Брюс Милн
Евангелие от Иоанна: Се царь ваш!
2. Начало служения (21:1–25)
1. Ловля рыбы с Иисусом (21:1–14)
Гл. 20 производит впечатление, что Иоанн заканчивает свой рассказ об Иисусе признанием Фомы и изложением цели евангелиста (20:30,31). Соответственно, многие ученые видят гл. 21 как дополнение, написанное позже, возможно, даже другим человеком. Однако следует отметить, что стиль рукописи подтверждает единство гл. 21 с остальными главами. Если эта глава была добавлена позже, то, скорее всего, до распространения Евангелия. Кроме того, содержание этой главы, как мы скоро увидим, полностью гармонируете остальными главами. Это подходящий эпилог к тому, что было описано в гл. 1–20.
С одной стороны, цель этой главы — рассказать о возрождении Петра. Она также предоставляет нам важную информацию о дальнейшем служении Петра и Иоанна. Это особенно ценно, если учесть, что Петр уже умер к тому времени. Она также продолжает основную тему заключительных глав об учении Иисуса относительно служения учеников. Комментируя это, Хоскинс говорит, что «христианское Евангелие заканчивается так, как надо, не явлением воскресшего Господа Своим ученикам и их вере в Него, а твердым заявлением о том, что Его служение в мире, начатое по Его повелению и руководству, будет средством спасения для многих»[1].
Место следующего явления Христа — Тивериадское море, более известное как Галилейское море. Не совсем понятно, почему ученики пришли сюда. Почему вернулись и занялись старым промыслом, когда Иисус умер, воскрес и послал их исполнять новое задание, «начинающееся в Иерусалиме»? Соответственно, этот поступок обычно толкуется как неповиновение и отступничество учеников. Как метко подмечает Бисли–Мюррей, «никогда поход на рыбалку не осуждался так сурово»[2].
Однако в защиту учеников следует заметить, что в других Евангелиях сказано, что Иисус повелевает апостолам вернуться в Галилею, говоря: «Там Его увидите» (Мф. 28:7; Мк. 16:7). Также следует сказать, что в их теперешнем психологическом и эмоциональном состоянии рыбалка, в старом и хорошо знакомом пейзаже Галилейского моря, благотворно действовала на них. Последние несколько дней на эмоциональном уровне были сравнимы с американскими горками. В течение одной недели они поднялись на головокружительную высоту Вербного воскресенья, затем стремительно спустились в глубины отчаяния Великой страстной пятницы и затем опять взмыли на небеса через славу воскресения. Рыбалка, вероятно, была как раз тем, что «доктор прописал». Потом не стоит забывать, что, «несмотря на то что Иисус был распят и воскрес из мертвых, ученики все же должны были чем–то питаться»[3].
Всего здесь упоминается семь учеников (2). Примечательно, что все они из окрестностей Галилеи, если не исключать двух других учеников; но это, вполне возможно, были Андрей и Филипп, и в таком случае эта группа составляла «Галилейскую семерку», из числа двенадцати апостолов. Следует отметить, что Фома больше не стремится покинуть остальных, и это мудрое решение, как показали события.
Петр, как всегда, говорит первым (3). В Галилейском море было предпочтительно рыбачить ночью, но в этот раз выход в море оказался неудачным. Возвращаясь к берегу, они увидели в тусклом утреннем свете приветствовавшего их незнакомца (4). Это Иисус, но они опять Его не узнали (ср. коммент. к 20:15). Он обращается к ним на простом, разговорном языке; Его слова можно перевести так: «Привет, парни… поймали сегодня что–нибудь?., попробуйте забросить сеть справа от лодки, и вы поймаете немного!» (5,6).
Опытные рыбаки не стали бы обращать внимания на советы какого–то незнакомца, особенно если он стоит один на суше, но в тоне Иисуса чувствуется что–то такое, что внушает уверенность. Они делают так, как Он просит, и сразу же вытаскивают полные сети (6).
