Крейг Кинер
Новый Завет. Культурно-исторический контекст
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА
ВВЕДЕНИЕ
Авторство. Одни комментаторы ставят под сомнение
авторство Петра, другие реши тельно выступают за него; ситуация, которая
предполагается в послании, хорошо согласуется с той, которая существовала при
жизни Петра. Предания о мученической смерти Петра в Риме
практически не подвергаются сомнению никем. В конце I в. н. э. в Первом послании Климента
послание Петра принимается как подлинное, а раскопки показали, что в Риме был установлен
памятник мученику Петру. В других христианских преданиях это также
подтверждается, как и то, что Петр был автором данного послания; на него ссылаются писатели
с начала II в. н. э.
Учитывая предание о мученической смерти Петра в Риме, огромную вероятность,
что послания, которые он написал, сохранились, и тот факт, что большинство
посланий были либо подлинными, либо написаны спустя долгое время после смерти
подразумеваемого автора, то искать доказательства придется тем, кто
пытается отрицать авторство Петра. Например, один комментатор (Selwyn) считает, что ему удалось выявить в 1 Фес. и 2
Фес. нечто общее со стилем Силуана (5:12). Этот аргумент весьма
неубедителен, но доводы против авторства Петра даже еще слабее (о тех,
которые основаны на анализе греческого стиля, см. во введении к Иак.).
Дата написания. Датировка послания основана
на трех главных периодах преследований — в правление императоров Траяна
(начало II в.),
Домициана (см. введение к Отк.) и Нерона, когда Петр принял мученическую
смерть. Его послание указывает на атмосферу жестоких репрессий, а не
официальных судебных процессов в эпоху правления Траяна. Характеристика
церковного руководства в послании (5:1,2) в большей мере согласуется с моделью I в., чем с более поздней датой.
Маловероятным представляется предположение о послании под псевдонимом,
которое приписывается Петру, еще в период Флавиана (после Нерона,
но еще в I
в. н. э.).
Единство послания. В первой части
1 Пет. (1:1 — 4:6) о начавшихся преследованиях ясно не
говорится; во второй же части (4:7 — 5:14) весть об этом звучит более
определенно. Некоторые исследователи, основываясь на этом, делят
послание на две части, обычно рас сматривая первый его раздел как проповедь на
тему крещения (вследствие многочисленных параллелей с другими частями
Нового Завета). Однако ситуация в этих двух разделах не слишком
отличается, чтобы говорить об этом, к тому же для такого деления нет другихвеских
причин.
Источник и аудитория. Широко
известно, что под «Вавилоном» здесь (5:13) подразумевается Рим,
как в ряде иудейских работ, так и, несомненно, в Книге Откровение. Об становка
преследований, которая здесь описывается, вполне согласуется с таковой в
Риме и могла послужить Петру поводом для предостережения о подобного рода
опасности для верующих в Малой Азии, где культ императора был особенно сильно
развит. Аудитория верующих в Малой Азии могла быть представлена в основном
христианами из иудеев, но Петр обращался наряду с ними и к христианам из
язычников (ср.: 1:18; 4:3,4).
Историческая обстановка. Пожар 64 г.
н. э. уничтожил Рим, но, что было подозрительно, не затронул собственности
Нерона и его друга Тигеллина. Как и многим другим хит рым политикам, Нерону
нужно было найти козла отпущения в совершенных им злодеяниях, и он
нашел его в новой религии, которая рассматривалась как фанатичная форма иудаизма (ее
называли движением, основанным три с половиной десятилетия назад рас пятым
учителем) и идеально подходила на эту роль.
Римляне
рассматривали христиан наряду с иудеями как явление антиобщественное. Некоторые из обвинений в их адрес стали столь
общими, что превратились в стереотипы
мышления во II в. н. э.
Например, римляне считали христиан «атеистами» (как и многие философы — за отказ
от богов), «каннибалами» (за их утверждение о том, что они едят «тело» Иисуса и пьют Его «кровь») и апологетами
кровосмесительной любовной связи
(вследствие утверждений: «я люблю тебя, брат» или «я люблю тебя,сестра»). Иудаизм не был прямой мишенью для
преследований, поскольку приверженцев
иудаизма было огромное число, и он был популярен в некоторых кругах; более
того, любовница Нерона — Поппея Сабина — была патронессой, оказывала содействие
иудеям во многих делах. В отличие от
иудаизма, христианство, которое считалось одной из его форм, имело незначительную поддержку даже среди
иудеев, а потому вполне подходило на
роль политического козла отпущения.
Согласно свидетельству историка первой половины II в. н. э. Тацита, который сам не любил
христиан, Нерон заживо сжигал христиан, превращая их в живые факелы для освещения
своих садов в ночное время. Других христиан он убивал столь же жестоко
(напр., отдавал их на съедение диким зверям во время публичных
зрелищ). В целом он, вероятно, уничтожил тысячи римских христиан, хотя многим
из них и удалось избежать смерти. Та ким образом, несмотря на то что греки,
проживавшие в империи, любили Нерона и иудейское сообщество в целом благосклонно
относилось к нему, христиане видели в нем анти христа. Нерон умер несколько лет
спустя, в немилости, преследуемый своими собратьями-римлянами, которые
ненавидели его.
Жанр. Это послание общего типа, навеянное в
большей мере ситуацией, сложившей ся в Риме, чем тогдашней обстановкой в Малой
Азии (ныне — западная Турция); таким образом, Петр мог задумать это
послание как циркулярное письмо, направленное во мно гие области Малой Азии
(1:1). Павел же, по-видимому, ожидал, что преследования хрис тиан в Риме могут
в конце концов распространиться и на другие части империи. О собы тиях в Малой
Азии, которые имели место три десятилетия спустя, см. во введении к Откровению.
Религиозные руководители Иерусалима рассылали свои энциклики, циркулярные письма,
евреям "диаспоры через своих вестников; послание Петра имеет сходство
с такой энцикликой, хотя и предназначено для более узкого круга
читателей.
1:1-12 Текущие испытания, надежда на
грядущее
Ст. 3—12 в оригинале представляют собой одно длинное
предложение; такие длинные предложения в древности почитались за особое искусство, а древние слушатели привычно следили за развитием мысли оратора, гораздо дольше, чем это характерно для слушателей в современном североамериканском обществе, а также для многих читателей, воспитанных на телевизионных передачах.
1:1. Иудеи говорили о своих соплеменниках за
пределами Палестины как о «диаспоре», или о «рассеянии»; Петр это понятие выражает
другими словами, называя их странниками, или скитальцами (ср. в
ори гинале: 1:17; 2:11). См. соответствующие комментарии.
Пять римских провинций, которые он упоминает, были связаны между собой по
своему географическому положению; он опускает в этом перечне южныеприбрежные
районы Малой Азии, которые на тот период могли относиться к
Сирии. Последовательность перечисления этих провинций,
отражает маршрут следования вестника, который доставляет письмо,
отправляясь
из Амастра в Понт. (Хотя посланники из Рима, вероятнее всего, начали свой путь из
провинции Асия в Малой Азии, Петр мысленно начинает путешествие
из более отдаленной области и описывает этот же маршрут.)
