Ричард Пратт
Пленяем всякое помышление
Урок 2. С чего все началось
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1)
В предыдущем уроке мы говорили о том, как апологетика соотносится с Библией. Защищать христианскую веру следует только на основе Писания и принципов апологетики, изложенных в нем. Мы продолжаем рассматривать библейский подход к апологетике и обсудим некоторые фундаментальные библейские понятия, начиная с понятия о сотворении мира.
А. Бог и Его творение
Библия - религиозная книга, которая написана, чтобы указать людям путь истинной веры, поэтому немаловажно, что в первых строках Библии однозначно утверждается: Бог есть Создатель всего, и человек должен признать Его Своим Творцом и Господом. Не будет преувеличением сказать, что эта тема проходит через все Писание: если бы Господь Бог не сотворил вселенную, человек никогда не жил бы в Эдемском саду, грехопадение не произошло бы, и не было бы нужды в спасении через смерть и воскресение Христа.
Эдемский сад был местом гармоничных отношений между Богом и Его творением, существовавших до грехопадения. Грех - это мятеж творений против Создателя. Спасение – это избавление от греха и восстановление гармоничных отношений между Творцом и творением. Всеобъемлющую суть акта сотворения апостол Иоанн описал так: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3).
Если мы хоть на минуту задумаемся о смысле стиха Быт 1:1, мы признаем, что сотворение мира подразумевает существование фундаментального отличия: между Тем, Кто создал все - с одной стороны, и Его созданием - с другой. Итак, между Богом-Творцом и Божьим творением есть отличие, которое мы назовем отличием творения от Творца. Это понятие в курсе апологетики мы исследуем глубже и будем постоянно использовать. Отличие творения от Творца нельзя забывать и оставлять без внимания, поскольку это понятие неотъемлемо от библейского подхода к защите веры.
- Бог самобытен
Сегодняшние христиане нередко представляют себе Бога этаким стареньким дедушкой, который, сидя на облаках, беспомощно наблюдает за грустными событиями на земле. Бога считают практически бесполезным, лишним. К нему обращаются только в том случае, если на ум пришла какая-нибудь прихоть или желание, и хочется, чтобы Он их исполнил. Многие считают, что мир прекрасно обойдется и без Бога. «Он нужен лишь в случае катастрофы или беды», - говорят они. Более того, некоторые люди полагают, что Сам Бог каким-то образом зависит от Своего творения. Он, конечно, и хотел бы, чтобы все шло иначе, но изобретательное человечество захватило Его врасплох. Несмотря на распространенность подобных взглядов, они очень далеки от библейской истины. Бог - могущественный Творец и Вседержитель мира, а не добрый немощный старичок. Именно об этом говорит послание к Римлянам:
«все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36)
Пристальный взгляд на этот стих откроет нам глубокое знание о Боге. Во-первых, все творение «из Него», - говорит апостол Павел. Иными словами, Бог сотворил мир из ничего; творение не возникло само по себе. Во-вторых, все творение - «к Нему», т.е оно существует для Божьей славы и радости, а не для человека или другого сотворенного существа. И, наконец, все сущее «Им» стоит. Павел говорит не о начале и не о цели творения, а о том, что Бог постоянно поддерживает и сохраняет сотворенный Им мир. Все творение существует лишь благодаря Богу. Как в начале Бог Своим могуществом сотворил все, так и сейчас Он сохраняет этот мир Своей силой. Вот главная мысль апостола: Бог безначален, Он не был создан Своим творением, Он имеет бытие в Самом Себе и не обязан Своим существованием творению. Мы читаем, что Он
не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян 17:25).
Совершенно очевидно, что Бог не нуждается ни в чем, и творение ничего не может дать Ему. Напротив, Он заботится обо всех нуждах творения. В этом смысле Бог независим.
- Творение зависимо от Бога
Мы сказали о том, что Бог независим от Своего творения, но вместе с тем нужно отметить, насколько зависит от Творца Его творение. Мы знаем, что дети зависят от своих родителей, однако, взрослея, постепенно все меньше нуждаются в родительской заботе. Даже новорожденный младенец некоторое время способен прожить без матери. Но творение зависит от Бога иначе. Творение и доли секунды неспособно просуществовать без поддерживающей его силы Бога. Писание не раз говорит об этом:
Сам дая всему жизнь и дыхание и все; (Деян 17:25)
Ибо Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол 1:17)
Бог сохраняет, поддерживает и обеспечивает существование сотворенного им мира. От малейшего до величайшего, - во всех аспектах своего бытия, - все творение полностью зависит от Бога. Следует согласиться с Жаном Кальвином в том, что вера в Бога Творца должна сопровождаться верой в Господа, направляющего историю. Творение не имеет силы само в себе. Оно все получает от Бога - Им живет. Все существует благодаря Ему и через Него. Поэтому нужно помнить, что творение полностью зависимо от Бога (см. рис. 3).
