Луис Беркхоф
Христианская доктрина
ДОКТРИНА О ЦЕРКВИ И МИЛОСТИ БОЖИЕЙ
«...И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...»
Матф. 16:18
«А тем, которые приняли Его верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».
Иоан. 1:12
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Матф. 28:19
ЦЕРКОВЬ
ПРИРОДА ЦЕРКВИ
А. Различные значения слова «церковь» в Библии. Основное значение слова «церковь», используемого в Ветхом Завете, ведет свое начало от корня слова «призывать». Оно использовалось в Израиле, главным образом, для сбора народа на богослужения. Наиболее общий смысл слова «церковь» в Новом Завете исходит от слова «созывать на собрание». Таким образом, в обоих случаях в слове «церковь» заложен смысл «собирания народа Богом». В Новом Завете слово «церковь» впервые употребляется Иисусом. Он использовал это слово по отношению к группе людей, которая собралась вокруг Него, признала Его публично как их Господа, согласилась с Его принципами Царствия Небесного. Позднее это слово приобрело несколько различных значений.
Б. Сущность церкви. Существуют весьма значительные расхождения между римско-католической и протестантской церковью в понимании сущностной природы церкви. Римско-католическая церковь считает, что самым существенным в церкви является внешняя, или видимая, сторона ее организации. Эта организация, строго говоря, не представляет собой однородную массу верующих, а состоит из иерархии, в которую входят священники и высшие духовные лица: епископы, архиепископы, кардиналы и папа. Католическая церковь отделяет иерархию церкви, ее «учащую часть», от общей массы верующих, или «учащейся части». Эта иерархия составляет неделимую часть величественных атрибутов церкви, таких, как ее единство, святость, всеобщность и апостоличность, тогда как общая масса верующих связана с этими атрибутами опосредованно. Теоретически католическая церковь до сих пор придерживается принципа, что не существует спасения вне рамок этой внешней атрибутики, хотя реальная действительность принуждает их модифицировать этот принцип. Реформатская церковь выступает против этой внешней атрибутики и ищет сущность церкви в невидимом и духовном единении верующих. Церковь, по мнению реформатских теологов, объединяет всех верующих и никого больше и нет спасения вне этой церкви. Церковь есть духовное тело Иисуса Христа, которое предназначено отражать славу Божию, что находит свое выражение в работе по искуплению.
В. Многогранный характер церкви. Рассмотрим многогранный характер церкви.
3. Церковь как организм и церковь как организация.
Указанные признаки можно выделить только в видимой церкви. Церковь как учреждение или организация проявляет себя в служении Словом, выполнении обетов, а также в организационных формах своего существования. Но даже в отсутствии всего этого церковь была бы видима как некий организм, как объединение верующих за счет их совместной деятельности в противовес миру тьмы.
Г. Определение понятия «церковь». При определении, что есть церковь, необходимо иметь в виду признаки, отличающие видимую церковь от невидимой: (1) видимая церковь может быть определена как община избранных, призванных Духом Божиим, или просто как коллектив верующих; (2) невидимая церковь — это более широкое понятие и может быть определена как община, в которой взрослые исповедуют истинную религию вместе со своими детьми. Очень важно учитывать, что видимая и невидимая церковь не являются органичными частями друг друга. Например, некоторые люди, которые являются членами невидимой церкви, могут никогда не быть членами видимой организации или могут быть изолированными от нее; и наоборот, члены видимой церкви могут быть вовсе неверующими и лицемерами и как таковые вообще не являться частью тела Христова.
Д. Церковь в различных диспенсациях. Возникновение церкви относится к моменту времени, когда Бог заложил враждебность между семенем женщины и семенем змея. В истории церкви можно выделить следующие периоды:
Е. Атрибуты церкви. Атрибуты в основном являются составной частью невидимой церкви, хотя католики относят их почти исключительно к прерогативе церкви видимой.
