Луис Беркхоф
Христианская доктрина
ВВЕДЕНИЕ
«Входите тесными вратами...»
Матф. 7:13
«Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?»
Пс. 105:2
«...Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека...»
Екк. 12:13
«Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
Иак. 1:18
РЕЛИГИЯ
********************************************************
А. Религия — универсальный феномен. Принято считать, что человек «неизлечимо религиозен». Однако это только один из способов выражения универсальности религии.Миссионеры подтверждают наличие религии в той или иной форме среди всех народов и племен Земли. Религия является одним из наиболее замечательных явлений в жизни человека,затрагивающих глубочайшие струны его духовного существа, контролирующих его мысли, действующих на его эмоции и руководящих его действиями. Хотя большинство считают религию величайшей благодатью, находятся люди, которые рассматривают ее как источник многих зол на Земле. Но и наиболее ярые противники религии не могут отрицать ее всеобъемлющую значимость и огромное влияние на каждого человека и целые народы. Религия всегда привлекала к себе лучшие умы человечества. Даже философ Юм, радикальный скептик и противник всего сверхъестественного, однажды сказал: «Берегитесь людей, полностью лишенных религиозности, и, если вы их все-таки найдете, будьте уверены, что они мало чем отличаются от негодяев».
Б. Природа религии. Так что же такое религия? В наши дни многие ищут ответ на этот вопрос, изучая мировые религии и проявления религиозности в жизни отдельного человека. Используя сопоставительные методы, мы можем раскрыть внешние стороны природы религии, найти достаточно широкое определение, охватывающее все формы проявления религиозности среди народов мира. Но это не тот путь, по которому нужно следовать. Хотя такой путь и дает возможность увидеть изнутри различные проявления религиозной жизни в мире, он не позволяет понять истинной природы религии. Только Библия предоставляет реальную возможность определить истинную концепцию идеального.
Объектом религии является отношение человека к Богу, но человек не имеет права определять природу этого отношения. Это прерогатива Бога, и только Бог может определять, как человек должен к Нему относиться, и Он делает это в своем божественном Слове. Слово «религия», по всей вероятности, происходит от латинского слова relegere, которое означает «перечитать», «рассмотреть внимательно» и часто служило для определения постоянного и усердного соблюдения всего того, что относилось к поклонению богам. В Ветхом Завете религия определяется как «страх перед Богом». Но слово «страх» в Ветхом Завете отличается по смыслу от языческих религий, где оно ассоциируется с «паническим ужасом».
Слово «страх» в Ветхом Завете подразумевает чувство почтительного или благоговейного отношения к Богу, окрашенного трепетом и боязнью неправильного поведения, а иногда и боязнью наказания за неправильное поведение. Именно таким было восприятие набожными израильтянами откровений Ветхого Завета.
В Новом Завете на передний план выходит послание Бога к человеку и ответ человека на откровения Бога принимает другую форму, а именно форму веры. Хотя в Новом Завете имеются и другие термины для определения религии, такие, как «благочестие», (I Тим. 2:10), «благочестивый страх». (Деян. 10:2), слово «вера» наиболее приемлемо для определения религиозного состояния человека. Благодаря вере мы принимаем свидетельства Бога в Его Слове как истинные и доверяем Ему себя так же, как Он нам, явив Себя в Иисусе Христе для нашего спасения. Элемент веры постоянно выходит в Новом Завете на передний план. Вера, соединившая детскую преданность Иисусу Христу и безграничную любовь к Богу со служением Ему , является ответом человека на лучезарную весть об искуплении.
В свете Священного Писания мы учимся понимать, что сутью слова «религия» является отношение, в котором человек находится к Богу. Важнейшие составляющие этого отношения — благочестие, страх, вера, чувство зависимости и т. д. Это обычные чувства, которые люди испытывают друг к другу. Особенность религиозного отношения заключается в том, что в религии человек осознает бесконечное величие и власть Бога и свою незначительность и беспомощность по отношению к Нему. Это, однако, не означает, что религия основана на эмоциях или является чем-то навязанным человеку.
Религиозное отношение человека к Богу является сознательным и добровольным и вместо порабощения ведет к радости и наслаждению высшей свободой. Религия может быть определена как сознательное и добровольное подчинение Богу, которое проявляется как в жизни в целом, так и в отдельных актах поклонения. Бог сам определяет границы восхищения, поклонения и служения, которые для Него приемлемы. Поклонение чему бы то ни было вопреки воле Божией, выраженной в Его Слове, абсолютно недопустимо.
В. Место религии. Существуют различные мнения о месте религии в человеческой душе. Одни отвергают главенствующую роль религии в жизни человека и считают, что она может проявляться только как часть души человека. Другие же подчеркивают, что сама психическая природа человека является составной частью религиозной жизни.
1. Мирские взгляды на место религии. Некоторые считают , что религия проявляет себя в интеллекте. Рассматривая религию как некоторый вид знания, своего рода философию, сторонники такого подхода делают меру человеческого знания о Боге мерой его благочестия. В рамках другого подхода религию ассоциируют с человеческими чувствами. По мнению ее адептов, религия не имеет ничего общего со знанием, а является мерой зависимости от некоторого высшего Существа. Человек в действительности не знает Бога, но с момента рождения чувствует его в глубине своей души. Существует и 3-е мнение, ассоциирующее религию с волей человека. Человек осознает внутри себя повелительный голос совести, который диктует его поведение. В религии он видит божественные команды, которые предписывают ему, как себя вести. В рамках этого подхода религия превращается в прагматическую мораль.
Эти точки зрения не соответствуют той фундаментальной роли, которую играет религия в жизни человека.Они противоречат не только Священному Писанию, но даже современной психологии, поскольку игнорируется основное положение науки о целостности человеческой души и делается предположение, что часть души может действовать независимо. Религия же захватывает человека целиком.
2. Точка зрения Священного Писания на место религии.
