10.02.2009
Скачать в других форматах:

Джеймс И. Пакер

Слова Бога

8. Посредник

 

Посредник в современном мире — это, как правило, участник промышленных и международных переговоров. К сожалению, за помощью посредника обращаются довольно часто. Обычно посредник появляется тогда, когда в отношениях двух сторон возникает напряженность и когда обе стороны чувствуют, что не могут договориться. В такой ситуации одна из сторон прерывает переговоры, и тогда на помощь приходит посредник и разговаривает то с одной стороной, то с другой, пытаясь примирить их. Таким образом, посредник, имя которого говорит само за себя, — это человек, находящийся по середине. У него есть связи с обеими сторонами, он расположен к ним обеим, а они доверяют ему. Посредник служит справедливости, миру и доброй воле. Его задача — представить стороны друг другу так, чтобы между ними возобновились дружеские взаимоотношения.

Новый Завет использует слово «посредник» один раз в применении к Моисею (Гал. 3:19) и четыре раза в применении к Господу Иисусу Христу. В Первом послании к Тимофею 2:5 Павел говорит: «...един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Из Послания к Евреям 8:6, 9:15 и 12:24 мы узнаем, что Иисус — посредник нового, лучшего завета. Без преувеличения можно сказать, что эти отрывки являются основными не только в Новом Завете, но и во всей Библии, потому что в них в одной фразе выкристаллизовалась сущность всей библейской вести. В современном богословии принято считать, что Библия — это книга, свидетельствующая о Христе: Ветхий Завет предвосхищает Его приход, а Новый описывает этот приход уже после того, как он состоялся. Этот подход верный, но, чтобы понять все правильно до конца, нужно помнить, что Библия — это книга, свидетельствующая о Христе не просто как об учителе или примере для подражания, а как о посреднике. Главная тема Библии — посредничество Иисуса. Именно Он устанавливает между Богом и людьми новый и вечный завет.

 

 

Посредник нужен

 

Бог и человек чужие друг другу. Между ними отсутствует общение и дружба. Из-за греха человек испытывает враждебность по отношению к Богу. «...плотские помышления [естественное состояние разума и сердца человека] суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). И Бог со своей стороны ведет борьбу с человеком, в том смысле, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18; ср. 5:10). Весь мир виновен перед Святым Законодателем и Судьей (Рим. 3:29). «Все согрешили и лишены славы Божией» (ст. 23; «Божья слава» может обозначать и то, какими мы должны быть, и то, чего мы достигнем, и то, на что мы надеемся, но для нас сейчас различия в ее понимании не имеют значения). Исаия говорит: «Все мы блуждали, как овцы», ушли с дороги, по которой определил нам идти Бог Пастырь (53:6). Идти своим путем, а не путем Божьим для нас так же естественно, как дышать, хотя обычно мы не замечаем, что дышим, пока кто-нибудь не обратит наше внимание на это. Итак, люди живут в мире без Бога, «отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 2:12; 4:18). И это главная проблема человечества.

Современная западная художественная литература (и поэзия, и проза, и драматургия) может подтолкнуть нас к мысли, что первостепенная проблема на сегодняшний день — отчужденность человека от своих ближних и от своего истинного «я». Кто-то правильно сказал, что большинство серьезных современных романов посвящены только ряду проблем: проблеме цельности личности (проклятие Адама), проблеме потери личности (проклятие Каина) и проблеме потери общения (проклятие Вавилона). Однако корень этих проблем кроется не в нарушении отношений человека с самим собой или со своими ближними, а в разладе отношений с Богом. Каждая проблема — это не что иное, как проявление гнева Божьего. К сожалению, трогающие за душу современные произведения, в которых поднимаются эти проблемы, несмотря на все свои попытки, не способны проникнуть в суть, так как перечисляют лишь симптомы болезни, а диагноз болезни поставить не могут. Главная причина, по которой люди чувствуют себя одинокими и оставленными, тонущими в водовороте нигилизма, когда все основания общественного и культурного порядка рушатся, кроется в том, что они чужие Богу. Как говорид Бакстер, живший три века тому назад, «друзья не надобны тому, кто знал Твою любовь». Но человек, отчужденный от Бога, не может общаться ни со своими близкими, ни с самим собой. Именно эту проблему поднимает современная литература, правда, не понимая ее причины. Поэзия и проза «пустоши» двадцатого века сообщает нам о том же, о чем говорит Библия: мы нуждаемся в посреднике, чтобы тот привел нас к Богу.

