28.12.2013
Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Левит

ГЛАВА 19

В этой главе изложены некоторые церемониальные заповеди, но большая их часть – нравственные. Кое-кто может удивиться, что в то время, как некоторым незначительным вопросам закона уделяется так много внимания (свидетельством тому служат две длинные главы, посвященные проказе), многие важные вопросы занимают мало места: различные отдельные стихи этой главы содержат в полном объеме законы о суде и милости, которые касаются совести каждого человека; собственные мысли человека могут объяснить и прокомментировать их.

I. Законы, изложенные в этой главе, особенны для иудеев; это закон

(1) о мирной жертве (ст.5-8),

(2) о сборе урожая на полях (ст.9,10),

(3) против смешения пород скота, видов семян и тканей (ст.19).

(4) Закон об их деревьях (ст.23-25),

(5) против некоторых суеверных обычаев (ст.26-28). Но

(II) большая часть этих заповедей касается нас, ибо они представляют собой описание десяти заповедей. Здесь приводится

(1) предисловие к десяти заповедям; фраза «Я Господь, Бог ваш» повторяется 15 раз.

(2) Итог десяти заповедей. Вся первая скрижаль заключена в словах «будьте святы» (ст.2), а вторая – в словах «люби ближнего твоего» (ст.18); также дается ответ на вопрос: «Кто мой ближний?» (ст.33,34).

(3) Часть из каждой заповеди.

[1] Первая заповедь подразумевается во фразе, которая здесь часто повторяется: «Я Господь, Бог ваш». Также запрещается ворожба (ст.26) и колдовство (ст.31), которые делают богом дьявола.

[2] Запрещается идолопоклонство, направленное против второй заповеди (ст.4).

[3] Запрещается бесчестить Божье имя (ст.12), что противоречит третьей заповеди.

[4] Ставится ударение на освящении субботы (ст.3,30).

[5] Детям велено уважать своих родителей (ст.3) и пожилых людей (ст.32). Запрещаются

[6] ненависть и месть, которые противоречат шестой заповеди (ст.17,18),

[7] прелюбодеяние (ст.20-22), нечистота (ст.29).

[8] На суде велено вершить справедливость (ст.15), запрещены воровство (ст.11), мошенничество и удержание платы (ст.13), а также ложные весы (ст.35,36). Запрещены

[9] ложь (ст.11), злословие (ст.14), сплетни и лжесвидетельство (ст.16).

[10] Десятая заповедь ставит ограничения для сердца – то же самое звучит в ст.17: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем». Здесь также звучит торжественный призыв соблюдать все эти заповеди (ст.37). Для разумения этих истин не требуется много помощи, а лишь постоянная забота и бдительность для их соблюдения. «Разум верный у всех исполняющих заповеди Его».

Стихи 1-10

Моисею велено объявить краткое изложение этих законов всему обществу сынов Израилевых (ст.2) – не только Аарону и его сыновьям, но и всему народу, ибо они все должны знать свои обязанности. А в темные века закона религия не могла быть от Бога, раз люди хвалились неведением, как ее матерью. Моисей должен был ознакомить все собрание с Божьими постановлениями и возвестить их по всему стану. Скорее всего эти законы он сам передал большинству израильтян, собирая их большими группами для слушания, и так постепенно после нескольких выступлений он известил всех их. Многие из приведенных здесь заповедей они получили ранее, но было необходимо, чтобы их вновь повторили для запоминания. Должна быть заповедь на заповедь, правило на правило, и все равно будет мало. В этих стихах:

I. Требуется, чтобы Израиль был святым народом, так как Бог Израиля – святой Бог (ст.2). Израильтяне должны были отличаться от других народов особыми законами и обычаями, чтобы они научились быть действительно народом, отделенным от мира и плоти, и полностью посвятили себя Богу. А теперь это закон Христа (Господь подчиняет ему каждую возникшую в нас мысль!): «…будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:15,16). Мы – последователи святого Иисуса и поэтому, соответственно нашим возможностям, должны быть посвящены Божьей славе, соответствовать Его природе и воле. Израиль был освящен прообразами и тенями (Лев.20:8), а мы освящены истиной или сущностью этих прообразов (Иоан. 17:17; Тит.2:14).

