Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Левит
ГЛАВА 27
Кажется, что последний стих предыдущей главы заканчивает книгу уставов, но эта глава добавлена в качестве дополнения. Дав законы об учрежденных служениях, здесь он дает наставления относительно обетов и добровольных служений, о добровольных приношениях своих уст. Возможно, некоторые набожные благочестивые люди из народа израильского были так поражены словами Моисея, переданными им в предыдущей главе, что под воздействием внезапного порыва ревности посвятили ему себя, или своих детей, или имущество. И если это совершалось искренне, то Бог принимал дар, но так как впоследствии люди были склонны раскаиваться в подобных обетах, Он оставлял место для выкупа того, что было подобным образом посвящено, по определенной цене. Здесь приводится
(I) закон об освященном для Бога, что касалось людей (ст.2-8), скота, чистого или нечистого (ст.9-13), домов и земель (ст.15-25), за исключением первенцев (ст.26,27).
II. Закон о том, что было посвящено (ст.28,29).
III. Закон о десятине.
Стихи 1-13
Эта часть закона посвящается необычным и исключительным обетам, которые, хотя Бог не настаивал на этом, были Ему угодны, если они были совместимы и согласовались с основными заповедями. Отметьте: мы должны спрашивать не только: «Что мы должны делать?», но и: «Что мы можем сделать для славы и чести Бога?» Как честный и мыслит о честном (Ис.32:8), так и благочестивый замышляет благочестивые поступки, а переполненное любовью сердце будет охотно делать что-то необычное для служения такому доброму Господину, каковым является Бог. Когда мы ожидаем и надеемся получить какую-либо необычную милость, то хорошо бы почтить Бога необычным обетом.
I. Здесь описывается случай, когда люди дают Богу особый обет (ст.2). Если человек посвящал себя или ребенка служению в скинии, чтобы быть занятым в ней каким-то второстепенным служением, например: мыть полы, выносить пепел, исполнять незначительные поручения или что-либо подобное, - то такой человек посвящал себя Господу, то есть Бог благосклонно принимал его доброе желание. «Хорошо, что это на сердце у тебя» (2Пар.6:8). Но поскольку у Него не было возможности использовать их служение в скинии, так как целое колено было назначено для этого, то людей, давших такие обеты, нужно было выкупить, а деньги, уплаченные за выкуп, шли на починку святилища или другие нужды, как описано в Писании (4Цар.12:14); эти деньги назывались (как написано на полях) оценкой души его. Соответственно существовала книга расценок, согласно которой священники должны были производить оценку.
1. Дороже всего стоил человек среднего возраста, от двадцати до шестидесяти лет, так как в этот период был самым работоспособным; мужчина стоил пятьдесят сиклей, а женщина тридцать (ст.3,4). В то время женщины ценились меньше, но не во времена Христа, ибо во Христе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3:28). Отметьте: тот, кто находится в расцвете сил, должен считать себя и свое поколение обязанным больше служить Богу, чем молодежь, еще не достигшая зрелости, или люди преклонного возраста, которые переросли ее.
2. Цена за молодых людей от пяти до двадцати лет была меньше, так как они были менее пригодны совершать служение (ст.5).
3. Младенцы, не достигшие пятилетнего возраста, могли быть принесены Богу по обету своих родителей даже еще до своего рождения, как было с Самуилом, но их нельзя было представлять и выкупать, пока им не исполнился месяц от роду, подобно тому как обрезание совершалось лишь после того, как прошла одна суббота; так и в данном случае должна была пройти одна луна до того, как они были оценены, и их оценка была весьма незначительной (ст.6). Самуил, который был подобным образом посвящен Богу, не был выкуплен, так как был левитом и особым любимцем, поэтому с самого детства он был занят служением в скинии.
4. Люди преклонного возраста оценивались меньше молодых, но больше, чем дети (ст.7). Евреи обращают внимание на то, что цена пожилой женщины равна двум третям цены пожилого мужчины, то есть в этом возрасте ее цена приближалась к цене мужчины, что послужило поводом утверждать (как здесь цитирует епископ Патрик) среди них, что пожилая женщина в доме – это его сокровище. Павел высоко ценил стариц, увещевая их учить добру (Тит.2:3).
