05.07.2008
Скачать в других форматах:

Луис Беркхоф

Христианская доктрина

ДОКТРИНА О ЦЕРКВИ И МИЛОСТИ БОЖИЕЙ

 

«...И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...»

Матф. 16:18

«А тем, которые приняли Его верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

Иоан. 1:12

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Матф. 28:19

 

ЦЕРКОВЬ

ПРИРОДА ЦЕРКВИ

 

А. Различные значения слова «церковь» в Библии. Основное значение слова «церковь», используемого в Ветхом Завете, ведет свое начало от корня слова «призывать». Оно использовалось в Израиле, главным образом, для сбора народа на богослужения. Наиболее общий смысл слова «церковь» в Новом Завете исходит от слова «созывать на собрание». Таким образом, в обоих случаях в слове «церковь» заложен смысл «собирания народа Богом». В Новом Завете слово «церковь» впервые употребляется Иисусом. Он использовал это слово по отношению к группе людей, которая собралась вокруг Него, признала Его публично как их Господа, согласилась с Его принципами Царствия Небесного. Позднее это слово приобрело несколько различных значений.

  • Наиболее часто слово «церковь» использовалось для обозначения группы верующих, собирающихся вместе для богослужения или обсуждения какого-либо вопроса (местная церковь). Некоторые места Библии такие собрания иногда рассматривают, как уже состоявшуюся церковь (Деян. 5:11; 11:26; I Кор. 11:18; 14:19,28,35), другие — как несостоявшуюся (Рим. 16:4; I Кор. 16:1; Гал. 1:2; I Фес. 2:14 и т. д.).
  • В некоторых местах слово «церковь» обозначает домашнюю церковь, или «церковь внутри дома» одного из верующих. Это, видимо, связано с тем, что богатые люди часто предоставляли свое жилище для проведения собраний верующими (Рим. 16:5; I Кор. 16:19; Кол. 4:15; Филимон. 2).
  • В наиболее общем смысле слово «церковь» служит для обозначения большой группы верующих, будь то на небесах или на земле, которые уже едины или будут духовно едины с Христом, как со своим Спасителем (Ефес. 1:22; 3:10,21; 5:23—25,27,29,32; Кол. 1:18,24). В Библии имеется и несколько метафорических обозначений церкви. Ее называют «телом Христовым» (I Кор. 12:27; Ефес. 1:23; Кол. 1:18), «храмом Святого Духа» (I Кор. 3:16; I Петр. 2:5), «вышним Иерусалимом» (Гал. 4:26), «небесным Иерусалимом» (Евр. 12:22) или «новым Иерусалимом» (Откр. 21:2 ( ср. со стихами 9 и 10)), а также «столпом и утверждением истины» (I Тим. 3:15). Следует также отметить, что слово «церковь» является производным от слов, имеющих значение «принадлежащий Богу», что подчеркивает тот факт, что церковь есть собственность Божия.
  • Б. Сущность церкви. Существуют весьма значительные расхождения между римско-католической и протестантской церковью в понимании сущностной природы церкви. Римско-католическая церковь считает, что самым существенным в церкви является внешняя, или видимая, сторона ее организации. Эта организация, строго говоря, не представляет собой однородную массу верующих, а состоит из иерархии, в которую входят священники и высшие духовные лица: епископы, архиепископы, кардиналы и папа. Католическая церковь отделяет иерархию церкви, ее «учащую часть», от общей массы верующих, или «учащейся части». Эта иерархия составляет неделимую часть величественных атрибутов церкви, таких, как ее единство, святость, всеобщность и апостоличность, тогда как общая масса верующих связана с этими атрибутами опосредованно. Теоретически католическая церковь до сих пор придерживается принципа, что не существует спасения вне рамок этой внешней атрибутики, хотя реальная действительность принуждает их модифицировать этот принцип. Реформатская церковь выступает против этой внешней атрибутики и ищет сущность церкви в невидимом и духовном единении верующих. Церковь, по мнению реформатских теологов, объединяет всех верующих и никого больше и нет спасения вне этой церкви. Церковь есть духовное тело Иисуса Христа, которое предназначено отражать славу Божию, что находит свое выражение в работе по искуплению.

    В. Многогранный характер церкви. Рассмотрим многогранный характер церкви.

  • Церковь воинствующая и церковь торжествующая. С одной стороны, церковь в том виде, в котором она существует на земле, является воинствующей церковью, так как она вынуждена вести священную войну против враждебного мира и духовной власти тьмы. Церковь на небесах, с другой стороны, является торжествующей церковью, у которой меч заменен на пальму победы, воинственные призывы на песнопения победы, а крест на корону.
  • Церковь видимая и невидимая. Церковь Иисуса Христа, существующая на земле, является одновременно видимой и невидимой. Она является невидимой, потому что в ее основе лежит духовное начало; она не может, когда речь идет о ее сущности, быть видимой человеческим глазом, так как невозможно с помощью зрения определить, кто принадлежит к ней, а кто нет. Эта же церковь становится, однако, видимой, проявляясь в деятельности и поведении ее членов, служении Слову Божию и Святым таинствам, во внешней деятельности и организации.
  • 3. Церковь как организм и церковь как организация.