Об энцикликах, или циркулярных письмах, см. дискуссию о жанре вовступлении.
1:2. В Ветхом Завете и в иудаизме народ Божий
представляется как «избранный», поскольку Бог «предузнал» их, т е. он
выбран
по Божьему «предвидению». Петр применяет тот же язык по отношению к
верующим в Иисуса. Послушание и «окропле ние кровью» также скрепили первый завет (Исх. 24
7,8).
1:3. Петр обращается к иудейской формуле
благословения, berakah, которая
начинается со слов: «Благословен Бог, Который...» «Возродивший»
— возможно, это образ, который иудеи обычно использовали для описания обращения в иудаизм язычников (см коммент. к Ин. 3:3,5), в том смысле, что они
обрели новую природу в результате такого
обращения. Верующие возрождены упованием
надежды — через воскресение Иисуса
— на наследство (ст. 4) и грядущее спасение (ст. 5); эти три фактора, по представлениям иудеев, знаменуют собой конец времен.
1:4. Новозаветные авторы следовали иудейскому
учению, говоря о «наследова нии» грядущего мира; источник этой идиомы,
вероятно, связан с «наследованием» Израилем Земли обетованной,
которая была предназначена для них после освобождения из египетского плена. В
ряде еврейских текстов (напр.: 4 Езд.,
конец I в. н. э.) также
говорится о сокровищах, хранящихся на небесах для праведных, но если там речь
идет о том, что их можно заработать послушанием Богу, то здесь акцент делается на Его
деяниях, а не на человеческих усилиях.
1:5. В Свитках Мертвого моря и в других еврейских
текстах говорится о том, что все будет «открыто» в «последнее время»;
дела неправедных станут известны, но праведные будут «спасены», избавлены
ото всех,кто противостоит им.
1:6,7. Бог допускает испытания, но
Его замысел (отраженный и в Ветхом
Завете, и в иудаизме) состоит в том, чтобы укрепить посвященных Ему в их испытаниях. (Цель же сатаны в искушениях — заста вить
отступить от веры, 5:8.) См. коммент. к Иак. 1:12-16. (Ветхий Завет и иудаизм также учат, что страдания могут служитьмерой наказания, которое приводит чело века к
покаянию, или справедливым возмездием,
побуждающим к покаянию, в современном
иудаизме эта идея переросла в концепцию
"примирения через страдания. Хотя
эта точка зрения не отражает главных намерений Петра здесь, он допускает, что испытание верующих призвано Богом для пробуждения Своего народа, 4:17.)
Во многих иудейских преданиях конец времен также характеризуется
как период великих испытаний. Образ испытания веры праведного на
примере закалки драгоцен ных металлов восходит к Ветхому Завету (Иов. 23:10;
Пс. 11:7; Прит. 17:3; ср.: Ис. 43:2; Иер. 11:4) и заимствован более
поздней еврейской литературой (напр.: Сир. 2:5). Руды благородных металлов
(самым драгоценным из них было золото) расплавлялись в плавильной печи
для очищения от примесей и получения более чистого металла.
1:8,9. Испытания могут вызывать
скорее радостное, нежели горестное чувство, поскольку эти
читатели знали заранее их назначение: если они выдержат до конца, то достигнут
избавления, согласно традиционному иудейскому учению. В отличие от испытаний, о
которых пишет Иаков, у Петра в первую очередь речь идет о
преследованиях (см. введение).
1:10—12. Многие иудейские комментаторы (особенно это
хорошо представлено в Свитках Мертвого моря) считали, что ветхозаветные
пророки в целом говорили об истолкователях своего времени и о
том, что их толкования оставались сокрытыми для широких
кругов до тех пор, пока не появлялись мудрецы, которые разъясняли их, получив
озарение Духом. Петр здесь, по-видимому, утверждает, что пророки относили свои
пророчества к "Мессии, который должен пострадать и быть
возвеличен, и они знали, что многие детали предсказа ний обретут
смысл только после того, как произойдут соответствующие события.
Создается
впечатление, однако, что Петр соглашается с комментаторами в Свитках Мертвого моря в том, что ветхозаветные пророки не
знали конкретного времени и обстоятельств,
на которые указывал им Дух Христов.
То, что ветхозаветные слуги Божьи могли нести Дух Божий в себе, не
вызывает сомнений (Быт. 41:38; Чис. 27:18), хотя Ветхий Завет обычно предпочитает
еврейскую идиому о Духе, который покоился («почивал» — как в
1 Пет. 4:14) на слугах Божьих, наделяя их силой. Согласно
отдельным иудейским преданиям, некоторые тайны были столь
важными, что Бог сокрыл их от ангелов до конца времен; по другим
преданиям, ангелы уважали эзотерические учения раввинов и посещали их
занятия, где эти учения обсуждались; согласно отдельным преданиям,
ангелы завидовали Израилю, получившему закон Божий.
1:13-2:3 Новая жизнь во Христе
1:13. Мужчины носили длинные одежды и подпоясывали
их поясом («препоясавши чресла»), что позволяло им двигаться свободно и
быстро. Хотя этот образ встречается и в других местах "Ветхого
Завета, здесь Петр может иметь в виду Исх. 12:11: после того как
народ Божий был искуплен кровью агнца (1 Пет. 1:19), они должны были
следовать за Богом, доколе Он не введет их в наследие
(ср.: 1:4), в Землю обетованную. Таким образом, они должны были быть
одетыми соответствующим образом и быть наготове, чтобы бежать.
«Бодрствуя» (в оригинале — «трезвитесь») — это выражение в древнем языке
означало не только буквальное воздержание от алкоголя, но и поведение, которое
отличало человека, не отравленного алкоголем, т. е. контролирующего себя, как и
надлежит сохраняющему досто инство.
1:14. Выражение «послушные дети» связано с образом
возрожденного, заново рожденного (см.: 1:3) — они уже не те, что были прежде, и
должны повиноваться Богу (ср.: 1:2,22), как дети повинуются своим
родителям. Послушание детей своим родителям высоко
ценилось, а у римлян и иудеев оно требовалось по закону.
1:15,16. Израиль призывался быть
святым, как свят Бог, и, соответственно, вести образ жизни,
отличающийся от жизненного стиля всех других народов (Лев. 11
44; 19:2; 20:7,26). Ежедневные молитвы в "синагоге также
подчеркивали святость Бога, следовательно, эта мысль была весьма хорошо
известна
иудейским читателям, а также и "язычникам, которые познавали через них
Писа ние. Петр продолжает рассматривать образ отца и детей
в 1.14-17. Это может указывать на другую особенность взаимоотношениймежду
ребенком и отцом, которая подчер кивалась в древности, — подражание.
1:17. Образ Бога как беспристрастного Су
дьи был характерен для иудаизма, при этом к Богу иудеи обращались в большинстве своих молитв и как к «небесному Отцу». «Странствования», скитания отличали от оседлого населения странников и чужезем цев;
фраза «время странствования вашего» указывает на то, что местные жители рассматривались выше пришельцев. Иудейские сообщества по всей империи обычнодовольствовались
статусом чужеземцев, хотя некоторые
иудеи могли получить в итоге статус
гражданина; в ряде мест, напри мер в Александрии, все их попытки получить гражданство встречали враждебное отношение со стороны греков.
