10.02.2009
Скачать в других форматах:

Джеймс И. Пакер

Слова Бога

6. Дьявол

 

Вот уже почти сто лет прошло с того времени, как вера в дьявола, казалось бы, начала исчезать. Зубастый красный чертенок с хвостом и трезубцем стал героем шуток, а протестантские богословы спрятали дьявола Библии в кладовку отживших мифов. Без всякого сомнения, именно этого дьявол и добивался, потому что сейчас он может беспрепятственно действовать, где только хочет. И он не упускает представившейся возможности. На протяжении последнего столетия дьявол посодействовал упадку евангельской веры. Евангельские церкви бездействуют, у них нет ни силы, ни истины. Если же это состояние сравнить с тем, в котором они находились столетие назад, то сразу станет очевидно, что дьявол умело и основательно выполнил свою работу. Библии уже полностью не доверяют, проповедь Евангелия уже перестала быть главной целью, постхристианское язычество прошлось по всему миру, как смерч. Но сатана одержал эту победу не навсегда.

Либеральные богословы полагают, что отказ от веры в дьявола — рациональный шаг, вызванный просвещением. Если это так, тогда возникает закономерный вопрос: кто же делает работу дьявола? Ведь искушения, которые по сути своей есть проявление его коварства и злобы, остаются реальностью нашей жизни. Почему существует ад, или, словами Джона Апдайка, «всепоглощающее и опустошающее отсутствие» (Бога, добра, общности и общения)? Тот же Джон Апдайк заметил: «Осознание того, что жизнь испорчена, вынуждает признать возможность грехопадения, а значит, и причины, вызвавшей его, а значит, и сатаны». Вера в сатану не иррациональна, потому что подтверждается фактами. Глупо до безумия не верить в сатану в таком мире, как наш. Удивительно и грустно, что сатана смог внушить людям такое неверие в себя.

В последние годы был брошен в некотором смысле вызов обычаю отрицать существование сатаны. Появилось харизматическое движение, где большое внимание уделяется духовной войне с бесами и их предводителем — дьяволом. Харизматы всерьез относятся к новозаветному учению о дьяволе, но иногда уделяют ему чрезмерно много внимания. Во-первых, они не всегда отличают одержимость неверующих или нападки бесов на христиан от психических заболеваний, которые можно излечить покоем и лекарствами. Евангелия сообщают о том, что одержимость бесами проявлялась не только в раздвоении личности. Одержимый также признавал Иисуса Сыном Божьим, обладающим властью, и выражал свое враждебное отношение к Нему. Только если все эти признаки налицо, можно говорить с большой долей уверенности, что человек одержим. Во-вторых, вряд ли в наше время столь же много людей одержимо бесами, как во времена земной жизни Иисуса. Из Деяний и посланий мы узнаем, что уже в апостольскую эру одержимость не была так широко распространена. Логично предположить, что пришествие Сына Божьего на землю возбудило бесовское царство, а после Его вознесения его активность пошла на убыль. Некоторые люди видят бесов везде, и это превращается у них в навязчивую идею, которая зачастую вызвана человеческим эгоизмом и которую сатана использует для маскировки своих разрушительных действий так же успешно, как и неверие в себя.

Итак, сатана — это личность, которую церковь и христиане игнорируют, так сказать, себе на зло, хотя Новый Завет постоянно предупреждает нас, что очень опасно забывать о существовании дьявола. Павел никогда не допускал подобной ошибки: он знал, что представляет из себя дьявол, и поэтому мог с уверенностью сказать: «...нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). «Я хорошо разбираюсь в его проделках», — так объяснил эту фразу один современный ученый. Очень важно, чтобы и сегодня мы могли сказать то же самое. Нравится вам это или нет, но каждый из нас лично ведет войну с дьяволом, потому что каждому из нас он лично объявил о нападении. Обратите на это внимание и научитесь бороться с дьяволом, «чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань... против начальств, против властей... Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый...» (Еф. 6:11-13). Христианская жизнь — не постель из роз; это поле битвы, где христианин постоянно сражается за свою жизнь. Первое правило для тех, кто хочет победить, — знай врага в лицо. Далее мы более подробно изучим этот вопрос, чтобы научиться узнавать сатану и оценивать его силы, что необходимо нам для успешной борьбы с ним.

