Вильям Хендриксен
Библия о жизни после смерти
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Отрывок из книги В.Хендриксена "Комментарии к Первому посланию к Фессалоникийцам"
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа"
(1 Фесс. 5:23).
В этом стихе апостол указывает на источник силы для верующего. Эта сила - Бог. Павел словно хочет сказать: "Своей силой вы не можете следовать моим рекомендациям и указаниям. Вам нужен Бог, Бог мира (ср. Рим. 15:33; 16:20; 2 Кор. 13:11; Фил. 4:9; 2 Фес. 3:16; Евр. 13:20), мира, достигнутого через крест, мира, который приводит к духовному благосостоянию. Да освятит вас Бог мира! Да отделит вас от греховной жизни и побудит посвятить себя Ему (ср. Рим. 15:16; 1 Кор. 1:2; 6:11; 7:14; Откр. 22:11) во всей полноте.
Освящение происходит в течение земной жизни. Имея это в виду, Павел высказывает пожелание, чтобы "в пришествие Господа нашего Иисуса Христа", когда многие будут приговорены к вечному проклятию тела и души (всей личности), верующие из Фессалоники оказались без порока. Их душа и тело могут избегнуть ужасного осуждения, если они сохранятся без порока.
Основная идея стиха ясна. Но толкование деталей вызывает сложности. Был ли Павел трихотомистом? Учит ли 1 Фес. 5:23 тому, что человек состоит из трех частей: духа, души и тела? Именно к этим вопросам мы и обращаемся ниже.
Среди множества ответов на поставленные вопросы следующие, вероятно, самые важные.
А. Безусловно, Павел был трихотомистом. Он четко разделяет человеческую природу на три составляющие: дух, душу и тело.
Б. Читатели послания были трихотомистами. Павел учитывает это. Если бы он написал "И душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока", - читатели послания задали бы тогда вопрос: "Должен ли наш дух сохраниться в целости без порока?" Для того, чтобы избежать такого неправильного понимания его слов (будто не надо беспокоиться о беспорочности духа) Павел пишет именно так.
В. Павел совсем не делает различия в этом отрывке между духом и душой. Мы поступаем сегодня также, когда призываем людей вложить и сердце, и душу в какое-то важное дело.
Г. Павел, использую слово дух, имел в виду Святого Духа или ту Его часть, которая постоянно находится в каждом возрожденном человеке. К этому Святому Духу, Который находится в человеческой природе (но не является ее частью), Павел как настоящий дихотомист добавляет "и душу и тело", которые составляют человеческую природу.
Д. Говоря о духе и душе, апостол указывает не на два слагаемые природы, но на одно и то же, имея в виду нематериальную природу человека. Павел смотрит на эту природу в ее отношении к Богу, он видит ее как приемник божествен ного влияния и как часть, способную поклоняться Богу ("дух"); затем он рассматривает эту природу как вместилище ощущений, чувств, желаний и др. ("душа"). К этой одной нематериальной природе, рассматриваемой с двух сторон, Павел добавляет тело. Именно в этом смысле Павел пишет: "и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока".
Наше отношение к данным ответам:
А. Мысль, выраженную в этом ответе, опрвергнуть нетрудно. Павел не был трихотомистом, как вытекает из следующих отрывков: Рим. 8:10; 1 Кор. 5:5; 7:34; 2 Кор. 7:1; Еф. 2:3; Кол. 2:5. За исключением 1 Фес. 5:23, Павел нигде не использует термины, характерные для трихотомиста по отношению к природе человека. Следовательно, можно утверждать, что в этом отрывке Павел тоже не выступает как трихотомист.
Б. Этот ответ, помимо того, что вызывает вопросы этического плана, не имеет под собой исторической основы. Читатели послания не были неоплатониками!
В. Приведенный пример не слишком удачен. Когда мы призываем людей вложить "и сердце, и душу" в важное дело, мы имеем в виду синонимичность этих слов. Но когда в одном и том же предложении мы связываем три слова, третье из которых, очевидно, подразумевает совершенно иную природу, нежели второе (третье слово - тело, а второе - душа), то возникает законный вопрос, не должно ли первое слово (дух) тоже отличаться от второго и третьего и подразумевать третью природу? Кроме того, Павел часто использует слово "душа" в отличном значении от слова "дух" (1 Кор. 2:14, 15). Поэтому нельзя утверждать, что в этом месте (1 Фес. 5:23) различие между духом и душой полностью отсутствует.
Краткая формулировка первой скрижали закона в Марк. 12:30 не только не подтверждает ответ В., но и утверждает совсем противоположное, ибо сердце, душа, разум и крепость не обозначают одно и то же!