Во времена Ветхого Завета Бог готовил израильский народ к пришествию Христа. Как Он это делал? Он показывал, что люди нуждаются в посреднике. В этом состоял главный урок Ветхого Завета. Это выглядит парадоксально, но Бог преподавал этот урок, посылая к израильскому народу два вида посредников. Он посылал пророков, чтобы те представляли Бога людям, и священников, которые должны были представлять людей Богу. Пророки говорили к Израилю от имени Бога, таким образом поддерживая взаимоотношения между Богом и Его народом; священники приносили Богу жертвы от имени народа, таким образом поддерживая взаимоотношения между народом и Богом.

Но пророческие послания были отрывочными и часто загадочными (Бог говорил «многократно и многообразно», Евр. 1:1), а священнические жертвы никогда не приносили продолжительного мира совести и дерзновения войти в присутствие Божье («невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», Евр. 10:4; см. 9:8-9, 10:1-22). И откровение, и прощение в Ветхом Завете были реальностью, но были ограничены и неполны, поэтому совершенного общения с Богом нельзя было достигнуть. Итак, неэффективность ветхозаветных посредников должна была заставить людей увидеть их потребность в посреднике с большей силой. Конечно, лучше ездить на разваливающейся машине, чем ходить пешком, и кто-то может быть благодарен и за такой автомобиль, но неудобства такой езды будут заставлять вас постоянно мечтать о новой хорошей машине. Точно так же жизнь под ветхим заветом не могла не породить желания чего-то лучшего: лучшего завета, который дает лучшие обещания и лучшую надежду, завета, основанного на лучших жертвах. Послание к Евреям посвящено тому, чтобы показать, как посредничество Христа дает все то, чего раньше не было (см. 7:19, 22; 8:6; 9:23; 11:40). «...ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14) — совершенными в общении с Богом.

Вся ветхозаветная эра была этой закона, который, как объясняет Павел в Послании к Галатам 3:19-25, Бог «добавил» через Моисея «по причине преступлений» (ст. 19), чтобы израильтяне увидели, что грех препятствует общению с Богом, и пришли к осознанию своей нужды в Спасителе от вины и власти греха. Закон не мог дать жизнь (ст. 21), потому что он не давал способности исполнить свои требования, но он мог помочь, и помогал людям понять, что они безнадежные рабы греха (см. Рим. 7:7-13), и готовил их принять Христа и довериться Ему. Поэтому Павел пишет: «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:22-24). Послание к Галатам в деталях раскрывает, как посредническое служение Христа, через которое был дан двойной дар оправдания и Духа (ср. 3:1-14), снимает с людей бремя греха и закона и дарует славную свободу детей Божьих.

 

 

Посредник дан

 

Единственный посредник между Богом и людьми — это человек Христос Иисус, человек, который есть Слово во плоти, то есть воплотившийся Бог Сын. Все предыдущие посредники в Израиле символизировали и предвещали Его приход, и у их деятельности был какой-то результат только благодаря тому, что еще до Своего воплощения Христос действовал в них и через них. Таким образом, Дух Христа говорил через пророков (1 Пет. 1:10), и Христос участвовал в путешествии израильского народа по пустыне под предводительством Моисея (1 Кор. 10:1:4). Грехи, которые исповедовали люди Божии до воплощения, были, так сказать, возложены на Христа, чтобы Он потом искупил их на Голгофе (Евр. 9:15). Поэтому можно с уверенностью сказать, что Авраам, Давид и многие другие ветхозаветные святые познали радость оправдания и уверенности в прощении еще до прихода Христа (см. Рим. 4:1-8, где цит. Быт. 15:6, Пс. 31:1-2). Павел отмечает, что одной из причин, по которой Бог Христа «предложил в жертву умилостивления в Крови Его», было показать праведность Божью «в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия» (Рим. 3:25-26), ибо то, что Бог прощал в Ветхом Завете грехи, за которые не было должным образом заплачено, выглядело как несправедливый поступок божественного Судьи.