Реакция Петра и Иоанна схожа с той, что описана в предыдущей главе при вести о пустой могиле. Для Иоанна наступает момент откровения: это Господь (ср.: «и увидел, и уверовал», 20:8). Для Петра это прозвучало как призыв к действию: Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море (7). (Ср.: «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб», 20:6.) Петр опоясывает себя, возможно, потому что он был легко одет для работы и, скорее всего, просто подвязал одежду вверх, чтобы она не мешала ему плыть к берегу. Это может быть также намеком на необходимую деталь для почитания, которая упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете (Исх. 20:26; 1 Кор. 11:2). Петр вот–вот встретится со своим «Господом и Богом», и он должен быть соответствующе одет.
Они выходят на берег и обнаруживают, что Иисус уже позаботился о них. Их ожидал приготовленный завтрак, так необходимый после долгой и бесплодной ночи в море (9). Иисус милостиво просит их принести улов (10), который они с таким трудом вытащили на берег с помощью Петра (11). Улов сосчитали (как же могли опытные рыбаки не поддаться искушению — 153 огромные рыбины! И сеть не порвалась от такой тяжести).
Иисус приглашает их отобедать, в то время как к ним приходит осознание чуда. «Охваченные благоговейным страхом, они едят в тишине. Они не смеют спросить „Кто Ты", ибо ответ будет один — „Я есмь". Так они едят то, что Господь подал им, и эта трапеза открывает им Его присутствие»[4].
Рассказ о том, как в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (14), наполнен символическим смыслом. Ранее Иисус сам провозгласил, что рыболовство — это основной смысл Его служения (ср. Мк. 1:17: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков»; Л к. 5:10: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков»). Упоминание в Лк. 5 особенно примечательно, так как оно прозвучало сразу после чудесного улова, опять же при помощи Иисуса (Лк. 5:1–11), послушавшись Которого они «оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:11).
Благодаря очевидному сходству между двумя чудесами, некоторые ученые предполагают, что в основе двух этих рассказов лежит один и тот же случай. Они считают, что Иоанн просто переработал первую историю, чтобы лучше отразить цель служения учеников после воскресения Христа.
Несмотря на множество вопросов по поводу исторической достоверности, разница между двумя этими событиями значительная[5]. Однако первый случай имеет большое значение для толкования данного отрывка, так как благодаря ему становится ясно, что для Иисуса и учеников «рыболовство» было символом служения. С воскресением Христа и Его предстоящим восхождением (20:17) неумолимо приближался и час служения (17:18; 20:21). Этот случай стал символом их будущего дела, а также и нашего. Само географическое положение должно было пробудить воспоминания об этом призыве, так как чудо, вероятно, произошло на том же самом берегу, где ходил Иисус, когда они последовали за Ним.
Здесь нужно выделить два аспекта.
1. Во–первых, Иисус открывает им секрет успешного служения. Мы видим яркий контраст между результатами, когда ученики пошли по собственной инициативе и не поймали в ту ночь ничего (3) и когда они рыбачили по указанию Иисуса, и лодка была наполнена большими рыбами (11); Иисус сказал в свое время: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (15:5).
Эта история также очень поучительна для тех, кто благовествует сегодня. Церковь западного мира никогда не имела такого множества средств, ресурсов и методик, как сегодня. Психологические и социологические науки, так же как и плоды технической и коммуникационной революции, сделали секреты успешного служения общедоступными. К сожалению, несмотря на то что тратится много времени и денег на приобретение этих средств и на посещение собраний и семинаров, где эти секреты открываются, долгожданные результаты оказываются скудными. Недавний опрос евангельских церквей, прошедший в большом канадском городе, показал, что, несмотря на все предпринятые ими попытки выработать какую–либо успешную стратегию благовествования, к Христу обращались в среднем 1,9 человека в год![6]
Интересно отметить, что, в отличие от этого, христиане третьего мира, которым, в общем, ничего не известно об этих новых открытиях и «успешных» методиках и которые вынуждены уповать на силу молитвы Божьей и просто делиться Благой вестью, достигают зачастую поразительных результатов. В некоторых странах третьего мира христианство распространяется необычайно быстро. (Очевидно, в этих замечаниях присутствует изрядная доля обобщения, хотя они были сделаны от лица непосредственных наблюдателей на нескольких континентах.) Проблема западных церквей в большинстве случаев заключается не в самом знании, а в коварном соблазне поверить в это. Именно в этом кроется провал, и именно здесь уместна эта история. В рыболовном «ноу–хау» учеников не было никаких ошибок; просто, когда они понадеялись на себя, то не поймали ни одной рыбы. Когда они последовали за Иисусом и положились на Него, в некоторой степени вопреки своему опыту, результат был ошеломляющим.
