Питер Мастерс
Люди высокой цели
ГЕНИЙ ЗА РАБОТОЙ
Джеймс Кларк Максвелл
Дом, где проживала семья Кларка Максвелла, представлял собой довольно странное зрелище. Почти все в нем было построено отцом, который работал адвокатом, обладал умеренно эксцентричным характером, страстно увлекался механикой и имел на удивление изобретательный ум. Вскоре после рождения Джеймса в 1831 году, отец замыслил построить новый дом со всеми своими техническими новшествами. Таким образом, семья переехала в свое новое большое и необычное поместье в Гэлловее, которое они назвали "Гленлэйр", то есть, "логово".
Несчастье обрушилось на мальчика, когда ему было только девять лет: мать умерла от рака. Но отец твердо решил сделать все, от него зависящее, чтобы восполнить потерю матери для ребенка, и поэтому Джеймс с детства рос в самых близких отношениях со своим отцом. Школьные годы поначалу не принесли особого успеха подростку, который впоследствии стал величайшим физиком-теоретиком девятнадцатого столетия. Он был очень робким и казался несколько туповатым. Большую часть времени он просиживал за книгами, и чертил какие-то замысловатые механизмы, чем вызывал досаду своих товарищей. Но затем, к всеобщему изумлению, он совершенно неожиданно вырвался вперед и завоевал все призы в своей школе и в Эдинбургской Академии.
Кларку Максвеллу было всего лишь тринадцать лет, когда Королевское Общество в Эдинбурге опубликовало его первый научный труд. Он тогда изобрел метод построения идеальных овальных линий.
Что касается вопросов религии, отец Джеймса добросовестно отсылал его в церковь, так что он прошел достаточно хорошее обучение в Шотландской Пресвитерианской и Англиканской церквях. Однако религиозные верования молодого ученого были машинальными и безжизненными до тех пор, пока он, будучи студентом Кембриджа, постиг и воспринял учение Библии добровольно и лично. Все началось с того, что он начал осознавать свою внутреннюю испорченность и стал искать Божьего прощения. Он был глубоко обеспокоен своей гордостью, эгоизмом, завистью, обманом и тайной враждебностью, а также внешними греховными проступками. Именно это состояние внутреннего человека, - каким его видел Бог - заставило его искать Божьего прощения и начать новую жизнь с Богом.
"Я вижу в себе задатки такого зла, - делился он со своими друзьями, - которое может сделать мое сердце худшим, чем у любого другого человека." Но он искренне поверил, что ради искупительной смерти Христа на Голгофском кресте Бог омыл все его грехи и пороки. После этого он посвятил свою жизнь Христу и говорил открыто, что без Спасителя нет подлинной жизни. Близкий друг Максвелла по Кембриджу записал, что Кларк Максвелл никогда не пропускал воскресные богослужения и часами с наслаждением читал Библию.
Жизнь Кларка Максвелла с этих пор наполнилась радостью, далеко превосходящей развлечения и удовольствия студенческой жизни в колледже. Максвелл имел хорошую физическую подготовку (у него была привычка каждое утро делать прыжки в речку с двойным сальто), и к тому же был великодушным и надежным по своему характеру. Все, кто встречался с ним в его комнатах, чтобы обсудить житейские дела, неизбежно оказывались вовлеченными в разговор о Библии, которая всегда лежала на его столе.
Кларк Максвелл учился в Кембриджском колледже Святой Троицы, где вскоре был признан лучшим студентом. Один из его коллег-студентов (впоследствии ставший главой колледжа) вспоминал о нем так: "Когда я прибыл в колледж Святой Троицы, Максвелл только начинал второй год учебы. Он занимал среди нас особое положение. Это был единственный признанный гений среди студентов." Кларк Максвелл производил впечатление не только своей силой ума, но также разработкой оригинальных и совершенно необычных опытов, которыми изобиловала его фантазия.