5. Бедных оценивали соответственно их возможностям (ст.8). Кое-что они должны были заплатить, чтобы научиться не давать поспешных обетов Богу, так как Он не благоволит к глупым (Еккл.5:3), но не больше своих возможностей, а secundum tenementum – соответственно их имуществу, чтобы они не погубили себя и свои семьи собственным рвением. Отметьте: Бог ожидает и требует от людей соответственно тому, что они имеют, а не тому, чего они не имеют (Лук.21:4).
II. Приведен случай, когда животных приносят в жертву Богу по обету.
1. Если это была чистая тварь, которую можно было приносить в жертву, то ее нельзя было выкупать или вносить плату вместо нее: все, что дано Господу, должно быть свято (ст.9,10). После того, как животное было принесено по обету, его нельзя было использовать как обычно, или менять свои планы в отношении его. Его можно было либо принести в жертву на жертвеннике, либо, если были обнаружены какие-либо пороки и оно было непригодно в качестве жертвы, то принесший не должен был использовать для своей выгоды это обстоятельство, а священники либо должны были забрать его для личного употребления (ибо они принимали от имени Бога), либо его нужно было продать для служения в святилище. Это учит нас быть осторожными, давая обеты, и постоянными в их соблюдении, когда они уже даны, ибо сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать (Прит.20:25). Похоже, на этот принцип ссылается правило благотворительности (2Кор. 9:7): «Каждый уделяй по расположению сердца».
2. Если это было нечистое животное, то оно поступало в распоряжение священников по определенной цене, хотя давший обет, если желал, мог выкупить его, уплатив деньгами ее стоимость и добавив к этому еще ее пятую часть (ст.11-13). Люди заслуживали страданий за свое непостоянство. Бог поделился с нами мыслями о том, как должно совершаться служение Ему, и Он недоволен, если мы не знаем, что делать. Бог ожидает, что те, кто общается с Ним, будут точно придерживаться установленных порядков.
Стихи 14-25
В этих стихах представлен закон об имуществе, посвященном служению Богу особым обетом.
I. Представьте человека, который из ревности по славе Божьей посвящает дом свой в святыню Господу (ст.14). Священник должен оценить этот дом, а деньги, полученные от его продажи, быть переданы для использования в святилище, которое постепенно обогащалось вещами, посвященными ему (3Цар. 15:15). Но если владелец сам хотел выкупить его, то он не мог купить его так же дешево, как человек посторонний, а к его стоимости добавить пятую часть, так как должен был думать, прежде чем давать обет (ст.15). Для бедствующих Бог уменьшал стоимость (ст.8), а для тех, кто был непостоянен, капризен и чьи вторичные мысли больше склоняли его к миру и его мирской выгоде, по сравнению с первыми, для таковых Бог поднимал цену. Благословен Бог за то, что дал нам возможность освящать наши дома и делать их святыми для нашего Господа, не продавая и не покупая их. Если мы и наши дома служим Господу, если в них царствует религия и мы далеко отгоняем от них беззаконие, если наш дом становится церковью, тогда на них написано «святыня Господня»; они принадлежат Ему, и Он вместе с нами будет жить в них.
II. Предположим, кто-то хочет посвятить часть своей земли Господу, отдав ее в благочестивое использование. В таком случае необходимо было установить разницу между землей, которая досталась жертвователю по наследству, и той частью, которая была приобретена; соответственно этому ситуация менялась.
