Крейг Кинер
Новый Завет. Культурно-исторический контекст
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
ВВЕДЕНИЕ
Авторство. Хотя богословы часто спорят по
поводу авторства Павла, есть основания для положительного ответа. Например,
большинство так называемых слов, фраз и стилистических особенностей,
которые вызывают сомнения, хотя бы иногда встречаются в посланиях, автором
которых все исследователи единодушно признают Павла. Многие отличия между этим
посланием и более ранними посланиями Павла не существенны. Так, например, ряд
исследователей отмечает, что «подлинный Павел» отдельно упоминает о
Христе как о главе (1 Кор. 11:3) и о Церкви как о Его теле
(Рим. 12:4; 1 Кор. 12:12). Но ведь и древние философы иногда использовали
метафору «тело» в значении «тело с головой, главой», а иногда имелось в виду
только «тело». И требовать от Павла, чтобы он употреблял всегда одно и то же
выражение во всех дошедших до нас посланиях, хотя другие авторы этого не
делают, было бы несправедливо по отношению к нему.
В отличие от многих более ранних посланий Павла, послания к эфесянам,
филиппийцам и колоссянам, по-видимому, были написаны им после того, как он
научился представлять христианство, используя философский язык для передачи
своих мыслей (Деян. 19:9) Тот факт, что Павел сумел адаптировать язык
для своей аудитории, в том числе для тех, кому предназначена терминология
стоиков в Послании к Ефесянам, четко виден и в других его работах (напр.:
Рим. 1; 1 Кор. 8). Такой язык в большей степени характерен для
посланий к эфесянам и филиппийцам, тогда как, скажем, для Послания к Колоссянам
больше подходит лексика, свойственная философам платонической школы. Хотя эти
споры об авторстве Послания к Ефесянам не умолкают в среде богословов, в данном
комментарии принимается, что Павел был автором этого послания.
Жанр. Наставления в послании Павла
охватывают несколько главных тем, при этом все они, похоже, освещают
конкретную ситуацию, в которой находятся получатели послания (хотя Павел
использует стандартные формы описания). Эта точка зрения противостоит
представлению о том, что это послание — простое «письмо-эссе», сообщающее общеизвестные
истины.
Множество параллелизмов и повторов в послании сближают его с еврейской
поэзией, но эти приемы характерны также и для эпидиктической
("£ поучительной и хвалебной) риторики (т. е. формы
восхваления богов или людей). В первых трех главах послания преобладает
язык поклонения, свойственный определенного рода вступительной молитве и
благодарению, которые часто встречаются в древних письмах. Как обычно, Павел
здесь комбинирует разные виды риторики: наставления в его послании носят
характер раздумий, которые призваны убедить читателей выбрать
конкретный вариант действий; другие части послания «эпидиктические» — там, где
он возносит хвалу Богу и "Церкви, которая должна отражать славу Божью.
Не исключено, что Павел, одновременно составляя план других посланий
(напр., колоссянам), использовал писца или секретаря, который помогал ему
передать основную мысль послания, высвечивая различные ситуации в разных
церквах.
Историческая обстановка. Павел пишет свое послание, находясь в
заключении, вероятно, в Риме Как могло быть известно читателям, проживавшим в
Малой Азии, в районе Эфеса, он был арестован по обвинению в том, что
привел язычника в храм (Деян. 21:28,29, 28.16.
1:1-2 Введение
Как отмечается в большинстве переводов, не во всех
рукописях присутствует фраза «в Ефесе» (ст. 1). Многие исследователи
высказывают
предположение, что это послание было первоначально послано в ряд "церквей,
из которых эфесская была просто одной из самых известных. (Таким образом, это
могло быть и «циркулярное письмо», наподобие имперских указов.) Но, поскольку все эти церкви предположительно находились вблизи Эфеса, история эфесской церкви помогает нам
понять, что послужило причиной
написания этого послания (см.: Деян.
19:1—41).
«Благодать» и «мир» — это обычные приветствия; здесь важно отметить,
что они ог «Бога Отца и Господа Иисуса Христа».
См. также введение к посланиям и коммент. к Рим. 1:1-7.
1:3-14 Хвала за спасение
Начало, или exordium, послания
Павла включает благодарственную молитву («Благословен Бог»); в древних
письмах обычно присутствовали либо молитвы, либо благодарения, хотя
Павел преподносит их в несколько необычном варианте. Многие иудейские молитвы начинались со
слов «Благословен Бог, Который
[помогает Своему народу]...» В
греческом тексте фрагмент 1:3—14
представляет собой одно пространное восхваление Бога; в нем, как это характерно для еврейских молитв, перечисляются планы искупления и спасительные деяния Бога во имя возлюбленного Им народа. В этих стихах Павел использует одиннадцать терминов для Израиля, заимствованных им из Ветхого Завета, соотнося их с верующими в Иисуса. Поскольку церковь в Эфесе объединяла в своем составе людей разных
культур — и иудеев, и язычников (Деян.
19:17), могли возникнуть трения на культурной и этнической почве. Павел убеждает верующих, что независимо от ихэтнической принадлежности и особенностей культуры, все они один народ во Христе и должны работать вместе, исполняя замысел Божий.
1:3. Сегодня мы различаем понятия «небеса» в
научном (т. е. внешняя часть земной атмосферы и вся остальная вселенная,
за исключением земли) и духовном смысле — как место
обитания Бога. Но во временаПавла не было необходимости сообщать об этих понятиях
своим читателям; они подразделяли понятие «небесная сфера» иначе. Практически
весь Древний мир верил, что небеса состоят из нескольких уровней(трех или
семи), где обитают различные духовные существа, небожители (ангелы, демоны,
звезды и др.). При этом Бог или самые высшие духовные существа
находятся на самом высоком небе. Согласно иудейскому
учению, духи праведных будут жить там с Богом после смерти. «Небеса»,
таким образом, могут означать одновременно место пребывания и Бога, и
ангельских сил.
1:4,5. В Ветхом Завете говорится, что
Бог «предназначил» (или букв.: «избрал») Израиль в Аврааме в качестве
Своего народа, заключил с ним завет-договор и усыновил его. Но Его
избранный народ часто нарушал этот договор. Павел разъясняет, что в
практическом смысле человек приобщается к завету
Божьему через Христа, а не на основании своей этнической
принадлежности.
1:6. Одно из предназначений Израиля, избранного
Богом, — прославить Своего Бога (Ис. 60.21; 61:3; Мер. 13:11). Итак,
Израиль должен был открыть Его славу, показать, что и суды Божьи
призваны обратить людей к Нему (Исх. 7:5; Ам. 4.6) — истинному источнику
жизни (Иер 2:13).
1:7,8- Бог искупил Израиль (т. е.
освободил народ из рабства) посредством крови пасхального агнца.
Кровь жертвенных животных в Ветхом Завете указывает на то, что цена,
заплаченная за прощение грехов, являет собой жизнь. Павел объединяет
эти два образа в один.
