05.07.2008
Скачать в других форматах:

Луис Беркхоф

Христианская доктрина

ДОКТРИНА ОБ ИСКУПЛЕНИИ

 

«Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Ефес. 2:8—9

«...Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю...»

Ис. 1:18

«И будет Господь вождем твоим всегда...»

Ис. 58:11

 

 

ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХ А

 

Предыдущие разделы были посвящены обсуждению личности Христа и деяний, которые открыли грешникам путь к спасению, а всем, кого Христос указал в своем завете, — благодать спасения и вечной жизни в единении с Богом. Это обсуждение естественно затрагивает вопрос о способе, каким искупительная работа Христа проникает в сердца и жизнь грешников с помощью Святого Духа. Ниже мы кратко рассмотрим общие способы воздействия Святого Духа.

А. Общие способы воздействия Святого Духа в природе. Очень важно рассмотреть специальное воздействие Святого Духа в работе по искуплению на фоне Его общего воздействия на природу и человеческую жизнь. Между специальным и общим воздействиями Святого Духа имеются как сходство, так и весьма существенные отличия. Ведь в природе Святой Дух дает рождение всем формам жизни — органической, интеллектуальной и нравственной, поддерживает ее на фоне всевозможных изменений и направляет по предначертанному пути. То же самое Он делает, когда речь идет о милости Божией или искуплении. Он дает зарождение новой жизни в Иисусе Христе, поддерживает ее, оплодотворяет ее для добрых дел и ведет по предначертанному пути. Но между ними есть и существенное различие. Общее воздействие Святого Духа относится к установленному в природе порядку и жизни человека, поскольку корни этого порядка лежат в творении. Специальное воздействие относится только к избранным и вводит новый порядок вещей, который находит объяснение не в акте творения, а в милости Божией, проявленной нам через Иисуса Христа. Однако без общего воздействия Святого

Духа не было бы объекта для Его специального воздействия.

Б. Общая благодать. Среди различных аспектов воздействия Святого Духа общая благодать заслуживает специального рассмотрения.

1. Описание общей благодати. Разграничение между общей и специальной благодатью не относится к благодати как атрибуту Бога, а относится к милостивым деяниям Бога и последствиям этих деяний для природы и жизни человека. Когда мы говорим об общей благодати, мы имеем в виду: (а) общее воздействие Святого Духа, при помощи которого Он, без обновления сердца, оказывает такое нравственное влияние на человека, что грех становится невозможным, поддерживается порядок в общественной жизни и гражданская праведность, (б) общие милости, которые Бог дает без какой-либо дискриминации всем людям в том объеме, который, по Его мнению, необходим. Арминианцы считают, что общая благодать дает возможность человеку сотворить определенное количество духовного добра и обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, побуждает его принять Иисуса Христа верой и выполнить Его замысел, если только сам человек не будет этому противодействовать. Но такое понимание благодати не соответствует Библии. Общая благодать не дает возможности грешнику творить духовное добро или обратиться к Богу в вере и раскаянии, ее недостаточно, чтобы человек преодолел свою развращенность, пошел по пути духовного возрождения. Выделим основные черты, которыми отличаются общая и специальная благодать: (а) общая благодать, в отличие от специальной, не воздействует непосредственно на сердце; (б) общая благодать действует на человека через его рациональное и нравственное начало, апеллирует к его естественным потребностям, делает людей восприимчивыми к правде и укрепляет их волю, тогда как специальная благодать воздействует на духовное и творческое начало человека, помогая обновлению всей его духовной сущности, и (в) природа общей благодати такова, что человек обычно сопротивляется ее воздействию, тогда как специальную благодать он принимает без всякого сопротивления и с удовольствием.

2. Общая благодать и искупительное служение Христа.

Своим искуплением Христос заслужил специальную благодать. Заслужил ли Он своей страдальческой смертью общее благословение божественной благодати для всех людей, в том числе для нераскаявшихся и нечестивых? И если Он этого не заслужил, то где же законное основание той милости, которую Бог может оказывать людям, не имеющим отношения к праведности Христа? Однако вполне возможно, что никаких оснований для этого и не требуется, так как (а) общая милость не снимает вину за грех и поэтому не может его прощать; (б) общая милость не снимает приговор проклятья, а лишь откладывает на время его исполнение. Возможно, божественного решения отложить проявление гнева Господня по отношению к греху вполне достаточно, чтобы понять происхождение милостей общей благодати. Тем не менее вполне вероятно, что эти милости каким-то образом связаны со смертью Христа. Это вовсе не значит, что Христос заслужил эти милости для нераскаявшихся и нечестивых. Сии милости принадлежат всему роду человеческому от момента смерти Христа, а грешники и нечестивые лишь получают свою долю. Эти общие милости, возникшие вследствие искупительной деятельности Христа , были не только предвидимы Богом, но и предначертаны Им для всего человечества.

3. Пути воздействия общей благодати. Имеется несколько путей, по которым может воздействовать общая благодатьратко рассмотрим каждый из них.

Свет божественного откровения. Свет божественного откровения является основным путем воздействия божественной благодати, потому что без него все другие пути были бы невозможны и неэффективны. Мы знаем, что свет общего божественного откровения в природе освещает каждого человека и руководит его совестью. В более строгом смысле можно сказать, что общая благодать взаимодействует со светом специального божественного откровения.

Установление ограничений. Наша бельгийская конфессия учит, что Бог установил преграды и создал заслон от дурных наклонностей и распущенности людей с тем, чтобы способствовать порядку и благопристойности.

Общественное мнение. Свет Божий, сияющий в природе, особенно если он усилен светом специального откровения, приводит к формированию такого общественного мнения, которое находится в гармонии с законом Божиим. И это имеет огромное влияние на поведение людей, очень чувствительных к общественному мнению.

Божественное наказание и награды. Бог карает неправедность и несправедливость людей даже в этой жизни и награждает деяния, которые находятся во внешнем согласии с законом. Наказания имеют сдерживающий характер, а награды — побуждающую силу. Таким образом, нравственная стойкость и доброта всегда поощряемы.

4. Результаты воздействия общей благодати.

Отсроченный приговор. Именно благодаря общей благодати Бог не только отсрочил исполнение приговора о смерти грешнику и воздерживается от этого сейчас, но и поддерживает жизнь человека, давая ему время для раскаяния и возрождения к праведной жизни.

Сдерживание греха. Через воздействие общей благодати грех сдерживается как в жизни отдельного человека, так и всего человеческого общества. Порочность, вошедшая в жизнь рода человеческого, осуждается благодаря общей благодати, и ей не дозволяется закончить свою разрушительную работу.

Смысл истины, нравственности и религии. Благодаря общей милости человек имеет определенное представление о правде, добре, прекрасном, способен оценить их и выявить в себе желание поиска истины, нравственности и даже в некоторой степени религии.

Гражданская праведность. Общая благодать дает человеку возможность придерживаться тех норм, которые обычно называются гражданской праведностью или естественной добропорядочностью, действовать в гармонии с законом Божиим, хотя обычно все это достаточно далеко от подлинной духовной праведности.

Милости природы. Общая благодать делает для человека доступными все милости природы, которые он получает в этой жизни. Хотя он и потерял право на все, он тем не менее получает ежедневно огромное количество свидетельств доброты Божией.

5. Библейские доказательства общей благодати. Некоторые места в Библии отмечают борьбу Духа Божия за людей, которая, однако, не приводит к раскаянию и поэтому, в конечном счете, прекращается (Быт. 6:3; Ис. 63:10; Деян. 7:51; I Цар. 16:14; Евр. 6:4—6; Пс. 80:12; Рим. 1:24,26,28). Другие места указывают на ограничения и заслоны греху, которые ставит Бог (Быт. 20:6; 31:7; Иов. 1:12; 2:6; IV Цар. 19:27,28; Рим. 13:1—4); сообщают о нераскаявшихся людях, делающих тем не менее добрые и правые дела (IV Цар. 10:29,30; 12:2; 14:3; Лук. 6:33; Рим. 2:14). И наконец, в некоторых местах отмечаются незаслуженные милости, которые ниспосылал Бог на всех людей без какого-либо различия (Быт. 17:20; 39:5; Пс. 14:9,15,16; Матф. 5:44,45; Лук. 6:35, 36; Деян. 14:16,17; I Тим. 4:10).

Вопросы для самопроверки

Какова связь этого раздела с предыдущим? В чем сущность общих деяний Духа Святого в природе? Как соотносятся специальные деяния Духа Святого с общими? Что такое общая благодать? Чем отличаются наши взгляды на общую благодать от взглядов арминианцев? Чем отличается общая благодать от специальной? Как связано воздействие общей благодати со смертью Христа, и если эта связь существует, то в чем ее смысл? Каковы пути воздействия общей благодати? Каковы последствия воздействия общей благодати? Какие доказательства из Библии Вы можете привести относительно общей благодати?

 

 

ГЛАС БОЖИЙ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

А. Общие замечания о плане спасения. Рассмотрение плана спасения, а именно плана, в котором Святой Дух доносит работу по искуплению в сердца и жизни людей, начнем с обсуждения гласа Божия и возрождения. Это значит, что в качестве исходной точки нашего рассмотрения мы выбираем те искупительные деяния Бога, в которых человек не является участвующей стороной и в которых искупление очень отчетливо выступает как деяние Божие. Тем самым мы признаем, что Бог, а не человек является началом искупительного процесса, что спасение является целиком результатом божественной благодати, что в этом процессе мы становимся участниками только благодаря союзу с Иисусом Христом, с которым мы неразрывно связаны через процесс возрождения. Арминианцы, лютеране и некоторые другие в качестве отправной точки выбирают деяния человека и начинают свое рассмотрение плана спасения с обсуждения роли спасительной веры, которая рассматривается ими как деяние человека, посредством которого Он вбирает в себя благодать спасения, приобретенную Христом. Они совершенно не учитывают, что искупление реализуется посредством Святого Духа, а считают, что оно просто принимается человеком. Таким образом, принятие искупления становится актом человеческой веры. Более того, они считают, что возрождение человека также является актом человеческой веры. Этот подход, безусловно, является следствием концепции о свободной воле человека.