II. Требуется, чтобы дети слушались своих родителей: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (ст.3).

1. Требуемый здесь страх – то же почтение, которое повелевает иметь к родителям пятая заповедь (см.Мал. 1:6). Он включает в себя внутреннее благоговение и высокую оценку, внешнее выражение уважения, послушание законным повелениям родителей, заботу о них, старание угодить им и сделать их счастливыми, старание избегать всего, что может обидеть и огорчить их, а также вызвать их недовольство. Иудейские богословы спрашивают: «Какой страх нужно иметь перед отцом?» -и отвечают: «Ты не должен стоять на его пути и восседать на его месте, не должен перечить его словам или выражать недовольство ими; ты не должен называть его по имени, жив он или умер, а лишь «мой отец» или «сэр», обеспечивать его, если он беден, и тому подобное».

2. Дети, достигая зрелого возраста, не должны считать себя освобожденными от этой обязанности: каждый человек, даже если он мудр и занимает важное положение, должен уважать отца и мать, так как они – его родители.

3. Мать стоит на первом месте, хотя это необычно, чтобы показать, что обязанности перед отцом и матерью одни и те же; если мать переживет отца, то ей все равно нужно оказывать уважение и повиноваться.

4. Добавлено «и субботы Мои храните». Если Бог побеспокоился, чтобы Его закон охранял честь родителей, то родители должны использовать свою власть, чтобы сохранить славу Бога, особенно славу Его суббот, защита которых вверена родителям четвертой заповедью: «Ты, твой сын и твоя дочь». Наблюдения показывают, что гибель молодых людей часто начинается с неуважения к родителям и осквернения дня субботнего. Поэтому эти две заповеди уместно поставлены рядом в самом начале краткого изложения заповедей: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните». Подают надежды и, скорее всего, хорошо будет обстоять дело с теми детьми, которые сознательно почитают своих родителей и хранят в святости день субботний.

5. К этим обеим заповедям добавлено обоснование: «Я Господь, Бог ваш; Господин субботы и Бог ваших родителей».

III. Требуется, чтобы поклонялись одному Богу и не через идолов (ст.4): «Не обращайтесь к идолам, к Елилиму, к суетным вещам, которые не имеют ни силы, ни ценности, к богам, которые не боги. Не отворачивайтесь от истинного Бога к лживым богам: от могущественного Бога к бессильным, от Бога, который сделает вас святыми и счастливыми, к тем, которые обманут вас, обольстят, погубят и сделают навечно несчастным. Не обращайте к ним свои глаза, тем более – сердце. И богов не делайте себе – творений собственного воображения – и не думайте поклоняться Творцу через литых идолов. Вы – творение Божьих рук, так не будьте настолько нелепы, чтобы поклоняться богам - делу рук своих». Литые боги упоминаются из-за литого тельца.

IV. Требуется, чтобы мирные жертвы всегда приносились и съедались соответственно закону (ст.5-8). Скорее всего, был определенный повод, не связанный с жертвоприношением, чтобы повторить этот закон. Часть обряда, совершаемая людьми, включала в себя съедание мирной жертвы, и это выходило из-под контроля священников. Возможно, некоторые хранили холодное мясо мирной жертвы, как это было с манной (Исх. 16:20), дольше дозволенного срока, что и послужило поводом для этого предостережения (посмотрите сам закон, Лев.7:16-18). Бог хочет, чтобы Его дело совершалось в определенное Им время. Если жертва приносилась согласно закону, но не съедалась по закону, то она не принималась. Хотя служители совершали свою часть работы, но какая была от нее польза, если люди не совершали свою? Определенная работа должна совершаться после наших духовных жертв, и их нужно было использовать определенным образом; если же ею пренебрегали, то все было напрасно.

V. Они должны были оставлять остатки после жатвы и сбора винограда бедным (ст.9,10). Отметьте: дела благочестия всегда должны сопровождаться делами благотворительности, соответственно нашим возможностям. Когда люди собирали зерно, они должны были оставлять часть урожая несобранным в углу поля. Иудейские богословы говорят, что это была шестидесятая часть поля; они также должны были оставлять остатки урожая и небольшие гроздья винограда, пропущенные вначале. Хотя мы и не обязаны сейчас исполнять этот закон буквально, но в то же время он учит нас

(1) не быть алчными угнетателями, которые жаждут обладать всем, что могут назвать своим, и не настаивать на своих правах в малых и незначительных вопросах.