Могут возникнуть два вопроса о человеке Иисусе Христе, единственном Посреднике.

 

Почему пришел Посредник?

Он пришел в мир, потому что, как Он сам почти тридцать раз говорит в Евангелии от Иоанна, был послан. От вечности Ему было предназначено это служение (1 Пет. 1:20). «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14). Его Отец «выбрал... в Нем», то есть выбрал дать спасение через Его служение, через союз с Ним многим из грешников (Еф. 1:4). Они были «даны» Ему, и Он должен был сделать все необходимое, чтобы привести их к Богу и к славе (Ин. 6:37, 39; 17:2, 6, 9, 24; ср. Евр. 2:13; Ин. 10:14-16, 27-29; 11:52). Другими словами, Он был «отдан» за них: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него... имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Верно... слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников...» (1 Тим. 1:15).

Что же Он, как Посредник, пришел сделать и что только Он, как Богочеловек, мог сделать?

1. Он пришел явить Бога людям. Прежде чем узнать и полюбить Бога, нам нужно увидеть, каков Он. В ветхозаветные времена слова и дела Бога являли Его природу и характер, но такого рода откровение не было ни законченным, ни определенным. Необходимо было иное откровение, которое бы во всей полноте открыло бы людям, как Бог смотрит на мир и относится к нему. Поэтому Бог послал Своего Сына, который носил совершенный Его образ (Евр. 1:3; Кол. 1:15; 2:9; 2 Кор. 4:4; Фил. 2:6) и который ради той же любви, которая была и у Отца, согласился жить человеком среди людей, чтобы дать им совершенное знание о Боге. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын... Он явил» (то есть «сделал известным»; «объяснил Его», Ин. 1:18). Иисус мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), потому что Отец и Сын были «в» друг друге в полном союзе сущности, силы, характера и цели (14:10; 10:38; 17:21; ср. 10:30; 17:11).

2. Он пришел искупить людей от греха. Писание не подтверждает очень популярную теорию о том, что Сын Божий воплотился для того, чтобы сделать творение совершенным. Но неоднократно оно повторяет, что Иисус пришел как Искупитель. Как Он сам говорил, «Сын Человеческий... пришел, чтобы... отдать душу Свою для искупления многих» (Мр. 10:45). В 53-й главе своей книги пророк Исаия предсказывал, что беззакония человека будут удалены смертью праведного слуги Божьего. Еврейская система жертвоприношений, установленная Богом много веков назад, должна была научить людей, что искупление греха возможно только благодаря смерти совершенного заместителя вместо грешника. Исайя говорит, что праведный слуга Божий «принесет жертву умилостивления» (ст. 10). Но где найти такого совершенного, безгрешного, полностью праведного слугу Божьего? Им может быть только воплотившийся Сын Божий, который как человек мог подвергнуться искушениям и как Бог не мог согрешить и не согрешил. Сам Христос подтвердил, что Он безгрешен (Ин. 8:46; 14:30), а новозаветные авторы часто обращают на это внимание, когда провозглашают действенность Его искупительного служения (2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:22; 3:18;
1 Ин. 2:1).