 

 

Трудности демонологии

 

Трудно правильно себе представить дьявола, так как, во-первых, раздел демонологии, который им занимается, полностью основывается на откровении, а во-вторых, наше учение о дьяволе верно лишь настолько, насколько верно наше учение о Боге. Мы можем постичь истину о дьяволе только в свете истины о Боге. Демонология занимается главным образом тем, что выясняет тайну зла. Зло — это недостаток, или искажение, добра, а что есть добро, мы узнаем только тогда, когда узнаем Бога. Только осознав, как Бог благ, мы сможем понять, как плох дьявол.

И здесь возникает сложность: если мы неправильно представляем Бога, значит, мы неправильно представляем и дьявола. Например, если мы представляем Бога (а многие так и делают) как небесного дядюшку всех людей, основная задача которого (что, кстати, ему не всегда удается) помогать им в достижении своих безответственных эгоистичных желаний, мы будем думать о сатане как о космическом зануде, единственная цель которого — спутать наши планы и испортить удовольствие. Но сатана так же сильно похож на зануду, как Санта Клаус на Бога.

 

 

Лезвие бритвы

 

Более того, когда мы занимаемся демонологией, мы ходим по лезвию бритвы, под нашими ногами с двух сторон расстилается бездна заблуждений, в которую мы с легкостью можем провалиться. С одной стороны, мы можем воспринимать сатану слишком серьезно, как это иногда делали во времена ранней церкви и в средние века. Это приведет к потере мира с Богом и повергнет нас в состояние патологического страха: дьявол станет главной темой нашего богословия, а христианская жизнь покажется пляской под дьявольскую дудку и попыткой разными способами избежать этого. Это заблуждение заставило многих людей в ранней церкви стать монахами и отшельниками: они отказались от обычной жизни, чтобы сражаться с дьяволом все время, не отвлекаясь. Они верили, что другого способа сохранить церковь в чистоте не существует. Неверие — вот корень их ошибки: они не доверяли Богу, который мог сохранить их непорочными в мире (см. Ин. 17:15). Они знали, что дьявол — сильный и злобный противник, но они не понимали, что крест Христов поверг врага. Реформаторы и пуритане с помощью Библии убили все эти страхи. Не умаляя свирепость нападок дьявола на народ Божий, они предложили по-новому, правильно, взглянуть на голгофскую победу, поверить, что Христос силен выполнить все Свои обещания и уберечь от дьявола.

С другой стороны, ошибочно не воспринимать дьявола всерьез. Как уже было сказано раньше, это типичное заблуждение современности, крайняя форма которого — отрицание того, что сатана есть личность и что он действует. Несерьезное отношение к дьяволу приводит к плохим последствиям. Во-первых, неверием в дьявола мы обманываем себя и других, не замечая, что дьявол своими нападками создает угрозу жизни. Во-вторых, мы бесчестим Христа, забывая, что на кресте Он победил сатану и его воинство (ср. Кол. 2:15).

Единственный способ избежать этих ошибок (а обе они чрезвычайно радуют сатану) — это «приклеиться намертво» к Писанию. Поэтому Писание мы сейчас и откроем.

 

 

Портрет сатаны

 

Петр говорит, что дьявол — «ваш противник» (1 Пет. 5:8). «Сатана» по-еврейски значит «противник». «Дьявол» (по-гречески «диаболос») означает «клеветник». Оба понятия выражают одну и ту же идею: сатана всеми мыслями, словами и делами постоянно противодействует Богу Творцу, а значит, и Его народу. Дьявол — «ваш противник» только лишь потому, что он противник Бога. Человек — творение Божье, он создан по Его образу, чтобы радоваться Божьей славе. А сатана, с тех самых пор как человек был создан, стремится исказить Божий образ в нем и помешать исполнению Божьей воли в его жизни.

Сатана — ангел, один из «сынов Божьих» (Иов. 1:6, 2:1), но падший ангел. Он один из тех ангелов, которые согрешили (2 Пет. 2:4), ангелов, «не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище» (Иуд. 6). Сейчас он князь, господствующий в воздухе (Еф. 2:2), он начальствует над духами злобы поднебесной (Еф. 6:12). Чтобы искусить, он может принять вид «ангела света» (2 Кор. 11:14), но его царствование — это власть тьмы. Слово «тьма» здесь используется в самом широком значении: тьма в мыслях, тьма в поступках, тьма в духовной жизни (Кол. 1:13; ср. Лк. 22:53). Писание изображает дьявола змеем (Быт. 3:1; Откр. 20:2), драконом (Откр. 12; 20:2), рычащим львом (1 Пет. 5:8). Такое описание указывает на его хитрость, ненависть, свирепость и жестокость по отношению к людям Божьим. Писание также называет сатану искусителем (Мтф. 4:3; 1 Фес. 3:5), злом (Ин. 17:15), лжецом и убийцей (Ин. 8:44). Эти слова раскрывают характер и цель его агрессивных действий.