1:9—12. По представлениям иудаизма, история развивалась отдельными
этапами, направляясь к своему
кульминационному моменту, когда
все сущее будет находиться под
суверенным правлением Бога. Некоторые
философы высказывают мысль о том, что
вся вселенная наполнена Богом и будет
снова «поглощена» Им. Подобно еврейским
авторам, которые адаптировали язык таких философов, Павел верит, что история направлена к своему кульминационному завершению — к полному владычеству Бога, а не к поглощению Им всего сущего. Ветхий Завет и иудаизм признают, что у Бога есть собственный замысел завершения
человеческой истории. О «наследниках» см. в коммент. к 1:13,14. О замысле Божьем см. в коммент. к 3:8—11.
1:13,14. На восковой печати должен был стоять штамп
ее владельца, который удостоверял содержимое контейнера или вместилища.
Поскольку широко бытовало мнение, что Дух особым образом явит себя в конце
времен, Павел здесь говорит о Духе как о «залоге», используя
термин древних деловых документов, что примерно соответствует в
современном представлении «предоплате», гарантии. Те, кто ощутил
присутствие Духа, могли, тем самым, предвкушать грядущую жизнь, которую Бог обещал Своему народу.
После того как Бог «искупил» (см. коммент. к 1:7,8) израильский
народ из рабства в Египте, Он ввел его в «наследство» в Земле обетованной.
В более поздней еврейской литературе грядущий мир изображается какокончательное
«наследие» Израиля, и раннехристианские писатели использовали ту же самую
терминологию (Мф. 5:5; 25:34; Рим. 8:17; 1 Кор. 6:9; Иак. 2:5). Для
Павла христиане — народ Божий, искупленный Богом, но ожидающий
окончательного искупления в грядущем; как и для Израиля в древности,присутствие
Бога среди них являет собой гарантию того, что Он возьмет их в землю, которую обещал
отдать им (ср.: Агг. 2:5).
1:15-23 Молитва об откровении
1:15,16. Подобно благочестивым иудеям, благочестивые
христиане тоже уделяли особое время ежедневной молитве. Многие благочестивые
иудеи молились по несколько часов в день. Павел воспринял этот обычай, и можно
себе представить, как ревностно он молился за свои "церкви.
1:17,18. Иудеи обычно молились о том, чтобы Бог
просветил их, помог понять Слово Божье; в Ветхом Завете тоже говорится
о том, чтобы Бог «открыл очи», дабы люди могли понять
Слово Его (Пс. 118:17) или другие духовные реалии (4 Цар.
6:17). В некоторых еврейских источниках Дух Божий предстает
как «Дух премудрости» (это особенно подчеркивается в Ветхом Завете, напр.: Исх. 28:3; 31:3; 35:31; Ис. 11:2; ср Втор. 34:9).
Писатели, владевшие риторическим искусством, часто во введении
представляли главные темы, которые они собирались обсуждать, и
Павел не является исключением. Он намеревался разъяснить им ряд вопросов и
молился за них — дабы они смогли понять его объяснения. О «наследии» см. в коммент. к
1:13,14.
1:19,20. В повседневной молитве иудеев прославлялась
сила Божья, способная воскресить мертвых в грядущем, — как высшее выражение Его
всемогущества. Павел соглашается с этим, но для него самый решительный момент
уже наступил — первый плод грядущего воскресения уже был явлен. Место
по правую руку правителя указывало на великую честь и авторитет власти;
восседать по правую руку от Бога означало воцариться в ранге
правителя вселенной, даже если не все Его враги еще повержены (Пс.
109:1). О «небесах» см. в коммент. к 1:3.
1:21—23. Изгонявшие бесов и волхвы пытались
манипулировать могущественными духами, называя их по имени (см. коммент. к Деян.
19:13); верховная сущность Иисуса, возвеличивающая Его имя над всемидругими
именами, означает, что Он превыше всех духовных сил, которые призываются людьми и
которые не могут быть приведены в действие.
Павел использует обычные для его времени термины, описывающие
демонические (бесовские) и ангельские силы, которые стояли за
политическими структурами мира, силы, которые, как считалось, управляютдействиями
земных правителей и народов (ст. 21). Большинство современников
Павла верили в то, что мир управлялся богиней судьбы, и это
обычно выражалось в звездах (которые считались небесными существами);
большинство из них верили, что нет никакой возможности избежать предназначенной им
судьбы. Некоторые культы "мистерий, однако, например культ Исиды, обрели
популярность вследствие того, что вселяли надежду в силы, которые якобы
были способны побороть оковы богини судьбы.
Иудеи в своей основной массе верили, что небесные силы управляли всеми
народами, за исключением Израиля. Некоторые более поздние учителя
разъясняли, что Израиль был возвеличен над этими небесными силами
благодаря пребыванию в Аврааме, их предке. Павел говорит, что над христианами,
находящимися в единении с Христом, тоже не властны эти силы. Его слова служили
большим ободрением и поддержкой для христиан, которые были обращены в веру и тем
самым оторваны от своих оккультных корней (ср.: Деян. 19:18—20).
Иудеи, в частности, брали в расчет эти небесные силы
«ангелов язычников» — духовные сущности, которые стояли за земными
правителями и направляли их действия (ср.: Дан. 4:35; 10:13). (Хотя
детально эта концепция была разработана в более поздних
еврейских источниках, ее корни обнаруживаются уже в Книге Пророка Даниила и во
Второзаконии — в переводе LXX.)
Такие существа были, в конечном итоге, выражением духовного разделения
среди разных народов, но Павел говорит, что эти
разделения были преодолены на небесном уровне во Христе: здесь снова
речь идет об общине, испытывающей трудности на межнациональных
и культурных различиях. Таким образом, тело Христово есть «полнота
Наполняющего все во всем», где «все» относится к представителям всех
народов вЦеркви (4:6-10; ср.: 3:19; 5:18).
2:1-10 Возвеличенные с Христом возвышаются
над грехом
Павел продолжает рассуждать на тему о спасающей благодати Божьей,
которая возвеличила христиан во Христе.
2:1,2. Большинство иудеев верили, что
сатана, или начальник небесных ангелов всех народов, управляет всем миром,
за исключением Израиля. Выражение «князь, господствующий в воздухе», было
официальным титулом сатаны; считалось практически общепризнанным, что злые
духи господствовали на уровне нижнего неба (в атмосфере),
т. е. в самых низких сферах, по отношению к сфере обитания высших ангелов Божьих
и Его престола. «Воздух» — обычное обозначение атмосферы в древности.
2:3. Многие иудеи стремились объяснить существование
греха как прямое следствие демонической деятельности (ср.,
напр., с выражением «дух заблуждения», использованным в
"Свитках Мертвого моря). Павел не считает, что грех всегда обусловлен инспирацией
духов, но думает, что мир наполнен опосредованным влиянием дьявола (к этому
разряду он относит и национальные раздоры, 1:21—23). Никто не может избежать
этого влияния лишь вследствие своей принадлежности к этническому Израилю (ст.