Г. Мысль, конечно, не верна, хотя мы должны признать, что она поддерживается великими экзегетами. Павел, Сила и Тимофей не могли высказывать желание, чтобы Святой Дух (или "часть Святого Духа") мог сохраниться во всей целости без порока! Они и подумать не могли, что третье Лицо Троицы могла обладать каким-нибудь пороком!
Д. Этот ответ, вероятно, наиболее приемлем из всех рассмотренных. Он содержит ряд преимуществ. Во-первых, позволяет апостолу остаться дихотомистом, что, как было уже показано, правильно. Во-вторых, он справедливо указывает, что первое и второе слова в этой триаде иногда нужно различать. Если бы мы выбирали один из четырех предложенных ответов, то выбрали бы именно этот.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Отрывок из книги Вильяма Хендриксена "Комментарии ко Второму посланию фессалоникийцам "
1)Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2)не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3)Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4)противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5)Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6)И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7)Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8)И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9)того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10)и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11)И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12)да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
2:1, 2: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Прежде апостол Павел уже писал о "внезапном" (втором) пришествии Христа и о необходимости быть готовым к нему (1 Фес. 2:19). По всей видимости, его слова о внезапном пришествии были неправильно поняты, и истолковывали так, словно прихода Господа надо было ожидать со дня на день. Павел также рассказал фессалоникийцам, что Господь открыл ему в отношении встречи с Ним. (1 Фес. 4:13-18). Он также подчеркнул, что те, кто будут жить во время второго пришествия, не будут обладать никаким преимуществом по отношению к тем, кто уже умер. Обе группы вместе, объединенные, вознесутся, чтобы встретиться с Господом в воздухе и быть с Ним вечно.
Это учение принесло какое-то утешение читателям послания, но конечный результат был испорчен нездоровым ожиданием "немедленного" пришествия. Верующие стали вести себя так, как обычно ведут себя корабли, бросаемые волнами и ветром. Для некоторых это учение стало основной темой разговоров, к которой они постоянно возвращались и без которой не обходился ни один спор. Люди просто стали терять голову и некоторые даже побросали работу. Вся их жизнь переверну лась из-за того, что они стали колебаться (греч. taleuw, taleuqhnai от taloz - морская качка, ср. Лк. 21:25) умом.
Павел тактично обращается к своим читателям как к "братьям" и просит их ("молим вас") не спешить колебаться и, как результат первого, не (ср. Мтф. 24:6; Марк. 13:7; Лк. 24:37). В частности, Павел просит не спешить волноваться ни от слова, ни от духа, ни от послания, как бы написанного апостолами. Вероятно, после того как первое послание было прочитано в церкви, то в его "толкователях" недостатка не было. Кто-то говорил, что он, как ему кажется, получил "божественное послание" или "пророчество" ("дух"); другой привлекал к себе внимание, утверждая, что Павел должен был иметь в виду именно это, потому что "я сам слышал слова самого Павла по этому вопросу, когда он был с нами", а третий распространял небылицу о том, что "кто-то" получил письмо от Павла, в котором апостол высказывает такие и такие взгляды., Можно даже предположить, имея в виду 2 Фес. 3:17, что кто-то послал подложное письмо, якобы написанное Павлом.
Суть всех этих "толкований", похоже, сводилась к одному: наступает день Христов. Люди были убеждены, что "день Господень" (то есть возвращение Господа для суда и день знамений, непосредственно предшествующих Его приходу) уже наступает. Через несколько дней, недель, в крайнем случае, месяцев Сам Иисус должен был появиться на облаках небесных. Его "день" наступил.
2:З: Да не обольстит вас никто никак. Причиной тревоги, проникшей в сердце и разум фессалоникийцев, было доктринальное заблуждение. Верующие были обмануты, уведены с истинного пути, введены в заблуждение. Поэтому Павел предупреждает их, чтобы не позволили обмануть себя ни духом, ни словом, ни посланием - никак.
Читатели не должны позволить обмануть себя и тревожиться, потому что "день тот не придет, доколе не придет прежде отступление". Слов, выделенных курсивом, в оригинале нет, но они подразумеваются контекстом предыдущего стиха.
Факт отступления был ясно предсказан Господом, когда Он был на земле (Мтф. 24:10-13). Об этом отступничестве читатели второго послания уже знали (см. ст. 5). В ветхозаветные времена последнее отступление было предсказано постоянным и повторяющимся отступлением израильтян от Бога. Самое ужасное отступление произошло при правлении жестокого предтечи антихриста - Антиоха Епафана (175-164г.г. до н.э.). Он поставил перед собой цель полностью уничтожить религию Израиля. (1 Маккавейская 1:11, 15, 43; 2:15).