(2) Быть довольными, видя, что плодами нашего труда оказана помощь и облегчение бедным. Мы не должны считать утерянным то, что прошло мимо нас, как и бесцельно потраченным то, что ушло бедным.

(3) Что времена радости, такие, как время сбора урожая, являются временем для благотворительности; что, когда мы радуемся, бедные могут радоваться вместе с нами, а когда наши сердца благословляют Бога, их чресла могут благословлять нас.

Стихи 11-18

Эти стихи учат нас:

I. Быть честными и справедливыми во всех делах (ст.11). Бог, который Своим провидением определил каждому человеку его собственность, Своим законом запрещает посягать на это распоряжение то ли с помощью открытого воровства: «Не крадите», то ли с помощью мошенничества. «Вы не должны жульничать или поступать нечестно». Мы должны следить, чтобы все, что имеем в этом мире, поступало к нам честным путем, ибо не сможем быть действительно богаты в течение долгого времени, владея нечестно добытым добром. Бог истины требует, чтобы мы имели истину в сердце (Пс.50:8) и на языке. «Не лгите и не обманывайте друг друга» то ли в сделке, то ли в разговоре. Вот одно из правил христианства: «…не говорите лжи друг другу» (Кол.3:9). Кто не говорит истину, тот не заслуживает, чтобы ему говорили истину; кто грешит, говоря ложь, тот справедливо будет страдать от этого, поэтому нам запрещено лгать друг другу, ибо если мы лжем другим, то учим их лгать нам.

II. Поддерживать чрезвычайно благоговейное отношение к святому имени Бога (ст.12) и не призывать Его быть свидетелем

(1) лжи: «Не клянитесь именем Моим во лжи». Плохо лгать, но еще хуже клясться во лжи.

(2) В ничтожных и несвоевременных вопросах: «…не бесчести имени Бога твоего и употребляй его лишь в религиозных разговорах, а не в других ситуациях».

III. Ни брать, ни удерживать то, что принадлежит другому (ст.13). Мы не должны присваивать то, что нам не принадлежит, с помощью мошенничества или грабительства; и не должны задерживать то, что принадлежит другому, особенно плату наемнику: она не должна оставаться у тебя до утра. Пусть наемник, проработавший день, получит свою плату сразу после окончания работы, если он того желает. Великий грех совершает тот, кто отказывается платить за нее, более того, тот, кто задерживает плату, нанося ущерб. Это грех, который вопиет к небесам, требуя отмщения (Иак.5:4).

IV. Мы должны быть особо осторожны к доверию и безопасности тех, кто нуждается в помощи (ст.14).

1. Доверие глухого человека: «Не злословь глухого», то есть не только тех, кто глух по природе и вообще не может слышать, но и тех, кто отсутствует и в настоящее время не может слышать злословия и выразить свое негодование, ответить на оскорбление и оправдать себя, кто терпелив и делает вид, что не слышит обидчика, не обращая на него внимание, как Давид (Пс. 37:14). Не причиняйте зло тем, кто не желает или не в состоянии отомстить за себя, ибо Бог видит и слышит, если они не могут этого.

2. К безопасности слепых также нужно относиться с заботой и не ставить перед ними камней преткновения, ибо тем самым мы добавляем страданий страждущим и делаем Божье провидение слугой нашей злобности. Этот запрет подразумевает повеление помогать слепым и удалять камни преткновения на их пути. Иудейские толкователи, считая, что ни один человек не может быть настолько жестоким, чтобы ставить препятствия на пути слепого, понимали эти слова фигурально: то есть этот стих запрещает давать плохие советы людям наивным, которых легко обмануть, чтобы тем самым они не причинили себе зло. Мы должны остерегаться сделать то, что послужило бы поводом для па¬дения нашего слабого брата (Рим.14:13; 1Кор.8:9). Как средство, ограждающее от этих грехов, добавляется: «Бойся Бога твоего». «Ты не боишься глухого и слепого, так как они не могут реабилитировать себя, но помни, что слава Бога – помогать беспомощным, и Он вступится за них». Отметьте: страх Божий ограничит нас от совершения того, что вызвало бы негодование людей.