Единственно правильным и согласующимся с точкой зрения Священного Писания является утверждение, что религия находится в сердце человека.С точки зрения Библии, сердце является центром, в котором сфокусирована вся моральная жизнь человека, местом, где расположена душа. Именно из сердца исходят мысли, желания и эмоции человека. Корни религии в Боге, и образ Бога является основой лучших проявлений человека: его талантов, его возможностей. Соответственно отношение человека к Богу является важнейшим фактором его существования и захватывает его полностью. Человек обязан любить Бога всем сердцем, всей душой, всем своим разумом. Он должен концентрировать себя в Боге во всех проявлениях жизни. Именно сердце должен отдавать человек Богу (Втор. 30:6; Прит. 23:26), потому что сердце контролирует интеллект (Рим. 10:13,14; Евр. 10:7), чувства (Пс. 27:7;29:13) и волю (Рим. 2:10,13; Иак. 1:27; I Иоан. 1:5—7). Таким образом человек становится подданным Бога во всех сферах жизни. Только такая точка зрения является справедливой по отношению к религии и соответствует ее высшей значимости в жизни человека.
Г. Происхождение религии. Проблема происхождения религии привлекала внимание многих ученых на протяжении столетий, однако до сих пор она не получила должного разрешения. Под влиянием теории эволюции некоторые из ученых пришли к заключению, что человек также эволюционировал из нерелигиозного существа в религиозное, и пытаются показать, как эта эволюция происходила. Другие ученые ищут решение проблемы в откровении Господа, однако на этом пути неизбежен вывод, что человек был создан как религиозное существо.
1. Натуралистическая точка зрения на происхождение религии. Представители этого направления рассматривали религию как продукт хитроумного вымысла священников и правителей, которые использовали доверие и страх невежественных масс для получения контроля над ними. Некоторые из представителей этого направления использовали фетишизм (т.е. поклонение неодушевленным предметам, рассматривавшимся как священные, например, камню, палке, кости и т.д.) в качестве источника, из которого в дальнейшем развились высшие формы религии, или предполагали, что поклонение духам (возможно, духам умерших предков) явилось основой для формирования современных религий. Достаточно популярной точкой зрения в настоящее время является утверждение, что поклонение природе явилось основой для возникновения религии. Человек чувствовал себя, согласно этой точке зрения, слабым и беспомощным перед величественными явлениями природы и вынужден был поклоняться этим явлениям или же скрытым силам, проявлением которых они были. В последнее время приобретает популярность идея, что религия возникла из свойственной человеку веры в сверхъестественное. Однако и этот подход не может объяснить происхождение религии. В основе перечисленных подходов лежит не подкрепленное фактами утверждение, что человек первоначально был нерелигиозен. Абсолютно нерелигиозный человек еще никогда
и нигде не был обнаружен, и поэтому нет никакой возможности проследить процесс становления религии. Более того, представители натуралистического направления исходят из предположения, что низшие формы религии обязательно являются более древними и что религия является результатом естественной эволюции. Они забывают, что развитие религиозной жизни не всегда является непрерывным. Кроме того, в их работах очень часто априорно принимается как верное именно то утверждение, которое требуется доказать. Ведь «обманщики-попы», поклонение фетишам и духам, чувство зависимости от высших сил и даже сама идея, что за силами природы стоит Нечто, суть вещи, которые требуют объяснения и сами являются проявлением религии.
2. Точка зрения Священного Писания на происхождение религии. Только особое откровение Бога может осветить нам происхождение религии, только в Боге мы можем найти объяснение ее существования. Для того чтобы объяснить происхождение религии, мы обязаны исходить из предположения, что Бог существует, потому что религия без Бога немыслима. Предположение, что религия не основана на реальном существовании Бога, является обманчивой иллюзией, которая может иметь некоторое прагматическое значение в определенный момент, но обязательно приведет к разочарованию в дальнейшем. Более того, поскольку человек не может самостоятельно открыть и познать Бога, необходимо, чтобы Бог проявил Себя Сам. Без такого самопроявления Бога для человека было бы буквально невозможно войти в религиозные отношения с Ним. Бог действительно явил Себя, и Его самопроявление определило характер поклонения и служения, удовлетворяющий Его. Но даже самопроявление Бога было бы недостаточным для возникновения религиозных отношений, если бы Бог не одарил человека возможностью познавать и отвечать на познанное. Религия заложена в самой природе человека, а не была навязана ему извне. Было бы ошибкой предполагать, что вначале человек существовал без религии, а затем был одарен ею, что она явилась некой «добавкой» извне. Созданный по подобию Бога человек имеет возможность воспринимать и благодарить Бога за Его откровение. В соответствии со своим естественным даром человек ищет единения с Богом, даже идя при этом по ложному пути.
И только благодаря особому откровению Бога и пояснению Святого Духа грешник может в принципе познать Творца и отдать Ему должное.
Вопросы для самопроверки Какие существуют в настоящее время подходы для ответа на вопрос о сущности религии? Каков тот единственно правильный путь, на котором мы можем найти ответ на этот вопрос? Каково происхождение слова «религия»? Как определяется понятие «религии» в Ветхом и Новом Заветах?
Как бы Вы определили религию? Какие существуют ошибочные подходы при определении места религии в человеке? Что является центром религиозной жизни согласно Священному Писанию? Какие подходы существуют для объяснения происхождения религии? Какой подход является единственно правильным?
ОТКРОВЕНИЕ
*****************************************************************
Религиозная идея естественным путем ведет к тому, что называется откровением. Хотя было сделано множество попыток объяснить религию вне понятия откровения, в настоящее время все больше сторонников приобретает мысль, что истоки религии лежат в откровении. И это единственно правильный подход. Если бы Бог не проявил Себя Сам, человек не мог бы познать Его вообще и религия была бы просто невозможна.
А. Откровение. Общие положения. Прежде чем перейти к дискуссии о различных видах откровения, которые Бог дал человеку, необходимо сделать несколько замечаний об откровении вообще.
1. Идея откровения. Бог непостижим. Человек не может познать Бога, поскольку он сокрыт в глубине божественной сущности.
