02.05.2010
Скачать в других форматах:

А. Скот Моро

Статьи из Евангельского словаря мировых миссий

Новые религиозные движения 

Термин «Новое религиозное движение» (НРД) не имеет точного определения, но он был избран учеными, стремящимися сознательно избежать употребления терминов «культ» или «секта» из-за их перегруженности эмоциональными и уничижительными коннотациями. В общем смысле этот термин используется для определения религиозных групп, богословских взглядов, а также структур или модели религиозного поведения очевидным образом отличающихся от тех, которые занимают доминирующее положение в обществе. Группа может быть «новой» в инновационном смысле этого слова, когда ее своеобразные религиозные взгляды и модели поведения развиваются в контексте существующей религиозной среды (мормонство в США и бахаизм в Иране). Термин НРД также может быть применен к основным или маргинальным субгруппам, которые существуют среди ранее признанных религиозных традиций и которые полностью привнесены в новую социальную и религиозную среду (кришнаиты в США и мормоны в Азии). 

НРД имеют общие характеристики. Относительное влияние каждой характеристики отличается, но в общем НРД выделяются своим сильным харизматическим лидерством, явным отличием между членами группы и обществом в целом, что отражает и усиливает необходимость их глубокой преданности; притязанием на доступ или обладание истиной, которая недоступна кому-либо вне группы; а также резко выраженным акцентированием на удовлетворении личных потребностей и личном опыте. 

Несмотря на то, что появление новых религий  старо как сама история, вторая половина ХХ века являлась необыкновенно продуктивным временем для развития и роста НРД. Этот всемирный феномен отражает силу широких социальных тенденций, характерных для современного общества, которые способствовали быстрому росту и относительному успеху большого количества НРД. 

Культурная глобализация особым образом увеличила потенциал успеха НРД. Средства массовой информации принесли весь мир к порогу нашего дома, поднимая уровень сознания и заинтересованности широким спектром религиозных традиций. Современные миграционные движения напрямую столкнули многие общества с различными  альтернативными религиозными группами, значительным образом увеличив возможности для религиозных межличностных отношений. Столкновение лицом к лицу с соседом-буддистом значительно отличается от столкновения с буддистской философией. 

После Второй мировой войны начался значительный спад влияния устоявшихся институтов церкви, стремящихся удержать всеобщую приверженность и преданность. Политические и социальные системы также отражают эти изменения, но они стали в большей мере характеристикой современной религиозной среды. Этот упадок влияния различных систем связан с ростом индивидуализма. Индивидуализм действует как обоюдоострый меч, немедленно освобождая человека для принятия личностных решений за пределами сдерживающих факторов социальной общности, и в то же время он оставляет человека изолированным и одиноким с чуткой восприимчивостью к вести об общинном единстве, характерной для многих НРД. 

Рост релятивизма, как доминирующей этической черты современной жизни во время вышеупомянутых социальных перемен, способствует усилению состояния нравственного и духовного беспорядка. Наиболее успешной религиозной реакцией на это всеобщее состояние беспорядка стал призыв вернуться к старым путям (всемирный фундаментализм) и поиск новых путей в неведомом будущем (НРД). 

Кроме этих общих  характеристик современности можно  видеть конкретные социальные и культурные условия, которые создают особо благоприятную почву для роста НРД: 

Секуляризация – спад авторитета и статуса утвержденных религиозных институтов в пользу участия в публичных дебатах.

Разрыв связи между поколениями – утрата молодежью уверенности в способности ценностей, институтов и традиций старшего поколения удовлетворить политические, экономические, социальные и религиозные потребности будущего.

Религиозная свобода – отсутствие политических и социальных ограничений относительно личной религиозной ориентации и практики.

 

Послевоенная  Япония является классическим примером присутствия всех этих факторов, которые  привели к возникновению плодородной почвы для роста НРД. Сейчас в Японии насчитывается более 11.000 отдельных буддистских групп, большинство из которых сформировалось в послевоенный период. 

Несмотря на то, что XXI век имеет все возможности для радушного принятия НРД, факты свидетельствую о том, что большинство НРД не преуспевают в привлечении и удержании существенного количества последователей. В США почти 75% людей, которые становятся членами подобных движений, оставляют их в течение первых двух лет. Пример мормонов является редким исключением. Даже те движения, которые производят впечатление успешных, остаются довольно маргинальными. В США количество преданных сторонников движения Харе Кришна никогда не превышало среднего количества прихожан на воскресном богослужении одной большой евангельской церкви. Однако существуют факторы, определяющие более успешные движения: 

Баланс  между целостностью группы и напряженными отношениями с доминирующей культурой. Успешное НРД должно предоставить альтернативу, но это движение не может слишком  отличаться от окружающей среды.

Эффективное харизматичное руководство, которое сохраняет равновесие между новым видением и необходимыми организационными навыками.

Крепкие межличностные взаимоотношения и ясные разграничивающие линии, которые делают группу отличной от других, если не уникальной, но не приводят к полной изоляции.

Вовлечение в группу достаточного количества детей, что ограничивает вероотступничество и утверждает преемственность.

 

Как правило, отношение  евангельских христиан к НРД основывается на отдаленности или отклонении последних от традиционных христианских верований и практик. Этот богословский подход сосредоточен на исследовании притязаний на истинность и руководствуется заботой о людях и сохранением истины. Евангельские христиане поступят мудро и разумно, если будут изучать богословие, деятельность и методы развития НРД, а также будут готовы с любовью свидетельствовать об истине Евангелия Христа. Однако необходимо быть чрезвычайно осторожным, чтобы не связать эти усилия со светским антисектантским движением, которое исполнено крайней антирелигиозной предвзятости, утверждает право государства контролировать религию и не сдерживается христианскими этическими нормами.

                                                      Джеймс Ченселлор

 

 

 

Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.