03.12.2009
Скачать в других форматах:

Вильям Хендриксен

Библия о жизни после смерти

ЧАСТЬ III. СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ

 

Глава 38

 

Воскресение. Сколько воскресений? Разве воскресение возможно?

 

Прочитайте Евангелие от Иоанна 5:19-30.

 

Когда Иисус вернется, Он воскресит мертвых (1 Кор. 15:52). Сейчас мы обратимся к месту в Библии, где говорится об этом воскресении, а именно, к отрывку указанному в начале главы.

 

1. Кратко о смысле этого места

 

Была суббота, когда Иисус исцелил больного в купальне Вифезда. Евреи обвинили исцеленного человека (а тем самым и Господа) в нарушении субботы. Иисус, отвечая на их обвинения, сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Иудеи возмутились и сказали, что Иисус делает Себя равным Богу. Они решили убить Его. Но Господь защищает Себя доводами, которые можно сформулировать следующим образом.

 

А. Нападая на Меня, Сына, вы нападаете на Самого Отца, потому что Сын делает то, что также делает и Отец.

 

Б. Вы удивлены, что Я исцелил больного человека? Дела больше этих будут совершены, а именно, наделение жизнью мертвых и суд над всеми людьми.

 

В. Задаетесь ли вы вопросом, почему Я могу воскрешать мертвых и совершать суд? Я могу делать первое, потому что Отец дал Мне иметь жизнь в Самом Себе. Я могу делать второе, потому что Я Сын Человеческий.

 

Г. На Мои слова и дела надо откликаться не упорным неверием и ненавистью, и даже не удивлением, выше которого разум не поднимается, но верой, которая почитает Сына так, как и Отца.

 

Д. Те, кто обладают такой верой, на суд не приходят, но уже сейчас перешли от смерти в жизнь.

 

Е. В последний день они вместе со всеми другими мертвыми физически воскреснут. Но хотя все будут воскрешены, характер воскресения будет не одинаков. Те, кто совершали добро, выйдут из своих гробов для воскресения жизни; другие - для воскресения осуждения .

 

2. Что касается количества, то будет только одно воскресение тела

 

В данном случае наибольший интерес для нас представляют два стиха, 28 и 29, из главы 5 Евангелия от Иоанна: "Не дивитесь этому: ибо наступает время, в которое все находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения".

 

Сколько будет воскресений? Некоторые говорят: "Понятно, что два, потому что в этом отрывке Иисус даже называет их. Он называет одно воскресением жизни, а другое - воскресением осуждения ".

 

Если мы обращаем внимание на контраст между телами, в которых воскреснут нечестивые и в которых воскреснут верующие , то тогда мы согласимся, что действительно состоятся два телесных воскресения. Диспенсационалисты говорят о двух и более воскресениях. Они имеют в виду, что между воскресения ми будет промежуток времени. Именно в таком смысле некоторые говорят о двух воскресениях (или периодах воскресения), некоторые о трех и даже четырех. Блэкстоун в своей книге "Иисус грядет" (с. 72-74) утверждает, что воскресение праведных произойдет во время парусии (первое второе пришествие), потом спустя семь лет произойдет воскресение святых времен большой скорби во время "явления" Христа, и, наконец, через тысячу лет состоится воскресение для суда. Эта идея о трех воскресениях, разделенных промежутками времени, довольно популярна.

 

Но совершенно очевидно, что она противоречит стихам, к которым мы обратились. В них ясно сказано, что все, как верующие, так и неверующие, будут воскрешены вместе, в тот единственный час. Конечно, никто не знает, сколько продлится этот час. Но хотим заметить, ни о каких временных промежутках не говорится ни в данном месте, ни где-либо еще в Библии. Когда час настанет, изыдут все. Одно общее воскресение будет состоять как из праведных, так и из неправедных (Деян. 24:15). Марфа из Вифсаиды знала только об одном, общем телесном воскресении. Она сказала: "Знаю, что воскреснет брат мой в воскресение, в последний день". Она говорит еще более определенно, называя это событие "воскресением в последний день", а не воскресением, которое произойдет за тысячу лет, до последнего дня. И наш Господь Иисус Христос не раз говорит, что Он воскресит верующих "в последний день" (Иоан. 6:39, 40, 44, 54). Таким образом, что касается количества , то будет одно общее воскресение, а не два, три или четыре воскресения или периодов воскресения.

 

3. Мертвые воскреснут. Но разве это возможно?

 

Вы когда-нибудь пытались представить себе картину: все, кто когда-либо жил на земле, воскреснут? Воскреснут даже те, кто был съеден львами и сожжен заживо. Человеческий разум никогда не постигнет этой тайны, по крайней мере по эту сторону могилы. Здесь необходимо обратить внимание на следующее. Воскресение это не то же самое, что восстановление всех частиц, которые принадлежали телу. Будет сохранено семя, или ядро, каждого тела. Из этого семени и вокруг него в соответствии с образцом Господь создаст тело, как и учит 1Кор. 15:38: "...Бог дает ... каждому семени свое тело". Таким образом, каждое человеческое тело сохранит свою индивидуальность. Если бы это было не так, то глупо было бы говорить о воскресении тела. Бельгийское вероисповедание (статья 37) совершенно верно утверждает: "Что все мертвые будут воскрешены из земли, и их души объединятся со своими соответствующими телами, в которых они раньше жили". Всемогущий Бог может сделать все это!

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы, отчетьте на следующие вопросы.

 

1. В каком смысле верно то, что будут два телесных воскресения?