Только Дух самого Бога способен проникать в Его сущность. Для человека невозможно полностью познать Бога, потому что, чтобы познать Его, надо быть больше, чем Сам Бог. Из вопросов Иова следует абсолютная невозможность для человека охватить бесконечность Бога: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов 11:7). Однако человек может познать Бога только в той мере, которая соответствует его потребности. И возможно это только потому,что Богу было угодно открыть Себя. В соответствии со Священным Писанием это значит, что Бог Сам приоткрыл скрывающий Его занавес и явил Себя. Бог неизвестным нам образом передал человеку знание о Себе, тем самым Он дал возможность узнать Его, поклоняться Ему и жить в единении с Ним.
2. Различные проявления идеи откровения. В идее божественного откровения можно выделить различные проявления. В настоящее время принято различать естественное и сверхъестественное откровение, а также общее и специальное. На некоторых деталях, связанных с различными проявлениями идеи откровения, мы бы хотели остановиться подробнее.
Естественное и сверхъестественное откровение. Различия между ними основываются на способе откровения Бога. По самой своей природе откровение нематериально, потому что оно исходит от Бога. Однако имеются отличия в проявлении этих откровений. Естественное откровение проявляется через явления природы, включая самого человека. Это откровение воплощено не в словах, а в явлениях природы, которые говорят за себя сами. С другой стороны, сама природа может рассматриваться как большая книга, которую написал Бог и из которой человеком могут быть познаны Его доброта, Его мудрость, «вечная сила Его и Божество» (Рим. 1:20).
Сверхъестественное откровение есть откровение, в котором Бог проявляет Себя в ходе текущих событий, когда Он (даже если используются естественные события, такие, как сон или устное общение) использует их сверхъестественным образом. Сверхъестественное откровение может быть как словесным, так и событийным. В этом откровении слова объясняют события, а события иллюстрируют слова.
Общее и специальное откровение. В основе отличия между ними лежит природа и объект откровения. Истоки общего откровения лежат в творении и в отношении Бога к человеку. В общем откровении человек рассматривается как создание и носитель образа Бога. Оно нацелено на реализацию той цели, ради которой человек был создан и которая может быть достигнута в том случае, если человек знает Бога и получает наслаждение от единения с Ним. Корни специального откровения лежат в искуплении, оно адресовано человеку-грешнику, моральным и духовным нуждам падшего человека; оно должно помочь ему вернуться обратно к Богу через познание Его искупительной любви, которую Бог явил в Иисусе Христе. Специальное откровение отличается от общего, которое подобно свету нисходит на каждого человека, тем, что оно освещает дорогу людям, ставшим с помощью Святого Духа восприимчивыми к истине.
3. Отрицание Божьего откровения. Сам факт божественного откровения часто в той или иной форме отрицается. Хотя отрицалось как общее, так и специальное откровение, общее откровение становилось объектом такого отрицания чаще.
Отрицание общего откровения. Атеист, который отрицает существование Бога, естественно, полностью отрицает и откровение.Так же поступает и агностик, который не верит, что человек может познать Бога, и говорит о Нем как о великом Непознаваемом. Пантеисты иногда притворяются, будто они верят, что Бог периодически Себя проявляет. И все же идея откровения не может быть составной частью их системы.Пантеисты не признают существования личностного Бога, который способен осмысленно и добровольно проявлять Себя, и даже если они все-таки Его признают, то не могут назвать объекта вне Бога, которому Бог мог бы Себя явить. Для пантеистов Бог и человек — это одно и то же.
Отрицание специального откровения. Деизм XVIII столетия, хотя и признавал общее откровение, отрицал необходимость, возможность и реальность любого специального, сверхъестественного откровения. Он признавал достаточность общего откровения даже для падшего человека и предположение о его недостаточности рассматривал как недоверие мудрости и власти Бога. Эта точка зрения предполагала, что Бог в силу своей естественной мудрости и власти создал мир, отвечающий всем требованиям божественного откровения независимо от каких-либо условий. Под воздействием пантеистического идеализма современная либеральная теология также отрицает специальное откровение Бога.Такой подход низводит Библию до роли части общего откровения, стирает разницу между естественным и сверхъестественным.
Б. Общее откровение.Хотя общее и специальное откровения сосуществуют параллельно, общее откровение пред-
шествовало специальному и поэтому считается первым.
Грех изменил как само откровение, так и восприимчивость человека к нему. Первородный грех человека оставил неизгладимый отпечаток на творении в целом. Элемент порочности вошел в прекрасное создание Бога и замутил, если не совершенно исказил, Его почерк. Природа до сих пор проявляет признаки божественного происхождения, однако сейчас она полна несовершенства и разрушительных сил. Она перестала быть прекрасным откровением Бога, какой была некогда. Более того, ослепленный грехом человек лишился возможности читать божественное письмо природы, оказался во власти ошибок, сопротивля-ется истине и даже подменяет истину ложью ( Рим. 1:18,25; Ефес. 4:18; Кол. 1:13; I Иоан. 2:9,11).
Общее откровение не дает достаточных знаний о Боге и духовности. Из изложенного в предыдущем параграфе видно, что знания о Боге, духовности и вечности, охватываемые общим откровением, оказываются недостаточно определенными, чтобы сформировать достойное доверия основание для построения вечных истин; а человек не может позволить себе строить свои планы на будущее на неопределенности. История науки и философии ясно показывает, что общее откровение не является ни надежным, ни определенным руководством. Одна система истин сменяет другую только для того, чтобы быть отброшенной следующим поколением. «Все имеет свой день и час, все приходит и уходит».
Общее откровение не дает достаточного основания для религии в целом. История религии показывает, и это признается все больше и больше, что нет религий, которые основываются исключительно на естественном откровении. Становится все более и более очевидным, что чисто естественная религия невозможна и не может существовать. Языческие народы и племена всегда обращаются к конкретной форме откровения, которое дается их богами как основа религии.
