Р.Ч. Спроул
Святость Бога
"Апполон, следи за тем, что делаешь. Потому что я стою на царском пути, Пути святости. Посему следи за собой."
Джон Беньян
Первые христиане назывались святыми. С тех пор значение слова "святой" претерпело серьезные изменения. Теперь слово "святой" вызывает в воображении образ сверхправедного человека, человека необычайной набожности и духовной силы. В римской католической церкви это слово стало титулом для тех, кто был канонизирован и внесен в особый список героев духа.
В Библии слово "святой" используется по отношению к обыкновенным, рядовым верующим. В Новом Завете все Божьи люди называются святыми. Кажется странным, что такое имя носят люди, борющиеся со всевозможными грехами. Когда мы читаем послания Павла, то нас глубоко поражает тот факт, что он обращается к этим людям как к святым и затем начинает выговаривать им за их безрассудное и греховное поведение.
Священное Писание называет этих людей святыми не потому, что они уже были чистыми, но потому, что они были отделены и призваны к чистоте. Слово "святой" в применении к человеку имеет те же два значения, что и в применении к Богу. Необходимо помнить, что когда слово "святой" используется для характеристики Бога, то в первую очередь оно привлекает внимание к тому, что Бог отделен от нас, а уже во вторую очередь к Его абсолютной чистоте. Но мы не Бог. Мы не трансцендентны. Мы, безусловно, не чисты. Так почему же Библия называет нас "святыми"?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо снова обратиться к Ветхому Завету. Когда Бог вывел Израиль из египетского рабства и сделал его особым народом, Он отделил этот народ от других. Он назвал израильтян Своим избранным народом и дал им особое поручение. Он сказал им: "Будьте святы, как Я свят".
Этот особый призыв, обращенный к Израилю, на самом деле вовсе не был новым. Впервые он прозвучал не во дни Моисея и даже не во дни патриарха Авраама. Самыми первыми к святости были призваны Адам и Ева. Святость - это то, к чему изначально был предназначен человеческий род. Мы были сотворены по образу Божьему. Быть сотворенным по образу Божьему означает, кроме всего прочего, что мы созданы для того, чтобы в нас отражался характер Бога. Мы были сотворены, чтобы излучать в мир святость Божью. Это было главной целью человека, смыслом его существования.
Пресвитерианские церкви использовали Вестминстерский катехизис для наставления детей. Первый вопрос в катехизисе такой: "В чем состоит смысл жизни человека и его предназначение?" То есть - какова главная обязанность каждого человеческого существа? Ответ на вопрос звучит так: "Смысл жизни человека состоит в том, чтобы прославлять Бога и вечно радоваться Ему".
В детстве у меня возникали трудности с этим вопросом. Мне никак не удавалось соединить вместе две части ответа. Я не мог понять, как радость, удовольствие может сочетаться с прославлением Бога. Мне казалось, что прославление Бога имеет какое-то отношение к повиновению Его святому закону. Это не соединялось с мыслью о слишком большом веселье. Я уже испытал на себе конфликт между моим собственным удовольствием и послушанием законам Бога. Я добросовестно повторял требуемый ответ, по-настоящему в него не вникая и не понимая его. Бог для меня был препятствием, стоящим на пути к радости. Жить для того, чтобы прославление Его было моей главной целью? Это не укладывалось у меня в голове. Я полагаю, что у Адама с Евой тут тоже была неувязка.
Большая проблема, которая у меня была в молодости, состояла в том, что я не вполне понимал различие между счастьем и удовольствием. Я бы с большим удовольствием сообщил вам, что с тех пор, как стал мужчиной, отбросил детские игрушки. К несчастью, это не так. В моей взрослой жизни я по-прежнему продолжаю тянуться к игрушкам. Как и прежде, мне не удается понять разницы между счастьем и удовольствием. То есть, умом я понимаю, что это разные вещи, но это понимание еще не вошло в мою плоть и кровь.