Мы же считаем, что автором плана нашего спасения является Бог и Он же является первопричиной каждого акта искупления, хотя мы, безусловно, учитываем, что после возрождения человек принимает благодать спасения через веру и сотрудничает со Святым Духом в некоторых актах искупления, например, таких, как обращение и очищение от грехов.

Б. Глас Божий. Когда мы говорим о гласе Божием вообще, мы имеем в виду то милостивое деяние Бога, посредством которого Он предлагает грешникам принять спасение через Иисуса Христа. Глас Божий является деянием триединого Бога, и поэтому он приписывается Отцу

(I Кор. 1:9; I Фес. 2:12; I Петр. 5:10); Сыну (Матф. 11:28; Лук. 5:32; Иоан. 7:37; Рим. 1:6 (англ. пер. Библии 1611 г.)*) и Святому Духу (Матф. 10:20; Иоан. 15:26; Деян. 5:31,32). Этот зов может быть как внешним, так и внутренним. Но в обоих случаях это зов Бога, в обоих случаях это действие Святого Духа и в обоих случаях Слово Божие имеет конкретное назначение. Однако есть очень важные отличия между внешним зовом и внутренним; внешний зов приходит ко всем тем, кто слышит Слово Божие, тогда как внутренний зов приходит только к избранным. Внешний зов Бога без специальных действий Духа Святого воздействует только на физическую форму жизни, тогда как внутренний зов воздействует на внутреннюю или духовную жизнь. Однако именно внешний зов Бога направлен на наше спасение.

1. Внешний зов Бога. О внешнем зове Бога в Библии сказано достаточно много (Матф. 28:19; Марк. 16:15); в местах, в которых говорится о непришедших по предназначению (Матф. 22:2—14; Лук. 14:16—24); в ссылках на неприятие Евангелия (Иоан. 3:36; Деян. 13:16;11 Фес. 1:8) и наконец, в местах, касающихся страшного греха неверия

(Матф. 10:15; 11:21—24; Иоан. 5:40; 16:8,9; I Иоан. 5:10).

Внешний зов Бога состоит в предложении грешникам спасения во Христе вместе с настойчивым увещеванием принять Христа через веру, с тем, чтобы получить прощение грехов и вечную жизнь.

Его элементы. Из данного определения следует, что внешний зов имеет три составляющие: (1) представление фактов и идей из Евангелия. Путь искупления, открытый Иисусом Христом, должен быть изложен ясно во всех своих

* Так же и в русском синодальном переводе.

аспектах; (2) предложение принять Христа через веру и раскаяние. Предложение пути спасения должно быть дополнено приглашением и даже командой раскаяться и поверить (Иоан. 6:28,29; Деян. 19:4; II Кор. 5:11); (3) обещание прощения и спасения. Обещание прощения никогда не бывает абсолютным. Оно всегда обусловлено. Никто не может ожидать его исполнения иначе, чем через путь истинной веры и раскаяния.

Характеристики. Внешний зов имеет две характеристики: (1) общность или универсальность. Это вовсе не означает, что он достигает или уже достиг ранее всех людей, а лишь то, что направлен на всех, кто читает или слышит Евангелие, без ограничения возраста, без учета национальных и/или классовых различий. Он приходит к праведным и грешным, избранным и нечестивым. Общий характер внешнего зова Божия раскрывается в следующих местах: Иоил. 2:32; Пс. 85:5; Ис. 55:1; Матф. 11:28; Откр. 22:17. То, что общий зов не ограничен избранными, следует из Прит. 1:24—26; Иез. 3:19; Матф. 22:2—8,14; Лук. 14:16—24;

(2) надежность. Когда Бог призывает грешника через Евангелие, Он искренне желает, чтобы грешник принял предложение поверить в Иисуса Христа, и обещает тем, кто раскается и поверит, вечную жизнь. И это обещание надежно, потому что оно следует из самой природы Бога, Его праведности и верности (Чис. 23:19; Пс. 80:9—13; Прит. 1:24; Ис. 71:18—20; Иез. 18:23,32; 33:11; Матф. 21:37; II Тим. 2:13).

Его значение. Во внешнем зове Бог выражает Свои требования к грешнику. Он имеет право на служение человека, оно сохранилось, несмотря на падение, и Бог утверждает это право через закон и Евангелие. Человек обязан принять этот зов Евангелия, чтобы не нарушить требования Божий и еще больше не усугубить свою вину. Посредством этого зова Бог также отбирает избранных среди всех народов земли (Рим. 10:14—17). Более того, он является проявлением Божией доброты, сострадания и святости. Благодаря Своей святости Бог повсюду ограждает грешника от греха, а благодаря Своей доброте и состраданию Он предупреждает против саморазрушения, откладывает

174 исполнение смертного приговора и предлагает спасение. Этот зов является благодатью для грешников (Пс. 80:9; Прит. 1:24; Иез. 3:18, 19; 18:23,32; 33:11; Амос. 8:11; Матф'. 11:20—24; 23:37). И наконец, внешний зов также подчеркивает справедливость гнева Божия на грешников. И если грешники презирают долготерпение Божие, отвергают Его милостивое предложение о спасении, то их испорченность и вина, как и справедливость Божия при отвержении их, становятся совершенно очевидными.

2. Внутренний, или действительный, глас Божий. Хотя мы говорим о внешнем и внутреннем гласе Божием, в действительности глас Божий один. Благодаря воздействию Святого Духа внешний глас Божий становится действенным через Его внутренний глас. Хотя из этого следует что внешний и внутренний глас представляют одно целое, нельзя, как считают лютеране, утверждать, что внутренний глас всегда сопровождает проповедь Слова Божия. Это лишь значит, что внутренний глас всегда опосредован словесной проповедью. Слово, которое приходит к нам от внешнего гласа, становится более действенным в сердце грешника во внутреннем гласе благодаря воздействию Святого Духа. Внутренний глас имеет ряд отличительных признаков: (а)

это глас Слова Божия, направленный на спасение грешника через посредство Святого Духа (I Кор. 1:23,24); (б) это очень мощный глас, потому что он приводит к спасению (Деян. 13:48; I Кор. 1:23,24); (в) это глас, не несущий в себе сомнения, он никогда не исчезает и не изменяется (Рим. 11:29). Услышавший этот глас будет обязательно спасен. Отметим некоторые особенности внутреннего гласа.

Он воздействует посредством нравственного убеждения. Дух Божий воздействует во внутреннем гласе не давлением, а убеждением. Однако иногда воздействие посредством слова может быть очень активным (Быт. 1:3; Пс. 32:6; 147:14), но в этих случаях слово, о котором идет речь, есть слово силы Божией, а не слово проповеди, обращенной к грешнику. Дух Божий, действуя через проповедь словом, делает это слово убедительным и действенным, так, чтобы человек слышал в этом голосе глас Божий.

Он воздействует на сознание человека. Если слово

проповеди действует только на нравственное и духовное начало человека, то из этого следует, что оно может оказывать влияние только на его сознательную жизнь. Это слово обращено к тем, кого уже просветил Святой Дух, и поэтому оно эффективно воздействует на волю грешников, поворачивая ее к Богу.

Он всегда действует во имя конкретной цели. Внутренний глас всегда направлен на конкретную цель, а именно на спасение, к которому Дух Божий ведет избранных и, следовательно, на некоторые промежуточные цели на этом пути. И этими целями являются: служение Иисусу Христу (I Кор. 1:9), следование к получению благословения (I Петр. 3:9), к свободе (Гал. 5:13), миру (I Кор. 7:15), святости (I Фес. 4:7), надежде (Ефес. 4:4), вечной жизни (I Тим. 6:2), царствию Божию и славе (I Фес. 2:12).

В. Возрождение. Глас Божий и возрождение находятся в неразрывной связи друг с другом.

  • Значение термина «возрождение». Слово «возрождение» не всегда используется в одном и том же смысле. Кальвин употреблял его в очень широком смысле, связывая с этим словом весь процесс обновления человека, включая даже обращение и освящение. Согласно нашей точке зрения, термин «возрождение» обозначает начало обновления человека при его новом рождении плюс обращение. В настоящее время этот термин используется и в более ограниченном смысле, для обозначения божественного акта, посредством которого грешник получает новую духовную жизнь и начинает действовать в этой новой жизни. Термин «возрождение» может быть использован и в еще более узком смысле для обозначения зарождения новой жизни в душе. В этом смысле слово «возрождение» может быть определено как такое действие Бога, посредством которого источник новой жизни помещается в человека, что приводит к обновлению и освящению его души.
  • Природа возрождения. Сущность возрождения сводится к следующему:
  • Оно является фундаментальным изменением. Возрождение заключается в помещении в человека источника новой духовной жизни, в радикальном изменении состояния души, что предполагает: воздействие на всего человека: его интеллект (I Кор. 2:14,15; II Кор. 4:6; Ефес. 1:18; Кол. 3:10), его волю (Филип. 2:13; II Фес. 3:5; Евр. 13:21), его эмоции (Пс. 41:2 ; Матф. 5:4; I Петр. 1:8).

    Оно является мгновенным изменением. Утверждение, что возрождение является мгновенным изменением, подразумевает два обстоятельства: (1) возрождение не является чем-то, что постепенно созревает в душе; нет никаких промежуточных этапов между жизнью и смертью; (2) возрождение не является поэтапным процессом, подобным освящению, оно совершается мгновенно.