Общего откровения недостаточно как основы христианской религии. Благодаря общему откровению мы можем получить некоторые знания о доброте, мудрости и силе Бога, но мы не можем научиться познавать Христа, который есть единственный путь к спасению (Матф. 11:27; Иоан. 14:6; 17:3; Деян. 4:12). Общее откровение ничего не говорит о спасительной благодати, прощении и искуплении и поэтому не может вывести грешников из рабства греха в великолепие свободы детей Бога. Оно не является частью искупительного плана, который предначертал Бог для спасения человека. И это главная причина недостаточности общего откровения. Бог хотел спасти грешников и поэтому обогатил людей специальным откровением искупительной благодати Иисуса Христа.
3. Ценность и значение общего откровения. Тот факт,
что после первородного греха в добавление к общему появилось специальное откровение, может легко привести к недооценке первого. Однако мы всегда должны помнить, что первоначальное общее откровение остается чрезвычайно важным.
Единение с языческим миром. Общее откровение, включающее сверхъестественные элементы, которые передавались от поколения к поколению и при этом настолько изменялись, что их трудно было потом узнать, сформировало основу для языческих религий. Именно поэтому язычники чувствуют себя отпрысками Бога (Деян. 17:28); ищут Бога и могут Его найти (Деян. 17:27); видят в природе вечную силу и божественность (Рим. 1:19,20); по природе законное делают (Рим. 2:14). Хотя они живут в темноте невежества и греха, извращая истину и превращая ее в ложь, служат богам, которые не являются богами, а являются лишь ложью и суетностью, тем не менее они также получают свою долю от Слова Божьего и действия святого Духа (Быт. 6:3; Иов 32:8; Иоан 1:9; Рим. 2:14,15; Деян.
14:16,17; 17:22—30). И вследствие этого их религии, хотя и описаны они в Библии как ложные, также содержат элементы истины, дающие почву для обращения ко Христу под воздействием проповеди христианских миссионеров.
Связь с христианской религией. Когда Бог дал свое специальное откровение, он не просто сделал его независимым от первичного откровения, но ввел в него истины, составляющие часть общего откровения, исправил искажения и растолковал для людей. Поэтому христиане читают теперь общее откровение глазами, наполненными верой и светом Слова Божьего, что позволяет им видеть руку Господа Бога в природе и в истории. Христианин видит Бога во всем сущем и, таким образом, приходит к правильной оценке окружающего мира. Но если специальное откровение способствует получению правильной оценки общего откровения, то также естественно, что общее откровение способствует правильной оценке специального откровения. Священное Писание может быть полностью понято только через откровение Бога в природе, а откровение Бога в природе проливает свет на Священное Писание. Более того, общее откровение предлагает христианам и нехристианам почву, на которой они могут встречаться и спорить. Свет слова Божьего, который освещает каждого человека, является также связью, объединяющей всех. И наконец, благодаря общему откровению Господа Бога специальное откровение оказывается не подвешенным в воздухе, а затрагивает жизнь мира в каждой точке. Оно поддерживает связь между природой и благодатью, между миром и царством Божиим, между естественным и моральным порядком, между созиданием в прошлом и будущем.
В. Специальное откровение. Наряду с общим откровением, которое проявляется в природе и истории, мы имеем специальное откровение, которое воплощено (является составной частью) в Библии. Библия — удивительная книга специального откровения, откровения, в котором слова и факты идут рука об руку, в котором факты интерпретируются словами, а слова конкретизируются фактами.
1. Необходимость специального откровения. Когда грех вошел в мир, общее откровение было искажено, так что послание Бога, выраженное в природе и даже в самом человеке, стало значительно менее ясным, чем оно было в утро творения. Более того, человек стал подвержен действию сил тьмы и невежества,ошибок и неверия и в своей слепоте и извращенности теперь не может правильно читать даже оставшиеся знаки первоначального откровения. Человек стал даже получать удовольствие, заменяя истину, идущую от Бога, ложью. Общее откровение больше не доносит до человека абсолютно надежного знания Бога и духовности, не понимается правильно человеком и не дает возможности восстановить состояние его дружбы с Богом. Поэтому были необходимы специальные божественные действия, чтобы добиться следующих четырех целей: (а) скорректировать и объяснить истины, отобранные из общего откровения; (б) просветить человека так, чтобы он снова мог читать послания Бога в природе; (в) озарить человека откровением об искупляющей любви Бога; (г) изменить духовное состояние человека, освобождая его от власти греха и ведя обратно к жизни в единении с Богом.
2. Средства специального откровения. Средства специ-
ального откровения могут быть сведены к следующим трем видам:
Проявления Бога. Согласно Священному Писанию, Бог не только где-то далеко, но и всегда рядом. В дни Ветхого Завета Он символически обитал среди херувимов (Пс. 79:2; 98:1). Его присутствие проявлялось в пламени и облаках дыма (Быт. 15:17; Исх. 3:2; 19:9,16; 33:9; Пс. 77:14; 98:7); в бурях и грозах (Иов. 38:1; 40:1; Пс. 17:10—16) и в тихом веянии ветра (3 Цар. 19:12). Этими знаками присутствия Бог открывал часть Своего сияющего величия.
Среди тем Ветхого Завета тема «Ангел Господень» занимает особое место. Ангел не был, очевидно, результатом творения. С одной стороны, Он был отделен от Бога (Исх. 23:20—23; Ис. 63:8,9), но, с другой стороны, идентифицировался с Ним (Быт. 16:13; 31:11,13; 32:28). Доминирующим, однако, являлось мнение, что Ангел был вторым лицом в Троице (ср. Мал. 3:1).
Христос, в котором вся полнота Божественности была воплощена телесно, явился олицетворением и высшей точкой проявления величия Бога (Кол. 1:19;2:9). Церковь становится в» Нем храмом Святого Духа (I Кор. 3:16; 6:19; Ефес. 2:21). Более полное единение Бога с человеком наступит, когда новый Иерусалим спустится с небес на землю и шатер Господа Бога раскинется среди людей.
