02.05.2010
Скачать в других форматах:

А. Скот Моро

Статьи из Евангельского словаря мировых миссий

Мистицизм

 

Мистический опыт присущ  большинству религий, хотя в различных традициях он  приобретает разнообразные формы. Мистицизм проявляется в теистическом контексте (иудаизм, христианство, ислам, теистический индуизм), монистических традициях (философский таоизм, некоторые формы индуизма и буддизма), пантеистических течений (синтоизм) и даже в среде натурализма (природный мистицизм). Мистический опыт существует даже в таких очевидных атеистических традициях как джайнизм и дзен буддизм.

 

В общепринятом смысле этого слова, мистицизм присутствует в христианстве на протяжении длительного времени. Мистики, такие как Бернард Клервосский (умер в 1153 г.), Мейстер Экхарт (умер в 1327 г.), Тереза Авильская (умерла в 1582 г.) и Джон Кросс (умер в 1591 г.), свидетельствовали каждый о своем, превосходящем естественные категории, опыте непосредственного переживания особых и близких отношений с Богом. Иногда проводится разделение между опытом ощущения «Иного» или «Святого» в теистическом контексте и мистическим опытом (созерцательным, который ассоциируется с индуизмом и буддизмом, и благодаря которому человек познает трансцендентное или высшее, «взирая в его естество»). Христианский мистицизм относится к предыдущей категории.

 

Существуют некоторые феноменологические сходства между описаниями мистического опыта в различных культурах и религиозных традициях, несмотря на то, что на его основании создаются сильно отличающиеся друг от друга доктринальные утверждения. В целом, мистический опыт характеризуется убеждением в неспособности человеческого языка и рациональных категорий передать высшую реальность, чувство единства между субъектом и объектом опыта и духовное качество (человек в результате опыта достигает высшего постижения реальности). Центральным в мистицизме является упоминание о непосредственном столкновении с трансцендентным или высшим. В индуизме и буддизме мистический опыт развивается посредством строгой физической и внутренней дисциплины (йоги).

 

Такие мыслители как А. Хаксли и С. Радхакришнан популяризировали идею о том, что мистический опыт является общим фактором во всех основных религиях и формирует основу истинной религии.

 

Однако, несмотря на некоторые сходства в языке и описании мистического опыта, совершенно очевидно, что мистики склонны истолковывать свои переживания в свете религиозных и богословских традиций, представителями которых они являются. Поэтому христианские мистики говорят о встрече с Богом, Святой Троицей, индуисты Адвата Веданты пытаются слиться с брахманом, а представители дзен-буддизма, отрицая субстантивную реальность самих себя и трансцендентного Существа, говорят о непосредственном вхождении в Пустоту (саньята). Онтологическое применение такого рода опытов взаимоисключающее. Ведь Триединый Бог христианства весьма отличается от нирваны брахмана. Более того, они несопоставимы с нематериальной природой Пустоты в буддизме.

 

В мистических традициях есть определенная ценность. Мистицизм напоминает нам об ограниченности человеческого знания. Ведь многие знания о Боге нам недоступны. Мистицизм также напоминает о важности динамично-опытного аспекта нашей веры. Однако, с другой стороны, мистицизм бросает вызов христианству по нескольким направлениям. Культуры, которые пребывают под влиянием мистицизма, склонны уделять больше внимания интуитивному религиозному опыту и относиться с подозрением к концептуальному знанию и вербальным выражениям. Таким образом, интуитивный опыт доминирует над четко сформулированными доктринами. Однако сердцем христианской веры является вера в то, что Бог открыл Себя понятным образом в Святом Писании. Также то, во что мы верим, влияет на наше спасение. Церковь, которая находится в контексте влияния мистицизма, должна признать человеческие ограничения и потребность в глубоком личном опыте общения с Богом и, в то же время, утверждать, что все необходимое для спасения и благочестивой жизни открыто нам в Божьем Слове.

 

Гарольд А. Нетланд  

 

Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.