4—6), это возможно только через веру в Иисуса.
2:4—7. В этой панораме, раскрывающей преисполненную
милостью любовь Бога к Своему народу на вечные времена, переплетены
"ветхозаветные картины Его особой любви к Своему народу (см.,
напр.: Втор. 7:6-9).
Богословы сравнивают образ возвеличивания верующих, представленный во
2:6, с хорошо знакомым иудеям образом Праведного, который
воцарится в мире грядущем. Христианам дана была возможность ощутить вкус
грядущей жизни заранее (см. коммент. к 1:14). Данный контекст отражает и еще один аспект, важный для
читателей Павла, некогда находившихся
в плену страха перед богиней судьбы
или звезд. Восседать с Христом
означает во 2:6 то же, что и в 1:20,21, — т. е. возвыситься над всеми силами зла. Христианам не нужно бояться бесов, богини
судьбы или чего-то еще; жизнью
христиан управляет Бог.
2:8-10. Добрые дела Бог совершает в нас,
а не мы своими делами определяем проявление в нас Божьих деяний. Бог
искупил Израиль, вывел его из рабства прежде, чем дал ему Свой
закон (Исх. 20:1); Его замыселнеизменен в том, что добрые свершения — это результат
действия Его "благодати, даже если Израиль (как и многие люди
сегодня) не всегда осознает это (Втор. 5:29; 30:6, 11 — 14).
Большинство иудеев во временаПавла соглашались с тем, что они спасены
благодатью Божьей через завет-договор, но не распространяли эту
концепцию на не евреев, которые, по их представлениям, не могли наследовать
обетования завета по праву рождения.
2:11-22 Единый организм Церкви
2:11—13. Согласно представлениям древнего иудаизма,
неевреи не могли во всей полноте приобщиться к завету без совершения обряда
обрезания, хотя и могли быть спасены через соблюдение ряда основных заповедей.
Обрезание позволяло им стать частью израильского общества, частью народа Божьего
завета.
2:14—16. Павел пишет это послание из тюрьмы, где
находится по ложному обвинению в том, что ввел нееврея в Иерусалимский храм
(Деян. 21:28). Ввести нееврея на храмовую территорию, предназначеннуюисключительно
для евреев, было серьезным нарушением иудейского закона, и
римляне в этих случаях разрешали иудейским лидерам даже казнить его
нарушителей. Читатели Павла в Эфесе и Азии, несомненно,знали, почему
Павел находится в заточении (Деян. 21:27,29); таким образом, для
них, как и для Павла, не могло быть более яркого символа разделения евреев и
неевреев — стены вражды, которая в ст. 14 обозначенакак «стоящая
посреди преграда». Но Павел говорит, что эта стена разделения
была упразднена во Христе. Выражение «Он есть мир наш»,
может быть, созвучно Мих. 5:5.
2:17,18. Ссылку на Ис. 57:19 можно
понять как указание на рассеяние Израиля («дальние»). Чуть
раньше (Ис. 56:7) мы читаем обещание Бога: «Дом Мой назовется
домом молитвы для всех народов». Этот текст, таким образом, служит яркой
иллюстрацией мысли Павла о единстве иудеев и язычников в новом храме
(ср. также: Деян. 2:39).
2:19—22. В Ветхом Завете в храме единственный
раздел был поставлен между священниками и прихожанами, но во времена Павла
архитекторы соорудили специальные перегородки, за которыми могли
находиться неевреи и женщины (ср.: 3 Цар. 8:41—43); Павел
говорит, что эти барьеры упразднены в истинном, духовном храме Божьем.
Ряд других еврейских писателей говорили о народе Божьем как о Его
храме, но только Павел и другие ранние христиане признали, что этот
новый храм включает и неевреев. (Павел заимствовал образ Христа — краеугольный
камень — из Пс. 117:22, возможно, через учение Иисуса; см. коммент. К Мк. 11:10.)
Примерно в то время, когда Павел писал эти слова, ратуя за национальное
единство, этническую общность во Христе, евреев и сирийцев массами
уничтожали на улицах Кесарии, где он побывал незадолго до этого
(Деян. 23:23). Здесь Павел, вынужденный бросить вызов представителям своей культуры,
не просто осуждает позицию национализма в обществе, он осуждает расизм и
сегрегацию в религиозном институте.
3:1-13 Тайна единства народа
Библия учит, что Бог призывает не только евреев, но и представителей
других наций
присоединиться к Своему народу (Рим.
16:26; напр.: Ис. 19:25). Царь Давид и другие приветствовали неевреев в составе народа Божьего (см., напр.: 2 Цар. 6:10,11; 8:18; 15:18-22; 18:2; 20:23; 24:18-24; 1
Пар. 11:41,46; 18:17). Раньше,
чтобы стать полноправным членом
договора-завета, мужчины неевреи
должны были пройти обряд обрезания,
а в этот период требовалось уже, чтобы
мужчины и женщины проходили обряд
омовения с полным погружением, чтобы
обрести ритуальную чистоту. Но с пришествием
Христа для Его апостолов и пророков
стало ясно, что через веру в Христа каждый теперь может приблизиться к Богу на одних и тех же условиях.
Публичные ораторы и писатели часто использовали традиционную
формулу убеждения, известную какpathos, эмоциональный призыв.
Напоминая своим читателям о том, что он, их апостол, пострадал за многонациональный
народ Божий, Павел взывает к ним, убеждая их не сводить на нет результаты его
труда. Вселенская "Церковь должна быть единой структурой,
единой этнической общностью во всей своей славе.
3:1,2. «Домостроителями», или управителями, в богатом доме часто были рабы
или вольноотпущенники, которые пользовались
уважением и на которых возлагалась большая ответственность.
3:3—5. Термин «тайна» использовался в разных культах,
особенно в культе мистерий. Но Павел опирается здесь на Дан. 2 и
на иудейские писания (в частности, на Свит-ки Мертвого моря). У него
слово «тайна» означает замысел Божий для истории, который зашифрован в Писаниях
и который могут понять только мудрые или те, кто получит
откровение Духа. Большинство иудеев считали, что истинные пророки завершили свое
служение в ветхозаветную эпоху, но Павел заявляет, что Бог ныне активно
раскрывает Свою истину через «апостолов и пророков»,
которые демонстрируют своим слушателям уникальность
христианской вести.
3:6. Термин «сонаследники» восходит к ветхозаветной
концепции о том, что Земля обетованная была обещана в наследство Израилю;
«обетование» — это единственное, чем владели потомки Авраама (и те, кто
присоединился к народу израильскому через обрезание). Рассматривать
необрезанных христиан из язычников как наследников того же
завета-договора с Богом для многих иудейских читателей, которые
гордились своей исключительностью, звучало как ересь.
3:7. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог
наделяет Своих рабов силой (см., напр.: Исх. 31:3; Суд. 15:14); см.
коммент. к 3:16.