    Указанные признаки можно выделить только в видимой церкви. Церковь как учреждение или организация проявляет себя в служении Словом, выполнении обетов, а также в организационных формах своего существования. Но даже в отсутствии всего этого церковь была бы видима как некий организм, как объединение верующих за счет их совместной деятельности в противовес миру тьмы.

    Г. Определение понятия «церковь». При определении, что есть церковь, необходимо иметь в виду признаки, отличающие видимую церковь от невидимой: (1) видимая церковь может быть определена как община избранных, призванных Духом Божиим, или просто как коллектив верующих; (2) невидимая церковь — это более широкое понятие и может быть определена как община, в которой взрослые исповедуют истинную религию вместе со своими детьми. Очень важно учитывать, что видимая и невидимая церковь не являются органичными частями друг друга. Например, некоторые люди, которые являются членами невидимой церкви, могут никогда не быть членами видимой организации или могут быть изолированными от нее; и наоборот, члены видимой церкви могут быть вовсе неверующими и лицемерами и как таковые вообще не являться частью тела Христова.

    Д. Церковь в различных диспенсациях. Возникновение церкви относится к моменту времени, когда Бог заложил враждебность между семенем женщины и семенем змея. В истории церкви можно выделить следующие периоды:

  • Патриархальный период. В патриархальный период церковь лучше всего была представлена в благочестивых семьях, где роль священников выполняли отцы. Коллективных богослужений в этот период еще не было, хотя в Быт. 4:26 как будто и упоминается публичное собрание во имя Бога. Во время потопа церковь была спасена через семью Ноя. И когда истинная религия вновь оказалась на пороге смерти, Бог выделил для Себя семью Авраама. И до времен Моисея именно семьи были местом, в которых хранился страх Божий.
  • Период Моисея. После исхода израильский народ был организован в нацию, которая представляла также церковь Божию. Эта церковь была обогащена различными церемониальными культами, в которых нашла свое отражение религия нации. Церковь того времени не была некоей независимой организацией, а была организацией в структуре государства. Израиль был государством-церковью. Иностранцы могли стать членами этой церкви, только став частью нации. Религиозные богослужения были строго регламентированы сверху вниз, носили чрезвычайно церемониальный и ритуальный характер, а их апогеем было богослужение в центральном храме Иерусалима.
  • Новозаветный период. В день Пятидесятницы церковь была отделена от национальной жизни в Израиле и получила статус независимой организации. То, что до этого носило национальный характер, после дня Пятидесятницы приняло характер универсальный. Для того чтобы реализовать идею универсальности и распространить ее по всему миру, церковь должна была стать миссионерской , способной нести слово Божие о спасении народам всего мира. Более того, изменения в статусе церкви привели к тому, что ритуальные богослужения прошлого уступили место более духовным богослужениям, основанным на положениях Нового Завета.
  • Е. Атрибуты церкви. Атрибуты в основном являются составной частью невидимой церкви, хотя католики относят их почти исключительно к прерогативе церкви видимой.

  • Единство церкви. В соответствии с положениями римско-католической церкви церковное единство заключается в том, что оно охватывает весь мир, ставит своей целью единение всех наций и народов земли. Скрепляющей силой единства церкви является иерархия. По мнению протестантов, в основе единства церкви лежит духовный фактор. Это единство есть единство тела Христа, составляющими которого являются верующие, и оно находит свое выражение в христианском вероисповедании, поведении, в общественных богослужениях, факторах внешней организации церкви.
  • Святость церкви. Римско-католическая церковь подразумевает под святостью церкви ее внешние атрибуты. Вместо внутренней благочестивости верующих на первый план выдвигается церемониальная святость церковных догматов, моральных наставлений, богослужений и дисциплины. Протестанты, напротив, на первый план выдвигают идею благочестивости верующих. Они рассматривают верующих как объективно святых во Христе и субъективно благочестивых в принципе, поскольку они живут новой жизнью и благочестие для них предопределено. Это благочестие находит свое выражение в жизни, посвященной Богу.
  • Соборность церкви. Римская церковь считает, что имеет особые права на соборность ( на право называться католической), так как является хронологически первой, самой распространенной и многочисленной христианской церковью, в то время как «секты» приходят и уходят. Протестанты, однако, считают, что соборной (католической) может называться только невидимая церковь, потому что только невидимая церковь включает верующих всех возрастов, имеет членов среди всех народов мира и пронизывает всю человеческую жизнь. Помимо перечисленного, римская церковь предъявляет особые права на право называться апостольской церковью, так как, по мнению ее апологетов, она имеет отчетливо выраженную связь с апостолами и в основе ее доктрин лежат апостольские традиции, а ее епископы и папа являются законными преемниками апостолов.
  • Ж. Символы, или характерные признаки, церкви. Символы являются атрибутами видимой церкви и предназначены для отличия истины от лжи. Реформатская церковь обычно упоминает три отличительных признака церкви, которые, однако, могут быть сведены к одному, а именно приверженности в учении и практике Слову Божию. Отличительными признаками церкви являются:

