистично и эффективно, тогда, я знаю это наверняка, автор и все его сотрудники в этом деле будут глубоко благодарны одному Богу, вызвавшему это произведение к жизни.
Комментарии: