Мэтью Генри
Толкование книг Нового Завета. Евангелие от Иоанна
Введение
Нет необходимости заниматься исследованием того, где и когда было написано это Евангелие: мы убеждены в том, что оно было передано посредством вдохновения от Бога Иоанну, брату Иакова, одному из двенадцати апостолов, отличавшемуся благородным характером ученика, которого любил Иисус, одному из трех приближенных Сына Давидова, удостоенных Им быть свидетелями того, что было скрыто от взоров остальных, в частности преображения и борения в саду. По свидетельству древних, Иоанн прожил дольше всех двенадцати апостолов и был единственным из них, кто умер естественной смертью: все остальные претерпели мученичество. Некоторые из них далее показывают, что он написал это Евангелие в Ефесе по просьбе служителей нескольких церквей в Асии в противовес ереси Коринфа (Corinthus) и евионитов, доказывавших, что наш Господь был обыкновенным человеком. Вероятнее всего, он написал его еще до своей ссылки на остров Патмос, ибо там он написал свой Апокалипсис, конец которого, как представляется, был задуман в качестве завершения всего канона Писания; и если это так, то это Евангелие не могло быть написано позже. Поэтому я не могу положиться на тех поздних отцов Церкви, которые утверждают, что он написал его в изгнании или же после своего возвращения из ссылки, то есть спустя много лет после разрушения Иерусалима, когда, по свидетельству одного из них, ему было девяносто или, по мнению другого, сто лет. Однако ясно, что он писал последним из четырех евангелистов, и если сравнивать его Евангелие с Евангелиями остальных, то невозможно не отметить следующие его особенности, а именно:
1. Он рассказывает о том, что не включили в свои повествования они; он замыкает шествие, и его Евангелие, словно арьергард или действующий со стороны тыла отряд, собирает на своем пути то, мимо чего прошли другие. Так имело место более позднее собрание премудростей Соломона (Прит. 25:1) и в то же время куда более лаконичное, нежели то, что было высказано Соломоном, 3 Цар. 4:32.
2. Он в большей мере открывает нам тайну того, что другие евангелисты изложили всего лишь как историю. Прежде всего было необходимо установить факты, что и было сделано в их повествованиях о тех событиях, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала, Лук. 1:1; Деян. 1:1. Но так как все это уже было подтверждено устами двух или трех свидетелей, то Иоанн спешит к совершенству (Евр. 6:1) и не полагает снова основание, но строит на нем, уводя нас все далее за завесу. Кое-кто из древних отмечает, что остальные евангелисты больше писали о ta swmatikav - телесной стороне образа Христа, тогда как Иоанн пишет о ta pneumatikav - духовной стороне Евангелия, его жизни и его душе; поэтому некоторые назвали это Евангелие ключом к пониманию других евангелистов. Именно оно открывает дверь в небо, откуда нам впервые слышится голос: «Взойдите сюда, взойдите наверх». Те из древних, которые считали, что четверо животных в видении Иоанна символизируют четверых евангелистов, самого Иоанна представляли в образе летящего орла: так высоко он парит и так ясно видит перед собой предметы Божественные и небесные.
Этот материал еще не обсуждался.