С этой точки зрения, молитва — это надежный барометр. Насколько мы часто и искренне молимся, настолько мы зависимы от Господа. Неудивительно, что в церквах Северной Америки и всего Запада молитве уделяется слишком мало внимания, в то время как для многих церквей неразвитых стран это — само дыхание жизни. «И это не исправить, кроме как молитвой»; секрет плодотворного служения — в открытии нашего полного бессилия произвести плод, который «пребывает», независимо оттого, насколько мы обучены или вооружены. Без Иисуса мы не можем сделать не то что малого, мы не можем сделать ничего (3; ср.: 15:5). Только перестав полагаться на себя и свои возможности, мы откроем для себя жизнь в воскресении и улов царства.
2. Этот отрывок также затрагивает тему границ служения. Улов был поразительным, гораздо больше, чем ученики могли ожидать. Здесь ясно подчеркивается внушительный размер улова: Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы (6); сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть (11).
Миссионерские ожидания учеников, теперь, когда Иисус доказал им, что Он обетованный Мессия Израиля, все еще были связаны с Израилем. Деян. 1:6 отображает ход их мыслей: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю. Иисус мог приветствоваться как Спаситель мира в Самарии (4:42) и иметь «других овец» среди народов (10:16), но ученики продолжали видеть свое будущее не дальше Израиля. Вполне возможно, что Иисус специально повелел ученикам идти из Иерусалима к Галилее, чтобы открыть им глаза на их служение, ибо Иерусалим, со своими глубокими националистическими ассоциациями, был менее плодородной почвой для такого дела, чем Галилея, ставшая окном в большой мир на севере, западе и востоке.
Границы служения могут быть также обозначены количеством пойманных рыб, хотя это спорный вопрос. Иоанн сообщает нам число рыб, может быть, просто потому, что для рыбака размер улова был важен; это не впечатляющая подробность для свидетельства. Самая знаменитая попытка истолковать число 153 символически была сделана Джеромом, который, опираясь на авторитетные источники, предположил, что Иоанн имел в виду 153 разных вида морских рыб. Однако возникли трудности с подтверждением данного числа среди авторитетных источников, на которые опирался Джером, и упомянутое количество видов, конечно же, спорно в свете сегодняшних знаний о морской жизни. Также были сделаны и другие остроумные предположения, которые приводятся в любых крупных комментариях. Но достаточно сказать, что ни одно из них не получило широкой поддержки. Однако истолковать это число можно, и не ища какого–либо тайного смысла, — улов был огромным, и, несмотря на это (в отличие от случая из Лк. 5, когда ученики были призваны), сеть не прорвалась. Служение учеников принесет большой улов среди народов, хотя он никогда не будет слишком большим.
Сегодня мы, как ни одно поколение до нас, можем оценить границы апостольского служения; в нашу эру христианство стало воистину верой для всех народов. «Очень нечасто в истории церкви и в истории человечества бывали такие времена, когда появлялось что–нибудь действительно новое. Но в XX в. появилось неоспоримо новое явление — впервые в истории мир обрел всеобщую религию, и это христианство»[7].
Сегодня утверждения Иисуса Христа, как никогда, подтверждаются наглядно, ибо всякий раз, когда Он освобождается от погребальных одежд западной культуры и предстает перед нами в Своем истинном виде, в соответствии со свидетельством Писания о Нем, Он становится необычайно привлекательным для нас. «Нет такого желания, которое Он не мог бы исполнить… вот почему христианская вера принадлежит и Востоку, и Западу и почему никогда не будет никого больше Христа… да никого большей не нужно»[8]. Мир ждет гласа своего Искупителя, чтобы внять Ему.
Этот отрывок также ярко иллюстрирует нашу общность с Иисусом. На Востоке приглашение разделить трапезу имеет гораздо большее значение, чем просто вежливость. Это подразумевает приглашение к товариществу, к единству сердец. Иисус обещал ученикам, что «вскоре» после того, как Он покинет их, Он снова придет, чтобы быть с ними (16:16—21). Эти новые взаимоотношения, как узнают они, уже не будут осязаемыми, как прежде. Но тем не менее они реальны и достаточны; в самом деле лучше, чтобы Он ушел, чтобы к следующему приходу они имели Святого Духа (16:7). Иисус придет и сотворит среди них Свою обитель (14:23); они не останутся сиротами (14:18).