Здесь, в Модине, недалеко от Иерусалима, жил старый священник Маттафия. Когда посланник от Антиоха потребовал от него провести языческое жертвоприношение, то священник не только отказался, но убил и посланника, и одного отступившего еврея, который уже был готов подчиниться требованию . Этот мужественный поступок стал началом великой эпохи Маккавеев.
Смысл слов апостола Павла в ст. 3 сводится к следующему: второе пришествие не состоится, пока не будет отступления, подобного отступлению евреев перед первым приходом Христа. Это отступление проявится в отвержении Бога, в открытом бунте против Того, кто проявил Свою безмерную любовь в жертве Своего единородного Сына за грех людей.
Этот отрывок о грядущем отступлении совсем не учит тому, что истинные дети Божьи "отпадут от благодати". Такое отступление невозможно. Добрый Пастырь знает Своих овец, и никто не сможет похитить их из Его рук (Ин. 10:28). Павел говорит о том, что дети полностью оставят верующих отцов, оставят веру, которую они _ дети _ некоторое время формально принимали. В этом смысле, произойдет самое настоящее отступление.
Люди, которых достигнет Благая весть, отвергнут ее, причем таких людей будет очень много (сравните 1 Пет. 4:17; Иез. 9:6): "И тогда соблазняться многие ... и многие лжепророки восстанут и прельстят многих ... во многих охладеет любовь" (Мтф. 24:10-13).
2:3, 4: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превознося щийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Везде отступление будет возглавлено "человеком беззакония" (ўo 'anqrwpoz thn 'anomiaz). Это, вероятно, лучший перевод, хотя возможно перевести иначе: "человек греха" ('anqrwpoz thz ўamartiaz). Ввиду того что "грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4), оба перевода равноценны. В этой связи важно отметить, что и отступление будет активным, а не пассивным (то есть не просто отпадение, но восстание против Бога), и человек беззакония будет активным преступником. Он назван "беззаконником" не потому, что никогда не слышал закона Божьего, а потому, что он будет открыто отвергать его!
Сразу же надо обратить внимание на несколько неправильных представлений об этом "человеке греха".
1) Его нельзя отождествлять с сатаной.
Этот человек придет "по действию сатаны" (ст. 9), поэтому ясно, что он не является сатаной. Его нельзя назвать воплотившимся дьяволом.
2) Его нельзя отождествлять с "выходящим из моря зверем" (Откр. 13 и 17).
Между этими двумя личностями существует тесная связь:
а. "Человек беззакония" близок к сатане, так же как и "выходящий из моря зверь" (2 Фесс. 2:9; сравните Откр. 13:4).
b. "Человек беззакония" противостоит Богу, превозносит себя, объявляя себя богом; так же и "зверь" богохульно говорит против Бога и принимает поклонение себе грешного мира (2 Фесс. 2:4; Откр. 18:5-8).
с. "Человек беззакония" - это "сын погибели", он терпит полное поражение, когда Христос появляется в облаках небесных; "зверь" тоже "пойдет в погибель" (2 Фесс. 2:8; сравни Откр. 17:8; 19:20).
Неудивительно, что многие отождествляют их. Тем не менее, такое отождествление не имеет под собой никакой почвы. В Откровении четыре зверя из пророчества Даниила (Дан. 7) составляют одного зверя. Очевидно, что если даже отдельные звери у Даниила означают царства, а не отдельных людей, то один зверь из Откровения, объединивший этих четырех зверей, не может быть одним человеком. Напротив, этот зверь означает антихристианские правительства, где бы и когда бы они не появлялись.
Для того, чтобы получить полную картину, нам надо объединить 2 Фесс. 2 и Откр. 14 и 17. На протяжении всех столетий сила антихриста проявляла себя, сила, которой мы должны противостоять. Царство антихриста терпит поражение за поражением. Окончательная победа будет одержана над ним в конце нынешней эпохи, когда на престоле этого царства будет ужасный богохульник - человек беззакония, человек, противоставший Богу, как описано в 2 Фесс. 2. Откровение (главы 13 и 17) и Второе послание фессалоникийцам (глава 2) дополняют друг друга. Первое описывает все царство антихриста в целом. Второе - его последнего вождя! Это подводит нас к более общему утверждению:
3) Человек беззакония - это не абстрактная сила или общественная идея, а определенный человек, который появится в конце мира.
Принцип беззакония, который всегда в действии, в конце концов воплотится в человека беззакония. Но это не означает, что принцип и человек тождественны. У реального, последнего "человека беззакония" много предшественников, но во 2 Фесс. 2 описан не предтеча, а сам "человек беззакония".