    Оно является изменением подсознания. Возрождение является бесспорным деянием Бога, которое никогда не может быть осознано человеком, способным только узреть его результаты. Естественно, что человек может непосредственно осознать возрождение только в том случае, если оно совпадает с обращением.

  • Связь между гласом Божиим и возрождением. Взаимосвязь между гласом Божиим и возрождением можно представить следующим образом. Внешний зов, кроме ситуаций, относящихся к детям, действует совместно со Святым Духом, помогая человеку обрести новую жизнь, что приводит к изменению внутреннего состояния его души. Мы называем это возрождением в ограниченном смысле слова. Это возрождение открывает в сердце человека канал, который позволяет ему услышать глас Божий, воспринять его и повиноваться, что означает переход души человека в новое состояние. Новое состояние души означает для человека новую жизнь, которая начинает проявлять себя как результат этого рождения. И это есть возрождение в широком смысле и символизирует момент перехода возрождения в обращение.
  • Необходимость возрождения. Библия не оставляет никаких сомнений в необходимости возрождения (Иоан. 3:3,5,7; I Кор. 2:14; Гал. 6:15. Сравни также с Иер. 13:23; Рим. 3:11; Ефес. 2:3). Необходимость возрождения вытекает также из грешного статуса человека. Святость или подчинение божественному закону является необходимым условием сохранения божественного благорасположения, сохранения покоя для своей совести, единения с Богом (Евр. 12:14). Однако нынешнее состояние человека очень далеко от того уровня святости, который необходим. Следовательно, радикальное внутреннее изменение человека необходимо для изменения диспенсации его души.
  • 5. Использование Слова Божиего как инструмента для возрождения. Часто возникает вопрос, является ли слово, а именно слово проповеди, тем инструментом, который несет новую жизнь и возрождение в самом строгом смысле этого слова. Поскольку возрождение есть акт созидательной деятельности Бога, а слово Евангелия может воздействовать только в нравственном плане, может показаться, что оно не представляет существенной помощи зарождению новой жизни в человеке. Действительно, слово не может воздействовать на тех, кто до сих пор погружен во грех. Чтобы прибегнуть к его использованию, мы должны были бы прибегнуть к отрицанию духовной смерти человека, хотя это и не подразумевается теми, кто это утверждает. Более того, возрождение происходит в сфере подсознательной жизни, тогда как истина адресует себя к сознанию человека. И наконец, из Библии отчетливо следует, что человек может воспринять истину лишь как результат специальных действий Святого Духа (Деян. 16:14; I Кор. 2:12—15; Ефес.

    1:17—20). Часто говорят, что Иак. 1:18 и I Петр. 1:23 доказывают, что Слово может использоваться как инструмент для возрождения. Но совершенно очевидно, что Иаков говорит о возрождении в более широком смысле, включая новое рождение или же первые проявления новой жизни. То же, по всей вероятности, имеет в виду и Петр. И в этом смысле возрождение несомненно происходит через использование слова.

    6. Возрождение — это исключительно деяние Бога. Бог является автором возрождения. В Писании возрождение представлено как непосредственная работа Святого Духа (Иез. 11:19; Иоан. 1:13; Деян. 14:16; Рим. 9:16; Филип. 2:13). Это значит, что при возрождении действует только Бог без какого-либо соучастия грешника в этой работе. Арминианцы не согласны с этой точкой зрения. Они говорят о совместной деятельности Бога и человека при возрождении. В их оценке духовное возрождение является результатом свободного сотрудничества Бога и человека, в основе которого лежит истина. Строго говоря, они даже считают действия человека первичными по отношению к Богу. Человек, согласно мнению арминианцев, может противостоять воздействию Святого Духа или поддаться ему.

    7. Возрождение при крещении. Согласно трактовке римской католической церкви, возрождение включает не только духовное обновление, но и оправдание или прощение грехов и осуществляется через крещение. Значительное число представителей англиканской церкви согласны в этом с римско-католической церковью. И даже многие лютеране в определенной степени допускают, что при крещении происходит в некотором смысле слова возрождение, хотя другие лютеранские теологи не согласны с тем, что крещение приводит к духовному обновлению. По их мнению, оно служит лишь средством установления новых духовных отношений с церковью. Тем не менее представители всех этих направлений считают, что благодать возрождения может быть впоследствии потеряна.

    Вопросы для самопроверки

    Чем отличается процедура спасения в трактовке реформатской церкви от процедуры спасения по мнению арминианцев и лютеран? Что мы понимаем под словом «глас»? Чем отличаются друг от друга внешний и внутренний глас? Что такое внешний глас? Какие составные части внешнего гласа Вы можете назвать? Какие характерные черты внешнего гласа Вы знаете? Каким целям служит внешний глас? Как соотносятся внутренний и внешний глас? Каковы их отличительные признаки? Как действует внутренний глас? На какую часть личности воздействует внутренний глас? Какую цель преследует внутренний глас? В каких смыслах может использоваться слово «возрождение»? Что такое возрождение в узком смысле слова? Каков характер изменений при возрождении?

    Как соотносятся друг с другом глас Божий и возрождение? Как можно доказать абсолютную необходимость возрождения? Почему маловероятно использование Слова Божия как инструмента возрождения? Следует ли из Иак. 1:18 и I Петр. 1: 23 что-либо другое? Является ли возрождение деянием только Бога или совместным деянием Бога и человека? Кто проповедует возрождение через крещение?

     

     

    ОБРАЩЕНИЕ

     

    **********************************************************

    А. Библейские термины для обозначения обращения. Для обозначения обращения в Библии используются несколько терминов.

  • Термины Ветхого Завета. В Ветхом Завете используется два слова, каждое из которых указывает на специфический элемент обращения. Первое из них nicham означает «раскаяться» и связано с изменением планов и действий. Второе shubh имеет смысл «обратиться» или «возвратиться после долгого отсутствия». У пророков оно обычно обозначало возвращение народа Израиля к Богу. Это очень важный аспект слова «обращение».
  • Термины Нового Завета. В Новом Завете для обозначения обращения используются три слова. Наиболее часто встречается слово metanoeo, metanoia, обозначающее преимущественно «изменение в сознании». Однако это изменение не следует понимать исключительно как интеллектуальное или нравственное. Ум, как и совесть, может перестраиваться (Тит. 1:15), и когда человеческий разум изменяется, то это значит не только то, что человек получает новые знания, но и то, что изменяются весь ход его жизни и нравственные качества. Следующее по важности слово epistrepho, epistrophe означает «вернуться обратно». Это слово подчеркивает, что жизнь меняет свое направление, и, таким образом, указывает на заключительный этап обращения. В то время как первое слово подчеркивает элемент раскаяния, хотя и не всегда до степени, включающей элемент веры, второе всегда содержит оба элемента — как раскаяние, так и веру. Третье слово metamelomai встречается только пять раз и буквально означает «прийти под чью-то опеку, стать чьим-то подопечным». Это слово подчеркивает элемент покаяния, но не всегда означает истинное покаяние, что очевидно из того, что оно используется, когда говорится о раскаянии Иуды (Матф. 27:3). Эмоциональный элемент играет в этом слове ведущую роль.
  • Б. Библейское понимание обращения. Библейское понимание обращения основывается не только на местах, в которых встречаются термины, относящиеся к обращению, но и на многих других, в которых акт обращения рассматривается на убедительных примерах. В Библии не всегда слово «обращение» употребляется в одном и том же смысле.

    Обращение нации. Библия часто упоминает об обращении целых народов, например неоднократном согрешении и обращении народа Израиля в дни судей, об обращении Иудеи, обращении ниневитян (Ион. 3:10).

  • Временное обращение. Библия также говорит об обращении, которое не изменяет сердца, а имеет лишь преходящее значение (Матф. 13:20,21; Деян. 8:9; I Тим. 1:19,20; II Тим. 2:18; 4:10; Евр. 6:4,5). Такое обращение может на короткое время показаться истинным.
  • Истинное обращение. Библия приводит несколько примеров истинного обращения, например обращение Не-емана (IV Цар. 5:15); Манассии (II Пар. 33:12, 13); Закхея (Лук. 19:8,9); человека, рожденного слепым (Иоан. 9:38); самаритянки (Иоан. 4:29,39); евнуха (Деян. 8:30); Корнилия (Деян. 10:44); Павла (Деян. 9:5); Лидии (Деян. 16:14) и т. д. Это обращение является всего лишь внешним выражением возрождения и сопутствующего ему изменения в сознании грешника. Имеются две стороны в таком обращении — активная и пассивная. Активное обращение может рассматриваться как производимое Богом изменение сознательного течения жизни человека. Пассивное обращение рассматривается как результат божественного действия: оно становится видимым при изменении человека и его обращении к Богу. Исходя из этого, обращение может быть определено как такое действие Бога, посредством которого Он побуждает возродившихся обратиться к нему в их сознательной жизни с верой и раскаянием.
  • Повторное обращение. Возрождение как дар новой жизни не может быть, по-видимому, повторено. Также и 182 обращение, в строгом смысле этого слова, повторить невозможно, так как это лишь первоначальное внешнее проявление в сознательной жизни человека, вызванное возрождением. В то же время можно говорить о повторившемся обращении. Деятельность в новой жизни может пострадать из-за мирской суеты, безразличия и неосторожности, а затем она может быть опять возобновлена и не один раз. Библия о таких видах обращения упоминает в Лук. 22:32; Откр. 2:5,16,21,22; 3:3,19.
  • В. Элементы обращения. Из предыдущего очевидно, что обращение состоит из двух элементов, а именно покаяния и веры. Покаяние относится к прошлому, вера — к будущему; покаяние непосредственно связано с освящением, вера, хотя и не прямо, с оправданием. Так как вопрос веры будет обсуждаться в отдельной главе, мы здесь кратко рассмотрим вопрос о покаянии.

