Крейг Кинер
Новый Завет. Культурно-исторический контекст
ПОСЛАНИЕ ИУДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Авторство. В отличие от автора псевдографии,
который мог бы захотеть пояснить, кто такой Иуда (т. е. брат Иисуса), или
написать послание от имени какого-то более известного человека, этот автор не
разъясняет, кто такой Иуда, позволяя полагать с большой долей уверенности, что
это истинное послание самого Иуды. В то же время отсутствие такого разъяснения
по поводу личности Иуды и тот факт, что он, по всей видимости, был уже знаком
своим читателям (ст. 3, 5), позволяет видеть в нем самого известного Иуду,
брата самого известного Иакова — младшего брата Иисуса (Мк. 6:3). Ранние
предания Церкви по-разному оценивают личность человека по имени Иуда,
который написал данное послание, но одно неизменно — это единственный Иуда, брата
которого звали Иаковом. Его греческий язык богат и сложен, но его
представления о мире, которыми он делится со своими
читателями, хорошо согласуются с учением иудаизма; относительно владения греческим
языком палестинскими евреями см. во введении к Иак.
Ситуация. Это послание четко направлено в
адрес лжеучителей, ведущих распутный образ жизни и произносящих
высокомерные, напыщенные речи. Мировоззрение Иуды и его читателей отражает
популярные доктрины иудаизма; его оппоненты могли принадлежать к той же
иудео-христианской среде, что и Иуда, но они стремились привнести и многие
ценности безнравственной языческой культуры. Учитывая, что Иуда делает
сильный акцент на 1 Енох., эта книга может представлять собой
предание, которое цитировали его оппоненты, опиравшиеся на свои собственные
мистические видения, выдавая их за божественные откровения, — наподобие
видений, данных Еноху (ст. 8).
Жанр. Это письмо-эссе, послание, которое
можно рассматривать как проповедь. Письма предназначались в качестве замены
личного присутствия автора.
1,2 Введение
1, 2. Отсутствие упоминания о должности Иуды
позволяет полагать, что он был хорошо известен читателям как Иуда,
брат не только
Иакова, но и самого Иисуса. Хотя Иуда
был сыном Иосифа и Марии, он называет
Иисуса Христа, своего сводного брата
— «Господом» (так в ряде переводов), а не братом.
3-6 Необходимые предостережения
3, 4. Ересь, о которой говорит Иуда, напоминает ту,
которую проповедуют лжепророки в Ветхом Завете: суда над народом Божьим не будет
вследствие особого благорасположения Бога к нему — учение, которое в итоге
привело к греху (Иер 6:14; 8:11; 23:17; Иез. 13:10,16; Мих. 3:5).
Библейская благодать означает прощение и силу, дающую возможность
преодолеть грех, а не позволение действовать, игнорируя нравственные
нормы. Древние авторы часто использовали метафоры, описывающие военные сражения
или спортивные состязания («подвизаться»), по отношению к духовным баталиям
или нравственным достижениям.
5. Все иудеи и даже большинство
обращенных в христианство язычников того времени хорошо знали историю
исхода. Факт искупления народа Богом сам по себе не являлся
гарантией, что в случае отхода от Него они не будут уничтожены.
6. Согласно иудейским преданиям (за исключением большинства раввинов), «сыны Божий» в Быт. 6' 1-4 были падшими ангелами, которые оставили предназначенное им место и вступили в связь с
женщинами. Согласно самым ранним из этих преданий, в Енох, падшие ангелы были заключены в темницу и связаны; Азазель был брошен во «тьму» (которая во многих древних преданиях рассматривалась как преисподняя, место пребывания мертвых) В 1 Енох выражение
«великий день» используется для описания суда.
7-16 Грех и суд
7. Уже в Ветхом Завете, и даже в
большей степени в позднейших иудейских преданиях, Содом
становится олицетворением зла и распутства. «Иная плоть» — здесь
могут быть ангельские тела, но, поскольку в иудейской традиции ангелам не
приписывается «плоть», а жители Содома не осознавали себя ангелами (Быт. 19:5), Иуда, возможно, имеет в виду попытки совершения акта гомосексуализма. («Иная» — букв.: «другая», что может означать «неестественная». В таком случае выражение «подобно им» может означать, что ангелы и люди вступали в сексуальные сношения друг с другом. Помимо Филона, не многие древние иудейские писатели подчеркивали склонность к половому извращению, к гомосексуализму
у жителей Содома; большинство же вместо
этого подчеркивали отсутствие у них
гостеприимства, грех высокомерия или
сексуальную распущенность в целом,
которая, по иудейским представлениям,
включала гомосексуализм, но не ограничивалась
этим.)
8. «Мечтатели» — это относится, вероятно, к мечтам лжепророков, которые, представляя ложь, претендуют на истину (Иер.
23:25); ангельские «начальства» (букв : «славы»; ср.: NRSV, TEV) отражают
иерархию ангельских воинств, которым Бог повелел управлять
народами, природой и др., в соответствии с иудейскими преданиями.
Проявление неуважения к земным властям и духовным силам, которые стоят за
ними и которые поставлены Богом, могло привести к тому,
что христианство рассматривалось как мятежная религия, а это в свою очередь было
чревато масштабными пре следованиями христиан по всей Римскойимперии.
(Некоторые богословы также высказывают предположение о том, что
они гневно осуждали этих ангелов как тех, через которых Бог дал закон, за
их противозаконную позицию, но не ясно, связывали ли они их
аморальность непосредственно с тем, что они отвергли закон.)
