Мэтью Генри
Толкование книг Ветхого Завета. Бытие
ГЛАВА 14
Эта глава имеет четыре темы.
I. Война с царем Содома и его союзниками (ст.1-11).
II. Пленение Лота в этой войне (ст.12).
III. Аврам спасает Лота из плена и одерживает победу над завоевателями (ст.13-16).
IV. Возвращение Аврама из похода (ст.17) и описание происшедшего
(1) между ним и царем Салимским (ст.18-20).
(2) Между ним и царем Содомским (ст.21-24). Таким образом здесь частично исполняется данное Авраму обетование о том, что его имя будет великим.
Стихи 1-12
Здесь описывается первая война, представленная в Писании, о которой (хотя войны народов делают имена великими в истории) нам не рассказывалось, если бы она не касалась истории Аврама и Лота. В связи с этим мы можем обратить внимание:
I. На стороны, принимавшие в ней участие. В роли захватчиков выступали четыре царя, двое из которых были цари Сеннаарский и Еламский (т.е. цари Халдеи и Персии), хотя, возможно, не сами полновластные владыки этих держав собственными персонами, а их военачальники или, скорее, главы или лидеры некоторых колоний, вышедших из этих великих народов и поселившихся недалеко от Содома, но сохранивших имена стран, из которых они вышли. Порабощенными оказались цари пяти городов, расположенных рядом друг от друга в долине Иордана, а именно: Содома, Гоморры, Адмы, Севоима и Сигора. Четыре из них перечислены, но нет пятого, царя Сигора или Белы, то ли потому, что он был более жалким и менее значительным, то ли потому, что был более нечестивым и позорным и заслуживал забвения.
II. Поводом для войны послужило восстание пяти царей против правления Кедорлаомера. Они служили ему двенадцать лет. Их плодородная земля приносила им мало радости, пока они были вынуждены платить дань чужой державе и ничего не могли назвать своей собственностью. Богатые страны всегда являются желанной добычей, и праздные изобильные страны всегда становятся легкой добычей для возрастающего величия. Содомляне были потомками Ханаана, которого Ной провозгласил рабом Симу, от которого произошел Елам. Так быстро стало исполняться это пророчество. На тринадцатый год, устав от гнета, они восстали, отказавшись платить дань, попытавшись сбросить ярмо и восстановить древние свободы. На четырнадцатый год, после небольшой передышки и подготовки, Кедорламеор, объединившись со своими союзниками, решает наказать и победить непокорных, не найдя другого способа заставить их платить дань, кроме своего меча. Отметьте: гордость, алчность и амбиции являются теми похотями, которые приводят к войнам и сражениям. Этим ненасытным идолам приносится в жертву кровь тысяч людей.
III. Развитие войны и успех. Четверо царей разорили соседние страны и обогатились за их счет; из страха перед ними царь содомский поступил бы мудро, если бы подчинился, пожелав примирения, ибо как он мог сражаться с врагом, который так ободрился благодаря победе? Но он скорее был готов подвергнуться крайней нужде, чем покориться, и поступал соответствующим образом. Quos Deus destruet eos dementat – тех, кого Бог предназначил для гибели, Он предаст безрассудству.
1. Силы царя Содомского и его сторонников были разгромлены, и, похоже, многие из тех, кому удалось избежать меча, погибли в смоляных ямах (ст.10). Где бы мы ни находились, мы окружены смертью в разных ее проявлениях, особенно на поле битвы.
2. Города были разграблены (ст.11). Все имущество Содома, особенно склады и запасы продовольствия, было унесено завоевателями. Отметьте: когда люди неправильно используют дары щедрого провидения для обжорства и пресыщения, то Бог поступает справедливо, когда чаще всего с помощью суда или другого средства лишает их того, чем они злоупотребляли (Ос.2:8,9). 3. Лот был взят в плен (ст.12). Его со всем имуществом схватили вместе с другими. Теперь Лоту пришлось
(1) вместе со своими соседями разделить общее бедствие. Хотя он сам был мужем праведным и (о чем здесь четко говорится) сыном брата Аврама, тем не менее вместе с остальными он попал в эту беду. Отметьте: всему и всем — одно (Еккл.9:2). Наилучшие мужи не должны надеяться избежать величайших трудностей в жизни. Нашу безопасность не может гарантировать ни собственное благочестие, ни родство с любимцами небес, когда совершаются суды Божьи. Отметьте далее: участь многих честных людей ухудшается из-за нечестивых соседей. Поэтому мы поступим мудро, если отделимся от них или, по крайней мере, будем отличаться от них (2 Кор.6:17) и тем самым избавим себя (Отк.18:4).