3:8—11. В некоторых дохристианских источниках также
говорится о том, что Бог показывает ангелам Свою силу и славу через Свой народ,
который прославляет Его. Поскольку эти небесные «правители» рассматривались как
ангелы, управляющие разными народами, единство Церкви демонстрировало
трансцендентность и верховенство Бога, превосходящее власть ангелов и земных правителей.
Речь идет о том, что Церковь — народ, предназначенный возносить вечную
славу Богу, — являет собой конечную цель Бога в истории (см.: 1:9—12),
и все христиане должны найти свое жизненное предназначение в этом
Божественном замысле (см : 4:11—13).
3:12. В слово «дерзновение» часто вкладывается смысл
смелого и искреннего диалога между друзьями; здесь в сочетании с выражением
«надежный доступ» это слово,вероятно, относится к определенному месту, которое
будут иметь все верующие в доме Божьем (2:18).
3:13. Многие еврейские и
христианские писатели считали, что перед концом света наступит
время скорби, время суровых испытаний (ср.: Отк. 6:11). Если Павел здесь подчеркивает
и эту мысль, то, возможно, он, как их миссионер, хочет ободрить
своих читателей, уверить их, что страдания, которые он испытывает, для
Церкви могут знаменовать начало этапа завершения земной
истории. Он, возможно, имеет также в виду, что они приобщаются к его
славе, поскольку помогали ему в служении (ср.: Мф.
10:41), или что он страдает радитела Христова в целом.
3:14-21 Молитва о даровании силы
3:14. Иудеи обычно возносили молитвы стоя, но
иногда и коленопреклоненно или простирая руки к небу (ср.: 3 Цар.
8:14,22, 54; язычники обычно падали ниц перед своими
правителями). Греки редко использовали коленопреклоненную позу в молитве;
подобно молящимся евреям, они обычно возносили руки вверх (к небу, к
морю или в сторону статуй богов).
3:15. Здесь Павел, под термином
«всякое отечество», возможно, имеет в виду все земные и
небесные создания, Отцом которых являет Себя Бог; таким образом, каждый может
убедиться в заботе Бога обо всемчеловечестве (см., напр.: Быт.
12:3). («На небесах»: это может относиться к ангелам-хранителям
всех народов.) Древние авторы часто писали о Боге как об Отце, а иногда говорили
о власти отца в семье в светеБожественного авторитета. У римлян отец был высшим
авторитетом в семье, с правом управлять своими потомками на протяжении всей
своей жизни.
3:16,17. Хотя Павел нередко пользовался
терминологией греческого мира (см. коммент. ко 2 Кор. 4:16 о «внутреннем
человеке»), здесь проявилось его негреческое мышление. В Ветхом
Завете Дух связывается с пророческим даром, а также с чистотой, силой
и дерзновением или способностью выполнить миссию, предназначенную
каждому человеку Богом; иногда Библия называется средством, помогающим одолеть
грех (напр.: Пс. 118:11). Израильское благочестие также признает Бога как
источник силы (напр.: Исх. 15:2;Пс. 17:2,3; 26:1; 58:18; 118:28;
Иер.16:19). Павел говорит о способности жить праведно, потому
что Сам Христос живет в верующем через Духа Святого. Редко кто на самом деле
считал, что нравственнаяжизненная позиция укрепляется присутствием и
работой Бога, которую Он осуществляет в жизни. Павел утверждает, что необходимо
полагаться на благодать Божью, даже если верующий верит в возможность
достижения праведности своими силами.
3:18,19. Многие комментаторы считают, что
выражение «широта и долгота, и глубина и высота» описывает все
творение, наполненное славой Божьей, или неизмеримые масштабы Его безграничной
любви. Некоторые полагают, что Павел
продолжает развивать образ храма
(2:18-22), описывая идеальные
пропорции кубической формы святая святых в Ветхом Завете, хотя эта идея здесь прямо никак не выражена. Но в этом тексте, несомненно, используется язык Божественной Премудрости (напр.: Иов. 11:5-9; ср.: Иов. 28:12-28; Сир. 1:3) . по отношению к Божественной любви; ср.: «многоразличная» мудрость в 3:10.
3:20,21. Иудеи обычно завершали молитву,
вознося благодарение Богу, которое иногда заканчивалось словами «во веки
веков», «от века до века» (ср.: 1 Пар. 16:36; Пс. 105:48). Часто
молитвы и благословения завершались словом «аминь».
4:1-16 Одно тело, много членов
В древних наставлениях и сентенциях часто присутствовала детальная
аргументация, но Павел до этого момента использовал особый риторический прием:
эпидиктический, или хвалебный. Он воздает
хвалуЦеркви, призывая ее быть такой,
какой замыслил ее Бог. Теперь он
обращается к стандартной части
риторики убеждения, известной под
названием exhortatio, или увещевания.
Такая система аргументациисоставляет содержание остальной части книги до ее
заключения peroratio, или выводов,
эпилога — до 6:10—20.
4:1,2. Хотя кротость и долготерпение
были признанными добродетелями, большинство греческих писателей рассматривали «кротость» в негативном смысле — как «самоуничижение», если речь не шла о социально поощряемом унижении людей низкого статуса со стороны тех, кто занимал высокое общественное положение. О тюремном
заключении Павла (вероятно, в Риме) см. в коммент. к 6:20.
4:4—6. В некоторых еврейских
источниках (особенно у "Филона и во 2 Вар.) высказывалось
предположение, что Израиль был объединен, поскольку Бог един. Эти источники никогда
не воссоединяли евреев и"язычников в один народ, даже вопреки представлению о том, что все
народы составляют единый род человеческий.
Язык Павла здесь ближе к языку
философов-стоиков — в том, что касается единства творения. Но даже обычная в риторике греческая тема о согласии (единстве, мире) не
исчерпывает всей той глубины, которую подчеркивает Павел, говоря о единстве верующих в Иисусе и необходимости
жить в согласии с этим
принципом.
4:7,8. Павел адаптирует текст Пс. 67:19 подобно древним
толкователям Писаний, чтобы подчеркнуть свою мысль (в одном из более поздних таргумов Псалтири
тоже встречаются адаптированные
тексты). Этотпсалом говорит о
восхождении Бога на гору Синай,
как это толкуют иудейские комментаторы, а Павел применяет этот
принцип Бога к Иисусу. (В ряде
иудейских преданий описывается,
как Моисей восходит на небеса, чтобы
получить закон. Если бы Павел или
кто-либо из его читателей был знаком
с этими преданиями, то применение данного
псалма к Иисусу могло послужить еще
более живой иллюстрацией его мысли. Но возникает вопрос, достаточно ли широко были известны эти предания во времена Павла?) Павел придерживается трактовки образа, данной в этом псалме, хотя он использует и другой язык; победитель принял дары и добычу от потерпевших поражение (как в Пс. 67:19) и распределил большинство этих трофеев среди своих воинов (как здесь).