1. Если это было наследство его отцов, которое здесь названо полем из своего владения, так как принадлежало его предкам со времен первого распределения в Ханаане, то он мог не отдавать ее полностью святилищу; Бог не позволил бы иметь такую ревность, которая погубила бы семью этого человека. Он мог посвятить лишь какую-то ее часть (ст.16). И в этом случае
(1) землю нужно было оценить (как чаще всего вычисляют наши соотечественники) соответственно мерам посеянного ячменя. Земля, позволявшая посеять хомер ячменя, содержащий десять эф, Иез.45:11 (некоторые ошибаются, полагая, что здесь идет речь о гоморе, составлявшем лишь одну десятую часть эфы, Исх.16:36), оценивалась в пятьдесят сиклей – довольно умеренная цена (ст.16), – если она посвящалась сразу после юбилейного года (ст.17). Если это совершалось несколько лет спустя, то нужно было соответственно высчитать часть из этой цены (ст.18). И
(2) когда цена была установлена, то жертвующий мог по собственному желанию выкупить землю по цене в шестьдесят сиклей за хомер ячменя, так как добавлялась пятая часть ее стоимости. В таком случае деньги поступали в святилище, а посвященная земля возвращалась владельцу (ст.19). Если же владелец не выкупал ее и священник продавал ее другому, тогда в юбилейный год, когда договор о продаже прекращал свое действие, земля переходила к священникам и принадлежала им навсегда (ст.20,21). Отметьте: то, что посвящается Господу, не имеет права быть аннулированным; что посвящено Господу, должно принадлежать Ему всегда согласно вечному завету.
2. Если же земля была приобретена им, а не перешла от предков, тогда не сама земля, а ее стоимость переходила к священникам для благочестивого употребления (ст.22,24). Предполагалось, что тот, кто благодаря благословению Бога становился настолько богатым, что приобретал земли, считал себя обязанным в благодарность посвятить Богу часть своих приобретений, по крайней мере (в этом они не ограничены, а могут, если есть желание, посвятить все) для служения Богу. Ибо мы должны давать соответственно тому, как Бог благоприятствует нам (1Кор.16:2, англ.пер.). Приобретающие должны особым образом быть благотворительны. Поскольку предыдущий закон гласил, что приобретенные земли в юбилейный год возвращались к тому, у кого они были куплены, то Бог не хотел, чтобы этот закон и его цели теряли свой смысл из-за того, что земли превращались в корван, то есть дар Богу (Мар.7:11). Но необходимо было исчислить, сколько стоила земля за определенное количество лет от момента дачи обета до юбилейного года, ибо лишь на протяжении этого периода он владел ею, так как Бог ненавидит грабительство с насилием. Мы никогда не сможем достойно служить Богу тем, с помощью чего наносим ущерб ближнему. Столько денег он должен был дать в настоящее время и мог владеть этой землей до юбилейного года, после чего она беспрепятственно даром возвращалась тому, у кого была куплена. Здесь также подтверждается стоимость сикля, с помощью которого осуществлялись оценки (ст.25). В нем должно содержаться двадцать гер, а каждая гера приравнивалась по весу к шестнадцати зернам ячменя (около 0,5 г). Это было учреждено ранее (Исх.30:13), и хотя со временем это постановление претерпело изменения, оно вновь повторяется в законах, изложенных в видении о храме Иезекииля (Иез.45:12), чтобы показать, что Евангелие должно привести понятие к их древнему стандарту.
Стихи 26-34
В этих стихах звучит:
I. Предостережение, чтобы никто не насмехался над посвящением Господу, посвящая Ему первенцев, ибо этого требовал закон (ст.26). Хотя сущность основного обета заключалась в том, что мы и так должны были делать согласно священному завету, в то же время особый обет по сути должен обещать то, чего мы не обязаны делать при ранее оговоренных обстоятельствах и размерах. Закон о первенцах нечистых тварей (ст.27) не отличается от ранее приведенных (ст.11,12).
II. Различие между посвященными и только освященными предметами или людьми.
1. Все, что было посвящено, заклятое, было особо свято для Господа и не могло быть возвращено или отчуждено (ст.28). Заклятое имело ту же природу, что и жертвы, называвшиеся великой святыней, прикасаться к которым могли только сами священники. Разница между этими и другими освященными вещами возникла в результате различного выражения обета. Если человек посвящал что-либо Богу, связывая себя торжественной клятвой никогда не употреблять ее для других целей, тогда эта вещь считалась заклятой.