(2) Страдать за сделанный им безрассудный выбор, когда он поселился здесь. Писание четко указывает на это, когда говорит: “И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме”. Такой близкий родственник Аврама должен был быть его спутником и учеником, пребывать у его палаток, но если он выбрал жизнь в Содоме, то должен винить себя за то, что разделяет бедствия его жителей. Отметьте: когда мы сходим с пути своего долга, то тем самым лишаем себя Божьей защиты и не можем надеяться, что выбор, сделанный под воздействием похотей, благополучно закончится. Особое ударение сделано на то, что захватчики взяли имущество Лота – имущество, которое стало поводом для ссоры и отделило его от Авраама. Отметьте: Бог справедливо лишает нас наслаждений, которые приводят к тому, что мы лишаемся наслаждений в Нем.
Стихи 13-16
Эти стихи описывают единственное военное мероприятие, в котором участвовал Аврам. На это его подтолкнули не собственная алчность или амбиции, а милосердие. Он сделал это не для своего обогащения, а чтобы помочь другу. Ни одно военное мероприятие не было проведено и завершено с большими почестями, чем это. Здесь сообщается:
I. Ему были принесены новости о беде, в которую попал родственник. Провидение так устроило, что Аврам находился недалеко и мог организовать быструю помощь.
1. Здесь он назван Аврамом Евреем, то есть сыном и последователем Евера, в чьей семье в то деградирующее время исповедовалась и хранилась истинная религия. Эти слова подтверждают, что Аврам поступал как еврей, и его образ жизни соответствовал имени и характеру религиозных верующих.
2. Новости принес человек, которому удалось сбежать и спасти свою жизнь. Возможно, это был житель Содома, такой же плохой, как наихудший из них; в то же время, зная о родстве Лота и Аврама, а также о его заботе о племяннике, беглец умоляет о помощи и надеется поторопить его ради Лота. Отметьте: наихудшие люди в день бедствия будут рады сослаться на знакомство с мудрыми и благочестивыми людьми, чтобы получить от них выгоду. Богач в аду назвал Аврама Отцом, а безрассудные девы просили мудрых поделиться с ними маслом.
II. О приготовлениях, предпринятых Аврамом для похода. Основание для выступления было правильным, призыв родственника о помощи был ясен, поэтому он быстро вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать; это была большая семья, но слишком маленькая армия, почти такая же по численности, как армия Гедеона, разгромившая Мадианитян (Суд.7:7). Он вывел своих обученных рабов, или катехизированных рабов, то есть не только обученных искусству войны (которое в то время было далеко не так совершенно, как в последние, худшие века, за время которых оно отточилось), но и наставлены в принципах религии, ибо Аврам повелевал своим домашним хранить путь Господень. Это демонстрирует, что Аврам был
(1) великим мужем, имевшим много рабов, которые не только зависели от него и работали на него, являясь его силой и славой, но и давали ему великую возможность совершать добрые дела, которые высоко ценятся и желанны во всех великих местах и при великих состояниях.
(2) Благочестивым человеком, который не только сам служил Богу, но и наставлял служить Богу всех окружающих. Отметьте: тот, кто имеет большую семью, имеет не только много тел, но и много душ, о которых нужно заботиться и обеспечивать. Тот, кто хочет, чтобы его назвали последователем Аврама, должен следить, чтобы его слуги были наставлены в религии.
(3) Мудрым, ибо хотя он был мирным человеком, но, не зная, что может произойти рано и поздно, в то же время обучил своих рабов военному искусству, чтобы быть готовым ко всему. Отметьте: хотя наша святая религия учит хранить мир, в то же время она не запрещает нам вступать в войну.