Ж. Символы, или характерные признаки, церкви. Символы являются атрибутами видимой церкви и предназначены для отличия истины от лжи. Реформатская церковь обычно упоминает три отличительных признака церкви, которые, однако, могут быть сведены к одному, а именно приверженности в учении и практике Слову Божию. Отличительными признаками церкви являются:
Вопросы для самопроверки
Каково значение библейского слова, используемого для обозначения церкви? Какие различные значения имеет это слово в Новом Завете? Какие метафорические слова используются для обозначения церкви? Чем отличается понимание сущности церкви протестантами и католиками? Чем отличаются воинствующая и торжествующая церковь? Какая церковь признает наличие видимой и невидимой церкви? В каком смысле церковь называется невидимой? Чем отличаются церковь как организм и церковь как учреждение? Как можно определить видимую и невидимую церковь? Какую форму имела церковь в патриархальный период? Какой была церковь во времена Моисея? Какова особенность церкви в Новозаветный период? Какие атрибуты церкви Вы знаете? Эти атрибуты принадлежат видимой или невидимой церкви? Как протестанты, в отличие от католиков, понимают единство, святость и соборность церкви? Каковы отличительные признаки церкви и к какой церкви, видимой или невидимой, они относятся? В чем заключается правильность проповеди Слова Бо-жия? Что относится к правильному отправлению церковных обрядов? Почему необходима церковная дисциплина?
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ
**********************************************************
А. Различные подходы к управлению церковью.
4. Современная система римско-католической церкви.
Система римско-католической церкви представляет еписко-пальную систему, доведенную до своего логического завершения. Она рассматривает епископов не только как преемников апостолов, но и как наследников Петра, который был первым среди апостолов. Папа римский рассматривается как безгрешный глава церкви и как представитель Христа; он имеет право трактовать и регулировать христианскую доктрину, богослужение и управление церковью.
Б. Фундаментальные принципы реформатской, или пресвитерианской, системы. Фундаментальные принципы реформатской системы основаны на Священном Писании, хотя многие детали являются следствием человеческого опыта и целесообразности. Рассмотрим фундаментальные принципы реформатской системы:
1. Христос — глава церкви и источник ее власти. Христос есть глава церкви в двойном смысле. Во-первых, Он глава церкви в собственном смысле этого слова. Церковь есть тело, которое Он наполняет Своей жизнью и контролирует Своим Духом (Иоан. 15:1—8; Ефес. 1:10,22,23; 2:20—22; 4:15; 5:30; Кол. 1:18; 2:19; 3:11). Во-вторых, Он глава церкви в том смысле, что Он царь, который властвует нед нею и правит ею (Матф. 16:18,19; 23:8,10; Иоан. 13:13; I Кор. 12:5; Ефес. 1:20—23; 4:4,5,11,12; 5:23,24). Именно это руководство церковью и будет рассмотрено здесь. Христос основал церковь как царь и властитель ее, установил ее обряды и должности, дав каждой должности соответствующую власть, и через священнослужителей всегда присутствует в церкви и говорит с верующими.
В. Служители церкви. Служители церкви имеют различный ранг в церковной иерархии, и в общем их можно подразделить на экстраординарных служителей и обычных священнослужителей.
/. Экстраординарные служители. В Новом Завете говорится о трех категориях служителей: Апостолы. Строго говоря, слово «апостол» относится только к двенадцати ученикам, отобранным Иисусом, и
Павлу, но оно также применяется к некоторым апостольским мужам (Деян. 14:4,14; I Кор. 9:5,6; II Кор. 8:23; Гал. 1:19). Апостолы характеризуются тем, что они: (1) получали свой статус непосредственно от Бога или Иисуса Христа (Марк. 3:14; Гал. 1:1); (2) были свидетелями воскресения Иисуса Христа (I Кор. 9:1); (3) осознавали, что были вдохновлены Богом (I Кор. 2:13; I Фес. 4:8); (4) могли подтвердить свою проповедь чудесами (II Кор. 12:12; Евр. 2:4) и (5) получали щедрое благословение как знак божественного одобрения их деятельност. — и (I Кор. 9:1; II Кор. 3:2,3; Гал. 2:8).