В своей жизни я совершил множество грехов. Ни один из этих грехов ни разу не сделал меня счастливым. Ни один не добавил ни единого грамма счастья. С другой стороны, грех внес в мою жизнь массу несчастливых моментов. Меня удивляют некоторые знаменитые люди, которые во время телевизионных или журнальных интервью утверждают, что если бы им довелось заново прожить жизнь, они бы ничего не изменили. Такая глупость поражает мое воображение. Есть множество вещей, которые я был бы счастлив иметь возможность сделать заново. Совершенно не исключено, что, даже имей я этот шанс, я все равно сделал бы те же самые глупости, но все же мне хотелось бы иметь такой шанс.
Мои грехи не принесли мне счастья. Но они принесли мне удовольствие. Мне нравится получать удовольствие. Меня по-прежнему очень привлекает удовольствие. Удовольствие может доставить большую радость. И вовсе не все удовольствия - грехи. Можно найти много удовольствия и в праведности. Но разница есть. Грех может быть приятным, но он никогда не приносит счастья.
Итак, если я все это понимаю, то почему грех соблазняет меня? Кажется глупым со стороны человека, знающего различие между счастьем и удовольствием, продолжать менять счастье на удовольствие. Кажется беспредельно глупым делать что-то, что, как человек знает, лишит его счастья. И тем не менее, мы так поступаем. Тайна греха состоит в том, что он не только зол и разрушителен, но и откровенно глуп.
Много лет я курил сигареты. Я никогда не вел подсчетов, но полагаю, что за эти годы сотни людей привлекали мое внимание к тому, что мне не стоит курить. Они просто указывали мне на очевидную вещь, на то, что прекрасно знает любой американский курильщик. Задолго до своего обращения в христианство я был полностью в курсе, что курение вредит. Я знал это еще до того, как благодаря усилиям хирурга, генерала медицинской службы, на сигаретных упаковках появились предупреждающие надписи. Я знал это с того момента, когда выкурил свою первую сигарету. Тем не менее, я продолжал это делать. Чистое безумие. Вот что такое грех.
Приходилось ли вам когда-нибудь делать что-то такое, что вам хотелось делать, хотя разум говорил вам, что это плохо и неправильно? Если вы на этот вопрос ответите "нет", то вы или лжете, или живете иллюзией, или подходите на роль спасителя мира. Мы все попадаемся в эту ловушку. Мы делаем то, что нам хочется, а не то, что должны. Нет ничего удивительного, что мы, подобно Павлу, восклицаем: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?"
Наша проблема состоит в том, что мы призваны к святости, а сами при этом не святы. Но тогда снова встает вопрос: если мы не святы, то почему тогда Библия называет нас "святыми"?
Библия называет нас "святыми" по двум причинам: во-первых, мы святы, потому что были освящены для Бога. Мы были отделены. Мы были призваны к "другой" жизни. Христианская жизнь - это жизнь нонконформистов - инакомыслящих. Идея эта выражена в Послании к Римлянам: "Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1,2).
Во времена Ветхого Завета богослужение сосредоточивалось вокруг жертвенника, на котором приносились жертвы Богу. Чаще всего это были жертвы за грех. Сами по себе жертвоприношения не способны были искупить грех. Они являлись символами, указывающими на одну великую жертву, которая будет позднее принесена на кресте. После того как был убит безупречный Агнец, все другие жертвоприношения прекратились. В христианской церкви больше не предусматриваются жертвоприношения животных, поскольку в них теперь нет нужды. Приносить такие жертвы сейчас означало бы оскорблять совершенную жертву Христа.
Из-за того, что дни жертвоприношений животных миновали, многие делают вывод, что все жертвы, приносимые Богу, отвратительны для Него. Это просто неправда. Апостол Павел призывает нас приносить другую жертву - живую жертву наших тел. Мы не должны отдавать Богу ни свой урожай, ни своих животных. Мы должны отдавать Богу самих себя. Эта новая жертва не является ни актом искупления, ни актом жертвоприношения за грех. Отдача Богу в жертву наших тел есть приношение благодарности. Это следует из слова Павла "итак".