2. Заклятых людей нужно было предавать смерти (ст.29). Это не значит, что во власти родителей или хозяина предавать ребенка или раба смерти; но здесь подразумевались гражданские враги Израиля, которые то ли по указанию Господа, то ли по приговору собрания были закляты, как семь народов, с которыми они не должны были вступать в союз. В частности город Иерихон был заклят подобным образом (Иис.Н.6:17). Жители Иависа Галаадского были преданы смерти во исполнение проклятия, провозглашенного тем, кто не пришел в Массифу (Суд. 21:9,10). Некоторые считают, что когда Иеффай принес в жертву свою дочь как заклятое, что не подлежало выкупу, то это произошло из-за того, что они не были правильно информированы об истинном стремлении и значении этого закона.
III. Закон о десятинах, которые приносились для служения Богу еще до закона, примером чему служат десятины Авраама (Быт. 14:20) и обещание Иакова приносить их (Быт.28:22). Здесь велено,
(1) чтобы они приносили десятину от всего прибавления: от семян деревьев, плодов деревьев и скота (ст.30,32). Какую бы прибыль ни приносило их хозяйство, они должны были почитать Бога десятой частью от нее, если ее можно было исчислить. Тем самым они признавали, что Бог является владельцем их земли и дает им ее плоды, а они сами являются арендаторами и полностью зависят от Него. Тем самым они также благодарили Его за изобилие, которым пользовались, и просили, чтобы Его благоволение, проявляющееся в достатке, не прекращалось. А мы на примере этого учимся в общем чтить Господа от имения своего (Прит.3:9) и в частности – поддерживать и содержать служителей и делиться всяким добром с ними (Гал.6:6; 1Кор.9:11). И я не вижу, кроме десятины, которая была назначена Богом с древних времен, другого способа сделать это более соответствующим образом или в более справедливой пропорции.
(2) То, что однажды было отмечено для десятины, нельзя было менять даже на лучшее (ст.33), ибо провидение направляло жезл, отметивший ее. Бог примет десятину, даже если она не является лучшим, и поэтому люди не должны жалеть о ней, ибо она прошла под жезлом.
(3) Ее нельзя было выкупать, кроме того случая, когда владелец, чтобы выкупить ее, платил сверх ее стоимости пятую часть (ст.31). Если люди из любопытства предпочитали то, что было отмечено для десятины, а не ту часть прибыли, которая оставалась им, то они заслуженно должны были платить за свое любопытство.
IV. Похоже, что последний стих ссылается на всю книгу, так как является ее заключением: «Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых». Большая часть этих заповедей носит нравственный характер и подлежит постоянному соблюдению, другие, которые были обрядовыми и присущи лишь иудейскому образу жизни, тем не менее имеют духовное значение и назидают нас, давая ключ к тайнам, содержащимся в них, ибо и нам с помощью этих наставлений было возвещено Евангелие, как и тем (Евр.4:2). Что же касается всего вопроса, то у нас есть повод благословить Бога за то, что нам не пришлось приступить к горе Синай (Евр.12:18).
1. За то, что мы сейчас не пребываем в темных тенях закона, а наслаждаемся ярким светом Евангелия, которое показывает нам, что конец закона для праведных — Христос (Рим.10:4). Доктрина нашего примирения с Богом через Посредника не омрачена дымом сгорающих жертв, а прояснена познанием Христа и притом распятого.
2. За то, что мы не находимся под тяжелым ярмом закона и его обрядов, относящихся к плоти (как называет их апостол, Евр.9:10), действовавших лишь до времени реформации, – иго, которого не могли понести ни они, ни их отцы (Деян.15:10), а живем во время легких и благих постановлений Евангелия, которое провозглашает истинными верующими тех, которые поклоняются Отцу в духе и истине через Христа и во имя Его, ибо Он является нашим священником, храмом, жертвенником, жертвой, очищением и всем во всем. Поэтому давайте не считать, что раз мы не связаны обрядовыми очищениями, праздниками, жертвоприношениями, то незначительного внимания, времени и затрат достаточно, чтобы почтить Бога. Нет, пусть наши сердца будут переполнены доброхотной жертвой хвалы, пусть они больше исполнятся святой любовью и радостью, пусть больше участвуют в серьезных размышлениях и искренних намерениях. Итак, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, поклоняясь Богу с еще большей радостью и смиренным упованием, пока не скажем: «Благословен Бог за Иисуса Христа!»
Этот материал еще не обсуждался.