Непосредственное общение. Бог передает человеку свои мысли и волю различными способами. Иногда Он передавал Свое откровение с помощью голоса (Быт. 2:16; 3:8—19; 4:6—15; 9:1,8,12; 32:26; Исх. 19:9; Втор. 5:4,5; I Цар. 3:4). В других случаях Он прибегал к таким средствам, как судьба и урим и туммим (I Цар. 10:20,21; I Пар. 24:5—31; Неем. 11:1; Чис. 27:21; Втор. 33:8). Сон также носил характер откровения (Чис. 12:6; Втор. 13:1—8; I Цар. 28:6; Иоил. 2:28) и был также часто использован в откровениях к неизраильтянам (Быт. 20:3—6; 31:24; 40:5; 41:1—7; Суд. 7:13), Более высокой формой откровения было видение, которое очень часто проявлялось через пророков (Ис. 6; 21:6; Иез. 1—3; 8—11; Дан. 1:17; 2:19; 7—10; Амос. 7—9). Пророки имели видения обычно в бдении и иногда в присутствии других (Иез. 8:1). Чаще, однако, Бог являл Себя пророкам посредством внутреннего видения через духовное откровение. В Новом Завете Христос появляется как высшая истина и, в каком-то смысле, только как пророк. Он передает Свой дух, который является духом откровения и просвещения, всем, кто в Него верит (Марк 13:11; Лук. 12:12; Иоан. 14:17; 15:26; 16:13; 20:22; Деян. 6:10; 8:29). В Нем все, кто принадлежит Ему, имеют помазание Божие и освящены Богом (Деян. 3:20—26).
Чудеса, Согласно Священному Писанию, Бог также являет Себя в чудесах. Именно поэтому чудеса, описанные в Священном Писании, должны стать предметом изучения. Хотя эти чудеса вызывают чувство удивления, они не походят на чудеса языческих шарлатанов. Эти чудеса выше проявлений специфической мощи Бога, знаков его особого присутствия и часто служат для обозначений духовных истин. Как проявление предстоящего царства Господа Бога, они способствуют великому делу искупления. Поэтому чудеса, описанные в Библии, часто предназначены для наказания падших и для помощи людям, идущим к Господу. Они подтверждают слова пророчеств и утверждают новый порядок, который устанавливается Богом. Чудеса Священного Писания достигают своей кульминации в чудесном воплощении Бога в человеческом теле, которое является величайшим чудом мироздания. Во Христе, который есть абсолютное чудо, все возрождается и творение возвращается к своей первозданной красоте (Деян. 3:20—26).
3. Содержание специального откровения. Имеются три момента, которые достойны особого упоминания в связи с содержанием специального откровения Бога.
Откровение искупления. Специальное откровение служит не только для того , чтобы донести до человека некое общее знание о Боге. Оно открывает человеку особый план познания Бога, предназначенный для спасения грешников, примирения Бога и грешников в Иисусе Христе, говорит о пути спасения, открытом Его искупительной деятельностью, о преобразующем и очищающем влиянии Святого Духа и божественных требованиях к тем, кто подчиняет свою жизнь Святому Духу. Это откровение, которое обновляет человека, просветляет его разум, склоняет его к доброму, наполняет его священной любовью, готовит его к Царству Небесному.
Сочетание словесного и событийного. Специальное откровение заключено не только в слове и доктрине и адресовано не только к разуму. Бог открывает Себя не только в законе и пророчествах, Евангелиях и посланиях, но также в истории Израиля, церемониальном поклонении Ветхого Завета, знамениях и чудесах, искупительной жизни Иисуса. Более того, специальное откровение доносит до человека знание пути спасения, преображает жизнь грешников и превращает их в святых.
Историческое откровение. Содержание специального откровения раскрывалось в течение многих веков, оно является, таким образом, историческим и имеет постепенно развивающийся характер. Великая истина об искуплении вначале проступает в неясных очертаниях, однако постепенно расплывчатость снимается и в заключение эта истина во всем своем величии сияет в откровении Нового Завета. Бог постоянно приходит к человеку в своем Божественном проявлении, пророчествах и чудесах, и этот приход достигает своей высшей точки в воплощении Сына Бога и сошествии Святого Духа на церковь.
Вопросы для самопроверки
Что такое божественное откровение? Чем отличается естественное откровение от сверхъестественного? В чем состоит различие между общим и специальным откровением? Где мы встречаемся с отрицанием общего откровения? Кто отрицает реальность специального откровения? Какова природа общего откровения? Почему общее откровение оказывается недостаточным для нынешних нужд человечества? Каково значение общего откровения для языческого мира? Каково значение общего откровения для христианства? Почему возникла необходимость в специальном откровении? Какие средства используются в специальном откровении? Каковы основные отличительные черты специального откровения?
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
**********************************************************
От обсуждения специального откровения мы переходим к обсуждению Священного Писания. Переход этот естествен и легок, поскольку Священное Писание — книга специального откровения Бога. Три момента мы рассмотрим в этой главе: взаимосвязь Священного Писания и специального откровения, вдохновляющую идею Священного Писания и совершенство Священного Писания.
А. Взаимосвязь Священного Писания и специального откровения. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что специальное откровение было воплощено в форму Священного Писания, чтобы таким образом сохранить его для потомства. Бог намеревался сделать Свое откровение постоянно звучащим словом для всех поколений и поэтому должен был оградить его от искажений и фальсификаций. И он сделал это, дав нам абсолютно надежную запись своего откровения, следя за его точностью с величайшей заботой. Конечно, нельзя сказать, что специальное откровение и Священное Писание идентичны во всем. Тем не менее термин «специальное откровение» не всегда используется однозначно: он может использоваться как для обозначения серии божественных откровений, так и самого Священного Писания.
