Р. Лукас
Послание к Колоссянам
Четвертая глава
Кол. 4:2—6 Христианин и окружающий мир
Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; 3 молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я ив узах, 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. 5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. 6 Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
В заключительном разделе, говоря о жизни под водительством Христа, Павел обращает внимание верующего на тех, кто еще не в вере, чтобы каждый христианин мог осознать свою ответственность по отношению к внешнему миру и еделать Евангелие достоянием каждого в этом мире. Этот раздел не «произвольная череда неких дополнительных увещеваний» (по словам ЛохСа), но четко сформулированная весть, изложение основных моментов христианского долга — нести Слово Божье в мир. Это реалистический ответ на вопрос: «Что может сделать группа рядовых христиан, чтобы убедиться, что неверующие слышат Христа?» Это означает, что Церковь призвана свидетельствовать и устами, и своей жизнью — возвещать Благую весть о спасении, при том что сравнительно небольшое число христиан призваны к проповеди как таковой.
В этом разделе можно выделить два четко сбалансированных момента:
1. Разговор с Богом о людях (ст. 2—4).
2. Разговор с людьми о Боге (ст. 5, 6).
1. Разговор с Богом о людях (ст. 2-4)
Эффективный евангелизм начинается с настойчивой и упорной молитвы. И Павел, и Епафрас для колоссян были яркими примерами в этом отношении — увы, в отличие от многих христианских руководителей (1:9 и 4:12). Будьте постоянны означает упорство в молитве, а упорство, в свою очередь, предполагает непрестанное сосредоточение на насущной задаче — вспомним энергичную вдову, которая не давала покоя судье (см.: Лк. 18:1 -8). Характерной чертой ранних христиан была их постоянная ходатайственная молитва (Деян. 1:14; 2:42; 6:4 и др.). Быть может, новые учителя уделяли мало внимания молитве, раз Павел вынужден усиленно подчеркивать эту христианскую обязанность? Более вероятным представляется, что колоссяне не проявляли духовного рвения (и наш собственный опыт часто свидетельствует об этом), а такое неумение следовать призыву «бодрствуйте и молитесь» (Мф. 26:41) поставит их в трудное положение, когда придет время испытания. Именно в той церкви, которая не молится постоянно и упорно, врагу легче всего вести свою разрушительную работу.
Акцент на благодарение характерен для данного послания, а потому заслуживает особого комментария. Здесь благодарение — лучшая и необходимая составляющая молитвы. Молитва не может существовать без хвалы, как и хвала без молитвы: они подогревают и поддерживают друг друга.
О чем же они конкретно должны молиться? В просьбе Павла об их молитвах нет и намека на их обязанность отвечать на его молитву за них. Нет, он просит их молиться за него как проповедника Евангелия. Таков призыв Бога к нему, и тюремное заключение не может отменить Божье повеление. Знаменательно, что Павел не просит их молиться о том, чтобы Бог открыл для него двери темницы, хотя он не изображает из себя сверхчеловека, которому безразличны условия, в которых он находится (см. последний стих послания, где он просит помнить о его узах). Двери темницы могут открыться, только если он прекратит проповедь Евангелия, ибо именно из-за нее он и попал в заточение. Но апостол в своей уверенности в победе просит молиться, чтобы Бог отверз другую дверь, дав ему еще возможность (1 Кор. 16:9; 2 Кор. 2:12) возвещать тайну Христову. Нигде более Павел таким образом не «заявляет» о своем возвещении Благой вестиЗдесь подчеркивается, что определение христианского служения как объявления о чем-то ранее сокрытом делает христианское проповедничество частью процесса откровения. Эта поразительная апостольская концепция ныне нуждается в новом открытии. Откровение Бога во Христе уже совершилось в истории и записано в Библии. Но оно должно также быть проповедано слугами Божьими, чтобы раскрыть сердца и умы людей навстречу истине. В этом смысле каждый христианин должен «открыть глаза» другим (Деян. 26:18). Именно возвещенная людьми, эта Божественная истина становится ясной, понятной окружающим. И следует помнить, что это был реальный опыт колоссян, которые пришли к познанию и пониманию истины через проповедь Епафраса (1:5,6).