Что касается его личной жизни, то в продолжение своих студенческих лет он не прекращал ежедневно писать письма своему медленно умирающему отцу, а также читал тома богословских книг, обогащая свой ум трудами таких великих духовных писателей, как Джон Оуэн и Джонатан Эдвардс. Это были его любимые писатели, и все знали, что он очень хорошо усвоил их произведения. Дж. Краутер писал: "Его постоянные усиленные упражнения в религии, как и Фарадея, имели весьма важное влияние на развитие его интеллектуальной жизни."
В возрасте двадцати пяти лет Максвелл оставил должность преподавателя в Кембридже и переселился в Эбердин, поближе к своему больному отцу. Это произошло в 1856 году, когда Максвелл был назначен профессором естественной философии в Эбердине. Вскоре он опубликовал блестящий научный труд о кольцах Сатурна. Годы, проведенные в Эбердине, были весьма плодотворными, так как значительную часть времени Максвелл был погружен в углубленную экспериментаторскую работу в Гленлэйре. На гостей Максвелла производила впечатление не только его лаборатория, но также и утренние семейные молитвенные собрания, на которых знаменитый молодой профессор призывал свою жену, слуг и гостей к горячим молитвам. "В высшей степени впечатляюще, - писал посетивший Максвелла лондонский физик, - и в то же время столь многозначительно."
Кларк Максвелл верил, что Бог наделил людей способностью исследовать Его творение и использовать силу этого мира, сотворенного Богом. Именно эти убеждения заставляли его заниматься исследовательской работой. Бог дал Адаму и Еве следующее повеление: Наполняйте землю и обладайте ею (Быт.2:28), и поэтому Бог непременно должен благословить его работу и направить его усилия.
К этому времени Максвелл, обладающий весьма плодотворной творческой фантазией, занялся расширением фундаментальных трудов Фарадея с целью продвинуть вперед науку об электричестве. Именно его блестящие интуитивные высказывания об электрическом токе и о скорости света привели Герца к открытию радиоволн. Основы современной цветной фотографии всецело вытекают из тех трудов, которые Кларк Максвелл проводил в Лондоне, куда он в скором времени переселился, став Профессором Естественной Философии и Астрономии при Королевском Колледже. Именно Максвелл впервые объяснил, как сочетание основных цветов производит все остальные цвета. В 1861 году он успешно создал первую цветную фотографию, используя процесс трехцветной обработки.
Формула для вычисления свойств газа, которую открыл Максвелл, остается фундаментальной и в современной физике, и даже студенты-выпускники все еще ломают головы, постигая смысл обширных концепций, изложенных этим замечательным ученым новатором.
Период наивысшего расцвета в научной жизни Кларка Максвелла начался в то время, когда его убедили вернуться в Кембридж и стать первым Профессором Экспериментальной Физики. В Кембридже он основал знаменитую Кэвендишскую лабораторию. В Кембриджских академических кругах с глубоким уважением и теплотой относились к спокойному чернобородому профессору, начисто лишенному всякого проявления напыщенности. Он редко смеялся, но в глазах всегда искрился задорный огонек. Для разрядки он любил писать сатирические куплеты, некоторые из них высмеивали теорию эволюции. (Если говорить более серьезно, то он опубликовал нашумевшее математическое опровержение "небулярной теории" Лапласа, а также разгромил эволюционистские доводы писателя-дарвиниста Герберта Спенсера).
Стоит отметить тот факт, что предсказания Максвелла по поводу теории эволюции сбылись с абсолютной точностью. В одном из писем к Епископу Англии он выразил сожаление, что эта "надуманная научная гипотеза" пытается "зацепиться за текст из книги Бытие." Как он и предсказал, эта крайне беспочвенная теория органической эволюции все еще существует только потому, что она поддерживает неверие в Бога у современных людей.