 

2. В каком смысле верно то, что будет только одно телесное воскресение?

 

3. Докажите, что в отношении времени будет только одно телесное воскресение, в котором все, верующие и неверующие, будут воскрешены.

 

4. Является ли воскресение восстановлением всех частиц тела, которые принадлежали телу?

 

5. Что подразумевается в Библии, когда в ней говорится: "...Бог дает ... каждому семени свое тело"? Что об этом говорит 37 статья Бельгийского вероисповедания?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. В Откр. 20:5, 6 упоминается "первое воскресение", говорится о втором воскресении Означает ли это, что будут два телесных воскресения?

 

2. Означает ли выражение "воскресение тела" то, что наше нынешнее тело и тело, в которое мы вселимся, когда вернется Христос, будут материально идентичны?

 

3. Противоречит ли идея о сохранении семени (ядра, зерна) каждого тела научной теории о распаде материи?

 

4. Как бы вы ответили на следующее рассуждение: "Писание не учит тому, что будут сохранено семя каждого человеческого тела, потому что выражение: "Бог дает каждому семени свое тело" (1Кор. 15:38), - относится к миру растительности (обратите внимание на контекст), а не к человеческим телам"?

 

5. Труднее ли верить в то, что Бог воскресит наши тела, чем в то, что вначале Он сотворил небо и землю и все, что в них?

 

 

Глава 39

 

Воскресение. В чем заключаются два резких отличия?

 

Прочитайте Книгу Пророка Даниила 12:1-3; Первое послание к Коринфянам 15:35-49.

 

1. Первое отличие: воскресение осуждения противопоставлено воскресению славы

 

Писание мало говорит о воскресении тела. Это верно в особенности в отношении тел, с которыми объединятся потерянные души. Такие отрывки, как Дан. 12:2, Ис. 66:24, Матф. 8:12 и Откр. 20:10 иногда цитируются для того, чтобы описать внешний физический вид погибших после того, как их тела будут воскрешены. Но нельзя доказать, что все эти места относятся только к телу и его внешнему виду. Некоторые из них скорее говорят нам о муках, которые тело и душа будут претерпевать. Сложно также установить, какая часть этого описания должна восприниматься буквально, а какая символически. Однако одно можно утверждать с полной уверенностью: эти тела будут представлять ужасное зрелище. Их вид заставит содрогнуться даже проклятых! О страшном состоянии тел, в которых нечестивым придется пребывать вечно, можно узнать прямо или путем рассуждений из отрывков, на которые мы уже ссылались. Это очень просто сделать, если прочитать данные места последовательно, одно за другим: "И многие из спящих в прахе земном ... пробудятся на вечное посрамление и поругание. ...Червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. ...А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. ...Будут мучиться день и ночь во веки веков".

 

А теперь прочитайте, что говорится об искупленных и воскресении их тел:

 

"И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, во веки, навсегда. ...Мы ... будем носить и образ небесного. Тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. ... будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (Дан. 12:3; 1Кор. 15:49; Филип. 3:21; 1Иоан. 3:2).

 

Какой поразительный контраст!

 

2. Второе отличие: наши нынешние тела противопоставлены нашим воскресшим телам.

 

Это отличие касается только тел верующих . О нем говорится в 1Кор. 15:42-44. В данном отрывке можно выделить четыре главные мысли:

 

А. "...Сеется в тлении, восстает в нетлении...".

 

С момента зачатия до последнего вздоха наши тела подчинены власти смерти. Когда мы начинаем жить, мы начинаем умирать. Фактически даже в могиле процесс тления продолжается. Но наши воскресшие тела будут свободны от разложения. Им будут свойственны свежесть, энергичность и привлекательность, которые не только никогда не оставят их, но и не убудут! И поскольку смерть над ними будет не властна, то логично, что воспроизведение людей не будет необходимым для продолжения человеческого рода. Поэтому брачные отношения прекратят свое существование. Это, однако, не означает, что духовные качества, которые отличают мужчин от женщин, будут уничтожены. В Писании нет ничего, что указывало бы на то, что душа женщины прекратит быть душой женщины. Но, что касается физических отношений, то мы будем подобны ангелам, которые не женятся и не выходят замуж.

 

Б. "...Сеется в уничижении, восстает в славе...".

 

Если сравнить наши нынешние тела с телами Адама и Евы перед вхождением греха, тогда сразу станоится ясно, что имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что нашим телам недостает славы. И если это истинно даже сейчас, пока мы еще живы, то в этих словах будет еще больше правды, когда наши тела будут "посеяны" в земной прах!

 

Наши тела будут славными, потому что они будут подобны славному телу Христа (Филип. 3:20, 21). Мы будем, как Он! Задумайтесь над тем, чт.е. тело Христа. Это лучезарность, красота, сила. Оно смогло подняться прямо в небо и вознестись на небеса.

 

В. "...Сеется в немощи, восстает в силе...".

 

Тела, в которых мы сейчас живем, слабы от колыбели до могилы. Но наши воскрешенные тела будут сильны. Наше зрение никогда не притупится, уши никогда не будут нуждаться в слуховых аппаратах, колени никогда не ослабнут, руки не будут дрожать. Мы побежим и не утомимся; пойдем и не устанем.

 

Г. "...Сеется тело душевное, восстает тело духовное...".

 

Сейчас наши тела находятся под контролем души, они управляются нашей невидимой сущностью, являющейся хранилищем чувств, привязанностей, желаний, зараженных грехом. Но в будущем наши тела будут руководиться духом! Это значит, что они будут орудиями нашей невидимой сущности, которая воспринимает божественное влияние и является средством поклонения Божеству. Этими телами мы будем прославлять Бога во веки вечные.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы, ответьте на следующие вопросы.