    1. Элементы покаяния.. — Покаяние включает три элемента: (а) элемент разума, а именно принятие точки зрения, согласно которой прошлая жизнь оценивается как жизнь во грехе, следует признание собственной вины, осквернен-ности и беспомощности. Это такое осознание греха, о котором говорит Библия (Рим. 3:20); (б) эмоциональный элемент, который связан с изменением чувственного восприятия, чувством сожаления по поводу греха против святого и справедливого Бога. И если это связано с реальным изменением жизни, то это чувство называется печалью ради Бога (II Кор. 7:9,10); (в) волевой элемент, который заключается в изменении цели, внутреннем отвержении греха и стремлении найти прощение и очищение (Деян. 2:38; Рим. 2:4). Волевой элемент является завершающим элементом покаяния.

    2. Концепция покаяния римско-католической церкви.

    Римская церковь полностью свела идею раскаяния к обряду покаяния, или епитимьи. Этот обряд состоит из трех элементов: (а) истинного раскаяния, а именно подлинного сожаления самого человека по поводу содеянного греха. Однако это раскаяние может включать аттрицию (сожаление о содеянном грехе, обусловленное страхом наказания); (б) исповеди, которая в обряде епитимьи представляет ис-поведь священнику, заявляющему, что Бог прощает грех раскаявшегося, хотя фактически объявляет это прощение он сам; (в) искупления, заключающегося в выполнении грешником определенного действия во искупление грехов, которое может включать либо нечто болезненное, либо другое трудное и неприятное задание.

    3. Точка зрения Библии на покаяние. Точка зрения Библии на покаяние отлична от весьма поверхностной точки зрения римско-католической церкви. Библия считает покаяние исключительно внутренним актом, актом личного раскаяния или скорби по поводу греха. Библия не смешивает покаяние с теми изменениями в жизни, которые являются следствием покаяния, рассматривает исповедь и расплату за грех как плоды раскаяния. Более того, Библия считает, что истинное раскаяние неотделимо от истинной веры. Покаяние и вера всегда идут рука об руку и являются лишь различными аспектами изменения, происходящего в человеке.

    Г. Характеристики обращения. Отметим следующие характеристики обращения:

    • не является юридическим актом Бога, подобным оправданию греха. Это скорее нравственный акт, подобный возрождению. Обращение меняет не статус, а лишь состояние человека.
    • не является, подобно возрождению, подсознательным актом. Обращение является актом его сознательной жизни. Можно сказать, что обращение начинается с возрождения в какой-то подсознательной области, но как свершившийся акт оно является составляющей частью сознательной жизни.
    • включает не только отвержение человеком своего прошлого, но и формирование в себе нового человека. Грешник сознательно отвергает прошлую грешную жизнь и посвящает себя единению с Богом.

    •Если мы возьмем слово «обращение» в его специфическом смысле, то оно означает мгновенное изменение, а не процесс, подобный освящению. В этом смысле обращение — это такое изменение, которое может произойти лишь один раз и не может быть повторено. Однако если мы используем слово «обращение» в более широком смысле, то можно говорить, что обращение может быть повторено.

    Д. Творец обращения. Только Бог может быть назван творцом обращения. Это ясно видно из Библии (Деян. 11:18; II Тим. 2:25). Обращение всегда связано с непосредственным присутствием Святого Духа. Новая жизнь в возродившемся человеке не определяется его внутренними силами, а протекает под влиянием освящающего действия Святого Духа (Иоан. 6:44; Филип. 2:13). Конечно, при этом в качестве посредника присутствует и Слово Божие, однако в целом можно сказать, что Бог достигает покаяния посредством закона (Пс. 18:8; Рим. 3:20) и добивается веры через Евангелие (Рим. 10:17; II Кор. 5:11). И хотя активной стороной в обращении является Бог, а человек играет лишь пассивную роль, он все-таки в определенной мере сотрудничает с Богом. То, что человек является участником обращения, видно из таких мест, как Ис. 55:7; Иер. 18:11; Иез. 18:23, 32; 33:11; Деян. 2:38; 17:30 и других. Но активность человека в обращении всегда является результатом предшествующей работы Бога в человеке. Человек действует благодаря силе, которую Бог дал ему.

    Е. Необходимость обращения. Библия очень однозначно говорит о неизбежности возрождения (Иоан. 3:3,5). Однако об обращении таких однозначных утверждений в Библии нет. Возможно, это обусловлено тем, что в случае детей, которые умирают во младенчестве, мы можем говорить не об обращении, а лишь о возрождении. Однако Библия учит, что обращение необходимо для взрослых, в таких местах, как Иез. 33:11; Матф.18:13, хотя совершенно справедливо и то, что содержание этих мест не абсолютно, а относится к конкретным группам. Можно сказать, что для взрослых обращение необходимо. Однако это не значит, что обращение должно проявляться в жизни каждого человека в виде ярко выраженного кризиса. Ярко выраженный кризис возможен лишь в тех случаях, если обращение происходит у людей, многие годы живших вдалеке от Бога. В этом случае переход от отчуждения от Бога к жизни в единении с Богом является очень ярким. Однако такого трудно ожидать в жизни людей, которые, подобно Иеремии

    и Иоанну Крестителю, были возрождены в ранней юности. И все-таки элементы обращения, истинное покаяние и вера должны присутствовать в жизни всех людей.

    Вопросы для самопроверки Какие слова используются в Ветхом Завете для обозначения обращения? Какие слова используются для этого в Новом Завете? В каких различных смыслах в Библии говорится об обращении? Что означает временное обращение? Что такое истинное обращение? Что такое повторное обращение и где в Библии говорится об этом? Из каких элементов состоит обращение и как они отличаются друг от друга? Из каких элементов состоит раскаяние? Из каких элементов состоит обряд епитимьи в римско-католической церкви? Какова точка зрения Библии на покаяние ? Какие характеристики обращения Вы можете назвать?  Кто является творцом обращения? Как доказывается в Библии, что человек является участником акта обращения? Всегда ли необходимо обращение и в каком смысле оно необходимо?

     

     

    ВЕРА

     

    *****************************************************************А. Библейские термины для слова «вера». В Ветхом Завете нет слова, обозначающего понятие «веры», хотя можно выделить три слова, которые по сути охватывают различные аспекты этого термина. Наиболее часто встречающееся в Ветхом Завете слово he emin подчеркивает интеллектуальный элемент и обозначает принятие верой чего-то по клятве или уверению другого. Это слово наиболее близко к значению слова «верить». Два других слова batach и chasah подчеркивают элемент твердой уверенности в ком-то или доверия кому-то. В Новом Завете имеется одно очень важное слово, близкое к понятию веры,— pistis. Это слово обозначает: (1) общую уверенность в человеке; (2) готовность принять свидетельства человека с доверием, основываясь на уверенности в нем; (3) уверенность в будущих поступках человека. Как символ спасительной веры это слово обозначает убеждение в правдивости Бога, доверие Его Слову, абсолютную уверенность в том, что Он спасет душу. Слово, соответствующее глаголу «верить», используется в Новом Завете в различных значениях, в некоторых случаях этим словом подчеркивается элемент знания, в других — доверия.

    Б. Различные виды веры, упомянутые в Библии. Понятие веры в Библии не всегда имеет однозначный смысл, что позволяет выделить следующие ее виды:

    1. Историческая вера. Этот термин подразумевает чисто интеллектуальное принятие истины Писания без реального нравственного и духовного отзыва. При этом вовсе не имеется в виду, что доверие вызывают только исторические факты или события, изложенные в Библии, а нравственные и духовные истины отвергаются или что историчесхая вера базируется только на свидетельствах истории, так как она может быть связана с событиями нынешней жизни (Иоан. 3:2). Ситуация со сторонниками исторической веры напоминает ситуацию с человеком, принимающим разумом не подлежащую сомнению истину Писания, которая его, однако, не задевает и не интересует (Матф. 7:26; Деян. 26:27, 28; Иак. 2:19).

    2. Вера в чудеса. Вера в чудеса подразумевает, что ее сторонники считают либо себя способными совершить чудо, либо что чудо будет совершено во имя их. Если человек убежден, что он может или сможет творить чудеса, то говорят, что он исповедует эту веру в активном смысле этого слова (Матф. 17:20; Марк. 16:17,18); если же человек ждет, пока чудо совершит над ним некто другой, то говорят, что он исповедует веру в пассивном смысле этого слова

    (Матф. 8:11—13; Иоан. 11:22,40; ср. Иоан. 11:25—27; Деян. 14:9).

    Вера в чудеса может как сопровождаться, так и не сопровождаться спасительной верой. Римско-католическая церковь утверждает, что мы имеем право на этот вид веры, в то же время протестанты отрицают ее, так как, по их мнению, для такой веры нет обоснованных данных?- хотя они не отрицаютто чудеса могут все-таки встречаться.