У. Отличие терминов «специальное откровение» и «Священное Писание». Если термин «специальное откровение» используется для обозначения непосредственного откровения Бога, то его нельзя рассматривать как другое название Библии. Это отчетливо вытекает из того, что Библия содержит очень много сведений, которые не были сообщены сверхъестественным путем, но явились результатом чело-веческого опыта, были получены в результате исторических исследований или же были сообщены пророками и апостолами, которые часто получали божественное откровение задолго до того, как они его описывали (Иер. 25:13; 36:2; Иоан. 20:30; 21:25). Поэтому, используя термин «специальное откровение» в этом узком смысле, мы не можем утверждать, что Библия есть Слово Божие; мы можем лишь говорить, что Слово Божие содержится в Библии. Хотелось бы, однако, отметить, что это не утверждает различие между Словом Божиим как откровением и его записью человеком и не дает оснований для необоснованных утверждений, что Библия не является Словом Божиим, но содержит его. Термины «Слово Божие» и «специальное откровение» используются также как термины, идентичные Священному Писанию.
2. Идентичность терминов «специальное откровение» и «Священное Писание». При правильном его определении в истории термин «специальное откровение» может быть также применен к целому ряду искупительных истин и событий из Священного Писания, гарантия божественности и достоверности которых в том, что вся Библия есть непогрешимое откровение Святого Духа. В этом смысле вся Библия от Бытия до Откровения, и только это, является для нас специальным откровением Бога. Если термин «специальное откровение» понимать в таком смысле, то будет справедливым утверждение, что Библия не только содержит, но и является Словом Божиим. Значимость Священного Писания в том, что оно является книгой откровения. Эта книга не просто повествование о том, что было многие годы назад, но и постоянно присутствующее обращение Бога к человеку. Откровение продолжает жить в Священном Писании и приносит теперь так же, как и тогда, когда оно создавалось, свет, жизнь и благочестие.
Б. Вдохновляющая идея Библии. Благодаря вдохновляющей божественной идее Библия есть и всегда будет оставаться Словом Божиим для всех поколений. Все Священное Писание является посланием вдохновляющей идеи Бога. Это делает его для человечества безошибочным ру-ководством в вере и практической деятельности. Поскольку эта вдохновляющая идея часто отрицается или неправильно интерпретируется, то на нее необходимо обратить особое внимание.
1. Священное Писание является проявлением вдохновляющей идеи. Доктрина вдохновляющей идеи, так же, как и любая другая доктрина, имеет свои истоки в Священном Писании. В Библии многократно подтверждаются библейские истоки вдохновляющей идеи и поддерживается строгое представление о вдохновляющей идее, так что даже рационалисты вынуждены с этим согласиться. Создатели Ветхого Завета постоянно ощущали руководство Господа Бога в том, что они должны писать (Исх. 17:14; 34:27; Чис. 33:2; Ис. 8:1; 30:8; Иер. 25:13; 30:2; Иез. 24:1; Дан. 12:4; Евр. 2:2). Пророки отдавали себе отчет в необходимости донести божественное послание и вводили его в текст одним из таких выражений: «И было ко мне слово Господне», «Но Господь сказал мне», «Так говорит Господь» и т.д. Эти выражения обычно относятся к устной речи, но часто используются и в письменной (Иер. 36:27,32; Иез., главы 26, 27, 31, 32, 39). Исайя даже говорит о записанном им пророчестве как о книге Иеговы (Ис.34:16). Создатели Нового Завета часто цитируют отрывки из Ветхого Завета как слова Бога или Святого Духа (Матф. 15:4; Евр. 1:5; 3:7; 4:3; 5:6; 7:21 и др.). Павел говорит о своих собственных словах, как о словах, которым его научил Святой Дух
(I Кор. 2:13), и подчеркивает, что Христос говорит через него (II Кор. 13:3). Его послание к Фессалоникийцам является словом Божиим (I Фес. 2:13). И в заключение он говорит в классическом пассаже о вдохновляющей идее: «Все Писание (имея в виду священные писания Ветхого Завета, о которых он говорил ранее) богодухновенно и полезно для обучения, для исправления, для наставления в праведности» (II Тим. 3:16).
2. Природа вдохновляющей идеи. При обсуждении природы вдохновляющей идеи внимание прежде всего должно быть уделено двум неправильным точкам зрения.
Механистический подход к вдохновляющей идее. Процесс вдохновения очень часто рассматривается механистически. Он представляется так, будто Бог просто продиктовал создателям книги то, что они должны были включить в свои писания. Таким образом, создатели книги являются просто писцами, которые записывают мысли Святого Духа его же словами, их интеллект не влияет на содержание и форму Писания, и даже стиль Священного Писания является стилем Святого Духа. Дальнейшие исследования, однако, показали, что такая позиция совершенно несостоятельна. Из Священного Писания видно, что его создатели были не просто пассивными писцами книг, но были их подлинными авторами. В некоторых случаях они представляют результаты своих исторических исследований и ссылаются на это (Лук. 1:1—4), а иногда указывают источники своих исследований, как это, например, сделано в I — IV книгах Царств, I и II книгах Паралипоменон. В других случаях они записывают свои собственные наблюдения, как, например, в псалмах, книгах пророков, Деяниях и посланиях. Более того каждый из них пишет в своем собственном индивидуальном стиле. Стиль Исайи не похож на стиль Иезекииля, также не похож стиль Павла на стиль
Иоанна. Функциональный подход к вдохновляющей идее. В противоположность механистической концепции в XVIII и XIX веках была выдвинута функциональная концепция вдохновляющей идеи. Эта концепция отвергает идею воздействия Святого Духа на написание Библии. Она подменяет индивидуальное вдохновение авторов идеей общего вдохновения, которое, будучи их постоянным состоянием, соответственно преломлялось в их писаниях. Такое вдохновение существенно не отличается от духовного просветления верующих в целом. Вдохновляющая идея проходит через все Писание, хотя и не всегда в одинаковой мере: исторические книги Библии проникнуты ею меньше, чем догматические. Таким образом, эта концепция, хотя и отдает должное правдивости библейских писаний, все же допускает возможность ошибок, особенно в исторических книгах, что, конечно же, является несправедливым по отношению к библейским данным о вдохновляющей идее. Функциональный подход неверен, он отнимает у Библии ее сверхъестественный характер, низводит ее до уровня общего откровения, разрушает ее непогрешимость.
