19.12.2013
Скачать в других форматах:

Корнелис Бейл

Богат, как Иов

БОГ ОСУЖДАЕТ ДРУЗЕЙ ИОВА (42:7–9)

 

Поражает в этой истории то, что Божий гнев воспылал на таких, казалось бы, достойных защитников Его провидения, как трое друзей Иова. Вполне ясно одно: люди могут защищать Бога, но не обрести при этом Его благоволения. Как такое возможно?

 

Бог проводит различие между Иовом и его друзьями

 

Должно быть, Елифазу стало не по себе, когда Бог прямо сказал ему: «...вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иова 42:7). Такие слова подобны грому среди ясного неба. Тем более что об Иове, который, по их мнению, был падшим человеком, Бог отзывался крайне благосклонно. Господь ждал, пока трое друзей завершат свои речи, чтобы затем подвергнуть их жесткому осуждению. Ждать пришлось долго. Нигде в Святом Писании таким своенравным людям, как друзья Иова, не предоставлялось столько времени для речей. Они имели возможность на протяжении девяти глав объяснять взаимосвязь между грехами Иова и Божьими наказаниями.

 

Нас не должно удивлять то, что Бог отверг их точку зрения. Скорее, должно удивлять другое.

 

Прежде всего, то, что осуждение было столь радикальным. К тому же, все Божьи слова были пропитаны негодованием – ни капли утешения или поддержки. Несмотря на все благие намерения этих мужей, на них обрушился Божий гнев. Бог был почти готов отвергнуть их.

 

Но что именно стало причиной Его гнева? Несправедливое отношение друзей к Иову? Конечно, их отношение к Иову было ужасным. Вскоре они уже не смогут пренебрегать им. Однако не это Господь считал настоящим злом. Будь это так, они сбились бы с правильного пути, осудив Иова, но при этом преследовали бы благие цели, а именно стремились бы защитить Божье имя. В таком случае Бог сказал бы Елифазу: «Я, конечно, признателен вам, что вы защищали Мое провидение. Тем не менее делали вы это неправильно, а именно ценой страданий Иова».

 

Но Божье осуждение было более жестким: «Вы неверно говорили обо Мне». Выражение «неверно» означает в данном случае «безосновательно, используя не заслуживающие доверия сведения». Таким образом, сказанное друзьями Иова о Боге не было правдой. Вне всяких сомнений, у них были благие намерения. Кроме того, часть их утверждений о Боге была верной. Позднее апостол Павел процитирует высказывание Елифаза о том, что Бог «...уловляет мудрецов их же лукавством» (Иова 5:13, 1-е Кор. 3:19).

 

Таким образом, проблема не в том, что все сказанное ими было ложью – ведь это, как мы видим, не так, – но в том, что Господь не узнал Себя в изображенном ими образе Бога. Люди могут совершенно серьезно говорить о Боге и даже сказать несколько правильных вещей о Нем. Тем не менее, видя то, как они воспринимают Его в целом, Бог говорит: «Я не таков!»

 

Мы должны четко уяснить эту истину и хорошо помнить об этом, когда навещаем тех, в чьей жизни случилось ужасное несчастье. Одни люди пытаются объяснить, почему Бог поступил подобным образом, другие хотят обосновать, почему Он не имеет никакого отношения к несчастьям. Но Бог всегда внимательно нас слушает. То есть Богу крайне интересно знать, что мы говорим о Его причастности к страданиям. Следовательно, мы должны отвечать за свои слова. И горе нам, если мы говорим о Боге, исходя из собственных представлений о Нем. Именно так поступили друзья Иова.

 

Еще неприятнее им было слышать, что Бог несколько раз положительно отзывается об Иове, отмечая: «...вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иова 42:7, 8).

 

Когда же Иов верно говорил о Боге? Некоторые толкователи полагают, что здесь имеются в виду слова Иова во время его покаяния (Иова 42:1–6). Они утверждают, что только тогда Иов начал говорить верно о Боге. Однако такое толкование кажется нам не совсем убедительным.

 

Бог противопоставлял речь Иова речам его друзей. Бог сравнивал ход рассуждений Иова с ходом рассуждений его друзей. Вполне очевидно, что в данном случае подразумевается общая картина общения Иова с друзьями, во время которого он говорил о Боге верно, а друзья – неверно. Нас немного озадачивает то, что Бог так положительно отзывается об Иове. Ведь, согласно Его собственным словам, Иов «омрачал Провидение словами без смысла» (Иова 38:2). Скорее всего, Бог имел в виду следующее. Как Иов, так и его друзья верили в Бога. В этом отношении между ними не было никакого различия. Различие было в содержании их речей о Господе – они говорили о Нем на разных языках. Дело в том, что друзья пытались втиснуть Живого Бога в рамки собственной логики. Данный подход проявлялся в том, как они относились к Богу. Они всегда говорили о Нем, но не с Ним. Бог был где-то вдали. У них не было каких-то тесных взаимоотношений с этим Богом, будто они вовсе не были с Ним связаны.