Сатана породил грех. «...сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). О восстании падших ангелов, которое произошло до создания мира, мы знаем только то, что оно произошло. Библия — это книга практическая, в ней нет сведений о том, что непосредственно не касается нашей жизни. Некоторые утверждают, что слова, которыми описываются гордые цари Тира и Вавилона в Иез. 28:11-19 и в Ис. 14:12-14, первоначально относились к падению сатаны, чей образ и носили эти высокомерные правители, но доказать это утверждение невозможно. Однако ясно: с момента сотворения этого мира сатана начал действовать как мятежник в царстве Божьем, стремясь с помощью обмана (первая ложь описана в Быт. 3:4-5; ср. 2 Кор. 11:3) вовлечь Адама и Еву в такой же мятеж.

 

 

Его склад ума

 

Склад ума сатаны — это тайна, которую до конца мы никогда не постигнем, не потому, что сатана — ангел, а мы люди, а потому, что сатана — это абсолютное зло, а мы не можем вообразить себе абсолютное зло. Никто из людей не ушел так далеко по пути греха, чтобы в нем ни осталось ничего доброго; никто не руководствуется только лишь ненавистью к другими; никто сознательно не ставит перед собой цель разрушить созданное другим; никто не идет по жизни с девизом: «Зло, будь моим добром»; никто из людей не действует только лишь из одной ненависти к Богу. Хотя образ Божий искажен в падшем человеке и ни один из людей не может совершить абсолютно добрый поступок, никто из нас не состоит из одного зла, да мы и не можем себе даже представить такое абсолютно злое существо. Поэтому мы никогда не сможем правильно представить себе сатану. Даже Мильтон не смог изобразить сатану полностью лишенным благородства, а у Клайва Льюиса Баламут обладает некоторым чувством юмора. Однако Писание ясно повелевает нам верить в сатану и его воинство мирмидонцев, которые абсолютно нечестивы — их жестокость, злобность, гордыню, презрение, испорченность, отвратительность и омерзительность наш разум вместить не может.

Как и все профессиональные лжецы, сатана, по крайней мере, в одном поверил в свою ложь. Можно сказать, что он помешался: он не может признать, что побежден и пленен. Ему взбрело в голову, что если он упорно будет сражаться против Бога и Его детей, то рано или поздно победит их. Так же, как Гитлер когда-то, сатана не может заставить себя поверить в то, что он проиграл войну и уже не может победить. В Откровении 12:12 голос с небес предупреждает землю, что «сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». Он знает где-то внутри, что уже повержен, но со всем неистовством отвергает это знание, пытаясь доказать, что это не так. Точно так же и в падшем человеке врожденное знание о Боге часто приобретает форму дикого и дерзкого неприятия Творца. Но сила, с которой это знание отрицается, лишь доказывает, что оно в человеке есть.

В Ветхом Завете о сатане говорится не очень много, хотя, когда о нем заходит речь, сатана описывается как враг детей Божьих, который пытается лишить их благосклонности Бога. Дьявол провоцирует их на не достойные веры чувства и дела (непослушание, Быт. 3; самонадеянность, 1 Пар. 21:1; богохульство и отчаяние, Иов. 1:6-2:10) или заслоняет от них лик Божий (Иов 1:9-11, 2:3-5, Зах 3:1-2; обратите внимание, что в Откровении 12:10 сатана описывается как «клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь»).