Очень интересно, что первой обязанностью христиан в Колоссах была молитва за провозвестников Евангелия, за тех, кого Бог призвал к этому служению. Необходимо новое пробуждение церквей в современном мире, их интереса к служению рядовых членов церкви и мобилизации всех христиан к возвещению Евангелия по всему миру; это очень важно. Ноте, кто проповедует в'среде верующих, не имея на то дара или призвания от Бога, не могут существенно продвинуть дело истины; более того, если верующие ошиблись в своем призвании благоВествовать дома и на работе, во всякой повседневной обстановке, то едва ли они завоюют внимание людей. Они скорее будут стоять перед закрытыми дверьми, и пусть не попадут в тюрьму, но окажутся в изоляции.
Но здесь может возникнуть и протест: разве позволительно запечатать уста христианина? Если я верю, то почему я не должен говорить об этом? (2 Кор. 4:13). На этот вопрос ответ дают ст. 5 и 6.
2. Разговор с людьми о Боге (ст. 5, 6)
Да, христианин действительно в ответе за «разговор с людьми о Боге». И здесь речь идет о «должном» для апостола и о «должном» для других людей. Но сопоставление двух последних фраз из обеих частей раздела показывает некоторую разницу в том, на чем делается акцент; и это важно. Они должны молиться за апостола, чтобы он мог возвещать Евангелие как должно. Он, в свою очередь, дает им здравый совет, чтобы они знали, как отвечать каждому.
Различие, думается, в том, что апостол должен использовать все возможности для прямого возвещения Слова Божьего и обучения ему, а рядовой христианин в Колоссах призван к другой форме евангелизма — ответам на вопросы, которые ставят люди.
Если это различие правильно понято, тогда оно незамедлительно зарекомендует себя как здравое и реальное. Вред могут нанести искренние верующие, которые считают, что они призваны проповедовать и свидетельствовать тем, с кем они сталкиваются повседневно — в магазине или на работе. Правильно осознавая важность своей вести, удручающее неведение их соседей и быстротечность времени, они без промедления приступают к делу. Но прямая атака на укрепленные позиции равнодушия и апатии редко оказывается успешной, да и не может быть успешно осуществлена людьми с обычной нервной системой без некоторого ущерба для их здоровья и уверенности в себе. Увы, череда неудач в таком свидетельстве может привести к серьезному разочарованию и вообще к отказу участвовать в этой борьбе.
Совет Павла христианам не касается проблемы овладения ими лучшими методами подхода к людям. Скорее, Павел предлагает христианам увидеть свои обязанности в совсем ином свете. Их задача, попросту говоря, в том, чтобы уметь отвечать каждому, т. е. им следует отвечать на вопросы других, а не начинать беседу на важные темы.
Это вовсе не звучит как сигнал к отступлению. Павел не сомневается в том, что возможности для ответов и разъяснений всегда можно найти повсюду, ибо люди ищут ответы на волнующие их вопросы о смысле жизни. И Павел, очевидно, думает, что христиан тоже можно найти повсюду — тех, кто готов отвечать на такие вопросы.
Это создает определенные трудности для некоторых христиан: именно настойчивое стремление рассмотреть определенные вопросы с определенными людьми осложняет им жизнь или лишает возможности вести нормальные беседы. В любом случае, мы идем на работу не с целью заниматься лишь благовестием. Но мы обязаны быть готовы воспользоваться теми простыми путями, возможностями, которые открываются нам в повседневной жизни. Это заставляет нас еще глубже осознать нашу зависимость от водительства Бога, Который может даровать нам способность более конкретного и яркого свидетельства в соответствующей ситуации. Мы должны помнить, что когда неверующий выбрал время, место и тему, то христианину может представиться удивительная возможность «благовествовать об Иисусе» (как это было с Филиппом, который, хотя и был «штатным» евангелистом, в случае с эфиопским вельможей действовал по «модели евангелизма — ответы на вопросы»; см.: Деян. 8:35).