1:18. Иудеи часто говорили об идолопоклонстве как
о тщете или «суетной жизни». Для них идолопоклонство было
наиболее характерной чертой образа жизни язычников, а в
данном случае — прошлого образа жизни читателей Петра («искуплены» означает тех, кто
отвратился от путей предков, и может относиться и к язычникам, и
к иудеям). Иудейские мудрецы противопоставляли тленность богатства
(ср.: 1:4,7,23) вечным сокровищам праведности или премудрости;
здесь это относится к цене искупления читателей Петра, в свете чего
деньги не играли роли (1:19). (Тот факт, что золото было
девальвировано в тот период вследствие инфляции при режиме Нерона,
мог прийти на память некоторым из первых читателей Петра, но для него
здесь мысль о тленности золота не была первостепенной; ср.: 1:7.)
1:19—21. Искупление кровью агнца напоминает
ежегодное празднование Пасхи, когда еврейский народ вспоминает о
своем избавлении в Египте (освобождении из рабства) через кровь пасхального
агнца (ср.:1:13).
1:22. В Ветхом Завете законы очищения предусматривали очищение человека
от осквернения через ритуальное
омовение; хотя иудаизм
продолжал практиковать церемониальные
омовения, он часто использовал образ
омовения в фигуральном смысле — как
духовное или нравственное очищение
(как обычно у ветхозаветных пророков,
напр.: Ис. 1:16; Иер. 2:22; 4:14).
1:23. Новая жизнь «послушания истине» (1:22)
естественна для человека, который обрел новую природу; в древности
понятие о том, что дети наследуют природу своих родителей, было
аксиомой. (Многие писатели даже отмечали, что блудники разоблачали себя,
поскольку дети носили их образ.) Наследственные черты отца были
особенно важны; последователи Иисуса возрождались через животворное слово
Евангелия (1:3; 2:2), и это было непреходящим явлением (1:24,25). (Можно к этому
добавить многочисленные параллели и в
том числе представления Филона о
божественном слове, которое не только нерушимо, но и несет в себе «семя» жизни; но большинство этих примеров носят индивидуальный ха рактер и не
основаны на общей традиции. Могут быть и весьма далекие
параллели, заимствованные из подобного
же рода природных образов, как у
Петра [за исключением того, что
Филон, в отличие от Петра, мог
опираться на концепцию стоиков о
плодотворном Логосе]. Ср.: Лк. 8:11; 1 Ин. 3:9. Непреходящая, вечная природа Слова Божьего признавалась всеми течениями иудаизма; ср.: Ис. 40:6—8.)
1:24,25. Здесь Павел цитирует Ис. 40:6—8
(по LXX, где этот текст короче, чем
еврейский текст), где «слово» — это будущее послание о спасении во
время, когда Бог избавит Свой народ (напр.: 52:7,8).
2:1. Древние писатели иногда с целью предостережения
приводили «списки пороков», чтобы люди могли избегать их; Петр использует
весьма краткий перечень грехов. «Отложивши» древние пути — это
соответствует
возрождению, описанному в Иак., Еф. и
Кол.; наряду с другими параллелями к этим посланиям, это сходство
позволило ряду богословов
рассуждать об общей традиции
""крещения в ранней Церкви. Здесь могла также идти речь о следовании какому-то, не дошедшему до нас учению Иисуса; о слове «отложение»
см. в коммент. к Рим. 13:12 и Еф.
4:20-24.
2:2. Этот стих продолжает развивать образ возрождения
(1:23). Младенцы зависели от своих матерей или кормилиц, которые
кормили их своим молоком; вскармливание коровьим молоком встречалось
редко. Считалось, что дети в этом возрасте весьма впечатлительны,
и поэтому выбор кормилицы был важным моментом. «Чистое» молоко означало,
что оно было без примесей; этот термин использовался в рекламных
документах по продаже детского питания. Чистое «духовное» молоко — это
допустимый вариант перевода, но прилагательное здесь чаще
означает «рациональный» и может быть переведено как «молоко слова»(logikon; ср.: NASB, KJV), т. е.
«слово» из 1:25.
2:3. Здесь у Петра ссылка на Пс. 33:9. Тер мин
«благ» иногда переводится как «вкусный», когда относится к пище (как
здесь молоко, ст. 2).
2:4-12 Построение духовного дома
Кумранская община (иудейская монашеская секта, которой принадлежит
авторство Свитков Мертвого моря) также изображает себя как
новый храм. Многие увещевания Петра на эту тему напоминают нравственные
наставления, которые могли давать
философы для каждого индивидуально,
но этот раздел касается коллективного единства Церкви и, следовательно, ее свидетельства как единого целого.
2:4. Петр заимствует этот образ из Ис. 28:16
(«избранному», «драгоценному»), текст, который он цитирует во 2:6.
2:5. В Свитках Мертвого моря Кумранская община
рисуется как живой храм, а в одном тексте говорится о компонентах строения (колонна,
основания и др.) как об одушевленных предметах. «Дом» может относиться к
строению, например, к храму или дому в религиозном смысле (4:17), а также к большой
семье или клану, наподобие «дома Израилева»; здесь
обыгрываются разные оттенки смысла, как иногда в Ветхом Завете (2
Цар. 7:5-7, 12-16). Образ народа Божьего как «священства духовного» восходит
к Исх. 19:5,6 (ср.: Ис. 61:6) и отчетливо выражен в Евр. 2:9 (Израиль
как священство также появляется в ряде современных еврейских текстов, в основе
которых — Исх. 19:6, в том числе в качестве вставки — в
Исх. 23:22, в LXX.) Как священники (а
также камни) этого нового храма, они должны приносить жертвы; кроме того, в
иудаизме используется также образ духовной жертвы (см. коммент. к Рим.
12:1; Евр. 13:15).
2:6. Кумранская община применяет текст из Ис.
28:16 к своему религиозному лидерству; ранние христиане применяли его
к Иисусу (Рим. 9:33).
2:7,8. Иудейский принцип
истолкования gezerah shavah, который
позволяет связывать тексты
с общим ключевым словом, побуждает Петра
процитировать Пс. 117:22 и Ис. 8:14. Использование этого принци па истолкования
позволяет полагать, что и Петр,
и Павел, вероятно, подразумевают под
краеугольным камнем Иисуса (Мк.
12:10,11). Пс. 117 воспевали во время празднования Пасхи (ср.: 1 Пет. 1:19), по крайней мере, в среде некоторых иудеев в тот
период, после вознесения благодарнос ти Богу за избавление из египетского рабства, «из тьмы в чудный свет» (ср.: 2:9).
2:9. Почти половина этого стиха — прямая цитата из
Исх. 19:6, указывающая на то, что все христиане, в том числе из иудеев,
уча ствуют вместе с Израилем в договоре-завете с Богом. Иудеи на празднике Пасхи
вспоминали о своем избавлении из Египта как «из тьмы в
чудный свет». Ветхозаветные пророки учили, что Бог искупил Свой народ во славу
Себе (напр.: Ис. 60:21; 61:3; Иер. 13:11).