В Новом Завете дано более полное откровение о сатане. Дьявол показывает, что сила и власть его чрезвычайно велики. Он может управлять событиями (2 Фес. 2:9; ср. Иов. 1:2), посылать в наш разум неправильные мысли (Мтф. 4:3-5). И не только. Он может вызвать болезни (Лк. 13:16) и даже смерть (Евр. 2:14). Но хуже всего то, что он держит человечество в тюрьме духовной тьмы и неверия. Сатана сейчас действует «в сынах противления» (Еф. 2:2), лишая их способности видеть Божью истину (2 Кор. 4:4) и заставляя нарушать Божью волю до тех пор, пока их жизнь не подойдет к концу, после чего их ожидает вечная боль, печаль и чувство утраты. И поэтому дьявол действует как тюремщик, «охраняющий» все человечество. «...весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Мир, который пришел спасти Иисус Христос, был захвачен врагами, а сатана был «князем» этого мира (по-гречески «архон» означает «правитель». См. Ин. 12:31; 14:30; 16:11) и его «богом» (2 Кор. 4:4).

 

 

Его пленение

 

Сатана во всем подвластен Богу. Он — орудие в руках Бога (хотя дьявол никогда не признавал этого и не признает). Бог, позволяя сатане властвовать в той мере, в какой он властвует, использует его, чтобы вершить божественный суд над восставшим миром. Как человек может держать злую собаку, ненавидящую своего хозяина, чтобы отпугнуть бродяг от своего дома, так Бог держит сатану, чтобы наказать тех, кто согрешил. Сатана и бесы сами находятся в заключении, в котором они оказались после падения, и Бог их «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6; см. Мтф. 25:41; Откр. 20:10). Все они закованы в кандалы. Они передвигаются только в той мере, в какой Бог позволяет им. По словам Кальвина, они везде волочат за собой свои цепи. Сатане хочется думать и заставить других думать, что он настоящий правитель мира (ср. Лк. 4:6). Но он обладает только такой мерой власти, которую Бог дал ему (ср. Иов. 1:12; 2:6). Можно сказать, что Бог держит дьявола на цепи.

Когда Сын Божий пришел в мир, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8), сатана использовал все способы, чтобы расстроить Его планы, — и не смог. Во всем Христос оказался победителем. Не только в начале служения (Мтф. 4:1-3), но на протяжении всего времени (Лк. 4:13; 22:28) сатана искушал Его нарушить волю Отца (ср. Мтф. 16:22-23). Но Иисус ни разу не попался в сатанинскую ловушку: Он ни разу не согрешил (Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22). Христос отразил все вражеские атаки и вышел победителем, лишив сатану огромной части его владений, которым он раньше так радовался. Иисус совершил это, во-первых, исцелив многих от физических недугов и одержимости бесами (Лк. 11:17-22; 13:16), а во-вторых, с помощью Своих молитв (Лк. 22:31-32; Ин. 17:15) и Своей искупительной смерти. Этим Он гарантировал спасение огромному количеству людей, которых Он пришел искупить (Ин. 12:32-32). Таким образом, на Голгофе была одержана полная победа над сатаной и его воинством (Кол. 2:15), которая гарантировала, что в будущем сатана будет постепенно лишаться своей власти в жизни одного человека за другим. Крест подтвердил, что множество людей будут избавлены от власти тьмы и введены в Царство возлюбленного Сына, «в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:13-14). Это осуществляется через проповедь Евангелия, которое призывает людей повернуться от сатаны к Богу (Деян. 26:18). Сделать этот шаг помогает Христос на небесах. Он побуждает людей ответить верой и покаянием (Деян. 5:31). Сатана все время упорствует, но не может помешать. Он — поверженный враг.

 

 

Священная война

 

Если человек не христианин, значит, он пленник сатаны, и сатана держит его там, где хочет. Когда же этот человек становится христианином, сатана воспринимает его как сбежавшего заключенного и пускается за ним вдогонку, чтобы вернуть назад. Он искушает, то есть испытывает христианина со злыми намерениями в надежде найти его слабое место и соблазнить совершить действие, которое неизбежно уведет верующего назад в плен, из которого Христос его спас. Сатана пытается «войти» в христианина, как он вошел в Иуду (Лк. 22:3; Ин. 13:27), то есть возобновить свой контроль над ним и таким образом сделать его опять «сыном дьявола» (Деян. 13:10; 1 Ин. 3:10). Дьявол искушает именно с этой целью. Поэтому на широкой дороге, ведущей в погибель, он повесил на столбах множество завлекающих вывесок.