Когда мы видим слово "итак" в тексте Писания, то это служит для нас предупреждением, что сейчас последует вывод. Слово "итак" связывает сказанное до сих пор с выводом, который будет сделан. В 12 главе Послания к Римлянам слово "итак" возвращает нас ко всему изложенному в предыдущих главах, в которых говорится об искупительном подвиге Христа, совершенном ради нас. Это подталкивает нас к тому единственному выводу, который мы можем сделать, зная о Его подвиге. В свете того, что Христос сделал для нас - дал нам возможность получить оправдание по Его благодати, - единственно правильным заключением будет, что мы должны целиком и полностью предоставить себя Богу как дышащие, думающие, живые жертвы.
Что представляет собой живая жертва? Говоря о ней, Павел в первую очередь упоминает о инакомыслии. "Не сообразуйтесь с веком сим". На этом спотыкаются многие христиане. Совершенно очевидно, что мы должны быть инакомыслящими. Но трудно понять, к какому же именно инакомыслию нас призывают. Нонконформизм - коварная тема, которую легко свести к чисто поверхностным проявлениям.
Это трагедия, что христиане так поверхностны в отношении вопроса нонконформизма. Упрощенный подход к этому вопросу заставляет христиан делать прямо противоположное тому, что принято в нашей культуре или в нашей среде. Если в моде короткие волосы, нонконформист будет носить длинные. Если принято ходить в кино, то такой христианин будет избегать посещения кино, как "мирского" занятия. Экстремальные случаи такого подхода проявляются в сектах, отказывающихся, к примеру, от пуговиц или от использования электричества, потому что эти вещи тоже слишком мирские.
Поверхностный нонконформизм - классическая фарисейская ловушка. Царство Божье не имеет отношения к пуговицам, фильмам или танцам. Бога заботит не то, что мы едим или что мы пьем. Он призывает нас к нонконформизму на более глубоком уровне - уровне праведности, лежащей за рамками чисто внешних проявлений. Там, где праведность определяется исключительно по степени внешней набожности, утрачивается вся суть апостольского учения. Каким-то образом мы ухитряемся пропускать мимо ушей слова Иисуса о том, что не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то. что выходит из его уст. Мы по-прежнему пытаемся свести Царство Божье к одной плоскости, где важны только еда, питье и тому подобное.
Почему такие искажения расцветают пышным цветом в христианских кругах? Единственный ответ на этот вопрос, который я могу дать, - из-за греха. Наши внешние признаки набожности на самом деле могут быть свидетельствами безбожия. Когда мы сосредоточиваемся на мелочах и раздуваем что-то незначительное до невероятных размеров, то ведем себя, как фарисеи. Когда отношение к танцам и кино становится тестом на духовность, мы виновны в замене искренней морали на дешевую. Мы делаем эти вещи, чтобы скрыть более глубокие нравственные проблемы. Не ходить в кино и не танцевать может кто угодно. Для этого не требуется особых усилий или нравственного мужества. А вот что трудно - это контролировать свой язык, поступать честно и, как подобает человеку, приносить плод Духа.
За всю жизнь мне не приходилось слышать ни одной проповеди об алчности. Я слышал массу проповедей о зле, сопряженном с употреблением спиртного, но ни одной о зле, которое несет с собой алчность. Странно. Чтобы быть точным, в Библии говорится, что пьянство - грех, но этот грех никогда не входил в десяток основных. А запрет на алчность - одна из Десяти заповедей! Истинный нонконформист - тот, кто перестает жаждать чужого, сплетничать, клеветать, ненавидеть, злиться и впадать в отчаяние. Он начинает на практике приносить плод Духа.
"Горе вам, книжники и фарисеи, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, cue надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!" (Мф. 23:23-24).
Иисус упрекал книжников и фарисеев за то, что они пренебрегали существенным и делали слишком сильный упор на мелочах. Он смотрел на это не как на вопрос, типа "или/ или", а как на вопрос, типа "и то, и то". Десятину нужно было отдавать, но не за счет главного - справедливости, милости и верности. Фарисеи заботились о внешних, видимых проявлениях набожности, но игнорировали более важные духовные вопросы.