4:9,10. Павел истолковывает и применяет процитированный текст как
хороший иудейский учитель. «Преисподние
места земли» — это, вероятно, место обитания мертвых, загробный мир, следовательно,Иисус умер (Иез. 32:24), хотя это может означать, что Он нисшел с неба, чтобы при Своем воплощении стать рабом (Флп. 2:7; ср.:Пс. 138:15).
4:11. «Апостолы» — буквально:
«вестники, посланцы, которым пославшими их доверено нести
весть»; как таковые они облечены властью в рамках порученного им дела; в "Новом
Завете этот термин относится квестникам Христа, Который доверил им особую миссию
и дал власть (большую, чем другим) провозгласить и передать Его волю. «Пророки»
говорили от имени Бога, их роль была известна из Ветхого Завета и
нашласвое продолжение в "Церкви; апостолы должны быть
пророками, возможно, как судьи-пророки (напр., Самуил и Девора), или вождями для
других ветхозаветных пророков — особого ранга и авторитета (как, напр., Илия и Елисей).
«Евангелисты» рассматривались как провозвестники Евангелия
(послания Христа), это глашатаи, т. е. вестники особого рода.
«Пасторы» — буквально: «пастыри» (см., напр.: Иер. 23:2—4), в Новом
Завете —пресвитеры или блюстители местных общин (Деян. 20:17, 28; 1 Пет. 5:1,2);
они были призваны пасти народ Божий, проповедуя ему истинную
весть Бога в неискаженном виде (см., напр.: Иер. 23:18—22). В задачу«учителей»
входило разъяснение Писаний и преданий, связанных с Иисусом;
если они действовали как иудейские учителя, то, вероятно,
толковали библейские установления общине и учили также и другим разъяснять
Писания.
Как и во многих древних списках, некоторые из этих терминов могли
частично совпадать (в греческом тексте оригинала такое
совпадение значений особенно характерно для терминов «пасторы» и
«учителя»). Они выполняют одну задачу и облечены властью как
носители вести Христа. Их авторитет основан на доверенной им вести и духовном
даре; как и в случае с иудейскими учителями, раскрывавшими послание
Бога (в отличие от первосвященников, никто из них не
обладал властью, т. е. не занимал официального положения в церковной иерархии, которая
сама по себе возникла не ранее начала II в.). Все эти служители Слова Божьего должны
были обеспечить народ Божий всем необходимым для служения
(4:12—16).
4:12. В греческом языке термин
«обучение» или «оснащение» (здесь — «совершение») описывал
работу философов и учителей.
4:13—16. Во времена Павла был широко распространен
образ человека, не достигшего зрелости и обуреваемого ветрами ложных учений,
наподобие корабля, носимого по воле волн. Приведенный здесь образ
взросления редко применялся ко всему обществу. Образ, использованный Павлом,
носит
обобщенный характер и не относится к концу времен, он скорее отражает
необходимость духовного возрастания Церкви в целом.
4:17-5:2 Вступление в новую жизнь
4:17—19. Греческие писатели в своих нравственных
наставлениях часто пользовались приемом противопоставления. В литературе этого
периода иудеи обычно описывали неевреев языком, подобным тому, который использует
здесь Павел (ср. также: Лев. 18:3, 24-30; 20:23,24; Втор. 26:16-19).
Важно отметить, что Павел отказывается теперь называть христиан из
"язычников просто "язычниками — в этническом смысле; они могут быть
по национальной принадлежности неевреями, но этически (в
духовном смысле) должны теперь быть евреями. «Распутство»,
гомосексуализм и идолопоклонство были типичными для язычников грехами,
практически не свойственными иудеям, — в отличие от которых,
язычники пускались что называется во все тяжкие; многие
греческие мальчики вступали в пору зрелости через совращение взрослыми мужчинами.
Понятие «ожесточение сердца» хорошо известно из Ветхого Завета (см.,
напр.: Исх. 4:21; Пс. 94:8).
4:20-24. «Новый человек» (ст. 24) — это новая
личность, созданная «по Богу», т. е. по Его образу и подобию. Павел,
вероятно, напоминает о первоначальном сотворении Богом Адама
и Евы по Своему образу и подобию и говорит, что новая личность, в которую
преобразился христианин, обрела нравственную чистоту, поскольку он
сотворен, в моральном отношении, по подобию Бога. Таким
образом, он говорит, что человек должен жить соответственно этому, — вести
безупречную жизнь, как Адам и Ева до грехопадения. Образ «облечься»
широко распространен в Ветхом Завете и греческой литературе, он
отражает определенный тип поведения, образ жизни (Иов. 29:14; Пс. 108:18;
см. особенно: Ис. 61:3,10; см. коммент. к Рим. 13:12), «облечение во
спасение» и др.
В еврейской литературе мудрости и у греческих философов звучат
аналогичные мысли об «обновлении духа ума»; они понимали, что
позиция и ценности, которыми руководствуется человек, влияют на его образ
жизни. Но у Павла другой подход к этому обновлению жизни; он
основывается на жизни, которая имеется во Христе, новом типе жизни, которую
большинство иудеев ожидали только в грядущем (после воскресения
мертвых).
4:25. Исключая тексты 4:30 и 4:32 —
5:2, большинство нравственных наставлений Павла в 4:25
— 5:2 соответствуют наставлениям, принятым у древних моралистов. Призывы к
правде, труду, противостояниюклевете и т. д. были общими нравственными
принципами. Нарушение этих принципов было свойственно не только язычни-кам (ср.:
4:17-19), но и иудеям.
Путь преодоления моральных проблем отличается от пути,
предлагаемого другими древними моралистами (4:22-24,32), но Павел мог найти
общий язык со многими моралистами своей культуры, которые боролись с тем
же злом, что и он. Однако, несмотря на многие точки соприкосновения с этикой
своей культуры, подход Павла отличается тем, что он часто обращается к Ветхому Завету как к критерию нравственности; его призыв к истине здесь перекликается
с заповедями, перечисленными в Зах. 8:16,17, где истина противопоставляется лжесвидетельству в суде.
4:26. Призыв избегать гнева взят из Пс.
4:5; о нечестивых, кто постоянно пребывает в гневе, см. в
Ос. 7:6; ессеи и некоторые греческие философы также требовали, чтобы все споры
были улажены в тот же день, до захода солнца. Умение преподносить истину,
используя приличествующие случаю слова, избегая худого «речения»,
тоже подчеркивалось особо (4:29).
4:27. Здесь, вероятно, прослеживается
связь с терминологией военных действий: согрешающий мог легко попасть на
территорию дьявола (в тыл врага; ср : 6:10-20).
4:28. Иудаизм ценил ручной труд и помощь бедным. Хотя
греческие ремесленники, несомненно, гордились своей работой, представители
высших слоев общества по всему Средиземноморью презирали физическийтруд, считая,
что он предназначен для низших слоев.
4:29. В древней литературе часто подчеркивалась
важность умения говорить правильно (ср.: 4:25; 5:3,4); многие изречения и сентенции
в притчах подчеркивают эту мысль, в том числе умение
произноситьблагородные, возвышенные речи (см., напр.:Прит. 12:25; 15:23;
25:11; ср.: Зах. 1:13).