 

1. Что говорит Писание о воскресших телах погибших?

 

2. А что о телах искупленных?

 

3. Как вы понимаете следующие слова из Библии: "Сеется в тлении, восстает в нетлении..." и "Сеется в уничижении, восстает в славе..."?

 

4. Как вы понимаете выражение "сеется в немощи, восстает в силе"?

 

5. Как вы понимаете выражение "сеется тело душевное, восстает тело духовное"?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Могут ли проповедники говорить о состоянии погибших во время возвращения Христа? Что важнее: углубляться в подробности данного состояния или больше внимания уделять состоянию блаженных ?

 

2. Какие люди примут участие в воскресении жизни? См. Дан. 12:3. Можно ли подготовить миссионерскую проповедь, используя этот стих?

 

3. Почему Даниил говорит (12:2): "И МНОГИЕ из спящих в прахе земли пробудятся..."? Почему не "И ВСЕ"?

 

4. Будут ли тела умерших в младенчестве воскрешены в своем незрелом состоянии, и останутся ли они в таком состоянии навсегда?

 

5. Каким образом 1 Кор. 15:58 вписывается в содержание всей главы?

 

 

Глава 40

 

Что такое Армагеддон?

 

Прочитайте Книгу Судей Израилевых 4:12-16; Откровение 16:12-16.

 

1. Для чего нам надо знать о Армагедоне?

 

В предыдущей главе мы говорили о том, что души многих неверующих, которые умерли в грехах, вновь поселятся в телах, воссоединятся с ними в воскресении осуждения. Но во время второго пришествия Христа на земле еще будут жить нечестивые (Лук. 21:26). Под предводительством антихриста они до самого момента пришествия будут подвергать истинную церковь ужасным гонениям. Что произойдет с этими полчищами зла? Именно для этого нам надо знать о Армагеддоне.

 

2.Значение Армагедона в свете ветхозаветной истории.

 

Для того, чтобы дать правильное толкование Армагедону, мы должны вспомнить историю, в которой берет свое начало этот символ. Для этого можно обратиться к 4 и 5 главам Книги Судей. Давайте мысленно перенесемся в те времена. Это происходило задолго до пришествия Христа во плоти. Что мы видим? Израиль снова в уничижении. На этот раз злобный угнетатель - ханаанский царь Иавин. Грабители выходят опустошать поля и забирать урожай израильтян. Эти грабители так многочисленны, что израильтяне даже бояться показываться на дорогах (Суд. 5:6). Воевать с хананеями? Но царь Иавин и военачальник Сисара очень сильны. У них девятьсот железных колесниц. А Израиль? У израильтян нет даже копий и щитов (Суд. 5:8). Должны ли люди погибать?

 

На горе Ефремовой живет Девора (Суд. 4:5). Спросите ее, может ли Израиль поразить царя Иавина и военачальника Сисару? Она ответит: "Нет, Израиль не может, но Господь может и сделает это!" Однажды она сказала Вараку, судье: "Встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои. Сам Господь пойдет перед тобою". Битва состоялась. Где? У вод Мегиддонских (на библейской карте вы легко можете обнаружить это место возле потока Киссон, на значительном расстоянии в юго-западном направлении от Галилейского озера). Название места можно найти в Суд. 5:19. В этой битве враг израильтян был повержен. Сам Господь разбил вражеское войско: "С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!"

 

Таким образом, Армагеддон стал символом любой битвы, в которой Господь, когда нужда очень велика и верующие находятся в большом угнетении, неожиданно дает Свою силу Своему угнетенному народу и поражает врага. Но настоящий и заключительный Аргмагеддон обозначает окончание малого времени сатаны. Когда под предводительством антихриста весь мир соберется в этой последней битве против церкви, когда будет величайшая нужда, когда дети Божии, угнетаемые со всех сторон, будут вопиять о помощи, тогда внезапно придет Христос спасти Свой народ. Армагеддон - это битва освобождения после скорби. Именно по этой причине в отрывке из книги Откровение, где описана эта битва, написано: "Се, иду как тать ...". Кроме того, в подтверждение нашего толкования обратите внимание на то, что Армагеддон - это шестая чаша. Седьмая - последний суд.

 

3. Что произойдет с полчищами зла при Армагеддо не?

 

А. Антихристу нанесено поражение (2 Тим. 2:8), и, будучи осужден, он пойдет в погибель (Откр. 17:11).

 

Б. Ангелы соберут полчища зла перед престолом суда, где гнев Божий будет излит на них (Матф. 13:41; 25:41-46; ср. Откр. 14:17-20). Их тела и души подвергнутся вечному наказанию.

 

В. Дьявол, великий обольститель, будет "ввержен в озеро огненное и серное". "Озеро огненное и серное" - это ад, рассматриваемый как место мучения тела и души после судного дня (хотя у самого сатаны нет тела).

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Для чего нам надо знать о Армагеддоне?

 

2. Какая история из Ветхого Завета дает ключ к пониманию символа Армагеддон?

 

3. Что в таком случае подразумевается под армагеддонской битвой, которая используется как символ в Откр. 16:12-16?

 

4. Что произойдет с антихристом, его войском и сатаной в результате армагеддонской битвы?

 

5. Что подразумевается под "озером огненным и серным"?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Кому принадлежат слова: "Мы стоим у Армагеддона и сражаемся за Господа"? Правильно ли использовано слово Армагеддон?