V. Судьям и власть имеющим здесь велено выносить суд и приговор нелицеприятно (ст.15); ни судьи, назначенные комиссией, ни поставленные по согласию обеих сторон в качестве третейских судей или арбитров не должны причинять зло ни одной стороне, а, используя все свое мастерство, следовать правилам справедливости, уважая лишь обстоятельства дела, а не характер людей. Справедливость никогда не должна извращаться

(1) из сострадания к бедным: «…бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх.23:3). Чтобы вы ни давали бедному в качестве милостыни, это не должно выглядеть, как награда или то, на что он имеет полное право; и пусть бедность не отвращает от него наказание за вину.

(2) Из-за почитания и страха перед могущественными людьми, в чью пользу судьи часто оказываются пристрастными. Иудеи говорят: «Согласно этому закону судьи обязаны быть максимально нелицеприятными и даже не позволять одной стороне сидеть, пока другая стоит, наряду с этим не позволять одной говорить сколько угодно, а другой быть краткой» (см.Иак.2:1-4).

VI. Нам запрещено делать то, что может навредить доброму имени ближнего (ст.16).

1. При обычном разговоре: «Не ходи переносчиком». Самое плохое, что человек может сделать для себя, – публично заявлять об ошибках другого человека, разглашая тайны, усугубляя вину, излагая в наихудшем свете то, что было сделано неверно, с целью разрушить и погубить чью-то репутацию и посеять разногласие между соседями. Слово, используемое для сплетника, означает «разносчик» или «мелкий торговец», вмешивающийся в чужую торговлю, ибо сплетник подхватывает нехорошие истории в одном доме и пересказывает в другом и часто обменивается сплетнями в процессе разговора. Посмотрите, как этот грех осуждается (Прит. 11:13; 20:19; Иер.9:4,5; Иез.22:9).

2. При даче свидетельства: «Не восставай как свидетель на жизнь ближнего твоего, если его кровь невинна, и не объединяйся с кровожадными, которые здесь описаны» (Прит.1:11,12). Иудейские толкователи вкладывают в эти слова такой смысл: «Ты не должен стоять рядом, видя, что твой брат в опасности, а обязан подойти с помощью и состраданием, даже если это будет угрожать твоей собственной жизни или твоим членам». Они добавляют: «Тот, кто может своим свидетельством очистить обвиненного, по закону обязан сделать это» (см.Прит.24:11,12).

VII. Нам велено упрекать своих ближних с любовью (ст.17): «…обличи ближнего твоего».

1. Лучше обличить его, чем ненавидеть за причиненное тебе зло. Если мы поняли, что ближний причинил нам какое-то зло, то не должны позволять тайной злобе против него поселиться в нас, как не должны удаляться от него, говоря о нем плохо или хорошо, как делают некоторые, обладающие искусством скрывать свое недовольство, пока не подвернется случай сполна отомстить ему (2Цар.13:22). Лучше дать выход своему недовольству с кротостью и мудростью, стараясь обличить брата в нанесенном им вреде, честно обсудить с ним этот вопрос и таким образом положить конец зарождающемуся отвращению; именно так велит поступать наш Спаситель в подобных случаях (Лук.17:3).

2. Поэтому обличи его в том, что он согрешил против Бога, так как ты любишь его; постарайся привести его к покаянию, чтобы Бог простил его грех, а он сам отвратился от него, и в дальнейшем тот не лежал на нем бременем. Отметьте: мы обязаны по-дружески обличать друг друга; мы должны обличать и принимать обличения с любовью. Пусть наказывает меня праведник: это милость (Пс.140:5). Верны и полезны укоризны от любящего (Прит.27:5,6). Здесь строго велено: «…обличи ближнего твоего; ты обязан делать это и не избегать этой обязанности под каким-либо предлогом». Задумайтесь:

(1) о вине, которую мы навлекаем на себя, отказываясь обличать; она истолковывается как ненависть к своему брату. Мы готовы поспорить с этим: «Это друг, которого я люблю, поэтому я не хочу огорчать его, рассказывая ему о его ошибках», но нам, скорее, стоит сказать: «Именно поэтому я сделаю ему милость и скажу о них». Любовь покрывает грех от других, но не от самого грешника.