Этот отрывок открывает нам взаимоотношения, которые все еще доступны для нас. Они основаны по Его инициативе, как мы уже отмечали (12). Это практические взаимоотношения, выражаемые в повседневных, конкретных реалиях тяжелого труда, профессиональных навыках, поиске пропитания и приготовлении еды. Приготовление Иисуса для них тоже очень практично. Так же как и в верхней комнате, где Он берет полотенце и удовлетворяет их практические нужды, так и на берегу моря Его служение призвано удовлетворить их земные потребности. «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Флп. 4:19).
Однако разговор о приготовлении Иисусом еды неизбежно ведет к трапезе, которую они разделяли в верхней комнате всего лишь за несколько дней до этого (Мф. 26:26–29). Там Иисус берет хлеб и чашу, так же как здесь Он берет хлеб и рыбу, и раздает их ученикам. Та пища, как учил Он их, олицетворяла жертво приношение Его тела и крови на кресте. То, что тогда они поняли смутно, сейчас открылось им со всей ясностью. Приготовление Иисуса было Его самопожертвованием ради них на кресте, чтобы очистить их от греха и насытить новой жизнью в Царстве Божьем. Иисус до сих пор приглашает учеников отведать с Ним Его пищу (Отк. 3:20; также 1 Кор. 11:23—26).
Приди отобедать!
Зовет Учитель, приди отобедать!
Ты можешь постоянно обедать с Иисусом.
Тот, Кто накормил множество,
Превратил воду в вино,
Говорит голодным и жаждущим грешникам,
Приди отобедать!
Автор неизвестен
Мы также видим здесь снисходительность к тем, кто причащается с Иисусом. Это обычные люди, похожие на тех, кого Иисус пригласил к столу в тот день: общественные неудачники, как Петр; сомневающиеся, как Фома; преданные души, как Нафанаил; люди с горячим темпераментом, как братья Зеведеевы; и двое других, чьи имена даже не названы; весь остальной народ, как и двое других из учеников Его. Этой людской компании Иисус открывает все богатства Своей дружбы — следовательно, и нам тоже.
Эта трапеза имела и другой смысл, так как причащение — это еще и символ славы грядущего царства, брачная вечеря Агнца (Отк. 19:9), когда люди придут с востока, запада, севера и юга и каждый займет свое место на празднике Царства Божьего. Ответить на Его приглашение сейчас — значит сохранить за собой место на празднике, который произойдет потом; в тот день, когда, как живо описывает Макларен, «в утреннем свете мы увидим Его стоящим непоколебимо на берегу. „Капитан Галилейского моря" поведет наше хрупкое судно через бурные волны, которые отмечают границу между морем жизни и берегом вечности; и когда солнце взойдет над Восточными холмами, мы сойдем на твердую землю, неся с собой „несколько рыбок", которые Он примет. И там мы найдем покой. Нет нужды спрашивать о том, кто служит нам, ибо мы будем знать, что „Это Господь!"»[9]
2. Следование за Иисусом (21:15–25)
Мы приблизились к окончанию Евангелия. Здесь отмечается граница пути для тех, кто, уверовав, что Иисус истинно «Христос, Сын Божий», сейчас хочет посвятить свою жизнь Ему. Иисус возвращает нас обратно к образу христианской жизни, о котором мы читали в самой первой главе, где Андрей и неназванный ученик Иоанна Крестителя были посланы Иоанном к Иисусу и «пошли за Ним» (1:37). Далее Иисус встречает Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною» (1:43).
Теперь, когда Евангелие подходит к концу, Иисус повелевает лидеру новой апостольской общины: Иди за Мною (19)… ты иди за Мною (22). Эти слова вторят тем, которыми Петр был призван к Иисусу в первый раз: «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17), и местом действия, как мы уже предположили, мог быть тот же самый берег.
Так, учеников, посланных туда, откуда все началось, и смотрящих теперь на все глазами, которые открылись благодаря времени, проведенному с Иисусом, Его смерти и воскресению, Иисус призывает снова подтвердить свою преданность и пройти за Ним, укрепляясь Святым Духом, остаток земного пути.
