Корнелис Бейл
Богат, как Иов
ОТВЕТ ГОСПОДА И РЕАКЦИЯ ИОВА (38–42:6)
Последние слова, которые произнес Иов в этой книге Святого Писания: «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иова 42:6). Таким образом он отрекся от всех своих критических высказываний касательно Божьего провидения. С того времени Иов принимал его уже как мудрое и благое.
Мы пребываем в недоумении. Мы могли бы лучше понять логику действий Иова, если бы Бог изменил его положение в лучшую сторону. И естественно, нам было бы несравненно легче воспринять слова Иова, если бы Бог обстоятельно объяснил ему причины произошедшего с ним несчастья. Но ничего подобного не произошло. Иов так и находился в ужасном положении. Подобно многим людям, он умолял Господа дать ему облегчение и покой. Но все напрасно. Никто не давал Иову обещания, что его положение изменится к лучшему. Более того, Бог не дал Иову ни малейшей подсказки, которая бы пролила свет на тайну его страданий. Говоря кратко, положение Иова, которое обусловило все его упреки и нарекания, никак не изменилось.
Поэтому мы недоуменно спрашиваем себя, какова же причина того, что Иов так смиренно отказался от своих упреков Господу и с покорностью принял страдания, посылаемые Им.
Первый ответ Господа
Должно быть, Иов был потрясен до глубины души в тот момент, когда Бог начал говорить с ним. Его горькие жалобы и укоры грудами лежали у Божьего престола, но, казалось, Бог не слышал его. Пока не начал дуть ветер и не разразилась буря. Бог собирался нарушить молчание и прояснить Свое провидение.
Бог взыскал Иова, желая выслушать его. Иову была предоставлена уникальная возможность отстоять свои взгляды относительно праведного провидения Бога. Иов был уверен, что Бог несправедливо с ним обошелся. В своих мыслях он уже вошел в небесный зал судебных заседаний, будучи уверен в том, что исход разбирательства будет в его пользу. «Объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем» (Иова 31:37).
Но когда Иов приблизился к Господу, оказалось, что его самоуверенность безосновательна – он не смог сблизиться с Ним, как с князем. Он не смог задать Господу вопросы, в правильности которых он был так уверен. У него просто не было времени их задать. Интересно, что не Иов, но Бог начал выдвигать серьезные обвинения. Господь обвинил Иова в том, что тот сомневается в Его провидении, не понимая при этом сути вопроса, – он назван «омрачающим Провидение словами без смысла» (Иова 38:2). Вот почему он был призван препоясать чресла свои, фактически подготовиться к сражению (Иова 38:3). Мы бы сказали, что Иову стоит приготовиться нести ответственность за все свои слова.
Но случилось неожиданное. Нам кажется вполне естественным, что Господь должен был бы наконец-то объяснить Иову причину его страданий. И Ему хватило бы для этого всего нескольких минут. И вот тогда бы Иов узнал, почему с ним произошли такие ужасные несчастья.
Конечно, его страдания не закончились бы, но по крайней мере исчезла бы очевидная их бессмысленность. Ведь именно эта кажущаяся бессмысленность доводила его до полного отчаяния. Господь казался неким своевольным Тираном, Которого не волнуют страдания Иова. И все же Господь не объяснил ему причины происходящего – Он пошел по иному пути.
«Иов, где был ты, когда Я закладывал основания земли? Чем занимался ты, когда исторглось море? Кто обуздал скалами и берегами это мятежное чудовище?
И еще один вопрос: что происходит при рождении нового дня? Все воры ночные скрываются. При восхождении солнца окружающий мир подобен скатерти, которую, натянув с четырех углов, встряхнули. И как крошки стряхиваются со скатерти, так и ночное отребье исчезает с лица земли. Можешь ли ты таким образом создать новый день хоть один раз? Можешь ли ты управлять звездами и образовать созвездия на тверди небесной?»
Также Бог задал несколько вопросов относительно животного мира. «Можешь ли ты облечь шею коня гривою? Иов, можешь ли ты приказать грифу свить гнездо высоко в скалах? Можешь ли ты это сделать? Способен ли ты на это? Знаешь ли, знаешь ли ты, как это сделать?» Нет, нет, нет. Вновь и вновь Иову приходилось отвечать: «Я не знаю, и я не могу это сделать».
Но какое отношение эти вопросы имеют к проблеме Иова? Господь хотел, чтобы Иов осознал две вещи: насколько безгранично Его могущество и насколько необъятна Его мудрость. Особенно важно второе.