 

 

Его оружие

 

Как искушает сатана? Кознями, то есть обманом (Еф. 6:11; ср. 2 Кор. 11:3). Обычно он скрывается, используя для обольщения «мир» (внешние стимулы) и «плоть» (неумеренные желания, живущие в нас). Иногда дьявол пользуется, казалось бы, невинными желаниями (Быт. 3:6; Лк. 4:2) или исполненным благих намерений советом наших друзей (ср. Мтф. 16:22). Его хитрость не знает границ. У него есть свои слуги даже в церкви (Мтф. 13:38), которые играют роль пасторов и богословов (2 Кор. 11:13-15). Конечно же, они даже не подозревают, что их учение и их руководство на самом деле является сатанинским извращением христианства, но это так и есть, и сатана использует их на всю катушку. Р. А. Торри говорил по этому поводу: «Когда сатана выходит за кафедру или занимает место богослова, притворяясь, что учит христианским истинам, в то время как на самом деле извращает их... или притворяясь, что излагает «Введение в Библию», в то время как на самом деле представляет Библию книгой не достойной никакого внимания — будьте на стороже, сейчас он опасен, как никогда». Тактическая задача сатаны — вселить в нас неправильную веру в Бога, которая вызывает обиду на Бога или чувство безысходности (ср. 2 Кор. 12:7), и спровоцировать неправильное поведение перед Богом (ср. 1 Кор. 7:5). У дьявола есть тысяча способов посодействовать нам в этом.

Давайте выясним все до конца. У сатаны нет никакой доброй цели в жизни. Все, что он хочет, — досадить Богу и уничтожить человека. У Дэвида Ливингстона был девиз: «Куда угодно, но первым», а у сатаны — «что угодно, но на зло Богу». Сатана, где только можно и нельзя, стремится породить неверие, гордость, ложные надежды, непослушание, как он сделал это в Эдемском саду. Если он не может добиться этого прямо, тогда он идет в обход и поощряет крайности в жизни. Быть христианином все равно что играть на пианино: нажал не на ту клавишу — неправильно, нажал на ту, что надо, но не выдержал ритм, темп, громкость и сыграл не с той окраской — все равно неправильно. Только тогда, когда и ноты, и само исполнение будет правильным, можно добиться успеха. Сатана пытается спровоцировать нас сделать и то, что однозначно неправильно, и то, что, в общем-то, правильно, но приводит к плохим последствиям. Мысль без действия, любовь без мудрости, любовь к истине без любви к людям и наоборот, усердие и ошибки, истинное учение и отсутствие добрых дел, обижающая добросовестность, осуждение действий другого — все это примеры формально правильных поступков. Когда мы гоним сатану из одного места, он все равно попытается прорвать нашу оборону в другом. Он будет поджидать момент, когда мы почувствуем себя победителями, и наша защита ослабнет. Так происходит всегда, каждый день.

 

 

Наше оружие

 

Как же обезопасить себя от нападок дьявола? Как избежать поражения? Апостол Павел настаивает, что есть только один способ — надо вооружиться «всеоружием Божьим»: поясом истины (Евангелием), броней праведности (чистой совестью), надежной обувью (готовностью благовествовать мир), щитом веры (действенным упованием на Христа и Его обещания), шлемом спасения (уверенностью, что Христос в силе уберечь от дьявола сейчас и всегда) и духовным мечом, «который есть Слово Божие» (именно им наш Господь поверг сатану в пустыне). «Возьмите все это оружие, — говорит Павел, — всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом», и тогда вам не нужно будет бояться нападок сатаны: вы сможете узнать его и противостать ему» (Еф. 6:11-18).

Мы не должны переживать за исход этой битвы. Потому что, и об этом следует помнить постоянно, Бог всегда контролирует искушения сатаны. Господь не позволит нам «быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10:13), Он разрешает искушать нас только для того, чтобы сделать нас сильнее (1 Пет. 5:6-10), и Он обещал сокрушить сатану в Свое время под ноги Своих слуг (Рим. 16:20).

И еще. Сатана всегда чувствует, когда мы сопротивляемся. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Молитесь и боритесь, попросите Христа встать за вас, скажите дьяволу, чтобы он убирался прочь, и тотчас он убежит. Интересно, что в воинском снаряжении, о котором говорит Павел, нет ничего из того, что защищает спину! Бог не давал нам обещания, что будет защищать нас, если мы сбежим с поля битвы, но Он обещал, что из каждой битвы, в которую мы вступим, мы выйдем победителями. Сатана — побежденный и плененный враг, поэтому «противостойте ему твердою верою... и... Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5:9-11).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.