 

2. Можете ли вы назвать боевой гимн, в котором использован библейский символ Армагеддона?

 

3. Как некоторые диспенсационалисты толкуют Армагеддон?

 

4. Какова связь между Армагеддоном и Гогом и Магогом (Откр. 20:8)?

 

5. Какое утешение вы находите в Армагеддоне, и о какой обязанности этот символ напоминает нам?

 

 

Глава 41

 

Восхищение. Во что верят диспенсационалисты?

 

Прочитайте Бытие 5:21-24; Евангелие от Иоанна 14:1-3; Первое послание к Фессалоникийцам 3:11-13.

 

1. Предисловие.

 

Когда вернется Иисус, то не только неверующие, но и верующие будут все еще жить на земле (1 Фес. 4:15, 17). Что произойдет с этими верующими и теми, кто уже умер?

 

Среди тех, кто любит Господа, наблюдается резкое различие мнений в отношении этого вопроса. Критикуя взгляды диспенсационалистов, мы хотим, чтобы было понято, что мы критикуем их взгляды, а не на их личности. Что касается самих людей, то они наши братья и сестры в Господе. Мы в конфликте не с ними, а с некоторыми их взглядами. Более того, в рамках этой главы мы просто представим их взгляды, а критиковать будем посредством набора вопросов в конце главы. То, что мы скажем о взглядах диспенсационалистов, будет объективной информацией. Тем не менее, поспешим добавить, что среди диспенсационалистов существует большие различия в мнениях, и поэтому попытка понять их взгляды на основании нашего объяснения, будет успешной только в том случае, если читатель постоянно будет помнить, что читаемое им является взглядом многих - но ни в коем случае не всех - из этих людей.

 

2. О некоторых мыслях в связи с тремя прочитанными вами отрывками

 

Диспенсационалисты, защищая свою теорию о восхищении, апеллируют к трем отрывкам: Быт. 5:21-24, Иоан. 14:1-3, 1 Фес. 3:11-13. (Они также опираются на 1 Фес. 4:13-18, но этот отрывок будет рассмотрен в главе 42).

 

Поэтому считаем нужным сказать несколько слов по каждому из трех отрывков. Быт. 5:21-24. Енох был седьмой после Адама. Быт. 5:5-20 говорит о смерти его шести предков, поэтому в указанных стихах шесть раз употребляется слово выражение "он умер". Быт. 5:21-24 посвящены Еноху. В течение 365 лет этот человек жил в близком общении со своим Богом. Тем не менее он не был отшельником или аскетом. "И ходил Енох пред Богом ... и родил сынов и дочерей". А затем, после 365 лет, прожитых на земле, "Бог взял его". Енох не умер. Он был просто принят на небеса.

 

В Иоан. 14:1-3 наш Господь вместе со Своими учениками в горнице совершает последнюю вечерю. Иисус утешает их, говоря им, чтобы они не тревожились, а верили. Более того, Он убеждает их, что, хотя Он и оставляет их, Он не забывает о них и что в их же интересах, чтобы Он ушел: Он приготовит им место в доме Отца, в котором много обителей. Он добавляет: "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я". Это, несомненно, относится ко второму пришествию Христа, когда Он навсегда примет Своих в Свое любвеобильное присутствие.

 

1 Фес. 3:11-13 содержит молитву Павла о том, чтобы он мог вернуться к фессалоникийцам. И он выражает горячее желание, чтобы (выполнится его просьба или нет) Господь наполнил фессалоникийцев любовью в такой мере, чтобы их сердца могли укрепиться и они принесли плод к судному дню, когда Иисус придет со всеми Своими святыми, т.е. со всеми искупленными .

 

3. Как диспенсационалисты используют эти места в поддержку своего взгляда в отношении восхищения?

 

Диспенсационалисты различают по крайней мере два вторых пришествия. Поэтому, по их мнению, будет первое второе пришествие, которое они называют восхищением , и второе второе пришествие, которое они называют явлением . В поддержку первого второго пришествия они апеллируют к Быт. 5:21-24 и Иоан. 14:1-3; в поддержку второго пришествия они апеллируют к 1 Фес. 3:11-13. Таким образом, они говорят о пришествии Христа ЗА Своими святыми ("восхищение") и о пришествии СО Своими святыми ("явление"). Эти события разделены интервалом в семь лет.

 

Диспенсационалисты утверждают, что восхищение будет невидимым и неслышимым (для людей). Один из диспенсационалистов, обращаясь к будущему, представляет газету, которая, по его мнению, выйдет в свет на следующий день после первого второго пришествия. В ней описывается человек, который, проснувшись, к своему ужасу обнаружил, что его жены нет рядом с ним в постели! Его дочь тоже таинственно исчезла. По всему городу та же история: люди разного социального положения бесследно пропали. Пропавшие люди - истинные верующие, которые были восхищены для того, чтобы в течение семи лет наслаждаться великой радостью со своим Господом на небе. Это называется брачной вечерей Агнца.

 

На земле в течение этих семи лет Господь снова обращает Свое особое внимание на евреев. Они возвращены в свою страну. И хотя многие из них поначалу служили антихристу, позже они (или многие из них) увидят свою ошибку и примут Христа. Все это будет сопровождаться великой скорбью для них. (Некоторые даже будут убиты антихристом, так что по истечении семи лет должно будет совершиться воскресение святых-великой-скорби.)