III. Его союзники и соучастники похода. Аврам убедил своих соседей – Анера, Эшкола и Мамрия, с которыми поддерживал связь, - отправиться вместе с ним. Он проявил благоразумие, тем самым укрепив свои войска их союзными войсками; возможно, они сами беспокоились о своей выгоде и желали выступить против этой угрожающей силы, чтобы не стать следующей жертвой. Отметьте:
(1) мы поступаем мудро и исполняем свой долг, если ведем себя уважительно и обязательно по отношению ко всем людям, чтобы при каждом случае они хотели и желали оказать нам услугу.
(2) Хотя мы зависим от Божьей помощи, тем не менее, оказавшись в беде, должны использовать помощь людей, раз провидение предлагает ее; в противном случае мы искушаем Бога.
IV. Его отвага и поведение были поразительными.
1. Само по себе это мероприятие в значительной мере требовало дерзости, если задуматься о его неблагоприятных условиях. Что может сделать одна семья земледельца с пастухами против армий четырех царей, опьяненных кровью и победой? Он собирался выступить против победоносной, а не побежденной армии; не необходимость вынудила его отважиться на этот дерзкий поступок, а сострадание. Поэтому, поразмыслив обо всем, это был, насколько мне известно, великий пример истинной смелости, за которую в свое время прославляли Александра и Цезаря. Отметьте: религия часто делает людей не трусами, а настоящими храбрецами. Праведник смел как лев. Истинный христианин – настоящий герой.
2. Это мероприятие разрабатывалось благоразумно. Аврам был знаком с военными уловками. Он разделился, как Гедеон поступил со своей маленькой армией (Суд.7:16), чтобы иметь возможность подойти к врагу с нескольких сторон одновременно и его немногочисленный отряд казался большим. Он атаковал врагов ночью, чтобы удивить их. Отметьте: честная политика – хороший друг нашей безопасности, и она способствует нашей готовности. Голова змея (если только она не сродни старому змею), вполне может стать частью христианского тела, особенно, если она имеет глаза голубя (Мат.10:16).
V. Его успех был довольно значительным (ст.15,16). Аврам поразил своих врагов и спас друзей; и мы нигде не читаем, что он понес потери. Отметьте: тот, кто рискует ради доброго дела с добрым сердцем, находится под особой защитой доброго Бога и имеет повод надеяться на добрый исход. Лишь Бог решает: спасти чрез многих, или немногих (1 Цар. 14:6). Обратите внимание:
1. Он спас своего родственника; дважды в этом месте он называет Лота своим сродником (братом, англ.пер.). Память о родстве по природе и благодати заставила его забыть небольшую ссору между ними, во время которой Лот нехорошо вел себя по отношению к Авраму. Аврам вполне справедливо мог укорить Лота за безрассудство, когда тот поссорился и отделился от него, сказать, что он был достаточно богат, о чем мог судить по своему процветанию. Но в снисходительной душе благочестивого Аврама все было забыто и прощено; он использует эту возможность, чтобы дать реальное доказательство своего примирения. Отметьте:
(1) мы должны быть готовы, если только это в наших силах, помогать и утешать тех, кто в беде, особенно наших друзей и родственников. Брат явится во время несчастья (Прит. 17:17). Друг познается в беде.
(2) Хотя кто-то недостаточно добросовестно исполняет свой долг по отношению к нам, но мы из-за этого не должны отказывать помощи. Некоторые говорят, что им проще простить своих врагов, чем своих друзей, но мы обязаны прощать и тех, и других, если задумаемся не только о том, что Бог примирился с нами, когда мы были грешники, но что Он также не вменяет преступления остатку наследия Твоего (Мих.7:18).
2. Аврам спас остальных пленников ради Лота, хотя они были чужими для него и им он вообще ничем не был обязан. Более того, несмотря на то что они были Содомлянами и чрезмерно грешили перед Господом, а он, возможно, мог бы с помощью выкупа освободить одного Лота, он в то же время возвратил обратно всех женщин, народ и их имущество (ст.16). Отметьте: если у нас есть возможность, мы должны делать добро всем людям. Наша благотворительность должна проявляться всякий раз, когда для нее предоставляется возможность. Повсюду, где Бог дает жизнь, мы не должны жалеть усилий, чтобы поддержать ее. Бог дарует блага праведным и неправедным, так же должны и мы (Мат.5:45). Похоже, именно на эту победу, одержанную Аврамом над царями, ссылается пророк (Ис.41:2): “Кто воздвиг от востока мужа правды… и покорил царей?” И многие предполагают, что как ранее он получил право на эту землю по акту дарения, так теперь - по праву завоевания.
