Йохем Даума
Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии. Книга Плач Иеремии
2. КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ
2.1. Подход
1. Ни об одном пророке нам не известно столько биографических данных, как об Иеремии. Упоминание годов и месяцев вместе с периодами правления последних царей Иудеи рисует нам детальную картину жизни Иеремии. Это наша путеводная нить, с помощью которой мы сможем воссоздать картину пророчеств, описанных в его книге. Ведь эти пророчества приведены не в хронологической последовательности. Ранние и более поздние пророчества переплетаются друг с другом, при этом не всегда понятна причина такого порядка.
Иеремия пророчествует во времена правления последних иудейских царей: Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер. 1,2сл.; 22,11сл.). Эти цари имеют дело с Ново-Вавилонским или Халдейским царством, которое благодаря Набопаласару и его сыну Навуходоносору стало мировой державой. Иудейские цари должны были постоянно считаться с двумя мировыми державами: Вавилоном и Египтом.
При рассмотрении Книги пророка Иеремии мы сначала уделяем внимание жизни Иеремии в дни правления вышеназванных царей. При этом мы разделяем материал на четыре части [2.2-2.5]. Мы начинаем с юности Иеремии и его призвания к пророческому служению. Эти события происходят при правлении царя Иосии (640-609 гг. до н.э.). Потом мы видим деятельность Иеремии в дни царя Иоакима (609-597 до н.э.). Третий период совпадает со временем правления Седекии (597-586 до н.э.). И наконец, мы видим, что происходит с Иеремией после изгнания иудеев в 586 г. до н.э. После того, как Иеремия ещё некоторое время прожил среди оставшихся иудеев, он отправляется (принужденно) в Египет, где произносит свои последние пророчества.
Пример нехронологической последовательности событий: в Иер. 24 говорится о временах после изгнания царя Иехонии (597 до н.э.), в то время как Иер. 25 нас снова возвращает в четвёртый год правления царя Иоакима (605/604 до н.э.). В Иер. 27 (см. ст. 3 и 12) и 28 мы находимся в начале правления царя Седекии (около 594 до н.э.), после чего письмо к изгнанникам в Иер. 29 нас снова переносит во времена сразу после изгнания в 597 г.до н.э.
Из пяти иудейских царей, которых знал Иеремия, есть два такие, которым уделяется очень мало внимания, и которые в Иер. 1,2сл. не упоминаются, вероятно, из-за слишком короткого времени их правления. Один из них – Иоахаз, сын Иосии, который правил всего лишь три месяца (609 г. до н.э.). Иоахаз был взят в плен и отправлен в Египет, где он и умер (4 Цар. 23,31сл.). Фараон воздвиг на трон в Иерусалиме брата Иоахаза – Иоакима. После смерти Иоакима пришел к власти его сын Иехония. Его правление также длилось не больше трёх месяцев. В 597 г. до н.э. он вместе с другими членами царской семьи сдался в руки Навуходоносору. Он был в первой группе пленников, отправленных в Вавилон. На его место был поставлен царём его дядя Седекия. Он был третьим из сыновей Иосии, которые были царями: Иоахаз, Иоаким и Седекия. Однако они вместе были у власти меньше, чем их отец.
2. После описания четырёх упомянутых периодов жизни пророка Иеремии мы определяем характерные черты пророчествования Иеремии [2.6]. Потом мы уделяем внимание пророчествам о народах, которые находятся в Иер. 25; 46-51 [2.7]. И после того, как мы разберёмся с политическим и социальным аспектом пророчеств Иеремии, мы, согласно традиции в этой серии книг, заканчиваем разделами “На пути к Новому Завету” [2.9] и “Выводы” [2.10].
Примечательно, что пророчества о народах в греческом переводе (Септуагинте) можно найти ещё в Иер. 25, в то время как в еврейском тексте (которому мы следуем в нашей Библии) они находятся только в конце Книги пророка Иеремии (Иер. 46-51). На вопрос “почему” отвечают по-разному. Размещение их в конце книги можно легко объяснить. Смотрите, например Пейлса [Peels 2001,216]. Пророчества о народах провозглашаются ещё в Иер. 25, в строке, начинающейся с Иерусалима и городов Иудеи (Иер. 25,18), после чего упоминается множество других народов, от Египта до Вавилона (Иер. 25,19-26). Сообщение приговора над Иудеей и Иерусалимом и его исполнение мы фактически находим в Иер. 26-45. Отправлением Иеремии в Египет эта история закрыта. Потом следуют пророчества, в которых звучит приговор для других народов, начиная с Египта и заканчивая Вавилоном.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.