4:30. «Оскорбление» Духа является очень серьезным
грехом. В Ис. 63:10 (в одном из двух случаев употребления в Ветхом
Завете титула «Святой Дух») это относится к мятежу в
пустыне, который привел к отказу от Бога. Аналогичным образом, мятеж Израиля
против Духа заставил Моисея «согрешить устами», согласно Пс. 105:33 (ср.: Чис. 20:10;
Втор. 3:26). О термине «запечат-ление» в значении печати, охраняющей
товары от подделки,
использовавшемся в торговле, см.
коммент. к Еф. 1:13,14. Эфесяне
должны сохранить свою аттестацию до дня окончательного искупления (ветхозаветный «День Господень», когда Бог будетсудить мир и оправдает Свой народ).
4:31. Перечень пороков — это обычный литературный прием древних
моралистов; иногда все эти грехи
перечисляются в рамках конкретного
прегрешения, как здесь (гнев).
4:32 — 5:2. Разные моралисты, в том
числе греческие, римские нехристианские и Филон, призывали к подражанию
образу Бога, на котором зиждется вся этика. Но нехристианские
писатели во времена Павла не могли сослаться на пример бога, который,
руководствуясь безграничной любовью к людям, принес бы себя в жертву
ради них (4:32 — 5:2). (Некоторые богословы приводили в пример
титана Прометея, который пострадал за то, что выдал людям божественные
секреты. Но не ясно, осознавал ли Прометей возможность сурового наказания за свой труд,
а потому данный пример не мог быть убедительным; с точки зрения
наказания титанов и ран, которые получали бессмертные в греческой мифологии
[напр., ранение Ареса в «Илиаде» Гомера], пример Прометея не
мог служить параллелью христианской идее об Иисусе, Который, обладая
Божественной природой, добровольно предложил Себя в жертву во имя
человечества. Качественная разница между греческой и иудейской концепциями
божественности делает сравнение между историями Прометея и Иисуса бессмысленным.)
О восприятии Богом приятного благоухания ср.: Иез. 20:41 (Его
спасенный народ); Еф. 5:2 указывает на то, что Бог принял
Иисуса как жертву (см.: Быт. 8:21; Исх. 29:18).
5:3-20 Продолжение увещеваний
5:3-6. Разврат и распущенность,
пустословие и глупые шутки были весьма характерны для древнего языческого
общества, как, впрочем, и для современного. Павел не поступается
нравственными принципамиБога в угоду культуре; напротив, он предостерегает
тех, кто ведет подобный образ жизни, о том, что для них не будет
места среди народа Божьего в грядущем мире. О списке грехов и «наследовании»
Царства Божьего см. коммент. к 1 Кор. 6:9,10.
5:7. Здесь Павел говорит не об отделении (такого рода
как община Свитков Мертвого моря) или даже частичном отступлении, в котором
обвиняли евреев диаспоры строгие последователи законов питания и субботы. Многие
в греко-римском обществе, возможно, клеймили христиан за отказ участвовать
в аморальных светских мероприятиях, и даже более того — в традиционных религиозных
культах, которые рассматривались как признак местного патриотизма.
5:8—13. В еврейских источниках «свет» и «тьма»
часто использовались для обозначения добра и зла, соответственно, как
это и У Павла здесь. В ряде греческих культов, например в
культах «мистерий», особоезначение придавалось ночным празднествам,
часто сопровождавшихся оргиями. Поскольку
некоторые римские критики чуждых
религий связывали христиан с подобного рода аморальными культами,
у Павла были все основания говорить об
этих культах как о языческих.
Люди могут под покровом тьмы
совершать дела, которые они не
посмели бы вынести на суд общественности
(ср.: Ис. 29:15; 47:10).
5:14. Некоторые комментаторы высказывают
предположение, что Павел здесь пересказывает текст Писания, наподобие
тар-гума, Ис. 60:1 или, возможно, Дан. 12:2. Другие
полагают, что это может быть и раннехристианское пророчество или песнь, сочиненная
либо самим Павлом, либо каким-то другим пророком (ср.: 1 Кор. 14:37).
Возможно любое предположение или сочетание этих двух (пророчество или
песнь, в основе которой — библейские тексты); в любом
случае, эта цитата знакома и Павлу, и его первым читателям.
5:15—17. «Дорожить временем» -— это, вероятно, использовать время
наилучшим образом; ср.: Пс. 89:12. В
Дан. 2:8 (LXX) используется
фраза «выиграть время». (Другое возможное толкование — «освободиться от
современного лукавого века».) То, что «дни лукавы», и это может повлиять на
поведение
осторожного человека, выражено также в Ам. 5:13. В иудейской
традиции «мудрость» и «глупость» в гораздо большейстепени нравственные категории,
чем в языческом мире (см., напр.: Иер.
29:23).
5:18. В греческом оригинале повеления
в ст. 19—21 вытекают из увещевания Павла «исполняйтесь
Духом» и выражают суть жизни, исполненной Духом. Пьянство в иудаизме
расценивалось как скандальное поведение (ср.: Прит. 23:20—35).
Многие люди в Древнем мире верили, что пьянство может вызвать
своего рода инспирацию — исполнение духом Диониса, бога
вина. Наиболее рьяные поклонники Диониса отдавали свой разум под его контроль и
участвовали в сексуальных или полных сексуального символизма
оргиях (часто эпатируя консервативных римлян). Здесь Павел может
противопоставлять такое поведение состоянию людей, исполненных Духом Божьим. Пьянство
чаще всего было связано с потерей
самоконтроля. А это было свойственно участникам иночных пиров богачей, и разгулов бедного люда в тавернах.
5:19. И греки, и евреи обычно считали,
что музыка приходит как вдохновение, об этом также говорится и в Ветхом
Завете. Павел выделяет вид славословия, который был характерен
для храмовой службы (напр.,псалмы и гимны); у нас нет уверенности в том, что в
то время большинство иудейских собраний, например в синагогах,
включали пение псалмов и гимнов; «Духовные песнопения»,
возможно, относятся к богодухно-венным песнопениям (ср.: J Пар. 25:1—6), возможно,
спонтанным, которые в древности отличали христианское богослужение практически
ото всех других (ср.: 1 Кор. 14:15).
5:20. Только те древние писатели
(еврейские и некоторые греко-римские, особенно стоики),
которые подчеркивали необходимость вознесения хвалы Богу за все,
верили, что Бог (будь то богиня судьбы стоиков или единый Бог
иудеев) направляет ход истории.
5:21-33 Жены и мужья
Раздел 5:21 — 6:9 представляет собой нечто вроде
«наставления семье». Во времена Павла многие римляне были
обеспокоены распространением «религий с Востока» (напр.,
культа Исиды, иудаизма и христианства), которые, по их представлениям, могли
подорвать семейные устои, традиционно высоко ценившиеся у римлян.