Пророки. О пророках говорится в следующих местах Нового Завета: Деян. 11:28; 13:1,2; 15:32; I Кор. 12:10; 13:2; 14:3; Ефес. 2:20; 4:11. Это были люди, щедро одаренные ораторскими способностями для укрепления церкви словом, которые могли открывать тайны, предсказывать грядущие события и творить чудеса.
Евангелисты. Некоторые места Нового Завета упоминают о евангелистах (Деян. 21:8; Ефес. 4:11; II Тим. 4:5). Филипп, Марк, Тит и Тимофей были евангелистами. Они часто сопровождали апостолов и помогали им в их работе, служении, назначая служителей церкви и поддерживая порядок (Тит. 1:5; 3:10; I Тим. 5:22).
2. Обычные священнослужители. Этот ранг представлен следующими категориями священнослужителей.
Пресвитеры. Термин «пресвитеры» иногда употребляется для обозначения старейших верующих данной общины, но гораздо чаще для обозначения категории священнослужителей, подобной той, которая функционировала в синагоге. Это слово часто употребляется в Деян. 11:30; 14:23;
15:2,6,22; 16:5; 20:17; 21:18. Как обозначение должности служителя этот термин постепенно сокращался и со временем был вытеснен термином «епископ». Эти термины употребляются, взаимозаменяя друг друга, и используются в целом ряде мест: Деян. 20:17, 28; I Тим. 3:1; 5:17,19; Тит. 1:5,7; I Петр. 5:1,2. Хотя оба термина используются для обозначения одной и той же категории священнослужителей, термин «пресвитер» больше относится к возрасту священнослужителя, а термин «епископ» — к его функциям .
Учителя. Совершенно очевидно, что пресвитеры на этапе становления церкви не были учителями, так как в них не было необходимости, поскольку роль учителей выполняли апостолы, пророки и евангелисты. Однако с течением времени функция учительства стала ассоциироваться с функциями пресвитеров и епископов (Ефес. 4:11; I Тим. 5:17; II Тим. 2:2). Рост ересей потребовал специального обучения священнослужителей, обязанностью которых было обучение остальных верующих точным знаниям основных доктрин христианства (II Тим. 2:2; Тит. 1:9). Те, кто готовились для этой деятельности, освобождались от других работ и поддерживались церковью. По всей вероятности, «ангелы» из семи церквей Малой Азии были такими учителями (Откр. 2:1,8,12,18; 3:1,7,14).
Диаконы. О диаконах в Новом Завете говорится в Филип. 1:1; I Тим. 3:8,10,12. Доминирующим является мнение, что институт диаконства учрежден в Деян. 6:1—6. Однако имеются и другие мнения. Одни считают, что семь мужей, упомянутых в этом месте, должны были быть пресвитерами, другие — что они были предназначены для выполнения некоей специальной функции. По всей вероятности, эти семь мужей были все-таки первыми диаконами, хотя работа, которую они должны были выполнять, имела специальный характер.
3. Призвание служителей и введение их в сан. Ниже мы ограничимся обсуждением только обычных священнослужителей.
Призыв священнослужителей. Призыв обычных священнослужителей определяется двумя факторами:
Внутренний призыв. Внутренний призыв не следует рассматривать как сверхъестественный зов специального откровения. Он определяется такими провиденческими указаниями, как сильное желание, подсказанное любовью к Богу, особого подвижничества для Царства Божия, убеждение, что необходимые природные данные для данного
* Для евангельских церквей на территории СНГ термин «епископ» непривычен. Он почти полностью вытеснен термином «пресвитер». призвания имеются и что избранный путь служения предопределен Самим Богом.
Внешний зов. Внутренний призыв находит подкрепление во внешней поддержке церкви. Эта внешняя поддержка дает человеку уверенность, что он призван Богом. Служителям церкви отводится ведущее значение в передаче призыва церкви, хотя нельзя игнорировать голос остальных верующих (Деян. 1:15—26; 6:2—6; 14:23).
Введение в сан священнослужителя. Имеются два ритуала введения в сан:
Посвящение. Посвящение предполагает призыв кандидата и его проверку на соответствие службе. Посвящение является обязанностью пресвитеров, и оно, по существу, есть акт общественного признания предназначения кандидата на служение.