3. Он пришел возвратить человека к Богу. Бог Сын всегда существовал «в недре Отчем» (Ин. 1:18), в полноте Отцовской любви, славы и общения (см. Ин. 10:15; 17:5, 23-26). Но сыновья Адама из-за греха были потеряны, изгнаны из присутствия Божьего. Сын Божий пришел в этот мир, чтобы грешники могли разделить Его полноту общения с Богом, полноту Его любви и славы. Он пришел найти нас, потерявшихся, потому что мог взять нас туда, где Он. Он пришел взять нас как Своих братьев и сделать приемными сыновьями Своего Отца, чтобы мы могли увидеть и разделить славу Сына и перенять Его образ, семейную черту (см. Ин. 12:26; 14:3; 17:24; 20:17; Рим. 8:14-17, 29; 1 Кор. 15:45-49; 2 Кор. 3:18; Фил. 3:21; Кол. 3:4; Евр. 2:11-12; 1 Ин. 1:3; 3:1-2). Когда же второй назначенный Богом глава человечества, «последний Адам» (1 Кор. 14:45, 47), Христос, примет тех, кто по вере примет Его, тогда Он приведет их в общение с Отцом, и Отец будет смотреть на них так же, как Он смотрит на Христа; ради Христа и во Христе Отец вменяет праведность им (ибо Христос праведен) и считает их Своими приемными детьми (ибо Христос Его «родной» Сын) (Ин. 1:12; Рим. 4; 5:5-19). И поэтому Христос Духом Своим изменяет их, делая Себе подобными, и искореняет грех (Кол. 3:10). А когда Он завершит Свою работу, тогда Он приведет их в «святый город Иерусалим, новый» (Откр. 21:2), куда не может войти ничто нечистое (Откр. 21:27), чтобы там они вечно наслаждались присутствием Бога, пребывая в блаженстве от осознания того, что Он их Бог и Отец (Откр. 21:3, 7; 22:4). И так произойдет обязательно, потому что такой конец обещал Сам Бог (Ин. 6:39-40; 10:27-29), Он молился об этом (Ин. 17:11, 15, 24).

 

Потомки Адама обрели во Христе

Больше, чем потеряли в своем праотце.

 

Как Посредник выполнил Свою работу?

Богословы-протестанты обычно говорят, что Посредник исполнил Свою миссию, взяв на Себя обязанности пророка, священника и царя. Такой подход к служению Христа основывается на Послании к Евреям, где дано наиболее полное описание Его посредничества. Таким образом, мы должны затронуть три темы.

1. Первостепенное служение Иисуса — это служение царя. Именно это хотели подчеркнуть новозаветные авторы, когда называли Его «Христос». Христос — это не просто фамилия, а титул, титул царя: «Иисус Христос» это то же, что и «принц Филипп», а не «Филипп Маунтбаттен». Этот титул значит, что Иисус — Мессия от Бога, помазанный сын Давида, как говорилось в ветхозаветных пророчествах (Ис. 9:6; 11:1-3; Иер. 23:5-6; Иез. 37:24-26; Ам. 9:11-12 и др.). Главным подтверждением этому в Новом Завете служат слова Петра в день Пятидесятницы: «...Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Соответственно, Иисус в Послании к Евреям, как и во всем Новом Завете, — Царь, сидящий на троне, воссевший «одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3, ср. ст. 8, 13; 8:1; 10:12-13). Мессианская роль Христа — это аксиома Нового Завета.

Новый Завет провозглашает, что царская власть Христа распространяется на всю вселенную. Иисус — правитель Божий над всем мирозданием. «...дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мтф. 28:18); Бог «все покорил под ноги Его» (Еф. 1:22; ср. Евр. 2:8; Фил. 2:9). Цель царствования Христа — уничтожить всякое противостояние Божьей воле, дисгармонию, порожденную грехом, и дать Божьим людям спасение (1 Кор. 15:24-26; Еф. 1:10-12). К этой цели, хотя это и не всегда заметно, все постепенно двигается под властью Христа.

Как Божий Спаситель-царь, Он управляет творением и имеет право требовать от людей все, что Ему угодно. Ни один человек не имеет права не быть Его учеником; ни один человек не должен бояться, если он стал Его учеником. Ибо Христос, который управляет нами, управляет всем творением ради нас. Как же Христос исполняет обязанности царя? На этот вопрос Вестминстерский краткий катехизис отвечает: «Христос исполняет обязанности царя, подчиняя нас себе, управляя нами, защищая нас и поражая всех Своих и наших врагов» (ответ 26). В Его власти защитить нас, когда Он ведет нас домой, к Богу, крестной дорогой ученичества. Слова Уоттса должны отозваться протяжным эхом в сердце каждого истинного христианина:

 

О, дорогой Господь,

Мой Царь и Завоеватель.