Стихи 17-20
Этот отрывок начинается с упоминания об уважении, оказанном Авраму царем Содомским при его возвращении после победы над царями. Но детальному изложению этого события предшествует кратко рассказанная история Мелхиседека, о котором мы узнаем:
I. Кем он был. Он был царь Салимский и священник Бога Всевышнего. Другие выдающиеся детали о нем сообщает Послание к Евреям 7:1 и далее.
1. Раввин и большая часть раввинских писателей приходят к выводу, что Мелхиседек был Симом, сыном Ноя, который был царем и священником всех, кто произошел от него в соответствии с патриархальной моделью. Но это не вполне правдоподобно, ибо зачем ему нужно было менять свое имя? И как он пришел, чтобы поселиться в Ханаане?
2. Многие христиане думают, что это было явлением самого Сына Божьего, нашего Господа Иисуса, которого Аврам в то время знал под этим именем, как впоследствии Агарь тоже называла Его другим именем (Быт.16:13). Он явился Авраму как праведный царь, имеющий праведный повод и дающий мир. Трудно представить, чтобы обычный человек соответствовал такому описанию: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Евр.7:3). Эти слова свидетельствуют, что Мелхиседек живет и пребывает как священник постоянно (ст.3,8); более того (ст.13,14), подобным описанием апостол делает эту личность нашим Господом, происшедшим от Иуды. Кроме того, сложно представить, что в то время какой-либо обычный человек был более великим, чем Аврам, во взаимоотношениях с Богом, что Христос должен был стать священником, подчиняющимся обыкновенному человеку и что какое-либо человеческое священство могло бы превосходить священство Аарона, каковым, несомненно, является Мелхиседеково.
3. Самое распространенное мнение полагает, что Мел-хиседек был хананейским правителем в Са-лиме, придерживавшимся истинной религии. Но если так, то почему его имя на протяжении описания всей жизни Аврама упоминается только здесь и почему Аврам строил собственные жертвенники, а не посещал жертвенники своего соседа, который занимал более важное положение. Это трудно объяснить. Мистер Грегори из Оксфорда, ссылаясь на авторитетность Арабской Катены, так описывает происхождение Мелхиседека: он был сыном Ераклима, сына Фалека, сына Евера, его мать носила имя Салафииль, она была дочерью Гомера, сына Иафета, сына Ноя.
II. Что он сделал.
1. Он вынес хлеб и вино, чтобы освежить Аврама и его воинов и поздравить их с победой. Он совершил это как царь, наставляя нас делать добро, общаться и оказывать гостеприимство в соответствии с нашими возможностям; тем самым он продемонстрировал духовное обеспечение силой и утешением, которые Христос заложил в завете благодати для нашего подкрепления, когда мы устаем от духовных сражений.
2. Как духовный священник, он благословил Аврама, и это было более значительное подкрепление, чем хлеб и вино. Таким же образом Бог, воздвигнув Своего Сына Иисуса, послал Его, как имеющего власть, благословить нас; и те, кого Он благословил, безусловно благословенны. Христос отправился на небеса после того, как благословил учеников (Лук.24:51), ибо именно для этого Он пришел.
III. Что он сказал (ст.19,20). Он сказал две фразы:
(1) он благословил Аврама от имени Бога: “…благословен Аврам от Бога Всевышнего” (ст.19). Обратите внимание на славный титул, который он дарует Богу. Он называет Его
[1] Богом Всевышним, что свидетельствует о Его непревзойденных личных совершенствах и всевышнем владычестве над всеми тварями; Он – Царь царей. Отметьте: мы в значительной мере окажем помощь нашей вере и благоговению в молитве, если будем взирать на Бога, как на Бога Всевышнего, и так же называть Его.