 

После семи лет - семидесятая неделя из Дан. 9:27 - Христос и Его искупленные устремятся вниз с неба для великой битвы, Армагеддона (как этим диспенсационалистам представляется). Это пришествие СО святыми (1 Фес. 3:13). Они побеждают антихриста и его полчища ради избавления тех, кто обратился в течение этих семи лет скорби. Один из авторов, который сам диспенсационалистом не является, но прекрасно разбирается в их книгах, говорит, что, по словам диспенсационалистов, в этой битве "будут перемешаны святые, грешники, евреи, бесы, проклятые демоны, святые ангелы, прославленные святые, сатана и Христос, все яростно сражающиеся посреди крови, пота, грязи, пыли, пушек, мечей, отравляющего газа, танков и самолетов".

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Рассматриваете ли вы эту главу как нападение на людей или на заблуждение ?

 

2. Объясните Быт 5:21-24 и Иоан. 14:1-3.

 

3. Как диспенсационалисты используют эти отрывки?

 

4. Объясните 1 Фес. 3:11-13. Почему диспенсационалисты ссылаются на этот отрывок?

 

5. Что, по словам диспенсационалистов, последует за семилетним брачным пиром Агнца?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Учит ли Писание о двух вторых пришествиях, разделенных временным интервалом в семь лет?

 

2. Почему нельзя принять идею о том, что во время этих семи лет люди обратятся?

 

3. Докажите, что одно единственное пришествие Христа будет видимым и слышимым.

 

4. Что неправильного в толковании диспенсационалистами семидесятой недели-года в Дан. 9:27?

 

5. Почему трудно согласиться со взглядом диспенсационалистов на армагеддонскую битву?

 

 

Глава 42

 

Восхищение. Чему учит Писание?

 

Прочитайте Первое послание к Фессалоникийцам 4:13-18.

 

Опровергнув концепцию диспенсационалистов о восхищении, посмотрим, чему в действительности учит Писание.

 

1. Восхищение? Да, но оно будет как со святыми, так и за святыми.

 

Фессалоникийцы обратились совсем недавно. Поэтому еще была опасность возвращения к языческим верованиям и традициям. Одно из таких верований (или традиций) состояло в оплакивании мертвых, как будто для них не было уже надежды. Но, без сомнений, для христианина есть надежда. У него есть славная будущность и для тела, и для души. Поэтому оставленные не должны "скорбеть, как прочие, не имеющие надежды". Апостол продолжает: "Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним". Обратите внимание на слова "с Ним"! Смысл в следующем: тот же Бог, Который воскресил Иисуса из мертвых, воскресит также мертвых, которые принадлежат Иисусу. Он сделает так, что они придут вместе с Иисусом с небес, т.е. Он приведет их души с небес для того, чтобы они могли мгновенно объединиться со своими соответствующими телами, в которых они выйдут встретить Господа в воздухе. Когда Господь - что касается Его человеческой природы - покинет небеса, эти души будут вместе с Ним. Но имейте в виду, что Иисус покидает небеса душой и телом. У Него уходит на это время. Души устремляются на землю, чтобы объединиться со своими соответствующими телами. Затем эти воскресшие личности быстро возносятся, чтобы встретиться с Иисусом, пока Он еще "в воздухе". Итак, мы видим, что Иисус приходит со Своими святыми, а именно с их душами, и за Своими святыми, а именно за их душами и телами. Все это является одним пришествием.

 

Если бы диспенсационалисты были правы, то пришествие со святыми было бы позже на семь лет пришествия за святыми. Забудем о семи годах. Но и тогда эти толкователи ставят телегу вперед лошади. Пришествие одно, но даже в рамках этого одного и единственного пришествия "со" в действительности предшествует "за", а не наоборот. В стихе 14 написано: "... и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним"; а потом в стихах 16 и 17 нам сообщается, что эти люди, их души объединенные с телами, будут восхищены для встречи с Господом в воздухе. Обратите внимание: они восхищены, они возносятся силой Бога, проявляемой через Христа, потому что Иисус пришел за ними, чтобы быть вместе с ними вечно и им быть с Ним.

 

2. Восхищение? Да, но не за тысячу лет до воскресения нечестивых.

 

Диспенсационалисты любят делать особый упор на следующую фразу: "... и мертвые во Христе воскреснут прежде ...". В соответствии с их толкованием отрывок должен звучать так: "И мертвые ВО ХРИСТЕ воскреснут прежде; потом, тысячу лет спустя, воскреснут мертвые НЕ ВО ХРИСТЕ". Однако нигде во всем отрывке апостол Павел не говорит: "Мертвые НЕ ВО ХРИСТЕ воскреснут". Павел имеет в виду верующих и только их. Он проводит различие между МЕРТВЫМИ во ХРИСТЕ и ЕЩЕ ЖИВУЩИМИ во ХРИСТЕ. С одной стороны, будут верующие, которые ко времени пришествия Христа уже умрут. С другой стороны, будут дети Божии, продолжающие жить на земле. Слова апостола сводятся к следующему: "Не тревожьтесь о ваших близких в Господе, которые уже умерли. Ни в коей мере они не будут в менее выгодном положении по возвращении Иисуса. Наоборот, те, кто продолжают жить на земле, должны будут подождать мгновение, пока души умерших воссоединятся с их телами. В это мгновение ожидания уцелевшие будут изменены в мгновение ока. Затем ВМЕСТЕ как один большой сонм, состоящий из тех, кто раньше составлял разные группы, устремятся на встречу с Господом".