Члены религиозных меньшинств часто пытались поддержать
эти ценности, используя характерную форму убеждения, которая получила свое
развитие начиная с Аристотеля. Эти наставления, касавшиеся
взаимоотношений между членами семьи, обычно вызывали много споров, особенно
отношения между мужем и женой, отцом и детьми, хозяином и рабом.
Павел заимствует эту форму дискуссии непосредственно из греческих и римских
сочинений на тему нравственности. Но, в отличие от большинства древних авторов,
Павел отрицает фундамент, на котором зиждется этот семейный кодекс: абсолютная
власть главы дома, отца семейства.
5:21. «Повинуясь друг другу» — это конечная формула исполнения
Духом, поскольку Христос есть Господь. Все семейные кодексы,
которые предлагает Павел, базируются на этой концепции. Но хотя
призыв к женам, детям и рабам подчиняться во всем был
традиционным, призывать всех членов группы (в том
числе отцов семейств, paterfamilias) повиноваться
друг другу было делом неслыханным.
5:22—24. Большинство древних писателей считали,
что жены должны повиноваться своим мужьям, проявляя кротость и смирение; в
некоторых брачных договорах предписывалось даже абсолютное повиновение. Это
требование имело смысл особенно для греческих философов, которые и помыслить не
хотели о женах как о равноправных партнерах. Здесь играл свою роль и еще один фактор
— возрастной, который был важен для греческой культуры: мужья обычно были старше
своих жен, часто лет на десять (мужчины, как правило, вступали в брак в
возрасте около тридцати, а женщины — начиная с подросткового возраста).
В этом отрывке, где (•£ в оригинале) речь идет об
«уважении», «почитании» и повиновении жены своему мужу (ст. 22), есть только один
пример общего взаимного повиновения христиан друг другу. (Глагол
взят из ст. 21 и, следовательно, не может иметь другого
значения.)
5:25. Хотя предполагается, что мужья должны любить своих жен, в древних
семейных кодексах, или правилах семейного общежития, этот пункт не значился; такие правила предписывали мужу заставлять жену подчиняться ему. Хотя Павел поддерживает древний идеал повиновения жен своим мужьям, свойственный его культуре, он помещает его в контекст взаимного
повиновения: мужья должны любить своих
жен, как Христос любит Свою Церковь, с готовностью отдавая свою жизнь за нее. Однако, связывая христианство со стереотипными установлениями своей культуры, он тем самым ниспровергает ее ценности, возвышая принципы, принятые в христианстве. И мужья, и жены должны повиноваться друг другу и любить друг друга(5:2,21).
5:26. Выражение «банею водною» — это, возможно,
метафора, указывающая на омовение невесты перед брачной ночью (омовение
было естественным в любом случае, когда требовалось произвести особое
впечатление на другого). После этого омовения невеста натиралась
благовониями и надевала свадебное платье. Церемония обручения в иудаизме
также обозначала «освяшение невесты», ее отделение для своего мужа. «Слово»,
естественно, относится к спасающему Евангелию Христа (см.: 1:13).
5:27. После приготовления невесты (5:26) идет
следующий этап еврейской свадьбы — переезд невесты из дома своего отца в
дом жениха, куда ее торжественно вводили.
Выражение «славная Церковь» (или «во славе») также вписывается в образ
брачного облачения невесты.
5:28—32. Хотя греческие и римские моралисты иногда
отмечали особую близость мужа и жены, этот образ был особенно ярким в
иудаизме, и Павел здесь, как и Иисус, основывается на Быт. 2:24; эта мысль
ясноотражена в Еф. 5:31. Аналогия с «главой» (главенствующей ролью) из 5:23
здесь становится образом единства, а не власти.
5:33. Писатели иногда завершают
книгу или раздел заключением; Павел здесь подытоживает мысль раздела
5:21—32: жена должна уважать своего мужа, а муж должен любить свою
жену. Хотя древние моралисты говорили об уважении женами своих мужей (а
иудейские учителя также ожидали и обратного), они подчеркивали и
повиновение жены мужу; наставление Павла женам древнему
читателю могло показаться слишком слабым.
6:1-4 Дети и отцы
Еврейские и греко-римские авторы были единодушны в
том, что дети должны уважать своих родителей и, пока не станут взрослыми,
также и повиноваться им. Заповедь почитать родителей известна из Ветхого
Завета (Исх. 20:12; Втор. 5:16), при этом в ней подразумевается и
достойный образ жизни детей, которые не должны позорить своих
родителей в глазах благочестивого общества (Втор. 21:18—21). Многие иудейские
писатели считали, что почитание родителей было самой главной заповедью.
В то же время детей часто воспитывали, используя
методы физического наказания; за воспитание детей отвечали отцы. Павел был среди
тех немногих древних писателей, которые, по-видимому, не одобряли
методов насилия в воспитании (6:4). (В греческом и римском обществе даже к
новорожденным детям относились более сурово, поскольку
младенец обретал законный статус только после официального признания его своим
отцом; младенца могли оставить на произвол судьбы или, если ребенок родился
неполноценным, убить его.) Древние христиане и иудеи единодушно
осуждали аборты и отказ от ребенка. В этом тексте, однако,
говорится о наказании младших членов семьи.
6:5-9 Рабы и господа
Господа часто жаловались на то, что их рабы ленивы,
особенно когда они остаются без присмотра. Павел, вселяя в рабов
новую надежду и предлагая новый стимул для работы, призывает их с усердием
трудиться.
Павел говорит, что рабы, как и жены, должны повиноваться главе
дома, — как если бы это был Христос, но это обязательство взаимное. Лишь
немногие писатели в Древнем мире полагали, что рабы теоретически равны
своим господам в духовном отношении (ср.: Иов. 31:13—15), и, насколько известно,
только Павел заходит так далеко, полагая, что на практике господа
должны делать то же самое для рабов, что и рабы дляних (6:9).
Как-то Аристотель пожаловался на некоторых философов, почитавших
рабство злом, но философы, которых он цитировал, не столь
отчетливо и недвусмысленно выразили свою мысль, как Павел здесь. Павелвыступает
против практического аспекта (как рабы могут разбираться в своей
ситуации!) и не рассматривает вопрос о том, должно ли быть
отменено рабство (это не относится к его теме в контексте семейного кодекса); даже
насильственным путем нельзя было упразднить рабство в Римской
империи. Но подход Павла к решению этой проблемы не оставляет сомнений в
том, что бы он ответил, если бы перед ним был поставлен
теоретический вопрос об отмене рабства: все люди равны перед Богом
(6:9), а потому существование рабства противоречит воле Божьей. Более
подробно о рабстве см. во введении к Посланию к Филимону.
