Ричард Пратт
Пленяем всякое помышление
Урок 3. Человек безгрешный
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27)
Чтобы понять библейскую апологетику, нужно верно понимать природу человека. «Познай самого себя», - со времен появления философии это высказывание популярно среди мыслителей. Познание себя готовит нас к тому, чтобы лучше решать задачи, стоящие перед нами в мире.
Библия выделяет в истории мира и человека три этапа: сотворение, грехопадение, искупление. Бог сотворил этот мир, человек навлек на него проклятие греха, Иисус Христос искупил его от проклятия Своей смертью и воскресением. В соответствии с этими тремя этапами существования мира мы исследуем природу человека в трех ее состояниях. В этом уроке мы поговорим о том, каким был человек до грехопадения, а в следующих двух уроках - о человеке падшем и о человеке искупленном.
А. Создан по образу Божьему
В отличие от прочих творений человек был создан по образу Божьему (см. Быт 1:27). Смысл этого факта настолько глубок, что в нашем уроке мы не сможем исследовать его во всей полноте. Нам придется ограничиться лишь кратким объяснением. Человек отражает Бога в своих внешних, физических свойствах и качествах, и в своем внутреннем мире - как никакое другое творение, он наделен способностью мыслить и рассуждать. Человек является уникальным подобием Божьим, поскольку обладает бессмертной душой (см. Быт 2:7). Более того, он отражает Творца и в своем призвании: человек поставлен править землей, как наместник Великого Царя. Как представитель Бога, он раскрывает заложенный в творении потенциал, использует его, чтобы служить Творцу (см. Быт 1:27-31).
Эти свойства в определенной мере присущи людям и сейчас, но до грехопадения человек служил подобием Бога особым образом. До грехопадения человек был Божьим совершенным подобием в творении. Изначально
Бог сотворил человека правым (праведным, прим. пер. Екк 7:29)
В начале человек был безгрешным образом Божьим. В Эдемском саду Адам и Ева жили в гармонии с Богом и не знали стыда. В то время они обладали
истинным знанием по образу Создавшего их (Кол 3:10).
В другом отрывке сказано, что новый человек - как Адам до грехопадения, -
создан по Богу в праведности и святости истины (Ефес 4:24).
Эти стихи свидетельствуют, что до грехопадения человек обладал двумя особыми качествами: во-первых - истинным знанием (Кол 3:10). Иными словами, Адам и Ева всегда помнили отличие творения от Творца в том, что касается способности познавать мир. Они полагались на Божье откровение как источник всей истины, и свои размышления соизмеряли с истиной, открытой им Богом. Именно поэтому Бог доверил Адаму возделывать и хранить сад и выбрать имя каждому животному на земле. Адам сознавал: чтобы иметь верное знание, необходимо во всех жизненных обстоятельствах прислушиваться к Богу. Во-вторых, до грехопадения человек обладал «праведностью и святостью истины», т.е. его верное знание дополнялось его нравственными качествами. Адам понимал, что он, как существо сотворенное, нуждается в Божьем водительстве относительно добра и зла. Поэтому он и Ева в совершенстве исполняли Божьи установления и жили в гармонии со своим Создателем. До грехопадения человек знал истину и жил в согласии с этой истиной во всех отношениях (см. рис. 6).
.Б. Безгрешное и конечное существо
Будучи до грехопадения совершенным образом Божьим, человек все же был существом сотворенным и предельным. Бог вездесущ и присутствует всюду (см. 3 Цар 8:27; Ис 66:1); человек же ограничен своим физическим телом. Бог всемогущ, и нет ничего невозможного для Него, а человек, несмотря на могущество современной техники, в сравнении со своим Создателем бесконечно слаб и ограничен. Знание Бога совершенно и полно, и в этом человеку тоже не сравниться с Творцом (Иов 37:16; Пс 138: 2-18; Прит 15:3; Иер 23:23-24). Как сказано об этом,
нет твари, сокровеной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет (Евр 4:13).