Вот почему Бог обратил его внимание на животный мир. Это та область, где во всей полноте проявляется непостижимая мудрость Бога. Животный мир полон тайн, которые никогда не будут полностью раскрыты человеком. Это утверждение верно также и в отношении наших домашних животных. Кот спокойно расположился на коленях человека и чувствует себя уверенно в окружении людей. Собака – наш добрый друг. Но даже самый лучший знаток животных не знает их мыслей. Люди не в состоянии проникнуть в разум зверей.
Многое еще остается необъяснимым для нас. В качестве примера Бог приводит страуса. Эта птица откладывает яйца не в безопасном гнезде, но на земле, и на песке согревает их, где их легко раздавить. Страус жестоко ведет себя с птенцами, как будто они вовсе не его дети. Почему? Потому что Бог не дал страусам мудрости (Иова 39:17). С другой стороны, страус может бежать так же быстро, как скаковая лошадь, то есть способен развить скорость до пятидесяти километров в час. Таким образом, страус не совсем соответствует общему представлению о птицах. Может ли Иов объяснить его необычное поведение?
Первая реакция Иова (39:33–35)
С каждым последующим вопросом Иов все больше и больше осознавал свою незначительность. Божье таинственное присутствие во всем творении было непостижимым для Иова. Оно было превыше его понимания. Теперь Иов убедился, насколько ограниченно его знание окружающего мира. А ведь Иов вел себя так, будто обладал большими знаниями, нежели Бог. Иову действительно стало страшно, когда Господь после этих речей назвал его состязующимся с Вседержителем и обличающим Бога (Иова 39:32).
Но когда Иову была предоставлена возможность вступить в спор с всемогущим Богом, он положил руку на свои уста. Не единожды он обвинял Бога. Но больше он не будет так поступать. Был ли Бог удовлетворен таким поведением Иова? Хочет ли Бог, чтобы мы страдали, крепко стиснув зубы и не издавая ни звука? Желает ли Он, чтобы мы были отрешенными от мира фаталистами? Я думаю, ответ очевиден. Вот почему Бог не был удовлетворен такой реакцией Иова.
Он больше не будет говорить худых слов о Божьем провидении, но тем не менее останется при своем мнении. Это рабское отношение угнетаемых по отношению к угнетателю.
Но Бог не хочет, чтобы между Ним и нами были подобные отношения. К счастью, нет! Он не желает, чтобы мы раболепно и бездумно, с тупым безразличием предавались Его воле. Он требует, чтобы мы любили Его и полагались на Него всем сердцем своим. В любых обстоятельствах. Даже во времена великого горя. Других форм отношений Он не желает.
Поэтому Бог не успокоился, пока остатки подозрения не были удалены из самых потаенных уголков сердца Иова. Богу нужны люди, которые, не понимая причины своих страданий, тем не менее полностью доверяют Ему. Вот почему Он вторично призвал Иова препоясать чресла, как муж (Иова 40:2). То есть Иов вновь должен был приготовиться дать отчет Господу.
Второй ответ Господа
Господь знал о желании Иова, которое все еще теплилось в глубине его сердца. Сам Иов более не желал говорить о нем. «Давайте просто забудем о нем». Однако Господь не желал забывать об этом желании. Он точно знал, чего желает Иов: в своем пылающем гневе уничтожить всех нечестивцев, стереть с лица земли всех преступников в одночасье. По мнению Иова, в мире царит хаос, но он бы расставил все по своим местам. О, только бы у него была возможность! Он сорвал бы покров тайны и объяснил бы причины всех наших страданий. Следствием его «генеральной уборки» стал бы мир, полный правды и справедливости. В конечном итоге каждый получил бы по заслугам. Преступники были бы наказаны, а праведники обрели благоденствие. Такой была мечта Иова. И Бог считал, что это грандиозный замысел. Но неразумный!
В словах Бога сквозила святая ирония: «Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иова 40:9). Мир изменился бы до неузнаваемости. Только представьте: всемогущий Творец неба и земли пришел бы почтить Иова, который восстановил порядок в Его мире! Иов справился с тем, что не удалось Богу! Ведь он исправил все недостатки нашего общества.
Воистину абсурдная мысль! Как будто Бог должен учиться у человека. Но таким способом Бог желал показать Иову, насколько глупа была его сокровенная мечта.
Такие действия Бога могут легко вывести нас из себя. Обладаем ли мы таким же могуществом, как Бог, и громогласен ли наш глас так же, как и Его? Вот что сказал Бог. Может ли Иов облечься славой и величием, чтобы осуществить свое преобразование мира?