рис. 3
В следующих уроках мы увидим, что ведущее различие между христианами и не-христианами состоит в том, что верующие признают отличие между независимым Богом и зависимым творением. Все жизненые вопросы они стремятся рассматривать в свете зависимости творения от Творца. А неверующие всеми способами отрицают эту зависимость. Но по сути, несмотря на многообразие возражений, они просто пытаются свести на нет отличие творения от Творца, поставить Бога в зависимость от сотворенного мира, а творению приписать определенную степень автономии. Различные мнения, существующие среди не-христиан, объединяет одно качество - они не признают отличие творения от Творца (см. рис. 4)
- Бог явил Себя человеку
Как христиане, мы призваны утверждать отличие между Творцом и творением, не забывая о том, что Бог явил Себя и открыл Свою волю человеку. В разные времена Господь свидетельствовал о Себе различными путями. Но мы поговорим о том, как Богу угодно было являть Себя во все времена.
а. Бог открыл Себя в творении
Бог явил себя в искуссном и совершенном строении вселенной так, что знаки Его славы запечатлены в Его творениях и видимы всем людям. Каждый атом этого мира свидетельствует человеку о Боге и Его воле.
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание (Пс 18:2-3).
Красота и упорядоченность природы открывают человеку Божье величие и Его праведные установления. Как сказал апостол Павел:
Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так-что они безответны (Рим 1:20).
Библия говорит, что Бог открывает Себя всем людям через упорядоченность и великолепие мироздания, а также разумность и совершенство строения человека. Бог неопровержимо свидетельствует о Себе через творение, хотя падшее человечество это отрицает, и даже христианам бывает порой нелегко это увидеть. Каждый аспект творения обращает наш взгляд к Творцу. «Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его» (Пс 96:6).
Чтобы постигнуть себя и окружающий мир, человеку нужно признать явленное в природе отличие творения от Творца. Тогда, изучая творение, он откроет в нем Божью волю. Например, недостаточно знать, что коровы питаются травой. Истинное понимание этого факта покажет нам Божью заботу о творении, и обязанность, которую Он возложил на человека: править творением во славу Божью (см. Быт 1:28). Расстояние между землей и ближайщей к земле звездой верно понято нами только тогда, когда мы сознаем, как в этом факте Бог открывает Себя: бессчетные световые годы есть дело лишь перстов Божьих. Человек должен увидеть в этом, как необходимо ему смириться перед Всемогущим Творцом и благодарить Его за милость (Пс 8:1-5). Поскольку творение неспособно существовать вне Бога, оно неотвратимо свидетельствует о Нем, и чем полнее наше понимание любого факта мироздания, тем глубже оно открывает нам Бога и Его волю.
б. Божье особое откровение
По разным причинам Богу всегда было угодно сопровождать откровение в природе особыми свидетельствами о Себе. В Эдемском саду Адаму Он говорил о дереве познания добра и зла. Патриархам Он открывал Себя в снах, видениях и Богоявлении. С Моисеем Господь говорил через несгорающий куст и каменные скрижали с Десятью Заповедями. К апостолам Он обратился через жизнь и слова Иисуса Христа. В наше время Бог открывает Себя через богодухновенные Писания.
Используя различные аспекты творения для откровения о Себе, Бог так или иначе дополнял способность природы являть Его. Прежде чем грех вошел в мир, Бог испытывал послушание человека через особое откровение. После грехопадения особое откровение имеет двойную цель: показать человеку путь спасения во Христе и помочь ему лучше понимать общее откровение Бога и Его волю, явленные в других аспектах творения. Грех не только навлек на человека Божий суд, но и сделал его слепым к свидетельствам о Боге, явленным в природе. Поэтому Писания служат средством, которое помогает нам понять себя, мир и Бога.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим 3:16-17).
Божье откровение в Писаниях дано человеку, чтобы направить его к истинному знанию.