Любой может быть нонконформистом ради самого нонконформизма. Я хочу еще раз подчеркнуть, что это дешевая набожность. В конечном счете, мы призваны к чему-то большему, чем нонконформизм: мы призваны к преображению (трансформации). Мы видим, что оба эти слова - "нонконформизм" и "трансформация" - содержат корень "форм". Различие только в приставках. Приставка "кон" означает "с", "вместе". Быть конформистом, следовательно, означает "быть вместе с какими-то структурами или формами". В нашей среде конформист - это человек, который "вместе с чем-то". Нонконформист, напротив, это человек, "выпадающий из этого", который "не вместе с этим". Если цель христианина - быть не вместе, выпадать, то боюсь, что мы все слишком преуспели в этом.
Приставка "транс" означает "через" или "за пределы". Когда нас призывают к преображению или трансформации, то это значит, что мы должны стать выше форм, образцов и структур этого мира. Мы не должны идти на поводу у мира, мы должны идти наперекор ему и подниматься выше него, в соответствии с теми более высокими образцами, следовать которым мы призваны. Это призыв к трансцендентному и высокому, а не к поверхностному "выпаданию". Христианин, воспринимающий себя как живую жертву и поклоняющийся Богу таким образом, -это человек, придерживающийся высоких норм дисциплины. Его не удовлетворяют поверхностные проявления праведности. "Святой" призван к тому, чтобы всеми силами стремиться к Царству Божьему. Его духовность должна быть глубинной.
Павел подчеркивает, что ключевым средством к трансформации является "обновление ума". Это ничто иное, как образование. Серьезное образование. Глубокое образование. Дисциплинированное образование в сфере всего, что относится к Богу. Оно требует овладения Словом Божьим. Нам нужно стать людьми, чья жизнь меняется благодаря изменению сознания.
Истинное преображение приходит с новым пониманием Бога, человека и мира. Наша окончательная цель - стать похожими на Бога. Мы должны уподобиться Иисусу, хотя и не в том смысле, что мы можем приобрести Его божественность. Мы не богочеловеки. Но в нашем человеческом облике должна отражаться совершенная человеческая сторона Иисуса. Высокое призвание!
Чтобы стать похожими на Иисуса, нам надо, в первую очередь, начать думать, как Иисус. Нам нужен "ум Христов". Нам нужно ценить то, что ценит Он, и презирать то, что презирает Он. Наши приоритеты должны стать такими же, как у Него. Те соображения должны быть вескими для нас, которые являются вескими для Него.
Этого не произойдет, если мы не овладеем Его Словом. Ключ к духовному росту - углубленное христианское образование, требующее серьезных жертв.
Это и есть величие, к которому мы призваны. Нам не следует уподобляться всему остальному миру, довольствуясь спокойной жизнью, понимая Бога лишь поверхностно. В нас должна расти неудовлетворенность духовным молоком и жажда духовной "твердой пищи".
Быть святым - значит быть отделенным. Но это означает и нечто большее. Святой человек является человеком, чья жизнь представляет собой процесс освящения. Нам надо ежедневно очищаться, все больше и больше стремясь к святости. Если мы оправданы, то мы также должны быть освящены.
Как-то я читал лекции по богословию в одном колледже. Я вызвал одного из студентов и задал ему вопрос. Он ответил так, что весь класс разразился хохотом. Гвоздем его юмористического ответа был я. Он сказал: "Я не знаю ответа на ваш вопрос, но уверен, что у вас на этот случай есть латинская фраза!" Моим студентам нравилось смеяться над удовольствием, которое я испытывал, по любому поводу прибегая к латинским фразам.
Иногда я и в самом деле вынужден прибегать к латинским фразам. Мне нравится произносить их - они так выразительны, так сладкозвучны. Я не могу написать книги, не использовав, по меньшей мере, одну такую фразу. И здесь то же самое: латинскую фразу для этой книги я позаимствовал у Мартина Лютера. Лютер использовал ее, чтобы привлечь внимание к статусу оправданного грешника. Вот она: simul justus et peccator.
Какая фантастическая фраза! Одна из моих любимых. Теперь единственное, что осталось, это понять, что она значит. Simul - "в одно и то же время". Justus - "справедливый". Et - (моя бабушка думала, что это слово "есть" в прошедшем времени [Игра слов: на английском языке слово "есть" в прошедшем времени звучит как "et". - Прим. перев.]) переводится как "и".