  • Временная вера. Под временной, или непостоянной, верой понимается убежденность в истинах религии, которая сопровождается некоторым пробуждением сознания и чувства любви, но вовсе не является укоренившейся в возрожденном сердце. Этот термин взят из Матф. 13:20,21. Эта форма веры является непостоянной, потому что она не имеет характера твердой убежденности и не может проявлять себя в дни испытаний и гонений. Тем не менее эта вера отнюдь не является лицемерной, поскольку сами верующие считают, что их вера истинная. Эту форму веры можно было бы назвать воображаемой верой: подлинной лишь внешне и имеющей преходящий характер. Такую форму веры подчас очень трудно отличить от истинной спасительной веры. О человеке с такой формой веры Христос говорит: «не имеет в себе корня» (Матф. 13:21). Нужно отметить, что такая вера зиждется скорее всего на эмоциональном факторе и предполагает внутреннее удовлетворение, а не славу Божию.
  • Истинная спасительная вера. Истинная спасительная вера находится в сердце. Бог закладывает ее семена в сердце при возрождении, и лишь после этого человек может жить в этой вере активной жизнью. Сознательное следование этой вере формирует привычку, которая становится мощным средством жизни в вере. Библия связывает эту форму веры, хотя и не всегда, с деятельностью человека. Истинную веру можно определить как убеждение, принесенное в сердце Духом Святым (см. Рим. 10:17), относительно истины Евангелия и твердое убеждение в истинности того, что было обещано Богом во Христе.
  • В. Элементы веры. Вера представляет деятельность человека в целом и, как деятельность души, может показаться достаточно простой, хотя при более тщательном рассмотрении становится понятной вся ее сложность и многогранность. Выделим основные элементы веры:

  • Интеллектуальный элемент ( знание) .Спасительная вера состоит не только в интеллектуальном принятии истины, она обязательно подразумевает принятие истины, открытой в слове Божием. Знание веры вовсе не подразумевает полное осознание ее истин; его также не следует воспринимать, как простое принятие каких-то аспектов веры без убежденности в их истинности. Именно проникновение внутрь истин христианской религии находит ответ в сердце грешника. И это знание является абсолютным, так как основывается на обещанном Богом и поэтому Им гарантированном. Интеллектуальное знание вовсе не должно быть всеобъемлющим, хотя должно включать в себя достаточное знание Евангелия. Необходимо отметить, что при прочих равных условиях вера человека будет становиться богаче и полнее в той мере, в какой знание человека становится все более полным и ясным.
  • Эмоциональный элемент (согласие). Гейдельбергский катехизис эмоциональный элемент отдельно не упоминает, так как исходит из того, что он является хотя и важной, но все-таки составной частью знания спасительной веры. Человек, имеющий историческую веру, не реагирует на истину, поскольку она не захватывает его душу, и этим он отличается от человека, который следует вере спасительной. Знание, заключенное в спасительной вере, подразумевает наличие эмоционального элемента, который означает убежденность в значимости объекта этого знания. Для человека, следующего спасительной вере, истина — предмет персональной заинтересованности и он воспринимает ее с чувством великого удовлетворения.
  • 3. Волевой элемент (вера). Волевой элемент — венчающий компонент веры. Вера не только проблема интеллекта или комбинации интеллекта и эмоциий, но это также и проблема воли, которая определяет направление жизни, действие души, посредством которого она достигает своей цели. Волевой элемент находит свое выражение в личной вере в Христа, как Спасителя и Господа, включает доверие Ему своей греховной души и принятие Его как источника прощения и новой жизни, что рождает чувство защищенности и безопасности, благодарности и радости, пробуждает чувство надежности и спокойствия в душе.

    Г. Объект спасительной веры. Рассматривая объект веры, выделим понятие веры в общем смысле и понятие веры в специальном смысле.

  • Спасительная вера в общем смысле. Объектом спасительной веры в общем смысле слова является полное божественное откровение в Слове Божием. Все, что говорится в Библии, и все, что может быть получено из нее на основе благожелательного рассмотрения, является объектом веры в общем смысле этого слова.
  • Спасительная вера в специальном смысле этого слова. Хотя Библию и необходимо принимать как Слово Божие, однако это не является актом веры, который оправдывает и поэтому является спасительным сам по себе. Принятие Библии как Слова Божия должно вести и в конечном счете ведет к вере в специальном смысле. Имеются определенные доктрины, касающиеся Христа и Его деяний, определенные обещания, данные через Него грешным людям, которые верующие воспринимают с надеждой и верой, уповая на Иисуса Христа. Другими словами, объектом спасительной веры является Иисус Христос и обещание спасения через Него. Спасительная вера в специальном смысле включает акт принятия Иисуса Христа и опору на Него так, как об этом говорится в Евангелии (Иоан. 3:15,16,18; 6:40).
  • Д. Точка зрения римско-католической церкви на веру. Римско-католическая церковь определяет веру как простое согласие с истиной, хотя и не рассматривает такое согласие как полную и спасительную веру, и буквально отрицает необходимость элемента знания в вере. Согласно доктрине римско-католической церкви, человек, готовый полностью согласиться с учением церкви без подлинного знания о том, что это учение собой представляет, может рассматриваться как верующий. Однако вера будет значительно полнее и богаче, если будет включать в себя элемент знания. Но согласие с истиной (с элементом знания или без него) может стать спасительной верой только тогда, когда оно действует посредством любви при свершении добрых дел.

    Е. Вера и уверенность. Возникает естественный вопрос, всегда ли вера несет с собой уверенность в спасении. Ответ на этот вопрос различные направления теологической мысли дают неоднозначный. Римско-католическая церковь и арминианцы семнадцатого века считают, что верующие в большинстве случаев не могут быть убеждены в своем спасении. Более того, по их мнению, такая убежденность нежелательна. Веслианские арминианцы, или же методисты, утверждают, что после обращения убежденность в своем спасении появляется немедленно. Вера дает немедленную убежденность в искуплении, хотя это и не означает неизбежность спасения. Методист, последовательно придерживающийся своего учения, не может достичь такой убежденности, поскольку он, согласно его трактовке, в любой момент может лишиться милости Божией. Видимо, наиболее разумной точкой зрения было бы утверждение, что истинная вера, включающая абсолютное доверие Богу, несет в себе чувство безопасности и защищенности, хотя и варьируемое в различной степени. Уверенность как составная часть веры не всегда является сознательным состоянием. Если христианин живет не в полной вере, то он и не всегда ощущает на себе все богатство жизни в вере. Его часто одолевают сомнения и неуверенность, и поэтому он нуждается в помощи, чтобы почувствовать все богатство жизни в вере

    (Ефес. 3:12; II Тим. 1: 12; Евр. 6:11,12; Евр. 10:22; II Петр. 1:10; I Иоан. 2:9—11; 3:9,10,18,19; 4:7,20). Уверенность может быть укреплена молитвой, размышлениями об обещанном Богом и усовершенствованием своей жизни во Христе, в которой плоды духовного совершенствования становятся все более очевидными.

    Вопросы для самопроверки

    Какие слова используются в Ветхом Завете для обозначения веры? Какие слова используются для описания веры в Новом Завете? О каких видах веры говорится в Библии? В чем суть исторической веры? Что такое вера в чудеса? Имеются ли подтверждения для веры в чудеса в настоящее время? Чем временная вера отличается от истинной спасительной веры? Что характеризует истинную спасительную веру? Какие элементы являются составляющими веры? Каков объем знаний, который необходим для веры? Как согласие с верой относится к знанию? Какова природа доверия, которое включается в веру? Что составляет объект спасительной веры? Каковы концепции римско-католической церкви относительно веры? Какие точки зрения существуют на роль убежденности в вере? Какова правильная точка зрения? Как может

    укрепляться убежденность в вере?

     

     

    ОПРАВДАНИЕ

     

    *****************************************************************

     

    А. Библейские термины «оправдания». Ветхий Завет использует две различные формы одного и того же слова — hidsdik и tsiddek, чтобы выразить идею оправдания. Эти слова, за исключением, может быть, нескольких мест, не характеризуют нравственных изменений, которые Бог производит с человеком; их обычное назначение — выражение намерений Бога относительно человека. Эти слова выражают мысль, что Бог в статусе судьи объявляет человека праведным. Поэтому понятие, которое эти слова выражают, часто противопоставляется осуждению (Втор. 25:1; Прит. 17:15; Ис.5:23) и является неким эквивалентом выражения, что оправданные не будут судимы вместе с грешниками

    (Пс. 142:2) и что грехи их будут прощены (Пс. 31:1). Новозаветное слово dikaio-o имеет тот же смысл, а именно «объявить праведным», что подтверждается следующим: (1) во многих примерах это слово не может иметь никакого другого смысла (Рим. 3:20—28; 4:5—7; 5:1; Гал. 2:16; 3:11; 5:4); (2) это слово всегда используется для противопоставления осуждению (Рим. 8:33,34); (3) другие термины, которые иногда используются вместо этого слова, также несут в себе идею юридического характера (Иоан. 3:18; 5:24; Рим. 4:6,7, И; II Кор. 5:19). Из проведенного анализа очевидно, что глагол «оправдать» в Библии означает не сделать праведным, а объявить праведным.

    Б. Природа и характеристики оправдания. Понятие оправдания можно определить как юридический акт Бога, посредством которого Он объявляет грешника праведным на основе праведности Иисуса Христа. Это не является актом обновления, таким, как возрождение, обращение или освящение, и оказывает влияние не на состояние, а на статус грешника. Рассмотрим, чем отличаются оправдание и освящение.

    1. Оправдание снимает вину за грех и восстанавливает грешника во всех правах как дитя Божие, включая право на вечную жизнь. Освящение же снимает нечистоту греха и обновляет грешника в соответствии с образом Божиим.

    •Акт оправдания происходит вне воли и личности грешника, на суде Божием, хотя и достигается он благодаря вере; освящение же происходит во внутренней жизни человека и постепенно воздействует на все его существо.

    •Оправдание происходит единожды, оно не может быть повторено, совершается единовременно, однажды и на все времена. Освящение, в отличие от оправдания, является длительным процессом, который обычно не завершается в земной жизни.

    •Хотя как оправдание, так и освящение являются результатом деяний Христа, акт оправдания совершает Отец, а работу по освящению — Святой Дух.