О Твоей благодати пою,

И Тебе, Всесильный

Добровольным рабом стать хочу.

 

О, дорогой Христос,

Если смерти полчища восстанут

И выплеснется ярость ада,

В безопасности я буду и тогда:

Твои благодать и сила защитят меня.

 

В этом заключается значение посреднического царствования Иисуса для каждого верующего.

2. Иисус-Царь является еще и священником. Он царственный первосвященник вовек «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; 6:20; где цит. Пс. 109:4). В 7-10 главах Послания к Евреям говорится, что вечное священство Иисуса совершенное и окончательное, что оно заменяет и отменяет священство ветхого завета, с этого момента делая саму идею посредничества священника-человека ненужной и даже богохульной. Краткий катехизис описывает служение Христа как священника таким образом: «Христос исполняет обязанности священника, принеся Себя в жертву, чтобы удовлетворить божественную справедливость и примирить нас с Богом, и постоянно ходатайствуя за нас» (ответ 25).

1) Христос принес жертву однажды и навсегда и таким образом закончил служение примирения за грехи. И здесь мы можем вспомнить отрывок из Послания к Евреям 9:1-10:18. Из этого отрывка мы узнаем, что, когда Иисус «вкусил смерть» (2:9) на кресте, пролил Свою кровь (умерев физически) и осознанно принял участь грешников, то есть был оставлен Богом (умерев духовно; см. Мр. 15:34), Он таким образом омыл все грехи навсегда (9:23; 10:12; 14; 17) в непосредственном присутствии Бога, в «святом святых» — в месте, прообразом которого было святилище в скинии (9:12, 24-25). И поэтому у верующих, если они обращаются к Богу, есть доступ к Нему (10:19-22): наказание за грех уже не распространяется на них.

2) Иисус постоянно ходатайствует за Свой народ, за людей, «приходящих через Него к Богу» (Евр. 7:25; ср. Рим. 8:34). Греческий глагол «ходатайствовать», который в данном случае использован в Новом Завете, означает, с одной стороны, больше, а с другой — меньше, чем соответствующий английский глагол. Больше — потому обозначает не просто просьбу, но активное вмешательство в ход событий ради чьей-то пользы, выполнение всех необходимых действий, обеспечивающих благополучный исход дела. Меньше — потому что подразумевает, что ходатайствующий способен сам сделать то, о чем просит. Без сомнения, Богочеловек все еще говорит Отцу, что хочет, чтобы воля Отца для тех, кто «дан» Ему, исполнилась. Христос ходатайствовал и тогда, когда был на земле (смотрите Его первосвященническую молитву в Ин. 17, ср. 14:16). Но Его ходатайство включает не только просьбу. Священническое ходатайство Христа — это вмешательство Царя, сидящего на троне. Он вмешивается, потому что Он — царь, который находится в присутствии Бога (Евр. 9:24), Он защищает Свой народ; Его жертва, принесенная однажды и навсегда, вечно примиряет грешников с Богом (1 Ин. 2:1). Поэтому можно сказать, что ходатайство Христа — это Его деятельность на небесах, которая гарантирует, что все, кто приходит к Богу через Него, молящиеся во имя Его, надеющиеся получить в Нем прощение, доступ к Богу, помощь благодати в трудные времена и вечную славу, не останутся разочарованными. Новый Завет призывает нас не к тщательному исследованию того, что это за деятельность, но к радости от осознания того, что все действия Христа, какими бы они ни были, приведут к нужному результату.