Несомненно, у этого смертельно больного человека не было никаких возможностей, дабы улучшить этот мир в соответствии с собственными предпочтениями. Но доказывает ли это обстоятельство его неправоту? Конечно, доказывает! Что себе вообразил Иов? Ведь для того чтобы восстановить порядок вещей, по крайней мере необходима десница, способная охватить все мироздание, и глас, могущий достичь звезд. Однако рука Иова была безнадежно коротка, а голос безнадежно слаб. Он даже ничего не понимал в поведении животных. Тысячи тайн мироздания непостижимы для него. Тогда как смеет этот незначительный человечек подвергать критике Божий промысел?
О бегемоте и крокодиле
Бог снова явил Свое могущество и мудрость на фоне бессилия и неведения Иова. В заключение Он привел пример бегемота и крокодила. Два непостижимых чудовища. Посмотрите на огромную фигуру бегемота, стоящего, подобно скале, посреди водного потока. Он никому не уступит дорогу. Никто не приблизится к бегемоту, чтобы без опаски погладить его по голове.
То же можно сказать и о таком неприступном животном, как крокодил. С ним не поиграешь, как с домашним питомцем. Все рады держаться от него на расстоянии. Никто не чувствует себя уютно рядом с этими животными. Они представители иного мира. Кто знает, что у них на уме?
Но если ни один человек не способен ни постичь разум этих могучих животных, ни схватить их голыми руками, то как возможно понять Творца этих таинственных чудовищ, как можно обвинять или поучать Его? Посредством этого примера из животного мира Бог показал, что вся критика, выдвинутая против Него людьми, является лишь проявлением их жалкого высокомерия. Звучит неприятно и даже жестоко. Но по-другому и быть не может. Ведь именно это высокомерие не позволяло Иову поверить, что все деяния Бога в его жизни благи и мудры. Поэтому Господь пожелал явить и ему, и нам эту истину.
Раскаяние Иова
В последних словах Иова все еще слышны отголоски Божьих обвинений (Иова 42:1–6). Мы тоже так поступаем. Если чьи-то слова произвели на нас глубокое впечатление, мы склонны повторять их. Поэтому Иов сказал: «Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иова 42:3). Он сослался на слова Бога, записанные в Книге Иова, 38:2. Именно это и сделал Иов. Не понимая сути вопроса, он начал давать оценку и обвинил Божье провидение. Да как он посмел?!
Теперь же он признал: «Я говорил о вещах, в которых ничего не смыслю». Что он понимал в движении звезд, жизни страуса, крокодила или бегемота? Он не мог понять целые миры. Разве он лучше Бога знал, как обустроить этот мир? Теперь у Иова открылись глаза.
В голове Иова звучали и такие слова Бога: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иова 38:3). Действительно, он вел себя так, будто Богу было чему у него поучиться. Испытывая жгучий стыд, Иов отказался от своих обвинений. С того времени он обрел покой и всецело полагался на Бога.
Какова же причина таких изменений? Ведь раны Иова все еще ныли и кровоточили. Будущее казалось беспросветным. Бог так и не объяснил Свои действия. В этом отношении встреча с Богом не помогла ему ни на шаг продвинуться в понимании ситуации. Ничего не изменилось.
Какие же тогда перемены, на взгляд Иова, произошли в его положении, что теперь изменилось по сравнению с прошлым? Он сам сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иова 42:5). Можно понять, что Иов имел в виду. Иногда мы слышим о человеке от других людей. В течение многих лет у нас складывается определенное впечатление об этом человеке. Возможно, он даже оказывал нам помощь. Тем не менее мы не имели возможности встретиться с ним лично. Пока однажды он неожиданно не появляется на пороге нашего дома. Мы жмем друг другу руки, встретившись лицом к лицу. Теперь мы знакомы не заочно, но лично.
Именно такого рода знакомство произошло между Иовом и Богом. Он слышал о Боге многое. Он любил Его и верно служил Ему. Со всеми своими страхами он обращался к Богу. Но никогда ранее он не встречался с Ним лицом к лицу. Иов пережил то, что научило его благоговению (почтительному страху) пред Богом («ontzaglijke ervaring»). Однако это переживание не стало ключом к разгадке всех тайн. В общении с Иовом Господь даже не затронул вопрос Своего водительства в его жизни. Не было сказано ни слова об этом. Однако Бог не пытался таким образом избежать ответа на вопрос Иова. Напротив, ссылаясь на многие тайны творения, такие как создание бегемота и крокодила, Бог доказал Иову Свое могущество и премудрость. Мы можем подумать, что Он говорил на отвлеченные темы. Однако Бог избрал именно такой способ, чтобы переубедить мятежное сердце Иова всецело полагаться на Его провидение.
Иов должен был научиться не понимать, но верить!
Этот материал еще не обсуждался.