Естественный подход к вдохновляющей идее. Концепция вдохновляющей идеи, которая принята сейчас в реформатских кругах, обычно определяется как естественный подход, хотя некоторые определяют ее как функциональный. Термин «естественный» служит для того, чтобы подчеркнуть, что Бог не использовал создателей Писания механически, т.е. как писцов, но воздействовал на них естественным образом, в гармонии с законами их собственного существования. Он использовал их такими, какими они были: с их характерами и темпераментом, их способностями и талантом, их образованием и культурой, их словарем и стилем, освещая их разум, подсказывая, что писать, подавляя воздействие греха на их литературную деятельность и направляя их в выборе слов для передачи мыслей. Эта точка зрения находится в наибольшей гармонии со Священным Писанием. Она представляет создателей Писания не как переписчиков, но как подлинных авторов, которые, записывая дословно откровения Бога, в большинстве случаев преломляли их через призму своих собственных исторических исследований или представлений о грехе и прощении, радости и печали, опасностях и избавлении. Естественный подход позволяет понять индивидуальность отдельных книг Библии, поскольку каждый автор имел свой собственный стиль , который, как и время, в которое жил автор, накладывал отпечаток на его творение.
3. Сфера влияния вдохновляющей идеи. Существует много различных мнений не только о природе вдохновляющей идеи, но также о сфере ее влияния.
Некоторые признают влияние вдохновляющей идеи только на мысли, но не на слова. Многие отрицают воздействие вдохновляющей идеи на Священное Писание вообще. Другие, однако, не согласны с таким полным отрицанием; они считают, что сторонники такого подхода должны все-таки признать влияние вдохновляющей идеи на мысли, но не на слова. Мысли, говорят они, были инспирированы Богом, а их словесное оформление зависело от выбора автора. Однако такая точка зрения является не очень правдоподобной. Мысли не могут быть отделены от слов. Например, доктор Орр пишет: «Мысль по необходимости принимает такую форму, которая может быть выражена в словах. Если вдохновение существует вообще, оно должно охватывать как слова, так и мысли, формировать выражения и делать используемый язык живой средой для идеи, которая должна быть донесена».
Другие придерживаются мнения, что вдохновляющая идея принадлежит только отдельным частям Священного Писания. Под влиянием рационализма XVIII века некоторые необоснованные подходы к оценке роли вдохновляющей идеи были восприняты. Стало довольно распространенным отрицание влияния вдохновляющей идеи на исторические книги Библии и ограничение ее роли влиянием только на догматические книги. И даже влияние вдохновляющей идеи на догматические книги, которое вначале рассматривалось как сверхъестественное, было, в конце концов, сведено к чисто естественному процессу духовного просвещения. Это превращало авторов в заслуживающие доверия источники в области моральных и духовных ценностей, но не давало гарантии против исторических, хронологических и научных ошибок. В лагере сторонников такого подхода не имеется согласия о границах сферы влияния вдохновляющей идеи. Одни ограничивают ее влияние только догматическими проблемами, другие — Новым Заветом, третьи — словами Христа и, наконец, четвертые придерживаются взгляда, что только Нагорная проповедь была осенена вдохновляющей идеей. В результате возникает ситуация, когда , по сути, каждый определяет для себя, какая часть Священного Писания осенена вдохновляющей идеей и какая нет. В тот момент, когда человек принимает такую точку зрения, он, по существу, теряет Библию.
Согласно Священному Писанию, вдохновляющей идеей проникнута каждая часть Библии. Иисус и его апостолы говорят о каждой части Ветхого Завета как о «Писании» или «Писаниях» и часто обращаются к ним как таковым для обоснования достоверности своего учения. Для них обращение к Писанию равносильно обращению к Богу. Обращение к Писанию разрешает все противоречия. Кроме того, как мы уже видели ранее, некоторые авторы Нового Завета многократно цитируют слова Ветхого Завета как слова Бога или Святого Духа. Это очень хорошо видно на примере послания к Евреям. Более того, Петр ставит послания Павла в один ряд с писаниями Ветхого Завета. И наконец, Новый Завет содержит цитаты из двадцати пяти книг Ветхого Завета. Все эти книги рассматриваются как «Писания», хотя некоторые цитаты взяты из исторических книг. Мы не можем делить Писание на две части, одну божественную, а другую человеческую. Это так же невозможно, как невозможно сказать, где в Писании кончается человеческое начало и начинается божественное или же наоборот. Это так же невозможно, как невозможно определить, где у человека кончается тело и начинается душа. Эти два начала взаимно проникают друг в друга, и в результате Библия предстает перед нами в своей целостности — с одной стороны, как создание человека, а с другой — как творение Бога.
Вдохновляющая идея охватывает каждое слово Писания. Библия является словесным выражением вдохновляющей идеи. Особо следует отметить, что это не значит, будто вдохновляющая идея механически совмещена с Библией, хотя оппоненты часто настаивают на идентичности этих понятий. Доктрина о словесном вдохновении не предполагает, что Бог диктовал слова Библии, она лишь утверждает, что Бог руководил авторами библейских книг в выборе слов и выражений, удерживая их от ошибок. Однако Он не запрещал им пользоваться их собственным словарем и не подавлял их собственный стиль. Некоторые предпочитают называть такой подход неограниченной вдохновляющей идеей. Этот подход полностью подтверждается Священным Писанием. Во многих случаях Господь говорил Моисею и Иисусу точно, что писать (Исх. 3 и 4; 6:2; 7:1;
12:1; Лев. 4:1; 6:1,24; 7:22,28; Иис. Нав. 1:1; 4:1; 6:1 и др.). Проповедники утверждают, что Иегова вкладывал Свои слова в их уста (Иер. 1:9) и направлял их передавать Его слова людям (Иез. 3:4,10, 11). Павел говорит о своих словах, как о словах, которым его обучил Святой Дух (I Кор. 2:13). Павел, как и Иисус, иногда обосновывает свои аргументы, используя единственное слово (Матф. 22:43—45; Иоан. 10:35; Гал. 3:16).