    В. Элементы оправдания. В оправдании имеются два элемента, которые мы бы хотели выделить. Один имеет отрицательный смысл, другой — положительный.

    /. Отрицательный элемент. Отрицательным элементом оправдания является прощение грехов за счет праведности Иисуса Христа. Прощение, гарантированное при оправдании, относится ко всем грехам, прошлым, настоящим и будущим, и поэтому исключает любую вину и любое наказание. Это следует из того, что оправдание не допускает повторения, а также из таких мест Библии, как Рим. 5:21; 8:1; 32:34; Евр. 10:14; Пс. 102:12; Ис. 44:22, и ответа на шестидесятый вопрос Гейдельбергского катехизиса. Может показаться, что это входит в противоречие с наказом Иисуса апостолам молиться за прощение грешников и с тем, что святые в Библии, молящие о прощении, обычно получали его (Матф. 6:12; Пс. 31:5; 50:3—6; 129:3,4). Объяснение этого заключается в том, что грехи верующих сами по себе все-таки составляют вину (хотя вина эта уже покрыта) и поэтому требуют исповеди (осознание вины остается и побуждает верующего исповедоваться в своих грехах и просить успокоительного уверения в прощении). Осознание проще-

    ния, которое периодически оказывается запятнанным грехом, вновь укрепляется при исповеди и молитве, а также новых проявлениях веры.

    2. Положительный элемент. Положительный элемент оправдания состоит из двух частей.

    Усыновление. Оправдание сопровождается усыновлением Богом верующего как собственного ребенка, что означает, что усыновленный оказывается в положении дитяти Божия и Бог дает ему все права. Такое усыновление отличается от нравственного усыновления верующего, которое является результатом возрождения и освящения. Верующие являются детьми Божиими не только б.лагодаря усыновлению, что дает им определенный юридический статус, но также в духовном смысле благодаря новому рождению. Об этом говорится в Иоан. 1:12,13; Рим. 8:15,16; Гал. 4:5,6.

    Право на вечную жизнь. Эта привилегия является составной частью усыновления. Грешники после усыновления приобретают все юридические права детей Божиих, становятся Его наследниками и сонаследниками Христа (Рим. 8:11). Они становятся также наследниками всех преимуществ спасения в настоящей жизни и, кроме того, получают право «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (I Петр. 1:4).

    Г. Место оправдания. При ответе на вопрос, где происходит оправдание, мы должны различать активное и пассивное оправдание.

  • Активное оправдание. Активное оправдание происходит в суде Божием (Рим. 3:20; Гал. 3:11). На небесах Бог, как праведный судья, объявляет грешника праведным не потому, что грешник таков по своей сути, а потому, что праведность Христа переносится на него. Как милостивый Отец, судья прощает грешника и принимает его в свое лоно.
  • Пассивное оправдание. Пассивное оправдание происходит в сердце или сознании грешника. Такое оправдание, которое не доходит до сердца, не соответствует замыслу Божию. Прощение ничего не дает осужденному, если только эта весть не будет передана ему и двери его тюрьмы не откроются. Решение об оправдании, принятое в суде Божием, сообщается грешнику и принимается через веру. Когда Библия говорит об оправдании через веру, то подразумевается именно этот аспект.
  • Д. Время оправдания. Есть разные мнения относительно времени оправдания. В некоторых случаях это обусловлено различным толкованием термина «время оправдания». В таких случаях самые различные мнения не обязательно являются взаимоисключающими; они вполне могут сосуществовать параллельно друг другу.

    1. Оправдание в предвечности. Многие антиномианцы смешивают божественный декрет об искуплении с деятельностью Святого Духа по искуплению. Они верят, что милость Божия к грешникам в вечном декрете является достаточной для искупления. По их мнению, нет никакой дополнительной необходимости, чтобы Христос такую милость заслуживал и Святой Дух доносил ее до людей. Все, что нужно для оправдания, заложено в этом декрете; а это значит, что человек оправдан предвечно.

    Но имеются и другие группы теологов, которые также считают, что человек оправдан предвечно. Некоторые теологи реформатской церкви защищают эту доктрину, хотя они и не поддерживают конкретные положения антиноми-анцев. Они считают, что избранные были оправданы через завет об искуплении, когда праведность Христа была перенесена на них; в то же время они считают, что это предвечное оправдание сопровождается неким другим оправданием. Некоторые даже считают, что возможно четырехкратное оправдание: оправдание в предвечности, оправдание при воскресении Христа, оправдание через веру и публичное оправдание на Божием Суде. Без сомнения, в завете об искуплении имело место некоторое перенесение праведности Христа на избранных, но, с другой стороны, имеются определенные сомнения, что именно об этом сказано в Библии, когда говорится об оправдании грешника. Необходимо различать, что было идеальным в завете Бога и что было реализовано в процессе истории.

    2. Оправдание при воскресении Христа. Некоторые антиномианцы все-таки не считают, что все было закончено в момент декрета и что даже работа Христа была, сторого говоря, ненужной; тем не менее они считают, что, после того как Христос завершил свое служение, ничего больше не требуется, и, таким образом, игнорируют необходимость искупительной деятельности Святого Духа. Избранные были оправданы при воскресении Иисуса Христа. Теологи реформатской церкви, которые также говорят об оправдании при воскресении Иисуса Христа, естественно, не рассматривают это как полный акт оправдания грешника. Они также учитывают и оправдание через веру. Поэтому, хотя мы можем говорить об оправдании тела Христова при воскресении Христа, что является абсолютно объективным утверждением, его не следует путать с личным оправданием грешника.

    3. Оправдание через веру. Когда Библия говорит об оправдании грешника, это обычно относится к субъективному применению и присвоению оправдывающей милости Божией. Это значит, что речь идет об оправдании через веру, потому что именно через веру мы получаем право на заслуги Христа как на основу нашего оправдания и, таким образом, приходим к обладанию оправдывающей милостью Божией. Отношение веры к оправданию не всегда выглядит однозначно. Рассмотрим две наиболее значимые трактовки этого отношения: (а) в протестантских конфессиях это отношение обычно называется средством или способом оправдания. Вера, с одной стороны, является даром Божиим, приводящим грешника к оправданию, через веру Бог доносит свое решение о прощении до сердца человека. Но, с другой стороны, вера является инструментом получения Христа и всех Его драгоценных даров (Рим. 4:5);

    (б) веру часто называют воспринимающим органом, подчеркивая тем самым, что посредством веры грешник приобретает праведность Христа и тем самым оправдание Богом. Вера оправдывает грешника в такой степени, в какой она приносит Христа в его сердце.

    Е. Основа оправдания. Имеется очень существенное расхождение во взглядах на оправдание римско-католической и реформатской церквей. Римско-католическая церковь учит, что грешник оправдывается на основе его собственной, внутренне ему присущей праведности, которая приходит в его сердце при возрождении. Но невозможно создать почву для оправдания на основе внутренней праведности и добрых дел грешника, поскольку праведность уже является даром милости Божиеи и всегда остается несовершенной в земной жизни. Более того, Библия учит, что человек может быть оправдан свободным актом милости Божией (Рим. 3:24) и не может быть оправдан посредством закона (Рим. 3:28; Гал. 2:16; 3:11). Истинная основа для оправдания лежит в праведности Иисуса Христа, которая переносится на грешника при оправдании, что отчетливо вытекает из ряда мест Библии (Рим. 3:24; 5:9, 19; 10:4; I Кор. 1:30; 6:11; II Кор. 5:21; Филип. 3:9).

    Ж. Возражения к доктрине оправдания. Доктрина оправдания наиболее часто вызывает следующие возражения:

    •Оправдание является юридическим актом и поэтому исключает милость, тогда как Библия учит, что грешник может быть спасен благодатью. Но оправдание во всем своем объеме есть милостивое деяние Бога. Дар Христа, перенесение Его праведности на грешного человека и обращение Бога с верующими как с праведниками — все это есть от начала и до конца милость Божия.

    •Иногда говорят об оправдании как о процедуре, которая ниже достоинства Бога, потому что оправдание объявляет грешников праведными, тогда как в действительности они ими не являются. Однако это возражение не выдерживает строгой критики, потому что оправдание не декларирует праведности грешников самих по себе, праведность грешников является перенесенной на них праведностью Иисуса Христа.

    •Существует мнение, что доктрина оправдания ведет к распущенности, поскольку те, кто оправдан, могут считать, что их личное благочестие является делом второстепенной важности. Однако при оправдании закладывается прочный фундамент личного и духовного союза с Христом, который является самой твердой гарантией праведной жизни.

    Вопросы для самопроверки

    Каков смысл библейских слов для термина «оправдание»? Что такое оправдание и чем оно отличается от освящения? Какие элементы являются составными частями оправдания? В какой степени прощаются грехи при оправдании? Почему необ-ходимо молиться за прощение грехов (докажите)? Что включается в понятие усыновления? Укажите, где происходит оправдание? Чем отличаются друг от друга активное и пассивное оправдание? Какова позиция антиномианцев относительно времени оправдания? Следует ли из Библии, что оправдание предвечно? В каком смысле можно говорить об оправдании через воскресение Христа? Как вера соотносится с оправданием? Что служит основанием для оправдания? Какие существуют возражения относительно доктрины оправдания и как на них можно ответить?