(2) О вреде, который мы наносим, не обличая ближнего: мы позволяем греху прилепиться к нему (англ.пер.). Раз мы должны помочь ослу врага, упавшему под ношей, то неужели не поможем душе друга? (Исх.23:5). А позволяя греху прилепиться к нему, мы оказываемся в опасности понести за него грех, как написано на полях. Если мы не обличаем в бесплодных делах тьмы, то имеем общение с ними и становимся соучастниками ex post facto – после факта совершения (Еф.5:11). Тем самым мы проявляем заботу о брате и ближнем; это Каин сказал: «Разве я сторож брату моему?»

VIII. Мы должны избавиться от злобы и облечься в братскую любовь (ст.18).

1. Мы ни к кому не должны относиться недоброжелательно: «Не мсти и не имей злобы»; и с той же целью (ст.17): «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем», ибо убийство начинается со злобы. Если наш брат причинил нам зло, то мы не должны отвечать ему тем же; это – месть. Мы также не должны при всяком случае упрекать его, ибо это говорит о том, что мы имеем зуб против него; мы должны простить и забыть об этом, ибо только тогда Бог простит нас. Сохраняя негодование по поводу обид и причиненного нам вреда, мы разрушаем дружбу и проявляем в высшей степени недоброжелательность, позволяя, чтобы слово пожирало вечно.

2. Мы должны быть доброжелательны ко всем: «…люби ближнего твоего, как самого себя». Мы часто сами причиняем себе вред, но быстро прощаем себя, а причиненное зло ни в коей мере не уменьшает нашу любовь к себе. Подобным образом мы должны любить своего ближнего. Наш Спаситель сделал это повеление второй великой заповедью закона (Мат.22:39), а апостол показывает, что оно – итог всех законов второй скрижали (Рим.13:9,10; Гал.5:14). Мы должны любить своих ближних так же искренно, как самих себя, без притворства, и проявлять любовь к ним теми же способами, с помощью которых проявляем любовь к себе, предотвращая нанесение себе зла и делая все возможное, чтобы совершить себе добро. Мы должны делать для своего ближнего то, что сделали бы для себя (Мат.7:12), ставя свои души на место их душ (Иов.16:4,5). Более того, во многих случаях мы должны отказывать себе ради блага наших близких, как Павел (1Кор. 9:19 и далее). В этом Евангелие идет даже дальше этой прекрасной заповеди закона, ибо Христос, положив Свою жизнь за нас, учит, что в некоторых случаях мы должны полагать души свои за братьев (1Иоан. 3:16) и, следовательно, любить своего ближнего больше себя.

Стихи 19-29

В этих стихах изложен:

I. Закон против смешения (ст.19). Бог в самом начале сотворил скот по роду его (Быт.1:25), и мы должны согласиться с порядком природы, учрежденным Богом, веруя, что он наилучший и достаточный, и не жаждать монстров. Не добавляй к делам Его, чтобы Он не обличил тебя, ибо превосходство Божьих дел заключается в том, что ничто не может быть добавлено или отнято у них, не сделав их хуже (Еккл.3:14). Мы не должны разделять то, что Бог соединил, и соединять то, что Бог разделил. Засевать поле несколькими видами семян и носить одежду из шерсти и льна запрещалось то ли из-за суеверных обычаев язычников, то ли для того, чтобы научить народ быть осторожным и не смешиваться с язычниками, равно как и примешивать языческие обычаи к Божьим постановлениям. Эйнсворт предполагает, что этот закон должен был привести Израиль к простоте и искренности в религии, а также ко всем частям и доктринам закона и Евангелия в их различных видах. Как необходима вера, так необходимы и добрые дела, но смешивать их вместе в вопросах нашего оправдания перед Богом запрещено (Гал.2:16).

