А. Скот Моро
Статьи из Евангельского словаря мировых миссий
Исламские новые религиозные движения
Термин «новые религиозные движения» (НРД) не является исламским, но, как и в других четко определенных религиозных традициях, в исламе часто возникали движения возрождения и обновления. В таких движениях обычно подчеркивается одна из доктрин ислама, истолкование которой выходит за пределы разумного. Зачастую такие движения формируются вокруг ключевой фигуры, лидера, утверждающего, что он получил новое религиозное прозрение. Суфии (группы мистиков) время от времени двигались в этом направлении. Шиитский ислам, с присущим ему акцентированием на особом духовном состоянии и проницательности имамов, является плодородной почвой для возрастания исламских НРД. Часто эти НРД возникают вследствие попыток смешать ортодоксальный ислам с местными этническими, культурными и народными религиозными ценностями и практиками.
Часто такие движения, по причине собственного уникального развития, полностью теряют свою исламскую идентичность. Например, друзы – замкнутая община из шестисот тысяч человек, живущих в Израиле, Ливане и Сирии – возникли в начале ХХ столетия как исламское НРД внутри Каирской секты Фатимид Измаили. Верования друзов похожи на взгляды гностиков. Утверждая о божественности своего основателя, о своей линии пророков и обладая своей священной литературой, друзы находятся далеко от общего исламского лагеря. Относительно недавно, в середине XIX столетия, возникло движение обновления шиитского ислама в Иране, которое впоследствии превратилось в бахаизм. Эта секта отстаивала особый духовный статус для своего основателя Баха Улла и очень быстро отказалась от всех традиционных аспектов исламской религиозной идентичности.
Следует упомянуть также о двух из наиболее значимых современных движений, которые поддерживают свою исламскую идентичность. Это «Ахмадия» и «Потерянный и найденный народ ислама» (чернокожие мусульмане). Ахмадия была основана Мирзой Ахмадом во второй половине XIX столетия в Индии, как ответное движение против политического, экономического и религиозного империализма христианского Запада. Мирза Ахмад разработал свои собственные доктрины об Иисусе, утверждая, что современное ему христианство является апокалиптическим Антихристом, и в конце провозгласил себя Махди и объявил Второе пришествие Христа. Ахмадия заимствовала агрессивные миссионерские техники с ярко выраженным антихристианским окрасом. В мире существует приблизительно 500 000 адептов этого движения. Наиболее активны и сильны они в Пакистане и Западной Африке. Они считают себя настоящими мусульманами, но подавляющее большинство суннитских мусульман считают их еретиками.
Миссионеры этого движения, действовавшие в американских городах в двадцатых и тридцатых годах, в определенной мере содействовали возникновению и становлению уникального афроамериканского исламского НРД, чернокожих мусульман. Элиах Мухаммад (Элиах Пул) основал это движение в Детройте в середине тридцатых годов. Это было негритянское сепаратистское движение, многие доктрины и практики которого выходили за пределы не только исламских норм, но, по всей видимости, не имели с исламом вообще ничего общего. Представители духовенства назывались «служителями», а дома, в которых проходили служения, назывались храмами, а не мечетями. После смерти Элиаха Мухаммада в 1975 году, руководство движением принял на себя его сын. С течением времени, они избавились от многих эксцентричных доктрин и приняли в целом ортодоксальное исламское учение. Большинство афроамериканских мусульман выбрало этот путь. Движение продолжало возрастать и сейчас насчитывает более одного миллиона последователей. Луис Фаракхан возглавил небольшую по размерам группировку, которая сохранила название «Народ ислама» и многие из своих еретических доктрин. Это продолжение первоначального движения сравнительно малочисленно (менее 50 000 человек). Чернокожее мусульманское движение добилось определенных успехов за пределами США, особенно в Тринидаде.
Исламские НРД время от времени продолжают появляться. Однако, по причине значительного социального и религиозного давления исламского общества и политического давления со стороны сочувствующего правительства, эти движения остаются малочисленными, уходят в подполье и покидают пределы мусульманского контекста или быстро исчезают.
Джеймс Д. Ченселор
Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)
Этот материал еще не обсуждался.