Этот взгляд основан не столько на выражениях "человек греха" или "сын погибели", которые в силу своего семитского прохождения и значения не могут выступать в качестве доказательства тезиса "человек беззакония" из 2 Фесс. 2 - это отдельный человек", сколько на том факте, что все описание, данное "человеку беззакония" в этой главе, носит личностный характер. Человек беззакония "противится", "превозносится", "сядет в храме Божьем", "выдает себя за Бога" и будет "убит". Кроме того, есть все основания считать, что человек беззакония, описанный Павлом, это тот же человек, которого апостол Иоанн называет антихристом. Христос - личность, следовательно, антихрист ("противо-Христос") тоже личность. Поэтому "человек беззакония" совершает чудеса и знамения, у него есть своя "парусия" и свое "явление", поэтому было бы странным, если бы "человек греха" не был личностью. Но можно ли отождествлять "человека греха" с антихристом? Мы отвечаем утвердительно на основании следующего:
А. "Человек беззакония" явится непосредственно перед приходом Христа. Антихрист придет в "последнее время" (2 Фесс. 2:8; 1 Ин. 2:18).
Б. "Тайна беззакония" уже в действии. Даже сейчас уже "много антихристов" (2 Фесс. 2:7; 1 Ин. 2:18). В обоих отрывках подразумевается следующее. Верующие должны ожидать одного определенного человека в конце мира, человека, который яростнее всех будет противостоять Христу, но они должны больше внимания уделять "многим" антихристам, которые живут в их время, рядом с ними, и больше беспокоиться о том, что "тайна беззакония" в действии уже сейчас.
В. Приход "человека беззакония" состоится по действию сатаны и будет сопровождаться знамениями и ложными чудесами. Точно так же антихрист назван лжецом и обманщиком (2 Фесс. 2:9; 1 Ин. 2:22; 2 Ин. 7).
Более того, "человек беззакония" не просто личность, это личность, которая появится в последнее время (см. ст. 3 и 8).
Можно также говорить о целой линии антихристов, что будет соответствовать Писанию (1 Ин. 2:18; сравните 2 Фесс. 2:7). Эта идея более практична, чем истина об одном последнем антихристе. Идея о сменяющих друг друга в каждом веке антихристах, из-за которых церковь всегда должна быть на стороже, является хорошим и полезным предметом для проповедей. Но внимательное чтение 2 Фесс. 2:3, 4, 8 и 9 должно убедить любого, что мы имеем дело с точным предсказанием появления конкретного, определенного человека, чья судьба определена, возвращением Христа. Могут иметь место другие философские, но не экзегетические объяснения.
4) "Человека беззакония" нельзя отождествлять с династиями римским императоров.
Здесь я хочу выразить несогласие с В.В. Ворфилдом, верным защитником христианского учения, чьи взгляды по богословским вопросом заслуживают самого большого уважения. Он считал, что "человек беззакония" должен быть отождествлен с поколением римских императоров, таких как Калигула, Нерон, Веспасиан, Тит и Домициан. Но как было указано ранее, весь контекст 2 Фесс. 2 - эсхатологический. В нем идет речь о конце нынешней эпохи. "Человек беззакония" появится непосредственно перед вторым пришествием Христа (ст. 31) и будет убит "духом уст" Господа, после Его возвращения (ст. 8). Этот факт однозначно опровергает теорию династии римских императоров, как, впрочем, и другие теории, которые рассматриваются ниже.
5) "Человек беззакония" не является Нероном, восставшим из мертвых.
Ни целая династия римских императоров, ни какой-то один император не подходят под описание, данное в этом отрывке.
Уже Августин был знаком с теорией, которую оживил в прошлом веке Керн: "Человек беззакония - это Нерон, восставший из мертвых". Керн считал, что своим происхождением эта идея обязана широко распространенному суеверному страху, существовавшему в ранней церкви, что, якобы, этот жестокий монстр должен еще раз появиться на сцене истории. Сказание о Нероне существовало в двух формах. В соответствии с первой, император не умер в 68 году н.э., а просто спрятался; по другой версии, он действительно умер, но должен был вскоре воскреснуть.
Помимо косвенного доказательства, представленного ранее (см. выше п. 4) самым известным аргументом против этой теории является тот факт, что Нерон, который в соответствии с гипотезой временно удерживался Веспасианом и своим сыном Титом, так и не вернулся!
Но если "человек греха" это не римский император, тогда, возможно, им является папа римский?
6) Человек беззакония не является папой римским.