Мы помним предсмертные слова Юлия Цезаря, сказанные им перед тем, как он был заколот. За мгновение до того, как упасть на землю у основания статуи Помпея, он взглянул на Брута и воскликнул в предсмертной муке: "Et tu Brut?" (И ты, Брут?) Слово peccator, вероятно, наименее нам знакомое. Оно переводится как "грешник". Таким, образом, соединив эти слова вместе, мы получаем - "в одно и то же время и справедливый, и грешник". Вот кто такой святой. Это человек, который справедлив, но грешен.
То, что святой - по-прежнему грешник, очевидно. Каким же образом тогда он может быть справедливым? Святой справедлив, потому что он был оправдан. Праведность Христа сделала его справедливым в глазах Бога. В этом и состоит суть оправдания по вере. Когда мы лично вверяем наше спасение Христу, и Ему одному, тогда Бог "переводит на наш счет" всю праведность Христа. Когда мы верим в Него, то Его справедливость становится нашей. Это юридическая операция. Перевод праведности подобен операциям со счетами, когда никакого обмена реальной собственностью не происходит.
То есть, Бог помещает праведность Христа на мой счет, пока я все еще грешник.
Все это смахивает на обман, словно Бог играет в юридические игры. Он считает нас праведными, в то время как мы сами по себе не праведны. Но это Евангелие! В этом и состоит Благая весть, что на суд святого и справедливого Бога мы можем прийти со счетом, на котором - безупречная праведность. Это праведность Христа, которая стала нашей по вере. Это не обман и еще меньше игра. Эта операция реальна. То, что Бог объявил, Он объявил всерьез. Праведность Христа действительно помещена на наш счет. Бог смотрит на нас, как на праведников, потому что праведность Христа прикрыла и одела нас. Дело тут не просто в том, что Иисус Своей смертью заплатил наш долг. Его жизнь для нас так же важна, как и Его смерть. Христос не только берет на Себя наши грехи, наши долги и наши недостатки. Он дает нам Свое послушание, Свои хорошие качества и Свои заслуги. Только если все это происходит, несправедливый человек может выдержать присутствие справедливого и святого Бога.
В этом понятии перевода праведности кроется известный риск. Его часто неправильно понимают. Им серьезно злоупотребляют. Некоторые предполагают, что если человек верит в Христа, то ему уже нечего беспокоиться о том, чтобы менять свою жизнь. Бывает, что к оправданию по вере относятся как к разрешению на грех. Если мы имеем праведность Христа, то зачем прилагать усилия и менять свой образ жизни? Если наши добрые дела все равно не в состоянии привести нас на небеса, то зачем вообще затруднять себя ими? Такие вопросы никогда не должны слетать с уст истинно оправданного человека.
Когда Лютер смело провозгласил библейскую доктрину оправдания одной только верой, он сказал: "Мы получаем оправдание только по вере, но одной веры недостаточно". Еще раньше об этом сказал Иаков, немного по-другому. Он сказал, что "вера без дел мертва". Истинная вера или спасающая вера -это то, что Лютер назвал fides viva (ага! я опять это сделал - опять латинская фраза!), "живая вера". Это вера, которая немедленно приносит плоды раскаяния и праведности. Если человек говорит, что у него есть вера, но никаких дел за этим не следует, то это ясно доказывает, что его вера неискренна. Истинная вера всегда влечет за собой стремление сообразовываться с Христом. Если человек оправдан, то безусловным следствием этого будет освящение. Если нет освящения, значит, никогда не было и оправдания.
В то самое мгновение, как мы уверовали, мы становимся оправданными. Бог не дожидается наших добрых дел, чтобы провозгласить нас праведными. Когда Он объявляет нас праведными, мы все еще грешники.
Сколько времени проходит, прежде чем грешник становится чистым? Ответом будет - нисколько. Нет временного интервала между нашим оправданием и началом нашего освящения. Но есть большой временной интервал между началом нашего освящения и завершением.