  • Правильная проповедь Слова Божия. Это наиболее важный отличительный признак церкви (Иоан. 8:31,32,47; I Иоан. 4:1—3; II Иоан. 9). Это вовсе не значит, что церковь будет истинной только в том случае, если проповедь церковью Слова Божия будет идеальной и абсолютно непорочной. Такая идеальность является недостижимой на земле. Тем не менее это требование подразумевает, что распространяемое ею учение должно быть истинным в своей основе и должно оказывать контролирующее влияние на веру и практические действия верующих. Естественно, что церковь, максимально приверженная Слову Божию, является лучшей церковью.
  • Правильное отправление обрядов. Обряды никогда не могут быть отделены от Слова Божия, как это происходит в римской церкви, так как обряды являются лишь видимым проявлением Слова Божия. Обряды должны выполняться законопослушными служителями Слова Божия в соответствии с божественными установлениями и только лишь для верующих и их семени. Отправление обрядов являлось первым признаком ранней церкви (Матф. 28:19; Марк. 16:16; Деян. 2:42; I Кор. 11:23—30).
  • Следование дисциплине. Следование дисциплине является очень важным фактором для поддержания чистоты доктрины и сохранения святости обрядов церкви. Церковь, которая не придерживается строгих правил следования дис-циплине, вскоре обнаруживает, что свет истины уходит и то, что было святым, оказывается запятнанным. Слово Божие требует соблюдения строгой дисциплины в церкви Христовой (Матф. 18:18; I Кор. 5:1—5; 14:33,40; Откр. 2:14,15,20).
  • Вопросы для самопроверки

    Каково значение библейского слова, используемого для обозначения церкви? Какие различные значения имеет это слово в Новом Завете? Какие метафорические слова используются для обозначения церкви? Чем отличается понимание сущности церкви протестантами и католиками? Чем отличаются воинствующая и торжествующая церковь? Какая церковь признает наличие видимой и невидимой церкви? В каком смысле церковь называется невидимой? Чем отличаются церковь как организм и церковь как учреждение? Как можно определить видимую и невидимую церковь? Какую форму имела церковь в патриархальный период? Какой была церковь во времена Моисея? Какова особенность церкви в Новозаветный период? Какие атрибуты церкви Вы знаете? Эти атрибуты принадлежат видимой или невидимой церкви? Как протестанты, в отличие от католиков, понимают единство, святость и соборность церкви? Каковы отличительные признаки церкви и к какой церкви, видимой или невидимой, они относятся? В чем заключается правильность проповеди Слова Бо-жия? Что относится к правильному отправлению церковных обрядов? Почему необходима церковная дисциплина?

     

     

    УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ

     

    **********************************************************

    А. Различные подходы к управлению церковью.

  • Квакеры и дарбисты. Квакеры и дарбисты отвергают в принципе всякое управление церковью, считая, что любая церковная организация в обязательном порядке вырождается и приводит к результатам, противоречащим самому духу христианства. Слово Божие они подменяют специальными откровениями, заменяя установленные церковью обряды ниспосланными божественными харизмами, и используют для проповедей слова, ниспосланные Духом.
  • Эрастианская система. Эрастианцы рассматривают церковь как некое сообщество, которое обязано своим существованием законам, изданным государством. Служители, согласно их подходу, это просто учителя или проповедники слова, которые никаких прав или полномочий на управление не имеют, кроме тех, что они получают от представителей мирской власти. Государство управляет церковью, обеспечивает соблюдение церковной дисциплины и даже, в случае надобности, отлучает от церкви. Эта система абсолютно игнорирует независимость церкви и главенство в управлении церковью Иисуса Христа.
  • Епископальная система. Епископальная церковь утверждает, что Христос, как глава церкви, доверил управление ею независимому клану священников, как преемникам апостолов. Община или верующие не принимают никакого участия в управлении церковью. Эта система в свое время утверждалась римско-католической церковью, а теперь используется и англиканской церковью.
  • 4. Современная система римско-католической церкви.