 

Однако у Иова такая связь с Богом была. Отвечая на вопросы друзей, он то и дело обращался к Господу (Иова 7:12; 10:2; 13:24 и т. д.). Конечно, он говорил высокомерные и безрассудные слова. И это было его ошибкой! Тем не менее у Иова была связь с Живым Богом. Он так и не проклял Бога, как предсказывал сатана. Также он не принял человеческое понимание Бога (которое отражалось в речах его друзей). Он не скрывал своих проблем. Он открыто выражал свое несогласие с Богом. Но со всеми своими вопросами и укорами Иов вновь и вновь обращался к своему Богу и предавал себя в Его руки. Именно это имел в виду Бог, утверждая, что Иов верно говорил о Нем.

 

Пусть это будет для нас предупреждением, дабы мы не создавали образ Бога, руководствуясь собственными представлениями о справедливости. Никогда! Ведь подобный подход создает лишь видимость решения проблемы и оскорбляет Живого Бога.

 

Различные вопросы зачастую просто должны остаться без ответа. И лучше не иметь ответа, нежели пытаться дать ответ на основании собственных представлений о Боге. Вот почему Бог сказал, что Иов, в отличие от его друзей, верно говорил о Нем. Хотя Иов и перешел несколько раз границы дозволенного, он тем не менее не начал ссылаться на собственные представления о Боге. Вывод таков: в своем самомнении Иов оступился и подверг себя опасности. Тем не менее он преткнулся, следуя по пути веры, которая и стала для него спасением. Лучше преткнуться на правильном пути (как Иов), нежели браво маршировать в направлении, которое выбрал сам (как его друзья). Ведь тот, кто споткнется и упадет на пути веры, не погибнет – его удержит и поднимет Бог.

 

Друзья спасены

 

Не часто Бог напрямую обращается к тем, кто говорит о Нем неверно. Три друга Иова были полностью уверены в том, что их понимание Бога верно. Они стояли плечом к плечу, были едины в своем мнении. Их схема работала безукоризненно, за исключением того факта, что Иов не желал признавать свою вину. И это обстоятельство портило всю картину. Друзья все силы приложили для того, чтобы решить данную проблему. Но у них ничего не получилось. Как только Иову давали возможность высказаться, он сразу все портил, заявляя о своей невиновности. Однако, согласно их логике, Иов не мог быть прав.

 

Ни Иов, ни Елиуй так и не смогли их переубедить. И это случается довольно часто. Заблуждающиеся люди всегда уверены в своей правоте. Когда же таким людям указывают на их неправоту, они бурно и с раздражением реагируют на замечания. Однако друзьям Иова некуда было деваться. Елифазу было сказано, что Господь отверг их понимание Его. Гнев Господень возгорелся против них. Бог уже был готов отвергнуть их (в нидерландском переводе – «причинить им вред». – Прим. пер.).

 

Серьезность положения подчеркивается большой жертвой, которую Бог повелел им принести: четырнадцать животных, семь тельцов и семь овнов, должны быть сожжены на жертвеннике в огненном пламени и клубах дыма. Бог заставил друзей Иова почти задыхаться от удушающего запаха горелого мяса.

Но они заплатили далеко не сполна. Жертва четырнадцати животных представляла собой кровавый прообраз величайшей жертвы всех времен. В конечном счете только Христос мог заплатить выкуп за совершённый грех. Таким образом Господь показал им всю тяжесть их греха.

 

Более того, Иов должен был помолиться за них. Они должны были сами попросить его об этом. Нелегкая задача. Ведь им придется открыто раскаяться в своей неправоте. Кроме того, друзья должны будут признать, что не они, но Иов говорил верно о Боге. К счастью, они выполнили Божьи требования. И, к счастью, Иов им все простил. Ведь в противном случае он не смог бы за них помолиться. Итак, мы видим Иова среди сжигаемых жертвенных животных. Божий гнев излился на жертвенных животных – пламя, клубы густого дыма, удушающий смрад... Ужасное зрелище. И вот стоит Иов, все еще больной, несчастный, молящийся за друзей.

 

Господь услышал его. Друзья не были наказаны. Восторжествовала Божья благодать и милость. Они низко склонили головы, в которых ранее было место лишь для человеческой логики. Это значит, что друзья Иова отреклись от своего ложного богословия и воздали Богу честь, Ему подобающую.

 

Ведь они не могли воздать Богу честь, пока предпринимали попытки предоставить разумное объяснение Божьего провидения. Поступая таким образом, друзья Иова оскорбляли Бога. Вследствие этого Бог отдалился от них. Те, кто пытается приблизиться к Богу с помощью собственного «логичного» богословия, на самом деле лишь отдаляются от Него! Признав свою вину (хотя в дальнейшем им нужно было еще многое осмыслить), они восстановили добрые отношения с Господом. И это произошло благодаря жертве всесожжения, то есть благодаря Христу!

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.