Наилучшим источником информации о духовной жизни Максвелла являются его письма к своей "весьма далекой от математики" жене, которые он писал когда отсутствовал дома. Иногда он рассказывает в них о том, как провел воскресный день. "Я только что пришел домой после слушания проповеди г-на Баптиста Ноэля. Церковь была наполнена людьми до отказа, а все служение велось так ясно и доступно, как будто было напечатано большими буквами. Вначале было разъяснение Притчи о талантах, а затем - проповедь на текст из Иоанна 3:16..."
Часто он размышляет о близком общении с Богом и о реальном опыте Его присутствия. "Я могу всегда иметь тебя в своих мыслях - так почему мы не можем всегда иметь Господа в наших мыслях, ведь Его жизнь, характер и мысли описаны для нас так ясно, что мы можем знать о Нем больше, чем о ком-либо из людей. Молись Ему о том, чтобы постоянно иметь Его в своем поле зрения, ведь Он - человек, и потому мы в состоянии смотреть на Него, кроме того, Он - Бог, и потому может создать из нас новое творение по Своему образу."
Во времена переживаний он писал своей жене: "Пусть Господь сохранит тебя от всех зол, которые нападают на тебя, чтобы были выполнены Его намерения... Я размышлял над 1Коринф.13. Читай эту главу, а также 1Иоан.4, начиная со стиха 7 и до конца главы, а если захочешь - то и все Послание, а также Марка 12:28. Размышляй о том, что Бог предназначил для тех, кто подчиняет себя Его праведности и готов принять Его дар. Этим людям суждено быть похожими на образ Его Сына. Так не станем же думать в первую очередь о житейских проблемах, но сосредоточимся на Божьей праведности и Его Царстве - ведь тогда у нас будут гораздо более правильные взгляды и на житейские проблемы, и мы сможем с ними справиться под руководством Того, Кто победил мир."
Этот навсегда оставшийся первым Профессор Экспериментальной физики умер от рака еще молодым, в возрасте сорока восьми лет. Он оставил после себя непревзойденный вклад в физику и математику. В 1873 году Кларк Максвелл опубликовал свой "Трактат по электричеству и магнетизму", который представлял собой исчерпывающее изложение основных понятий об электромагнитном поле, энергии и свете. Альберт Эйнштейн описал этот выдающийся труд, как "самый глубокий и самый плодотворный, который был сделан физиками со времени Ньютона."
Максвелл создал также математическую основу для "кинетической газовой теории", для чего вместе со своей женой проводил эксперименты в течение нескольких лет. Неудивительно, что профессор С.Доум сказал: "Большинство современных физиков наверное согласятся назвать Кларка Максвелла тем ученым девятнадцатого столетия, который внес наибольший вклад в феноменальные достижения физики наших дней."
Биографический справочник выдающихся ученых (изданный в Лондоне в 1984 году) дает следующее краткое описание его достижений:
"Максвелла принято считать величайшим физиком-теоретиком девятнадцатого столетия, подобно тому, как его предшественник Фарадей был величайшим экспериментатором. Его точное математическое мышление в сочетании с проницательностью позволили ему достичь блестящих достижений в двух наиболее важных областях физики того времени. Основываясь на работах Фарадея по объяснению электромагнитной природы света, Максвелл смог не только истолковать электромагнитные явления, но и проложил путь к открытию и применению всего спектра электромагнитных волн, чем и характеризуется современная физика. Развивая кинетическую теорию газов, Максвелл дал полное доказательство того, что природа тепла кроется в движении молекул."
Эти характерные особенности жизни великого ученого, а также реальность его общения с Богом заставили журнал Nature (Природа) написать в некрологе такие слова: "Его искренняя христианская вера придала ему столь глубокое душевное спокойствие, что его не могли нарушить ни физические боли, ни внешние обстоятельства." Такое свидетельство осталось после того, как "тихий гений" ушел из этой жизни, чтобы дождаться того дня, к которому он больше всего стремился.
Этот материал еще не обсуждался.