     

     

    ОСВЯЩЕНИЕ

     

    *****************************************************************

     

    А. Библейские слова для обозначения термина «освящение». Еврейское слово для обозначения глагола «освящать» qadash, по всей вероятности, является производным от корня слова «отрезать» и, таким образом, подчеркивает идею отделения. Эта же идея является доминирующей в новозаветном слове hagiazo. Поэтому, говоря об освящении, необходимо иметь в виду рассмотренную этимологию этого слова. Для многих христиан идея освящения в первую очередь связана с духовным обновлением, нравственным и духовным обогащением человека. И тем не менее не это исходна» идея освящения. Библейские слова выражают идею связи, или отношений, между Богом и человеком, а не идею духовных ценностей. Человек, который проходит освящение, как бы поднимается над грешными связями жизни и входит в новые отношения с Богом, отношения посвященности и служения Ему. Ветхий Завет неоднократно говорит о благочестивых людях и святых, которые, изменив свой статус, посвящают себя служению Богу, выражая тем самым глубокую и сердечную привязанность к Нему. И хотя слова Библии в первую очередь указывают на отношение к Богу, они также включают в себя и воздействие Бога, который посредством Святого Духа вырабатывает в человеке личные качества святости (Иоан. 17:17; Деян. 20:32; 26:18; I Кор. 1:2; I Фес. 5:23).

    Б. Библейская идея святости и освящения. Идея святости в Библии в первую очередь соотнесена с Богом. Она является указанием на абсолютное отличие Бога от Его созданий, Его божественную величественность и поэтому недосягаемость. С течением времени из идеи святости вы-кристаллизовалась другая идея. Поскольку грешный человек осознает величие Божие более остро, чем безгрешный, он очень сильно воспринимает свою запятнанность на фоне святости Бога (ср. Ис. 6). Таким образом, идея отделенности Бога от Его творения перешла в идею, что Он отделен от всякой нечистоты и особенно греха. Только чистые сердцем могут находиться в Его присутствии (Пс. 23:3). Но это еще не все. Идея святости стала почти идентичной свету божественной славы.

    Идея святости также применима к людям и вещам, которые находятся в специальном отношении к Богу. Например, народ израильский имел свои святые места, такие как Иерусалим или храм Иерусалимский, своих святых, коими являлись священники, левиты, и свои святые ритуалы при жертвоприношениях и очищениях. Эти люди и вещи были отделены от всего остального именно по признаку служения Богу. Освящение отдельных лиц обычно символизировало внутреннюю освященность сердца, хотя полное совпадение достигалось далеко не всегда. Иногда человека можно посчитать религиозным, хотя в действительности он лишен благодати Божией в сердце. И все-таки только те, кто обладал милостью Божией в сердце своем, были истинными святыми. Посредством Святого Духа этические качества нашли свое место в их сердцах. Идея святости из Ветхого Завета перешла непосредственно и в Новый Завет. Необходимо отметить, что библейскую идею святости не надо смешивать с понятием нравственного совершенства, так как идея святости выражает этическую добродетель только по отношению к Богу. Человек может быть довольным своими нравственными достижениями, но тем не менее оставаться чуждым делу освящения. Библия не требует морального усовершенствования в чистом виде, она настаивает на моральном усовершенствовании по отношению к Богу, ради Бога и с точки зрения служения Богу. Освящение может быть определено как такая милостивая и длительная деятельность Святого Духа, посредством которой Он очищает грешника от нечистоты греха, обновляет его сущность подобно образу Божию и дает Ему возможность творить добрые дела.

    В. Характеристики освящения.

    •Бог, а не человек является творцом освящения. Это, однако, не означает, что человек абсолютно пассивен в этом процессе. Он может и обязан сотрудничать с Богом, старательно используя те возможности, которые ему дал Бог (II Кор. 7:1; Кол. 3:5—14; I Петр. 1:22).

    • не является, подобно оправданию, юридическим актом Бога, а является нравственной и воссоздающей деятельностью, посредством которой грешник обновляется в своей внутренней сути и получает возможность все более соответствовать образу Божию.
    • обычно процесс длительный и практически не заканчивающийся в этой жизни. В случаях, когда за возрождением и обращением следует смерть, этот процесс может быть и очень коротким.

    •Процесс освящения завершается или смертью или же, когда речь идет о душе, немедленно после нее, а также при воскресении, если речь идет о теле (Филип. 3:21; Евр. 12:23; Откр. 14:5; 21:27).

    Г. Природа освящения.

    1. Освящение — сверхъестественное деяние Бога. Некоторые ошибочно считают, что освящение состоит в поиске путей к новой жизни и что необходимость такого поиска закладывается при возрождении, так как у человека появляется настоятельная необходимость стать более благочестивым. В действительности же освящение — это божественная деятельность в душе, в результате которой склонность к благочестию, заложенная при возрождении, все более укрепляется и ее выражение все более усиливается. Освящение — это деяние Бога, частично непосредственное и частично опосредованное. Поскольку при освящении Бог использует определенные средства, то человек, сотрудничая с Ним, должен эти средства правильно использовать (I Фес. 5:23; Евр. 13:20, 21; II Кор. 7:1; Евр. 12:14).

    2. Очищение состоит из двух частей:

    Умерщвление ветхого человека. Отрицательная сторона очищения состоит в том, что нечистота и испорченность человеческой природы, которая является следствием греха, удаляется постепенно и прежняя натура человеческая, длительное время находившаяся под контролем греха, постепенно распинается (Рим. 6:6; Гал. 5:24).

    Формирование нового человека. Положительная сторона освящения заключается в том, что благочестивое состояние души укрепляется, благочестивые деяния увеличиваются и, таким образом, зарождается новая жизнь (Рим. 6:4,5; Кол. 2:12; 3:1,3), жизнь, которая называется «жизнь в Боге» (Рим. 6:11; Гал. 2:19).

  • Освящение действует на всего человека. Поскольку освящение проходит через сердце, оно, естественно, действует на весь организм. Изменения внутри человека обязательно связаны с изменением внешней стороны его жизни (Рим. 6:12; I Кор. 6:15,20; II Кор. 5:17; I Фес. 5:23). Завершается освящение в момент кризиса смерти и воскрешения мертвых. Библия учит, что освящение воздействует на миропонимание (Иер. 31:34; Иоан. 6:45), волю (Иез. 36:25—27; Филип. 3:13), эмоции (Гал. 5:24) и совесть (Тит. 1:15; Евр. 9:14).
  • Освящение требует участия человека. То, что человек должен участвовать в работе по освящению, следует из неоднократно повторяющихся предупреждений против дурных дел и искушений (Рим. 12:9,16,17; I Кор. 6:9,10; Гал. 5:16—23) и из постоянных увещеваний и призывов жить в благочестии (Мих. 58; Иоан. 15:2,8,16; Рим. 8:12,13; 12:1, 2,17; Гал. 6:7,8,15).
  • Д. Несовершенный характер освящения в этой жизни. Хотя освящение воздействует на каждую часть человека, духовное развитие верующих в этой жизни все-таки остается несовершенным. Борьба с грехом должна продолжаться всю жизнь (III Цар. 8:46; Прит. 20:9; Екк. 7:20; Иак. 3:2; I Иоан. 1:8). Как учит Библия, постоянная борьба между плотью и духом детей Божиих является непрерывной, тем не менее даже лучшие из детей Божиих далеки от совершенства (Рим. 7:7—26; Гал. 2:20; 5:17; Филип. 3:12—14). Исповедание грехов и молитва о прощении являются необходимыми (Иов. 9:3,20; Пс. 31:5; 129:3; Прит. 20:9; Ис. 64:6; Дан. 9:16; Рим. 7:14; Матф. 6:12,13; I Иоан. 1:9). Это утверждение отрицается перфекционистами, которые полагают, что человек может достигнуть совершенства уже в этой жизни. Они апеллируют к библейскому положению, согласно которому Библия требует от верующих совершенства (I Петр. 1:16; Матф. 5:48; Иак. 1:4), к тому, что святость и совершенство часто приписываются верующим (I Кор. 2:6; II Кор. 5:17; Ефес. 5:27; Евр. 5:14; Филип. 3:15; Кол. 2:10), что некоторые библейские святые жили жизнью праведников, например, Ной (Быт. 6:9; Иов. 1:8), Аса (III Цар. 15:14), что Иоанн четко заявил, что тот, кто был рожден от Бога, не грешит (I Иоан. 3:6,8,9; 5:18). Однако приведенные аргументы не доказывают точку зрения перфекционистов. Бог требует благочестия от невоз-родившихся в той же степени, что и от возродившихся, однако это не доказывает, что невозродившиеся могут вести благочестивую жизнь. И если Библия иногда говорит о верующих как о достигших совершенства, это вовсе не значит, что они безгрешны. Они могут быть названы достигшими совершенства во Христе, или достигшими совершенства в принципе, или достигшими высокой степени совершенства (I Кор. 2:6; 3:1,2; Евр. 5:14; II Тим. 3:17). В Библии нет примеров верующих, которые бы вели безгрешную жизнь. Даже те, чьи имена приводятся как примеры, впадали в прискорбный грех (Быт. 9:21; Иов. 3:1; II Пар. 16:7). И утверждение, которое можно найти в послании Иоанна Богослова, что тот, кто рожден от Бога, не грешит, очевидно означает, или что обновленный человек как таковой не грешит, или же что верующие не живут во грехе. Это положение Иоанна могло бы дать перфек-ционистам возможность утверждать, что верующие никогда не грешат. Но перфекционисты, конечно, никогда такого утверждения не делают. Поэтому можно считать, что ссылки перфекционистов на Библию ничего не доказывают.

    Е. Освящение и добрые дела. Освящение воплощает в жизнь добрые дела. Добрые дела являются результатом освящения и как таковые должны быть рассмотрены.