2:10. Петр цитирует Ос. 1:10 и 2:23, где, в противовес
более раннему вердикту Бога против Израиля (Ос. 1:6,8,9), звучит
обещание восстановить народ Божий в конце времен. Как и Павел, Петр верит,
что язычники, обращенные в истинную веру Израиля через весть
Иисуса, составят часть этого народа Божьего в конце земной истории (Рим.
9:24—26). Если бы он захотел, то мог бы процитировать ветхозаветные отрывки в
подтверждение своего вывода (напр.: Ис. 19:24,25; 56:3-8).
2:11. О «пришельцах и странниках» см. в коммент. к
1:17. Филон говорил о душах как о «странниках» в своих телах
(исполь зуя это как рабочий термин), которые принадлежали скорее небесному,
чем земному. Здесь речь идет о народе Божьем (2:4-10), рассеянном
среди других народов. Народ Божий в Ветхом Завете часто
описывается с таких позиций (Лев. 25:23) — в виду его тленности (1
Пар. 29:15; Пс. 38:13), ревностного отношения к Богу (Пс. 68:9; ср.: Пс.118:19)
или странствий (Быт. 23:4; 47:9). Греческие философы часто
изображали плотские страсти как «военный конфликт» против души.
Петр использует тот же образ, хотя по другой, чем у философов,
причине (те говорили об освобождении души от земных
неурядиц), — он призывает к добродетельной жизни (2:12).
2:12. Евреи "диаспоры (1:1) всегда должны были помнить
о том, что живут среди язычников, которые относятся к ним враждебно, чтобы
избежать опасности и во имя сви детельства о едином истинном Боге. Как язычники
были всегда готовы оклеветать живущих среди них иудеев, так и сами
евреи
злословили обращенных в христианскую веру язычников, рассматривая их
как секту
(2:4-10). Призыв следовать правилам
семейного общежития, семейному кодексу
(2:13 — 3:12), опровергает упреки и обвинения в том, что христиане бросают вызов общественному
порядку и традиционным семейным ценностям.
«День посещения» в Ветхом Завете часто означал день суда Божьего (напр.: Ис. 10:3); многие тексты сообщают, что язычники в конце времен признают славу Божью (см., напр.: Ис. 60:3).
2:13-17 Ответственность по отношению
к государству
Многие кодексы семейного общежития были построены по принципу
городского управления и содержали правила поведения по отношению к
государству (наряду с взаимоотношением с родителями, старейшинами,
друзьями, членами семьи и др.). В соответствии с аристократическими
идеалами, семья, как в зеркале, отражала систему управления
города-государства, поэтому общественные обязательства и обязательства
внутри семьи (2:18 — 3:7) обычно рассматривались как части единого целого.
"Стойки и другие философы использовали такие нравственные
кодексы для определения надлежащих взаимоотношений с другими.
Иудеи и члены других религиоз ных групп, вызывавших враждебное отношение к
себе, иногда принимали эти кодексы, стремясь продемонстрировать, что
на деле воспринимают ценности римского об щества; эта демонстрация была
важна, чтобы избежать преследований. См. коммент. к Рим.
13:1-7.
2:13. Вассальные цари на Востоке управляли своими
народами под эгидой Рима, действуя в рамках требования соблюдать его интересы.
Поскольку большинство читателей Петра (1:1) непосредственно
находились под властью правителей (2:14), под «царем», Петр
может иметь в виду императора. Хотя титул императора как термин —
это princeps, т. е.
«правитель подданных», или первый среди равных (чтобы сохранить
миф о республике в ранние годы Империи), все знали, что он был верховным
царем в Средиземноморье.
2:14. Термин, переведенный как «правители»,
объединяет в себе два понятия: легат (который стоял во главе имперской провинции как представитель
императора, «начальство» во 2:13) и проконсул (который правил
сенаторскими провинциями). Такие представители Рима правили в большей части
империи. Эти наместники «посылались» в имперские провинции императором и были
призваны вершить справедливость. «Поощрение» (или «восхвале ние») может относиться
к выполнению должностных обязанностей или к хвалебным надписям, посвященным благотво
рителям, которые оказывали материальную
поддержку или услуги муниципальным
властям.
2:15. Термин «невежество» включает в
себя неверное понимание христианской вести, которая
распространялась среди населения (в большей мере, чем в 1:14).
Римская знать обычно не стремилась понять религию меньшинства,
которая не соответствовала римским стандартам, отсюда
желание очернить ее. Ветхий Завет учил о верховенстве Бога над земными
правителями (Прит. 16:10; 21:1).
2:16. Здесь Петр модифицирует обычное
увещевание древних философов: для них свобода от мировых ценностей
означала не только возможность поступать по собственному
изволению, но и свободу следовать добродетели, свободу от желаний. Большинство
философов (и среди них стоики) рассматривали мудреца как иде ального
правителя, но все же советовали быть лояльным по отношению к государству. Для
христиан свобода означала сво боду быть рабами Божьими, а не рабами греха; это означало свободу от
тираниигосударства, но также и свободу
поддер живать законы государства в качестве рабов Божьих (ст. 15).
2:17. Такие краткие перечни
обязанностей появляются и у других древних моралистов (напр., у
Сократа, Марка Аврелия, Менан дра). В Ветхом Завете прославление Бога
сочетается также с прославлением властей(Исх. 22:28; 3 Цар. 21:10; Прит.
24:21).
2:18-25 Обязанности слуг
Этот раздел адресован домашним слугам, которые часто обладали большими
экономическими и социальными возможностями, чем свободные христиане, хотя
большинство из них еще многого не имело. Рабы и слуги в
крупных поместьях часто находи лись в гораздо большей зависимости от сво их
хозяев; в виду того, что в послании представлены конкретные области (1:1), и
учитывая требования семейных кодексов (см. коммент. ко
2:13-17), Петр здесь обращается к слугам не напрямую, а, возможно, лишь косвенным
образом. Рабы, занятые работой на рудниках, были отделены от общества, а потому
послание Петра для них было недоступно; их Петр здесь и не
учитывает.
Необходимо иметь в виду, что Петр не рассматривает проблему рабства
как таковую, хотя его симпатии, несомненно, на стороне рабов
(2:21): ни одно восстание рабов не закончилось их победой, и по тем
временам освобождение рабов было практи чески невозможным, если исключить
кро вавый революционный путь. В такой си туации духовному наставнику
надлежало скорее
ободрять рабов, находившихся в тяжелых
жизненных обстоятельствах, вселяя в
них надежду на грядущее освобождение.
О рабах и семейных кодексах, их практической
стороне и т. д. см. в коммент. к
Еф. 6:4—9 и во введении к Флм.