II. Закон о наказании прелюбодеяния, совершенного с рабой, обрученной мужу (ст.20-22). Если она не обручена, то закон вообще не предусматривал наказания; если она была обручена, но не была рабой, то наказанием должна быть смерть. Но если она оставалась еще рабой (хотя до окончания срока помолвки должна была стать свободной), то смертная казнь не применялась, а прелюбодеи должны быть наказаны; или, как считают некоторые, женщина должна быть наказана, а мужчина должен принести жертву. Ради славы брака, который начался обручением, эта вина должна быть наказана, но ради славы свободы она должна быть наказана так, как соблазн свободной женщины. Такая большая разница в то время существовала между свободными и рабами (Гал.4:30), но Евангелие Христа не содержит подобных различий (Кол.3:11).

III. Закон о фруктовых деревьях. Если случится так, что в первые три года после посадки они принесут плоды, то их нельзя есть (ст.23-25). Поэтому у иудеев практиковалось срывать плоды с молодых деревьев, как только они завязывались; так иногда поступают садоводы, ибо раннее плодоношение препятствует росту. Если же плоды созревали, то их нельзя было использовать ни для служения Богу, ни в пищу человеку. Лишь то, что созрело на четвертый год, должно было посвящаться Господу: либо быть отдано священникам, либо быть съеденным с радостью перед Господом в качестве второй десятины, и лишь только следующий урожай принадлежал им.

1. Некоторые считали, что это должно было научить их не следовать обычаям язычников, которые посвящали самые первые плоды своих фруктовых деревьев своим идолам, говоря, что в противном случае плоды будут прокляты.

2. Похоже, что этот закон о плодовых деревьях совпадает с указом о приношении животных, который гласил, что ни одна тварь моложе восьми дней не будет принята в качестве жертвы, а также с указом, запрещавшим обрезать детей ранее этого срока (Лев.22:27). Богу должны принадлежать начатки плодовых деревьев, но так как на протяжении первых трех лет они так же незначительны, как овца или телец, не достигшие восьми дней, поэтому Бог не желал получать их, ибо Он достоин иметь наилучшее; в то же время Он не позволял использовать их в пищу, так как начатки плодов не были еще Ему принесены. Следовательно, они должны были считаться необрезанными, то есть приравниваться к животному, не достигшему восьми дней от роду и негодному в употребление.

3. Тем самым нас учат не быть слишком торопливыми в стремлении обладать каким-либо утешением, а быть готовым с терпением ожидать подходящего времени для наслаждения им, а также признавать себя недостойными получать какое-либо умножение от земли, так как наши первые родители, вкусив запретный плод, лишились права на обладание ее плодами, а мы восстановлены в нем лишь словом Божиим и молитвою (1Тим.4:5).

IV. Закон против суеверных обычаев язычников (ст.26-28).

1. Запрещалось есть с кровью, как это делали язычники, которые собирали кровь жертв в сосуд для своих демонов (как они воображали), затем садились вокруг него и ели мясо, и это пиршество символизировало их общение с бесами. Они не должны были следовать этому обычаю, так как кровью Божьих жертв нужно было кропить на жертвенник, затем выливать у подножия жертвенника и уносить прочь.

2. Запрещалось ворожить и гадать, а также суеверно наблюдать за временами, пытаясь определить счастливые и несчастливые дни и часы. Похоже, что подобные любознательные искусства были изобретены египетскими священниками, чтобы развлечь народ и утвердить свое имя. Израильтяне видели это на практике, но ни в коем случае не должны были подражать им. Для тех, кому были вверены пророчества Божии, считалось непростительным грехом спрашивать совета у дьявола, но еще хуже, если так поступают христиане, которым явился Сын Божий и разрушил дела дьявола. Ибо христиане, которые придерживаются своих народных обычаев и слушают предсказание своей судьбы, которые используют заклинания и магические формулы для исцеления от болезни и изгнания злых духов, которых волнует рассыпанная соль и заяц, пересекший дорогу, или неблагоприятные дни, являются несносным оскорблением для Господа Иисуса, так как тем самым они поддерживают язычество и идолопоклонство, позорят себя и то достойное имя, которым их называют. А те, которые спрашивают: «Что в этом плохого?», абсолютно невежественны в законе и Евангелии. Разве не зло для имеющих общение с Христом иметь общение с бесами или учиться путям тех, кто имеет его? Истинно, мы не так познали Христа.