    Система римско-католической церкви представляет еписко-пальную систему, доведенную до своего логического завершения. Она рассматривает епископов не только как преемников апостолов, но и как наследников Петра, который был первым среди апостолов. Папа римский рассматривается как безгрешный глава церкви и как представитель Христа; он имеет право трактовать и регулировать христианскую доктрину, богослужение и управление церковью.

  • Конгрегационалистская (общинная) система. Эта система считает себя независимой, и каждая местная церковь рассматривается в ней как самостоятельная и не зависящая от других церквей. Управление в каждой церкви принадлежит исключительно ее членам. Священнослужители являются простыми функционерами в этой церкви и располагают только теми полномочиями, которыми их наделили члены этой церкви. Эта система по существу является системой общинного управления церковью.
  • Национальная система. Эта система зиждется на утверждении, что церковь представляет собой такое же добровольное объединение, как и государство. Отдельные церкви или общины рассматриваются как составные части единой национальной церкви. Государство имеет право реформировать публичные богослужения, решать спорные доктринальные проблемы и собирать синоды. Никакими правами местная церковь не обладает.
  • Б. Фундаментальные принципы реформатской, или пресвитерианской, системы. Фундаментальные принципы реформатской системы основаны на Священном Писании, хотя многие детали являются следствием человеческого опыта и целесообразности. Рассмотрим фундаментальные принципы реформатской системы:

    1. Христос — глава церкви и источник ее власти. Христос есть глава церкви в двойном смысле. Во-первых, Он глава церкви в собственном смысле этого слова. Церковь есть тело, которое Он наполняет Своей жизнью и контролирует Своим Духом (Иоан. 15:1—8; Ефес. 1:10,22,23; 2:20—22; 4:15; 5:30; Кол. 1:18; 2:19; 3:11). Во-вторых, Он глава церкви в том смысле, что Он царь, который властвует нед нею и правит ею (Матф. 16:18,19; 23:8,10; Иоан. 13:13; I Кор. 12:5; Ефес. 1:20—23; 4:4,5,11,12; 5:23,24). Именно это руководство церковью и будет рассмотрено здесь. Христос основал церковь как царь и властитель ее, установил ее обряды и должности, дав каждой должности соответствующую власть, и через священнослужителей всегда присутствует в церкви и говорит с верующими.

  • Власть Христа проявляется через Слово. Христос правит церковью не с помощью силы, а с помощью Духа Своего и Слова Божия, как мерила власти. Все верующие безусловно обязаны повиноваться Ему, как царю церкви, ибо Его Слово есть закон в абсолютном смысле. Именно посредством слова Христос воздействует на сознание. Поэтому все, кто правит церковью, облечены властью Христа и подлежат контролю Словом Его.
  • Власть церкви — это власть, данная ей Христом. Христос наделил церковь властью, которая необходима для выполнения той работы, которую Он доверил ей. Он облек властью в определенной степени всех членов церкви, но служителей церкви Он наделил особой мерой власти. Власть служителей церкви исходит не от людей, хотя именно люди выбирают их для служения. Дополнительную власть, которая нужна им для работы как представителям церкви Христовой, они получают непосредственно от Христа.
  • Основная власть принадлежит местной церкви. Основная власть в церкви держится преимущественно на местных консисториях, а они уже наделяют властью пресвитерии и синоды. Каждая местная церковь имеет определенную долю автономии и независимости, которая, естественно, ограничивается, поскольку каждая местная церковь взаимосвязана с другими церквами и интересы одной церкви не должны доминировать над интересами церкви общей.
  • В. Служители церкви. Служители церкви имеют различный ранг в церковной иерархии, и в общем их можно подразделить на экстраординарных служителей и обычных священнослужителей.

    /. Экстраординарные служители. В Новом Завете говорится о трех категориях служителей: Апостолы. Строго говоря, слово «апостол» относится только к двенадцати ученикам, отобранным Иисусом, и

    Павлу, но оно также применяется к некоторым апостольским мужам (Деян. 14:4,14; I Кор. 9:5,6; II Кор. 8:23; Гал. 1:19). Апостолы характеризуются тем, что они: (1) получали свой статус непосредственно от Бога или Иисуса Христа (Марк. 3:14; Гал. 1:1); (2) были свидетелями воскресения Иисуса Христа (I Кор. 9:1); (3) осознавали, что были вдохновлены Богом (I Кор. 2:13; I Фес. 4:8); (4) могли подтвердить свою проповедь чудесами (II Кор. 12:12; Евр. 2:4) и (5) получали щедрое благословение как знак божественного одобрения их деятельност. — и (I Кор. 9:1; II Кор. 3:2,3; Гал. 2:8).