2:18-20. У рабов не было надежды на освобождение,
исключая те случаи, когда неко торые из них могли сами заработать деньги для собственного
выкупа (такая возможность чаще всего была у домашних рабов).Хотя рабы и
господа во многих случаях составляли единую семью, по закону рабы считались собственностью, и
некоторые хозяева обращались с ними
соответствующим образом; почти все
собственники рассматривали своих
рабов как стоящих на низшей социальной ступени. Философы (особенно стоики) обычно советовали рабам, как наилучшим образом поступить в данной ситуации: такова, в частности, была позиция Эпиктета, который сам был некогда рабом.
2:21. Моралисты обычно приводили
примеры для подражания. Философы также часто гордились своей
способностью спокойно воспринимать все удары судьбы и ущемление в
правах (напр., по свидетельству одного человека, Сократ, которому говорили,
что он страдает незаслуженно, ответил: «О, да. А вы бы предпочли, чтобы
я страдал заслуженно?»). Хотя в древнем обществе придавалось
очень большое значение социальному статусу, а сила связывалась с величием, Петр
отождествляет Христа с рабами.
2:22. Здесь Петр цитирует Ис. 53:9, и это
первая из нескольких ссылок на Ис. 53 в данном отрывке. Этот отрывок
описывает «страждущего раба», роль, которая выпала на долю Иисуса.
2:23. Этот стих может отражать мысль, за ложенную в
Ис. 53:7: Он был истязаем, но страдал молча. Для общества, основанного на уважении и
почитании, это был болезненный эксперимент; стоящие на низшейсоциальной
ступени, в том числе рабы, были привычны к такому обращению,
но это не означает, что они не страдали. Многие философы советовали
терпеть поруга ние безмолвно.
2:24. Здесь Петр заимствует лексику Ис.
53:4, 5. В данном контексте (1 Пет. 2:24,25) Петр под «ранами» понимает раны греха,
как это часто было у пророков (напр.:
Ис. 6:10; Иер. 6:14; 8:11), а
иногда и в более поздней еврейской
литературе (как, вероятно, в восьмом
благословении Амиды, постоянно цитируемой
иудейской молитвы).
2:25. Этот стих перекликается с Ис.
53:6. Образ Израиля как овцы был характерен для Ветхого
Завета (напр.: Ис. 40:11); встречается и образ Израиля как заблудшей
овцы (Иер. 50:6; Иез. 34:6; ср.: Пс. 118:176). «Блюститель»
опекал, защищал и управлял паствой; иудаизм диаспоры иногда применя ет этот
термин к Богу. В Ветхом Завете Бог является главным Пастырем Своего народа (см.
коммент. к Ин. 10:1-18).
3:1-7 Наставления женам и мужьям
Хотя Петр поддерживает соблюдение норм социального поведения,
чтобы Церковь могла свидетельствовать обществу (см. во введении ко 2:13—17 о
семейных кодексах), его симпатия здесь явно на стороне
женщин, как и в случае с рабами во 2:18-25. Он продолжает фокусировать внимание на
необходимости подчинениявластям ради свидетельства, а молчание показывает,
что христианство являет собой дух повиновения; мужья всегда
занимали в этой культуре главенствующее положение.
3:1. «Итак» относится к разделу о рабах (2:18—25).
Как и иудаизм, и другие неримские религии, христианство быстрее рас пространилось среди женщин, чем
среди мужчин; мужья больше теряли в
социальном плане от принадлежности к
религиоз ным верованиям меньшинства. Но жены в древнем греко-римском мире должны были подчиняться своим мужьям, а это повиновение включало и принятие религии своего мужа.
Культы, которые запрещали их учас тие в римских религиозных ритуалах, в
том числе запрет на поклонение
домашним богам, принимались с
подозрением, а еврейские и
христианские женщины, которые отказывались
поклоняться этим богам, об винялись в атеизме. Таким образом, своим советом Петр стремится разрядить напряженную семейную обстановку и способствовать большей терпимости по отношению к христианству и христианам. Молчание в древности считалось великой добродетелью для женщин.
3:2. «Чистое и богобоязненное» поведение
приличествовало женщинам в древности.
3:3. Волосы тщательно и искусно причесывались, а
состоятельные женщины стремились сделать себе дорогие прически по
последней моде. Витиеватые украшения богатых женщин были призваны привлечь
внимание к ним самим, это решительно осуждалось в древней литерату ре и в
публичных выступлениях ораторов; читателям Петра все это было знакомо
и понятно. См. коммент. к 1 Тим. 2:9,10.
3:4. В древности скромность и кроткий нрав считались
главными достоинствами женщины, многие моралисты призывали жен-шин к
воспитанию в себе таких качеств, вместо стремления одеваться по
последней моде, чтобы привлечь внимание мужчин, — этот порок
обычно приписывался женщинам из высших кругов общества; им подражали и те, которые могли позволить
себе подобное.
3:5. Моралисты обычно приводили приме ры такого
внутреннего благородства в сво их наставлениях; они особенно любили обращаться к
образу матрон прошлых времен, которые снискали себе уважение своим чистым и непорочным поведением, в отличие от многих женщин в современную Петру эпоху в римском высшем обществе. Взор еврейских читателей обращался к матерям древнего Израиля, которых восхваляли в иудейских преданиях за их благочестие: Сарра, Ревекка, Рахиль и Лия; наиболее почитаемой среди них была Сарра. Читатели могли рассуждать о традици онных для
Востока женских головных покрытиях
замужних женщин (см. коммент. к 1 Кор. 11:2-16).
3:6. Хотя Петр ясно говорит только о «послушании»
женщин (так в ст. 1 в оригинале), здесь он приводит пример Сарры, которая
«повиновалась», — именно этого требовали римские мужчины от своих
жен. Известно также, что Авраам «слушался голоса» Сарры, т. е. повиновался ей
(см.: Быт. 16:2 и 21:12), но здесь Петр не касается этого
момента, он сосредоточивает свое внимание на женах, чьи мужья «не
покоряются слову» (3:1; см. введение к данному разделу). (Здесь не следует
придавать излишнего значения обращению Сарры к своему мужу как
к «господину». Использование титула «господин» в еврейском языке может быть
эквивалентно уважительному обращению [см.: Ос. 2:16], напр., «сэр» в английском языке. Такое обращение свой ственно
именно более поздним преданиям и
традициям, как, напр., в «Завете Авраама»,
где Сарра так обращается к Аврааму, и даже Исаак обращается с
аналогичным уважительным титулом к своей матери, аАвраам также уважительно — к гостю, не подозревая о том, что он — ангел. В еврейской сказке Азенафа называет своего отца «господином», но при этом отвечает ему хвастливо и с раздражением, хотя Петр, конечно, не предполагает такого рода поведения здесь.
В патриархальную эпоху это было обычное
вежливое обращение к человеку, который пользовался авторитетом или за нимал
более высокое положение, требующее почтительного
обращения; см., напр.: Быт.
33:13,14, где Иаков обращается к Иса ву.) Евреи рассматривались в качестве «детей» Авраама и Сарры; о христианах, выполняющих такую роль, ср.: 2:9,10.
Совет Петра носит практический характер, не столь жесткий, как это может
прозвучать в нашей культуре. Хотя в семейных кодексах,
представленных философами, часто подчеркивалось, что жена должна «бояться»
своего мужа, а также повиноваться ему, Петр не соглашается с этим (ст.