3. Существовали предрассудки даже в том, каким образом язычники подстригали себя, чему не должен был подражать народ Божий: «Не стригите головы вашей кругом». Поклонявшиеся богам небесным подстригали свои волосы таким образом, чтобы их головы напоминали небесную сферу, но так как сам по себе этот обычай был глуп и совершался из уважения к лживым богам, то и являлся идолопоклонством.

4. Обрядам и церемониям, с помощью которых язычники демонстрировали свою скорбь по умершим, нельзя было подражать (ст.28). Им запрещалось делать надрезы и надписи на своем теле ради умершего, ибо язычники поступали так, дабы умиротворить адских бесов, о которых мечтали, и вызвать благосклонность к своим усопшим друзьям. Христос Своими страданиями изменил права смерти и сделал ее другом каждого истинного израильтянина; и сейчас, когда нет необходимости делать смерть благосклонной для нас (ибо если благосклонен к нам Бог, то такова и смерть), то мы не скорбим так, как не имеющие надежды. Те, кого Бог Израиля отделил для себя, не должны принимать образ и предрассудки этих адских божеств. И наконец, здесь запрещается блуд и разврат их дочерей (ст.29), похоже, позаимствованный у язычников, который практиковался во время поклонения ложным богам, ибо этими мерзостями они угождали нечистым духам, которым поклонялись. И когда распутство стало религиозным обрядом и совершалось в их храмах, то неудивительно, что их земля наполнилась этим нечестием, которое, войдя в ворота храма, распространилось по земле, как могучий стремительный поток, снесший все ограды благочестия и скромности. Сам дьявол не смог бы внести такие мерзости в их жизнь, если бы вначале не сделал их частью их поклонения. Поэтому тот, кто оставил святого Бога и воздал божественные почести нечистым духам, справедливо был предан низменным страстям. Кто бесчестит Бога, тех Бог допускает, чтобы они бесчестили себя и свои семьи.

Стихи 30-37

В этих стихах изложен:

I. Закон, который хранил славу времени и места, определенные для служения Богу (ст.30). Он должен был стать средством, сохраняющим от идолопоклонства и предрассудков язычников, а также от безнравственного образа жизни.

1. Израильтяне должны были религиозно соблюдать субботу (ст.30), при этом не упомянуто то время, к которому язычники имели суеверное уважение.

2. Они должны были благоговеть перед святилищем; особенно быть осторожными, приближаясь к скинии: быть чистыми, совершив определенные приготовления, требуемые законом. Приходить к нему нужно было со смирением, благопристойно, так как, приступая к нему, они оказывались в непосредственном присутствии божественного величия. Хотя сейчас благодаря божественному постановлению нет святого места, такого, каким в то время была скиния и храм, тем не менее этот закон обязывает нас уважать торжественные собрания христиан для религиозного поклонения, которые проводятся, так как Христос пообещал особым образом присутствовать на них, а также обязывает соблюдать при этом внешнее приличие, так как на этих собраниях мы приступаем к исполнению святых постановлений (Еккл.4:17).

II. Предостережение против общения с ведьмами и теми, кто общается с подобными духами: «Не обращайтесь и не ходите к ним, не бойтесь никакого зла с их стороны и не надейтесь получить от них что-то хорошее. Не обращайте внимания на их угрозы, обещания или предсказания; не ищите их, чтобы что-то раскрыть, и не обращайтесь за советом, ибо если вы так поступите, то осквернитесь и станете отвратительными для Бога и своей совести». Именно этот грех наполнил чашу беззаконий Саула, за что Бог отверг его (1Пар.10:13).

III. Призыв к молодым людям уважать стариков: «Пред лицем седого вставай» (ст.32). Возраст заслуживает почтения и Ветхий днями требует, чтобы ему оказывалось уважение. Венец славы — седина. Мы должны почитать особым проявлением вежливости тех, кого Бог почтил общим благословением долгой жизни; кто пребывает в преклонном возрасте, мудр и благочестив, тот достоин двойных почестей. Мы должны оказывать большее уважение людям преклонного возраста, а не просто вставать перед ними: советоваться с ними об утешениях и добром имени, использовать их опыт и наблюдения, спрашивать у них совета и прислушиваться к ним (Иов.32:6,7). Некоторые под словами «старец, чье лицо или присутствие необходимо почитать» понимают старшего в служении, как под словом «седой» - старшего по возрасту. Мы должны уважать тех и других, как отцов, в страхе Божьем, так как Бог возложил на них часть Своей славы. Отметьте: религия учит хорошим манерам и обязывает воздавать почести тем, кто их заслуживает. Если же юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею (Ис.3:5; Иов.30:1,12), то это свидетельствует о великой деградации и беспорядке в стране. Пожилым приличествует принимать почести, а молодым – воздавать их, ибо украшение, а также обязанность их молодости в том, чтобы вести себя смиренно и почтительно для их же блага.