Идея о том, что антихристом является папа, принадлежит самому папе! Григорий I Великий (550-604) сказал, что всякий, кто присвоит себе титул "вселенского священника", является предтечей антихриста. Он заявил об этом в послании, в котором он отвергал претензии восточного патриарха, который жил в его время. Идея жила и произносилась шепотом всякий раз, когда очередной папа проявлял неуёмное высокомерие и страсть к власти. Д.Виклиф даже написал трактат "О Христе и Его противнике антихристе", в котором он привел двенадцать доказательств того, что папа является антихристом. Во время Реформации многие взяли эту идею на вооружение. Так, 11 октября 1520 года Мартин Лютер написал, что он вздохнул с облегчением, когда окончательно удостоверился, что папа является антихристом.
И хотя эта идея отстаивается и по сей день, она не находит истинной поддержки в 2 Фесс. 2. Если человек греха - это человек, который придет в конце времен, то он не может быть ни первым папой, ни вторым, ни третьим; он также не может олицетворять папство. Любой человек (будь то религиозный или политический диктатор), который присваивает себе качества и функции божества, обладает чертами антихриста. Он может быть назван "антихристом", одним из предтеч последнего антихриста. В таком человеке тайна беззакония уже в действии. Но нельзя называть папу антихристом, не нарушая при этом все разумные правила экзегетики.
Теперь перейдем к тому, как Павел на самом деле описывает этого последнего антихриста.
Во-первых, это "человек беззакония", т.е. человек, в котором воплотится противостояние закону Божьему, человек, который станет олицетворением бунта против установленных Богом порядков.
Во-вторых, это "сын погибели" (еще один семитизм), т.е. последний Иуда. Сравните слова Давида, обращенные к Ионафану: "Достоин смерти человек, сделавший это" (в английском переводе: "Сын смерти - человек, сделавший это"). Также Мтф. 23:15 "сын геенны". Человек беззакония описан здесь как полностью потерянный, предназначенный для погибели. Сравните "сыны света" в 1 Фесс. 5:5.
В-третьих, он описан как "противящийся" . Это слово используется в Новом Завете восемь раз (Лк. 13:17; 1 Кор. 16:9; Гал. 5:17; Фил. 1:28; 2 Фесс. 2:4; 1 Тим. 1:10; 5:14). Человек греха - противник Бога, Божьего закона, Божьего народа и т. д. Он напоминает своего господина сатану, "вечного противника".
Часто противления этого противника, который появится в конце времени, состоит в том, что он будет "превозноситься выше всего, называться богом или святынею (тем, чему поклоняются)". С безрассудной дерзостью и яростью он превозносит себя не только над истинным Богом, Который открыл Себя в Иисусе Христе, но также над всеми святынями, над всем, что связано с религиозным поклонением. Павел, очевидно, имеет в виду храмы, места, отведенные для поклонения божеству, жертвенники. Он выступает против всего этого. Он признает только одного бога (сам бы он написал это слово с большой буквы - Бога), а именно, себя! Поэтому он сядет во святилище Божьем, то есть в церкви (см. 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:21), потому что слово"naoV" (греч. - храм)здесь явно используется как метафора. Он требует себе власти над истинно Божьими людьми, которые, конечно, не признают его и не станут поклоняться жестокому узурпатору. Для них это выльется в великую скорбь (Мтф. 24:15, 21, 22, 29). "Стоящий, где не должно", он публично объявит себя Богом. В греческом языке этого времени глагол 'apodeiknumi использовался для обозначения назначения на официальную должность. Например: "Опора и надежда мира Нерон объявляется (apodeiktai) императором", что также является примером поклонения императору. Но даже Антиох Епифан, требуя почитания себя как бога, не свергал Зевса. Последний же человек беззакония будет признавать только одно божество - себя, он сядет в храме Божьем, требуя поклонения себе, и только себе, как Богу.
Мое объяснение отрывка о человеке греха соответствует представлениям ранних церковных богословов. Они рассматривали этот отрывок как пророчество о конкретном человеке, который будет жить на земле в конце истории и будет уничтожен Христом после Его возвращения.
Дидахе (или Учение апостолов)
"Беззаконие будет умножаться, люди будут ненавидеть, преследовать и предавать друг друга, и тогда появится обольститель мира как Сын Божий и совершит знамения и чудеса... и тогда появится знамение. Во-первых, знамение на небе, во-вторых, знамение звучания трубы, и, в-третьих, воскресение мертвых" (XVI iv-vi).
Юстин Мученик, "Диалог с Трифоном"
"Что за неразумные люди? Ибо не поняли, что было доказано всеми этими отрывками. Было объявлено два пришествия Христа. Первое, при котором Он явился страдающим, без славы и достоинства, окончив жизнь на кресте, и второе, при котором Он придет с небес в славе, когда человек отступления, изрыгающий богохульства против Всевышнего, будет дерзко совершать беззакония против нас, христиан" (СХ).