    1. Природа добрых дел. Когда мы говорим о добрых делах в библейском смысле слова, мы вовсе не имеем в виду дела совершенные, мы имеем в виду дела, которые хотя бы в принципе соответствуют божественным установкам, отвечают божественным требованиям и являются хорошими в духовном смысле этого слова. Такие добрые дела делаются из любви к Богу и желания исполнить Его волю (Втор. 6:2; I Цар. 15:22; Ис. 1:12; Матф. 7:17,18; 12:33), они находятся не только во внешнем согласии с законом Божиим, но выполняются в сознательном послушании воле Божией; и, какова бы ни была их ближайшая цель, их конечное назначение — слава Божия (Рим. 12:1; I Кор. 10:31; Кол. 3:17,23). И только те, кто был возрожден Духом Божиим, могут выполнять такие добрые деяния. Это не значит, однако, что невозрожденные не могут делать добро в определенном смысле слова. Такое утверждение явным образом противоречило бы Писанию (IV Цар. 10:29,30; 12:2; 14:3; Лук. 6:33; Рим. 2:14). Они могут совершать дела, которые находятся во внешнем согласии с законом, являются благородными по отношению к собратьям и встречают одобрение Бога. Эти дела находят свое объяснение в общей благодати Божией. И хотя их можно назвать добрыми в общем смысле этого слова, эти дела в своей основе имеют несовершенное начало, так как их корнем не является духовная любовь к Богу, глубокое внутреннее повиновение закону Божию, а целью их не является слава Божия.

    2. Подлежат ли оплате добрые дела? Добрые дела верующих не должны быть направлены в строгом смысле этого слова на достижение вознаграждения, потому что они не являются внутренне присущим им качеством, которое предполагает справедливое требование награды. И если Бог все-таки вознаграждает за добрые дела, то это вовсе не потому, что Он обещал давать награду, а потому, что Он желает награждать за дела, которые получают Его одобрение. Это напоминает ситуацию с наградой, которую родители иногда дают детям. Писание ясно учит, что добрые дела верующих не являются тем, что подлежит некоей оплате (Лук. 17:9,10; Рим. 5:15—18; 6:23; Ефес. 2:8—10; II Тим. 1:9; Тит. 3:5). Основанием для такого утверждения является то, что (а) верующие всей своей жизнью обязаны Богу и поэтому не могут ничего заслужить, отдавая то, что принадлежит Ему по праву (Лук. 17:9,10); (б) они не могли бы совершать добрые дела, если бы не та сила, которой Бог наделяет их изо дня в день, и, следовательно, не могут требовать награды за добрые дела (I Филип. 2:13);

    (в) даже самые лучшие деяния верующих несовершенны, а Бог не может удовлетвориться чем-то меньшим, чем совершеннейшее повиновение (Ис. 64:6; Иак. 3:2); (г) до-брые дела верующих абсолютно несоизмеримы с вечной наградой славы Божией. Римско-католическая церковь утверждает, что, после того как грешник получает милость Божию в сердце, он может совершать дела, которые дают ему право на спасение и славу.

    3. Необходимость добрых дел. Хотя нет никакого сомнения в необходимости добрых дел, тем не менее эту необходимость надо понимать правильно. Добрые дела отнюдь не являются ключом к спасению, они даже не представляют обязательное условие для спасения. Младенцы приходят на небеса, не совершив никаких добрых дел. Библия вовсе не учит, что никто не может быть спасен без добрых дел. И все-таки добрые дела в жизни взрослых верующих необходимы, так как этого требует Бог (Рим. 7:4; 8:12,13; Гал. 6;2), так как это плоды веры (Иак. 2:14,17,20—22), так как это выражение благодарности (I Кор. 6:20), проявление добродетели в вере (II Петр. 1:5—10) и славы Божией (Иоан. 15:18; I Кор. 10:31). Необходимость добрых дел должна утверждаться постоянно, хотя антиномианцы считают, что верующие свободны от обязательств выполнять закон на протяжении всей жизни, поскольку Христос сделал это за них. Такая позиция является абсолютно ложной. Христос исполнил закон, поскольку это было обязательством завета, и принял наказание во имя Своего народа, но Он выполнял закон, который был для Него правилом жизни, только ради Себя и лишь ради Себя. Христос помогает верующим посредством Духа Святого придерживаться этого закона каждому за себя. И верующие, без всяких колебаний, повинуются Ему от всего сердца.

     

    Стойкость истинно верующих

    *************************************************************************

    А. Природа стойкости истинно верующих. Реформатская церковь оказывается практически в одиночестве, утверждая, что христианин не может потерять статус благодати Божией. Римско-католическая церковь, социни-анцы, арминианцы и даже лютеране придерживаются противоположного мнения и, таким образом, не верят в стойкость верующих. Однако необходимо помнить, что доктрина стойкости верующих может быть понята и неправильно, если исходить из того, что стойкость предполагает постоянную активность, посредством которой верующие придерживаются пути спасения.

    Но дело в том, что стойкость, о которой идет речь, не является исключительно деятельностью самих верующих: верующие представляют в ней только одну из задействованных сторон. Если бы верующие были предоставлены сами себе, они никогда не могли бы быть стойкими, потому что не человек, а только Бог может быть стойким. Исходя из этого, стойкость можно определить как такую непрерывную деятельность Святого Духа в верующем, посредством которой деяния благодати Божией, начинающиеся в сердце, продолжаются до успешного завершения.

    Б. Доказательства справедливости доктрины стойкости верующих. Доктрина стойкости может быть подтверждена такими прямыми цитатами из Библии, как Иоан. 10:28,29; Рим. 11:29; Филип. 1:6; II Фес. 3:3; II Тим. 1:12; 4:18. Кроме того, она вытекает из доктрины избранности. Эта доктрина определяет не конкретный путь, которому человек должен следовать, чтобы добиться спасения, а конечную цель, абсолютное спасение, которое зависит от заслуг и заступничества Христа. Ибо те, за кого Он заплатил Своими страданиями, никогда вновь не попадут под проклятие. Более того, Его постоянное заступничество за них всегда действенно (Иоан. 11:42; Евр. 7:25). Доктрина стойкости является также следствием союза верующих и Христаедь не могут те, кто всем сердцем принял Христа и через Него вечную жизнь, вновь отделиться и потерять ее. Те, кто, познав благодать и милость Бога, уходят от них, никогда не имели в своих сердцах любви Божией и живой возрождающей веры. Именно о них говорит апостол в II Пет. 2:20—22.

    Можем ли мы говорить, что бессмертие не будет длиться вечно? Доктрина стойкости утверждает, что верующие еще в этой жизни могут получить уверенность в спасении (Евр. 3:14; 6:11; 10:22; II Петр. 1:10). А это было бы невозможно, если бы милость Божия могла, хотя бы кратковременно, оставлять их.

    В. Возражения по поводу доктрины стойкости. Часто говорят, что доктрина стойкости ведет к чувству ложной безопасности, лености, распущенности и аморальности. Но это в действительности не так. Хотя Библия и утверждает, что мы существуем милостью Божией, она не поддерживает идею, что Бог позволяет нам жить распущенно, без постоянного трудолюбия, без молитвы. Живущий по духу не станет исполнять вожделений плоти. Если вера христианина жива и действенна, она дает плод благочестивой жизни. (См., например, Гал. 5:16—25.) Тем не менее, некоторые теологи выделяют в Библии три группы мест, которые, по их мнению, противоречат рассматриваемой доктрине. Этими местами являются: (1) места, содержащие предупреждение против вероотступничества, что было бы совершенно ненужным, если бы верующие не могли вероотступниками становиться (Матф. 24:12; Кол. 1:23; Евр. 2:1; 3:14; 6:11; I Иоан. 2:6). Но это всего лишь доказывает, что в стойкости верующий является только одной из двух задействованных сторон. (Сравните стихи 22—25 27-й главы Деяний со стихом 31 для иллюстрации этой точки зрения); (2) места, в которых верующих призывают следовать по пути освящения. Эти призывы были бы ненужными, если бы не возникали сомнения, что верующие могут сойти с пути праведного. Однако в действительности эти места лишь доказывают, что Бог использует нравственное воздействие для достижения Своих целей;

    (3) места, в которых описывается вероотступничество (I Тим. 1:19,20; II Тим. 2:17,18; 4:10; II Петр. 2:1,2). Однако в них не доказывается, что вероотступники, о которых идет речь, были истинными верующими.

    Из Библии видно, что есть люди, которые, хотя и проповедуют веру, сами истинными верующими не являются (Рим. 9:6; I Иоан. 2:9; Откр. 3:1). Чаще всего такие люди сами совращаются на путь отступления от истины Христа и становятся лжеучителями для слушающих их. Это видно из слов Иоанна: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами» (I Иоан. 2:19).

    Вопросы для самопроверки

    Каково первое значение библейского слова «освящать»? В чем суть идеи освящения? Каковы различные смысловые значения слова «святость» при применении его к Богу? Каков смысл этого слова при применении его к людям или вещам? В чем разница между освящением и нравственным усовершенствованием? Каковы характеристики освящения? Освящение является деянием Бога или человека? В чем заключаются отрицательные и положительные стороны освящения? Как далеко простираются границы освящения? Какие доказательства того, что освящение не может быть завершено в этой жизни, Вы можете привести? Кем и на каких основаниях это отрицается? Какими аргументами это можно опровергнуть? Что такое добрые дела в строгом смысле этого слова? Могут ли невозродившиеся люди совершать добрые дела? Что подразумевается под словами, что добрые дела не вознаграждаются? Как можно доказать это положение? Почему добрые дела не могут вознаграждаться по заслугам? Когда мы говорим, что за добрые дела воздается, противоречим ли мы предыдущему? В каком смысле добрые дела необходимы и в каком необязательны? Что такое стойкость истинно верующих? Кто отрицает доктрину стойкости и как она может быть доказана? Какие возражения имеются против доктрины стойкости и как на них можно ответить?

     

    Евангельская Реформатская Семинария Украины

    • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
    • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
    • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
    • Реалистичный учебный график;
    • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.