Следование за Иисусом тогда и сегодня включает в себя пять аспектов.
1) Препятствие, которое необходимо преодолеть (21:15—17)Во время трапезы на берегу происходит трудный разговор с Петром, остальные при этом не имеют ничего против такой открытости. Публичность данного разговора имеет большое значение, так как Иисус стремится очистить Петра от позора его прилюдного отречения. Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (15). Заметьте, Иисус не называет его Петром, камнем, ибо он лишился достоинства называться таким именем. Иисус обличает Петра в его недостатках, чтобы он по–новому уверовал в лидерство Христа. Симон всегда останется Симоном. Он не может подняться над этим. Но Симон, верующий в Иисуса, — это Петр, камень, по свидетельству которого и под руководством которого церковь получит фундамент.
Возникает вопрос: что означают слова больше, нежели они! Почти наверняка Иисус имеет в виду всех остальных, собравшихся вокруг Него. Петр хвастался: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Однако, отвечая теперь на вопросы, он не говорит о том, что он может и не может сделать, он полностью положился на Христа и Его знание о нем: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (15). Иисус еще дважды задает ему этот вопрос: любишь ли ты Меня? (16,17). Каждый раз Иисус поручает ему служить церкви.
Для слова «любить» в вопросах Иисуса и в ответах Петра в оригинале используется два глагола — agapao и phileo. Это различие отражается в NIV, как истинно любишь (agapao) и просто любишь (phileo). Попытки уловить какую–либо ощутимую разницу между двумя этими словами не принесли убедительного результата. На протяжении всего Евангелия Иоанн часто использует пары взаимозаменяемых слов, например, в этом абзаце он использует два разных греческих слова для паси и корми (16, 17) и для слов агнцы и овцы (15,16). Также два разных термина используется для слова знать, которое NIV, совместно с другими версиями, переводит как знать. Между овцами и агнцами еще можно уловить некоторое различие, но в остальных случаях это сделать практически невозможно. Классическое исследование показало, что два греческих глагола для любить в большинстве случаев использовались взаимозаменяемо. Вероятность того, что нет никакого другого более четкого различия, усугубляется еще более отсутствием единодушия у тех, кто исследует этот вопрос. Поэтому, вероятно, правильнее будет считать это особенностью стилистики Иоанна, а не основой для какого–то иного толкования.
На что здесь действительно стоит обратить внимание, так это на реакцию Петра, который, греясь у «разложенного огня» (9; ср.: 18:18), был призван отказаться от своих прежних слов отречения, трижды публично подтвердив свою любовь и преданность Христу. До этого момента Петр был не готов следовать за Иисусом, так как препятствие отречения и греха еще не было преодолено.
За этими особенностями ситуации лежит универсальный закон. Перед тем как следовать за Иисусом, нам необходимо признать грех в своей жизни. Иисус настаивает на этом, даже если Петру это больно (17) и он смущен тем, что Иисус заставляет его при всех покаяться. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Петр помнил об этом, когда благовествовал другим. «Что нам делать, мужи братия?.. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:37,38). Отношения с Иисусом начинаются, когда в Его присутствии мы обличаем все то, что печалит Его и противоречит святой воле Божьей в нашей жизни, чего бы нам это ни стоило.
Это правило применяется особым образом в начале христианской жизни, так же как и далее до конца жизни. Петр открыл для себя, а вслед за ним и Павел (ср.: Рим. 1:12–16), что, как бы не был ужасен наш грех и как бы мы его не стыдились, Иисус может простить и возродить нас и затем использовать в Своем служении. Нет такого греха, которого Господь не мог бы простить. «Вы спрашиваете меня, что такое прощение? Это значит снова обрести доверие Бога на том месте, где ты его потерял» (Рита Снауден).
