Йохем Даума
Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии. Книга Плач Иеремии
2.9. На пути к Новому Завету
1. В Новом Завете есть много выражений, которые напоминают нам о Книге пророка Иеремии. Призыв к обрезанию, в значении "обрезать своё сердце" (Иер. 4,4; 9,26; срн. Втор. 30,6), мы находим в Рим. 2,28. Человек, не понимающий ничего – хотя у человека есть глаза и уши, но он ничего не видит и не слышит (Иер. 5,21) – это образ, который также использует Иисус (Мк. 8,18). Делать из храма вертеп разбойников (Мф. 21,13 и др.) – это слова, которые Иисус позаимствовал у Иер. 7,11. Слова в Иер. 9,22сл., что мы не должны гордиться собственной мудростью и силой, использует также апостол Павел (1 Кор. 1,31; 2 Кор. 10,17). История горшечника, который может делать из глины всё, что захочет (Иер. 18,4сл.), снова повторяется у Павла, когда он говорит о воле Бога избирать и отвергать (Рим. 9,21).
Из этих примеров, которые можно было бы дополнить и другими, мы видим, что слова и образы из Книги пророка Иеремии повторяются в Новом Завете. Однако в Новом Завете мы уже находим более глубокий смысл, когда речь идёт об исполнении сказанного Иеремией. Слова о Рахили, которая оплакивает своих сыновей и не желает утешиться, поскольку их уже нет, сбылись во времена убиения младенцев в Вифлееме (Мф. 2,17сл.). В Иер. 31 Рахиль представлена в переносном смысле. О ней говорится не потому, что она страдает о своих собственных детях Иосифе и Вениамине. Она исполнила роль родоначальницы Израиля. Она плачет за своими “детьми”, которые находятся в Раме (городе на границе между Израилем и Иудеей), чтобы отправиться в Вавилон (Иер. 40,1). Она больше не видит никакой перспективы ни для Израиля, ни для Иудеи. Эта перспектива звучит в Иер. 31: изгнанники возвратятся из земли врага (Иер. 31,16сл.)! Подобную перспективу можно связать также с убиением младенцев в Вифлееме, хотя утешительные слова, которые следуют за Иер. 31,15, в Мф. 2 не цитируются.
Мф. 27,9сл. называет пророка Иеремию в связи с тридцатью серебряниками, которые были уплачены за предательство Иуды, и на которые было куплено поле горшечника. Однако это, должно быть, ошибка писца, как принято считать со времен Августина. Нигде в Иеремии не встречается покупка поля горшечника. Параллель этому стиху Зах. 11,12сл. Путаница с Иеремией вполне понятна, если вспомнить горшечника в Иер. 18 и следующую после этого главу Иер. 19,1сл., где говорится о разбитом горшке в долине сынов Енномовых (долине убийства), где было пролито много невинной крови.
2. Более важное значение имеют два сюжета из Книги пророка Иеремии, об исполнении которых возвещает Новый Завет. Прежде всего, исполняются слова о новом завете в деятельности Иисуса Христа. Во время тайной вечери Он протягивает своим ученикам чашу как знак нового завета, который заключается кровью на отпущение грехов многим людям (Лк. 22,20; Мф. 26,27сл.; Мк. 14,24; 1 Кор. 11,25; Евр. 10,15сл.). Этот новый завет стал реальностью в жизни последователей Христа. Верующие через действие Святого Духа стали способны служить этому новому завету. Речь идёт о чём-то новом, поскольку больше не говорится о завете с законом на скрижалях (Синай!), но о завете, написанном Святым Духом на сердце человека (2 Кор. 3,3сл.; Евр. 10,16). Это явное исполнение того, что возвещалось в Иер. 31.
Послание к евреям тоже уделяет много внимания новому завету (Евр. 8,6сл.; 9,15сл.; 10,15сл.29; 12,24; 13,20), в котором мы снова видим цитирование Иер. 31. Мы должны понять, что как в текстах о тайной вечере, так и в Послании к евреям внимание, в первую очередь, направлено на прощение наших грехов и тем самым на основание нового завета в жертве Иисуса Христа. Через Его пролитую кровь Его последователи могут приобщиться к святой вечере; через Его Духа подается новая жизнь. Однако это предварительное осуществление нацелено на полное откровение нового завета. Иисус на тайной вечере возвестил о пришествии Царства Его Отца (Мф. 26,29). А автор Послания к евреям называет Иисуса Ходатаем нового завета, Который дарует обетованное вечное наследие (Евр. 9,15; 10,36сл.; 12,24). Он придёт второй раз, но тогда уже больше не говорится о грехе (Евр. 9,26), а о совершенстве (Евр. 11,40). Это окончательное исполнение того, о чём пророчествовал Иеремия: Яхве больше никогда не отвернётся от Своего народа, а Его народ – от Него (Иер. 32,40).
Есть ещё одно важное место из Книги пророка Иеремии, которое имеет своё место в Новом Завете. При описании падения Вавилона Откровение Иоанна заимствует у Иеремии много деталей. Так, в Иеремии и Откровении мы видим призыв бежать из Вавилона (Иер. 51,6.9.45; Откр. 18,4). С Вавилоном должно случиться то, что он делал другим (Иер. 50,15.29; Откр. 18,6). Мы читаем о высохшем Евфрате (Иер. 50,38; 51,36; Откр. 16,12), о Вавилоне как пристанище нечистых животных, таких как животных пустыни и гиен (Иер. 50,39; Откр. 18,2), и о Вавилоне как чаши, которая напоила весь мир (Иер. 51,7; Откр. 14,8; срн. 17,2.4; 18,3). Грехи Вавилона дошли до неба (Иер. 51,9; 18,5). Небо и земля будут веселиться по поводу того, какая участь постигла Вавилон (Иер. 51,48; Откр. 18,20).
Старый Вавилон Навуходоносора во времена Книги откровения подвергается метаморфозе. Под именем “Вавилон” стоит Рим как воплощение всемирного антихристианского могущества (Откр. 17сл.). Как Вавилон в своё время должен был упасть от Мидийско-Персидского царства, чтобы положить конец периоду изгнания, так когда-то “Вавилон” должен будет исчезнуть, чтобы с небес спустился новый Иерусалим.
Пророчества в Иер. 31сл. обладают большой глубиной, когда они говорят о новом завете, который будет длиться вечно. Но вместе с тем, ничего не сказано, что “вечно” означает неизменность в форме. Иер. 32,38сл. говорит: “Они будут Моим народом, а Я – их Богом… Я заключу с ними вечный завет, Я больше никогда не отвернусь от них… Я наполню их страхом передо Мной, чтобы они больше никогда не отвернулись от Меня”. Это обетование ещё явно облачено в одежду народа Израиля – того, который живёт в Иерусалиме и его окрестностях, с потомком Давида на троне и с храмом, где священники-левиты всегда будут делать жертвоприношения (Иер. 33,19сл.). Новый и вечный завет наступил, но с единственной жертвой Христа, которая делает излишними храм и жертвоприношения. Рамки этого завета расширились до пределов всего мира, так что Божий народ будет состоять из иудея и язычника. И то, что в Иер. 31 ещё является земным Иерусалимом, будет когда-то заменено Иерусалимом небесным. Одно останется – печать Израиля, которая навеки будет стоять на новом завете. Вспомните название нового города с воротами, на которых имена двенадцати колен Израиля, и др.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.