6; ср.: 3:13,14). Мужья могли отказаться от младенцев,
находить утешение в общении с проститутками и сделать своих жен
несчастными, хотя любовная связь с другими женщинами или битье своих жен в
аристокра тических кругах запрещались. (В середине II в. н. э. христианка разводилась со
своим мужем по причине его постоянной супружеской неверности, считалось, что
таким образом он предавал ее как христианку.) Христианские
жены были ограничены в своих возможностях, но Петр хочет, чтобы они
пребывали в мире, не испытывая страха.
3:7. Хотя здесь Петр обращается ко многим уверовавшим
женам, мужья которых были неверующими (3:1-6), он также говорит несколько слов и обращенным
мужьям. Многие философы, моралисты и
иудейские учителя сокрушались по
поводу нравствен ной и интеллектуальной слабости женщин; некоторые из них говорили и о телесной слабости. Хрупкость женщин часто воспевалась, но одновременно и вызывала недо верие;
даже в римской законодательной системе
учитывалась слабость женщин и их неспособность
принимать здравые решения. Многие из
этих представлений сформировались
под влиянием Аристотеля, который
утверждал, что женщины по своей природе
ниже мужчин во всех отношениях, кроме
секса.
Однако эта слабость женской натуры (Петр может относить это
только к их социальному статусу) часто приводилась в качестве причину
повышенного внимания к женщине. Петр не придает значения общему пониманию
проблемы; далее здесь женщина рассматривается как существо, равное перед
Богом, что разрушает все доводы относительно ее более несовершенной
при роды, по сравнению с мужчиной. Муж, который не сумел увидеть свое духовное
единство с женой, может не преуспеть в собственных молитвах (по причине,
указанной в 3:12).
3:8-12 О супружеских отношениях
Здесь Петр завершает свои наставления, начатые во
2:13 — 3:7, хотя сказанное им непосредственно переходит в следующий
аргумент.
Это подчеркивает необходимость взаимной поддержки, которую Петр
стремится придать взаимоотношениям внутри семьи, с
учетом ограничений в рамках той культуры, к которой он обращается.
3:8. Моралисты часто приводили пере чень
добродетелей. Они также нередко рассуждали на тему «гармонии»,
которая должна существовать между мужем и женой. Призыв к
миру в семье не мог оскорбить чувства римских учителей нравственности
(3:13). Призыв к «состраданию» на поминает о наставлении мужьям в 3:7, которое,
вероятно, означает «понимать» своих жен.
3:9. Параллели с высказываниями Иисуса указывают на
то, что Его учение может служить источником части данного стиха; см. коммент. к
Рим. 12:17.
3:10-12. Во 2:3 Петр процитировал Пс.
33:9, а теперь приводит цитату из Пс. 33:13—17, где звучит
призыв к праведному стремиться к миру в отношениях с другими и не про являть
злобы. Тем самым Петр подтверждает сказанное им ранее во 2:13 — 3:7.
(Иудейские учителя также подчеркивали, что необходимо активно стремиться
к миру, не пуская все на самотек.) Это также указывает на то,
что Бог слышит праведного и противостоит неправедному, и,
следовательно, не слышит молитвы тех, кто плохо обращается с
другими (3:7).
3:13-22 Готовность претерпеть страдания за добрые
дела
Эти тексты продолжают тезисы, выдвинутые в 3:8-12.
3:13 Текст перекликается с Ис. 8:12, где
Бог убеждает пророка не бояться того, чего боятся остальные из Его
народа, и доверять только Богу (8:13).
3:15. В Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий
язык) Ис. 8:13 начинается со слов: «Чтите Самого Господа [т. е. Бога]»; здесь
Христос — Господь. «Отчет» (перевод, который не передает всю
полноту значения использованного термина) ука зывает на образ защиты перед
судом (хотя, вероятно, и не только на это), если речь идет о «суде» и
приговоре в данном контексте (4:5,6).
3:16. Древние писатели иногда использовали особые
литературные приемы для важных сообщений; один из них называется
хиазмом и представляет собой структуру обратного параллелизма, которая, по
всей види мости, представлена здесь.
А. Злословящие вас будут постыжены (3:16)
Б. По воле Божией пострадать за добрые дела (3:17)
В. Потому что и Христос пострадал несправедливо (3:18)
Г. Он победил злых духов (3:19)
Д. Ной был спасен от воды потопа (3:20)
Д'. Вы спасены через водное крещение (3:21)
Г. Христос победил злых духов (3:22) В'. Ибо Христос пострадал
(4:1а) Б'. Пострадать по воле Божьей (4:16-2)А'.
Злословящие вас будут постыжены (4:3—5).
3:18,19. О «плоти» и «Духе» см. в
коммент. к Рим. 8:1-11; здесь звучит мысль о том, что Иисус
был воскрешен Духом Божьим, под действием Которого Он пошел
также (вероятно, после воскресения) возвещать победу над
павшими духами. Среди многочисленных истолкований данного текста следует
особо выделить следующиетри: 1) Иисус между Своей смертью и воскресением
проповедовал в царстве мертвых (эту точку зрения поддерживали
многие Отцы ранней Церкви); 2) Христос проповедовал через
Ноя в его дни (точка зренияреформаторов); 3) перед или (что более вероятно) после Своего воскресения
Иисус объявил о победе над падшими ангелами (точка зрения большинства
современных богословов). (В
раннехристианской литературе термин
«духи» обычно относят к духам ангелов, а не к человеческому духу, если
это не оговорено особо. С грамматической
точки зрения, здесь более подходит
следующий вариант: в Духе,
Который воскресил Иисуса, Он
проповедует им после Своего воскресения;
далее, в ст. 22 явно упоминаются такие
падшие ангелы. Представление о том, что это были духи умерших, часто основывается на 4:6, но смысл стиха 4:6, который завершает данный раздел, в
том, что мученики, погибшие во плоти,
будут воскрешены Духом, как был
воскрешен Христос, 3:18.) За
исключением самых поздних "равви-нов,
практически все древние иудеи толковали
Быт. 6:1—3 как указание на падение ангелов
в эпоху Ноя (1 Пет. 3:20). Известно, что после потопа они были «заточены» (это
звучит и во 2 Пет. 2:4; Иуд. 6) либо в преис подней, либо в воздухе (ср.: 1
Пет. 3:22). Затем, согласно
иудейскому преданию, был послан Енох, чтобы возвестить им о суде Божьем; здесь
Христос возвещает победу над
ними.
3:20. В древнем иудаизме потоп иногда рассматривается
как прообраз будущего суда, например, во 2 Пет. 3:6,7. Акцент на спасении
«немногих», вероятно, служил ободрением для христианских читателей,
которые были преследуемым меньшинством. «Долготерпение» Бога отражает текст Быт.
6:3, и на него указывается в свете окончательного суда во 2
Пет. 3:9.