Возложение рук. Посвящение в сан священника сопровождается возложением рук. Как посвящение, так и возложение рук в апостольские времена происходили одновременно (Деян. 6:6; 13:3; I Тим. 4:14; 5:22). Возложение рук означало выделение человека для исполнения определенного служения и передачу некоего особого дара для этого. Сегодня эта процедура символизирует лишь выделение человека для определенного служения.
Г. Церковные ассамблеи.
1. Различные церковные ассамблеи. Реформатская церковь имеет целый ряд управляющих органов. Их взаимоотношения определяются строго установленными юридическими нормами. Этими управляющими органами являются консистории (советы), собрания старейшин (пресвитерии) и синод*. Некоторые церкви имеют и промежуточное управленческое звено, известное как частные синоды, между пресвитерией и тем, что называется генеральным синодом или генеральной ассамблеей. Консистория состоит из пастора ( пасторов) и старейшин местной церкви. Пресвитерия состоит из одного пастора и одного старейшины от каждой местной церкви в пределах округа. Синод состоит из равного числа пасторов и пресвитеров от каждой пресвитерии.
* Реалии реформатской церкви, не свойственные евангельским церквам.
Библия о верховных ассамблеях. Библия не содержит никаких четких указаний относительно объединения местных церквей и образования ими некоего органического союза. Однако необходимость таких объединений может вытекать из духовного единства церкви, которое должно иметь определенное внешнее выражение. Более того, имеются определенные основания утверждать, что Иерусалимская и Антиохийская церковь состояли из нескольких местных церквей. И наконец, из Деян. 15 мы видим, что совет иерусалимский имел функции верховной ассамблеи.
Представительский характер верховных ассамблей. Непосредственные представители верующих, образующих консисторию, выдвигают своих делегатов в пресвитерию, из числа которых формируется синод или высшая ассамблея.
Чем более крупными являются ассамблеи, тем более удалены они от людей и тем менее они необходимы и способны выражать единые интересы церкви, поддерживать дисциплину и эффективность деятельности.
Вопросы юрисдикции церковных ассамблей. Церковные ассамблеи, естественно, должны решать только проблемы, относящиеся к деятельности церкви, доктринальные и нравственные вопросы, вопросы церковного управления и дисциплины, вопросы обеспечения единства и порядка в церкви Иисуса Христа. Церковные ассамблеи имеют дело с проблемами, которые (а) по своей природе должны были быть решены на местном уровне, но по некоторым причинам их решение там найдено не было; (б) принадлежат компетенции только верховной ассамблеи, так как затрагивают интересы церкви в целом.
Власть и авторитет верховных ассамблей. Верховные ассамблеи имеют власть только в том объеме, который был им делегирован консисториями. По своей природе власть ассамблей такая же, как и власть консисторий, но она представлена значительно шире, поскольку аккумулирует власть нескольких церквей. Кроме того, решения ассамблей являются не рекомендательными, а имеют обязательный характер за исключением специально оговоренных случаев. Только противоречие Слову Божию может сделать решение ассамблей не обязательным к исполнению.
Вопросы для самопроверки
Какова точка зрения квакеров и дарбистов на церковное управление? В чем суть эрастианской системы, епископальной системы, системы римской католической церкви, конгрегационной системы и национальной церковной системы? В каком смысле Христос является главой церкви? Какими методами Он управляет церковью? Кто облечен Им церковной властью? Где находятся основы церковной власти, в консисториях или верховных ассамблеях? Кто принадлежал к экстраординарным служителям в ранней церкви? Каковы характеристики апостолов? Каковы характеристики пророков Нового За-вета? Что Вы знаете о евангелистах, упомянутых в Библии? Что понимается под словами «обычные священнослужители»? Назовите другой термин для обозначения пресвитеров. Почему с течением времени возникла необходимость в церковных учителях? Говорится ли в Библии и в каком ее месте об учреждении должности диакона? Что такое внутренний призыв? Как внешний зов соотносится с внутренним призывом? Каков смысл посвящения в сан и возложения рук? Какие виды церковных ассамблей Вы можете назвать? Что такое представительское церковное управление? Как избираются пресвитеры? В какой степени местная церковь независима? Можно ли найти в Библии подтверждение существованию верховных ассамблей? Как они учреждаются? Какие вопросы являются объектом их юрисдикции? Являются ли решения верховных ассамблей обязательными или рекомендательными?
ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ
*****************************************************************А. Источник церковной власти. Иисус Христос не только создал церковь, наделил ее необходимой властью и авторитетом, но и, как ее Властелин, сделал ее всеобщим духовным достоянием. Он передал своим апостолам право определять, что разрешено и что запрещено в царстве Его церкви (Матф. 16:18), а также прощать грехи и взимать долги, допускать в церковь и исключать из нее (Иоан. 20:23). Хотя и не в полном объеме, власть, данная апостолам, передана и церкви. Используя эту власть, церковь принимает и ограничения нормами правильного поведения и жития, которые были ей сообщены в апостольском слове. Хотя часть власти отдается верующим в целом (1 Кор. 5:7,13; 6:2—4; 12:28), особая доля власти дается служителям церкви, через которых церковь реализует свои полномочия, данные ей Христом. Служители церкви получают свои полномочия непосредственно от Христа и через церковь.
В. Природа церковной власти. Власть, которой Христос неделил Свою Церковь, есть:
1. Духовная власть. То, что власть церкви является духовной, отнюдь не значит, что она внутренняя и невидимая, поскольку Христос царствует и над телом и над душой. В служениях диаконов имеются специальные упоминания о нуждах телесных. Тем не менее власть церкви есть власть духовная, так как она дается Святым Духом
(Деян. 20:28), представляет проявление власти Духа (Иоан. 20:22,23; I Кор. 5:4), имеет отношение только к верующим (I Кор. 5:12) и может проявлять себя только через нравственное и духовное начало (II Кор. 10:4). И как таковая, власть церкви не может прибегать к силе для поддержания порядка.
2. Служебная власть. Из Писания со всей очевидностью следует, что власть церкви является не независимой и суверенной (Матф. 20:25,26; 23:8,10; II Кор. 10:4,5; I Петр. 5:3), а служебной властью (Деян. 4:29,30; 20:24; Рим. 1:1) и т.д., которая исходит от Христа и подчиняется Его главенству над церковью (Матф. 28:18). Эта власть всегда должна быть в гармонии со Словом Божиим, направляться Святым Духом, руководствоваться именем Иисуса Христа — властителя церкви (Рим. 10:14,15; Ефес. 5:23; I Кор. 5:4).
В. Различные виды церковной власти. Из тройственного служения Христа следует также и три вида церковной власти.
Дисциплинирующая (регулирующая) власть. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (I Кор. 14:33). Он считает, что в церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (см. стих 40 14-й главы этого послания). И поэтому Он предусмотрел необходимость надлежащего упорядочения дел церкви, дал ей власть вводить в действие предписанные Им законы. Этой властью обладают в какой-то мере все члены церкви (Рим. 15:14; Кол. 3:16; I Фес. 5:11), но особая роль в ее использовании принадлежит священнослужителям (Иоан. 21:15—17; Деян. 20:28; I Петр. 5:2). Эта власть дает церкви право создавать предписания, регулирующие правильное применение законов, таких, например, как каноны или церковные установления. Эти каноны позволяют определить тех, кто хорошо проявил себя, на каких условиях верующие могут занимать церковные должности, как должны проводиться богослужения и поддерживаться дисциплина. Хотя регулирование деятельности церкви должно основываться на общих принципах Слова Божия, детали такого регулирования могут определяться конкретными нуждами, благосостоянием и потребностями церкви.