Чтобы объяснить это, Лютер прибег к простой аналогии. Он описал состояние смертельно больного пациента. Доктор объявил, что у него есть лекарство, которое обязательно вылечит больного. В тот момент, когда лекарство было принято, доктор сказал, что у пациента все в порядке. В этот момент пациент был все еще болен, но как только лекарство попало ему в рот и вошло в тело, он начал поправляться. То же самое и с нашим оправданием. В то самое мгновение, когда мы истинно поверили, мы начали поправляться. Идет процесс превращения в чистую и святую личность, и можно быть уверенным, что этот процесс завершится.
Целью христианского духовного роста является достижение праведности. В современном христианском мире такое высказывание может быть воспринято как радикальное. Вряд ли христиане когда-нибудь говорят о праведности. Это слово стало чуть ли не ругательством. Почти любой другой термин предпочитается слову праведность. Со мной никогда не случалось, чтобы какой-нибудь студент, или прихожанин, или любой другой человек пришел ко мне и спросил: "Как мне стать праведным?"
Многие люди разговаривали со мной о том, как быть нравственным, духовным или даже набожным. Но никто, по-видимому, не хочет говорить о том, как быть праведным. Вероятно, это происходит потому, что мы знаем - считать себя праведным грешно. В слове праведность есть что-то фарисейское. Кажется, что правильнее говорить о том, как быть духовным, чем о том, как быть праведным.
Духовность нужна только для одной-единственной реальной цели. Она - средство, но никак не самоцель. Целью всех духовных упражнений должно быть достижение праведности. Бог призывает нас к тому, чтобы быть святыми. Христос расставляет приоритеты для христианской жизни: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам". Наша цель - праведность.
Как нам определить, продвигаемся ли мы вперед в нашем стремлении к праведности? Как узнать, прогрессируем ли мы, соответствует ли наша жизнь нашему призванию быть святыми? Библия проливает свет на такие вопросы. Праведного человека можно узнать по плодам, которые он приносит. Такой человек становится святым благодаря освящающей силе Святого Духа, действующей в нем и производящей в нем свою работу. Святой Дух знает, что такое святость. Он называется Святым Духом не только потому, что Он Сам свят, но и потому, что Он действует, чтобы сделать святыми нас.
Плоды праведности - это те плоды, которые мы приносим благодаря "воспитательной" работе Святого Духа в нас. Если мы хотим быть святыми, если мы действительно жаждем праведности, то нам нужно сосредоточить внимание на плодах Святого Духа.
Когда мы читаем описание плодов Святого Духа, то видно, в каком резком контрасте они находятся с плодами нашей греховной природы: "Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное, предваряю вас, как. и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:19-21).
В этом отрывке Павел повторяет предупреждение Иисуса о потере Царства Божьего. Люди, чей стиль жизни таков, как описывается в этих строках из Послания к Галатам, не наследуют Царства Божьего. Это не значит, что любой совершенный нами грех лишит нас права пребывания на небесах. Павел здесь говорит о стиле жизни, который привычно и постоянно характеризуется такими пороками. Мы видим, что здесь речь идет и о внешних, и о внутренних грехах. Включены сюда как грехи тела, так и грехи сердца.
Перечисленные Павлом грехи можно характеризовать как грубые и отвратительные. Новый Завет выделяет различные степени греха. Некоторые грехи хуже других. Христиане часто упускают этот важный момент. Особенно протестантам не дается понятие о градации грехов. Частично это объясняется реакцией на идею римской католической церкви о двух видах грехов: смертных и простительных. Католики называют определенные грехи "смертными", потому что они настолько серьезны, что убивают благодать в наших душах. Менее серьезные грехи называются простительными. Они не способны разрушить спасительную благодать.
Мы склонны думать, что грех есть грех, и что ни один грех не хуже и не лучше другого. Мы думаем о сказанном Иисусом в Нагорной проповеди. Он сказал, что смотреть на женщину с вожделением означает прелюбодействовать с ней. Мы помним, что Библия учит, что если согрешишь против одного пункта закона, то грешишь против всего закона. Эти две библейские доктрины могут быть неправильно поняты и создать ошибочное представление о степенях греха.
