Корнелис Бейл
Богат, как Иов
ИОВ И ПРИХОД ЕГО ДРУЗЕЙ (2:11–3:26)
О молчании и словах
Молчание – золото, а слово – серебро. Во время общения Иова с друзьями было много слов, было и много молчания. Однако длительное молчание товарищей Иова не было золотом, а слова самого Иова далеко не были серебром. Молчание друзей приносило лишь разочарование, а от слов становилось жутко.
А ведь все начиналось так хорошо: товарищи пришли проведать страдающего друга. Прежде всего, они хотели утешить его (Иова 2:11). Отлично! Именно это нужно было Иову в тот момент.
Наступило первое разочарование: «и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова...» (Иова 2:13). Подобное поведение друзей отчасти стало причиной того, что Иов не выдержал эмоционального напряжения и выплеснул наружу свои чувства. Это обстоятельство показывает, что у него не было некой совершенной веры. В таком случае мы можем быть уверены, что Иов ничем не отличается от нас. Это с одной стороны. С другой же стороны, стойкость Иова является даром Бога Израиля. На мрачном фоне плачевного положения Иова верность Божия воссияла еще ярче. И в данном контексте именно Божья верность является золотом!
Приход друзей
Вполне естественно, что ужасная весть о постигшем Иова несчастье распространилась по всей земле в мгновение ока. Об Иове говорили на рынках и у костров бедуинов. Ведь он был «...знаменитее всех сынов Востока» (Иова 1:3) (в нидерландском переводе Библии – «...самым богатым из всех жителей Востока»).
Как только друзья Иова услышали о случившемся с ним, они «...пошли каждый из своего места... и сошлись, чтоб идти вместе...» То есть они связались друг с другом и договорились встретиться, чтобы вместе отправиться к Иову. Из этого можно сделать вывод, что товарищи Иова жили не по соседству. Понадобилось время как на подготовку к путешествию, так и на само путешествие. Иову пришлось долго ждать прихода своих друзей. В первой речи, обращенной к товарищам, Иов жалуется, что его страдания длятся уже несколько месяцев (Иова 7:3). С каким же нетерпением он ждал прихода товарищей!
К сожалению, посещение друзей закончится неудачно. Позднее мы станем свидетелями шокирующих сцен. Но разве они этого хотели? Вряд ли. Ведь друзья Иова были единодушны относительно цели их посещения. Они хотели выразить сочувствие другу, которого постигли такие ужасные несчастья. Они желали проявить к нему сострадание. Они хотели утешить его. В этом и заключалась цель их визита. Именно по этой причине они отправились к Иову. Наконец-то Иов обретет поддержку и понимание! Наконец-то страдалец получит сострадание и утешение! Ведь до этого времени никто не поддерживал его. Четыре слуги, которые (согласно их собственным словам) были единственными, кто избежал верной смерти, возвратились к Иову только для того, чтобы сообщить ему ужасные вести. Большего они сделать не могли. Все, что они рассказали своему господину, было чистейшей правдой. Иова постигло ужасающее несчастье, и при этом он не услышал ни одного слова утешения!
Пятым человеком, обратившимся к Иову, была его собственная жена, которая посоветовала ему отвернуться от Бога и проклясть Его. За такие речи Иов назвал супругу безумной. А это ясно свидетельствовало о том, что Иову придется нести свой тяжкий крест в полном одиночестве.
Далее мы увидим, что окружавшие Иова люди оставили его. Он сам упоминает по крайней мере о четырех группах людей, от которых он мог ожидать помощи: братья Иова, его знакомые или друзья, близкие или родственники, а также пришлые (Иова 19:13–15). Однако все они его оставили. Может быть, эти люди боялись заразиться от Иова? Нельзя утверждать, что поведение всех этих людей можно объяснить именно этой причиной. Вполне можно предположить, что они вели себя подобным образом, так как не могли или не решались указать на причину страданий Иова. Что они должны были ему сказать? Все как будто воды в рот набрали.
Такие чувства знакомы и нам. Ведь в жизни знакомых нам людей, которых мы знаем как благочестивых христиан, также происходят ужасные вещи. Мы желаем утешить их, а также часто чувствуем, что должны объяснить, какую цель преследует Бог, посылая им такие страдания. Мы пытаемся понять, по какой причине они страдают.