    Пророки. О пророках говорится в следующих местах Нового Завета: Деян. 11:28; 13:1,2; 15:32; I Кор. 12:10; 13:2; 14:3; Ефес. 2:20; 4:11. Это были люди, щедро одаренные ораторскими способностями для укрепления церкви словом, которые могли открывать тайны, предсказывать грядущие события и творить чудеса.

    Евангелисты. Некоторые места Нового Завета упоминают о евангелистах (Деян. 21:8; Ефес. 4:11; II Тим. 4:5). Филипп, Марк, Тит и Тимофей были евангелистами. Они часто сопровождали апостолов и помогали им в их работе, служении, назначая служителей церкви и поддерживая порядок (Тит. 1:5; 3:10; I Тим. 5:22).

    2. Обычные священнослужители. Этот ранг представлен следующими категориями священнослужителей.

    Пресвитеры. Термин «пресвитеры» иногда употребляется для обозначения старейших верующих данной общины, но гораздо чаще для обозначения категории священнослужителей, подобной той, которая функционировала в синагоге. Это слово часто употребляется в Деян. 11:30; 14:23;

    15:2,6,22; 16:5; 20:17; 21:18. Как обозначение должности служителя этот термин постепенно сокращался и со временем был вытеснен термином «епископ». Эти термины употребляются, взаимозаменяя друг друга, и используются в целом ряде мест: Деян. 20:17, 28; I Тим. 3:1; 5:17,19; Тит. 1:5,7; I Петр. 5:1,2. Хотя оба термина используются для обозначения одной и той же категории священнослужителей, термин «пресвитер» больше относится к возрасту священнослужителя, а термин «епископ» — к его функциям .

    Учителя. Совершенно очевидно, что пресвитеры на этапе становления церкви не были учителями, так как в них не было необходимости, поскольку роль учителей выполняли апостолы, пророки и евангелисты. Однако с течением времени функция учительства стала ассоциироваться с функциями пресвитеров и епископов (Ефес. 4:11; I Тим. 5:17; II Тим. 2:2). Рост ересей потребовал специального обучения священнослужителей, обязанностью которых было обучение остальных верующих точным знаниям основных доктрин христианства (II Тим. 2:2; Тит. 1:9). Те, кто готовились для этой деятельности, освобождались от других работ и поддерживались церковью. По всей вероятности, «ангелы» из семи церквей Малой Азии были такими учителями (Откр. 2:1,8,12,18; 3:1,7,14).

    Диаконы. О диаконах в Новом Завете говорится в Филип. 1:1; I Тим. 3:8,10,12. Доминирующим является мнение, что институт диаконства учрежден в Деян. 6:1—6. Однако имеются и другие мнения. Одни считают, что семь мужей, упомянутых в этом месте, должны были быть пресвитерами, другие — что они были предназначены для выполнения некоей специальной функции. По всей вероятности, эти семь мужей были все-таки первыми диаконами, хотя работа, которую они должны были выполнять, имела специальный характер.

    3. Призвание служителей и введение их в сан. Ниже мы ограничимся обсуждением только обычных священнослужителей.

    Призыв священнослужителей. Призыв обычных священнослужителей определяется двумя факторами:

    Внутренний призыв. Внутренний призыв не следует рассматривать как сверхъестественный зов специального откровения. Он определяется такими провиденческими указаниями, как сильное желание, подсказанное любовью к Богу, особого подвижничества для Царства Божия, убеждение, что необходимые природные данные для данного

    * Для евангельских церквей на территории СНГ термин «епископ» непривычен. Он почти полностью вытеснен термином «пресвитер». призвания имеются и что избранный путь служения предопределен Самим Богом.

    Внешний зов. Внутренний призыв находит подкрепление во внешней поддержке церкви. Эта внешняя поддержка дает человеку уверенность, что он призван Богом. Служителям церкви отводится ведущее значение в передаче призыва церкви, хотя нельзя игнорировать голос остальных верующих (Деян. 1:15—26; 6:2—6; 14:23).

    Введение в сан священнослужителя. Имеются два ритуала введения в сан:

    Посвящение. Посвящение предполагает призыв кандидата и его проверку на соответствие службе. Посвящение является обязанностью пресвитеров, и оно, по существу, есть акт общественного признания предназначения кандидата на служение.

    Возложение рук. Посвящение в сан священника сопровождается возложением рук. Как посвящение, так и возложение рук в апостольские времена происходили одновременно (Деян. 6:6; 13:3; I Тим. 4:14; 5:22). Возложение рук означало выделение человека для исполнения определенного служения и передачу некоего особого дара для этого. Сегодня эта процедура символизирует лишь выделение человека для определенного служения.

    Г. Церковные ассамблеи.