[2] Владыкой неба и земли, то есть полноправным владельцем и всемогущим Господом для всех тварей, так как Он создал их. Это свидетельствует о Нем как о великом Боге, которого нужно постоянно славить (Пс.23: 1); и блаженны те, кто имеет долю в Его благоволении и любви.
(2) Он благословил Бога за Аврама (ст.20): “Благословен Бог Всевышний”.
[1] Во всех своих молитвах мы должны славить Бога и присоединять “аллилуйя” ко всем нашим “осанна”. Это те духовные жертвы, которые мы должны приносить каждый день и по каждому отдельному поводу.
[2] Господу, как Всевышнему Богу, мы должны воздавать славу за все наши победы (Исх.17:15; 1 Цар.7:10,12; Суд.5:1,2; 2 Пар.20:21). В них Он показывает себя величественнее наших врагов (Исх. 18:11) и нас самих, ибо без Него мы не можем делать ничего.
[3] Мы должны воздавать славу за милости, оказанные другим, как за свои, ликуя с теми, кто ликует.
[4] Иисус Христос, наш великий первосвященник, является Посредником наших молитв и нашей хвалы; Он не только возносит наши, но и Свои молитвы за нас (см. Лук. 10:21).
IV. Что было сделано для него. Аврам дал ему десятую часть из всего, то есть от всей добычи (Евр.7:4). Это можно рассматривать
(1) как награду Мелхиседеку в качестве ответного подарка за его знаки уважения. Отметьте: тот, кто получил милость, должен проявить милость. Благодарность является одним из природных законов.
(2) Как жертвенный обет и посвящение всевышнему Богу, переданные в руки Мелхиседека, Его священника. Отметьте:
[1] когда мы принимаем выдающиеся милости от Бога, то вполне естественно с нашей стороны выразить благодарность каким-то особым действием благочестивой благотворительности. Бог всегда должен получать Свою часть от нашего имения, особенно в том случае, когда благодаря необычному провидению Он то ли сохранил, то ли увеличил его.
[2] Что десятая часть нашей прибыли – это подходящая пропорция, которую нужно отделить для славы Божьей и служения в Его святилище.
[3] Что каждый из нас должен почитать и смиренно признавать Иисуса Христа, нашего великого Мелхиседека, как нашего царя и священника и не только давать Ему десятую часть, но и все, что имеем; мы должны отказаться от всего, что имеем, и отдать Ему.
Стихи 21-24
Эти стихи описывают, что произошло между Аврамом и царем Содомским, который наследовал того, который пал в битве (ст.10) и считал себя обязанным воздать почести Авраму в ответ за добрые действия, совершенные для него.
I. Царь Содомский с благодарностью предлагает Авраму (ст.21): “Отдай мне людей, а имение возьми себе”, - так написано в еврейском переводе. В этих словах он четко просит отдать ему людей, а имущество добровольно отдает Авраму. Отметьте:
(1) там, где права на владение вызывают сомнение и разделены, мудро поступит тот, кто урегулирует вопрос с помощью взаимных уступок, а не соперничества. Царь Содома изначально имел право и на людей, и на имущество; и пришлось бы спорить, превосходит ли приобретенное право Аврама, полученное благодаря освобождению пленников, право царя и ликвидирует ли его. Но чтобы предотвратить все споры, царь Содома делает это честное предложение.
(2) Благодарность учит нас воздавать имением своим тем, кто изнурен работой, подвергался риску и понес убытки для нашего блага. Какой воин служит когда-либо на своем содержании? (1 Кор.9:7). Воины зарабатывают плату труднее, чем другие работники, рискуя своей жизнью, поэтому они вполне достойны ее.
II. Благородный отказ Аврама от этого предложения. Он не только отказывается от людей, которые должны служить ему, так как он избавил их от руки врага, но и отдает все их имущество. Он не берет ни нитки, ни ремня обуви, ни малой вещицы, ранее принадлежавшей царю Содомскому или его подданным. Отметьте: живая вера дает возможность человеку смотреть на богатства этого мира со святым презрением (1 Иоан. 5:4). Что значат украшения и чувственные наслаждения для того, кто имеет перед глазами Бога и небеса? Он отказывается взять даже нитку или ремень, так как нежная совесть боится обиды даже в незначительном вопросе.