Когда Иисус сказал, что смотреть на женщину с вожделением означает нарушить закон о прелюбодеянии, то Он не говорил и не подразумевал, что вожделение также плохо, как и акт прелюбодеяния. Смысл сказанного Им заключается в том, что Закон в своей полной мере запрещает не только фактический акт прелюбодеяния. Фарисеи полагали, что поскольку они никогда не совершали фактического акта прелюбодеяния, то они не погрешили против Закона. Они считали, что если они воздерживались от убийства людей, то, значит, соблюдали закон, запрещающий убивать. Им не удавалось понять, что неоправданный гнев и ненависть также включены в закон, запрещающий убийство, только в более широком смысле.
Иисус учил, что ненавидеть - значит совершать грех против жизни другого человека. Ненависть оскорбляет людей. Грех ненависти не так тяжек, как реальное убийство, но тем не менее это грех. Самый маленький грех - это грех против всего Закона. Закон - это стандарт святости для нас. Совершая малейшее прегрешение, мы грешим против этого стандарта. Мы идем против того, к чему призваны, - против святости. Опять же, это не означает, что каждый грех представляет собой равное зло со всеми остальными грехами. Иисус снова и снова говорил о степени наказания в аду, также как и о тех, чья вина больше, чем вина других.
Важно помнить об идее градации грехов, чтобы понимать разницу между грехом и тяжким грехом. Опять же, все наши грехи требуют прощения. Все наши грехи являются актами измены Богу Мы нуждаемся в Спасителе, чтобы избавиться от наших "маленьких" грехов, так же как и от крупных. Но некоторые более значительны, чем другие, и нам нужно уметь определять их, чтобы не попасться в фарисейскую ловушку и не начать делать из малого большое.
Задумайтесь о внимании, которое уделяется проблеме излишнего веса в нашем обществе. Каждый год в Соединенных Штатах миллиарды долларов тратятся на различные диеты. Существуют очень веские причины, по которым нам надо контролировать свой вес. Мы знаем, что ожирение - одна из основных проблем, связанных со здоровьем. Мы также знаем, что обжорство - грех. Мы склонны к тому, чтобы набивать едой и расширять свой храм Святого Духа. Но основная причина, лежащая в основе нашего национального стремления к стройности, состоит не в том, что мы беспокоимся о здоровье или хотим избежать ожирения, а в том, что мы беспокоимся о внешнем виде. Мы хотим быть стройными, чтобы хорошо выглядеть. В этом нет ничего плохого. Но стройность - отнюдь не самый высочайший стандарт праведности. Люди никогда не причиняли мне боли своим излишним весом. Они причиняли мне боль, потому что клеветали на меня. Мы не тратим много времени, чтобы контролировать уровень клеветы. Может быть, это происходит потому, что некоторые вещи труднее поддаются контролю, чем излишний вес. Некоторым удалось овладеть умением контролировать аппетит. Никто не овладел умением контролировать собственный язык.
Вспомните знакомых вам людей, которых вы считаете самыми благочестивыми из всех, которых вы когда-либо встречали. Сильно ли их излишний вес мешал праведности, которой вы восхищались? Много ли злоязычных людей вы считали благочестивыми?
Плоды Духа резко контрастируют с грехами плоти. Плоды Духа - это достоинства, которые мы сразу узнаем в благочестивых людях. Подумайте о плодах Духа, которые перечисляет Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22).
Вот таковы признаки человека, который возрастает в святости. Таковы достоинства, которые мы призваны культивировать. Чтобы приносить плод Духа, мы должны поступать по Духу. Дух действует внутри нас. Он помогает нам поступать в жизни так, чтобы проявлялись плоды Духа, и мы призваны к тому, чтобы изо всех сил стараться приносить этот плод.
В этом списке плодов Духа Апостол дает нам руководство, которое должно помочь в процессе освящения. Мы предпочитаем все усваивать за десять легких уроков. Но весьма нелегко становиться святым. Однако Библия облегчает для нас понимание святости. Плод Духа - вот на чем мы должны сосредоточиваться. Павел упрощает это для нас. Он добавляет следующие слова к своему списку достоинств - плодов Духа: "На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Гал. 5:23б-26).
Этот материал еще не обсуждался.