    1. Различные церковные ассамблеи. Реформатская церковь имеет целый ряд управляющих органов. Их взаимоотношения определяются строго установленными юридическими нормами. Этими управляющими органами являются консистории (советы), собрания старейшин (пресвитерии) и синод*. Некоторые церкви имеют и промежуточное управленческое звено, известное как частные синоды, между пресвитерией и тем, что называется генеральным синодом или генеральной ассамблеей. Консистория состоит из пастора ( пасторов) и старейшин местной церкви. Пресвитерия состоит из одного пастора и одного старейшины от каждой местной церкви в пределах округа. Синод состоит из равного числа пасторов и пресвитеров от каждой пресвитерии.

    * Реалии реформатской церкви, не свойственные евангельским церквам.

  • Управление местной церковью. В реформатских церквах управление местной церковью является представи-тельскимерующие выбирают старейшин , которые вместе с пастырем образуют совет или консисторию для управления церковью, следуя при этом примеру ранней апостольской церкви (Деян. 11:30; 14:23; 20:17; Филип. 1:1; I Тим. 3:1; Тит. 1:5,7). Хотя пресвитеры и выбираются, они получают свою власть не от верующих, а непосредственно от Иисуса Христа, Господа церкви. Они руководят церковью от имени ее царя и ответственны только перед Ним. Каждая местная церковь имеет свое собственное управление и , по существу, является автономной и может не исполнять любые указания, навязанные ей извне. В то же время любая местная церковь должна сотрудничать с другими церквами на основе взаимного согласия и не выходить за рамки тех ограничений, которые были ею приняты на условиях добровольности. Ответственным за выполнение церковных установлений является церковный совет, который наблюдает за соблюдением как местных, так и общих интересов. Вопросы взаимного согласия не должны игнорироваться. Иногда возможно определенное ущемление интересов местной церкви во имя общих интересов всех церквей.
  • Верховные ассамблеи. Верховными ассамблеями являются пресвитерии и синоды, о деятельности которых мы сделаем несколько замечаний.
  • Библия о верховных ассамблеях. Библия не содержит никаких четких указаний относительно объединения местных церквей и образования ими некоего органического союза. Однако необходимость таких объединений может вытекать из духовного единства церкви, которое должно иметь определенное внешнее выражение. Более того, имеются определенные основания утверждать, что Иерусалимская и Антиохийская церковь состояли из нескольких местных церквей. И наконец, из Деян. 15 мы видим, что совет иерусалимский имел функции верховной ассамблеи.

    Представительский характер верховных ассамблей. Непосредственные представители верующих, образующих консисторию, выдвигают своих делегатов в пресвитерию, из числа которых формируется синод или высшая ассамблея.

    Чем более крупными являются ассамблеи, тем более удалены они от людей и тем менее они необходимы и способны выражать единые интересы церкви, поддерживать дисциплину и эффективность деятельности.

    Вопросы юрисдикции церковных ассамблей. Церковные ассамблеи, естественно, должны решать только проблемы, относящиеся к деятельности церкви, доктринальные и нравственные вопросы, вопросы церковного управления и дисциплины, вопросы обеспечения единства и порядка в церкви Иисуса Христа. Церковные ассамблеи имеют дело с проблемами, которые (а) по своей природе должны были быть решены на местном уровне, но по некоторым причинам их решение там найдено не было; (б) принадлежат компетенции только верховной ассамблеи, так как затрагивают интересы церкви в целом.

    Власть и авторитет верховных ассамблей. Верховные ассамблеи имеют власть только в том объеме, который был им делегирован консисториями. По своей природе власть ассамблей такая же, как и власть консисторий, но она представлена значительно шире, поскольку аккумулирует власть нескольких церквей. Кроме того, решения ассамблей являются не рекомендательными, а имеют обязательный характер за исключением специально оговоренных случаев. Только противоречие Слову Божию может сделать решение ассамблей не обязательным к исполнению.

    Вопросы для самопроверки

    Какова точка зрения квакеров и дарбистов на церковное управление? В чем суть эрастианской системы, епископальной системы, системы римской католической церкви, конгрегационной системы и национальной церковной системы? В каком смысле Христос является главой церкви? Какими методами Он управляет церковью? Кто облечен Им церковной властью? Где находятся основы церковной власти, в консисториях или верховных ассамблеях? Кто принадлежал к экстраординарным служителям в ранней церкви? Каковы характеристики апостолов? Каковы характеристики пророков Нового За-вета? Что Вы знаете о евангелистах, упомянутых в Библии? Что понимается под словами «обычные священнослужители»? Назовите другой термин для обозначения пресвитеров. Почему с течением времени возникла необходимость в церковных учителях? Говорится ли в Библии и в каком ее месте об учреждении должности диакона? Что такое внутренний призыв? Как внешний зов соотносится с внутренним призывом? Каков смысл посвящения в сан и возложения рук? Какие виды церковных ассамблей Вы можете назвать? Что такое представительское церковное управление? Как избираются пресвитеры? В какой степени местная церковь независима? Можно ли найти в Библии подтверждение существованию верховных ассамблей? Как они учреждаются? Какие вопросы являются объектом их юрисдикции? Являются ли решения верховных ассамблей обязательными или рекомендательными?