3:21. Акт веры, запечатленный в
"крещении, которое не является простым ритуальным омовением, был важным
фактором; крещение
считалось актом обращения в древнем
иудаизме, но иудаизм настаивал наискреннем
покаянии, чтобы это изъявление веры
стало действенным.
3:22. «Власти и силы» — ангелы,
которые управляли
народами, о чем часто говорится в еврейских
текстах (см. коммент. к Еф.
1:21—23). Таким образом, даже злые силы, которые стояли за властями, преследовавшими христиан, были покорены, и окончательная победа над ними не вызы вала
сомнений.
4:1-11 Устоять на пути новой жизни
4:1,2. «Вооружитесь» — метафора из боевого оснащения
воинов, которые готовятся к битве и возможной смерти. Смысл в том, что те, кто
умирает с Христом в вере (ср.: 2:24), действительно готовы перенести
страдания вместе с Ним — тем или иным путем, в том числе и
через мученичество.
4:3. В отличие от некоторых религиозных культов,
общественные клубы требовали строго упорядоченного поведения на
приемах. Вместе с тем, обеды в домах "патро-нов и в ряде
клубов, которые продолжалисьдалеко за полночь, сопровождались сильными алкогольными
возлияниями, мужчины там часто преследовали рабынь и мальчиков;
культовые празднества нередко напоминали прибежище греха.
Общественные клубы, домашние культы и фактически все аспекты жизни
в греко-римском обществе были пронизаны поклонением ложным богам и духам.
Хотя такое поведение не представлялось аморальным в свете общих греко-римских канонов, иудеи и
христиане осуждали их за
безнравственность. Иудеиправильно
считали, что этот образ жизни был
свойствен язычникам их эпохи; осо бенно ярко это выражалось во время язы ческих
празднований.
4:4. Хотя иудеи не участвовали в такой жизни, которая
описана в 4:3, соседи-язычники часто изображали их беззаконниками, склонными к
мятежу, — в виду приписываемого им антиобщественного поведения.Самые ранние
языческие свидетельства о христианах позволяют полагать, что такого же мнения
язычники были и о них, хотя власти никогда не находили
доказательств, подтверждавших подобного рода слухи. Обвинения,
которые выдвигал Нерон против христиан, заключались в том, что они
якобы были «человеконенавистниками», т. е. антисоциальными
элементами. Но слухи, которые ходили о самом Нероне, о его чудовищных
выходках, оскорбляли даже римскую знать.
4:5. Это язычники, а не христиане (3:15), должны будут
дать отчет на последнем суде. Со времен Ветхого Завета последний
день суда часто представлялся в юридических терминах.
4:6. Хотя некоторые комментаторы считают, что речь
здесь идет о душах умерших, это, по-видимому, относится к христианам, которые, подвергшись земному суду ,
с вынесением приговора, никогда не бу дут воскрешены Духом (см.: 3:18.
Ср.: Прем. 3:1-6).
4:7. Во многих иудейских преданиях и традициях (в
том числе в Дан. 12:1,2) говорится, что концу земной истории должен
предшествовать период скорби; неизбежность такого
«конца» поэтому призывает к стойкости и постоянной молитве.
4:8. (Ср.: Прит. 10:12; Иак. 5:20.) Смысл здесь
может заключаться в том, что люб ви свойственно закрывать глаза на ошибки и грехи
других, хотя некоторые исследователи предлагают другое толкование: те, кто
любит, найдут благоволение в день суда(1 Пет. 4:5,6).
4:9. Гостеприимство предполагает принятие на постой
странников, особенно собратьев по вере, которые нуждаются в этом. Согласно древним
обычаям и этическим нормам, нужно было безоговорочно предоставлять
путешественникам кров и пищу.
4:10,11. Как и Павел (Рим. 12:4-8),
Петр подчеркивает многообразие даров в "Церк-ви и
считает, что они будут до конца времен. Говорящий слова Божьи,
несомненно, обладает даром "пророчества или, по крайнеймере,
духовным озарением, способностью говорить для Бога. О пророчестве и
служении см. в коммент. к Рим. 12:6—8 и 16:1.
4:12-19 Суд начинается с христиан
Согласно "Ветхому Завету (Дан. 12.1,2) и многочисленным иудейским
преданиям, народ Божий ожидает
«бедственное» время непосредственно перед концом света; затем будут судиться нечестивые. В иудейскойтрадиции часто подчеркивается, что праведные испытывают страдания в этом веке, а нечестивые будут испытывать их на протяжении всей вечности. Такие преследования, как отмеченные здесь, продолжались в течение более чем двухсот лет в Римской империи и периодически имели место в разные времена и в разных местах на протяжении всей истории; верующие в каждом поколении имели возможность почувствовать приближение конца времен.
4:12. Не исключено, что Петр намекает
на судьбу, которую разделили многие христиане, захваченные в Риме в 64
г. н. э.: они были сожжены заживо, горели как факелы при освещении
садов Нерона в ночное время. Но более вероятно, что речь здесь снова идет об
образе испытания золота огнем (1:7), а возможно, об огненном суде
как предварительном испытании; язык огненного испытания судом часто
использовался в иносказательном смысле.
4:13. Некоторые иудеи описывали время скорби перед
концом времен как «родовые муки "Мессии»; Петр поэтому
говорит, что разделяющие страдания Мессии также приближают
наступление конца земной истории (хотя для разъяснения этого отрывка достаточно и
традиционной "новозаветной концепции о причастности к
страданиям "Христа).
4:14. В "Ветхом Завете и в иудейских
преданиях часто говорится о "Духе, почивающем «на» слугах
Божьих и наделяющем их силой для выполнения порученной им задачи.
В ст. 13 говорится о явлении «славы», а здесь Петр, вероятно,
подчеркивает, что Дух, Ко торый воскресит их (4:6), уже почивает на них.
4:15. Как указывали апологеты (защитники
христианства), единственное обвинение, которое предъявляется
истинному христианину, — это его принадлежность к христианству.
Греческое слово для «посягающего на чужое» может относиться к занимающимся
волшебством, но здесь, вероятнее всего, означает тех, кто любит совать свой нос в чужие дела, давая непрошеные или коварные советы. Вмешательство в дела
других считалось пороком, который часто
приписывался философам-киникам (с ними сравнивались некоторые
христианские проповедники).
4:16. Первоначально название
«христианин» имело негативный оттенок, было кличкой, которую использовали противники
христианства (см. коммент. к Деян. 11:26).
Здесь это звучит как обвинение в
преступлении, как «убийца» или «вор». В ранний период преследований со стороны Нерона, описанных римлянами, это название относят к последователям Христа. Многие мудрецы в греческих преданиях указывали, что страдать за добрые деяния — поистине благородное дело; в греко-римском обществе, в свете его культуры, с его одержимой идеей позора и
чести, это было неприемлемо.
4:17. Образ суда, который начинается с дома Божьего,
восходит к Ветхому Завету (Иез. 9:6; ср.: Иер. 25:18-29; Ам. 3:2),
оно звучит как грозное предостережение у Иезекииля (7:7,12): «пришло время, наступил день». Верующие подвергаются суду на земле, в светских судах (1 Пет. 4:6), но Петр, вероятно, видит в страданиях наказание Божье, как учили иудейские учителя. На протяжении
всей истории преследование очищало и
укрепляло Церковь.