Качества, которые необходимы «евангелистам, отвечающим на вопросы», тщательно подобраны и сбалансированы: с внешними обходитесь благоразумно. Но благоразумие не должно служить оправданием чрезмерной осторожности. Нужно пользоваться временем, ибо время всегда коротко. Нелегко сочетать эти два фактора. Новообращенный обычно торопится, но часто лишен такта и скромности. Христианин со стажем благоразумен, имеет мудрость, нажитую опытом, но не всегда отличается смелостью и настойчивостью. Помимо баланса между рвением и тактом в поведении человека желателен также и баланс в том, что и как говорить. Речь христианина да будет всегда с благодатию, особенно когда ответы провоцируют начало спора (ср.: 2 Тим. 2:24,25). Но самые благородные слова могут прозвучать пресно и тускло, поэтому апостол говорит о необходимости придать им вкус. Нельзя приравнивать соль к остроумию, но одно несомненно: ответ должен вызывать интерес и уважение у того, кто спрашивает. Острое и яркое слово помогает завоевывать людей.
Возможно, этот раздел, с его особой практической направленностью, заставит нас запомнить совет Павла: никогда не упускать из виду наши обязанности по отношению к внешним, к неверующим (ст. 5). Мы всегда должны молиться, чтобы Господьдал нам возможность благовествовать им. Мы всегда должны радостно пользоваться такими возможностями в любых, даже неблагоприятных, обстоятельствах. Мы всегда должны использовать ускользающие от нас быстротечные моменты и отвечать людям, когда они предоставляют нам такую возможность. И мы всегда должны искать мудрости и благодати, чтобы наши слова смогли цробудить их живой интерес к Христу.
Теперь, рассмотрев пять разделов, где говорится о «практическом христианстве» (начиная с 3:1), небезынтересно отметить порядок и последовательность уроков, которые они преподносят. Соединенные вместе, они составляют единую канву христианской жизни, требований, предъявляемых к ней. Но из этих разделов можно извлечь и другие, более или менее очевидные уроки. Так, например, тесная связь между отношениями верующего с Христом и с поместной общиной — простая: вы не можете обладать одним, не имея другого, но, вместе с тем, они никоим образом не тождественны, и описываются порознь. А без истинной христианской жизни, которая объемлет церковь, дом и работу, в наших словах не будет звучать истина во всей ее полноте.
Кол. 4:7-18 Заключительные приветствия и наставления
О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом (нашим), который от вас: они расскажут вам о всем здешнем. 10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его, — 11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. 12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. 13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность (и заботу) о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. 14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. 15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. 16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы. 17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. 18 Приветствие моею рукою Павловою. Помните мои узы. Благодать со (всеми) вами. Аминь.
В сравнении с другими посланиями Павла, эпилог в Послании к Колоссянам необычно насыщен личными вестями и приветами. В этом отношении с ним может сравниться только одно послание — римлянам.
Цель Павла здесь очевидна: укрепить свои связи с христианами в Колоссах, а также с другими церквами вблизи этого города (4:15,16). Павел убешен, что его тюремное заточение представляет собой реальную опасность и для церквей, с которыми он был насильственно разлучен. Во время его невольного отсутствия его место могут попытаться занять другие и сбить с правильного пути его стадо (ср.: Деян. 20:29). И фактически так и произошло в церквах в Ликийской долине.
Своим письмом к колоссянам Павел хочет установить самые тесные связи с этими церквами. Он хочет, чтобы они осознали, как сильно он озабочен их делами и как глубоко он вникает во все их проблемы (ср.: 2:1-5).
Именно по этой причине он подчеркивает, что ему не безразлично, с кем они контактируют: ибо разве он не был хорошо лично знаком с такими людьми, как Онисим (ст. 9) и Епафрас, о котором говорится: Епафрас ваш (ст. 12)?
Павел знает обо всех их делах (ст. 15-17) и хочет, чтобы и они знали о его делах (ст. 7—9). Он прекрасно осознает, что без постоянного обмена новостями не может быть близких взаимоотношений. Он понимает, что чисто формальные связи ведут к тому, что доверительные отношения постепенно отмирают. Он видел, что тесные отношения — хорошая основа для влияния с его стороны* и поступал соответственно.