У нас есть огромное желание высказать им не догадки и предположения, но что-то значимое, важное. Ведь мы привыкли именно таким образом, незамедлительно приступать к утешению человека. Когда это у нас не получается, мы чувствуем себя бессильными, неспособными оказать помощь. И тогда мы опускаем руки и отходим в сторону. Вполне очевидно, что мы продолжаем идти по этому трудному пути, вместо того чтобы целиком и полностью довериться непостижимой мудрости Божией. Наше утешение слишком сильно зависит от нашего удовлетворительного объяснения и слишком слабо обусловлено уверенностью в том, что Бог знает, почему Он так поступает. Даже если мы не в состоянии дать этому объяснение.
Но кто из людей может точно объяснить Иову, человеку, о котором Сам Бог дважды сказал, что он самый благочестивый и праведный человек на всей земле (Иова 1:8; 2:3), почему его должны были постигнуть такие несчастья? В любом случае к Иову так никто и не пришел. Однако упомянутые три друга Иова представляли собой замечательное исключение из общего правила. Они отправились к нему, чтобы утешить. Этих товарищей звали Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин. Нам мало что известно об этих людях. Также мы не можем ничего определенного сказать относительно того, откуда они родом или где проживали. Вероятнее всего, они были дальними родственниками Авраама. Самое главное, что к Иову наконец-то пришла помощь. Помощь настоящих друзей.
Встреча друзей была исполнена драматизма. Иов был до такой степени обезображен язвами, что друзья не могли узнать его. Будучи не в силах совладать с переполнявшими их чувствами, товарищи громко зарыдали. «И разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иова 2:12). Затем друзья сели на землю рядом с Иовом.
Все эти красноречивые жесты свидетельствовали о желании друзей сострадать Иову.
Они всей душой желали выразить ему свои соболезнования. Ведь до настоящего времени никто так не поступил.
Молчание друзей Иова
«И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иова 2:13). Подобное поведение производит хорошее впечатление. Поэтому мы высоко ценим их молчание как выражение чуткости к чувствам страдающего человека. Как нам кажется, друзья поступили с Иовом благосклонно, с ходу не осыпав его словами утешения. Будучи потрясены увиденным при встрече, они хотели насколько можно глубже вникнуть в суть дела, понять, что же произошло. Ведь в противном случае их слова не имели бы смысла. Есть люди, которые не утруждают себя тем, чтобы попытаться понять жизненные обстоятельства другого человека. Тем не менее они всегда готовы направить на вас потоки «утешительных» слов. Люди, которых «утешали» подобным образом, со вздохом говорят: «Несмотря на благие намерения, они не знают, о чем говорят. Они должны прочувствовать это сами!»
Однако молчание друзей Иова было мучительно долгим. Они молчали семь дней и семь ночей! Они лишь рыдали и сетовали. Профессор К. ван Гельдерен в книге De hoofdpunten der zielgeschiedenis van Job («Основные аспекты в истории души Иова») верно отметил, что это непрекращающееся «завывание» без единого слова утешения свело бы с ума даже самого рассудительного человека.
Кажется, что молчание друзей Иова было обусловлено его страданиями. Однако не следует думать, что эти мужи не могли произнести ни единого слова по причине переполнявших их чувств. Они молчали не потому, что из-за горя не могли ничего сказать, но потому, что им нечего было сказать. Они пришли утешить товарища, но он так никогда и не получил этого утешения. Иова постигло ужасное горе, а из их уст не слетело ни единого слова утешения! Почему? Какова же причина этого?
Почему молчали друзья Иова?
На наш взгляд, в данном контексте важную роль играла ошибочная предпосылка друзей Иова. Конечно, они не считали, что жизнь верующих людей представляет собой одно сплошное везение. Друзья Иова не были настолько наивны, чтобы так считать. На основании опыта и истории они знали, что благочестивые люди далеко не всегда могут избежать несчастья. Однако, по их мнению, эти несчастья не могли быть слишком продолжительными. Бог не допустит, чтобы жизнь верующих была разрушена ужасными бедствиями. Он предотвратит несчастье вовремя. На это могут надеяться верующие. По мнению друзей Иова, благочестие верующего человека является залогом того, что горе и беды обойдут его стороной.