     

     

    ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ

     

    *****************************************************************А. Источник церковной власти. Иисус Христос не только создал церковь, наделил ее необходимой властью и авторитетом, но и, как ее Властелин, сделал ее всеобщим духовным достоянием. Он передал своим апостолам право определять, что разрешено и что запрещено в царстве Его церкви (Матф. 16:18), а также прощать грехи и взимать долги, допускать в церковь и исключать из нее (Иоан. 20:23). Хотя и не в полном объеме, власть, данная апостолам, передана и церкви. Используя эту власть, церковь принимает и ограничения нормами правильного поведения и жития, которые были ей сообщены в апостольском слове. Хотя часть власти отдается верующим в целом (1 Кор. 5:7,13; 6:2—4; 12:28), особая доля власти дается служителям церкви, через которых церковь реализует свои полномочия, данные ей Христом. Служители церкви получают свои полномочия непосредственно от Христа и через церковь.

    В. Природа церковной власти. Власть, которой Христос неделил Свою Церковь, есть:

    1. Духовная власть. То, что власть церкви является духовной, отнюдь не значит, что она внутренняя и невидимая, поскольку Христос царствует и над телом и над душой. В служениях диаконов имеются специальные упоминания о нуждах телесных. Тем не менее власть церкви есть власть духовная, так как она дается Святым Духом

    (Деян. 20:28), представляет проявление власти Духа (Иоан. 20:22,23; I Кор. 5:4), имеет отношение только к верующим (I Кор. 5:12) и может проявлять себя только через нравственное и духовное начало (II Кор. 10:4). И как таковая, власть церкви не может прибегать к силе для поддержания порядка.

    2. Служебная власть. Из Писания со всей очевидностью следует, что власть церкви является не независимой и суверенной (Матф. 20:25,26; 23:8,10; II Кор. 10:4,5; I Петр. 5:3), а служебной властью (Деян. 4:29,30; 20:24; Рим. 1:1) и т.д., которая исходит от Христа и подчиняется Его главенству над церковью (Матф. 28:18). Эта власть всегда должна быть в гармонии со Словом Божиим, направляться Святым Духом, руководствоваться именем Иисуса Христа — властителя церкви (Рим. 10:14,15; Ефес. 5:23; I Кор. 5:4).

    В. Различные виды церковной власти. Из тройственного служения Христа следует также и три вида церковной власти.

  • Догматическая, или наставническая, власть. Целью церкви является донесение Слова Божия до всякого человека. Слово Божие было дано церкви как драгоценное вместилище истины, и церковь призвана беречь эту истину от искажений, передавая от одного поколения к другому, и защищать от сил неверия (I Тим. 1:3,4; II Тим. 1:13; Тит. 1:9—11). Церковь должна также проповедовать Слово Божие для обращения грешников, сохранять незыблемыми наставления святых, распространять учение Христа среди всех народов и наций Земли (Ис. 3:10,11; II Кор. 5:20; I Тим. 4:13; II Тим. 2:15; 4:2; Тит. 2:1—10). Более того, церковь должна формулировать символы веры, в которых заложены основы вероучения, с тем чтобы ознакомить с ними весь мир. Необходимость в символах веры особенно ощутима во времена неверия, когда многие отходят от истоков веры Христовой. И наконец, церковь должна способствовать познанию истины, поддерживая теологические исследования. Это необходимо не только для познания истины через откровение Бога, но и для подготовки будущих священнослужителей. Согласно Библии, церковь обязана обеспечивать успешную подготовку будущих поколений учителей и пастырей (II Тим. 2:2).
  • Руководящая власть. Руководящая власть церкви состоит из двух элементов.
  • Дисциплинирующая (регулирующая) власть. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (I Кор. 14:33). Он считает, что в церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (см. стих 40 14-й главы этого послания). И поэтому Он предусмотрел необходимость надлежащего упорядочения дел церкви, дал ей власть вводить в действие предписанные Им законы. Этой властью обладают в какой-то мере все члены церкви (Рим. 15:14; Кол. 3:16; I Фес. 5:11), но особая роль в ее использовании принадлежит священнослужителям (Иоан. 21:15—17; Деян. 20:28; I Петр. 5:2). Эта власть дает церкви право создавать предписания, регулирующие правильное применение законов, таких, например, как каноны или церковные установления. Эти каноны позволяют определить тех, кто хорошо проявил себя, на каких условиях верующие могут занимать церковные должности, как должны проводиться богослужения и поддерживаться дисциплина. Хотя регулирование деятельности церкви должно основываться на общих принципах Слова Божия, детали такого регулирования могут определяться конкретными нуждами, благосостоянием и потребностями церкви.