Августин, "Град Божий"
Комментируя 2 Фесс. 2:1-11, он говорит: "Вне всякого сомнения, здесь речь идет об антихристе и судном дне, или словами Павла, о дне Господа" (ХХ. хiх).
В той же главе он указывает на то, что уже в его дни становится популярной теория о множестве антихристов вместо одного последнего антихриста; он также считает необоснованной теорию о Нероне, восставшим из мертвых, в обоих ее вариантах.
Итак, подведем итог. День славного возвращения Христа не наступит, пока отступление не станет фактом и не откроется человек, крайне неуважительно относящийся к закону, который обречен на погибель, так что и он сам, и вся его деятельность будет очевидна для всех, завеса, которая закрывает его сейчас от нас (ибо этот человек существует еще только как идея в разуме сатаны), будет удалена.
2:5: Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
Таким образом, фессалоникийцы не должны обманываться и думать, что день Господень наступает. Фактически, у них нет оснований так думать, ибо, говорит Павел, не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?"
Мягкий упрек. Павел как бы говорит: "Если бы вы чаще и серьезнее обдумывали то, чему я вас постоянно учил, пока был с вами, то вы бы не споткнулись на этом вопросе, вами бы не завладела такая тревога и беспокойство" Очевидно, учение об отступлении, человеке греха, пришествии Христа и восхищении занимало не последнее место в проповеди Павла в Фессалонике. Перове лицо, единственное число глагола "говорить" ("я говорил вам", а не "мы говорили вам") указывает на то, что хотя Сила и Тимофей вместе с Павлом писали это послание, тем не менее Павел и в первом и во втором играл ведущую скрипку.
2:6, 7. Павел продолжает: "И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь".
То, что "тайна беззакония уже в действии", понять не сложно. Даже во времена Павла можно было столкнуться с восстанием против Бога и установленных Им порядков. Однако, было совсем не очевидно, что однажды дух беззакония воплотится в конкретного человека, "человека беззакония". Это было все еще тайной (сравните Рим. 11:25; 1 Кор. 15:51; Еф. 5:22) , то есть истиной, непостижимой без особого откровения от Бога. В злостном противостоянии Евангелию, в котором участвовали люди, знавшие истинный путь, Павел в результате особого божественного откровения и просвещения видел ясный образ тех событий, которые в конечном итоге должны будут привести к воцарению антихриста (1 Ин. 4:3; 2:18).
Гораздо сложнее ответить на вопрос, что подразумевается под тем, кто или что удерживает "человека беззакония", не допуская ему открыться?
Для того чтобы ответить на этот вопрос правильно, необходимо в первую очередь определить правильный перевод. В трудах комментаторов глагол katecw переводится тремя способами:
А. Удерживать;
Б. Держать;
В. Владеть (править, властвовать).
Начиная с последнего, имеем:
"И что ныне властвует (а именно, тайна беззакония), вы знаете, чтобы Он (Христос) мог открыться в Свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии только до тех пор, пока не будет убран тот, кто теперь властвует (а именно, сатана)".
Этот вариант можно отбросить сразу. Во-первых, такой перевод трудно вписать в контекст всего отрывка; во-вторых, хотя этот глагол довольно часто встречается в Новом Завете, он ни разу не используется в значении "властвовать".
Второй (держать) и первый (удерживать) - варианты, близкие друг ко другу и в конечном итоге, вероятно, приводят к одному и тому же толкованию отрывка в целом.
Далее, мы сталкиваемся с проблемой определения удерживающего. В этом отношении, однако, фессалоникийцы были лучше осведомлены, нежели мы. Они знали. Мы не знаем. Августин в свое время откровенно признался, что при всем своем старании, он так и не смог понять, что имел в виду апостол ("Град Божий", ХХ. хiх).
Есть некоторые неправильные поверхностные толкования (например, "Павел", "Бог", "Святой Дух"). Бог или Святой Дух не будут взяты от среды (сравните Кол. 2:14).
Из всех выдвинуты теорий одна выглядит довольно логично. В соответствии с ней удерживающий - это "сила хорошо поставленного человеческого правления", "принцип закона в противовес принципу беззакония". По этому взгляду Павел имеет в виду, что до тех пор пока сохраняется порядок и существует закон, человек беззакония не может появится на сцене истории со своей беспрецедентной, нечестивой, богохульной деятельностью. В поддержку взгляда можно отметить следующее:
а. Контекст говорит в пользу этой теории: "Человек беззакония" удерживается властью закона.