Однако подобное убеждение вряд ли утешило Иова. Друзья не заметили в его словах надежды на то, что вскоре страдания закончатся. Кроме того, они не слышали, чтобы он сам ссылался на свое благочестие. Вместо этого он до этого времени говорил только о благоволении Бога, который может послать благочестивым людям как доброе, так и злое.
Но товарищи Иова не были согласны с ним. Ведь, по их мнению, Бог не может допустить, чтобы праведники страдали в течение длительного периода времени. Конечно, в их жизни могут случаться несчастья, однако, столкнувшись с ними, благодаря своему благочестию праведники могут с уверенностью ожидать скорой и благополучной развязки!
Но почему же в таком случае Иов с полной уверенностью не утверждал, что вскоре все образуется, ведь он всегда был праведным человеком?
Было еще одно возможное объяснение: Иов был наказан за тайный грех. Однако друзья не слышали, чтобы он говорил: «Я совершил грех и поэтому утратил все блага». Им казалось подозрительным, что Иов не пытается объяснить причины так внезапно на него обрушившегося несчастья. Это, по мнению товарищей, выглядело довольно странным. Поэтому в их сердца закралось страшное подозрение, что Бог отвернулся от Иова.
Из-за этого, несмотря на первоначальное желание друзей утешить и ободрить Иова, у них не было для него слов утешения и поддержки. Их в первую очередь интересовал следующий вопрос: «Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих – упованием твоим?» (Иова 4:6).
Друзья Иова исходили из того, что в жизни благочестивых людей не может постоянно происходить что-то плохое. В таком случае возникает вопрос: а действительно ли Иов благочестив и безупречен? До тех пор, пока друзья Иова не могли точно ответить на этот вопрос, у них не было оснований утешать его. По этой причине они громко сетовали и рыдали, однако не произнесли ни одного слова утешения.
Новое искушение
Душераздирающая картина. Друзья сидели рядом с Иовом на пепелище в разодранных одеждах и громко рыдали. Так они выражали свое искреннее сопереживание Иову. Но при этом не произнесли ни слова. Тем не менее их гробовое молчание говорило о многом. Молчание друзей свидетельствовало о том, что в своих бедах Иов должен был, по-видимому, винить только себя. Иов оказался в опасном положении. Ведь если это действительно Божье наказание, то Иов мог прийти лишь к одному выводу: «Господь наказал меня, но... безосновательно, так как я не совершил ничего предосудительного. В таком случае Бог поступил нечестно». Еще немного – и Иов отвернулся бы от Бога, прокляв Его. Тогда сатана достиг бы своей цели. В таком случае было бы доказано, что даже благочестивые люди, столкнувшись с трудностями в понимании Божьего провидения в собственной жизни, могут отказаться от Бога и проклясть Его.
Поэтому нам интересна реакция Иова на молчание друзей, из которого он сделал определенные выводы относительно их мнения о его положении.
Ответ Иова
«После того открыл Иов уста свои, и проклял день свой (день, в который он родился)» (Иова 3:1). Выражение «после того» означает, что это произошло после той ужасной недели молчания.
«И начал Иов, и сказал...» – и дальнейшие слова показывали, как Иов воспринял подобное отношение к нему друзей. Он должен был получить от них поддержку. Однако вместо поддержки друзья только подлили масла в огонь его страданий. Поэтому его реакция была страшной. Его ответ был подобен внезапному извержению вулкана.
Иов проклял день своего рождения. То есть он пожалел, что родился. О, как хотел бы Иов, чтобы никогда не было той ночи, когда он был зачат в лоне матери. О, как он хотел бы, чтобы все это кануло в небытие. «Погибни день, в который я родился...» (Иова 3:3). «Для чего не умер я, выходя из утробы?..» (Иова 3:11).
«Теперь бы (посмотрите, насколько была вожделенна смерть для Иова) лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно» (Иова 3:13).
Жизнь опротивела Иову. Жизнь стала невыносимой. Жизнь утратила всякий смысл. Жизнь его – одна сплошная ошибка. Иов желал лишь покоя: ничего не знать, ничего не чувствовать. Иов жаждал лишь одного – погрузиться в глубокий нескончаемый сон.
«Или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света» (Иова 3:16). Все эти вещи были для Иова желанней, нежели жизнь, в которой он не видел никакого смысла.
