Мэтью Генри
Толкование книг Нового Завета. Второе послание к коринфянам
ГЛАВА 2
В этой главе апостол продолжает объяснять причины, удержавшие его от посещения Коринфа, ст. 1-4. Затем он пишет о человеке, находящемся под церковным осуждением за грех кровосмешения, советует им восстановить его, объясняя при этом, почему они должны так поступить, ст. 5-11; после этого сообщает им о своих трудах и успехах в проповеди Евангелия в разных местах, ст. 12-17.
Стихи 1-4
В этих стихах,
1. Павел продолжает объяснять, почему он не пришел в Коринф - потому что не хотел огорчать их и быть огорченным ими, ст. 1, 2. Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.., а таковое могло произойти, если бы он, придя к ним, обнаружил, что позорное дело, имевшее место в их среде, не было осуждено должным образом; это причинило бы огорчение и ему, и им, ибо их печаль или радость при встрече были бы обоюдны. Но Павел хотел иметь с ними радостную встречу, не отравленную никаким поводом к разногласию.
2. Павел говорит, что с той же самой целью он писал им предыдущее послание, ст. 3, 4.
(1) ...Дабы пришед не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться... И писал он в уверенности, что они сделают все необходимое как для собственной пользы, так и для его утешения. Последующие стихи показывают, что апостол имел в виду тот случай кровосмешения, о котором писал им в первом послании 1 Кор. 5. Апостол не был разочарован в своих ожиданиях.
(2) Он уверяет их, что его целью было не огорчить их, а засвидетельствовать им о своей любви, что он писал им от великой скорби в сердце и с огромной любовью к ним. Он писал им со многими слезами, чтобы они могли познать любовь, какую он в избытке имеет к ним. Примечание:
[1] Даже обличая и наказывая, верные служители проявляют любовь.
[2] Необходимость наказания и применения мер церковной дисциплины по отношению к согрешившим является печалью для служителей кроткого духа, и они прибегают к ним с сожалением.
Стихи 5-11
В этом отрывке апостол рассуждает о человеке, виновном в кровосмешении и отлученном за это от церкви, что и послужило, вероятно, главной причиной написания этого послания.
1. Он говорит, что грех этого человека огорчил его частью, что отчасти он был огорчен также и ими, так как они несмотря на такой позор возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать.., 1 Кор. 5:2. Однако он не хотел предъявлять слишком тяжелые обвинения в адрес всей церкви, видя, что они оправдали себя в этом деле, исполнив данные им указания.
2. Он говорит, что наказание, наложенное на виновного, было достаточным, ст. 6. Желаемый результат достигнут, согрешивший человек смирился, а также и они доказали свое послушание его повелениям.
3. Поэтому Павел советует им как можно скорее восстановить отлученного, то есть снова принять его в свою общину, ст. 7, 8. Он умоляет их простить его, то есть снять с него церковное наказание (ибо они не могут освобождать от вины или преступления перед Богом) и утешить его, так как мир души раскаявшегося грешника зависит не только от его примирения с Богом, но также и от примирения с людьми, опозоренными или оскорбленными им. Они должны утешить его и показать, что их осуждение было вызвано любовью к нему и ненавистью к греху, что их целью было исправить его, а не повредить ему.
4. Павел приводит несколько веских аргументов, чтобы убедить их поступить таким образом.
(1) Этого требовало положение покаявшегося, ибо он находился в опасности оказаться поглощенным чрезмерною печалью своей, ст. 7. Он так переживал о своем падении и столько перестрадал от наказания за него, что мог впасть в отчаяние. Чрезмерная печаль причиняет вред, даже печаль о грехе может быть чрезмерной, если она препятствует исполнению других обязанностей и доводит человека до отчаяния.
(2) Коринфяне проявили послушание его повелению, осудив грешника, и теперь Павел хочет, чтобы они исполнили его желание и восстановили своего согрешившего брата, ст. 9.
(3) Он говорит о своей готовности простить покаявшегося и присоединиться к их прощению. А кого вы в чем прощаете, того и я.., ст. 10. Он делает это ради них, из своей любви к ним, ради их блага, а также ради Христа, ибо он Его апостол, исполняющий Его учение и подражающий примеру, Того, Кто был полон благости и милости к кающимся грешникам.
(4) И еще одну серьезную причину он приводит (ст. 11): Чтобы не сделал нам ущерба сатана... Существовала опасность, что сатана повредит не только кающемуся грешнику, повергнув его в отчаяние, но и церкви и апостолам или служителям Христовым, представив их слишком суровыми и жестокими. В этом, как и в других вопросах, следует руководствоваться советами мудрости, как поступать в каждом конкретном случае чтобы не было порицаемо служение. Сатана - искусный враг и применяет различные козни, чтобы обмануть нас, и нам должны быть небезъизвестны его умыслы. Это бдительный враг, готовый все использовать против нас, и мы должны быть очень осторожны, чтобы не дать ему никакого повода к этому.
Стихи 12-17
Апостол делает длинное отступление, чтобы рассказать коринфянам о своих путешествиях и трудах по распространению Евангелия, об успехах в этом деле, а также сообщить им о том, как он много переживал за них, как не имел покоя духу своему, когда не нашел в Троаде Тита (ст. 13), от которого надеялся получить более точные сведения о случившемся у них. Немного позже (гл. 7:5-7) мы прочитаем о том, как апостол, прибыв в Македонию, был утешен прибытием Тита и его известием о коринфянах. Таким образом, все содержащееся в отрывке от гл. 2:14. до гл. 7:5 можно рассматривать как своего рода вставку. Заметьте здесь:
I. Неутомимость и усердие апостола Павла в его труде, ст. 12, 13. Он переходил с места на место, проповедуя Евангелие. Из Филипп он отправился в Троаду морем (Деян. 20:6), а оттуда в Македонию, так что не смог зайти в Коринф, как намеревался вначале, гл. 1:16. Однако, хотя не все его планы относительно мест служения осуществлялись, в самом служении он был неутомим.
II. Успехи Павла в его служении: ...мне отверста была дверь Господом, ст. 12. Везде, куда он приходил, у него было много труда, и он имел добрый успех в нем, ибо Бог распространял им благоухание познания о Себе... во всяком месте. Он имел возможность открывать двери своих уст, а Бог открывал сердца его слушателей, как например сердце Лидии, Деян. 16:14. Апостол говорит об этом как о поводе вознести благодарение Богу: Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе...
1. Все торжество верующих - во Христе. Сами по себе мы слабы и не имеем ни радости, ни победы, но во Христе можем радоваться и торжествовать.
2. Истинные верующие всегда имеют повод торжествовать во Христе, ибо силою Возлюбившего их они являются более чем победителями, Рим. 8:37.
3. Торжествовать во Христе дает им Бог. Именно Он дает повод для торжества, а также сердце, способное торжествовать. За это Ему хвала и слава.
4. Добрый успех Евангелия - добрая причина для радости и торжества христианина.
III. Утешение, какое апостол и его сотрудники находили в своем труде даже тогда, когда благовествование не приносило спасения некоторым из слышавших его, ст. 15-17. Здесь заметьте:
1. Различный успех Евангелия и различное воздействие его на разные категории людей, которым оно проповедовалось: одни спасались им, а другие - погибали. Не следует удивляться тому, что Евангелие оказывало такое различное действие, ибо:
(1) Для одних оно запах смертоносный на смерть. Они добровольно остаются в невежестве и сознательно упорствуют, они испытывают отвращение к Евангелию, подобно тому как некоторые не переносят дурного запаха, поэтому оно ожесточает и ослепляет их, возбуждает их пороки и раздражает их дух. Они отвергают Евангелие к собственной погибели, к духовной, вечной смерти.
(2) Для других оно – запах живительный на жизнь. На смиренные и кроткие души проповедь слова действует благотворно и доставляет им самое большое наслаждение. Как оно слаще меда на вкус, так приятнее самого драгоценного благовония для обоняния, и намного полезнее, ибо оно не только оживляет их, мертвых по грехам и преступлениям, но и доведет их до конца - до жизни вечной.
2. Потрясающее впечатление, какое производило это на душу апостола и должно оказывать также и на наши души: ...И кто способен к сему? (ст. 16). Кто достоин заниматься таким серьезным делом, делом необыкновенно важным, по причине его столь великих последствий? Кто способен выполнить такую трудную работу, требующую большого умения и усердия? Этот труд огромен, а силы наши малы, но способность наша от Бога. Если бы люди серьезно задумывались о том, какие великие результаты зависят от проповеди Евангелия и как трудна работа служителя, то они бы с большей осторожностью приступали к служению и очень старательно исполняли его.
3. Утешение, какое находил апостол при этих серьезных размышлениях.
(1) Верные служители будут приняты Богом, каким бы ни был их успех (ст. 15): Мы Христово благоухание Богу., если верны Ему (ст. 15), как в спасаемых, так и в погибающих. Бог примет искренние стремления и добросовестные усилия, даже если они во многих случаях окажутся безуспешными. Служители будут приняты и вознаграждены в зависимости не от их успеха, а от их преданности.
(2) Его совесть свидетельствует о его верности, ст. 17. Многие повреждали слово Божие, но совесть апостола свидетельствует о его верности. Он не прибавлял к учению и постановлениям Христа свои собственные идеи, он не осмеливался ни прибавлять к слову Его, ни убавлять от него, но проповедовал Евангелие так, как принял его от Господа; Павел стремился заслужить Божие одобрение, помня, что око Его всегда над ним, и поэтому всегда говорил и действовал как перед Богом, то есть искренно. Примечание: Какое бы дело мы ни совершали в церкви, если мы не делаем его искренне, как перед Богом, то оно не Божие, оно не исходит от Него, и оно не достигает Его.
Этот материал еще не обсуждался.