3. Царственный первосвященник еще и пророк. Бог говорил через Него, проповедуя Евангелие Его устами (Евр. 1:2; 2:3). Апостольское служение было, так сказать, продолжением Его пророческого дела: апостолы проповедовали во имя Его и были научены Его Духом (ср. 1 Кор. 2:13); когда они проповедовали, Он проповедовал, и поэтому с помощью их слов многие, кто никогда не встречал Его во плоти, услышали Его голос (см. Лк. 10:16; Ин. 10:16; Еф. 2:17). То же происходит и сегодня, когда проповедуется апостольское Евангелие: Дух Христов действует через слово и люди слышат голос Иисуса. До сих пор «Христос несет служение пророка, открывая нам через слово и Духа волю Бога к нашему спасению» (Краткий катехизис, ответ 24). И поэтому сегодня каждый христианин может сказать:

 

Я слышал, как Христос сказал:

«Приди ко мне и отдохни...»

 

Таков наш Посредник: воплотившийся Бог, божественный Человек, пророк, священник и царь.

 

 

Посредник провозглашен

 

Теперь, наконец-то, мы можем по достоинству оценить четыре Евангелия! Может, такое утверждение звучит странно, но так оно и есть. Многие, кто по праву считают их самыми замечательными книгами в мире, поскольку они описывают самого замечательного человека всех времен, к сожалению, не всегда понимают их истинное значение. Они противопоставляют Евангелия (историю и практическое применение) посланиям (богословию и теории). Они читают их как биографии, интересуются Иисусом только как человеком. Он привлекает их как личность с интересной судьбой. Некоторые же, не замечая искусно построенной композиции Евангелий, называют их всего лишь «обрывочными воспоминаниями».

Но на самом деле все четыре Евангелия есть провозглашение истин об Иисусе, которые углубляют представление (полученное нами из посланий) о Нем как о Посреднике. Иисус — пророк, царь и жертва за грехи (говоря словами евангелистов), Он принес спасение — новую жизнь и надежду через новые взаимоотношения с Богом. Евангелия были написаны людьми, принимавшими богословские взгляды авторов посланий, чтобы наставить других людей, которые разделяли или, по крайней мере, учились разделять ту же веру. Таким образом, Евангелия и послания едины. Евангелисты обращали внимание не столько на человеческую сущность Иисуса (хотя реальность его человеческой природы — это основание их мировоззрения), сколько на служение божественного Посредника. Их интересовал Христос, приводящий Бога к людям в благодати и силе и приводящий людей к Богу в вере и покаянии.

Все в Евангелиях направлено на то, чтобы выделить тему посредничества: взгляд на жизнь Иисуса (рождение — крещение — служение — страдание — воскресение — вознесение); чудеса исцеления и насыщения, которые есть не что иное, как образ благодати, исцеляющей и насыщающей наши души; учение, призывающее неверующих поверить и наставляющее на нужный путь учеников; цитирование исполнившихся пророчеств из Ветхого Завета (Мтф. 1:22; 4:14; 8:17; 12:17; Лк. 22:37; 24:25, 44; и т.д.); комментарии Иоанна (1:1-18; 2:11, 21; 3:31-36; 7:39; 8:20; 11:51; 12:37-43; 13:1; 18:32; 20:31).

Как уже отмечалось ранее, я думаю, что некоторые люди, любящие и читающие Евангелия, во многом не понимают их. Не замечая главного и сосредоточиваясь на деталях, они кое-что узнают о личности Иисуса, но так и остаются в неведении относительно Его служения Посредника. Я знаю, что некоторые, хотя и любят богословие и отлично разбираются в посланиях, но совсем не читают Евангелий и поэтому практически не знакомы с человеком Иисусом Христом. И тем и другим я советую: по достоинству оцените Евангелия! Они станут для вас самыми ценными книгами в мире, если вы поймете, что в них вы смотрите на жизнь Иисуса, названного Посредником в посланиях, написанных богословским языком. Христос посланий — это Иисус Евангелий. Многое можно приобрести, взбираясь на вершину богословских Гималаев — посланий апостола Павла и Послания к Евреям. Например, они помогут читать Евангелия с пониманием, которое будет постоянно побуждать их говорить в своем сердце:

 

Иисус, мой Пастырь, Муж и Друг,

Пророк, Священник, Царь земли.

Хозяин, Жизнь и Цель, и путь.

Мою хвалу Ты не презри.

 

Вы с этим согласны?

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.