6:10-20 Духовные доспехи
Хотя Павел не преследует цели использовать здесь формальный
риторический подход, в структуре этого послания фрагмент 6:10—20
выполняет роль peroratio, эпилога, заключения,
которое не оставляет читателя равнодушным. Философы иногда описывали свое
противостояние чуждым им идеям как борьбу, спортивные соревнования атлетов или
военное сражение; они также использовали списки добродетелей, о
чем в общей форме говорит здесь Павел. Увещевание Павла напоминает речь
генерала, выступающего перед своим войском накануне
сражения.
В Ветхом Завете есть много описаний, где Израиль представлен как
воин Господень, и Бог Сам выступает в образе воителя,
экипированного по полной форме, — «возложив на Себя правду» (см.: Ис. 59:17; ср.: Прем.
5:17—20). И хотя Павел заимствует этот образ из Ветхого Завета, его читателям он
напоминал о римском воине, который находится в полной боевой готовности перед
сражением. Большинство взрослых людей из тех, кто присутствовал при
чтении этого послания, рисовали в своем воображении римских
солдат и могли передать этот образ своим духовным соратникам, с которыми они
вместе боролись против козней дьявола, сражались с демоническими силами,
действующими в мире; Бог оснащает Своих воинов Своими доспехами.
Павел опускает некоторые детали военного оснащения римского воина в
своем описании, напр., он отмечает только меч, не упоминая
копья (pilum). Павел,
возможно, не ставил себе целью провести четкую параллель между христианскими
духовными доспехами и военным оснащением (ср.: 1 Фес. 5:8);
скорее он хочет показать своим читателям, что они должны знать, что
им нужно для полной победы.
6:10,11. В день сражения римские воины должны были
во что бы то ни стало отстоять свою землю, не отступить. Пока они твердо стоят
вместе, плотно смыкая свои ряды, ихлегионы практически
непобедимы.
6:12. Из Ветхого Завета мы узнаем, что некоторые люди
осознавали, что их борьба носит духовный характер (ср.: Быт. 32:22— 32; Дан.
10:10-21). И Павел, и Даниил считали, что в этой битве можно
победить, лишь молитвенно повинуясь Богу и выполняя Его волю, а не
борясь с враждебными силами (Дан. 10:12,13,21).Некоторые
языческие божества назывались «правителями мира», и
термины добрых и злых ангелов для занимающих высокие
иерархические позиции стали в тот период весьма популярными; «духи
злобы поднебесные» — это идиоматическое выражение греческого языка.
6:13. Термин «день злый» может относиться к любому
времени суда или испытаний (см., напр.: Ам. 6:3). Но некоторые
богословы думают, что он указывает на период серьезнейших испытаний, которые
предстоит пережить еврейскому народу перед концом света (ср.: Дан. 12:1).
Павел в другом месте (ср.: Рим. 8:22,23) относит это к текущему
моменту. О выражении «устоять» см. в коммент. к 6:10,11.
6:14. В выражении «препоясавши
чресла» речь может идти о кожаном фартуке под доспехами или
металлическом поясе, которые служили для защиты брюшной полости. «Броня» обычно
состояла из кожаного покрытия с металлом и прикрывала грудную
клетку во время сражения; шлем (6:17) использовался только в битве,
и его не носили в другое время. Римские воины выступали плечом к плечу
навстречу врагу, так что доспехи требовались им только для
защиты спереди. В Ис. 59:17 (ср.: Прем. 5:18) эта броня правды (праведности) —
истинное «всеоружие Бо-жие» (6:13).
6:15. Римские воины были обуты в сандалии
или ботинки (точнее — полуботинки, римские caliga), поэтому они
уверенно двигались вперед на врага; они были хорошо оснащены и подготовлены к
сражению. Павел заимствует этот образ,
опираясь, в частности, на Ис.
52:7, где возвещается победная,
радостная весть о наступлении с Христом
на позиции врага, противостоящего воинству Божьему.
6:16. Римские воины были экипированы большими,
высотой в четыре фута, квадратными деревянными щитами, обшитыми кожей.
Перед сражением, в котором раскаленные стрелы могли попасть в
щит, кожу пропитывали водой. После того как римские
легионеры смыкали свои ряды, фронтальный ряд со щитами
продвигался вперед, а стоящие позади них держали щиты над ними
— так что они были фактически неуязвимы для горящих стрел.
Греческий и римский боги любви (Эрос и Купидон, соответственно),
как считалось, выпускали огненные стрелы, и некоторые из читателей Павла
могли усмотреть в его описании намек на противостояние искушениям плоти, похоти,
хотя Павел, похоже, стремился представить опасность в более широком плане
(ср.: Пс.10:2; 56:5; 57:4-8; 63:4; возможно, также: Пс. 119:1-4; Прит.
25:18).
6:17. Бронзовый шлем с боковыми стойками защищал
голову; его надевали обычно только во время сражения. О фразе «шит спасения» см. в Ис. 59:17; ср. коммент. к Еф. 6:14. Меч (gladius, длиной 20—24
дюйма) был оружием ближнего боя, а длинные пики, которые
носили воины передовых рядов, больше не использовались. Таким образом, Павел имеет здесь в виду, что к этому сражению должны присоединитьсяособенно те, кто не знает Слова Божьего (Благой вести, Евангелия), после того как они облекутся в духовные доспехи, перечисленные здесь. Служение Павла, тем самым,
носит стратегический характер, поскольку подразумевает
сомкнутые ряды носителей истины,
которые с дерзновением проникают во вражеские ряды ее противников (ст. 19, 20).
6:18,19. Если молитва за других (ст. 18) продолжает тему
военной баталии из предыдущего контекста, она может показать, что воины должны
стоять плечом к плечу в битве — как единое несокрушимое целое. Римский воин
сам по себе был уязвимым, но в составе объединенного римского
легиона — практически непобедим. «С дерзновением», т. е.
самоотверженно, смело — это тоже термин военных. Молиться в Духе,
вероятно, означает одухотворенную молитву (ср.: 1 Кор.
14).
6:20. Посланцы, послы, обычно пользовались
уважением из-за почтительного отношения к пославшим их. Как к вестникам,
к ним не относились враждебно, даже если они были
представителями вражеского государства. Павел, исполнявший роль посла самого
великого царя и самого величайшего Царства (6:20), вместо надлежащих
ему почестей был заключен в Риме в темницу за свою миссию мира (6:15). В
греческойлитературе истинный философ
отличался смелыми и искренними
высказываниями. Как и в 3:1 —
13, в этом разделе присутствует пафос, эмоциональное
звучание; хотя одно из важнейших
назначений молитвы —ходатайство, она
также являет собой пример для
Церкви.
6:21-24 Заключительные приветствия и пожелания
6:21,22. Почта и новости обычно передавались
путешественниками, поскольку в Римской империи не было
официальной почтовой службы, за исключением доставки государственных
документов.
6:23,24. В Ветхом Завете всем любящим Бога
даровалось обетование завета Божьего (Исх. 20:6; Втор. 5:10; Неем. 1:5;
Дан. 9:4; ср.: 3 Цар. 8:23); здесь обетование относится, в
частности, к тем, кого любит ГосподьИисус Христос.
Этот материал еще не обсуждался.