В. Совершенство Писания. Реформаты считали необходимым развить доктрину Священного Писания с тем, чтобы исправить ошибки римской католической церкви. Особенно ими выделялись следующие пункты:
1. Божественный авторитет Священного Писания.
Римская церковь, как и реформаты, приписывает божественный авторитет Священному Писанию, однако она вкладывает в эти слова другой смысл. Римская церковь настаивает на утверждении, что Библия не имеет авторитета сама по себе, ее авторитет существует благодаря церкви. В противоположность точке зрения Рима, реформаты подчеркивают, что Писание имеет самодовлеющий авторитет, в основе которого лежит вдохновляющая идея Святого Духа. Библии необходимо верить именно потому, что она есть вдохновенное Слово Божие, и ее авторитет основан на этом. Эта точка зрения о высшем авторитете Священного Писания была господствующей в среде реформатских церквей до тех пор, пока холодные ветры рационализма, пронесшиеся по всей Европе, не возвели на трон в качестве арбитра истины разум. Под влиянием рационализма многие стали ставить Библию в один ряд с другими книгами и отрицать ее божественный авторитет. Однако очень важно, чтобы ее авторитет поддерживался верующими. Писание имеет прежде всего исторический авторитет, так как представляет собой абсолютн. — о правдивую и надежную летопись и все, что в ней, как в таковой, содержится, должно пользоваться доверием. Кроме того, Писание имеет и нормативный авторитет как свод правил жизни и поведения и поэтому требует абсолютного выполнения.
2. Необходимость Писания. Хотя католическая церковь признает важность и полезность Писания, она все-таки не рассматривает его как абсолютно необходимое. С точки зрения римско-католической церкви, Писание нуждается в Церкви больше, чем Церковь в Писании. Некоторые мистические секты, такие, например, как монтанисты, анабаптисты, либертинцы из Женевы, также отрицали необходимость Писания и наибольшее значение приписывали «внутреннему свету» — слову Святого Духа, которое проявляется в сердцах верующих. Реформаты также присоединились к ним на этой платформе. Они допускали, что Бог, возможно, мог обойтись без использования письменного Слова, но защищали уже существующее Слово, так как благодаря божественной милости оно является семенем Церкви. С этой точки зрения, Писание необходимо человечеству, пока оно существует.
3. Ясность и четкость Писания. По мнению римской католической церкви, Библия не является абсолютно ясной, и поэтому необходима ее интерпретация даже в вопросах веры и конкретной практики, и такая интерпретация должна делаться церковью. В противоположность этому мнению, реформаты подчеркивают ясность и четкость Писания. Поступая так, они не отрицают , что в Библии имеются места, глубину которых не может измерить человеческий разум, и нельзя требовать, чтобы человек мог легко обходиться без комментаторов, и даже вовсе не имеют в виду, что путь спасения так четко изложен в Писании, что каждый может легко понять его, независимо от своего духовного состояния. Они утверждают, что знания, необходимые для спасения, хотя и не абсолютно четко на каждой странице Писания, все-таки передаются человеку через Библию в достаточно простой и доходчивой форме, что любой человек, который настойчиво ищет путь к спасению, может легко получить это знание для себя и ему не нужно зависеть для этого от церкви или священника. Ясность и четкость Библии следует также из Пс. 20:8,9;
118:105,130 и из I Кор. 2:15; 10:15; I Иоан. 2:20. Ясно, что человек с духовным началом способен рассудить и понять ее.
4. Достаточность Писания. Ни римская церковь, ни анабаптисты не считают, что Библия является полным откровением Бога. Анабаптисты не придерживаются высокого мнения о Писании и утверждают абсолютную необходимость внутреннего света и всех видов специальных откровений. Римская католическая церковь считает, что традиция устного общения является необходимым дополнением к письменному Слову. Согласно трактовке католи-нением к письменному Слову. Согласно трактовке католической церкви, эта традиция воплощает в себе истины, которые апостолы проповедовали, но не предавали письму и которые затем постоянно передавались церковью из поколения в поколение. Эти истины содержатся в постановлениях церковных советов, в писаниях святых отцов, посланиях папы, в словах и обычаях священной литургии. Реформаты придерживаются мнения об абсолютной достаточности и полноте Священного Писания. Это вовсе не значит, будто все, что было сказано или написано пророками, Христом или апостолами, содержится в Писании, но Писания достаточно для моральных и духовных потребностей каждого отдельного человека и Церкви. Реформаты исключают мысль, что наряду с Писанием может существовать ненаписанное Слово Божие равного или высшего авторитета.
Вопросы для самопроверки
Какая существует связь между специальным откровением и Писанием? Какие различные значения имеет термин «специальное откровение»? Корректно ли сказать, что специальное откровение и Писание идентичны? Какие Вы знаете библейские доказательства вдохновляющей идеи Библии? В чем суть механистического подхода к вдохновляющей идее и какие возражения он вызывает? Что значит функциональный подход к вдохновляющей идее? Почему этот подход неприменим к Писанию? Как бы Вы описали естественный подход к вдохновляющей идее? Какие преимущества имеет этот подход? Что бы Вы сказали по поводу теории, согласно которой вдохновляющей идеей были осенены мысли, а не слова Писания? Какие имеются возражения по поводу понятия «частичная вдохновляющая идея»? Как бы Вы доказали, что вдохновляющей идеей пронизана каждая часть Писания и каждое ее слово? Какова природа авторитета Писания? В каком смысле Писания необходимы, ясны и достаточны? Какова позиция римской цер-
кви по перечисленным вопросам? Какова позиция реформатов? Может ли существовать ненаписанное Слово Божие, имеющее равный авторитет со Священным Писанием? Каково отношение римской католической церкви к постановлениям церковных советов, писаниям святых отцов, посланиям папы и т. п.? Что об этом думают протестантские церкви?
Этот материал еще не обсуждался.