2) Ответственность, которую необходимо принятьПолучив прощение, мы открываем путь к служению Иисусу. Очистившись, Петр снова стал служителем Иисуса. Иисус здесь заботится не только о благосостоянии и уверенности Петра; Он также заботится о только что появившейся церкви. Так Петру поручается задание: паси агнцев Моих, паси овец Моих (15—17). Следовать за Иисусом и любить Его — значит взять на себя обязанность заботиться о Его людях. Это истина, которую необходимо восстановить сегодня. Преданность Христу подразумевает преданность Его церкви. Иисус Христос — это не «одно» лицо (в том смысле, что Он приходит к нам не один). Он помолвлен; и Он приходит к нам со Своей невестой, которую Он любит и ради которой Он пожертвовал Собой (Еф. 5:25). Нельзя общаться с Христом, игнорируя или даже презирая Его невесту, с точки зрения человеческих отношений, это равносильно такому же общению с женатым другом, и даже хуже того, потому что общение с Иисусом имеет бесконечно большее значение. Истинное принятие Нового Завета означает не только обращение и принятие Христа. Это также означает обращение и принятие Его невесты, церкви. Любовь Христа к Своим людям не уменьшается, несмотря на то что они могут быть плохо одетыми, гряз-
ными, плохо питающимися и больными. Все равно церковь остается Его невестой, собранием тех людей, за которых Он отдал жизнь и которые поэтому — объект Его заботы. И сегодня Он обращает Свои слова к каждому, кто услышит их: паси агнцев Моих, паси овец Моих.
3) Крест, который нужно нестиПетр, узнав о своем назначении, сразу же узнает и о его цене (18,19), когда Иисус предупреждает его о дальнейшей мученической смерти. Он будет служить до старости и умрет с распростертыми руками — эвфемизм распятия. Подробности неизвестны наверняка, но существует вполне надежное предание о том, что Петр умер подобно своему Господу, возможно, в Риме, при императоре Нероне в начале 60–х гг. I в. «Несению» креста Петром будет предшествовать случай, когда своенравие Петра наконец закончится, так как его поведут туда, куда он не хочет (18).
Это правило действует на всем пути «следования за Иисусом». Путь апостольства — это путь, ведущий к распятию, как показал нам ранее Иисус. «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует» (12:25,26; Мк. 8:34,35). Христианская жизнь в этом смысле — «непрерывное умерщвление плоти» (Кальвин), мы ежедневно подавляем наше своеволие и исполняем волю Господа. «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20) — это суть христианской жизни. Она отрицательна по своей форме, потому что наши сердца мятежны по природе. Но на опыте, это самый положительный образ жизни, ибо смерть за Иисуса — это дверь, ведущая к жизни с Ним. Как и в случае с Иисусом, распятие ведет к воскресению, смерть — к жизни. Петр и мы вместе с ним, умирая, прославляем Господа (19).
4) Сотрудничество, которое необходимо поддерживатьПолучив восстановление от Господа и заглянув в собственное будущее, Петр, видя идущего за ним ученика, которого любил Иисус, спрашивает о его будущем служении: Господи! а он что? (21). Иисус упрекает за это Петра. Что тебе до того? (22). На самом деле это означает «Не лезь не в свое дело!» Петр, узнав о своем будущем, хочет использовать преимущество, полученное от Господа, и узнать о судьбе других.
Это так присуще человеку и в то же время, как указывает Иисус, так неправильно. Личные отношения с Господом и отдельными христианами, включая вопросы о будущем и о их служении, степени повиновения и качестве их вклада, — это «святыня», неприкосновенная для других людей. Мы не смеем до нее дотрагиваться, пока нам не разрешат или мы не будем вынуждены это сделать, и даже тогда мы должны действовать аккуратно и осторожно. Служение Петра будет отличаться от служения Иоанна. Петр будет пастырем, Иоанн — пророком; Петр будет проповедовать, Иоанн — писать; Петр — свидетель основания, Иоанн — правоверный писатель; Петр умрет в страданиях мученической смерти, Иоанн доживет до глубокой старости и умрет в тишине и спокойствии.
Здесь Петр сталкивается, как и все мы, с необходимостью сотрудничества в следовании за Иисусом. С нами по пути будет идти много и других, также принадлежащих Христу, также посланных Им, также глубоко Им любимых и ценимых. Их призвание и дар могут отличаться от наших, их взгляды и убеждения могут не совпадать с нашими, но мы можем благодарить Господа за них и временами восхищаться и обучаться на их примерах. Однако, несмотря на это, мы прежде всего должны видеть перед собой Иисуса. «Иди за Мною». Иисус — наш единственный Повелитель, Ему мы принадлежим, Ему мы должны отдаваться; мы должны жить, «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:2).