Божье откровение в природе и в Писании не устраняет коренного отличия творения от Творца. Мы увидим, что Божье откровение составляет одно из оснований, на котором это отличие может и должно быть осознано человеком (см. рис. 5)
БОГ
ОТКРОВЕНИЕ БОГА
И ЕГО ВОЛИ
ЧЕЛОВЕК
рис. 5
Б. Человек зависим от Бога
Слова псалмопевца напоминают нам, кто мы:
Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его (Пс 99:3)
Человек зависит от Бога не меньше, чем остальное творение, поскольку и он – Его создание. Да, человек – вершина создания Божьего, но все же он – смертное тварное существо (Быт 2:7). «Ибо мы Им [Богом] живем и движемся и существуем» (Деян 17:28) и без Него мы ничто. Все, чем обладает человек, дано ему от Бога. Если Бог отнимет от нас Свою руку, мы, - как и все остальное творение, - перестанем существовать. Мы существуем лишь по воле Божьей. Эта зависимость охватывает все аспекты жизни человека, но мы сосредоточим внимание лишь на двух из них, особенно важных для дальнейшего изучения апологетики.
1. Человек зависим от Бога в своем познании
Существующее отличие между Творцом и творением определяет христианский взгляд на способность человека познавать себя, окружающий мир и Бога. В следующих уроках мы поговорим о процессе познания, и прежде всего о том, как повлиял на него грех. Но сначала нужно сказать человеческом знании вообще. Как мы уже видели, человек полностью зависит от Бога. Эта зависимость распространяется и на его знания. Только Бог обладает независимым знанием о Себе и Своем творении, но знание человека имеет пределы и зависит от Бога. Псалмопевец сказал об этом так:
«во свете Твоем мы видим свет» (Пс 35:10)
Без света Божьего откровения в Писании и творении мы никогда не узнали бы света. Бог знает все, и если мы сами стремимся познавать, нам следует полагаться на Его знания. Всякое верное знание получено человеком - намеренно или ненамеренно - от Бога. Так было с первым человеком, Адамом, и так продолжается до сих пор. Сам Иисус говорил:
Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6).
Апостол Павел вновь подчеркнул это, когда сказал, что во Христе: «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3)
Вся истина содержится в Боге, а не только так называемые истины религиозные. Люди получают истинное знание только обращаясь к Божьему откровению как источнику истины, поскольку именно Бог учит человека знанию (Пс 93:10). Далее мы увидим, что зависимость человека от Бога в сфере познания не означает, что человек лишен способности думать и рассуждать, или как компьютер «запрограммирован» Богом. Люди действительно мыслят, однако в познании истины зависят от Бога и получают истинное знание от Него.
2. Человек зависим от Бога в сфере нравственности
Люди зависят от Бога в познании вообще. Им следует полагаться на Него и в сфере нравственности. Когда ставятся под сомнение традиционные ценности и жизненные цели, нам вновь и вновь приходится задаваться вопросом: как же определить, что хорошо - что плохо, правильно и неправильно. Снова и снова утверждать отличие творения от Творца - единственный способ найти верный ответ на этот и другие вопросы. Как Создатель всего, изначально стоящий над законом, Бог есть Законодатель, Который вправе ожидать послушания от Своих творений. Когда Бог сказал: «это хорошо», Он провозгласил Себя единственным Судьей над добром и злом. И Он сих пор сохранил за Собой это право. Адаму и Еве Он повелел: «от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт 2:17). Моисею Он возвестил: «Я Господь, Бог твой ... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20:2,3). Об Иисусе Христе Бог говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5). Нет суда, где можно оспорить установления Божьи; Он – Верховный Судья. Его нравственные законы обязательны для всех людей, и если мы хотим отличать добро от зла, нам нужно помнить о том, что и в этом мы зависим от Своего Создателя.
Создавать библейскую апологетику – задача сложная. Бог есть Творец всего, и если мы – Его творения - хотим обладать истинным знанием и поступать верно, нам следует полностью полагаться на Его откровение во всем.
Обзорные вопросы:
- Какое значение имеет тот факт, что Библия начинается именно словами Быт 1:1?
- Что означает «отличие творения от Творца»?
- «Бог имеет бытие в Самом Себе, независим, самодостаточен», - что это означает? Значит ли это, что Он никах не связан с нашим миром?
- В чем творение зависит от Творца? Можете ли вы подтвердить свой ответ словами Писания?
- Какие две главных формы Божьего откровения вы знаете сегодня? Какая из них помогает нам верно понимать другую?
Этот материал еще не обсуждался.