IV. Призыв к израильтянам быть доброжелательными к пришельцам (ст.33,34). Закон Божий и Его провидение в значительной степени возвеличивали Израиль выше других народов, но они не должны были считать, что это дает право их нации топтаться по остальным народам и причинять им вред ради собственного удовольствия; нет, «не притесняйте пришельца… люби его, как себя, как представителя твоего народа». Эти слова предполагают, что пришелец поклоняется не идолам, а Богу Израиля; хотя он не обрезан, но является, по крайней мере, пришельцем, живущим среди тебя, если и не последователем праведности. Если такие люди следовали вместе с ними, то израильтяне не должны были раздражать или притеснять или обманывать их в сделках, используя незнание ими законов и обычаев их страны. Они должны были считать великим грехом обман пришельца, равно как и обман израильтянина. «Более того, - говорят иудейские толкователи, - они не должны были даже укорять их в том, что пришельцы в прошлом были идолопоклонниками». Бог особым образом заботится о них, как о вдовах и сиротах, так как Его слава – помогать беспомощным (Пс.145:9). Поэтому мы оказываемся в опасности, причиняя им зло или подвергая лишениям. Пришельцы также желанны для Божьей благодати, и поэтому мы должны делать все возможное, чтобы привлечь их к ней, а также в добром свете представить им свою религию. Доброжелательное отношение к пришельцам служит доказательством благородного характера и благоговейного отношения к Богу, как к общему Отцу, ибо люди из разных стран, имеющие различные обычаи и языки, имеют одну кровь. Но здесь также приводится основание, касающееся только иудеев: «…ибо и вы были пришельцами в земле Египетской». Тогда Бог благоволил к вам, и поэтому вы сейчас должны быть доброжелательными к пришельцам и поступать с ними так, как в то время хотели, чтобы поступали с вами. Тогда вы были странниками, а сейчас значительно продвинулись, поэтому не можете знать, кем могут в будущем стать те, кого вы сейчас презираете».

V. Повеление быть честными в мере и весе. В этих вопросах не должно быть обмана (ст.35). Весы, гири и прочие меры измерения должны быть точными (ст.36). Взвешивая и отмеривая, мы стараемся отдать все, что имеем, тем, с кем имеем дело; но если весы и меры неправильные, то это напоминает искажение на суде: это обман под видом совершения справедливости. Подобным образом обманывать человека и наносить ему ущерб – хуже, чем залезть ему в карман или ограбить на большой дороге. Продающий обязан отпускать товар сполна, а покупающий – полностью заплатить оговоренную сумму, чего нельзя совершить, не имея точных весов, мер и измерений. Пусть никто не поступает с братом своим противозаконно, ибо хотя это сокрыто от человека, но вскоре обнаружится, что Господь — мститель за все это.

VI. Глава заканчивается главным повелением (ст.37): «Соблюдайте все уставы Мои… и исполняйте их». Отметьте:

(1) мы не исполняем Божьи уставы должным образом, если не соблюдаем их с чрезвычайной старательностью и размышлением.

(2) В то же время недостаточно просто соблюдать Божьи постановления – мы должны сознательно повиноваться им. Какая нам выгода быть критическими в своем мнении, если мы несознательно относимся к своему образу жизни?

(3) Правое сердце уважает все Божьи заповеди (Пс.118:6). Хотя во многих случаях руке не удается сделать то, что должно быть сделано, но в то же время глаз соблюдает все Божьи заповеди. Нам не позволено выбирать свои обязанности, а мы должны стремиться исполнять волю Божью во всем объеме.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.