 

Поэтому, пожалуйста, сделайте упор на нужное слово и прочитайте так: "... и МЕРТВЫЕ во Христе воскреснут прежде; потом МЫ, ОСТАВШИЕСЯ В ЖИВЫХ, вместе с ними восхищены будем на облаках ...".

 

3. Восхищение? Да, но не в тайне и молчании.

 

Обратите внимание на слова: "... Сам Господь при возвещении , при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ...". Этот стих называют "самым шумным стихом в Библии". Он абсолютно точно указывает, что пришествие Господа будет публичным и слышимым . Возвращение Христа будет, очевидно, также видимым (Откр. 1:7).

 

4. Восхищение? Да, но без семилетнего брачного пира.

 

Мы читаем: "... и так всегда с Господом будем". Пожалуйста, обратите внимание на слово ВСЕГДА, всегда, а не "семь лет". Всегда с Господом! Как прекрасно это будет. "Итак утешайте друг друга сими словами".

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. О какой опасности апостол предупреждает?

 

2. В каком смысле верно, что одно и единственное пришествие Христа будет как со святыми, так и за святыми?

 

3. Имеет ли в виду апостол Павел две группы людей, а именно верующих и неверующих, или он говорит о других группах? Если да, то о каких?

 

4. Докажите, что восхищение не будет тайным и неслышным.

 

5. Докажите, что восхищение произойдет без семилетнего пира.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Объясните значение слова "усопшие".

 

2. Имеет ли в виду апостол Павел, что он будет одним из оставшихся в живых?

 

3. Кто такие архангелы? Назовите известных вам.

 

4. Как вы понимаете слова "при гласе архангела и трубе Божией"?

 

5. Какую практическую пользу вы извлекаете из изучения славного второго пришествия Христа и нашей встречи с Ним? Надо ли учить наших детей этому? Нужно ли обсуждать этот вопрос с диспенсационалистами? Если да, то как?

 

 

Глава 43

 

Последний суд. Сколько последних судов? Кто будет судьей и кто будет сотрудничать с ним? Кто будет судим? Где произойдет суд?

 

Прочитайте Откровение 20:11-15.

 

Как было сказано, за тысячелетним царством, что касается земли, наступит малое время сатаны (см. Откр. 20:7-10), за которым в свою очередь последует возвращение Христа для суда (стихи 11-15), о котором вы только что читали.

 

О возвращении мы уже говорили. Поэтому в этой и последующих главах мы будем вести речь о последнем суде. С этой целью рассмотрим следующие вопросы: сколько будет последних судов и судных дней? Кто будет судьей и кто будет связан с ним? Кто будет судим? Где произойдет суд? Когда он произойдет? Почему он должен произойти? В соответствии с чем (или на основании чего) будет выноситься и исполняться приговор? Что будет содержать в себе суд? Каков будет его результат?

 

1. Сколько будет последних судов и судных дней?

 

Наши братья во Христе премиллениалисты обычно упоминают три разных суда: суд при первом втором пришествии Христа (парусия), суд при втором втором пришествии (явление) и суд перед великим белым престолом тысячу лет спустя. Первый из них, на их взгляд, касается живущих и воскресших святых, второй относится к народам (судится их отношение к евреям), третий предназначен для нечестивых. А иные диспенсационалисты насчитывают четыре, пять, шесть и даже семь судов.

 

Однако Писание всегда говорит о последнем суде как об одном событии. В нем говорится о дне суда, а не о днях. Прочитайте, например, Иоан. 5:28, 29; Деян. 17:31; 2 Пет. 3:7 и особенно 2 Фес. 1:7-10. Из уже прочитанного отрывка также ясно (см. особенно ст. 12), что будет только один последний суд.

 

2. Кто будет судьей?

 

В соответствии с рассматриваемым в этой главе отрывком Судьей будет Сидящий на великом белом престоле. Не раз мы читаем о Сидящем на престоле и Агнце. Бог через Агнца, Иисуса Христа, будет Судьей. Конечно, во всяком внешнем божественном деле (творение, провидение, искупление, суд) сотрудничают все три Личности святой Троицы. Тем не менее, из таких отрывков, как Дан. 7:13; Матф. 25:31, 32; 26:64; 28:18; Иоан. 5:27; Филип. 2:9, 10, ясно, что честь судить живых и мертвых отдана Христу как Посреднику в качестве награды за Его посредническое служение.

 

3. Кто будет сотрудничать с Ним в этом последнем суде?

 

Из таких отрывков, как Матф. 13:41, 42; 24:31; 25:31; 2 Фес. 1:7, 8; Откр. 14:17-20, ясно, что со Христом в суде будут ангелы. Они, например, соберут нечестивых перед судным престолом и будут "бросать их в печь огненную". Они определенно будут участвовать в приглашении Невесты (Церкви), которая направится встречать Жениха (Христа).

 

Из Пс. 148:5-9 и 1 Кор. 6:2, 3 мы также узнаем, что верующие примут активное участие в суде. В любом случае они будут делать это в смысле прославления праведных судов Христа (Откр. 15:3, 4).

 

4. Кто будет судим?

 

В первую очередь будут судимы все падшие ангелы (Матф. 8:29; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6). Это относится к сатане и всем его помощникам, демонам.

 

Во-вторых, что очень ясно вытекает из отрывка, который вы только что прочитали, все люди, которые когда-либо жили, все вместе предстанут перед великим белым престолом. Мы читаем: "И увидел я мертвых, малых и великих ...". Ясно, что никто не исключен: ни нечестивые, ни праведные. См. также Матф. 25:32; Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10.

 

5. Где произойдет суд?