9. Михаил (Дан. 10:13,21; 12:1)
и Гавриил (Дан. 8:16; 9:21) —
два ангела, которые упоминаются по
именам в Ветхом Завете, и они, естественно, стали самыми популярными ангелами в еврейском фольклоре того времени, при этом Михаил считался
ангелом-хранителем Израиля и самым выдающимся архангелом.
Существуют разные иудейские предания о смерти
Моисея (или о ее отсутствии, вопреки Втор. 34), и здесь приводится одна
из подобных версий. В Ветхом Завете и в еврейской литературе дьявол
действует как обвинитель; здесь великий архангел Михаил не позволил
себе напрямую возразить на его обвинения; он отдает все на усмотрение
Бога как высшего Судьи. Божий посланник, ангел, также
восклицает в защиту первосвященника: «Да запретит тебе Господь» (Зах. 3:2).
10. Лжеучителя, однако,
насмехались, хулили ангельские силы, вероятно, и сатану. В
Свитках Мертвого моря говорится, что некоторые люди проклинали сатану,
но Иуда не одобряет этого. Вместо этого он, по-видимому,
соглашается с моралью, которая
содержится в одной более поздней раввинистической
истории: один человек по имени
Пелимо постоянно высмеивал дьявола
до тех пор, пока дьявол не появился
перед ним и не загнал его в купальню, чтобы он мог поразмыслить обо всем; ср. также: Сир. 21:27. Христиане тоже не должны
рассуждать о тайных вещах, которые Бог
не счел нужным раскрыть людям (ср.: Втор. 29:29).
11. В иудейском предании в большей мере, чем в
Ветхом Завете, Каин (см. коммент, к 1 Ин. 3:12) и Валаам (см. коммент. ко 2 Пет.
2:15) стали олицетворением не праведности в ее высшем проявлении;
Валаам считался одним из наиболее мощных пророков среди язычников, но
он использовал дарованную ему силу во зло. Корей поднял восстание
против правления Мои сея (Чис. 16) и стал образной фигурой для обозначения
мятежного духа, направленного против закона в иудейской традиции.
12. Последняя вечеря
была пасхальной трапезой, и ранняя
Церковь продолжила традицию
празднования «Вечери Господней», где
хлеб и вино были только частью трапезы.
Причастие как совместная трапеза верующих
также получила название «вечеря любви».
«Соблазн», или тайная угроза; в NASB — «скрытые рифы»; они могли погубить мореплавателей,
которые не сумели отвести корабль подальше в море; «безводные облака» — те,
которые не дали дождя напрасно ожидавшим его фермерам (Прит. 25:14). Образ
бесплодных деревьев, которые должны принести урожай поздней осенью,
когда деревья сбрасывают свою листву перед наступлением
зимы; или речь может идти об отсутствии у них летних плодов и даже признаков
плодоношения ранней осенью; в любом случае эти деревья были
попросту мертвы (о грядущей второй смерти см. в коммент. к
Отк. 2:11).
13. В греческой мифологии
Афродита, богиня любви, возникла из
морской пены при кастрации
титана Урана (аллюзия на без нравственность
учителей); волны в Свитках Мертвого
моря появляются как образ «выбрасывания»
скверны греха. «Звезды блуждающие»
— это относится к беспорядочному
движению планет по орбитам, что иногда
приписывалось неповинующимся ангелам, которые были заключены в темницу по суду Божьему и названы «звездами» в 1 Енох. Суд как вечная тьма появляется в 1
Енох, и в других источниках. Образ нечестивых
в виде «свирепых волн» восходит к
Ис. 57:20 («море взволнованное») и встречается в более поздних еврейских источниках (Свитки Мертвого моря).
14,15. Иуда приводит цитату из 1
Енох. 1:9; эта история была популярна в свое время, и она помогает
ему подчеркнуть свою мысль. Этот отрывок из 1 Енох, представляет несколько
тем, которые рассматриваются далее по всей книге.
16. «Ропотники» (вечно ропщущие) — это может быть
указанием на ропот во время блуждания народа израильского в
пустыне, но особенно на «жестокие слова» в ст. 15, которые
разъясняют приводимую цитату из 1 Енох. Древние моралисты
неизменно осуждали лесть и призывали говорить открыто и прямо;
политики обычно использовали лесть, стремясь завоевать расположение
своих слушателей, и лесть была необходимым инструментом
выживания многих подданных императоров и царей. Иуда уже
обращался и к их похоти (ст. 6—8), и к высокомерным, напыщенным
речам (ст.
8-10).
17-25 Призыв к стойкости
17-19. Поздние гностики объявляли себя
духовными людьми, считая других привязанными к окружающему миру (душевные, не имеющие духа); некоторые учителя, вероятно, подпали под влияние
отдельных воззрений греческих
философов. Поскольку лжеучителя претендовали на то, что они получили дар пророческого видения
(ст. 8), то, несомненно, считали себя
отмеченными "Духом (ср.: коммент. к ст. 20), но Иуда пишет, что они
вообще лишены Духа.
20, 21. Поскольку
Святой Дух обычно связывался с Духом пророчества, фраза «молясь Духом Святым»
(«в или в Духе Святом), вероятно, означает одухотворенную молитву (1
Пар. 25:3; Псалтирь), которая, вполне возможно, включает и
говорение на языках (ср. коммент. к Деян. 2:4; 1 Кор. 14).
22,23. Иуда
частично заимствует язык Зах. 3:2,4, но здесь речь идет о тех, кого побуждают к
отступничеству, и тех, кто уже встал на этот путь, или о самих
лжеучителях, которые представляют большую опасность.
24, 25. Иуда
завершает свое послание хвалой, как это полагалось во время служения в синагоге;
он фокусирует свое внимание на опасности отступления от веры и на
том, что Бог силен укрепить и поддержать верующих, сохранить их веру.
Этот материал еще не обсуждался.