Терзавшие его вопросы Иов выразил следующими словами: «Зачем Бог дает страдальцу свет, и жизнь огорченным душой? Они ждут смерти, но она не приходит» (Иова 3:20, 21). Зачем Бог позволяет людям рождаться, чтобы затем они испытывали страдания? Лучше бы они не рождались!
Нам знакомы подобные вопросы. Действительно, каков смысл такой жизни?
Иову было трудно ответить на этот вопрос. Ведь его жизнь превратилась в сплошное несчастье. Иову не для кого было жить, так как все его дети погибли. Кроме того, ужасная болезнь лишила его последних сил. Иов не знал и не мог объяснить, зачем он появился на этот свет. Иов больше не говорил, как ранее, что Божьи деяния всегда и во всем благие. Поэтому он желал лишь одного: «Лучше бы я не родился, лучше бы Бог убил меня посредством аборта или эвтаназии, ведь я жду смерти, а она не приходит».
Стойкость Иова
Несмотря на то что Иов перешел черту дозволенного, обращаясь к Господу подобным образом, тем не менее он так и не проклял Бога (и это было его спасением). Иов проклял день своего появления на свет, но не Бога.
Причина стойкости Иова – поддерживающая его десница Божья. Мы признаем, что истинные верующие могут попасть под влияние греха, мира и сатаны. Тем не менее «Он (Бог) не допускает их падения до того, чтобы они утратили благодать усыновления... и ввергли себя... в вечную погибель» (Каноны Дортского синода, 5:4–6).
Иов также не пал до такой степени, чтобы утратить благодать усыновления и ввергнуть себя в вечную погибель. От окончательного падения Иова удержала и сохранила Божья благодать. От окончательного падения Иова удержал и сохранил Христос. Удержал, сохранил и помог встать.
Однако это не значит, что мы должны следовать такому примеру Иова во времена отчаяния. В этой книге Святого Писания нам даровано важное Божье обетование: Он не допустит, чтобы мы погибли, подвергая себя опасности по причине отчаяния. Это обетование может оказаться нашим единственным и незыблемым основанием, когда мы оказываемся в кромешной тьме. Холод... Пустота... Страх. Эта история настойчиво призывает нас обращаться к Богу даже с самыми страшащими нас вопросами, даже тогда, когда мы чувствуем себя одинокими и позабытыми Богом. Иов поступил именно так. И это стало его спасением.
Вопросы
Зачем я родился? Почему страдает этот ребенок? Почему молодая мать должна внезапно умереть, а ее престарелая мать продолжает жить?
Сказанное Иовом относится ко многим людям: они ожидают смерти, но она не приходит.
Давайте вверим наши истерзанные жизни, наших детей или наших пожилых отца и мать, о которых мы более не в состоянии побеспокоиться, в десницу нашего Бога. Одно можно сказать с уверенностью: Бог осуществляет в людских жизнях Свой замысел – даже там, где наш ограниченный разум не способен увидеть какой-либо смысл. Ведь Он предопределил этих людей стать частью величественного хора радостных певчих, прославляющих Его во веки и веки. И это прославление будет осознанным прославлением. Они будут прославлять Бога за все Его деяния, за Его водительство даже в самые мрачные моменты их прошлого. Однажды все их трудные вопросы растворятся в прославлении под звуки арфы и кимвала. И одним из певцов этого хора будет Иов, который в прошлом проклял свой день рождения и обвинил Бога в том, что Тот позволил ему появиться на свет. В тот день Иов прославит Божье провидение, действовавшее и во время его страданий.
Это не значит, что на протяжении всей вечности мы будем вспоминать о пережитых трудных временах. Но, несомненно, мы будем прославлять Божье провидение и то, как Он осуществляет Свое водительство от вечности и до вечности. Ведь основная тема нашей будущей песни такова: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и [все] ПО ТВОЕЙ ВОЛЕ существует и сотворено» (Откр. 4:11).
Каждый день нашей жизни – как день радости, так и день печали – был, есть и будет исключительно по Божьей воле. И эта Божья воля благая. Вот почему мы, хотя и изнуренные страданиями и борьбой, будем прославлять Бога жизни за каждый дарованный нам день.
Этот материал еще не обсуждался.