 

Ответ: перед великим белым престолом (Откр. 20:11). Но где будет находиться этот престол? Некоторые помещают его на землю. Другие возражают им. Во-первых, в книге Откровение престол (Бога и Агнца) обычно располагается в верхних сферах, не на земле; и во-вторых, будет ли на земле место для всех поколений, которые когда-либо жили, предстать вместе перед судным престолом? Но если не на земле, то почему не в воздухе? (Это не помешает Христу стоять на земле после суда.) Мы знаем, что в любом случае по возвращении Христа верующие будут восхищены на облаках, чтобы встретить Господа на воздухе (1 Фес. 4:17). Нельзя ли допустить мысль, что верующие радостно устремятся на встречу своему Господу и Спасителю, в то время как нечестивые предстанут перед судным престолом?

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Сколько будет последних судов: один или несколько? Обоснуйте свой ответ.

 

2. Кто будет Судьей?

 

3. Кто будет сотрудничать с Ним на суде?

 

4. Кто будет судим?

 

5. Какие существуют мнения в отношении того, где произойдет последний суд? Каково ваше мнение?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Что подразумевается под "книгами" и "иной книгой" в Откр. 20:12?

 

2. Как вы понимаете слова "смерть вторая" в Откр. 20:14?

 

3. Почему суд был предан Сыну?

 

4. Что вы думаете о высказывании: "История мира - суд над миром"?

 

5. Разве Иоан. 5:24 не учит нас, что верующие на суд не приходят ? Объясните этот отрывок.

 

 

Глава 44

 

Последний суд. Когда он совершится? Почему он должен совершиться? В соответствии с каким критерием люди будут судимы?

 

Прочитайте Евангелие от Матфея 25:31-40; Евангелие от Луки 12:47, 48.

 

1. Когда он совершится?

 

Из фрагмента, который вы только что прочитали, ясно, что последний суд состоится немедленно после второго пришествия Христа и воскресения мертвых: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей ... соберутся пред Ним все народы". См. также 2 Фес. 1:7-10 и Откр. 20:11-14.

 

37 статья Бельгийского вероисповедания говорит об этом так:

 

"Наконец, мы верим, в соответствии со словом Божиим, что когда время, определенное Господом (которое неизвестно ни одной твари), придет и войдет полное число избранных, тогда придет наш Господь Иисус Христос с небес в теле видимым образом, как Он и вознесся, с великой славой и могуществом, чтобы объявить Себя Судьей живых и мертвых, очищая этот мир в огне и пламени. Затем все люди лично предстанут перед этим великим Судьей". См. также Матф. 24:36 и 2 Пет. 3:9.

 

2. Почему он должен совершиться?

 

Можно часто услышать возражение: "Последний суд совершенно не нужен и излишен, потому что задолго до этого проклятые, как и избранные, будут знать, где они будут проводить вечность. Разве не верно то, что как только человек умирает, его душа немедленно попадает в ад или рай? Следовательно, какой смысл в последнем суде?"

 

Однако эти рассуждения ошибочны. Обратите внимание на следующие факты, которые показывают, что последний суд в последний день действительно необходим.

 

А. Оставшиеся в живых, т.е. те, кто будет жить на земле, когда вернется Иисус - еще не определены ни в ад, ни в рай. Хотя бы поэтому они должны быть судимы.

 

Б. Последний суд необходим не только для них, но и для всех, потому что точная степень, или мера, мук и блаженства, которые каждый будет испытывать в душе и теле всю вечность, еще не определена. До самого момента последнего суда все, кто умер, находились в аду или на небе только душой.

 

В. Праведность Божия должна быть публично явлена, чтобы Бог мог прославиться.

 

Г. Праведность Христа и достоинство Его народа должны быть публично признаны. Когда мир последний раз видел Христа, Он был распят на кресте, как преступник! Эта оценка, будто Он был злодеем, осужденным за Свои преступления, должна быть опровергнута. Все люди должны узреть Того, Кого они пронзили. Они должны увидеть Его в славе с Его народом "по Его правую руку".

 

3. В соответствии с каким критерием люди будут судимы?

 

Допуск на небеса и изгнание из них будут проводиться в соответствии с тем, облачен ли человек в праведность Христа. Вне Христа никогда не было спасения (см. Деян. 4:12; ср. Иоан. 3:16; 1 Кор. 3:11).

 

Тем не менее будут меры наказания и меры славы. Обратите внимание на выражения "бит будет много", "бит будет меньше" (Лук. 12:47, 48). См. также Дан. 12:3; 1 Кор. 3:12-14.

 

Мера славы и наказания будет зависеть от двух обстоятельств:

 

А. Какое количество "света" (знания) получил человек? (Рим. 2:12).

 

Б. Как он использовал данный ему свет? (Лук. 12:47, 48). Был ли он верен? Если да, то в какой мере? Был ли он неверен? Если да, то в какой степени? Это станет очевидным из его дел. Поэтому мы и читаем, что мертвые будут судимы "по своим делам".

 

Это истинно в двух смыслах, потому что дела покажут, был ли человек истинно верующим во Христа, а также меру в какой он использовал или отвергал данный ему свет (Откр. 20:13; 1 Кор. 3:12-14).

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Когда согласно Писанию совершится последний суд?

 

2. Что говорится в Бельгийском вероисповедании по этому вопросу?

 

3. Какие возражения обычно выдвигаются против необходимости последнего суда?

 

4. Как вы ответите на эти возражения?