1. Аврам подтверждает свое решение торжественной клятвой: “…поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, что не возьму ничего” (ст.22). Здесь обратите внимание
(1) на титул, который он дает Богу – Бог Всевышний, Владыка неба и земли. Это те же слова, которые только что использовал Мелхиседек (ст.19). Отметьте: очень хорошо учиться у других правильно формировать свою речь, касающуюся Бога, и подражать тем, кто красиво говорит о божественных истинах. Мы должны брать пример из разговора благочестивых и набожных людей, должны учиться говорить на их примере.
(2) На обряд, использованный при даче этой клятвы: “Я поднимаю руку мою…” Давая религиозную клятву, мы взываем к знанию Бога о нашей истине и искренности, и навлекаем Его гнев, если клянемся лживо, а поднятие руки подразумевает и выражает и то, и другое.
(3) На суть клятвы, а именно: обещание не брать никакой награды от царя Содомского было законным, но в связи с предшествующими действиями он не был обязан делать этого.
[1] Возможно, прежде чем вступить в сражение, Аврам поклялся, что если Бог дарует ему победу, то ради славы Божьей и репутации своего исповедания он откажется от своих прав на добычу. Отметьте: обеты, которые мы даем, стремясь обрести милость, должны тщательно и сознательно исполняться, когда мы получили ее, хотя они противоречат нашим интересам. Если житель Сиона поклялся то ли Богу, то ли человеку, то даже если это ему во вред, он не изменяет (Пс.14:4). Или можно понимать так:
[2] возможно, теперь Аврам, увидев повод отказаться от предложения, в то же время подтверждает свой отказ этой клятвой, чтобы предотвратить возможную дальнейшую назойливость. Отметьте: во-первых, возможно, здесь приводится хорошее основание, почему иногда мы должны отказываться от того, что по праву несомненно принадлежит нам, как это сделал св. Павел (1 Кор.8:13: 9:12). Во-вторых, подобные твердые решения очень хорошо принимать, находясь под воздействием искушений.
2. Он подкрепляет свой отказ хорошим основанием: “…чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама”, что могло бы повлечь порицание
(1) на обетование и завет с Богом, словно они не могли обогатить Аврама без добычи Содомской.
(2) На благочестие и благотворительность Аврама, словно, предпринимая это рискованное мероприятие, он прежде всего стремился обогатиться. Отметьте:
[1] мы должны быть очень внимательны, чтобы не дать повод другим говорить то, что они не должны говорить.
[2] Народ Божий ради доверия к нему должен остерегаться всего, что выглядит подло или корыстно, что благоухает алчностью и эгоизмом. Возможно, Аврам знал царя Содомского как гордого и надменного человека, который впоследствии сможет обернуть события к их порицанию, хотя, по большому счету, беспочвенному. Когда нам приходится иметь дело с такими людьми, мы должны поступать с особой осторожностью.
3. Аврам ограничивает свой отказ двумя оговорками (ст.24). Давая обет, мы также должны внимательно делать исключения, чтобы впоследствии не пришлось говорить перед ангелами: “это — ошибка!” (Еккл.5:5). Аврам исключает
(1) пищу для своих солдат, так как они заслужили питание, пока топтали хлеб. Но это не дало бы право царю Содома сказать, что он обогатил Аврама.
(2) Часть, принадлежащую его сторонникам и союзникам: “…кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною”. Отметьте: тот, кто строг в ограничениях собственной свободы, не должен накладывать эти ограничения на свободу других, как и судить их по собственным правилам. Мы не должны делать себя стандартом, по которому будем оценивать других. Благочестивый человек откажется от свободы, от которой не откажется другой, как было в практике фарисеев (Мат.23:4). У Анера, Эшкола и Мамрия не было оснований, как у Аврама, отказываться от своей доли. Они не исповедовали свою веру, как он, и не были обязаны исполнить обет. У них не было надежд, как у Аврама, получить свою часть в другом мире, и поэтому пусть возьмут свою долю здесь.
Этот материал еще не обсуждался.