    Судейская власть. Церковь обязана оберегать свою святость, поддерживая должную дисциплину. Власть дисциплины подчеркивается в таких местах Библии, как Матф. 16:19; 18:18; Иоан. 20:23; I Кор. 5:2,7, 13; II Кор. 2:5—7; II Фес. 3:14,15; I Тим.1:20; Тит. 3:10. Поддержание дисциплины в церкви имеет двоякую цель. Во-первых, дисциплина нужна для выполнения закона Христа о приеме в церковь и исключении из нее, во-вторых, она должна содействовать духовному образованию членов церкви и поддерживать их послушание законам Христа. И обе эти цели направлены на одно — поддержание святости церкви Иисуса Христа. Если в церкви появляются отступники, то она, конечно, должна попытаться вернуть их на путь праведный, но коль скоро это оказывается невозможным, то упорствующие во грехе должны быть изгнаны, дабы предохранить от этого других членов церкви. Хотя члены церкви обязаны помогать оступившимся, только священнослужители могут принимать дисциплинарные меры. Эти дисциплинарные меры в отношении частных грехов могут применяться только после того, как о них доложено в соответствии с правилами, изложенными в Матф. 18:15—17, однако для принятия дисциплинарных мер в отношении публичных грехов никакого официального обвинения не требуется. Дисциплинарная деятельность консистории состоит из трех этапов: (1) грешнику не разрешается участвовать в радости хле-бопреломления. Это наказание не становится достоянием других верующих, но сопровождается беседами с согрешившим наедине, с целью приведения его к раскаянию; (2) три публичных объявления и увещевания. Во время первого из них грех упоминается, но грешник не называется. Во второй раз в соответствии с решением пресвитеров имя грешника называется. В третий раз грешнику объявляется о грозящем отлучении; (3) в итоге нераскаявшийся и не покончивший со своим грехом член церкви отлучается от церкви и изгоняется из среды детей Божиих (Матф. 18:17; І Кор. 5:13; Тит. 3:10).

    3. Власть или служение милосердием. Когда Христос разослал апостолов и семьдесят своих учеников, Он не только поручил им проповедовать Слово Божие, но и дал им власть изгонять бесов и излечивать всевозможные болезни (Матф. 10:1,8; Лук. 9:1,2; 10:9,17). Среди ранних христиан известны случаи чудесного исцеления и проявления чудес (I Кор. 12:9,10,28,30; Марк. 16:17,18). Однако специальные дары, которыми были наделены апостолы и некоторые ранние христиане, исчезли с окончанием периода откровения. С этого времени милосердие свелось в основном к одному — заботе церкви о бедных. Бог Сам поручил это церкви (Матф. 26:11; Марк. 14:7). Ранняя христианская церковь исповедовала идею, близкую к идее общности всего имущества, и, таким образом, стремилась помочь всем иметь самое необходимое для жизни (Деян. 4:34). Впоследствии семи мужам было поручено «накрывать столы», что означало делить все, что имеется на столах, для нуждающихся (Деян. 6:1—6). В посланиях постоянно упоминается о диаконах как служителях церкви (Рим. 16:1; Филип. 1:1; I Тим. 3:8—12). В Новом Завете уделяется много места необходимости собирать для бедных и отдавать бедным (Деян. 11:29; 20:35; I Кор. 16:1,2; II Кор. 9:1,6,7,12— 14; Гал. 2:10; 6:10; Ефес. 4:28; I Тим. 5:10,16; Иак. 1:27; 2:15,16; I Иоан. 3:17).

    Вопросы для самопроверки

    Что является источником церковной власти? Какой властью обладали апостолы? Обладают ли более поздние служители церкви такой же властью? Является ли церковная власть властью всех верующих или властью служителей церкви? Какова природа церковной власти? Почему церковная власть называется духовной, служебной? Что такое догматическая власть церкви? Почему нужны символы веры? Из каких элементов состоит церковное руководство властью? Должны ли церковные наставления основываться непосредственно на Слове Божием? Какова главная цель церковной дисциплины? Каким двум специальным целям она служит? Из каких трех стадий состоит дисциплинарная деятельность консистории? Какие дисциплинарные вопросы могут рассматриваться в консистории? Какова природа служения милосердием в апостольской церкви? В чем выражается служение милосердием в настоящее время?

     

     


    Евангельская Реформатская Семинария Украины

    • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
    • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
    • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
    • Реалистичный учебный график;
    • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

    Комментарии:

    1. Пехотина Валентина
    12.06.2010 | 21:04
    Мне нравится