б. Такое понимание объясняет, как Павел мог одновремен но говорить о "том, что удерживает" и об " удерживающем". Подумайте об империи и об императоре, о суде и о судье, о законе и о законодателе.
в. Этот взгляд чаще других встречается в трудах отцов церкви. Тертуллиан утверждает: "Какое еще препятствие может быть, кроме римского государства".
г. Павел гордится своим римским гражданством, которое не раз выручало его, в частности именно в Коринфе, где было написано послание (Деян. 18:12-17). Более того, в хорошо известной главе другого послания Павел говорит о власти римского государства как о "Божьем слуге, тебе на добро" и о начальствующих, что они страшны не для добрых дел, но для злых" (Рим. 13). Поэтому можно с уверенностью сказать, что апостол считал правительство институтом, сдерживающим зло.
д. Теория также имеет смысл в свете того, что после падения Рима, римский закон и порядок не умер вместе с ним. Он занимает свое место в цивилизованных странах современного мира. Однако, когда исчезает основная структура справедливого суда, когда сфабрикованные слушания и ложные свидетельства _ обычное явление, тогда готова почва для появления человека беззакония.
Теория, в соответствии с которой Михаил или какой-то другой ангел связывает, ограничивает или удерживает антихриста (Деян. 10:13; Откр. 20:1-3), не объясняет, как Павел может называть ангела одновременно и "что" и "кто". Тем не менее две последние теории, (а именно а. удерживающий - это закон и порядок и те, кто поддерживают его и б. Удерживающий - это ангел) могут оказаться не так далеки от истины и от друг друга, как кажется на первый взгляд. Разве за правителями не стоят ангелы? (Дан. 10:13, 20).
Однако, мы хотим подчеркнуть, что взгляд, которого мы придерживаемся, может оказаться неверным. С абсолютной уверенностью по этому вопросу говорить невозможно.
Таким образом, смысл всего отрывка (ст. 6, 7) состоит в следующем: сатана, прекрасно понимая, что сам он воплотится не может, все-таки стремится как можно в большей мере уподобиться второму Лицу Троицы. Он ищет человека, над которым он мог бы иметь полный контроль и который бы выполнял его волю так же точно, как Иисус выполнял волю Отца. Этот человек должен быть гениален. Но дьяволу все же не удается воплотить свои планы в жизнь. Что-то и кто-то постоянно "удерживают" сатанинского человека беззакония. Все это, конечно, происходит под контролем Бога. Поэтому некоторое время сатана в худшем случае может лишь создавать дух беззакония. Но на этом он не остановит ся. В установленное Богом время ("в свое время"), когда в качестве наказания за готовность человека сотрудничать с духом беззакония "кто-то" или "что-то" будет устранено, тогда сатана начнет осуществлять свои замыслы.
2:8: И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.
И тогда откроется беззаконник. Это "тогда" противопоставляется слову "ныне": ныне беззаконник удерживается, но тогда он откроется. "Беззаконник" - он же "человек беззакония" в ст. 3, то есть последний противник, который открыто отвергает установленный Богом порядок, - антихрист. В свое время замыслы сатаны будут внешне реализованы. Тайна будет заменена человеком. Беззаконник появится на земле и откроется в словах и делах.
Для того чтобы ободрить верующих, которые могли почувствовать неопределенную тревогу, Павел, не медля, добавляет: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.
Военный конфликт надолго не затянется, победа не будет то на стороне антихриста, то на стороне Христа - победа будет одержана мгновенно. Господь Иисус одним ударом разделается с антихристом и его деятельностью. Все описание является образным. Между придаточными используется параллельная связь, но это не обязательно означает, что они совершенно одинаковы по смыслу. Первое придаточное подчеркивает, что произойдет с самим беззаконником: он будет убит (это интерпретируется в том смысле, что он будет наказан вечной смертью, но нельзя исключать идею о том, что вначале он будет предан физической смерти). Господь просто дунет на него, настолько быстрым будет его уничтожение. Второе придаточное также указывает на то, что произойдет с беззаконником, добавляя при этом новую мысль: истребление не только беззаконника, но и его деятельности.
Образным языком также описано полное, быстрое и неожиданное поражение антихриста. Главная мысль - окончательное поражение антихриста. Всего лишь дыханием и явлением Христа "человеку беззакония" будет нанесено поражение. Не следует "выжимать" из отрывка что-то большее. Например, не надо приукрашивать отрывок, утверждая, что "дух уст Христа" означает слово Божье, что это слово всегда в действии и т.д. (см. Ис. 11:4).