Апостол не хотел, чтобы у них создалось впечатление о его временном бездействии в связи с его «узами». Он отправляет к ним с поручением Тихика и Онисима (ст. 7-9); он повторяет свою рекомендацию относительно Марка (ст. 10); он просит, чтобы его письмо было передано и в другие церкви (ст. 16), и он посылает наказ Архиппу. Он, отнюдь, не проявляет себя как апостол в отставке!
Возможно, интереснее всего в этом заключении то, что в нем Павел раскрывается как личность.
У него был великий дар общения с людьми. Павел не только помнил многих по именам (об этом свидетельствуют тексты в Рим. 16:1-15), но он проявлял о них глубокую заботу. Возможно, отчасти потому, что не имел собственной семьи, которой мог бы отдать себя столь же безоглядно, как и семье Божьей? В любом случае, одной из причин, почему его любили столь сильно, несомненно, было то, что он и сам очень сильно любил других (ст. 7, 9, 14; ср. также: Рим. 16:5,8,9,12).
У него был великий дар приобщать к служению других. Тихик стал его верным сотрудником, Аристарх был его собратом по заключению׳, Марк и Иисус (Иуст) тоже были его помощниками. Одно дело — радоваться тому, что кто-то готов разделить с тобой страдания в заточении, но совершенно другое — стремиться к тому, чтобы они разделили с тобой привилегию великого служения. Павел сумел привлечь знающих, усердных и духовно зрелых христиан к служению и сделал их своими настоящими соработниками. Этому следует учиться у него многим церквам на Западе.
У него был великий дар поддерживать своих соратников. Трудно найти такого руководителя, который так бы ценил своих соработников, как Павел. Мы уже видели, как он подчеркивал заслуги Епафраса (ст. 12, 13; ср.: 1:7). Шла ли речь о друзьях, которые, вероятно, рисковали своей жизнью ради него (Рим. 16:4), или о его личном враче (ст. 14), он всегда с искренней благодарностью отдавал им должное (ср.: Рим. 16:2).
Интересно отметить, что же более всего ценил Павел: это верность, что и неудивительно, т. е. преданность и трудолюбие (ст. 7, 9, 11, 13; снова ср.: Рим. 16:6,12).
Он обладал великим даром — преданностью. Это было свойственно ему, и он никогда не изменял себе! Он написал это письмо колосянам, ища в них единомышленников (1:2). Преданность лежит в самом сердце его послания (2:6,7). Несомненно, имеет важное значение и тот факт, что хотя о верности не говорится в Рим. 16, она подчеркивается в данном послании (1:7) и в этом эпилоге (ст. 7, 9), а также в параллельных текстах в Еф. 1:1; 6:12.
Но еще более выразителен тот факт, что апостол не допускает, чтобы от его читателей ускользнула основная мысль послания, даже в этом неформальном эпилоге. Вопрос о псевдодуховной полноте, которую предлагают новые учителя, исчерпан и закрыт. Теперь апостол говорит о положительном христианском опыте. Ложная полнота идет бок о бок с духовной незрелостью (см., напр.: 1 Кор. 4:8); но Павел пишет, что их добрый друг Епафрас ожидает от них духовной зрелости, чтобы они исполнились всем, что угодно Богу. Возможно, и к Архиппу он взывал с подобным призывом, хотя ничего определенного о служении этого челрвека сказать нельзя, кроме того, что он был сподвижником апостола (Флм. 1:2).
Итак, читая прощальные слова Павла, мы теперь должны помнить не столько о его узах — они давно уже пали, — сколько о том, как он воодушевляет нас, о том, что во Христе Иисусе мы можем наслаждаться полнотой жизни И свободы; о том, чтобы исполнять от всей души любое служение, которое мы получаем в течение жизни.
36 Этот словарь издан на русском языке. См.: Новый библейский словарь: В 2 ч.Ч. 2. Библейские реалии. СПб.: Мирт, 2001.
Этот материал еще не обсуждался.