4:18. Петр подтверждает свой довод в
4:17 ссылкой на Прит. 11:31 в переводе Септуагинты, и это может указывать на господствующую во времена Петра иудейскую концепцию о том, что праведные страдают в этой жизни, но нечестивые будут страдать в грядущем мире.
4:19. Мысль Петра снова перекликается
с известной иудейской молитвой: окончательное благословение каждого, кто
произ носит эту молитву, включает такие строки: «Вверяем
свои жизни в Твои руки и предаем свои души на Твое попечение»; аналогичные
молитвы произносились также в виду возможной смерти (ср.: 2 Мак.
13:14); прообразом всех этих молитв, возможно, служил Пс. 30:6
(процитированный в Лк. 23:46).
5:1-5 Верные пастыри
Поведение руководителей церкви в кризисное время может воодушевить,
вселить бодрость или внести смятение в ряды веру ющих.
Руководители могут стать первыми мишенями преследований — их могут заключить в
темницу, подвергнуть истязаниям и казни.
5:1. В большинстве израильских городов ветхозаветной
эпохи управляли владевшие искусством судить старейшины и мудрецы. В
новозаветную эпоху в синагогах видное место занимали старейшины, «пресвитеры», и
христианская церковь заимствовала эту форму руководства. Петр
причисляет себя к такой категории руководителей — к пастырям.
5:2. Образ «пастыря» ближе к надзирателю и наставнику,
чем к строгому правителю (хотя образ пастырей применялся и к правителям в
отдельных областях древнего Ближнего Востока). Обвинения в
корысти часто выдвигались против учителей нравственности в
Древнем мире, и христианам необходимо было не подавать ни
малейшего повода для подобного рода обвинений. (Как и в еврейской общине, эти
христианские руководители распределяли материальную помощь для бедных.)
5:3. Главы греческих философских и иудейских школ по
изучению закона представляли ученикам свою жизнь как образец для подражания, но некоторые из них также осуществляли строгий контроль над учениками. Близкой параллелью этому тексту могут служить старейшины в синагогах Диаспоры, которые отвечали за служение и руководили общиной, но не имели офици ального
статуса, они просто участвовали вобсуждениях
закона.
5:4. В древних текстах «Пастыреначальник» (главный Пастырь), по-видимому,
играл роль начальника, стоял во главе
группы пастырей, хотя они обычно сами
не были зажиточными. «Венец» — цветочная
гирлянда, которой награждались
победители атлетических соревнований,
благотворители или другие герои
и которая быстро увядала; верные же
Христу получат венец неувядаемый.
Этот образ также использовался в иудаизме.
5:5. Почитание родителей, старейшин, а в иудаизме —
отношение к тем, кто обладал большими знаниями в области
закона, было социальным долгом в древности; некоторые
иудейские предания рассматрива ют это как выражение почтительного отношения к Богу.
Такое почитание включало уважительное отношение к вдовам, пожилым людям, им
всегда предоставлялось первое слово. Петр призывает к повиновениюруководителям
церкви (5:1), но он также призывает — вопреки идеалам греко-рим ского
общества — к взаимному смирению, как учит Ветхий Завет (Прит. 3:34).
5:6-11 Стойкость в вере по благодати
Хотя 1 Пет. 5:5—9 обнаруживает значительное сходство с Иак. 4:6—10,
что позволяет предполагать общий источник данного об раза, применяются
эти тексты по-разному. У Иакова люди проходят проверку испытанием на
бедность и притеснения, что может вызвать у них желание отплатить обидчикам. В 1
Пет. речь идет о преследовании верующих, которое может привести к
их отступничеству.
5:6. Основываясь на цитируемом им в 5:5 тексте Прит.
3:34, Петр призывает верую щих к смирению перед Богом. В Ветхом Завете это
часто означает "покаяние, иногда даже в виду неминуемого суда
(4:17), илиосознание человеком его полной зависимости от Бога. Здесь это чувство
означает понимание и принятие страданий до тех пор, пока
Господь не избавит от них (ср.: Иер. 27:11). О смирении и грядущем
прославлении см. в коммент. к Лк. 1:52,53 и 14:11;
стенания народа Божьего во время незаслуженных страданий всегда
побуждали Бога действовать во благо им (Исх. 2:23— 25; 3:7-9;
Суд. 2:18; 10:16).
5:7. Хотя обетование о полном освобожде нии от
преследований относится к будущему (5:6), Петр ободряет верующих,
призывая их молиться и положиться на любовь Божью к ним в настоящее время.
Иудаизм учил видеть любовь Божью в страданиях Израиля (как
наказание во имя любви), но большинство язычников, которые
приноси ли жертвы и давали обеты, чтобы получить благодеяние
от богов, с трудом воспринимали эту мысль.
5:8—11. В Ветхом Завете сатана (см. у
Иова) был обвинителем, который выступал с обвинениями в суде перед Богом,
— как «противник» (5:8). Согласно иудейским преда ниям, сатана обвиняет народ
Божий передпрестолом Бога день и ночь (за исключением Дня "искупления — как
об этом говорится в более поздних источниках). «Диавол» буквально
означает «клеветник», что согласуется с понятием «обвинителя». Иудейские учителя
признавали, что, как в Книге Иова (где сатана «ходил по земле и обошел
ее» — Иов. 2:2), сатана стремится в нынешнем веке
отвратить людей от истины, хотя его власть ограничена, поскольку он в
итоге должен дать отчет перед Богом. В Свитках Мертвого
моря нынешний злой век назван веком «господства сатаны».
Львы считались самыми свирепыми и сильными зверями, и в Пс.
21:14 (в возможном источнике этого образа) лев символизирует собой
врагов народа Божьего. Во время правления Нерона христиан в буквальном смысле
бросали на растерзание львам. Маленькие изолированные христианские общины чутко
ощущали, что их духовные братья — начиная с "церквей, известных Петру в Риме, —
подвергались тем же испытаниям (1 Пет. 5:9) до конца времен (ст. 10).
5:12-14 Заключение
5:12. Силуан (полное римское имя, его уменьшительное
форма — Сила), по-видимому, был секретарем, или писцом. Большинство
посланий были написаны с помощью писцов. Как римский гражданин, Сила (Деян.
16:37), по-видимому, происходил из состоятельной иудейской семьи, что
позволило
ему получить хорошее литературное образование и овладеть основами ораторского
искусства; Петр мог вполне дать ему определенную свободу в написании
послания.
По поводу краткости формулировок см. коммент. к Евр. 13:22; это
обычная вежливая форма, характерная для завершения речей и
писем в древности.
5:13. Некоторые течения современного иудаизма
охотно применяли пророческие образы Ветхого Завета по отношению
к новой Римской империи. «Вавилон», тем самым, стал общей
криптограммой для Рима (хотя позднее у раввинов более популярным
образом был «Едом»).
5:14. Поцелуи были обычным
изъявлением любви между близкими друзьями и родственниками.
Этот материал еще не обсуждался.