5) Цель, к которой необходимо идтиВ этих заключительных стихах Евангелия Иисус оглашает надежду христиан на будущее до Его возвращения (22,23). Одна из отличительных особенностей учения Христа, как она отображена Иоанном, — это акцент на присутствие царства Божьего прямо здесь и сейчас. Сейчас, через веру в Иисуса Христа, мы попадаем в царство, сейчас мы получаем вечную жизнь, сейчас мы убегаем от мира, сейчас мы выходим из тьмы на свет. Эсхатология осознается в настоящем. Но на этом не заканчиваются надежды христиан. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. <…>… Наступает время, в которое все, находящиеся в фобах, услышат глас Сына Божия, и изыдут» (5:25,28,29); «Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (14:3). В согласии с остальными писателями Нового Завета, Иоанн выказывает уверенность в том, что Иисус придет в осязаемом величии в конце веков, чтобы завершить Свое дело, судить всех людей и положить начало вечной славе. Царь идет, и эта завершительная встреча — окончательная цель учеников Христа и паломников Божьих.
Иисус отвечает на вызванный Иоанном спор между братиями, как записано в ст. 23. Иоанн подчеркивает, что Иисус говорит предположительно, чтобы преломить любознательность Петра. Господь не утверждал, что Он вернется в течение жизни Иоанна.
Затем евангелист подтверждает достоверность своего свидетельства (24). Кто такие мы, произносящие эти заверения? Можно предположить, что это свидетельство старшин церкви в Эфесе, где тогда жил Иоанн. Но, скорее всего, это редакторское мы, которое исходит от самого автора, подобное тому, которое он использовал в начале Евангелия: «И мы видели славу Его». Если это так, то оно составляет подходящее заключение.
Слава Иисус Христа, которая раскрывалась перед нами глава за главой, наконец указывает нам на конечную цель нашего пути, когда Он вернется и слава, опирающаяся на веру, уступит место славе, опирающейся на зрение. А до этого мы «следуем за Ним».
Предыдущее упоминание этого образа в Евангелии прекрасно дополняет эти две перспективы. Как и ученики (1:37), мы следуем за Ним до того момента (либо до, либо после нашей земной смерти), когда Он «повернется» и посмотрит на нас и мы увидим Его лицом к лицу. Мы спросим Его о том, где Он остановился, и Он отведет нас туда, чтобы исполнилось пророчество из Его великой молитвы: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (17:24).
Но это не будет концом нашего пути. Ибо, как говорится в заключительных стихах Иоанна, нет пределов величию Иисуса Христа. Многое и другое сотворил Иисус (25), не только за те недолгие годы пребывания с нами, но когда Он был еще не воплотившимся Словом, через Которое все начало быть (1:3), Словом, через Которое началась сама жизнь (1:3), вечным центром всеискупляющего замысла Божьего. Он бесконечен в буквальном смысле слова, и поэтому ни одна библиотека на земле или на небесах не смогла бы вместить всего об Иисусе Христе (25).
Поэтому наше исследование не закончится никогда, так как мы будем узнавать все больше и больше о «неисчерпаемом богатстве» Христа.
Звезды светят над землею,
Звезды светят над морем,
Звезды смотрят наверх, на всемогущего Господа,
Звезды смотрят вниз, на меня;
Звезды будут жить миллионы лет,
Миллионы лет и один день!
Но Христос и я будем жить и любить,
Когда звезд уже не будет.
Автор неизвестен
Но, хотя ни одна рукопись не сможет рассказать о Нем всего, мы благодарим Господа за книгу, написанную Иоанном более девятнадцати столетий назад, которую мы имеем возможность держать в руках сегодня. Читая ее, мы начинаем видеть «славу Его, славу как единородного от Отца» (1:14).
[1] Е. С. Hoskyns, р. 656.
[2] G. R. Beasley–Murray, p. 399.
[3] Ibid.
[4] L. Newbigin, p. 277.
[5] D. A. Carson, John, pp. 670f; also I. H. Marshall, The Gospel of Luke (Paternoster, 1978), pp. 199f.
[6] R. W. Bibby, Fragmented Gods (Irwin, 1987), pp. 29f.
[7] S. Neill, A History of Christian Mission, p. 559.
[8] E. Norman, cited in A. Webster, Christ is Enough (Epworth, 1963), p. 7.
[9] A. Maclaren, 3, pp. 357f.