Даже Адам согласился бы с пророком Исаией, который сказал о Боге:
Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис 55:9)
Действительно, в сравнении с ведением Божьим мысли человека легковесны и суетны (Пс 93:11). Человеческое знание неполно, и он способен познавать лишь то, что открыто ему Богом.
Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли слова закона сего (Втор 29:29)
Рис. 6
ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА
Рис. 6
Поскольку мы понимаем, что знание человека ограничено, стоит обсудить подробнее связанный с этим немаловажный вопрос. Рамки времени и современных взглядов, происходящие в знаниях общества изменения полагают определенные пределы в понимании известного человеку. Эти и другие ограничения составляют часть установленного порядка творения. Однако нужно учитывать, что до грехопадения все знание Адам получал от Бога, полагаясь на Его откровение. Знание первого человека не было полным, однако оно было верным (см. Кол 3:10). Иными словами, все, что человек знал, было истинно, потому что он обращался в поисках знания к Богу - источнику истины. Следовательно, конечность и ограниченность человека не лишает его способности познавать истину. Если знание проистекает от Бога – это знание верное.
Однако Адам был существом предельным, он не мог иметь полноты знания – «сокрытое принадлежит Богу» (Втор 29:29). Многое оставалось для него тайной. Даже совершенный человек был неспособен свести все аспекты своего знания воедино, его мышление неизбежно сталкивалось с парадоксами и неразрешимыми противоречиями. Но великие тайны не обесценивали и не исключали знание. Уверенность Адама в своих знаниях зижделась на откровении от Бога, а не на собственной его способности познавать мир без Бога. Пока мы полагаемся на Бога, наше несовершенное знание имеет ценность в силу полноты знания Божьего.
Давайте рассмотрим тайну, с которой наше знание сталкивается и сегодня. Воплощение Иисуса Христа – событие непостижимое. Мы исповедуем, что Он одновременно Бог и человек. До некоторой степени мы способны понять: Он действительно Бог и истинный человек. Но попытавшись разобраться в этом учении глубже, мы достигнем предела человеческой способности понимать. Как объяснить, что Иисус «исполнялся премудрости» (Лк 2:40), если Он - всеведущий Бог? Способны ли мы объяснить, как Иисус – Бог, - умер на кресте? Можно предпринимать слабые попытки ответить, но любой честный человек вскоре признает: эти и другие вопросы превосходят возможности человеческого разумения. Мы не в силах постичь, что это значит, но можем быть уверены в том, что это знание истинное. Нам недоступно полное понимание, но наша уверенность основана не на человеческой способности понимать, а на Божественном откровении.
Продвигаясь в познании христианских истин, мы увидим, что каждое учение Библии ведет к истинам, которые сами по себе или в соотношении с другими библейскими истинами лежат за пределами человеческого разумения. В рамках христианского учения существует много кажущихся противоречий, но это не должно вызывать у нас сомнений в истинности Библии по двум причинам. Во-первых, это показывает нам конечность человека и ограниченность его знания. Человеку остается признать, что он существо тварное и согласиться с апостолом Павлом:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33)
Во-вторых, будучи не в силах согласовать библейские истины со своим пониманием, мы не должны ставить под сомнение Библию, поскольку за нею стоит разум Божий, для которого тайны нет. В Нем связаны воедино даже самые противоречивые с нашей точки зрения идеи. Для Бога все открыто: Его знание совершенно. Тайна – это показатель предельности творения, а не Творца. И пока в поиске знаний мы полагаемся на Создателя, величайшие тайны не скроют от нас истину. (см. рис. 7)
Рис. 7
В. Логика, Бог и человек
Вопрос о месте логики в отношениях Бога и человека оказывает значительное влияние на практику библейской апологетики, поскольку в беседах с неверующими он возникает постоянно. В этом уроке мы ограничимся лишь одним аспектом этого вопроса, а позднее рассмотрим остальные.