 

5. В соответствии с каким критерием люди будут судимы?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Какие слова похвалы звучат из уст Христа о тех, кто находится по его правую руку? Я имею в виду слова вЕвангелии от Матфея 25:35, 36. Подсказка: прочитайте их в свете Иоан. 15:5; 1 Кор. 4:7 и Еф. 2:10.

 

2. О каких хороших делах сказано в Евангелии от Матфея 25:37-39?

 

3. Можно ли сказать в свете фрагмента из Евангелия от Матфея 25 (особенно стихи 35 и 36), что протестанты иногда недооценива ют важность добрых поступков?

 

 

Глава 45

 

Последний суд. Что будет содержать в себе суд? Каков будет конечный результат?

 

Прочитайте Евангелие от Матфея 25:41-46.

 

1. Что будет содержать в себе суд?

 

Мы, конечно, не можем определить точный порядок, в котором будут следовать друг за другом все элементы последнего суда. Писание не дает нам достаточно информации для того, чтобы составить подробное, точное расписание событий. Тем не менее в Библии упомянуты некоторые элементы, относящиеся к последнему суду. Возможно, что в общем порядок, в котором я перечислю их, будет соответствовать реальной последовательности, разворачивающихся событий.

 

А. Разделение.

 

Когда все когда-либо жившие будут собраны перед Сыном Человеческим, Он разделит их на две группы: овец по правую руку, козлов - по левую (Матф. 25:31-33). Заметьте, что в Матф. 25:31-46 это событие является самым первым из всех упомянутых. Здесь мы должны помнить, что Бог всеведущ. Ему не надо постепенно, шаг за шагом приходить к какому-то заключению относительно внутреннего состояния сердца того или иного человека. Ему известно это состояние задолго до суда. Более того, разве овцы - это не избранные от вечности, и разве козлы не проклятые (тоже от вечности)? Кроме того, как было указано раньше, подавляющее большинство собранных перед престолом суда уже попали на небо или в ад своей душой! В силу этих причин судье будет не трудно разделить огромное множество людей сразу, располагая овец по правую руку, а козлов - по левую.

 

Б. Решение суда.

 

Вышесказанное не должно, однако, привести к мысли, что разделение будет произвольным , так что, например, оно будет основано исключительно на вечном постановлении Бога и не будет принимать во внимание реальную жизнь, которую прожил человек. Нет, вся жизнь человека, включая его самые глубокие мысли и желания, будет представлена на суд. Таким образом, определится главное решение ("спасен" или "проклят"). Кроме того, так будет определена мера славы или наказания каждого человека. См. Матф. 25:35-45, также Еккл. 12:14; Лук. 12:47, 48; Рим. 2:16; 2 Кор. 5:10.

 

В. Разоблачение.

 

Каждый поступок, совершенный человеком, каждое сказанное им слово, каждая мысль, каждое стремление и каждый мотив, который заставил человека действовать или бездействовать, будет открыт взору самого человека и всем другим. В Библии об этом сказано так: "... книги раскрыты были ...", т.е. раскрыты исчерпывающие описания жизни каждого человека в том виде, в котором они существуют в божественном всеведении и смутно отражены в совести каждого человека (Дан. 7:10; Мал. 3:16; Лук. 12:3; 1 Кор. 4:5; Откр. 20:12).

 

Нет основания думать, что все это займет много времени. Чтобы убедить вас, предлагаю представить осенний пейзаж. Если бы вам надо было подробно описать его, то это заняло бы много времени, но стоит бросить на него быстрый взгляд, и он может мгновенно запечатлеться в вашей памяти.

 

Г. Обнародование.

 

Будет вынесен точный приговор и объяснена его причина. Это ярко описывается в Матф. 25:34-36.

 

Д. Исполнение.

 

Приговор, каков бы он ни был, будет приведен в исполнение, совершится (Матф. 13:30).

 

Е. Оправдание.

 

Во время всего суда станет очевидной справедливость Божия. Будет провозглашена праведность Христа, праведность Его дела и Его народа. Даже проклятые будут вынуждены в глубине своего существа признать ее, а люди Божии будут славить Триединого Бога за нее (Откр. 15:3, 4; 19:2).

 

2. Каков будет конечный результат?

 

Прочитайте об этом в Матф. 25:46. Однако относительно сущности конечного состояния на небе и в аду смотрите следующую главу.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Если происходит слушание дел нескольких человек в обычном суде, то разделение на две группы - виновные и невиновные - производится в конце слушания. Как тогда объяснить, что все люди, представшие перед Христом-Судьей, будут разделены мгновенно ?

 

2. Докажите, что человеческие мысли, слова, поступки и т.д. будут представлены на суд. Почему это необходимо?

 

3. Что подразумевается под выражением "книги раскрыты были"?

 

4. Каким образом будет вынесен приговор и как он будет приведен в исполнение?

 

5. Каким образом будет воздано должное Божией справедливос ти?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Будут ли судимы добрые ангелы?

 

2. Будут ли греховные дела людей Божиих разоблачены на последнем суде? Если вы отвечаете: "Да", то не будет ли последний суд ужасным событием даже для верующих?

 

3. Если вы придерживаетесь той точки зрения, что грехи людей Божиих не будут разоблачаться на последнем суде, как вы тогда объясняете такие отрывки, как Еккл. 12:14; Матф. 12:36; Рим. 2:16; 1 Кор. 4:5?

 

4. Имеет ли значение тот факт, что в Евангелии от Матфея 25:31 и далее не упоминается о греховных делах верующих, но рассказывается об их добрых поступках?

 

5. Какой свет Откр. 14:14-20 проливает на последний суд?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.