28.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Левит

ГЛАВА 17

После закона об очищении, которое должен был совершить первосвященник за весь Израиль в скинии с кровью тельцов и козлов, в этой главе излагаются два запрета, необходимые для сохранности славы очищения.

I. Никто другой, кроме священников, не должен был совершать жертвоприношение, которое должно было происходить только у дверей скинии. Это запрещалось под страхом смерти (ст.1-9).

II. Не разрешалось вкушать любую кровь под страхом смерти (ст.10 и далее).

Стихи 1-9

Этот указ обязывал весь народ Израильский приносить свои жертвы к Божьему жертвеннику, чтобы жертвоприношение совершалось там. И что касается этого вопроса, то мы должны задуматься:

I. Как обстояло дело раньше.

1. Всем людям позволялось строить жертвенники и приносить жертвы Богу, где им нравилось. Где бы Авраам ни ставил палатку, он там же строил жертвенник, а каждый глава семьи был ее священником, как Иов (Иов.1:5).

2. Эта свобода была поводом для идолопоклонства. Если всякий человек был для себя священником, то постепенно, становясь суетными в своем воображении, люди придумывали своих богов и приносили жертвы своим идолам (ст.7). Слово подчеркивает значение диким или волосатым козлам, так как, возможно, именно в этом образе злые духи часто являлись им, чтобы побудить к жертвоприношению и показать, что они принимают их. Ибо дьявол с тех пор, как восстал против Бога и стал бунтовщиком, постоянно соперничал с Богом и жаждал, чтобы ему оказывались божественные почести. Он имел наглость предлагать нашему благословенному Спасителю пасть и поклониться ему. Сами израильтяне в Египте научились приносить жертвы идолам, и, похоже, некоторые из них практиковали подобное даже после того, как Бог Израиля таким славным образом явился им и был с ними. Писание говорит, что они блудно ходили за этими идолами, ибо нарушение завета с Богом можно было приравнять к прелюбодеянию в брачном завете. Они были в той же степени сильно подвержены идолопоклонству и им было так же трудно отказаться от него, как и людям, которые предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью; и со ссылкой на это Бог называет Себя ревнителем.

II. Как этот закон был учрежден.

1. Некоторые полагают, что этот закон запрещал сынам Израилевым, пока они находились в пустыне, убивать коров, баранов, телят, овец или козлов даже для личного употребления. Это могло совершаться только у дверей скинии, где кровь и тук приносились на Божий жертвенник, а плоть возвращалась принесшему жертву, чтобы он съел ее как мирную жертву, согласно закону. Указ (ст.3,4) поддерживает это мнение, ибо говорит в общем об убийстве тельца, овцы или козла. Образованный доктор Кудворт (Cudworth) вкладывает именно такой смысл в эти слова и считает, что раз скиния находилась так близко к их палаткам, располагаясь в центре стана, то они не должны были есть мяса до тех пор, пока вначале не принесли жертву Богу, но когда они вошли в Ханаан, это постановление было изменено (Втор.12:21) и им было разрешено убивать дома животных из стад и отар наравне с оленем и косулей. Лишь три раза в год они должны были посетить Бога в Его скинии – есть и пить перед Ним там же. Возможно, в пустыне они не ели много мяса, за исключением мирных жертв, пытаясь сохранить имеющихся животных для разведения в Ханаане; поэтому они роптали, требуя мясо, так как им надоела манна. По этому случаю Моисей говорил, что они слишком берегли овец и волов (Числ.11:4,22). В то же время сложно воспринять этот закон как временный, раз здесь четко говорится о том, что это постановление вечное (ст.7). 2. Поэтому, скорее, этот закон запрещал убивать животных в любом другом месте, кроме Божьего жертвенника. Они не должны были совершать жертвоприношение истинному Богу, как раньше, на поле (ст.5), а отдавать их священнику, чтобы жертва приносилась на жертвеннике Господа. А торжественный обряд посвящения священников и жертвенника, свидетелями которого они недавно были, должен был стать добрым основанием, почему они должны ограничиваться в этом плане, раз Бог так выразительно повелел и признал этот закон, обязывавший не только израильтян, но также прозелитов и пришельцев, обрезанных и путешествующих вместе с ними, которые подвергались опасности сохранить привязанность к своим старым привычкам поклонения. Если кто-либо нарушал этот закон и приносил жертву в другом месте, а не у входа скинии,

(1) то его вина была огромна: человеку тому вменена будет кровь (ст.4). Хотя он убил всего лишь животное, но в то же время убил его не так, как велел Бог, и поэтому этот человек приравнивался к убийце. Лишь благодаря божественной уступке мы имеем право убивать низших животных; но на данную привилегию мы имеем право лишь в том случае, если подчинимся ограничению, гласившему, что мы не должны совершать его с жестокостью или религиозными предрассудками (Быт.9:3,4). Самое большое бесчестие для нижних тварей совершалось тогда, когда их делали ложными богами или приносили в жертву лжебогам. Возможно, именно на это ссылается апостол, когда говорит о суете и рабстве тления, которым подвержены твари (Рим.8:20,21; см.Рим.1:23,25). Жертвоприношения идолам рассматривались не только как блудодейство, но и как убийство: приносящий им жертву – что убивающий человека (Ис.66:3).