Адам был создан существом разумным и мыслящим; этим он отражал премудрость Бога и отличался от животных (см. 2 Петр 2:12; Иуд 10). Как нам известно, в Эдемском саду Адам пользовался своими мыслительными способностями, полагаясь на Бога; он строил свои размышления в согласии с Божьим водительством. Безусловно, Адам пользовался логикой, во всяком случае, в ее менее изощренной форме, но пользовался ею в послушании Богу. Он никогда не считал логику автономным средством познания, и не пренебрегал своей зависимостью от Бога. Следовательно, свои мыслительные способности Адам подчинял Божьему откровению и руководству. Адам был безгрешным образом Божьим, и поэтому Бог был для него источником и мерилом истины.
Зная, какую роль логическое мышление играло в жизни человека до грехопадения, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, сам по себе разум не есть зло. Христианство подвергалось стольким нападкам со стороны называвших себя приверженцами «здравомыслия и научной точки зрения», что некоторые христиане видят единственный выход в том, чтобы отвергать разум и науку как зло. Но, использовать свой ум как таковой – не есть зло. В Эдемском саду Адам рассуждал и мыслил. Именно он подбирал имена животным и возделывал сад. Конечно, человеческий разум без Божьего водительства склонен к ошибкам и заблуждениям. Но если пользоваться им, полагаясь на Божье откровение, он дает истиное знание. Разум как таковой не противостоит ни вере, ни истине.
Во-вторых, логика не исключает отличия между Творцом от творением. Когда мы говорим о человеческом разуме, нужно помнить, что логика – в лучшем случае – это отражение мудрости и ведения Божия. Хотя в Писании Бог снисходит до нас и являет себя в доступных тварному сознанию категориях, однако логика, в известных нам формах, неравна Богу, не возвышается над Ним, и не составляет часть Его Личности. Логика - даже в наиболее изощренных и утонченных ее проявлениях – относится к творению и принадлежит человеку как образу Божьему, а не Самому Богу.
Поскольку логика – часть творения, ей присущи и все свойственные творению ограничения. Для начала нужно сказать, что логика как система изменяется и развивается. Есть не одна, а несколько логических систем, которые в некоторых аспектах противоречат друг другу. Не существует даже единого общепринятого определения понятия «противоречие». Кроме того, даже если бы все люди могли принять единую систему мышления, человеческая логика неспособна определить истинное и ложное. Христианство до некоторой степени рационально и логично, однако в таких вопросах как воплощение Иисуса Христа и учение о Троице логика исчерпывает себя. Логика - не Бог, и ей не следует воздавать того почтения, которое принадлежит лишь Богу. Истину ищут у Божьего престола, а не на суде логики.
Итак, следует избегать двух крайних позиций в оценке разума и логики. Обычно люди пытаются либо отвергнуть их в пользу слепой веры, либо наделить логику и разум определенной независимостью от Бога. До грехопадения человеку не свойственны были в эти крайности. Он был сотворен существом мыслящим, но он признавал присущую его разуму предельность, и зависимость своей логики от Бога (см. рис. 8).
Рис. 8
Чтобы решать задачи апологетики необходимо знать о том, каким был человек безгрешный. И хотя сегодня все люди поражены грехом, им по-прежнему присущи многие качества, которыми обладал человек до грехопадения. Защищая веру, мы беседуем с потомками Адама и Евы. Вот почему столь важно понимать, какими были наши прародители.
Обзорные вопросы:
- О каких трех состояниях человека можно рассуждать?
- Человек сотворен по образу Божьему, - что это означает?
- Как безгрешный Адам принимал нравственные решения и познавал мир. Можете ли вы подтвердить свои слова Писанием?
- Почему предельность человека ограничивает его знание?
- Почему существуют недоступные человеку тайны? Приведите пример подобной тайны.
- Как мы можем быть в чем-то уверены, если многое мы неспособны понять?
- К каким выводам касательно логики ведет исследование личности безгрешного человека?
Этот материал еще не обсуждался.