2:9, 10: того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
Ободрив своих читателей мыслью о внезапном пришествии Господа Христа для суда лишь над нечестивыми, Павел продолжает описание беззаконника и его деятельности. Можно сказать, что описание, начатое в ст. 4, продолжается в ст. 9, но необходимо отметить, что в ст. 4 описано отношение антихриста к божественной реальности, а в ст. 8 и 9 описывается его отношение к царству зла: "И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными".
Приход, или парусия, беззаконника происходит (пророческое настоящее): это обязательно произойдет при полном содействии сатаны, его хозяина. Поэтому его пришествие будет сопровождаться всякой силой, знамениями и чудесами, то есть будет явлена огромная сила (dunamei), знамения (shmeioiV), сверхъестественные действия, которые будут указывать на того, кто будет совершать их, а именно на контролируемого сатаной антихриста, и чудеса (terasin), те же самые удивительные представления, которые в этот раз рассматриваются с точки зрения их необычного характера и действия на тех, кто наблюдает за ними. Но все (сила, знамения, чудеса) будет ложным, мотивом совершения будет желание обмануть. Поэтому Павел дальше пишет: "со всяким неправедным обольщением". Существительное "обольщение" также используется Павлом в Кол. 2:8 ("философиею и пустым обольщением"). Неправедность будет питать обольщение. Это и не удивительно, ибо антихрист действует силой сатаны.
Приход последнего противника с его ложной силой, чудесами и знамениями будет оказывать действие только на не обращенных, хотя верующие и неверующие будут наблюдать за одними и теми же событиями (сравните 1 Кор. 1:18; 2 Кор. 2:15; 4:3). Причина их гибели не в Боге, а в них самих. Они погибают, потому что они не приняли любовь к истине.
Что подразумевается под любовью к истине? Мы отвечаем следующим образом.
Когда провозглашается Евангелие, то слушателей призывают принять Христа и Его благословения. Среди этих благословений не только небеса и воскресение, но любовь и надежда. Слушатели погибают из-за того, что они отвергли предложенное, в этом случае - "любовь к истине". Но в данном отрывке это не подчеркивается, а обращается внимание на виновность человека. Если человек потерян, что только по своей вине, а не вине Бога.
2:11: И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи.
Другими словами, люди, живущие в конце времени и ожесточившие свое сердце в ответ на увещевание покаяться и принять любовь к истине, понесут наказание в виде ожесточения, то есть они будут ожесточены. Бог пошлет им "действие заблуждения". В них будет действовать могущественная сила, уводящая их еще дальше от истины, так что они поверят лжи антихриста.
Бог есть любовь. Он не жестокий монстр, который намеренно и с внутренним наслаждением готовит людей к вечному страданию. Напротив, Он очень серьезно предупреждает людей, провозглашает Евангелие и говорит, что произойдет с уверовавшими, а также с теми, кто не верит. Он даже призывает их принять любовь к истине. Но когда люди после повторяющихся угроз и обещаний сами отвергают Бога и Его послание, тогда - и не раньше, чем тогда - он ожесточает их, чтобы те, кто не захотели покаяться, не могли покаяться, но могли верить лжи, что человек беззакония есть бог, единый бог, которому все должны повиноваться.
Когда фараон ожесточил свое сердце (Исх. 7:14; 8:15, 32; 9:7), тогда Бог ожесточает его сердце (Исх. 9:12). Когда царь израильский ненавидит истинных пророков Божьих, тогда Господь позволяет ему быть обманутым, вкладывая дух лжи в уста других пророков (2 Пет. 18:22). Когда люди предаются нечистоте, Бог тоже предает их похотям их сердца (Рим. 1:24, 26). И когда они упорно отказываются признать Бога, тогда Он, в конце концов, предает их превратному уму и развратному поведению (Рим. 1:28).
2:12: а будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Точно также Бог будет действовать в конце времени. Бог пошлет действие заблуждения в сердца тех, кто упрямо отказывается принять истину об искуплении, и это Бог сделает, чтобы осудить их.
Эти слова относятся к последнему суду, когда все обольщенные будут судимы, то есть осуждены (kriqwsin). Осуждающий приговор будет справедливым, ибо те, кому он будет вынесен, не только не приняли божественную истину об искуплении, но и наслаждались совсем противоположным, а именно, неправедностью (ст. 9). Именно эта антитеза между истиной и неправедностью (см. Рим. 1:18; 2:8; 1 Кор. 13:6) указывает на то, что разум человека не может быть отделен от его воли и чувств. Когда человек по-настоящему принимает божественную истину, он будет поступать праведно; если он не принимает истину, то, поскольку нейтральное состояние невозможно, человек принимает ложь антихриста и наслаждается неправедностью.
Истинный верующий не должен бояться принадлежать к меньшинству. Спасется остаток. Все остальные будут осуждены.
Этот материал еще не обсуждался.