(2) Наказание за это преступление было суровое: истребится человек тот из народа своего. Совершать это должны были обладающие властью, если проступок совершался открыто и явно, если же нет, то Бог брал это дело в Свои руки и преступник истреблялся каким-либо внезапным ударом божественной справедливости. Вот основания, почему Бог так строго повелел, чтобы все жертвы приносились в одном месте.

[1] Чтобы уничтожить идолопоклонство и религиозные суеверия. Господь желал, чтобы жертвы Ему приносились соответственно учрежденному правилу без всяких нововведений; жертвоприношение всегда должно было совершаться руками священников, которые были служителями в доме Божьем под наблюдением у первосвященника, который был главой дома и заботился, чтобы все совершалось согласно Божьему постановлению.

[2] Чтобы сохранить славу Божьего храма и жертвенника, достоинства которого могли бы поблекнуть, если бы людям было разрешено приносить их в любом другом месте, а не только здесь.

[3] Чтобы сохранить единство и братскую любовь между израильтянами, которые встречались у одного жертвенника, как дети одной семьи каждый день встречаются за одним столом, чтобы они жили и любили друг друга, как братья, чтобы были единодушны в Господе, как один человек.

III. Как этот закон соблюдался.

1. Пока израильтяне хранили свою непорочность, они нежно и ревностно исполняли этот закон, о чем свидетельствует их ревность против жертвенника, сооруженного двумя с половиной коленами, который они ни в коем случае не хотели оставлять возведенным, пока не удовлетворились известием о том, что он не предназначался для жертв или приношений (Иис.Н.22:12 и далее).

2. Этот закон начали нарушать много веков спустя из-за постыдной и неискоренимой порочности иудейской церкви. Об этом свидетельствуют жалобы, которые встречаются даже во времена правления хороших царей: «Только высоты не были отменены»; а они побуждали к самому отъявленному идолопоклонству.

3. В то же время в некоторых чрезвычайных ситуациях обходились без этого закона. Жертвы Гедеона (Суд.6:26), Маноя (Суд.13:19), Самуила (1Цар.7:9; 9:13; 11:15), Давида (2Цар.24:18) и Илии (3Цар.18:23) были благоугодны, хотя и не совершались на обычном месте, но повеления исполнить их поступали либо от ангела, либо от пророков. А некоторые считают, что после запустения Силома и до того, как был построен храм, пока ковчег и жертвенник не были установлены, разрешалось приносить жертвы в любом месте.

IV. Как обстоит дело сейчас, и какие выводы должны сделать мы, исходя из этого закона.

1. Несомненно, что духовные жертвы, которые мы должны приносить сейчас, не ограничиваются никаким местом. Об этом четко сказал наш Спаситель (Иоан.4:21) и апостол (1Тим.2:8) согласно пророчеству о том, что на всяком месте будут приносить фимиам (Мал.1:11). Сейчас у нас нет ни храма, ни жертвенника, чтобы освящать дары, а евангельское единство определяется не каким-либо местом, а единством сердец и единством духа.

2. Христос – наш жертвенник и скиния истинная (Евр.8:2; 13:10); в Нем Бог пребывает среди нас, и именно в Нем наши жертвы благоугодны Богу (1Пет.2:5). А кто учреждает других посредников, другие жертвенники или иные искупительные жертвы, тот фактически учреждает других богов. Тот же, в Ком собирается весь Божий Израиль, является центром единства.

3. В то же время мы должны уважать публичное поклонение Богу и не оставлять собраний своего народа (Евр.10:25). Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова (Пс.86:2), так же должны и мы (см.Иез.20:40). Хотя Бог милостиво принимает наши семейные жертвы, но на этом основании мы не должны пренебрегать входом скинии.

Стихи 10-16

В этих стихах:

I. Повторяется и подтверждается закон о запрете вкушать кровь. Ранее мы уже дважды встречались с этим запретом в законе левитов (Лев.3:17; 7:26), помимо заповеди, данной Ною (Быт.9:4). Но здесь

(1) этот закон вновь и вновь повторяется, для этого приводится ссылка на предыдущие законы (ст.12): «Я сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови»; и вновь (ст.14): «Не ешьте крови ни из какого тела». На этом ставится особое ударение, как на закон, который в своей сути содержит больше, чем кажется сначала.

(2) Он касался не только дома Израилева, но и пришельцев, которые жили между ними (ст.10); возможно, это послужило основанием, почему на какое-то время советовалось запрещать употреблять кровь обращенным язычникам (Деян.15:29).

(3) Наказание, сопутствовавшее этому закону, было очень суровым (ст.10): «Я обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, если он будет дерзко совершать это, и истреблю ее из народа». И вновь: «…всякий, кто будет есть ее, истребится» (ст.14). Отметьте: гнев Божий погубит грешника. Считайте, что человек погиб, погиб навечно, если Бог обратит против него Свое лицо, ибо какое творение может соперничать с Творцом?

(4) Приводится основание для данного закона (ст.11): «…потому что кровь сия душу очищает, и поэтому учреждено ею совершать очищение, так как душа тела в крови». Грешник заслуживал смерти, поэтому жертва должна умереть. Раз в крови была жизнь, то обычно животных убивали для пользы человеку, собирая всю их кровь, и Бог повелел, чтобы кровью жертвы кропили или поливали жертвенник, а это в свою очередь означало, что жизнь жертвы отдавалась Богу вместо жизни грешника, а также как выкуп или цену за нее. Поэтому Писание говорит, что без пролития крови не бывает прощения (Евр.9:22). По этой причине они не должны были есть кровь, и

[1] это было очень хорошим основанием, ибо тем самым Бог сохранил славу очищения, которое было учреждено, и поддерживал в умах людей благоговение и уважение к нему. Тогда кровь завета была ощутимым объектом, кровь нельзя было есть и по ней нельзя было топтаться, как по обычной вещи, так как у них не было ни помазания, ни благоухания, которое Бог повелел им сделать для себя. Но

[2] это основание сейчас вытеснено, и это подразумевает, что сам закон был церемониальным и сейчас не действителен: Кровь Христа, пришедшего на землю (и мы не должны искать другого), – единственное, что может очистить душу, а кровь жертв была лишь ее несовершенным прообразом; когда приходит сущность, то ее прообразы вытесняются. Кровь животных больше не является искуплением, а лишь Кровь Христа, и поэтому сейчас нет оснований воздерживаться от крови, как тогда; у нас также нет повода предполагать, что воля Божья в том, чтобы закон пережил основание, ради которого был учрежден. Кровь, которая по своему составу не является вредной, сейчас позволено использовать для питания наших тел, так как теперь она не применяется для очищения души.

[3] Но в то же время она и сейчас имеет важное значение. Жизнь в крови; она является проводником живых духов, и Бог хочет, чтобы Его народ уважал жизнь даже тварей и не был жестоким и бездушным, чтобы он не наслаждался какими-либо варварскими действиями. Они не должны были быть кровожадным народом. В то время кровь фигурально совершала очищение, а сейчас Кровь Христа реально и эффективно совершает очищение. Поэтому мы должны относиться к ней с благоговением, а не использовать, как обычную вещь, ибо тогда Бог обратит лицо Свое против тех, кто так поступает, и они истребятся (Евр.10:29).

II. В качестве дополнения к этому закону здесь приведены некоторые другие заповеди, вокруг него также поставлена ограда.

1. Они должны были покрывать землею кровь зверя, пойманного на ловле (ст.13). Им не только запрещалось есть ее, но и велено предавать земле приличным образом в доказательство некой тайны, сокрытой в этом постановлении. Иудеи рассматривали этот закон, как очень весомую заповедь и указание, чтобы кровь покрывалась словами: «Благословен Тот, кто освятил нас своими заповедями и повелел нам покрыть кровь».

2. Им было запрещено есть мертвечину или растерзанное зверем (ст.15), ибо в таких случаях либо вообще не было крови, либо она вытекла из них. Бог хотел, чтобы они были избирательными в своей пище, но не ради удовлетворения чувственного аппетита, а чтобы научились проверять ее и ограничивать себя. Бог не хотел, чтобы Его дети ели с жадностью все, что попадалось им на пути, а чтобы усердно размышляли о том, что перед ними, чтобы и в других ситуациях они научились задавать вопросы ради очистки совести. Кто набрасывался на добычу, тот согрешал (1Цар.14:32,33). Если человек по неведению или недостаточному размышлению ел животное, убитое неправильно, то он должен был вымыть одежды свои и омыться водою, в противном случае он понесет на себе беззаконие свое (ст.15,16). Осквернение было обрядовым, поэтому таким же было и очищение от него, но если человек пренебрегал предписанным методом для очищения или не подчинялся ему, то из-за этого он становился нравственно виновен. Обратите внимание на исправительную природу закона: кто повинуется ему, тот получает от этого выгоду, а кто не повинуется, тот не только остается виновен в прежнем грехе, но и добавляет вину от пренебрежения средствами, предоставленными божественной благодатью для его облегчения, и грешит против этого средства.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.