Судейская власть. Церковь обязана оберегать свою святость, поддерживая должную дисциплину. Власть дисциплины подчеркивается в таких местах Библии, как Матф. 16:19; 18:18; Иоан. 20:23; I Кор. 5:2,7, 13; II Кор. 2:5—7; II Фес. 3:14,15; I Тим.1:20; Тит. 3:10. Поддержание дисциплины в церкви имеет двоякую цель. Во-первых, дисциплина нужна для выполнения закона Христа о приеме в церковь и исключении из нее, во-вторых, она должна содействовать духовному образованию членов церкви и поддерживать их послушание законам Христа. И обе эти цели направлены на одно — поддержание святости церкви Иисуса Христа. Если в церкви появляются отступники, то она, конечно, должна попытаться вернуть их на путь праведный, но коль скоро это оказывается невозможным, то упорствующие во грехе должны быть изгнаны, дабы предохранить от этого других членов церкви. Хотя члены церкви обязаны помогать оступившимся, только священнослужители могут принимать дисциплинарные меры. Эти дисциплинарные меры в отношении частных грехов могут применяться только после того, как о них доложено в соответствии с правилами, изложенными в Матф. 18:15—17, однако для принятия дисциплинарных мер в отношении публичных грехов никакого официального обвинения не требуется. Дисциплинарная деятельность консистории состоит из трех этапов: (1) грешнику не разрешается участвовать в радости хле-бопреломления. Это наказание не становится достоянием других верующих, но сопровождается беседами с согрешившим наедине, с целью приведения его к раскаянию; (2) три публичных объявления и увещевания. Во время первого из них грех упоминается, но грешник не называется. Во второй раз в соответствии с решением пресвитеров имя грешника называется. В третий раз грешнику объявляется о грозящем отлучении; (3) в итоге нераскаявшийся и не покончивший со своим грехом член церкви отлучается от церкви и изгоняется из среды детей Божиих (Матф. 18:17; І Кор. 5:13; Тит. 3:10).
3. Власть или служение милосердием. Когда Христос разослал апостолов и семьдесят своих учеников, Он не только поручил им проповедовать Слово Божие, но и дал им власть изгонять бесов и излечивать всевозможные болезни (Матф. 10:1,8; Лук. 9:1,2; 10:9,17). Среди ранних христиан известны случаи чудесного исцеления и проявления чудес (I Кор. 12:9,10,28,30; Марк. 16:17,18). Однако специальные дары, которыми были наделены апостолы и некоторые ранние христиане, исчезли с окончанием периода откровения. С этого времени милосердие свелось в основном к одному — заботе церкви о бедных. Бог Сам поручил это церкви (Матф. 26:11; Марк. 14:7). Ранняя христианская церковь исповедовала идею, близкую к идее общности всего имущества, и, таким образом, стремилась помочь всем иметь самое необходимое для жизни (Деян. 4:34). Впоследствии семи мужам было поручено «накрывать столы», что означало делить все, что имеется на столах, для нуждающихся (Деян. 6:1—6). В посланиях постоянно упоминается о диаконах как служителях церкви (Рим. 16:1; Филип. 1:1; I Тим. 3:8—12). В Новом Завете уделяется много места необходимости собирать для бедных и отдавать бедным (Деян. 11:29; 20:35; I Кор. 16:1,2; II Кор. 9:1,6,7,12— 14; Гал. 2:10; 6:10; Ефес. 4:28; I Тим. 5:10,16; Иак. 1:27; 2:15,16; I Иоан. 3:17).
Вопросы для самопроверки
Что является источником церковной власти? Какой властью обладали апостолы? Обладают ли более поздние служители церкви такой же властью? Является ли церковная власть властью всех верующих или властью служителей церкви? Какова природа церковной власти? Почему церковная власть называется духовной, служебной? Что такое догматическая власть церкви? Почему нужны символы веры? Из каких элементов состоит церковное руководство властью? Должны ли церковные наставления основываться непосредственно на Слове Божием? Какова главная цель церковной дисциплины? Каким двум специальным целям она служит? Из каких трех стадий состоит дисциплинарная деятельность консистории? Какие дисциплинарные вопросы могут рассматриваться в консистории? Какова природа служения милосердием в апостольской церкви? В чем выражается служение милосердием в настоящее время?
Комментарии: